Ной кто это такой

При чтении Библии некоторых смущает огромная продолжительность жизни первых людей (библейских патриархов). Современному человеку трудно поверить, что первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф – 912 лет; сын Сифа Енос – 905 лет; представители последующих поколений: Каинан – 910 лет; Малелеил – 895, Иаред – 962, Енох – 365, Мафусал – 969, Ламех – 777 и Ной – 950 лет.

Это кажется совершенно неправдоподобным и сверхъестественным
А что говорят научные наблюдения о долголетии на Земле? Животный мир имеет своих долгожителей — это рыбы. Осётр может прожить до 150 лет. Учёные считают, что среди рыб есть такие, которые способны расти всю жизнь, поскольку любое увеличение массы тела в воде неопасно. Они никогда не умирают от старости, а погибают от внешних причин. В 1230 году, через 40 лет после смерти германского императора Фридриха Барбароссы, выпустили в озеро его придворную щуку. В 1497 году её случайно выловили рыбаки. В это время щуке перевалило за 300 лет и весила она 140 килограммов.

Некоторые виды черепах живут 300 лет. Около 200 лет живут вороны.

Ещё более поразительные примеры долголетия в растительном мире. Многие виды лиственных и хвойных деревьев живут до тысячи лет, год за годом давая семена. На Земле существуют виноградные лозы, плодоносящие уже не менее 800 лет.

А почему человек — существо, более высокоорганизованное по сравнению с рыбами и соснами, не может быть долгожителем?

Люди-долгожители встречаются во всех странах, но есть места, где их больше: Окинава, Анды (племя Вилкабамба), Кавказ (Грузия, Абхазия), Азербайджан, Греция, Карачаево-Черкессия …

Из ныне живущих рекорд долгожительства на планете держит азербайджанка Сархад Ибрагимовна Рашидова. Она родилась в 1875 году при Императоре Александре II. Когда произошла Октябрьская революция, ей было 42 года. Рашидовой 133 года.

Беспрецедентный рекорд долгожительства установил азербайджанский чабан Ширали Мислимов (1 805−1 973), проживший 168 лет.

Сегодня в одном только Лерикском районе Азербайджана проживает 48 долгожителей в возрасте более 100 лет. Портреты 168-летнего жителя Ширали Мислимова, 150-летнего Махмуда Эйвазова, 146-летнего Меджида Агаева, 120-летней Нани Ахмедовой занимают почётное место в действующем в этом районе Музее Долгожителей.

Открытия учёных о старении значительно расширяют наши представления о долголетии.

Старейший практикующий хирург планеты доктор медицинских наук Ф. Г. Углов (1904—2008), автор книги «Человеку мало века», писал: «Патолого-анатомические исследования умерших в возрасте 100 лет и больше показали, что ни один из них не умер от старости. Все они умерли от болезней». Ф. Г. Углов считал, что современный человек просто не доживает до порога своей физической смерти, погибая в войнах, катастрофах, от СПИДа, рака, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний.

Зарубежные ученые приходят к мнению, что у старческих болезней имеется, по-видимому, одна общая причина — генетическая. Калеб Финч, профессор факультета нейрологии старения в Университете Южной Калифорнии, говорит: «Мы убеждены, что темпы процесса старения находятся под генетическим контролем». Организм не изнашивается от долгого употребления. Причина увядания человека в другом: оказывается, в определённый момент в организме запускается какой-то ген (или ряд генов), «сворачивающий» программу его жизнедеятельности!

Современная наука не отвергает возможности человека жить несколько столетий. Теперь попытаемся ответить на вопрос: почему современные люди не живут столько, сколько жили библейские патриархи?

В Библии говорится, что человек был сотворён по Образу и Подобию Божию (Быт. 1, 26). И дело, конечно, не во внешнем подобии, а в даровании человеку свободы и бессмертия.

По толкованию прп. Серафима Саровского, «Адам сотворен был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Всё покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И всё любовалось на него, как на всесовершеннейший венец творений Божиих».

Господь наделил Адама Божественным разумом и открыл ему зако ны мироздания, ибо, нарекая «имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2, 20), он указал в них отличительные свойства каждой твари. Вот на какую Богоподобную высоту был поставлен Адам и мог распространять на весь мир Царство Божест венной благодати!

Но первый человек лишил и себя, и весь будущий человеческий род бессмертия грехопадением. И смерть вошла в мир, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6, 23).

Однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость человеческого организма. До Ноя продолжительность человеческой жизни примерно одинаковая, от 900 до 950 лет. После Ноя продолжительность жизни всё время снижается, ко времени Моисея сократилась до 120 лет.

Человек терял своё Богоподобие, сокращались дни его жизни. Долголетие падшего существа, наполнявшего Землю скверной, просто не имело смысла. После Сима детородный возраст снизился до 30 лет, таков он и сегодня. И когда у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры (двадцатое поколение) родился сын, это уже было чудо.

Иисус Христос — новый Адам

Откуда же пророк Моисей, составивший Книгу Бытия, знал точные даты жизни праотцов? Ведь письменность появилась намного позже!

Нетрудно заметить, что девять поколений библейских патриархов от Адама до Ламеха, отца Ноя, жили одновременно. Надо полагать, у них было достаточно времени для общения друг с другом. И Адам, без сомнения, рассказывал своим потомкам об утерянном Рае и сотворении мира.

Эти рассказы могли услышать ещё отец Ноя Ламех и его дед Мафусал. Без сомнения, они в личных беседах передали эти рассказы Ною, который передал это знание своим внукам и правнукам. По вычислениям библеистов, когда умер Ной, Аврааму было около 58 лет. Так через Священное предание узнал об этом пророк Моисей, так начертано на страницах Библии.

Долголетие библейских патриархов было необходимо для передачи Священного предания последующим поколениям человечества.
Без сомнения, из поколения в поколение передавалось в еврейском народе и Божие обетование Адаму о том, что его Великий Потомок обновит растленную грехом человеческую природу и вернёт человеку утерянный Рай и блаженное бессмертие. На иконе Воскресения Христова мы видим Спасителя, выводящего за руку Адама из адского подземелья. Такое же райское бессмертие Христос обещает всякой душе христианской. Говоря языком философии, Божественный Логос противостоит хаосу — закону падшего мира, всеобщего разрушения и тления.В последний раз чрезвычайное долголетие было даровано примерно за 300 лет до Рождества Христова еврейскому старцу Симеону — для особой миссии. Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык. Работая над переводом, он усомнился в словах: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14) и хотел вместо слова «Дева» написать «Жена». Но был остановлен Ангелом, который пообещал ему: «Ты не умрешь, пока не увидишь Того, Кто родится от Девы».

Это обетование исполнилось, когда из рук Девы Марии он принял Младенца Иисуса, принесённого в Иерусалимский Храм, и произнёс вдохновенные глаголы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».
Он прожил 360 лет.

Олег Семёнович ЧЕТВЕРИКОВ,
г. Вятка (Киров)

<<ВЕРНУТЬСЯ

НОЙ
(Ноах, Абанох, <Менахем>)

НОЙ

НОЕМА

Сын Ламеха, внук Мафусаила.

НОЙ (покой, успокоение; Быт 6:8, Мф 24:37, Евр 11:7 и др.) — десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Отец Ноя, Ламех (Лемех), по преданию, взял жену Асуму (Ашмуу) в год смерти Адама.

Отец Ламеха, Мафусаил (Метушелах), будучи человеком прозорливым, предвидел будущую участь своего внука. Еврейское предание приписывает Мафусаилу следующие слова: «Родится у тебя сын, и потомками сына этого будет населен весь мир, поэтому остерегайся и не называй сына своего настоящим именем, чтобы не убили его с помощью колдовства. И назвал Лемех сына своего Менахем, говоря: «Этот утешит нас». Но скрыл имя то по совету Метушелаха, отца своего. А Метушелах же назвал новорожденного Ноахом, чтобы не извели Ноаха колдовством, узнав имя, которым нарек его Лемех». Далее предание замечает: «Метушелах был мудрец великий и знал, что для колдовства необходимо колдуну настоящее имя человека». Однако за достоверность этого последнего замечания мы не ручаемся.

Согласно эфиопскому изводу «Книги Еноха» дед Ноя, Мафусаил, дошел до пределов земли, чтобы встретиться с Енохом, от него узнал будущую судьбу мальчика и нарек его Ноем

Ко времени всемирного потопа Ной был единственным праведником, обретшимся среди развратившегося человечества, который «обрёл благодать перед очами Бога» (Быт. 6, 1-8). Ной, родил на свет своего старшего сына, Сима, когда ему было уже почти 500 лет (Быт. 5, 32). Сим в ветхозаветных текстах и большинстве традиций считается старшим сыном Ноя (в Aгаде – младшим). Талмудические предания так объясняют позднее появление на свет Ноевых сыновей: Узнав о предстоящем потопе, Ной решил не иметь детей, и лишь получив заверение свыше о спасении своего потомства, женился («Берешит рабба» 23, 4 и др.).

Ной вошел в ковчег на 600-м году своей жизни 10-го числа второго месяца МарХешвон (20 ок.) (евр. 1656 г. от Адамова изгнания)

(по Агаде) Ной в ковчеге был ранен львом, поэтому после окончания потопа жертвоприношение совершил его старший сын Сим.

По «Книге Юбилеев»: Ной сделал ковчег, как повелел ему Господь, в двадцать седьмой юбилей, в пятый год пятой седмины (26*50+4*7+5= =26*50+4*7+5 1333 г.) от Мiробытия. В шестой год этой же седмины (1334 г.) Ной вошел в ковчег в новолуние другого (второго?) месяца. До шестнадцатого дня этого (второго) месяца Ной входил в ковчег, а в 17-й день вечером Господь закрыл ковчег снаружи. Сорок дней и сорок ночей от 17-го дня (второго) месяца лилась вода из небесных источников вод. И вода стояла над поверхностью пять месяцев, или сто пятьдесят дней. B четвертый месяц все источники великой бездны и хляби небесные затворились.

От 17-го числа месяца Мархешвона (1 нояб.) до (1 апреля) 17-го числа 7-го месяца Нисана, т. е. 150 дней ковчег носился по усиливавшимся водам. Быт. 7.23.

…Праотец Абанох, во время скитания по волнам Великого Потопа, вошел однажды в клетку со львом. Неблагодарная тварь ранила его своими когтями и повредила ему правую руку. С больной правой рукой Абанох не мог самостоятельно заклать в жертву ягненка, чтобы принести всесожжение Небесному Адонаю в благодарность за избавление от Потопа. Это, от имени своего отца, сделал его сын, Абашим. Таким образом, Абанох возложил на Абашима священный жреческий дар, и священническое первородство в племени Абаноха перешло к Абашиму и его детям. Царственное же первородство в племени Абаноха перешло другому его сыну Абафету. Царственное же первородство в племени Абахама перешло от Ханаана, ко второму его брату – Хушу.

По Книге Бытия 9:20-27: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

:После потопа семья Ноя возвратилась на родину в свой город, потому что все пять городов адамитов (по данным археологии) опять заселились. Вот города адамитов: Эриду, Ур, Урук и Лагаш. Не возвратилась на родину только жена Ноя. Недалеко от древней столицы Армении Нахичевани, в долине реки Аракс покоятся останки второй праматери человечества, жены Ноя, с незапамятной древности свято почитается ее могила. Нахичевань основана на месте стоянки Ноя, и в переводе означает «стоянка Ноя».

<<ВЕРНУТЬСЯ на страницу: «Семейство Ноя»

История жизни Ноя

Адам в 130 лет породил Шета, Шет в 105 лет породил Эноша, Энош в 90 лет породил Кенана, Кенан в 70 лет породил Маалалэля, Маалалэль в 65 лет породил Йереда, Йеред в 162 года породил Ханоха, Ханох в 65 лет породил Метушелаха, Метушелах в 187 лет породил Лемеха и Лемех в 182 года породил Нoaxа.

Имя Ноаха происходит от слова «облегчить». Подразумевается, что он должен был облегчить жизнь людей. До Ноаха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда её засевали пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась.

Хронологическая таблица, составленная на основе этих данных, показывает, что Ноах был первым человеком, который родился после смерти Адама. Его рождение становится зарёй новой эры человечества. Когда Ноаху было 500 лет, он породил Шема, Хама и Йефета.

Во время Ноаха начался процесс слияния двух цивилизаций. Потомки Каина, несмотря на развитие искусств и технический прогресс, зашли в тупик из-за отсутствия моральной основы. Потомки Шета воспитывающиеся в духе любви к Всевышнему начали брать в жёны дочерей из рода Каина и оказались под влиянием идеологии и образа жизни той цивилизации, которая основывается только на физических возможностях и умственных способностях человека. Всё человечество начало забывать о Всевышнем и культивировать то дурное, что таит в себе природа человека. Это было первым предупреждением о том, к какой трагедии приводит брак с идолопоклонниками.

Всевышний решил навести на мир Потоп, если люди не прекратят свои злодеяния. Для этого он дал им сто двадцать лет, чтобы люди могли осмыслить своё поведение, оставить дурные дела и раскаяться. Хотя были свидетели гибели поколения Эноша, когда океан поднялся и затопил третью часть мира, поколение Потопа не смирилось, не пожелало извлечь урок из того.

Ещё до того, как потомки Шета стали брать в жёны дочерей из рода Каина, в мире существовали гиганты. Их необычная физическая сила сделала их известными, окружающие относились к ним как к героям. Однако известность и слава, которые основываются только на физической силе, никогда не бывают долговечными. Их судьба — исчезнуть с лица земли и быть забытыми. Человек, нация или поколение, которые не соответствуют высокому замыслу Творца, не могут долго существовать. А род человеческий возьмёт свое начало от Ноаха.

Люди не скрывали своих грехов и все делали открыто. Даже скот, зверь и птица случались с особями других видов.

Извращение путей животными привело к появлению уродливых гибридов, которые заполнили всю землю. Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных. Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабёж.

Hoax назван в Торе праведным человеком — несмотря на несправедливость и неприкрытое злодейство, торжествовавшие во всём мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным этим общим для всех его современников процессом моральной деградации. Но с другой стороны, он принадлежал к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность; живи Ноах во времена Авраама, он не считался бы за праведного человека вообще.

Строительство ковчега заняло у Ноаха 120 лет. Всевышний не ускорил его работу чудесным образом — ковчег не был завершён за более короткий срок, чтобы дать возможность людям раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноаха с любопытством наблюдали за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ноах объяснял, что Всевышний вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены. Но никто не верил ему, все смеялись, не придавая его словам никакого значения.

Размер ковчега был: триста локтей — длина ковчега, пятьдесят локтей — его ширина, и тридцать локтей — его высота (локоть — около 60 см). Современники Ноаха говорили: «Как только увидим, что он входит в ковчег, разобьём ковчег, а его убьём». Всевышний защитил Ноаха, чтобы ковчег не разбили: окружил его медведями и львами, и они убивали замысливших зло.

В шестисотом году жизни Ноаха, семнадцатого числа второго месяца вскрылись все источники бездны великой и открылись проёмы небесные. Ковчег был погружён в воду на одиннадцать локтей, подобно гружёному судну, часть которого находится в воде. Воды поднялись на 9 метров выше самой высокой горы и всё человечество погибло, за исключением тех, кто находился в ковчеге. Но рыбы, которые в море не погибли.

Потоп

После сорока дней непрерывного дождя воды достигли наивысшего уровня, на котором оставались сто десять дней. После того, как прошло сто пятьдесят дней, воды начали убывать. И затворились источники бездны и проёмы небесные, и прекратился дождь с небес. Ковчег остановился на горах Арарата. Здесь Арарат используется как название местности. Септуагинта переводит название Арарат как «Армения». В памятниках ассирийской клинописи Армения упоминается как Урарту. Высота горы Арарат — около 5000 метров над уровнем моря.

Через сорок дней Hoax открыл окно ковчега и выпустил ворона. Ноах выбрал именно ворона, который питается падалью, полагая, что останки всего живого, погибшего во время Потопа, должны покрывать землю во многих местах, и если ворон не вернётся, это будет знаком, что земля в значительной степени освободилась от воды и он смог найти пищу. Когда ворон вернулся, Ноах выпустил голубя. Скорее всего, Ноах выпустил голубя утром, и тот, по всей видимости, пролетел большое расстояние, так как вернулся только вечером. Ноах понял, что значительная часть поверхности земли до сих пор покрыта водой.

Когда обитатели ковчега вышли на сушу, Ноах построил жертвенник, так как он испытывал внутреннюю потребность выразить благодарность Всевышнему.

В отличие от первого человека, Адама, потомкам Ноаха было дано разрешение употреблять в пищу мясо. В Торе кровь часто выступает как символ жизненных сил. В самом деле, кровь доставляет всем органам тела все самое необходимое. Если организм теряет кровь, жизненные силы быстро убывают, пока не прерывается сама жизнь. Любая сложная форма жизни обладает элементом святости, поскольку жизненные силы даются непосредственно Всевышним. Поэтому, хотя разрешение есть мясо животных было дано, появилось дополнительное строгое ограничение: прежде чем человек возьмёт какую-либо часть мяса животного для употребления в пищу, жизнь должна полностью оставить животное.

Человек не имеет права пользоваться той силой, в которой кроется тайна жизни, для удовлетворения своих материальных потребностей, ему запрещено есть кусок, отрезанный от живого. В этом запрете есть две стороны: запрет пользоваться жизненной силой, и запрет варварского обращения с животным. Впоследствии на еврейский народ были наложены дополнительные ограничения, однако их смысл точно такой же: закон забоя скота («шхита») является способом мгновенного и безболезненного умерщвления животного, запрет употребления в пищу любой крови, выделившейся из мяса, является продолжением и развитием запрета употреблять в пищу кусок от живого.

Всевышний повелел также потомкам Ноаха плодиться и размножаться. Это повеление выражает принципиальное желание Всевышнего наполнить землю людьми и ещё раз подчеркивает, насколько убийство отвратительно Всевышнему.

Талмуд осуждает человека, который намеренно не вступает в брак, чтобы не родить детей, и приравнивает его к тому, кто проливает кровь. Такое сравнение убийства и нежелания исполнить повеление Всевышнего «плодитесь и размножайтесь» вытекает из рассматриваемого нами выражения («плодитесь и размножайтесь»), которое в данном месте текста воспринимается как противопоставление убийству.

Мудрецы объясняют, что этот отрывок текста Торы, содержащий законы, данные Всевышним Ноаху после Потопа, фактически состоит из семи заповедей, которые принято называть «заповедями сынов Ноаха»:
1. обязанность повсеместно установить справедливые суды;
2. запрет проявления неуважения к имени Всевышнего;
3. запрет идолопоклонства;
4. запрет убийства;
5. запрет кровосмешения;
6. запрет воровства и грабежа;
7. запрет употреблять в пищу кусок от живого.

Учёные могли бы назвать эти законы «Кодексом естественной религии», так как они являются необходимым минимумом для поддержания существования общества. В еврейском законе этот свод из семи заповедей применяется только по отношению к неевреям. Если нееврей изъявляет желание жить среди еврейского народа на земле Израиля, он должен принять на себя исполнение этих семи законов, в противном случае ему не будет разрешено поселиться в пределах Святой Земли.

Радуга

После Потопа впервые появилась радуга. Комментаторы расходятся во мнениях о природе этого знака.

Рамбан считает, что радуга стала с этого момента знаком, свидетельствующим о том, что между Творцом и людьми был заключён союз.

Однако Мальбим полагает, что существуют два условия появления радуги: проникновение солнечных лучей в неплотное облако, преломление и дифракция их или когда облака не закрывают всё небо. Непосредственно перед Потопом и во время него эти условия отсутствовали, так как плотные и густые облака закрывали всё небо. Теперь сам факт появления радуги свидетельствует о том, что не собралось количества воды, достаточного для того, чтобы затопить землю.

Всего Ноах прожил девятьсот пятьдесят лет.

Кто такой Ной из Библии

Ной – один из праведников Ветхого Завета, которого Православная Церковь чтит как Святого. Его жизнеописание можно найти в книге Бытия, но имя Ноя встречается во многих библейских текстах. Всегда о нем говорится как о человеке редкой праведности.

Ной жил в эпоху расцвета греха на земле и шел в полном смысле против течения, твердо следуя путями Господними. Решительная и непоколебимая добродетельность Ноя помогла ему обрести «благодать пред очами Господа» (Бытие, 6:8).

Несмотря на то, что время его земной жизни отличается общей склонностью людей к нечестию, от момента грехопадения этот период отстоит недалеко. Согласно Библии, первые поколения людей жили очень долго: Адам прожил 930 лет, его сын Сиф – 912 лет. Ной отстоит от первого человека только на десять поколений, его отец Ламех родился тогда, когда Адам еще был жив.

Однако несмотря на то, что память об изгнании людей из рая была жива, как живы были свидетели становления человечества на земле, грех покорил сердца всех в поколении Ноя, кроме него самого. И, несмотря на насмешки и поношения, праведник шел по воле Божией со всей твердостью.

Сыновья Ноя

К пятистам годам у праведника было три сына: Сим, Хам и Иафет. Предание утверждает, что Ной предвидел наказание человечества и долго не желал иметь детей. Господь велел ему жениться, и поэтому сыновья у Ноя появились гораздо позднее, чем случалось это у его предков.

После потопа, когда все не вошедшие в ковчег погибли, сыновья Ноя разделили землю и стали родоначальниками всех живущих ныне народов. Симу достался Восток, он стал прародителем народов, названных по его имени семитами. Сим входит также в родословие Иисуса Христа.

Сегодня к семитским народам относятся: евреи, арабы, мальтийцы, ассирийцы и некоторые народы Эфиопии. Упоминаемые в Библии, но уже не существующие сегодня амаликитяне, моавитяне, аммонитяне и др. тоже относятся к потомкам Сима.

Хам был вторым сыном Ноя, его потомки заселили после потопа Юг. Хамитами называют произошедших от него египтян, ливийцев, эфиопов, сомалийцев и всю негроидную расу. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи тоже произошли от Хама.

Иафет – младший сын Ноя – стал прародителем современных европейцев, заняв земли на Севере и Западе. Иафетиты сегодня — самые многочисленные среди народов мира. Легенда гласит, что это все народы Западной Европы, а также славянские и финно-угорские. Традиции Армении и Грузии также возводят кавказские народы к Иафету.

Прадед Ноя

Среди предков Ноя немало примечательных людей, но вряд ли удастся найти второго такого как Енох. Седьмой от Адама по свидетельству различных библейских текстов был первым, кто шел путями Господними после гибели Авеля. Угодив Богу, Енох был переселен с места своей жизни, не встретившись со смертью.

Часто историю переселения Еноха считают противоречащей словам Евангелия от Иоанна о том, что никто кроме Господа нашего Иисуса Христа не восходил на небо. Причиной недоумений является, вероятно, домысел о переселении Еноха именно на небо, хотя прямых указаний на это нет в Библии.

Действительно, Ветхий Завет дважды упоминает о перенесении Еноха:

  • согласно книге Бытия «не стало его, потому что Бог взял его». Не стало там, где был, но не сказано, куда он переместился;
  • в книге Иисуса, сына Сирахова, упомянуто, что Енох «был восхищен от земли», то есть перенесение его происходило над землей.

Апостол Павел в послании к Евреям говорит «не стало его, потому что Бог переселил его». О переселении на небо речь не идет. Для понимания же истории Ноя важно, что единственные праведники допотопного мира были спасены Господом и возымели награду от Него.

Рассказ о всемирном потопе и Ноевом ковчеге

В возрасте пятисот лет пророк Ной получил от Господа откровение о потопе — предстоящем наказании человечества за поработивший его грех. Тогда же Ной узнал о том, что ему предстоит спасти себя и свою семью от гибели, взойдя в ковчег вместе со множеством животных.

Ной строил ковчег сто лет. На непоколебимой вере слову Господню целое столетие держалось строительство гигантского ковчега, высмеиваемое окружающими. Они не хотели слушать рассказов Ноя о грядущем бедствии, продолжая жить разнузданной жизнью.

Проповедником правды назван Ной во Втором Послании апостола Петра за твердость в вере и постоянство в попытках вернуть грешников на путь Истины.

В новом откровении Господь велел Ною и его семье войти в ковчег. Тогда же было сказано о том, что вода будет литься с неба сорок суток, истребляя все живое. В день этого откровения со всех сторон земли к ковчегу Ноя стали сходиться животные и слетаться птицы. Современники Ноя, видя, как слоны, львы, обезьяны входят в ковчег, лишь дивились такому зрелищу, продолжая упорствовать и отказываясь верить проповеди праведника.

Еще неделю были открыты двери ковчега в ожидании покаяния грешников. Но никто более не вошел в них. И небо разверзлось. Потоп наполнял землю постепенно, все сорок дней оставляя, хотя и тающие, но шансы на покаяние. Апостол Петр утверждает, что действительно были среди погибавших люди, принесшие Господу покаяние в эти последние дни и принявшие смерть со всем смирением.

Еще пять месяцев вода на земле не убывала, а затем, в первый день десятого месяца от начала потопа, стали видны вершины гор. Ковчег же пристал к горам Араратским.

История о Хаме, сыне Ноя

Первым, что сделал Ной, покинув ковчег, стало благодарственное жертвоприношение Богу. Тогда же Господь заключил с Ноем завет, благословив самого праведника и его потомство.

Знамением завета стала радуга, которая возвестила еще и о том, что люди не будут более истреблены потопом с земли.

Однако не все в семье Ноя были столь же праведны, как и он сам. Такой вывод позволяет сделать история о Хаме. Обрабатывая вновь открывшиеся земли, Ной испил вина от своего виноградника и опьянел. Его, лежащего нагим в шатре, увидел Хам и захотел открыть это братьям Симу и Иафету.

Они же проявили почтение к отцу, укрыв его одеждой так, чтобы не увидеть того, что видеть было не должно.

Узнав о недостойном поступке Хама, Ной проклял его сына — Ханаана, пообещав ему рабскую долю в домах братьев. Почему был проклят Ханаан, а не Хам? Иоанн Златоуст говорит, что Ной не мог нарушить проклятием благословение, данное ему и его сыновьям Господом.

Вместе с тем наказание для Хама было необходимо, поэтому отец был наказан через сына, который и сам, как говорит святитель, был грешен и заслуживал наказания. Блаженный Феодорит видит в этом также справедливое воздаяние сыну (Хаму), согрешившему против отца (Ноя) и получившему наказание через проклятие своего сына (Ханаана).

Наказание Ханаана исполнилось в полной мере, так как хананеи были истреблены либо покорены потомками Сима. Опьянение же самого Ноя Иоанн Златоуст объясняет неведением, поскольку вред от употребления вина тогда не было так хорошо известен как сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *