Никольский морской собор

** На фото, вероятно, начала 1950-х, виден деревянный домик, который еще годах в 1980-х стоял в углу Никольского сада, был отделан резьбой. Туалет, который стоит чуть дальше по каналу, еще не построен. На оригинале справа виден забор бывшего дровяного двора Гвардейского экипажа (на месте дома 13 по Крюкову каналу). ()

16 июля 1752 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М. М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А. И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 г. там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине XVIII в. было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции.

Проект и смету собора Чевакинский представил в Адмиралтейств-коллегию 20 мая 1752 г.. Первоначальные чертежи не сохранились, но по последующим описаниям изменений можно предположить, что сначала собор проектировался значительно меньше нынешнего.

После наводнения осенью 1752 г., когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м. Руководил строительством сам архитектор, в помощь ему был дан каменных дел мастер М. А. Башмаков, впоследствии построивший церковь Святых Захария и Елисаветы в Главном Адмиралтействе. Князь Голицын с большим усердием следил за постройкой. Деньги на постройку приказано было взять из «мостовых сумм», которые собирались на мосту через Неву близ Адмиралтейства. Договор на производство работ был заключен с мастером Матвеем Соболевым, крепостным князя М. М. Голицына. Он сам набирал артель рабочих и выполнял все необходимые работы.

В 1756 г. начались работы по наружной отделке храма. По проекту фасады храма были оформлены капителями коринфского ордера, пилястрами, рокайльными наличниками и скульптурой. В тимпанах четырех фронтонов предполагалось сделать «штукатурною работою сияние с облаками и херувимами». Для этой работы Чевакинский рекомендовал лепного мастера Фридриха Партира. Позднее он же делал лепные украшения для интерьеров храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав собора. Для их заказа архитектор в начале 1757 г. сам лично ездил в Тулу к владельцу железоделательных заводов Прокопию Акинфиевичу Демидову. Тот оказал Чевакинскому всяческую помощь и поддержку. Привезенные из Тулы железные конструкции куполов были поставлены на барабаны, вызолочены мастером Моисеем Сарычевым с помощником Иваном Харитоновым, и к осени 1760 г. на храме были водружены кресты. П. А. Демидовым были исполнены конструкции и вызолочен шпиль колокольни.

Необыкновенное великолепие храма поражает взгляд и ныне. Золоченые главы широко расставленных барабанов видны издалека и производят впечатление праздничности и богатства. При приближении к собору кажется, что объем его словно бы увеличивается. Сложность конфигурации и обилие архитектурных деталей делают его монументальным. Торжественные ряды окон, череда тройных коринфских колонн, ажурные решетки балкончиков, богатство лепнины придают зданию нарядность дворца, подчеркнутую эффектным цветовым сочетанием небесно-голубого и белого.

В 1755 г., когда стены собора только были выведены под крышу, заблаговременно начались работы по подготовке к оформлению интерьеров. К этому времени Чевакинским были сделаны эскизы иконостасов и составлен перечень необходимых икон. Работы производились по верхней и нижней церквям отдельно.

Иконы были написаны братьями Федотом и Миной Колокольниковыми, крепостными художниками.Федот Лукич Колокольников написал иконы для верхнего храма. Мина Колокольников был приглашен для написания образов для иконостаса нижнего храма. Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства петербургских храмов XVIII в., и являются типичным примером соединения приемов иконописи с со светской западноевропейской живописью. Размещение их в иконостасе несет конкретную символическую нагрузку. Резные иконостасы для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков по эскизам Чевакинского, утвержденным в 1755 г. Основную работу выполнили резной подмастерье Игнатий Канаев и столярный мастер Савелий Никулин. Оба иконостаса решены в едином стиле. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями, использование мелких архитектурных деталей удачно перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Резные киоты для икон выполнены в том же стиле, что и иконостасы. 5 июня 1760 г. Савва Чевакинский рапортовал об окончании работ.

Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны, делящие храм на семь нефов различной длинны, создают эффектные перспективы, прихотливый повтор которых отвечает внешнему облику здания. Свет, льющийся из высоких окон и центрального купола равномерно рассеивается по интерьеру и дает мягкие блики на золоченой резьбе киотов. Иконостас верхнего храма поражает своей красотой и парадностью, а изящные пропорции колонн подчеркивают общее устремление ввысь. Резные Царские врата напоминают золотое кружево. Во время богослужения они отворяются, и взору молящихся предстает золоченая резная напрестольная сень — сверкающие позолотой витые парные коринфские колонны поддерживают навершие, украшенное сложным орнаментом, головками херувимов, ниспадающими складками золотой драпировки. В центре храма, напротив иконостаса, на ближайшем северном столбе установлена высокая проповедническая кафедра, с которой в старые времена зачитывали царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столба устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно-малиновым бархатом с позументом. Здесь часто бывали русские цари и царицы. Над ним, в парусах центрального барабана вместо традиционных четырех Евангелистов помещены Российский Императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е 1» — в юго-восточном и северо-западном.

Одновременно со строительством собора неподалеку от него возводилась колокольня. Место для нее было выбрано строго на запад по центральной оси храма. Расстояние же определялось, по всей видимости, предполагаемой линией Крюкова канала. К 1750-м гг. канал был прорыт только на участке между Невой и Мойкой, но мысль о его продолжении уже неоднократно обсуждалась. На участке перед собором канал был прорыт только в 1780-е годы, то есть через 20 лет после окончания строительства, но кажется, что архитектор заранее видел удивительный эффект сочетания водной глади и устремленной ввысь колокольни. Подряд был заключен в мае 1756 г. с мастером Алексеем Козминым, но артель Козмина проработала недолго. 26 июня в протоколе Адмиралтейств-коллегии звписано, что набив несколько свай, артельщики отказались работать. Тогда спешно были набраны добровольцы из Морсой корабельной команды, и уже к 28 августа Чевакинский смог доложить, что основные работы по закладке фундамента сделаны. Продолжил сооружение колокольни тот же Матвей Соболев. В 1758 г. колокольня была завершена и оштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. Отливали колокола в Москве, на заводе купца С. Г. Мозжухина. На Никольской колокольне был собран один из лучших колокольных наборов столицы — 13 колоколов. В курантах действовало 9 колоколов. В настоящее время на колокольне полностью используется механический звон.

Нижний храм во имя Святителя Николая Чудотворца был освящен в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 г., накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. При Екатерине II 20 июля 1762 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Богоявления и нижнего левого придела во имя прославленного в 1757 г. Святителя Дмитрия Ростовского.

В 1845 г. в нижнем храме были заменены Царские врата главного иконостаса. Их сделали «по тому же рисунку, какой настоящие имеют, с малым токмо изменением меры оных в ширину и высоту». Из позднейших ремонтов в соборе необходимо отметить замену в 1862 г. архитектором Г. И. Карповым деревянных лестниц, ведущих в верхний храм на каменные. Остальные работы были, как правило, крайне незначительны и не изменили облика собора. После перехода храма в Морское ведомство, в 1901 г., в верхней церкви была устроена сохранившаяся до нашего времени Голгофа. В 1909-1910 гг. в церкви было устроено электрическое освещение.

В 1860-е гг. в ограде храма появились две часовни. В прежние времена существовала традиция устанавливать часовню на том месте, где раньше стоял церковный алтарь. Во время строительства домов для причта в 1861-1863 гг. деревянная часовня была разобрана. Взамен нее в в новом доме причта в угловом помещении первого этажа. т.е. на месте бывшей часовни, была устроена новая. освященная, как и прежняя во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Работы велись усердием старосты Василия Сидорова по проекту архитектора Г. И. Карпова.

Вторая часовня. к северу от собора, у входа в церковный садик, была устроена в память спасения императора Александра II от покушения 25 марта 1867 г. в Париже. Средства пожертвовали староста Василий Сидоров и прихожанеФилипп Васильев и Федор Власов. Проект составил архитектор Г. И. Карпов. Закладка состоялась 24 июня 1868 г., 2 ноября 1869 г. часовня была освящена во имя св. князя Александра Невского.

Во время строительства храма, в 1759 г., по предложению генерал-адмирала князя М. М. Голицына Адмиралтейств-коллегия выделила часть своей земли под церковный садик. В июле 1759 г. был утвержен план, начерченный архитектором Чевакинским, и садик обнесен оградой. На хранившемся в соборе плане, составленным в конце XVIII в. архитекторами Перреном и Кребером, показана деревянная ограда на каменном основании с 139 каменными столбами. На территории церковного участка было три чистых пруда — два больших прямоугольной формы в северо-восточной и северо-западной частях и один малый в юго-западной части. позднее пруды засыпали. На плане 1861 г. сохранился только северо-западный пруд, а к 1870-м гг. засыпали и его.

В 1861 г. в южной части церковного участка было решено построить каменные дома со службами для помещения соборного причта. С Высочайшего разрешения были выстроены два одинаковых каменных дома ( см. , 1В и ) по стилю гармонирующих с собором. Позднее в 1877 г. были выстроены каменные одноэтажные службы. Поскольку дома заняли часть сада, 26 октября 1761 г. Александр II повелел «чтобы остальная во внутренности церковной ограды часть открыта была в виде сада для общей прогулки».

В северной части за оградой собора находилась замощеная булыжником площадь. Она была устроена в 1811 г. В октябре 1873 г. купец Осия тупиков обратился к генерал-губернатору Трепову с просьбой разрешить на месте площади устроить сквер. Все расходы Тупиков брал на себя, с условием. что снятый с площади булыжник он получит в свое распоряжение. Высочайшее распоряжение последоваало 19 июня 1874 г. Городская дума добавила свое условие — обнести садик железной решеткой за счет Тупикова. В апреле 1875 г. сквер был сооружен. Тогда же иимператор одобрил работу и пожелал, чтобы сквер был соединен с церковными садиками и устроен один общий сад. Эти работы тоже были отнесены на счет Тупикова. Собору было разрешено устроить свою ограду лишь вблизи самого храма.

В 1875 г. земли, присоединенные к городскому скверу, были возвращены собору.

В 1908 г. в церковной ограде был установлен памятник офицерам и матросам Гвардейского экипажа, погибшим на эскадренном броненосце «Император Александр III».

В 1904 г. в ограде храма, близ восточных ворот, было выстроено для приходского благотворительного общества. Место для постройки было отведено с разрешения генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. Строилось здание по чертежам и на средства гражданского инженера, статского советника Семена Ивановича Андреева, с 1895 г. служившего архитектором собора. В выстроенном здании разместились приют для девочек-сирот и богадельня для старушек.. Общество вспоможения бедным существовало при соборе с 1870 г. и помимо приюта и богадельни имело свою школу и больницу.

(Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Никольский «Морской собор и другие морские храмы

Санкт-Петербурга». – СПб.: «Паритет», 2003, С.18-47; добавил: )

Собор в советское время не закрывался, хотя в 1923-1926 гг.из него были изъяты уникальные вещи, а в 1933 г. сняты колокола. В 1941-1999 гг. имел статус кафедрального. В 2000 г. в нижнем ярусе колокольни освящена часовня в честь Рождества Христова. (. С. 59)

Никольский морской собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Никольский морской собор зимой, Санкт-Петербург

Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей — нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца — покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма — Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.

По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался храмом Святителя Николая и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.

По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие.

Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С. И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.

В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.

Колокольня Никольского собора В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей.

В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева).

Николо-Богоявленский храм является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.

Полезная информация

Действующая церковь, вход свободный; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Никольская, д. 1; тел: +7(812) 714-70-85, 714-69-26, 714-08-62.

Никольский морской собор

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор.

Православный храм

Никольский морской собор

Вид с запада

59°55′20″ с. ш. 30°18′01″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург, Никольская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Русское барокко

Автор проекта

С. И. Чевакинский

Архитектор

Савва Иванович Чевакинский

Дата основания

Строительство

1753 — 1762 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520339170006 (ЕГРОКН). Объект № 7810086000 (БД Викигида)

Состояние

действующий храм

Сайт

Никольский морской собор на Викискладе

Нико́льский морской собо́р (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм — Гвардейского экипажа.

Собор один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади. Собор повлиял на топонимику города: дал своё имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

Современность

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня, а 19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни — иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников.

В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».

Посвящения престолов

  • Верхний храм — Богоявления Господня;
  • Нижний храм:
    • главный придел — святителя Николая Чудотворца,
    • северный — святителя Димитрия Ростовского и святителя Феодосия Черниговского
    • южный — Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Настоятели собора за всю историю

Духовенство
Даты Настоятель
22 сентября (3 октября) 1732 — 4 (15) октября 1734 священник Иоанн Иоаннов
4 (15) октября 1734 — 25 декабря 1747 (5 января 1748) священник Петр Павлович Козицкий (…—1755)
25 декабря 1747 (5 января 1748) — 1 (12) июля 1752 священник Гавриил Симеонович Вершнецкий
1 (12) июля 1752 — 25 февраля (7 марта) 1770 протоиерей Иоанн Иоаннович Панфилов (1720—1794)
20 (31) марта 1770 — 14 (25) июня 1772 протоиерей Василий Александрович Алексеев
16 (27) июля 1772 — 24 декабря 1799 (4 января 1800) протоиерей Тимофей Васильевич Люсицинский (…—1799/1800)
21 апреля (2 мая) 1800 — 15 (27) августа 1805 протоиерей Митрофан Иоаннович Окин (Краснопевков) (1742—1805)
5 (17) сентября 1805 — 9 (21) июля 1831 протоиерей Иоанн Стефанович Веселовский (1759—1831)
июль — декабрь 1831 протоиерей Тимофей Алексеевич Вещезеров (…—1832)
7 (19) декабря 1831 — март 1846 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (…—1848)
17 (29) марта 1846 — 24 декабря 1860 (5 января 1861) протоиерей Иоанн Димитриевич Колоколов (…—1869)
26 декабря 1860 (7 января 1861) — 15 (27) декабря 1873 протоиерей Сила Стефанович Топильский (…—1873)
1874 — 1888 протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов (1819—1888)
1888 ? — 1900 протоиерей Григорий Евграфович Романовский (1828—1900)
17 (29) апреля 1900 — 2 (15) декабря 1914 протоиерей Николай Никанорович Кондратов
1914—1918 протоиерей Александр Иоаннович Преображенский
1919 — 10 февраля 1923 протоиерей Александр Николаевич Беляев (1866—1928)
февраль 1923 — 22 июля 1923 протоиерей Николай Николаевич Русанов
июль 1923 — сентябрь 1923 протоиерей Иоанн Димитриевич Дмитриевский
21 сентября 1923 — 17 января 1924 протоиерей Николай Николаевич Русанов
январь 1924 — 11 марта 1924 протоиерей Иоанн Димитриевич Дмитриевский
29 марта 1924 — 11 июня 1930 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1930 — 11 января 1933 протоиерей Василий Михайлович Яблонский (1867 — после 1933)
январь 1933 — март 1935 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
17 марта 1935 — июль 1935 протоиерей Михаил Арсеньевич Смирнов
июль 1935 — 14 ноября 1936 протоиерей Александр Викентьевич Пакляр (1873—1938)
14 ноября 1936 — 5 февраля 1937 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
5 февраля 1937 — 4 марта 1938 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
4 марта 1938 — 19 мая 1939 архиепископ Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич) (1892—1961)
19 мая 1939 — 30 июня 1942 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
30 июня 1942 — 21 ноября 1945 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
21 ноября 1945 — 1 декабря 1948 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
5 декабря 1948 — 23 февраля 1953 протоиерей Евгений Павлович Лукин (1885—1967)
23 февраля 1953 — 9 января 1972 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
9 января 1972 — 12 сентября 1975 протоиерей Игорь Симеонович Ранне (1927—1982)
12 сентября 1975 — 25 мая 1977 протоиерей Борис Михайлович Глебов (род. 1936)
25 мая 1977 — 10 июля 1981 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)
10 июля 1981 — август 1987 протоиерей Владимир Иустинович Сорокин (род. 1939)
25 августа 1987 — настоящее время протоиерей Богдан Игоревич Сойко (род. 1938)

История

Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского и Крюкова каналов.

Инициатор строительства каменного собора генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын

В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

С. К. Зарянко Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843 А. Корзухин. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-Петербурге Вид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года

Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года).

10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой.

Современное состояние

С 1987 года настоятелем Николо-Морского собора является протоиерей Богдан Сойко, кандидат богословия.

Расписание богослужений

Храм открыт для верующих каждый день с 6:30 до 21 часа. Уже в 6:45 можно исповедаться. Тем, кто не успевает приехать на исповедь так рано, можно прийти к 9:45. Исповедь начинается за 15 минут до Литургии.

Молиться за Литургией в храмах собора можно каждый день в 7 или 10 часов утра

В зависимости от дня недели и церковного календаря служба может проходить в разных храмах, на это стоит обратить внимание при планировании посещения. Однако по праздничным и воскресным дням раннюю Литургию служат в нижнем храме, в позднюю — в верхнем

Вечерние богослужения проходят каждый день в 18 часов. Всенощное бдение накануне праздников и вечером в субботу служат в верхнем храме. Вечером в среду, четверг и воскресенье служат акафисты поочередно Спасителю, Богородице, свт. Димитрию Ростовскому, свт. Феодосию Черниговскому, свт. Николаю Чудотворцу.

Богослужение в Николо-Богоявленском морском соборе

Расписание богослужений в Никольском соборе не ограничивается перечнем ежедневных служб: на сайте собора можно ознакомиться также с расписанием совершения Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания.

Деятельность прихода

В выходные дни в соборе проходят чтения Священного Писания для взрослых и детей. Взрослым прихожанам, кроме историй Ветхого и Нового Завета, рассказывают также о церковной жизни, о сути греха и значении спасения.

Духовенство собора окормляет обучающихся школы-интерната № 37, проводя для них отдельно молебны после важнейших церковных праздников. Отдельную панихиду в соборе служат ежегодно в дни памяти моряков, погибших на подводных лодках.

Свято-Никольский молодежный союз, созданный ради развития духовной жизни молодых, вовлекает их в церковную жизнь через четыре важнейших компонента:

  • духовное образование и изучение Священного Писания и Священного Предания;
  • миссионерская деятельность через специальные акции;
  • благотворительность и социальное служение;
  • общение.

Молодежный союз собирается в последнюю субботу месяца.

Главной святыней собора является греческая икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Примечательно, что Никольский собор сохранился до наших дней именно в таком виде, каким его видели петербуржцы XVIII-XIX веков, как изнутри, так и снаружи.

Иконостас Никольского Морского собора в Петербурге насыщен старинными иконами Христа, Богородицы и святых. Есть также мощевик, в котором хранятся частицы мощей множества угодников Божиих: апостолов Луки и Иакова, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы и других.

Престольные праздники

В верхнем храме Никольского Морского собора празднуют по-особенному Крещение Господне, иначе называемое Богоявлением — этот храм освящен и назван Богоявленским.

В нижнем храме престольных праздников несколько:

  • 22 мая и 19 декабря, в дни памяти особо почитаемого в России покровителя моряков и всех путешественников святителя Николая Чудотворца;
  • 11 сентября в честь Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна;
  • 4 октября и 10 ноября в почитание святителя Димитрия Ростовского.

Эти дни считаются для собора праздничными. Накануне служится Всенощное бдение.

Настоятели

В Никольской часовне, полотняном и деревянном храме

  • Август, иером. (упом. 1730)
  • Иоанн Иоаннов (22 сентября 1732 — 4 октября 1734)
  • Петр Козицкий (4 октября 1734 — декабрь 1747)
  • Гавриил Вершнецкий (25 декабря 1747 — 1 июля 1752)

В каменном соборе

  • Иоанн Панфилов (17 марта 1752 — 25 февраля 1770)
  • Василий Алексеев (20 марта 1770 — 14 июня 1772)
  • Тимофей Люсцинский (16 июля 1772 — 24 декабря 1799)
  • Митрофан Окин (21 апреля 1800 — 15 августа 1805)
  • Иоанн Веселовский (5 сентября 1805 — 9 июля 1831)
  • Тимофей Вещезеров (июль — декабрь 1831)
  • Тимофей Никольский (7 декабря 1831 — март 1846)
  • Иоанн Колоколов (17 марта 1846 — 24 декабря 1860)
  • Сила Тапильский (26 декабря 1860 — 15 декабря 1873)
  • Григорий Романовский (1873 — 1 апреля 1900 )
  • Николай Кондратов (17 апреля 1900 — 2 декабря 1914)
  • Александр Преображенский (1914 — 1919 )
  • Иоанн Философов (2 октября 1914 — ?)
  • Александр Беляев (май 1919 — 30 марта 1923 )
  • Николай Русанов (март — 22 июля 1923) обновленец
  • Иоанн Дмитриевский (июль — 4 августа 1923)
  • Николай Русанов (22 сентября 1923 — 17 января 1924), обновленец
  • Иоанн Дмитриевский (январь — 11 марта 1924)
  • Николай Чуков (29 марта 1924 — март 1935)
    • Леонид Богоявленский (28 мая 1928 — январь 1929)
    • Василий Яблонский (июнь 1930 — 11 января 1933)
  • Евгений Лукин (упомин. март 1935)
  • Михаил Смирнов (17 марта 1935 — июль 1935 )
  • Александр Пакляр (июль 1935 — 14 ноября 1936)
  • Лев Муллер (14 ноября 1936 — 5 февраля 1937 )
  • Павел Тарасов (5 февраля 1937 — 4 марта 1938 )
  • Николай (Ярушевич) (4 марта 1938 — 19 мая 1939 )
  • Павел Тарасов, 2 раз (19 мая 1939 — 30 июня 1942 )
  • Владимир Румянцев (30 июня 1942 — 21 ноября 1945 )
  • Павел Тарасов, 3 раз (21 ноября 1945 — 1 декабря 1948 )
  • Евгений Лукин (5 декабря 1948 — 23 февраля 1953)
  • Александр Медведский (23 февраля 1953 — 9 января 1972 )
  • Игорь Ранне (9 января 1972 — 12 сентября 1975 )
  • Борис Глебов (12 сентября 1975 — 25 мая 1977)
  • Иаков Ильич (25 мая 1977 — 10 июля 1981 )
  • Владимир Сорокин (27 июля 1981 — 10 августа 1987)
  • Богдан Сойко (с 25 августа 1987)

>Ключари

  • Николай Кодратов (1883 — ?)
  • Антоний (Завгородний) (февраль 1965 — 4 апреля 1967)
  • Климент (Толстихин) (упом. 19 октября 1971)

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский Морской собор, нач. 2010-х

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор Санкт-Петербургской епархии

История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.

С июня 1941 до 1991 года являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Часовня, полотняная и деревянная церкви

Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.

В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя.

В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Приход церкви был значительным: 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.

Строительство каменного храма

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского…» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.

Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу.

К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров.

Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Санкт-Петербурге.

Обелиск в память экипажа броненосца «Император Александр III», погибшего в Цусимском сражении в сквере Николо-Богоявленского морского собора, 1908 (?) г. Фотография К.К. Буллы, с сайта oldsp.ru

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи.

20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. Тогда же императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. С этого времени победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе.

С тех пор храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних.

В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные.

В 1870 году при соборе было основано Общество вспомоществования приходским бедным.

После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.

14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника в память героев русско-японской войны.

В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.

Собор в годы гонений

Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских.

Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.

В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Никто из членов причта на это время не был арестован и осужден.

Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. На собрании прихожан собора 23 июля 1922 года было принято решение о формировании Петроградской автокефалии. Был заслушан доклад настоятеля протоиерея Александра Беляева об истории Высшего Церковного Управления и Петроградского Епархиального Управления. В конце доклада настоятель указал, что на основании декрета о свободе совести и других постановлений, каждая приходская община имеет право на самостоятельное существование, и никакая другая организация не может распоряжаться ей без ее воли. Это мнение было изложено в резолюции.

Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н.Н. Русанов.

Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости.

В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».

Продолжалось изъятие ценностей принадлежавших Никольскому собору. Кроме того, участились попытки воровства из храма. Против этого предпринимались меры с дополнительными дежурствами, однако, полностью избежать краж не удавалось. В то же время повсеместно закрывались православные храмы и собору не раз приходилось принимать оставшиеся от них иконы и святыни.

9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.

К началу 1940-х годов волна гонений стала немного спадать, но подавляющее большинство храмов уже было закрыто. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в самом Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них пять служили в Николо-Богоявленском соборе.

Собор во второй половине XX века

Николо-Богоявленский собор г. Ленинграда. Маскировка. Фото 1941-1942 гг., фотограф С.Н. Давыдов, с сайта oldsp.ru

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский).

По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора в первые месяцы войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 – еще 60 тысяч. Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Православной Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше.

В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения.

Перед возвращением мощей святителя Феодосия Черниговского в Чернигов в 1946 году они несколько месяцев хранились в раке в Николо-Богоявленском морском соборе, где с тех пор осталась частица его мощей . За время войны собор был серьезно повреждён обстрелами и бомбардировками, и был окончательно восстановлен лишь к 1953 году. Вероятно в этот период нижний левый придел святителя Димитрия Ростовского был переосвящён во имя двух святителей — Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %.

В 1970 — 1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно выросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

Современная жизнь собора

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. XXI в.

Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.

По субботам и воскресным дням регулярно проводятся занятия по изучению Священной Истории Ветхого и Нового Заветов для детей и взрослых в верхнем храме собора.

Во время занятий с взрослыми обращается внимание на внутреннюю жизнь Церкви и Санкт-Петербургской епархии, а также проводится разъяснительная работа о причинении вреда душе и сердцу человеческому экстрасенсами и другими современными магическими явлениями противными духу христианства. Специальные темы посвящаются не православным конфессиям (католичеству, лютеранству, протестантству) и сектам (иеговистам, мормонам и др.), а также иудаизму и исламу.

В школе-интернате № 37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.

В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, I-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи».

Архитектура и внутреннее убранство

Нижний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фотография о. Константина Пархоменко.

За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.

Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.

Иконостас нижнего храма Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.

Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

Верхний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.

В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем – шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.

Статистика

  • ок. 1743 — 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей
  • 1899 — 7209 человек в приходе (3260 м.п., 3949 ж.п.)

Икона свт. Николая Чудотворца с частицей св. мощей, Греция, XVII в. Главная святыня Николо-Богоявленского морского собора

Святыни

  • икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII в.)
  • частица мощей свт. Феодосия Черниговского — оставлена в соборе после перенесения мощей в Чернигов в 1946 г.
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» — выносится на поклонение верующим только раз в году, в день празднования, вечером 1 декабря и утром 2-го (н.ст.)

В Никольской часовне, полотняном и деревянном храме

В каменном соборе

Ключари

  • Николай Кодратов (1883 — ?)
  • Антоний (Завгородний) (февраль 1965 — 4 апреля 1967)
  • Климент (Толстихин) (упом. 19 октября 1971)

Приписные храмы, часовни

В синодальный период

  • Домовая церковь в доме князя Юсупова (по свед. 1899)

В настоящее время

  • Андрея Первозванного, часовня на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»»
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы, часовня в Военно-морском медицинском музее
  • Владимира Равноапостольного, часовня в ФГУ «Тест-Санкт-Петербург»
  • Николая Мирликийского, часовня на ГП «Адмиралтейские верфи»
  • Рождества Христова, часовня в ЦКБ МТ «Рубин»

Литература

Использованные материалы

  • Историческая справка с официального сайта собора:
  • Сила Тапильский, прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в Санкт-Петербурге / Историко-статистические сведения о Петербургской епархии. Вып. II, Ч. II, с. 163-165, 239-253.
  • Памятная книга по С.-Петербургской епархии / Под ред. Н.М. Кутепова. — СПб., 1899, с. 100-101
  • «Николо-Богоявленский морской собор», проект «Глобус епархии»
  • Константин Пархоменко, свящ. «Храмы Петербурга. Никольский Морской собор», сообщение на форуме сайта Азбука веры (фотографии интерьера)
  • Роль флотского духовенства в воспитании военных моряков дореволюционной России. § 2.2 История создания неподвижных флотских православных храмов и их роль храмов в хранении преумножении традиций (Настоятели Николо-Богоявленского собора) со ссылкой на книгу Исаковой Е. В., Шкаровского М. В. «Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Летербурга». — СПб.: Паритет, 2003, с. 249 — 250.

«Рака святителя Феодосия, архиепископа Черниговского», официальный сайт Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского морского собора,

«В скорбех и печалех утешение» // Страница Богородице-Рождественского храма д. Лахва —

Переведен в Выборгский Рождественский собор.

Захоронения Митрофаниевского Православного кладбища (по книге В. И. Саитова), сайт Санкт-Петербургского Митрофаниевского Союза,

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь, страница портала Богослов.RU (2-й абзац сверху),

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь, страница портала Богослов.RU (4-й и абзац сверху),

Предположительно, будущий обновлен. архиепископ.

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники XX века»,

Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян,

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь, страница портала Богослов.RU (19-й абзац снизу),

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь, страница портала Богослов.RU (14-й абзац снизу),

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь, страница портала Богослов.RU (7-й абзац снизу),

Шкаровский М.В. Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор), Глава 3. Николо-Богоявленский собор во второй половине XX века (20-й абзац сверху),

Ранне Игорь Семенович, протоиерей, краткая биография на сайте Санкт-Петербургской духовной академии,

Сорокин В., прот., Некролог. ЖМП. 1982. № 5. С. 27-28,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *