Николо Угрешский монастырь в дзержинском

Монастырь был основан в 1380 г. по повелению князя Дм. Донского в благодарность за победу на Куликовом поле.

Адрес, телефоны и схема проезда

Телефон: 551-72-26, 551-14-55, 551-73-93

Адрес: 140056 г. Дзержинский, площадь свт. Николая, 4

Проезд: М. «Кузьминки», авт. 347, платф. «Люберцы» (Казанский вокзал), авт. 21, 24.

Ближайшее метро:

  • Метро «Кузьминки»
  • Платформа «Люберцы-1 с Казанского вокзала»

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе насельников монастыря, об изменениях в расписании служб, об истории монастыря, о предстоящих и прошедших событиях в монастыре, о святынях монастыря, о вариантах проезда к монастырю, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Поправка к информации о монастыре

Богослужение: Ранняя литургия в 7 часов в будние дни, каждый вторник в 17-00 акафист Преподобному Пимену Угрешскому, а по четвергам — акафаст Святителю и Чудотворцу Николаю.
Телефоны: 551-26-43(секретарь),551-14-55 (наместник)

3/1/2006 Сергей

Главная святыня нашего монастыря — это мощи Св. Николая Чудотворца
Также икона Св.Николая -копия, оригинал хранится в Третьяковке.
Настоятель — епископ Люберецкий Вениамин.

3/1/2006 Елена

Богослужения

В воскресенье во время вечернего богослужения Акафист соборным служением Божей Матери пред чтимым образом «Тихвинская».
В четверг во время вечернего богослужения — акафист Святителю Николаю пред ковчегом с частью его святых мощей.
В пятницу в 17.00 в храме святых апостолов Петра и Павла Молебен с водосвятием пред образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства и наркомании.

Николо-Угрешский монастырь

Мужской Угре́шский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: «сия вся угре́ша серце мое». С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угре́ша . 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.

Монастырь расположился близ дворцового села Остров. Ввиду близости монастыря с «потешным» селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода — это положение подтверждалось и последующими царями.

В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

Монастырь был местом так называемых «Угрешских походов» — паломничества государей в Николо-Угрешский монастырь. В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович . Михаил Феодорович официально в монастыре был девять раз, Алексей Михайлович — тринадцать, юный царь Петр в Николо-Угрешском монастыре был трижды. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. В 1668 году обитель с царем Алексеем Михайловичем посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году — бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

Упадок монастыря

XVIII век стал веком тяжелых испытаний, выпавших на долю Православной Церкви. Петр I взяв курс на Запад, пробивал «окно в Европу». Россия сильно отставала в техническом развитии от Европы, и для безопасности государства необходимо было развивать промышленность, науку, военное дело. Однако наряду с развитием промышленности, приходила в упадок духовная жизнь государства. Происходила секуляризация, т.е. обмирщение общества. Николо-Угрешская обитель более не интересовала царственных особ и начала приходить в упадок. Светские власти не дозволяли поступать в монастырь новым монахам, пожертвования резко сократились. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал.

Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

В второй половине века несколько оживляется строительство — строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий — в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным.

В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» — предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь был занят французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть. Но благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

Новый расцвет обители

Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX века в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория, была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной («Палестинской» или «Иерусалимской») стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады — в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители жил будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

Упразднение и разрушение при советской власти

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и братия стала покидать обитель, о чем свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян, власти грабят монастырь и унижают проживающих тут митрополита и архимандрита.

В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году началась кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся Угрешский архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как «музейное.» В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители — Никольский собор.

С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Возрождение

В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм — первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые — такие как Пименовская и Страстная церкви.

В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками. Тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году — духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря взяла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

Статистика

Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

Храмы, архитектура

Преображенский собор

Собор в честь Преображения Господня был построен в 1880-1894 годах архитекторами А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Освящение последовало 24 июля 1894 года. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса ручной работы, выполненным художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил. Собор стал центром нового монастырского ансамбля. Высота соборного храма от земли до верха креста достигает 77 метров. В нём были устроены приделы во имя равноапостольных великого князя Владимира (правый) и великой княгини Ольги (левый). После запустения при безбожной власти собор был восстановлен с 1992 года и вновь освящен 28 мая 2000 года. В после-советский период возрожденный собор, рассчитанный теперь на 7000 молящихся, стал вторым по площади храмом в московском регионе после храма Христа Спасителя. В возрожденном соборе — большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря

Никольский собор

Древнейший храм монастыря был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В XVI веке он был вновь отстроен, а в 1614 году — обновлен. В 1840 году началось очередное возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Средства были пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой. В 1843 году перестройка была завершена и в нем был вызолочен иконостас.

Храм был уничтожен в 1940 году. Восстановительные работы начались в декабре 2003 года и к 2007 году храм был уже закончен. Находится он на Соборной площади монастыря в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора.

Скорбященский храм

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при монастырской больнице в центре восточной стены монастыря. Церковь была встроена архитекторами А. С. Каминским и М. Д. Быковским, на пожертвования меценатов Александровых. Строительство было начато в 1857 году, закончено к июлю 1860 года, и 24 июля того же года последовало освящение. Был закрыт в 1920-х годах. Венчание сломано. Отремонтирован в 1999 году и вновь освящен 16 ноября этого же года. Ныне братский храм.

Пименовский храм

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского был построен при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в память о погибших сотрудниках Министерства. Церковь построена в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества XII века, по образцу храма Покрова на Нерли. Строительство началось в 2001 году, а уже 22 сентября 2002 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Казанский храм Николо-Угрешского монастыря. Слева примыкает богадельня, справа — братский корпус.

Казанский храм

Тёплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен при богадельне и освящен в 1870 году. Церковь была устроена усердием московского почетного гражданина Рогаткина. В 1875 году под Казанской была освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева. После запустения в советский период были восстановлены в первой половине 2000-х годов.

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1763 году и возобновлен в 1851 году. Имеет придел во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь стала первым вновь освященным храмом обители после запустения советского периода — её освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1 мая 1991 года. 13 апреля 1997 года был вновь освящен придел святой Марии Египетской.

Матфеево-Параскевинский трапезный храм

Храм при братской трапезе был освящен в 1853 году во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Храм был устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. После запустения советских времен вновь стал действующим в 1994 году.

Колокольня Николо-Угрешского монастыря. На переднем плане — памятная Никольская часовня

Колокольня и Иоанновский храм

В 1758 году была начата постройка трёхярусной монастырской колокольни по проекту архитектора И. Жеребцова. Колокольня была достроена после 1778 года.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был устроен под колокольней в палатке в 1840 году на средства московского купца И. П. Пятницкого .

В 1859 году Предтеченский храм был перестроен в связи с надстройкой 4 ярусов колокольни, которая сделалась доминантой монастырского архитектурного ансамбля. На колокольне было 18 колоколов. После частичного разрушения в советский период, в 2003 году колокольня была восстановлена и снова достигла высоты более 90 метров.

Никольская часовня

В 1754-1755 годах была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца при святых вратах. Подновлена в 1855 году, в связи со строительством стен.

Впоследствии была построена еще одна часовня того же посвящения — на месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона святителя Николая Чудотворца. Архитектором стал А. С. Каминский, а освящение последовало 19 сентября 1893 года. Средства были пожертвованы Осиновой и другими богомольцами. После разрушения в советский период, часовня была восстановлена и освящена 22 мая 1998 года.

Сергиевский храм в Архиерейских палатах

В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней. Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров.

Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Петропавловский скитский храм

В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла. Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года.

Часовня «Взыскание погибших»

Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» близ среднего пруда была достроена в 2001 году.

Страстная храм-часовня

Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году.

Утраченные храмы и часовни монастыря

Храм Спаса Нерукотворного

Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявлены прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.

Духосошественский храм

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

Крестознаменская часовня

В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

Подворья

Монастырь имеет подворье в с. Козловка Рязанской области, включающее храмы Знаменской и Казанской икон Божией Матери, скотный двор, посевы зерновых и картофеля.

С 1992 по 2011 год монастырское подворье действовало при Спасо-Преображенском храме в Астрахани.

Приписные храмы

  • Виктора Дамасского (г. Котельники)
  • Димитрия Донского (г. Дзержинский)
  • Макария Московского (г. Дзержинский)
  • Пантелеимона Целителя, при городской больнице г. Дзержинского
  • Сошествия Святого Духа на апостолов (г. Дзержинский)

Настоятели и наместники

Святыни

  • мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) — в Преображенском соборе,
  • Тихвинская икона Божией Матери — передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II — в Успенском соборе монастыря,
  • икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня обители, которая была обретена св. благ. кн. Димитрием Донским. В 1919 году передана в церковь села Коломенскогоа затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

Литература

Использованные материалы

  • Летопись. Страницы официального сайта Николо-Угрешского монастыря:
  • «Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Угрешский (ставропигиальный) (мужской)» // Сайт «Русское Православие»

Перевезенцев С. В. История Николо-Угрешского монастыря. Часть первая

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря,

Так по официальному сайту Николо-Угрешского монастыря. По — храм был устроен в колокольне уже в 1758-1763 годах.

Оба игумена Угрешские подписали грамоту собора об избрании на царство Бориса Годунова. См. официальный сайт Николо-Угрешского монастыря,

В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении.


Всего 51 фото
Сегодня я расскажу об Николо-Угрешском монастыре, что совсем рядом с Москвой — в городе Дзержинский, что сразу за МКАД. Был я здесь не один раз. Впервые же приехал сюда в 2004 году. Тогда я еще не увлекался так фотографией как сейчас, поэтому и фоток того периода просто нет. Поразило меня тогда, несмотря на относительные заброшенность и разруху, состояние смиренного умиротворения этого места, — так бы я выразился. Ну, и, конечно — постоянный поток посетителей и паломников. Рекомендовали мне посетить монастырь для успокоения души, так как там есть мощи Николая Угодника и многих других святых. Я тогда переживал потерю близкого человека, и что удивительно, мне определенно тогда помогло это «паломничество» – на душе стало гораздо легче и спокойней.
Помня об этом случае, я посетил монастырь в 2011 году уже с камерой, а совсем недавно – на 1-е мая 2014 года. Перемены в монастыре — на лицо. По мере того как ты подъезжаешь к монастырю спускаясь с небольшой горки по которой проходит дорога к обители перед тобой белоснежным лебедем возникает этот монастырь. Дух захватывает и откуда-то изнутри рвется всполохами знакомое вдохновенное чувство предвкушения новых открытий и радостное пробуждения ярких и глубоких чувств. Постараюсь не перегружать Вас исторической информацией – интернет раскроет пытливому исследователю очень многое об этой обители. Я же расскажу только то, что стоит упомянуть для ненавязчивого пояснения исторического контекста, без которого будет сложно понять и услышать свои личные впечатления от визуального ряда, что вы увидите у меня в этой статье-отчете о посещении обители.
Николо-Угрешский монастырь является исторической вехой и символом утверждения независимой и свободной Руси. Времена к моменту его основания были крайне беспокойные. Внутренние распри и борьба за власть были обычным делом. Но на Руси, в коллективном бессознательном русского народа, зрело желание борьбы отстоять свою свободу и независимость от Золотой Орды. В 1374 году внук Ивана Калиты, великий князь Московский Димитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, сумел сплотить их для совместной освободительной борьбы.
В августе 1380 году до московского князя Дмитрия (впоследствии он станет Дмитрием Донским) дошли слухи, что ханский темник Мамай, имевший тогда исключительное влияние в Орде, собирает огромное войско (около 100 тыс.) идти на Русь. Долгожданный и решающий момент настал. Дмитрий призвал русских князей объединиться для дачи отпора захватчикам. 23 князя с их войсками примкнули к Дмитрию составив основу русского воинства. Надо сказать, что на битву тогда не явились тверские, смоленские и новгородские войска…
А до этого великий князь Дмитрий отправляется к Сергию Радонежскому — для благословения на битву с полчищами Мамая. Сергий благословил русское воинство — отправив на поле сражения двух своих монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму (высшую степень монашества).


Источник
После благословения Дмитрий отправляется со своим московским войском в Коломну – к месту сбора объединенных русских войск и, именно здесь в Угреше — на пути к Коломне они и остановились на краткий привал. Тогда над высокой сосной и явилась Дмитрию в сиянии икона Святителя Николая Чудотворца, став чудесным символом и божественным благословлением его грядущей победы. И по молитве князя, боярства и воинства, присутствовавших тут же, икона сама сошла в руки Димитрия. Воодушевленный этим чудом, князь якобы эмоционально воскликнул, — «Сия вся угреша сердце мое! (Это все согрело мое сердце!)». С тех пор место явления чудотворной иконы и стало называться Угреша.
А 9 августа 1380 года, на обратном пути после успешной битвы, князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами. Так гласит легенда. Однако, Угреша — очень древнее угро-финское название этого местечка и, по всей видимости, здесь, в давние времена, существовало поселение угро-финских племен, что и закрепилось в местных топонимах и гидронимах. Скорее всего, это древне русское слово удачно совпало с существовавшими старыми угрскими названиями местности и закрепилось впоследствии.

Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Димитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь серпуховской Владимир Андреевич — прозвание Храбрый (я упоминал его как то в своем посте о Серпуховской Красной Горе).
Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями (спонсорами, как бы сказали сейчас). Ктиторами этого монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым – стал великий князь Московский, святой благоверный Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная, судя по всему, в первой половине XVII века.
Во второй половине XV века Николо-Угрешский монастырь пользовался большим уважением и почетом и у великого князя Ивана III Васильевича. В конце XV столетия монастырь имел свое подворье в Кремле с храмом Святителя и Чудотворца Петра.


В мае 1519 года, великий князь Василий III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными — здесь находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением.
Летом 1521 года в Москве стало известно, что крымский хан Махмет-Гирей с огромным войском стремительно движется к русским границам. У Оки войско, посланное великим князем Василием III, оказалось наголову разбито крымчаками. Орда захватчиков ринулась разорять Коломенские и Московские земли. В этом безжалостном грабительском набеге были сожжены и село Остров, и Николо-Угрешский монастырь…
Русские государи в XVI-XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботились о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.
Во многом это было связано с тем, что русские государи того времени были искренне верующими православными людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных материальных интересов. В XVI-XVII столетиях общей государственной практикой стали выезды московских правителей на богомолье в различные духовные центры России, в том числе и в монастыри. Одним из таких монастырей был и Николо-Угрешский монастырь.


В XVI веке все более и более значимым становилось положение Николо-Угрешского монастыря в русской духовной и государственной жизни.
Новый XVII век поначалу принес всей России и Николо-Угрешской обители тяжелые испытания — началось печально знаменитое Смутное время. И вновь Угрешская обитель не раз оказывалась в центре важнейших исторических событий. Здесь скрывался Лжедмитрий. Монастырь также был местом формирования Первого русского ополчения по спасению Москвы от польских интервентов, но оно не смогло тогда этого сделать. Это удалось Второму ополчению из Нижнего Новгорода, собравшее под свои знамена все оставшиеся русские силы. Осенью 1612 года Москва была очищена от захватчиков. А 21 февраля 1613 года земский собор избрал нового русского царя — Михаила Федоровича Романова.
Именно в годы правления первых русских царей из династии Романовых Николо-Угрешский монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма — Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами — конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастыре в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриаршие палаты, к которым примыкала игуменская келия.


Источник
Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшена алмазами, изумрудами и жемчугом.
Но особую сердечную заботу о любимой Угрешской обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, царь Алексей Михайлович, многократно бывали в ней, и, как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.

В результате петровских реформ монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам. Царское семейство, перебравшееся в начале XVIII века во вновь построенный Санкт-Петербург, перестало посещать Угрешскую обитель. Все меньше паломников приходило в Угрешу. Монастырь становился все беднее и беднее и в нем постепенно воцарялось опустошение.
В 60-е годы не лучшее состояние Николо-Угрешского монастыря еще более усугубилось. При Екатерине II в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, в результате которой Церковь лишилась значительной части своих материальных средств. Для церковных служителей были установлены штатные оклады, выплачиваемые из государственной казны. В результате в России резко сократилось число монастырей и монашествующих: из 1072 монастырей в 1762 году к 1764 году осталось 452, число монашествующих уменьшилось с 12444 человек до 5105.
В результате реформ 1764 года Николо-Угрешский монастырь был отнесен к штатным монастырям 3-го класса. Это означало, что в штате обители могло одновременно находиться не более 12 монахов, включая настоятеля, на содержание которых из государственной казны выделялось всего 950 рублей в год.
В 1812 году, когда во время Отечественной войны в русские пределы вторглась армия Наполеона Бонапарта и захватила Москву. Некоторое время в Николо-Угрешском монастыре стоял один из отрядов захватчиков, которые нанесли немалый ущерб зданиям и храмам Угреши, надругались над святынями.07.

В конце XVIII — первой трети XIX вв. в обители несколько раз проводились ремонтные работы по исправлению ветхостей церквей. Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало для восстановления старых построек. Поэтому пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-е годы XVIII века разобрали.
Несмотря на ухудшение материального положения монастыря, духовная жизнь в нем во второй половине XVIII — начале XIX вв. г продолжалась. Увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря.
К 1834 году монастырь пребывал в крайне запущенном состоянии, и даже поговаривали о его закрытии. Но возрождение монастыря началось со сменой светской власти и появлением будущего архимандрита Угрешской обители Пимена (тогда еще послушника Петра Мясникова), который пришел в Угрешу и при котором, немного позднее и начался истинный расцвет монастыря. Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство.


Источник
В 1855-1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова вокруг монастыря возводится новая каменная стена протяженностью 1700 м и высотой 5-6,5 м с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно со стеной строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса, расположенные на границе обители и выполнявшие там роль стены. В одном из корпусов разместили больницу. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в этой больнице лечились раненные русские воины. В другом корпусе устроили повседневную и праздничную трапезные.
1859 году монастырь постигла тяжелая утрата — скончался благодетель обители Павел Матвеевич Александров, он был похоронен в монастырских пределах — в склепе под алтарем церкви Апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Однако появлялись новые, и обитель продолжала возрождаться и строиться.
Николо-Угрешская обитель на всю Россию славилась своими святынями — чудотворными и чтимыми иконами Святителя Николая в житии, Угрешской иконой Божией Матери «Взыграние», Иерусалимской иконой Божией Матери, списками Владимирской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери, образами «Спас на убрусе и Не рыдай Мене Мати», «Господь Вседержитель на Престоле» и «Алексий, человек Божий». В Николаевском соборе хранились частицы святых мощей Святителя Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, мученика Меркурия, великомученицы Варвары и др. 09.
Источник
Число паломников в обитель стало настолько велико, что в Николо-Угрешский монастырь был организован специальный маршрут по Москве-реке. Ежедневно пароход «Ярославль» отчаливал в 11 часов утра от Большого Устьинского моста в Москве, обратный же рейс начинался в 20 часов того же дня. А в воскресные и праздничные дни назначался и дополнительный рейс. В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12200 лиц мужского пола и 6400 лиц женского пола. До 5600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.
В начале XX столетия Николо-Угрешский монастырь представлял собой процветающую, благоустроенную, пользующуюся огромным почетом среди духовенства и богомольцев обитель, одну из самых значительных в Московской епархии.
После революции 1917 года для монастыря настали тяжелые времена. Обитель практически была уничтожена и только в начале 90-х годов прошлого века началось ее очередное возрождение…
Ну, вот — обещал не усложнять историческое изложение деталей о монастыре, но по другому не выходит – вся эта информация очень важна, объясняет появление монастыря, суть его существования и раскрывает относящийся к нему исторический и духовный контекст.
Монастырь вызывает возвышенное, легкое гармоничное впечатление и воодушевление. Умиротворение накатывает на тебя, когда входишь с площади Святителя Николая в Святые врата обители и перед тобой в арке сводчатых ворот видишь огромную колокольню монастыря.

Здесь, кстати, справа от Святых ворот, издревле находилась часовня Николая Чудотворца, где можно было поклониться спискам икон не заходя в обитель. Святые врата с надвратной церковью XVII века и часовня Николая Чудотворца были разрушены в 20-х – 30-х годах прошлого века и восстановлены в 90-х годах прошлого века.

Монастырь очень большой. Некоторых территорий мы просто не видим, потому, как монастырь постоянно расширялся и достраивался. Начнем же знакомство, а скорее — осуществим свою легкую и безмятежную прогулку по обители, повернув сразу направо от Святых ворот.

Также, уместно будет рассказывать о многочисленных архитектурных сооружениях обители, непосредственно взирая на реальные фотографии с территории самого монастыря.

Перед нами древние монастырские пруды. В 1850-е гг. они были благоустроены. На средства П. М. Александрова в прудах завели рыбное хозяйство, а в верхнем пруду даже водилась стерлядь. Кроме того, были устроены водопроводы для снабжения монастыря водой, была построена водяная башня с источником в ней. К 90-м годам прошлого века пруды были в ужасающем состоянии, но были возрождены.

Это часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Она построена возле Петропавловского храма на берегу монастырского пруда, освящена в 2001 году. Когда-то, до закрытия Николо-Угрешского монастыря, здесь находилась часовня Иерусалимской иконы Божией Матери.

Совсем рядом с часовней, через дорожку, находится старый деревянный двухъярусный Петропавловский храм. Он возведен на белокаменном цоколе как скитский в 1857 г.

Церковь имеет традиционную осевую композицию «кораблем». Скит, основанный в конце 1850-х гг. занимал северо-западный угол монастыря. Другие сооружения скита — кельи и деревянная с кирпичными столбами ограда − не сохранились. Шатровое завершение церкви Петра и Павла и колокольня восстановлены в 1990-х гг.

Необъятно красивый и впечатляющий монастырский пруд. Умиротворение и чистота наполняет твое сердце, когда стоишь вот так, размышляя о монастырских судьбах неразрывных с историей всего государства и твоей собственной. Вокруг пруда медленно прогуливаются посетители с детьми и без.
Место это какое то мистическое. Если попробовать дать себе возможность расслабиться и расфокусировать зрение, постепенно начнут формироваться зыбкие образы прошлого, туманные фигуры монахов… Можно ощутить чувства и эмоции тех, кто вот так же точно доверял этой водной глади свои мысли, чувства, желания, просьбы. Это такие интересные моменты — чувствуешь, как наполняют тебя необычные и непривычные образы не характерные и несвойственные твоей личности. Появляются удивляющие сознание мысли и чувства. Смятенные души пребывали в этих местах и как же много благодати и одновременно темных страстей здесь бушевало…

Безмятежная водная гладь открывала мне все новые и новые грани этой святой земли. Передо мной проплывали как будто старые портретные черно-белые фотографии монахов, старцев, простых служителей, благодетелей, царственных особ и одновременно людей, безразличных и равнодушных к вере и церкви. Причудливый калейдоскоп. Коллективная память обители открывалась, являя бесконечные богатства и грани человеческих душ и их эмоциональных порывов.

Потому, то я и люблю посещать монастыри, обители и церкви, которые своим появлением не только знаменуют и отмечают значительные исторические вехи и события, но и неразрывно являют нам сплетенные с ними человеческие судьбы и страсти тех, кто строил их, кто молился в них с надеждой на поддержку высших сил, уповая на святых, доверяя им самое сокровенное и свою душевную боль. Незабываемо моменты! Наверное, немного странно смотреть со стороны на человека, который вот так замерев на мгновения, взирает на эту вечную водную гладь, водную стихию, что побуждает сознание отключиться и войти в измененное состояние сознания. Чудные ощущения… Вот ради таких мгновений мы и путешествуем по миру…

Здесь гуляют с детьми. Наверное, вот так и у этой девочки, что смотрит на эту водную гладь, может пробудиться древняя память ее предков, местных архетипных духовных переживаний, что впоследствии бессознательно изменит ее жизнь навсегда…

Есть здесь белые и черные лебеди, плавно и царственно рассекающие воды монастырских прудов. Я вспомнил, как при подъезде к монастырю у меня всплыл ассоциативный образ обители как белого лебедя… Так интересно…!

Наверное, будет, кстати, разбавить в этот момент эти мои чувственные переживания фотографиями монастырского окружения, что также влияет на внутренние мысли, образы и формирует контакт с этой святой землей.

Совершая прогулку вокруг монастырского пруда мы подходим к очень интересному сооружению — Храму-часовне Страстей Господних.

Возведение здания и фасадные работы были завершены в 2004 году. Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года. Созданный в древнерусском стиле по проекту одного из насельников обители, храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря.
Располагаясь на некотором возвышении, он является частью большого замысла создания на Угреше уголка Святой земли, напоминая о Голгофе, где Христос претерпел крестные страдания и смерть. Об этом евангельском событии говорит не только название часовни, но и Распятие, расположенное внутри храма. 36.
Посвящение храма Страстям, то есть Страданиям Иисуса Христа, тема для Угрешской обители не новая. Это продолжение архитектурного воплощения образа Небесного града Иерусалима, которое было начато в XIX веке со строительства в Николо-Угрешском монастыре Палестинской стены, любопытной части монастырских стен обители. Иконостас часовни также продолжает тему страданий Господних, его украшают образы так называемого страстного цикла – иконографические сюжеты, повествующие о последних днях земной жизни Спасителя.37.

Вот здесь мы видим символическое изображение пути Христа на Голгофу из Града Небесного, на землю и через человеческие страдания обратно к Отцу в его Чертоги.

Вид храмового комплекса монастыря с Голгофы.

Так выглядит храмовый комплекс Никольского собора и Спасо-Преображенского собора с Голгофы.

Прогуливаемся не спеша вдоль крепостной стены монастыря. Там, за стеной возникает чудесный образ Пименовской церкви, неуловимо напоминающий Церковь Покрова на Нерли.

Построен храм на территории, где раньше было монастырское кладбище.

Здесь находилась часовня, в которой покоился прах Пимена Угрешского. Ее остатки мы можем видеть на первом плане этого фото. Фундамент часовни, возможно, был белокаменным, потому как он хорошо сохранился и через истлевшие старые доски, перекрывающие его объем видно какой он был глубокий и основательный. Именно здесь покоились обретенные впоследствии нетленные мощи нового святого Пимена Угрешского, что находятся сейчас в Спасо-Преображенском соборе. Эта часовня была разрушена в 1928 г.

Пимен Угрешский (1810-1880 гг.) — настоятель монастыря в 1852-1880 гг., много сделавший для процветания обители. После его смерти на его могиле стали происходить многочисленные чудеса. Канонизирован Пимен в 2000 г. Его фото Вы уже видели выше.
Это место старого монастырского разоренного кладбища. Кое где сохранились надгробия с каменными крестами, но их совсем мало. На втором плане мы видим едва сохранившуюся колоннаду. Какому сооружению принадлежали эти колонны — мне так и не удалось выяснить.

За стеной – монастырский скит и яблоневый сад. Доступа туда нет.

Не правда ли чудесный образ Церкви Покрова на Нерли возникает сразу же при взгляде на эту Красоту!? Покровская церковь и вдохновляла ее архитекторов и строителей как памятник воинской доблести. Она была построена в 1165 году в ознаменование победы над волжскими булгарами и в этой памяти слились торжество победы и боль утраты. Андрей Боголюбский потерял в битве тогда своего любимого сына Изяслава. И со стен своего дома-крепости он постоянно взирал на призрачный образ Покровского храма среди заливных лугов Клязьмы, что напоминало ему смятенную душу сына ушедшего к его небесному отцу. Боголюбскому монастырю, князю Андрею Боголюбскому и его чувствам об утрате сына я посвятил свой первый пост в этом журнале.

Храм преподобного Пименя Угрешского сохранил «летучесть и кристальную ясность стройных пропорций» церкви Покрова на Нерли. Ему также «присуща особая легкость, изящество, невесомость и вдохновенность…».

Сейчас в этой церкви находятся памятные мраморные доски, на которых золотом увековечены имена сотрудников Министерства юстиции РФ погибших при исполнении служебных обязанностей.

Замечательное одухотворенное сооружение. Церковь новая, построена и освящена в 2002 году. Почему то в этом случае у меня нет никаких чувств отторжения, что обычно вызывают новодельные храмы. Эта церковь определенно рождает неповторимую новую духовную красоту вокруг! Аминь!

Вот и первая часть нашего повествования заканчивается. Бросим последний взгляд на Пименовскую церковь, так запавшую мне в душу…
Позитивное настроение неожиданно дополняет и большая породистая черная буренка, безмятежно возлежащая на монастырской лужайке, жующая сочную весеннюю травку, и в целом, создающая своим присутствием умиротворенные пасторальные ощущения от пребывания в этом месте.

Николо-Угрешский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в городе Дзержинский Московской области. За годы своего существования, монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Обитель была основана в XIV веке великим русским князем Дмитрием Донским. По легенде князь с войском в 1380 году держал путь на Куликово поле. На месте будущего монастыря они остановились на привал, и здесь князю явилась икона Николая Чудотворца.

По легенде, Дмитрий Донской отреагировал на икону фразой: «Сия вся угреша сердце мое». Что в современном русском языке звучит, как: «Все это согрело мое сердце». После этих слов место стали именовать Угреша, а святая обитель получила имя Николая Чудотворца.

За многовековую историю Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь много раз подвергался пожарам и разорениям. В 1521 году святая обитель была сожжена крымским ханом Мехмедом I, который пытался захватить Москву. Развитию монастыря поспособствовала царская династия Романовых. Они регулярно выезжали сюда помолиться — эти поездки стали называться «Угрешские походы». В петровский период в монастыре были заключены участники стрелецкого бунта.

© AlexRubi

Во время вторжения Наполеона, один из французских отрядов занял Николо-Угрешскую обитель. Двадцать лет спустя монастырь планировалось упразднить. Но все же обитель удалось отстоять. В 40-е годы XIX века был перестроен главный собор на территории монастыря. После революции обитель превратили в трудовую общину монахов. Здесь же была основана детская колония с приютом и учебным заведением. В 1925 вся деятельность монастыря была прекращена, а сама обитель закрыта. В годы Великой Отечественной войны был уничтожен древнейший храм на территории монастыря — Никольский собор, возведенный еще в XVI веке. Это было сделано из-за мер безопасности: купола и колокольня были ориентирами для вражеской авиации.

До возобновления деятельности Русской православной церкви, на территории монастыря располагалась инфраструктура поселка Дзержинский: школа, поликлиника для детей, роддом, оздоровительный лагерь, рынок, кожно-венерологический диспансер, частные дома с огородами и коммунальные квартиры, мастерские и теплицы. После перехода монастыря в ведение Русской православной церкви, многие постройки были отреставрированы, возведены новые храмы, открыта духовная семинария. Действующим игуменом Николо-Угрешского монастыря является игумен Варфоломей.

Расписание богослужений в Николо-Угрешском монастыре

Святая обитель в настоящее время является действующей. Службы в Николо-Угрешском монастыре проходят ежедневно. Расписание Николо-Угрешского монастыря публикуется на текущую неделю. В нем указываются не только время и вид службы, но и текущие церковные праздники.

Время богослужения в Николо-Угрешском монастыре отличается в зависимости от дня недели. По будням служатся 2 литургии:

  • Ранняя проходит в Успенском храме, в 06:45. После нее проходит панихида.
  • Поздняя проходит в 09:00: в летнее время в Пименовском храме; зимой — в Казанском храме. После поздней литургии в Николо-Угрешском монастыре проходит молебен.

Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

В выходные и дни церковных праздников проходят 3 божественные литургии:

  • 06:30 — Успенский храм.
  • 08:00 — Пименовский храм.
  • 09:30 — Преображенский собор.

По выходным, после самой поздней литургии, проходит водосвятный молебен. Освящение воды осуществляется по пятницам, в храме апостолов Петра и Павла.

В Николо-Угрешском монастыре хранится несколько святых реликвий, возраст которых исчисляется веками, а история — многочисленными чудесами. Многие иконы Николо-Угрешского монастыря являются исторически ценными, но особенно дороги 3 из них:

  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона.
  • Икона Святителя Николая.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», © Ирина Порунова

Мощи в Николо-Угрешском монастыре

На территории монастыря находится несколько ковчегов с частицами мощей святых. Именно чтобы прикоснуться к ним, сюда осуществляют паломничество со всей России. Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая считается главной святыней обители. Частица мощей была прислана в монастырь в 2000 году из Греции. Также в храмах находятся: ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова (известного духовного писателя), ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских (в ковчеге содержатся мощи нескольких десятков святых лиц), рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского.

Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

Инфраструктура

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: монументальную и в то же время ажурную стену Николо-Угрешского монастыря, храмы (всего 13 вместе с часовнями), колокольню XVIII века, просфорную (место, где пекут богослужебный литургический хлеб), палаты игумена, государя и патриарха (дата постройки и реконструкции: XVII–XIX века), хозяйственный двор и сад, пруд, братские корпуса.

Главным храмом Николо-Угрешского монастыря считается Спасо-Преображенский собор, построенный в конце XIX века. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле вмещает до 7 тысяч прихожан. Во внутренней отделке Успенской церкви (построена в 1763 году) частично сохранились старинные росписи маслом и декоративная лепнина.

Спасо-Преображенский собор, © Ирина Порунова

Также выделяется колокольня храма во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Она была построена в середине XVIII века, но век спустя перестраивалась. Верхние ярусы во время Великой Отечественной войны были разобраны, но в 90-е годы вновь восстановлены.

Часовня Святителя Николая Чудотворца выглядит современно, но именно здесь до революции хранился кусок соснового ствола, на котором Дмитрий Донской увидел изображение святого. К сожалению, фрагмент был утерян или украден.

Экскурсии по Николо-Угрешскому монастырю заказываются через Паломническую службу в городе Дзержинский по телефону +7 (495) 550-56-71 или по электронному адресу: nusmm.ugresha@gmail.com.

Паломники, прибывающие в обитель на несколько дней, могут остановиться в гостинице Николо-Угрешского монастыря. Забронировать номер можно по телефону паломнической службы. Ежедневно на территории обители работает трапезная.

Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, © Ирина Порунова

В лавке Николо-Угрешского монастыря предлагаются все необходимые для богослужения предметы (свечи, лампадное масло, ладан и др.). Памятные сувениры можно приобрести в лавках за пределами монастыря. В них продаются: крестики, иконы, фирменная посуда, книги православной тематики.

Виртуальный тур по территории Николо-Угрешского монастыря (официальный сайт)

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

Монастырская обитель находится в городе Дзержинский, в 25–30 км (в зависимости от маршрута) от центра Москвы. Дорога на автомобиле занимает от 45 минут до часа при отсутствии пробок. Точный адрес Николо-Угрешского монастыря: город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1.

Карта: как доехать из Москвы до Николо-Угрешского монастыря на автомобиле

Из Москвы, от разных станций метро до монастыря курсируют автобусы и маршрутные такси:

  • «Котельники» (Таганско-Краснопресненская линия): автобусы № 347 и 470;
  • «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия): автобус № 1063;
  • «Люблино» (Люблинско-Дмитровская линия): автобус № 305;
  • «Братиславская» (Люблинско-Дмитровская линия): маршрутное такси № 1027к.

Остановка общественного транспорта «Площадь Святителя Николая» находится прямо перед монастырем. Также здесь останавливается автобус № 1.

На электричке от Казанского вокзала можно доехать до станции в Люберцах. От станции до монастыря курсируют автобус № 20 и маршрутное такси № 21.

Расписание электричек до станции «Люберцы»

В период летней навигации организуются поездки на теплоходе до Николо-Угрешского монастыря. Стоимость зависит от организаторов рейса, средняя цена поездки: 2500–3000 рублей. Программа включает питание и экскурсионное обслуживание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *