Никольский монастырь переславль

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, д. 43
Дата основания: 1350 год
Основные достопримечательности: собор Николая Чудотворца, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице
Святыни: Корсунский крест, мощи преподобного Корнилия Молчальника, мощи благоверного Андрея Смоленского, икона с частицей мощей праведного Иоанна Русского икона с частицей мощей святого Лазаря Четверодневного, рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святителя Николая с частицей мощей, икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей, икона святого великого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святого мученика Виктора с частицей мощей
Координаты: 56°43’56.1″N 38°50’13.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История становления Никольского монастыря

Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до Никольского монастыря

Списки монастырей Переславля-Залесского

Никольский монастырь на карте

Древний монастырь был основан в Переславле-Залесском в середине XIV века. Самые старые из его сохранившихся построек относят к XVIII – началу XX века, и они являются объектами культурно-исторического наследия. Обитель посвящена почитаемому христианской церковью Святителю Николаю. Сегодня она активно отстраивается и принимает в своих с стенах и православных паломников, и путешественников, желающих увидеть памятники древнерусской архитектуры.

Никольский монастырь с высоты птичьего полёта

Содержание

История становления Никольского монастыря

Мужской монастырь основал в 1348 году родившийся в Переславле Дмитрий Прилуцкий, который происходил из богатой купеческой семьи. Монашеский постриг он принял в Переславле, в Горицком монастыре. Там же он стал и священником. После основания новой обители Дмитрий Прилуцкий стал ее игуменом.

Он хорошо знал Сергия Радонежского и был с ним духовно близок. Кроме того, Дмитрий Прилуцкий являлся крестным отцом детей великого князя Дмитрия Донского.

Место, где вырос новый, поначалу деревянный монастырь, было низинным, заболоченным и заросшим кустарником и деревьями. Поэтому в старых документах обитель часто называют Николаевский монастырь на Болоте. Он сразу приобрел известность и привлек множество верующих.

Собор Николая Чудотворца

В последующие века эту христианскую обитель ждали большие испытания, и она была несколько раз полностью разорена. В 80-е годы XIV века хан Тохтамыш после разграбления Москвы, направил свои войска к северу. Вместе с другими русскими городами был уничтожен и Переславль. По словам историка Н.М. Карамзина, части жителей удалось спастись, только отплыв на плотах и лодках на середину Плещеева озера. Затем монахи возвратились на пепелище и отстроили монастырь заново.

Спустя четверть века, пришедший на смену Тохтамышу эмир Эдигей вновь сжег Переславль, а вместе с ним и все его монастыри. Восстанавливали обитель уже в эпоху правления Василия III. Это было время, когда разрозненные княжества собирались под властью единого центра — Москвы. Волею московского князя в 1505 году монастырю были пожалованы большие государственные земли. И документальные свидетельства тех лет описывают мужской монастырь как процветающий.

Собор Николая Чудотворца вид сбоку

Смутное время, когда правил Лжедмитрий, не обошло Переславль стороной. И в 1609 году польско-литовские войска разорили и сожгли монастырские постройки. Но запустение длилось совсем недолго. Спустя четыре года возрождением обители занялся старец Дионисий.

В конце XVII века монахи стали обладателями одной из своих самых почитаемых святынь — Корсуньского креста. По документам, подобных крестов сделали всего 10, и произошло это в X веке.

Кресты были доставлены великим князем Владимиром Святославовичем из Херсонеса в Киев. Все они содержали частицы мощей 19 святых угодников. Херсонес тогда называли Корсунем. Поэтому кресты и именовали Корсуньскими. Святой крест и икона с ликом Святителя Николая и сегодня находятся в Никольском монастыре и очень почитаются верующими.

Церковь Петра и Павла

1667 год принес обители новые испытания. В Переславль пришла страшная эпидемия чумы, которая очень быстро унесла жизни девяти десятых всего городского населения. Серьезно пострадала и Никольская обитель, и территория ее на недолгое время опять опустела. Потом, в 1693 году монахи поставили соборную шатровую колокольню. А в 1721 году они завершили строительство кирпичного пятиглавого Никольского собора. Возводили его долго – более 40 лет.

Обстоятельства сложились так, что к концу XIX века в монастыре жило всего 5-6 монахов. И по предложению переславских жителей Святейшим Синодом монастырь был преобразован в женский.

В 1898 году его возглавила игуменья Антония. Под ее руководством новые насельницы быстро освоили территорию, отремонтировали старые и возвели новые постройки. Например, в 1900 году, благодаря финансовому участию благотворителей, в монастыре отстроили двухэтажную ризницу. Кроме того, монахинями проводились большие работы по реставрации и золочению старой богослужебной утвари, а также пошиву и приобретению новых парчовых риз.

Слева направо: новый корпус, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

До прихода советской власти почти все монастырские строения были хорошо отреставрированы. Позже, в годы борьбы с религией, были утрачены главные монастырские здания. В 1923 году монастырь закрыли, а чуть позже, в начале 1930-х годов главный собор и старинная колокольня были взорваны, снесена ограда, а монастырское кладбище сравняли в землей. Освободившуюся территорию долгое время использовали под животноводческую базу, жилые помещения и школу-интернат, в которой учились и жили слабо развитые дети.

За эти годы обитель пришла в сильное запустение. То, что не было уничтожено людьми, медленно убивало время.

В конце 1993 года монастырь вернули верующим. Восстановление обители началось в начале 1994 года, когда в нем стали жить первые монахини, приехавшие в Переславль-Залесский из Ярославля. К началу следующего, 1995 года, здесь уже жили 10 насельниц.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, звонница, церковь Петра и Павла

Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря

Первые кирпичные постройки появились в обители в конце XVII – начале XVIII века. Деньги на это строительство выделили состоятельные купцы из Москвы — Щелягины, братья Холщевниковы, а также семейная пара Герасим и Ирина Обуховы.

Возле самого монастыря находится Смоленско-Корнилиевская церковь, которая уцелела от утраченной во второй половине XVIII века монашеской обители Бориса и Глеба на Песках. В ней есть два престола – Смоленской иконы Божией Матери и Борисоглебский.

От старых построек внутри монастырской территории сохранились две церкви – Благовещенская и Петропавловская. Обе они выстроены в стиле барокко. Храм Петра и Павла построен над въездными воротами. Он имеет вытянутый купол, поддерживающий узкий барабан. А сверху стоит небольшая золоченая главка. В высоком куполе для освещения проделаны четыре окна-люкарны. Все детали внешнего оформления этой церкви, присущие барокко, сохранились почти без изменений.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь имеет невысокую трапезную. Ее выстроили в середине XVIII века вместо сгоревшего во время пожара деревянного Казанского храма. Эта церковь пятиглавая, а по форме купола, величине барабанов и главок очень напоминает Петропавловский храм. В этой церкви три престола – Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения и Всех Святых. Мозаичный пол для нее сделан в XIX веке на деньги служащих Переславской мануфактуры. Сейчас внутри этого храма, на его своде и стенах можно увидеть отреставрированные росписи, которые были отчищены от слоя штукатурки и укреплены.

Территория обители окружена невысокой оградой с башенками, которые выполняют только декоративные функции. Под новой звонницей расположена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в настоятельском корпусе находится храм, посвященный Сергию Радонежскому.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице

В 1999-2003 гг. на фундаменте старого собора был возведен новый. Строительством руководил архитектор В.Н. Ижиков. Новый златоглавый Никольский собор стал одним из архитектурных украшений Переславля-Залесского. Он ни в коей мере не повторяет архитектуру старого храма, а построен по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Высота нового собора 40 м, и он вмещает до 1000 верующих одновременно.

Современное состояние и режим посещения

Сегодня в обители живет 7 монахинь и 44 послушницы. Здесь есть своя швейная и иконописная мастерские, а также работает православная гимназия.

Свято-Никольский Переславский женский монастырь

В 2000-е годы на территории монастыря были проведены большие реставрационные работы по восстановлению Благовещенской церкви. Была заново выстроена монастырская ограда с въездными воротами. Произведен полный ремонт келий начала XX века и различных хозяйственных построек. Были заново отстроены Никольский собор и большая трехпролетная звонница.

Попасть в монастырь можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории любительскую фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только насельниц и церковные службы. Богослужения проходят в 6.30 и 17.00. По отзывам посетителей, территория монастыря очень ухожена, на ней много цветов, а в аккуратном монастырском пруду водятся золотые рыбки.

Никольскому монастырю принадлежит подворье в Ростовской области, в с. Годеново.

Звонница

Как добраться до Никольского монастыря

В Переславле-Залесском Никольский монастырь расположен на ул. Гагарина, 43. Это место находится в стороне от главной автотрассы, неподалеку от берега Плещеева озера и устья реки Трубеж. От городского автовокзала, куда приезжают рейсовые автобусы из Москвы и Ярославля, до монастыря чуть более 1,5 км пути.

Рейтинг достопримечательности

16 мая 2020 года на 52-ом году жизни мирно отошла ко Господу монахиня Иустиниана (Ирина Вячеславовна Омельченко), насельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского. С 2015 года она несла тяжелый крест онкологического заболевания. За несколько часов до своей кончины м. Иустиниана сподобилась причаститься Святых Христовых Таин.

Монахиня Иустиниана была одной из первых насельниц Никольского монастыря. Она пришла в обитель в 1995 году, в 1999 году архиепископ Михей (Хархаров) постриг её в иночество с именем Екатерина, в честь великомученицы. В 2009 году митрополит Кирилл (Наконечный) постриг её в мантию с именем Иустиниана, в честь святого императора. В монастыре она много потрудилась, исполняя послушание иконописца.

– Впервые мы познакомились с Ириной, когда я была еще насельницей Толгского монастыря и возглавляла реставрационную мастерскую, – вспоминает настоятельница Никольского женского монастыря, игуменья Евстолия (Афонина). Оказалось, что мы с ней земляки и даже окончили одно и тоже учебное заведение в Санкт-Петербурге – Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Когда в 1994 году я была назначена настоятельницей Никольского женского монастыря в Переславле, она стала приезжать в Переславль и в 1995 году была зачислена в число насельниц, став одной из первых сестер обители. Благодаря ее таланту вскоре она была принята в иконописный класс при МДАиС, возглавляемый игуменом Лукой (Головковым).

Мать Иустиниана была моей ближайшей соратницей в организации многочисленных художественных работ в обители, помогала советом, приглашала своих преподавателей и однокурсников, контролировала работы по созданию иконостасов в Благовещенской церкви и Никольском соборе; помогала организации реставрационных работ в храме свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново. Ее иконы украшают иконостасы наших храмов. Ею была создана первая икона Собора Переславских святых, образы новомученников обители, а также была создана первая копия Годеновского креста для Владимирского собора в Севастополе, положившая начало целому явлению в современной церковной практике – прославления Годеновского креста в других регионах страны и за рубежом.

Свято-Никольский собор (бывшая кирха Юдиттен) считается самой древней постройкой (XIII в.) в городе Калининграде из сохранившихся до наших дней. Храм возведен в готическом стиле, и известен как самое древнее готическое строение во всей Калининградской области и единственный чисто готический архитектурный памятник этой местности*.
Построил данный храм Тевтонский орден. Сначала он был Католическим (до XVI в.), потом Лютеранским (до 1948 г.), и наконец, стал первым Православным храмом (в 1985 г.) за 40 лет русской истории этого края, а впоследствии (в 1999 г.) — главным храмом первого православного монастыря в Калининградской земле.
В древности под его сводами стояло чудотворное скульптурное изображение Девы Марии, к которому стремились толпы паломников. Ныне его именуют «матерью церквей Калининграда», и множество людей приходят в него к святителю и чудотворцу Николаю – самому любимому святому русского православного народа.
В настоящее время это главный храм подворья женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная», в котором около двадцати насельников во главе с настоятельницей — игуменией Софией. При храме есть воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, благотворительная трапезная, швейная мастерская, кузница и столярка.

*Готика — стиль средневекового (между сер. XII и XV вв.) западноевропейского искусства, главным образом архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием орнамента. Готическое искусство религиозное по тематике и по назначению. Главная особенность: вытянутость форм, и непременно высокая башня, торчащая, словно указующий перст — означают стремление в вверх, к небесам, к Богу — это как бы «застывшая молитва». В качестве украшений чаще всего используются: крест — главный символ христианства; и круг — символ вечности. Трехкратное повторение деталей выражает веру в Бога-Троицу; двукратное – в Богочеловечество (двухприродность) Иисуса Христа и т.д.

Среди дошедших до нашего времени древнерусских выносных и запрестольных крестов встречаются памятники, история которых овеяна

легендами об их «корсунском» происхождении. В фондах Переславль- Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится такое редкое произведение русского декоративно-прикладного искусства — запрестольный крест из собора святителя Николая местного Никольского монастыря. Он поступил в музей в 1923 году, после закрытия обители, и в каталожной карточке значится как «крест корсунскнй четырехконечный. дубовый, византийской формы XVI—XVII вв.». С такой же аннотацией и датировкой крест экспонировался на постоянной музейной выставке «церковных ценностей» с 1923 по 1926 годы. В то же время среди служителей церкви и некоторых краеведов сложилось и до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростово-Ярославской епархии, связанной с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». Эта точка зрения и по сей день остается весьма распространенной в связи с тем, что крест долгое время оставался вне поля зрения специалистов. В данной статье мы попытаемся восстановить историю появления креста в Переславле-Залесском, уточнить его датировку и дать краткую характеристику художественных особенностей памятника.

Переславский «корсунгкий» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота — 208 см, ширина — 135 гм. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя — заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной

стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней — яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета.

На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии — Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; на концах — Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях — Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии — Вознесение Христово; на концах — Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях — Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения)2.

Сохранившиеся до нашего времени документы Никольского монастыря не дают никаких сведений о происхождении «корсунского» креста и обстоятельствах его появления в обители3. Сторонники древности этого памятника апеллируют к мнению известного историка церкви и исследователя пере- славской старины А. И. Свирелина, посвятившего кресту отдельную работу, опубликованную в 1900 году в «Трудах Владимирской ученой архивной комиссии».

Отнесение креста к «корсунским» древностям А. И. Свирелин аргументирует его схожестью со знаменитым запрестольным крестом из Успенского собора Московского Кремля: «Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу Корсунских крестов». Из этого сравнения и ряда отвлеченных историко-богословских рассуждений исследователь сделал неожиданные, ничем более не подтверждаемые выводы: 1) крест, находящийся в переславском Никольском монастыре, есть корсунский, принесенный из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века; 2) московский корсунский крест принесен в Москву из Ростова во второй половине XV века; 3) украшения на переславском корсунском кресте выполнены в северной Руси попечением князя Дмитрия Донского и царя Ивана Грозного с супругами; 4) корсунский крест принесен в Никольский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века некими почитателями старины.

Что касается формы Переславского креста, то он действительно принадлежит к древнему типу прецессионных и запрестольных крестов, восходящих к кресту императора Константина, явившемуся ему перед Мильвийской битвой. Неизвестный византийский автор конца VIII — начала IX века описывает один из таких крестов, украшавших площадь Константинополя: «В северной части форума стоит крест , каким увидел его на небе великий Константин, позолоченный и с круглыми шарами на концах». Эволюция этой формы креста изучена и подробно описана А. П. Смирновым в статье, посвященной греческому выносному кресту XI—XII веков8. Кресты, подобные Константинову, в период раннего средневековья встречались в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, на Афоне. Вполне возможно, что на Русь такие кресты впервые попали из Византии через Корсунь, и здесь за ними закрепилась традиция именования «корсунскими».

Ветви креста из Никольского монастыря, как и его византийских прототипов, заканчиваются дисками, связанными с концами перемычками, выходящими из середины выемок концов. Из глубокой древности идет и традиция обнизывать крест по периметру бусинами и жемчугом (в некоторых случаях обнизь заменялась чеканным узором из выпуклых бляшек), украшать

кастами с драгоценными и полудрагоценными камнями и снабжать его крючками и кольцами для удобства ношения во время крестных ходов. В средокрестии изображены «Распятие» (с лицевой стороны) и «Воскрссспие» (с оборотной) как ведущие сюжеты литургического действа. Но на этом сходство заканчивается.

В XI—XII веках концы византийских запрестольных крестов обычно украшали чеканные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Святых Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата и Николая Мирликийского. В случае с Переславским крестом мы имеем дело с более сложной декорацией, включающей в гебя дробницы с мощами святых Ростовской митрополии, большинство из которых удостоились канонизации только на Макарьевских соборах середины XVI века. На почетных местах на верхней ветви с двух сторон расположены мощевики святых Василия Амасийского и Василия Анкирского, получивших известность как ревнители чистоты христианства и борцы с ересью. Такая программа декорации, несомненно, была обусловлена какими-то особыми обстоятельствами, сопровождавшими историю изготовления данного памятника.

В древности победные выносные кресты должны были убеждать новообращенных язычников и еретиков в торжестве истинного христианства и играли важную роль в религиозных процессиях и действах как на Православном Востоке, так и на Католическом Западе. Неслучайно, такой тип креста был распространен на Руси в первые века ее христианизации.

Интерес к форме большого запрестольного креста, вероятно, возродился на русской почве в середине XVII века. Н. Ф. Каптерев связывал его с деятельностью патриарха Никона. В 1656 году для только что построенного Кийского Крестного монастыря Никон заказал точную копию Креста Господня, для чего даже посылал в Иерусалим иеромонаха. На кресте были устроены мощевики с тремя сотнями частиц различных святынь. По мысли Никона, поклонение новому кресту должно было заменить путешествие в Святую землю: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою того святого Животворящего Креста благодать дается, якоже путешествующим в святые палестинские места».

Деяние патриарха, надо полагать, вызвало подражание в среде ревнителей древнего благочестия. Известно, что подобные кресты появились в это время не только в Московском Кремле, но и в Ярославле, Дмитрове и других городах. Вероятно, эти новые святыни использовались в борьбе с расколом и влиянием идей протестантизма.

Когда же такой крест мог появиться в Переславле? В решении этого вопроса, пожалуй, можно согласиться с А. И. Свирелиным, который связывает его перемещение в Никольский монастырь с деятельностью в обители раскаявшегося расколоучителя Питирима, который с 1704 года был здесь строителем. С 1713 года игуменом. В начале XVIII века Питирим выступает уже в роли яростного борца с расколом, за что заслуживает поставления в 1719 году в епископы Нижегородские. Напомним, что среди мощевиков переславского креста есть ковчежец с мощами Апостола Павла, также пережившего обращение в истинную веру. Ростовской митрополией, в чьей юрисдикции находился переславский Никольский монастырь, в этот период управляли также ревнители официального православия: знаменитый митрополит Димитрий (1702—1709), а затем его преемники архиепископы Досифей (1711-1718) и Георгий (1718-1730).

При игуменстве Питирима на средства бывшего переславского купца, а в то время уже «московского гражданина», Герасима Яковлева Обухова в монастыре строился новый каменный Никольский собор, для которого и предназначалась святыня. Храм был завершен в 1721 году.

В монастырской описи конца XVIII века среди существенного соборного имущества указан «на горнем месте крест большой серебряной обложен медью.»17. О его древности не упоминается. Возможно, в самом монастыре и не питали никаких иллюзий по поводу времени создания святыни. Так, назначенный в 1898 году настоятелем Никольского собора священник Ф. П. Делекторскии в своем описании обители высказался весьма определенно: «в Николаевском монастыре находится замечательный археологический памятник XVII века — так называемый Корсунский Крест». И только ниже, будто спохватившись, излагает версию А. И. Свирелина о его корсунско-киевском происхождении.

Анализ стилистических особенностей декора креста подтверждает версию Ф. П. Делекторского. Изображения на дробницах выполнены в характерной для конца XVII — начала XVIII века «гравюрной» манере. А обрамляющие их картуши с европейскими «императорскими» коронами в верхней части не оставляют сомнений в своей принадлежности к стилю раннего русского барокко. Этому же времени и стилю присуща любовь к украшению предметов декоративного искусства мелко ограненными крупными цветными стеклами и разнообразными полудрагоценными камнями, которыми щедро декорирована вся обитая медью поверхность креста (они художественно «разбросаны» между картушами с мощевиками). Учитывая время строительства храма, для алтаря которого предназначался крест, думается, можно ограничить датировку его создания самым концом XVII — первой четвертью XVIII века.

Жесткая, несколько грубоватая техника исполнения гравировки и чеканки, а также отсутствие пробирных и авторских клейм на деталях декорировки, выполненных из серебра, могут свидетельствовать о провинциальном происхождении памятника. Фигуры людей гравированы контурно, почти без теней, что было особенно характерно для ярославских ювелиров второй половины XVII столетия. Выбор из числа русских святых, чьи мощи были вмонтированы в крест, исключительно тех, кто почитался в Ростове и Ярославле, также позволяет предположительно связать его изготовление с местными серебряниками, выполнявшими церковные и частные заказы на территории Ростовской митрополии.

В 90-е годы XIX века Никольский собор был отремонтирован на средства переславского купца А. А. Варенцова. После ремонта «корсунский» крест переместился из алтаря и оказался «на завороте к левому клиросу»21. Вероятно, сам крест также «реставрировали» в конце XIX или в начале XX века. На месте некоторых дробниц, которые А. И. Свирелин считал утраченными, появились новые — «Благовещение», «Успение», а также был заменен поврежденный мощевик Федора Стратилата (он заметно отличается небрежностью исполнения и примитивностью рисунка от более древних).

Таким образом, «корсунский» крест из переславского Никольского монастыря если и может считаться таковым, то не по происхождению, а исключительно по своей типологической принадлежности. Датировать этот памятник можно концом XVII — первыми десятилетиями XVIII века, и ничто не указывает на его более древнее происхождение. Приблизительно в это же время крест оказался в Переславле, но привезен он был сюда, вероятнее всего, не из Суздаля, а из Ростова или Ярославля. А первый серьезный исследователь креста А. И. Свирелин, видимо, оказался жертвой искушения обрести среди столь высоко ценимых им переславских древностей «настоящую корсунскую вещь», что было свойственно многим «археологам» его времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *