Ниневия город

Ниневия (жилище или город Нина) (Быт. X, 11). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним ц. Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности понашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1500 лет до Р. X. История Ниневии, впрочем, покрыта глубоким мраком неизвестности.

Из Свящ. Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели (Ион. I, 2). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути (Наум. III, 3). У ней было более 120 000 детей (Ион.IV, 11). Город мог хвалиться собой, как единственный, которому нет подобного (Ион.I:2, III:2). Но среди своего могущества, среди богатства и славы нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пр. Ионы ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их, и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет (Мф. XII, 41, Лк. XI, 30–32).

Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул, Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена и говорит, что, увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а, напротив, будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех (Наум. I:7–9, 14, II:10–12, III:1, IV:7, 19).

Орудием гнева против Ассирии были Набополассар, ц. Вавилонский, и Циаксар, ц. Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось.

Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. «В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сеннахерима) я открыл с лишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями воин, триумфов и великих подвигов ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины». Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.

Ниневия. «Охота на онагров». Фрагмент рельефа из Северного дворца Ашшурбанапала. Алебастр. Ок. 640 до н. э. Британский музей (Лондон).Ниневия. Летопись ассирийского царя Синаххериба (т. н. «Призма Тэйлора»). Нач. 7 в. до н. э. Британский музей (Лондон).

НИНЕВИ́Я (от греч. Νινευΐ ; ас­сир. Ни­нуа), один из важ­ней­ших го­ро­дов древ­ней Ме­со­по­та­мии, на вос­точ­ном (ле­вом) бе­ре­гу р. Тигр (на се­ве­ре совр. Ира­ка), сто­ли­ца Ас­си­рии в 7 в. до н. э. Руи­ны Н. скры­ты под хол­ма­ми Ку­юнд­жик («овеч­ка») и Телль-Не­би-Юнус («Про­рок Ио­на»), на­хо­дя­щи­ми­ся на­про­тив совр. г. Мо­сул. Ран­не­зем­ле­дельч. по­се­ле­ние воз­ник­ло в 6-м тыс. до н. э. При рас­коп­ках, про­ве­дён­ных здесь в 1930-е гг. (англ. ар­хео­лог М. Мал­ло­ван), об­на­ру­жи­лось род­ст­во ке­ра­ми­ки древ­ней­ше­го слоя (Ни­не­вит I) с куль­ту­рой Хас­су­на. Бо­лее позд­ние слои со­по­ста­ви­мы с куль­ту­ра­ми Ха­лаф и Убейд. В 3-м тыс. до н. э. Н., на­ря­ду с Аш­шу­ром и Ар­бе­ла­ми, пред­став­ля­ла со­бой го­род-го­су­дар­ст­во, имев­ший тор­го­вые свя­зи с шу­мер­ским югом Ме­со­пота­мии. В 24–22 вв. до н. э. Н., оче­вид­но, по­па­ла под власть Ак­ка­да, о чём сви­де­тель­ст­вуют со­ору­же­ние ак­кад­ским ца­рём Ма­ниш­ту­шу хра­ма бо­ги­ни Иш­тар в Н., на­ход­ка там брон­зо­вой го­ло­вы пер­во­го ак­кад­ско­го ца­ря Сар­го­на. Глав­ны­ми хра­ма­ми в Н. бы­ли хра­мы На­бу и Иш­тар, ко­то­рая име­но­ва­лась Ни­не­вий­ской и, по­ми­мо тра­ди­ци­он­ных сво­их функ­ций – бо­ги­ни люб­ви и вои­тель­ни­цы, счи­та­лась це­ли­тель­ни­цей. В нач. 2-го тыс. до н. э. Н. упо­ми­на­ет­ся в тек­стах ар­хи­ва Ма­ри. В 18 в. до н. э. во­шла в со­став Ва­ви­лон­ско­го цар­ст­ва (Н. и храм Иш­тар – Эмеш­меш упо­ми­на­ют­ся в Про­ло­ге к Хам­му­ра­пи за­ко­нам). В 15–14 вв. до н. э. Н. под­чи­ня­лась Ми­тан­ни. Ца­ри Ми­тан­ни (Шут­тар­на II, Туш­рат­та) ра­ди ук­ре­п­ле­ния друж­бы с Егип­том два­ж­ды по­сы­ла­ли в 14 в. фа­рао­ну Амен­хо­те­пу III ста­тую Иш­тар Ни­не­вий­ской для ис­це­ле­ния от бо­лез­ни. По­сле по­бе­ды ас­си­рий­цев над Ми­тан­ни в 13 в. Н. проч­но во­шла в со­став Ас­сир. гос-ва. Тиг­лат­па­ла­сар I сде­лал Н. цар­ской ре­зи­ден­ци­ей, рес­тав­ри­ро­вал храм Иш­тар и по­стро­ил цар­ский дво­рец. Од­на­ко с это­го поч. мес­та её от­тес­ни­ли: в 9 в. Каль­ху, став­ший ре­зи­ден­ци­ей Аш­шур­на­ци­ра­па­ла II и Сал­ма­на­са­ра III, за­тем Дур-Шар­ру­кин, вы­стро­ен­ный в 8 в. Сар­го­ном II. Н. дос­тиг­ла рас­цвета в прав­ле­ние Си­наххе­ри­ба и Аш­шур­ба­на­па­ла. Опи­са­ние стро­ит. ра­бот в Н. со­дер­жит­ся в ле­то­пи­сях этих ца­рей.

Существует большое количество пророчеств святых Паисия Святогорца, Космы Этолийского, преподобного Авеля, многих русских святых и старцев XX века о том, что нас ждет большая война с огромными жертвами. Многие связывают эти пророчества с теми событиями, которые сейчас развиваются на Ближнем Востоке. Подстегивает эти настроения противостояние с Турцией. Греки знают пророчество преподобного Паисия Святогорца о том, что еще при жизни нынешнего поколения Константинополь будет передан им: русские его завоюют и отдадут. И именно это станет одним из звеньев цепи, которая в итоге приведет к глобальной войне.

Наши читатели и просто церковные люди стали об этом задумываться, обратились к этим пророчествам, пытаются их понять, и многие впадают в большую тревожность и даже панику. Вот почему мы попросили протоиерея Олега Стеняева рассказать о Книге пророка Ионы – события, описываемые в ней, воспринимаются сегодня очень актуально. Можно ли избежать гнева Господа? Как сделать так, чтобы преложить или хотя бы отсрочить его? – вот главные вопросы для нас.

Пророк Иона

Когда пророчества не исполняются

Иона по-еврейски – «голубь». Голубь в Библии – добрый вестник. Именно голубь, возвратившись в ковчег Ноя с масличным листом в клюве, сообщил о конце потопа. Ионе Господь поручил объявить жителям Ниневии не о доброй вести – а о том, что город будет разрушен и все они погибнут за свои грехи. Но Иона, сев на корабль, поплыл совсем в иное место – если посмотреть по карте, то в прямо противоположном направлении.

Почему Иона так поступает? Потому что он, как пророк, знает характер Бога. Он знает, что Господь вершит суд над неправедными, насылая несчастья, а порой и гибель и разрушения, но если люди правильно воспринимают тяжелые обстоятельства – катастрофы и природные катаклизмы, военные конфликты, епитимии, – то Бог умилостивливается. Он знает, что если ниневитяне, услышав о грядущей каре за их грехи и неправедную жизнь, покаются, будут горько рыдать и молить Бога, Он простит их и помилует. Потому что Бог преисполнен любви к людям. А если он, пророк Божий, будет проповедовать гибель Ниневии, а Господь город помилует, то он прослывет лжепророком. За свою репутацию Иона очень беспокоился.

Но всё же он попал в Ниневию. Три дня обходил город – он был большой, – проповедуя о гневе Божием. Услышав это, ниневитяне в раскаянии стали взывать к Нему. Они сделали правильные выводы, узнав о надвигающейся угрозе. От царя до раба, от старика до младенца – все постились и плакали, каясь. И не только люди, но и животные: их не кормили, чтобы коровы мычали, овцы блеяли… Стон, плач и рев стояли по всему городу – и Бог услышал ниневитян.

Бог простил их. Пророчество не исполнилось.

Книга пророка Ионы – книга о величии Божественной любви

Книга пророка Ионы – книга о величии Божественной любви. Она завершается словами, которые Господь говорит Ионе: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4: 10–11).

Вдумаемся в эти слова. Кто такие эти «не умеющие отличить правой руки от левой»? Это дети. Как Господу не заботиться о них?! Но он печется обо всем творении, не только о людях, но и о скоте.

А что стоит Господу помирить русских с турками? Это вполне может произойти. Вспомним, какие тяжелые и напряженные отношения у нас были с Китаем еще не так давно, а сейчас успешно развиваются и политические, и экономические, и культурные связи. Богу всё возможно.

Господь ищет мира для людей. И мы должны быть благовестниками мира. Когда надвигается какая-то гроза, надо, может быть, перечитать Книгу пророка Ионы, чтобы понять: не так всё страшно, если мы делаем правильные выводы из проявлений Божественного гнева, которые начинают окружать нас. Но если мы не делаем этих выводов, результат может быть самым плачевным. Кстати, Ниневия погибла, пророчество всё же исполнилось, но это произошло через много-много лет, не в том поколении, которое раскаялось. Все империи рушатся рано или поздно, ничто не вечно под солнцем.

Меч слова Божия

Некоторые люди склонны впадать в милитаристский энтузиазм, совершенно не оправданный с христианской точки зрения. Военные действия всегда обнаруживают наше духовное бессилие. Ведь мы имеем меч обоюдоострый – слово Божие, и мы должны покорять народы светом евангельской проповеди. Если мы этого не делаем, тогда ржавый стальной меч начинает хозяйничать и устанавливать свои порядки. Там, куда мы не несем слово Божие, где не даем возможности понять это слово, изучить это слово, начинает работать закон «кто сильнее». Слово же Божие всегда работает, вот только готовы ли мы проявить усердие в его распространении?

Церковь земная называется воинствующей вовсе не потому, что организует крестовые походы. Это вообще не свойственно Православию, потому что мы знаем: силой веры мы можем побеждать силы зла. И свет Евангелия освещает этот мир, меняя, преображая, прелагая его. Хотя, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, у природы нет преложения, человек остается человеком, ангел ангелом, но по благодати Божией, если людей коснется слово Божие, может произойти преложение этих людей не по природе, но по благодати из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. Этого мы должны искать. Миротворец – это не тот человек, который на «Боинге» летает, договаривается между ООН и еще какой-то организацией, участвует в операциях НАТО, наносит точечные удары… Миротворец – это человек, который помогает другому человеку примириться с Богом. Вот подлинное, настоящее миротворчество. А если война становится необходимостью, то это значит, что мы оказались не способны решать возникшие вопросы духовным образом, не прибегая к тому, что не свойственно нам как образу Божию.

В критический момент самая лучшая поддержка стране – пережить покаяние

Но свой долг мы, конечно, должны выполнять. Служить в армии, платить налоги, защищать свою Родину, но в критический момент самая лучшая поддержка стране – это пережить покаяние. Сейчас время Рождественского поста, и это особенно актуально. Надо использовать это время, чтобы ситуация переломилась и бряцающие оружием с той и другой стороны всё-таки вспомнили, что у них есть дети, внуки, правнуки, что мир – это дар Божий, война – это проявление человеческой агрессии, диавольской ненависти, всего того, что оскверняет душу человека.

Ниневия – столица Ассирии в VIII–VII столетии до н. э. – была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.

Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.

— Salik.biz

Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.


Столицу Ассирии – город Ниневия – населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии

В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.

Рекламное видео:

Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.

Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии

Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Ниневия (реконструкция дворца)

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия – 30-х годах XX века.

Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.

Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.


Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца


1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.

Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Книга из библиотеки Ашшурбанипала

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.

Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.

Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии

Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.

Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.

Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.

Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.

Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.

Л. Антонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *