Ной сын кого

Почему Ной и его дети

Ответ прост. Ной был единственным в своем роде праведным и непорочным человеком, ходившим пред Богом (Быт 6:9). Это значит, что мысли Ноя были чисты, без всяких злых помыслов.

Библия говорит о том, как он любит, почитает и уважает Творца — его послушание Богу было велико. Эта связь с Богом помогла справляться с грехом, быть тем, кем он был.

У Ноя родились три сына: Сим, Иафет, Хам. Можно предположить, что Ной воспитывал своих детей в почтении, уважении и послушании Творцу. Но, к сожалению, праведность и непорочность по наследству не передаются — каждый выбирает сам, быть ему хорошим или плохим человеком.

Сим

Итак, Сим, что означает «имя» — это первенец Ноя. Он единственный из сыновей, который последовал примеру отца. Потомки Сима поклонялись Господу, почитали и уважали Творца.

Сим принадлежит к тому роду, из которого по плоти происходит Иисус Христос. Тот самый Христос, который возьмет грехи всего мира, будет распят и воскреснет.

Потомками Сима являются евреи, арабы, ассирийцы. Его сыновья: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам (Быт 10:21-22).

Иафет

Иафет — второй сын Ноя, что означает «расширение». Потомки Иафета заселили Европу.

Его сыны — Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас (Быт 10:2) стали родоначальниками племен и народов руси, югры, литвы, пруссов, варягов, римлян, немцев и др.

Хам является третьим сыном Ноя, и означает «горячий». Потомки Хама — это народы Северной и Восточной Африки, египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне и т.д.

История Библии описывает как Хам не проявил должного уважения к своему отцу, за что Ной проклял сына Хама Ханаана, предсказав его будущность (Быт 9:18-27): Ханаан будет рабом у своих братьев, что впоследствии так и случилось.

Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут, Ханаан (Быт 10:6).

Всемирный потоп погубил человечество на земле, только Ной и его семья, по воле Божьей, были спасены

Согласно Библейскому Писанию, Бог, видя, как велико развращение и озлобленность людей, решил лишить жизни всякое существо на земле. Лишь Ною Он заранее сообщил о своём решении.

Господь повелел праведнику построить ковчег для спасения от Всемирного потопа его семьи и всех видов животных и птиц по паре от каждого вида,

(Быт. 7:2-3)

«чтобы сохранить племя для всей земли»

Праотец с верою принял повеление Божие и высмеиваемый окружающими, начал строить ковчег.

Ной строил ковчег вместе с сыновьями в течении ста лет

К началу строительства праведнику было 500 лет и у него было три сына — старший, Сим, средний, Хам и младший, Иафет.

Ной поздно стал отцом. Долгое время являясь свидетелем грехопадения человечества и предвидя его гибель, он не хотел иметь детей и лишь по велению Господа вступил в брак.

Сыновья праведного Ноя — Сим, Хам, Иафет

По окончании строительства ковчега, Бог повелел Ною взойти на него, взяв с собой всех членов своей семьи, всех животных и птиц по паре, и пищи всякой.

Шестисот лет было праведнику, когда начался Всемирный потоп. В течении сорока дней и ночей лился дождь на землю — самые высокие горы были покрыты водой, уровень которой поднимался еще сто пятьдесят дней, уничтожив всех людей и животных. Спаслись лишь обитатели ковчега.

Всемирный потоп уничтожил почти все живое на земле, только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, остались живы

Согласно Писанию, после потопа на земле остался только один род — праведника Ноя. Господь благословил праотца и потомков его, и повелел им плодиться и размножаться, и не допускать кровопролития. На земле, очищенной водами, теперь должны были жить только благочестивые люди.

Ной, его сыновья — Сим, Хам и Иафет, стали родоначальниками всех последующих поколений.

После потопа Ной прожил еще триста пятьдесят лет, до девятьсот пятидесяти лет. Он был последний, достигший такой глубокой старости.

Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии

Согласно Библии первым, что сделал Ной, выйдя из ковчега, принес благодарственную жертву Богу. Это было жертвоприношение животных всесожжением.

Ной приносит жертвоприношения Господу, в благодарность за спасение

Тогда же Господь благословил праведника и его семью, и заключил с ним Завет. Он завещал им плодиться и наполнить землю, а также никогда не допускать кровопролития. Символом завета была радуга, ставшая своего рода гарантией того, что люди не будут более истреблены водой с земли. С тех пор она служит вечным напоминанием человеку о данном обещании Божьем.

Выйдя из Ковчега, Ной принялся возделывать землю, насадил виноградники и изобрёл искусство приготовления вина. Однажды, сильно опьянённый вином, он уснул обнажённым в своём в шатре. Хам, случайно увидевший наготу отца, оставил его в таком виде и смеясь, поспешил рассказать об увиденном братьям.

Те, в свою очередь, проявили глубокое почтение к своему родителю — накинув на плечи одежду, они зашли со спины, так, чтобы не видеть наготы отца и накрыли его.

Сим и Иафет, отвернув лица, вошли в шатер и прикрыли отца

Ной, узнав о проявленном неуважение со стороны Хама, проклял и обрёл на рабство его сына — Ханаана и потомков его, сказав, что те станут рабами Сима и Иафета.

Ной проклинает Ханаана за непристойный поступок его отца — Хама

Других же сыновей — Сима и Иафета он благословил, за оказанное уважение родителю.

Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт. 9.24-25)

Ханаан сын Хама

На протяжении долгих веков эта библейская история о проклятие вызывала множество споров. В чем заключается грех Хама? Почему Ной проклял Ханаана, а не своего сына?

Иоанн Златоуст предполагает, что праведник, отец Хама, не мог нарушить проклятием благословение, данное Господом ему и его семье. Но все же наказать сына за непристойность поступка было необходимо.

Праведный Ной наказал Хама через его сына Ханаана.

Больше всех воплотив в себе типичные черты своего отца Ханаан был особенно дорог и близок для него. Тем самым, именно прокляв сына Хама, патриарх нанес ему наиболее сильное наказание. В этом и заключалось отеческое проклятие Хама.

Говоря об опьянении праотца Иоанн Златоуст отмечает, что Библия «дает ему полное извинение». По его словам, праведник не знал какой вред может принести ему употребление вина.

Блаженный Феодорит также в этом видит справедливое воздаяние Хаму. Согрешив против отца, он получил наказание через проклятие своего сына.

Проклятие Ноя сбылось — хананеи были либо истреблены, либо покорены потомками Сима.

Другие же, ссылаясь на сказанное в Писание: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его», предполагают, что под «меньшим сыном» имеется ввиду внук Ноя Ханаан, самый младший из всех его внуков. Поскольку известно, что Хам был средним сыном праведника, рожденным после Сима, а Иафет — младший брат Хама.

Именно Ханаан первым увидел непристойное положение праведного старца. Смеясь он указал на него своему отцу, который, в свою очередь вместо того чтобы укрыть наготу его, тем самым оказав родителю должное уважение, поспешил рассказать все братьям.

Сторонники этого мнения полагают, что Ханаан, совершивший зло, был проклят не за отца своего, а за свой проступок. Хотя не считают наказание полностью справедливым, ведь Ханаан был ещё в юном возрасте.

Имя Хам — нарицательное, производное от него — понятие «хамство»

Происхождение слова «хам» связано с именем библейского персонажа, Хама — среднего из трех сыновей праведного Ноя.

В переводе с иврита «хам» — означает «страсть», «горячность».

Однако, с течением времени, его значение постепенно менялось, превратившись в слово, означающее такие негативные качества, как наглость, грубость, глубокое неуважение к ближнему.

Согласно Писанию, библейский Хам увидел своего отца спящим в своем шатре обнаженным. Вместо того чтобы оказать должное ему уважение — прикрыть наготу отца, он поспешил рассказать об этом своим братьям.

Испорченная натура Хама усматривается в его поступке: не смутившись увиденного и ничего не предприняв, он поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями. При этом он испытал злобную радость в унижении родителя, гордость, утешающуюся падением другого.

Неуважение к родителю со стороны Хама навлекла не только проклятие на его сына Ханаана и его потомков, но и сделала его имя нарицательным.

Недостойное поведение Хама положило начало понятию «хамство».

Долгое время хамство считалось характерной чертой низших сословий. В словаре Владимира Даля «хамуга» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Со временем значение слова постепенно изменялось и стало означать своеобразную характеристику модели поведения человека — невоспитанного, наглого, грубого.

2 пословицы о хамстве:

  1. «По бороде Авраам, а по делам — Хам»;
  2. «Из хама не будет пана».

В современном мире, поступить по-хамски, значит повести себя неучтиво, бесстыдно, в самой резкой форме, по отношению к другому человеку.

Данное значение для слова «хам» характерно для многих языков мира.

Глава 63. Когда жили Ной и Адам?

Согласно библейским преданиям, Адам родился в год сотворения мира. Если допустить, что это событие, согласно летоисчислению, принятому в крещённой Руси, произошло в 5508 до н.э., то потомки Адама могли жить в следующий период времени:
Адам (5508-4578 до н.э.)
Сиф (5378-4466 до н.э.)
Енос (5273-4368 до н.э.)
Каинан (5183-4273 до н.э.)
Maлелеил (5113-4218 до н.э.)
Иаред (5048-4086 до н.э.)
Енох (4886-4521 до н.э.)
Maфусал (4821-3852 до н.э.), умер в год потопа 3266 до н.э.
Ламех (4634-3857 до н.э.)
Ной (4452-3502 до н.э.), современник потопа 3266 до н.э.
Полученная родословная противоречит некоторым фактам, изложенным в книге «Бытие». Так в книге написано, что Мафусал умер в год Всемирного потопа, который произошёл в 3266 до н.э. Однако в данной родословной получается, что Мафусал умер почти на шестьсот лет раньше. То же самое можно сказать и о Ное. В книге написано, что тот был очевидцем того же потопа, но в данном случае получается, что Ной умер за 236 лет до него. Для того, чтобы устранить это противоречие, представим теперь родословную предков Ноя от Адама в таком виде, где Мафусал умирает в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э.:
Ной (3866-2916 до н.э.)
Ламех (4048-3271 до н.э.)
Maфусал (4235-3266 до н.э.)
Енох (4300-3935 до н.э.)
Иаред (4462-3500 до н.э.)
Maлелеил (4527-3632 до н.э.)
Каинан (4597-3687 до н.э.)
Енос (4687-3782 до н.э.)
Сиф (4792-3880 до н.э.)
Адам (4922-3992 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Адам родился не в год сотворения мира, то есть в 5508 до н.э., а на 586 лет позже. Что же касается времени жизни самого Ноя, то эта родословная противоречит армянским преданиям, так как, родившись в 3866 до н.э., он вряд ли мог быть прапрадедом Гайка даже если Иапет, Гомер и Гатлас становились отцами в том же возрасте, как и их предок Мафусал, а ведь он стал отцом позже других, то есть в возрасте 187 лет. Кроме того, у нас получилось бы, что Гатлас жил более тысячи двухсот лет, то есть дольше всех. Самое большее же число лет по книге «Бытие» опять же жил Мафусал, то есть 969 лет:
Гайк (ок.2107-2027 до н.э.)
Гатлас (ок.3305 до н.э.)
Гомер (ок.3492 до н.э.)
Иапет (ок.3679 до н.э.)
Ной (ок.3866 до н.э.)
Исходя из выше изложенного, мы имеем право предположить следующее: или Ной жил позже, чем получилось у нас в последней родословной, или Гайк не был праправнуком Ноя. Поэтому попробуем составить ещё одну родословную предков Ноя, предположив, что он всё же был прапрадедом Гайка, но все его предки рожали своих детей в обычном возрасте, то есть в возрасте 25-30 лет:
Ной (ок.2220 до н.э.)
Ламех (ок.2250 до н.э.)
Maфусал (ок.2280 до н.э.)
Енох (ок.2310 до н.э.)
Иаред (ок.2340 до н.э.)
Maлелеил (ок.2370 до н.э.)
Каинан (ок.2400 до н.э.)
Енос (ок.2430 до н.э.)
Сиф (ок.2460 до н.э.)
Адам (ок.2490 до н.э.)
Мы видим, что эта родословная также противоречит книге «Бытие». Во-первых, Адам родился не в год сотворения мира, а на несколько тысяч лет позже. Во-вторых, и Мафусал здесь умирает не в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э., а позднее почти на тысячу лет. В то же время, период жизни Ноя здесь очень близок дате потопа, упоминаемого в китайских летописях. Поэтому попробуем представить родословную предков Ноя, исходя из предположения, что он был очевидцем именно этого потопа, а не Всемирного.
Ной (ок.2350 до н.э.)
Ламех (ок.2375 до н.э.)
Maфусал (ок.2400 до н.э.)
Енох (ок.2425 до н.э.)
Иаред (ок.2450 до н.э.)
Maлелеил (ок.2475 до н.э.)
Каинан (ок.2500 до н.э.)
Енос (ок.2525 до н.э.)
Сиф (ок.2550 до н.э.)
Адам (ок.2575 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Мафусал мог быть очевидцем потопа 2297 до н.э., если бы прожил 103 года. Это вполне реально. В то же время Адам мог жить приблизительно в XXVI веке до н.э.
Попробуем теперь сравнить эту родословную с древними китайскими преданиями. В этих преданиях упоминались Фуси (Дуньшань лаожень) и его сестра и жена Ва (Нюйва, Наньшань), полуженщина-полузмея, прародительница племён Ся. Она лепила людей из глины, была богиней бракосочетаний, первой свахой, ей приносили в жертву скот, в её честь пели песни, танцевали. Она же восстановила космическое равновесие после катастрофы, когда обрушились четыре предела земли и когда дух вод Гунгун ударил о гору Бучжоушань. Одновременно она боролась с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды и убила чёрного дракона. «Во времена далёкой древности четыре предела разломились, девять областей распались. Небо не покрывало всё охватывая. Земля не несла всё обнимая. Огонь полыхал жаром, не затухая, вода разливалась океаном, не переставая. Свирепые звери пожирали добрый люд, хищные птицы хватали стариков и младенцев. Тогда-то Нюйва отшлифовала пятицветные камни и заштопала ими лазурь Неба, отломила ноги у черепахи и утвердила четыре предела. Убила чёрного дракона и спасла область Цзи. Набрала тростника и пыли и преградила течение вод. Лазурное небо починилось, четыре предела установились, половодье иссякло, Область Цзи и все остальные области соединились».
Когда вселенная была только создана, Ва жила в горах Кунлунь вместе со своим братом Фуси. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл её на вершину Кунлуня и произнес заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, – пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом и они поженились. Во время потопа все люди погибли кроме них. У них родился сын Жэнь. От него пошли мэншуаны, то есть жители страны Мэншуго (Страны Птиц), подданные Мэн-си. Фамилию Жэнь носили также жители страны Дань-эр (данавы, исседоны?). Эта страна располагалась за Северным (Каспийским?) морем.
Если сравнивать эти китайские предания с греческими и скифскими о полуженщине-полузмее, то мы можем придти к выводу о том, что сыном Фуси и Ва мог быть не просто Жэнь (Человек), а Скиф, первопредок скифов. В то же время, если сравнивать китайские, греческие и скифские предания с библейскими, то можно заметить некоторые параллели между ними.
Во-первых, имя Ва очень похоже на имя Евы, а имя её брата Фуси очень просто преобразовать в имя Сиф, поменяв местами слоги «фу» и «си». Всё сказанное здесь о Фуси и Ва позволяет нам предположить, что они могли послужить прообразом Сифа и Евы. Где жили Фуси и Ва перед потопом, китайские предания не сообщают. Согласно сведениям археологов, изображения змееподобных людей с человеческими головами имели только эламиты. Поэтому Фуси и Ва могли быть родом только оттуда.
С другой стороны, даже христианская «Александрия», история об Александре Македонском, потомками Сифа называла нагов, жителей Макаринских островов в Индийском океане. В Индии же нагами называли тех, кто поклонялся змеям. Получается, что даже согласно христианским источникам, потомками Сифа были мореходы, поклоняющиеся змеям. Всё выше изложенное позволяет нам теперь понять, почему: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя… И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя…» (Числа 21:8, 21:9)
Как мы уже знаем, в Саксонской хронике была дана родословная предков Вотана от Скифа, сына Ноаха (Ноя). Если верить этой родословной, то получается, что Скиф, действительно, мог быть сыном того человека, который пережил какой-то потоп.
Согласно скифским преданиям, детьми Скифа были Пал и Нап. Имя Пала имеет сходство с именем Пели, основателя династии в Аване (Эламе), а имя Напа – с именем верховного бога Авана и с именем Напилхуша, одного из преемников Пели. Имя Нап напоминает нам и имя Апам Напата (Нептуна).
Из китайских преданий также известно, что потомком Фуси и Ва в девятнадцатом поколении был Юй. Он правил в 2205-2197 до н.э. Если поколением считался средний период времени, равный достижению человеком того возраста, когда он становился отцом или матерью, то Фуси мог жить в 19х(20-25)+2205=2585-2680 до н.э., то есть во времена правления императора Фуси (Тай-хао), а тот по одной из версий правил в 2639-2525 до н.э. Если Фуси-Тай-хао – это Сиф, то Адам…
Полученная нами последняя родословная потомков Адама в основном совпадает с преданиями различных народов в той части, что Ной и Мафусаил могли быть очевидцами потопа (но 2297 до н.э), что Сиф (Фуси) мог быть в родстве с Адамом (Женем), что первая женщина (но после потопа) носила имя Ева-Ва (по-русски Ива, как часть Ивана). Попробуем теперь сравнить потомство Ноя, а точнее, Ноаха, с потомством индоария Нахуши:
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Иапет (Иафет, Иафет)————Яяти
Тирас, брат Иавана—————Турвас, предок яванов.
Как мы можем заметить, имена соответствующих персонажей этих двух родословных очень похожи друг на друга. Более того, согласно библейским преданиям, греки были потомками Иавана, брата Тираса, а предания индоариев греков называли яванами, потомками Турваса. Таким образом, можно придти к выводу о том, что библейский Ной (Ноах) и ведийский Нахуша – это один и тот же персонаж. В то же время, все имена библейской родословной предков Ноя не совпадают с именами предков Нахуши, зато практически совпадают с родословной предков Ноемы:
Сифлянская генеалогия————Кенитская генеалогия
Ной (Ноах)———————-Ноема, жена Ноаха (или Эноса)
Ламех (Лемех)——————-Ламех
Мафусал (Ментушелах)————Мафусал
Енох (Ханок)———————Мехиаель (Малелеил)
Иаред (Йеред)——————-Ирад (Гаидад)
Малелеил (Магалальэль)———-Енох
Каинан (Кейнан)——————Каин
Энос (Энош)
Сиф (Шет)
Адам—————————-Адам
Сифлянская генеалогия————Лунная династия
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Ламех (Лемех)——————-Аюс
Мафусал (Ментушелах)————Пуруравас
Енох (Ханок)———————Будха
Иаред (Йеред)——————-Сома
Малелеил (Магалальэль)———-Атри
Каинан (Кейнан)——————Брахми
Энос (Энош)———————(Жэнь?)
Сиф (Шет)————————(Фуси?)
Адам
Если сравнивать между собой кенитскую и сифлянскую генеалогии, то можно придти к выводу о том, что одна из выше приведённых родословных не соответствует действительности. Если исходить из тождества Ноя и Нахуши, то можно придти к выводу о том, что не соответствует действительности именно сифлянская генеалогия, а кенитская генеалогия, возможно, истинна. В этом случае род библейского Ноя (Нахуши) и его детей можно представить следующим образом:
155. Яяти (ок.2325 до н.э.), царь Лунной династии в стране Чеди, прославился своим необычным чувством справедливости, сострадания и самоотверженности. Первой женой Яяти была Деваяни, дочь Шукры. От неё сыновья Яду (Мадай?) и Турвас (Тирас), предок яванов, то есть греков. Второй женой была Шармиштхи, дочь Вришапарвана, царя асуров. От неё родились Друхью, Ану (Иаван?) и Пуру.
Или Яфет(?), предок Иавана и греков, согласно библейским преданиям.
Или Иапет(?), согласно греческим преданиям, отец Атланта и Прометея, предка эллинов (греков).
Или Посейдон-Нептун(?), согласно египетским преданиям, основатель Атлантиды, его жена Клейто, дочь Эвенора и Левкиппы. Их дети: Атлант, Гадир, Амферей, Евемон, Мнесей, Автохтон, Эласипп, Мнестор и Азаэс.
156. Нахуша (ок.2350 до н.э.), царь Лунной династии, создатель великой империи, провёл свою армию через все страны мира, захватывал власть над тремя мирами. Прославился аскетическими подвигами, занял место царя богов на небе после Индры, однако за своё высокомерие был сброшен на землю и превращён в змея.
Или Ной, Ноах(?) Согласно библейским преданиям, во времена Ноя на земле обитали исполины. Когда Ною было шестьсот лет, он построил ковчег, а потом спасся на нём во время потопа. Его женой была Ноема (Ноемгара), дочь Ламеха, или Емзараг, дочь Ракиела. Согласно армянским преданиям, Ной основал в Закавказье город Нахичевань, в котором и умер, а его жена умерла в городе Маранте. Следует также вспомнить о том, что братья Ноемы научились торговать, играть на музыкальных инструментах, изготавливать оружие, средства косметики и украшения от ангелов, которых нередко отождествляют с детьми ведийского Ангираса. При этом Тувал-Каин, брат Ноемы (или Емзараг), стал «отцом всех ковачей», Иувал – «отцом всех владеющих арфою и свирелью», а Иавал – «отцом живущих в шатрах со стадами». В то же время потомки Сифа сами изобрели все полезные науки, поэтому мы можем придти к выводу о том, что они относились к роду Сынов Божьих или ангелов, а не к роду Тувал-Каина и его братьев.
Братья Нахуши:
Кшаттравридха, его сын Кашираджа.
Амавас, его потомок Каушика. Потомками последнего были Гадхи и его дети: Сатьявати и Вишвамитра.
167. Аюс (ок.2375 до н.э.), царь Лунной династии. Его жена Прабха. Их дети: Нахуша, Кшаттравридха, Амавас. Младшие братья Аюса стали основателями царских домов в Каньякубдже (современный Канаудж), Каши (современный Варанаси) и других городах Индии.
Далее следуют уже известные нам:
168. Пуруравас (ок.2400 до н.э.), первый царь Лунной династии, владевший странами Запада. Правил тринадцатью островами в океане.
169. Будха-Мудрый (ок.2425 до н.э.)
170. Сома (ок.2450 до н.э.), основатель Лунной династии.
171. Атри (ок.2475 до н.э.), риши, мудрец, принадлежащий пяти племенам.
172. Брахми или Праджапати (ок.2500 до н.э.). Его первое имя напоминает нам название страны Барахше в Аване, а второе имя имеет сходство с именем Эпарти (Юпитера), правителя Авана. При этом следует ещё раз напомнить что индоарии предков греков называли яванами, то есть жителями страны Аван!
Попробуем теперь ещё раз вернуться к родословной предков Ламеха, предположив, что Мафусаил умер в год потопа 2297 до н.э., но он и его предки жили не как реальные люди, а как библейские сверхдолгожители. У нас может получиться следующая родословная:
Ламех (3079-2302 до н.э.)
Maфусал (3266-2297 до н.э.)
Енох (3331-2966 до н.э.)
Иаред (3493-2531 до н.э.)
Maлелеил (3558-2663 до н.э.)
Каинан (3628-2718 до н.э.)
Енос (3718-2813 до н.э.)
Сиф (3823-2911 до н.э.)
Адам (3953-3023 до н.э.)
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Мафусала совпадает с датой Всемирного потопа, а дата его смерти – с датой потопа, произошедшего в 2297 до н.э. Удивительное совпадение! Вряд ли оно получилось случайно. Вероятно, за этим совпадением скрываются вполне определённые причины.
Попробуем теперь преобразить эту родословную так, чтобы все предки Ламеха (отца Ноемы, а не Ноя), рожали бы своих детей именно в том возрасте, как это указано в книге «Бытие», то есть в возрасте 65-187 лет:
157. Ламех-Сильный (р.2392 до н.э.)
158. Мафусал или Мефусалаг (2579-2297 до н.э.), жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Умер за семь дней до потопа.
159. Енох-Посвящённый (р.2644 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
160. Иаред-Нисхождение (р.2806 до н.э.), жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
161. Maлелеил (р.2871 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Иареда, в стране Бабиль (Вавилон) основал город Сус (Сузы).
162. Каинан-Стяжание (р.2941 до н.э.), родился в 325 году от сотворения мира (или от Всемирного потопа?). Жил семьдесят лет и родил Малелеила.
163. Енос (р.3031 до н.э.), жил девяносто лет и родил Каинана.
164. Сиф (р.3136 до н.э.), жил сто пять лет и родил Еноса.
165. Адам (р.3266 до н.э.), жил сто тридцать лет и родил Сифа.
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Адама практически совпала у нас с датой Всемирного потопа. Скорее всего, это произошло не случайно, а закономерно. Поэтому мы имеем право предположить, что Адам (Жэнь?) действительно мог родиться после потопа 3266 до н.э. В этом случае его родителями могли быть Фуси (Сиф?) и Ва (Ева?).
Результаты археологических раскопок на территории между Тигром и Евфратом подтверждают, что Всемирный потоп мог произойти в 3266 до н.э. Поэтому в этом отношении следует согласиться с книгой «Бытие». Можно также согласиться с ней и в том, что Мафусал умер в год потопа. Но, скорее всего, это произошло не во время Всемирного потопа, а во время потопа, упоминаемого в китайских летописях. Можно также согласиться с тем, что Адам родился за 1056 лет до рождения Ноя, но только не в год сотворения мира, а в год Всемирного потопа.
Таким образом, книга «Бытие» в какой-то части соответствует истине, а в какой-то части противоречит сама себе. Неточности изложения легко объясняются, если исходить из того факта, что её авторы два различных потопа, произошедших когда-то на Земле, посчитали за один. Это и не удивительно, так как они жили по прошествии многих веков после этих катастрофических событий.
Следующий вывод, который мы обязаны сделать, исходя из получившейся родословной Ламеха от Адама, заключается в том, что нам надо искать и другие источники, свидетельствующие о жизни очевидцев различных потопов. К таковым относятся, прежде всего, Авеста – священное писание ираноариев, Веды – священное писание индоариев, а также предания армян, греков, китайцев, обских угров и других народов.
С другой стороны, если Адам был свидетелем Всемирного потопа, то он мог быть современником Зиусудры. Как мы уже знаем, армянские предания называли Ксисутруса (Зиусудру) отцом Иапета. Согласно библейским преданиям, Адам тоже был предком Иапета и его братьев. Исходя из изложенного, мы можем придти к выводу о том, что Адам и Зиусудра могли быть и современниками, и родственниками.
Если Зиусудра являлся правителем ещё до потопа, то Адам, согласно нашим выводам, родился уже после него, поэтому Зиусудра мог быть старше Адама. Вместе с тем, Зиусудра в библейских преданиях ассоциируется, прежде всего, с Ноем, а не с Адамом. В этом случае детьми Зиусудры могли быть библейские Сим, Хам и Иапет. Поэтому получается две разные версии непосредственных потомков Зиусудры, и нам необходимо определить наиболее вероятную из них.
Детьми Хама, как мы можем знать по Библии, были Куш, Мицраим, Кут и Ханаан. Из них потомками Мицраима, например, считались египтяне, а потомками Куша – народы, которые жили к югу от Египта. Если сравнить эти факты с событиями, развернувшимися после Всемирного потопа, то можно отметить следующее. Во-первых, именно после этого потопа в долине Нила возникло государство под названием Мистраим, объединяющее Верхний и Нижний Египет и напоминающее нам имя Мицраима, сына Хама. Причём в Египте тогда правителем впервые стал колосс-гигант. Такими же гигантами были и потомки Ханаана, ещё одного сына Хама. Поэтому в отношении Куша, Мицраима, их братьев и отца Хама можно сделать вывод о том, что они действительно могли быть современниками Всемирного потопа и детьми Зиусудры. При этом по своему физическому типу их нельзя было отнести к семитам или средиземноморцам, в том числе восточным.
Что касается Иапета, который тоже мог быть очевидцем потопа, то здесь сложнее. Если верить армянским преданиям, то его правнук Гаик стал основателем армянского государства в XXI веке до н.э. Кроме того, братьями этого Иапета, согласно тем же преданиям, были не Сим и Хам, а Зерван и Титан. Поэтому получается, что Иапет не мог быть современником Хама и его отца Зиусудры, он мог жить на тысячелетие позднее.
Если же верить Библии, то тогда получается, что Иапет не мог быть прадедом Гаика, так как жил за тысячу лет до него. В этом случае, если верить археологам, его правнуком должен был быть не правитель армян, а какой-то правитель племён Древнеямной археологической культуры, который после Всемирного потопа мог привести эти племена в Северное Причерноморье. Одновременно его родичи должны были править племенами Афанасьевской культуры на Енисее, а до того момента жить в Среднеазиатском Двуречье.
Все эти предположения резко противоречат библейским преданиям. Поэтому мы должны сделать вывод о том, что, скорее всего, Иапет действительно мог быть прадедом Гаика, но не мог быть братом Хама и сыном Зиусудры.
В то же время Ной не мог быть отцом Хама, так как по армянским и библейским преданиям после потопа он жил не в Шумере или Египте, где начали править потомки Хама, а далеко к северу у горы Арарат. Зиусудра же после потопа оказался не у горы Арарат, а у горы Нисир. На основании выше изложенного можно ещё раз сделать вывод о том, что Ной был очевидцем не Всемирного потопа, а потопа 2297 до н.э. Поэтому Хам не мог быть его сыном.
Что касается Иапета, то армянские предания называли его сыном (потомком) Ксисутруса (Зиусудры) и братом Зервана и Титана. Согласно греческим преданиям, Иапет относился к титанам, то есть к людям высокого роста. Соответственно, и брат его Титан тоже был таким же. Имя Гаика, правнука Иапета, переводится как Исполин. По некоторым библейским преданиям Ной во время потопа спасся вместе с Огом, великаном. Скорее всего, тот тоже находился в родстве с Иапетом и его братьями. Все они, если верить армянским преданиям, скорее всего, были потомками Ксисутры (Зиусудры) и, возможно, его сына Хама.
В отношении родства Адама и Зиусудры можно сказать следующее. Если родителями Адама действительно были Сиф (Фуси) и Ва (Ева), то Зиусудра, он же Зевс – отец Скифа (Сифа), мог быть дедом Адама. При таком допущении потомки Адама вплоть до Ламеха могли жить в Скифии (Поволжье) рядом с исседонами и мэншуанами и относиться к племенам Льяловской археологической культуры.
Примерно в 3200 до н.э., то есть как раз после Всемирного потопа, в Поволжье в поселении Сахтыш I появился первый слой этой культуры. Археологи считают её чужеродным элементом среди местных культур. По мнению антропологов, у погребённых обнаруживались южные черты лица. Затем случилось новое наводнение. Поселение было занесено илом. Скорее всего, это произошло при Еносе. В 3000-2850 до н.э. здесь существовал второй культурный слой той же культуры. Третий культурный слой существовал уже после 2850 до н.э., то есть со времён Иареда (Рода?) и появления здесь ангелов или Сынов Божьих и продолжался вплоть до 2550 до н.э., то есть до времён Мафусала. Племена, родственные льяловцам, занимали огромную территорию между Кольским полуостровом, Украиной, Уральским хребтом и Балтикой. Проживание вместе с ними потомков Адама объясняет также причину появления в языке местных финно-угров таких слов, как аедем (человек) и еви (женщина).
И, наконец, защищая самих же авторов Ветхого завета, мы невольно должны придти к выводу о том, что в своём изложении они совершили одну незначительную ошибку, когда детьми Ноя называли Сима, Хама и Иапета. Эти персонажи действительно могли быть детьми очевидцев потопа, но это были разные очевидцы: Зиусудра и Ной. Устные предания соединили их в один персонаж. Подобным образом это произошло, например, много позже в русских былинах с Александром Поповичем. Один Александр Попович служил киевскому князю в 1000-1004 годы, а другой – в 1218-1223. Однако былины представили их нам как одного героя.
(продолжение см. глава 64. Восточные иноземцы Китая http://www.proza.ru/2008/05/28/13)
На картине вверху Фуси и Ва (Нюй-Ва)
(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)

Ной: человечество как семья

Говорят, некоторые чеченцы возводят самоназвание своего народа, нохчи, к Ною (по-древнееврейски Ноах) и считают себя его потомками. Что же, если верить Библии, они правы – но то же самое можно сказать и обо всех остальных народах земли. Но почему же Библия говорит о еще одном едином праотце всех людей, кроме Адама?

Бог создал человека по своему образу, а дальше – Адам родил сына «по своему образу» (больше нигде в Библии такое выражение не встретиться). После грехопадения человечество начинает жить собственной жизнью, строя свою цивилизацию. Всё начинается с братоубийства: Каин убивает Авеля, его изгоняют, у Адма и Евы рождается тритий сын, Сиф… Заразившись грехом, как опасной болезнью, человечество катится вниз по наклонной плоскости и, наконец, достигает критической точки: Бог приговаривает его к истреблению. Он находит только одного праведника – Ноя.

Библейский автор не сообщает почти никаких деталей о жизни его современников – только один довольно странный эпизод: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

О чем говорят эти странные слова? У многих народов древности сохранились предания о браках между божествами и земными красавицами, от которых рождались герои (например, Геракл родился от Зевса и царицы Фив, а основатели Рима Ромул и Рем – от Марса и весталки). В языческих культах существовали обряды, во время которых девушки якобы отдавались божествам (на самом деле, их жрецам или почитателям). И дело здесь даже не только в распущенности: вместо почитания Единого Бога-Творца язычники отдают себя во власть низших духовных сил, которые в современном богословии называются демонами или бесами. Обычно древние люди гордились такими семейными историями, но Библия явно их не приветствует. Вместо свободного общения с Богом, которое было доступно в Эдемском саду Адаму и Еве, человечество приходит к брачным союзам с демонами – это предел, ниже падать некуда.

О потопе, как и о сотворении мира, Библия рассказывает языком мифа, а не языком современной науки, которой тогда еще просто не существовало. У многих народов древности (но далеко не у всех) сохранились предания о такой катастрофе, когда уцелела только одна семья. Так, вавилонские предания рассказывают об Атрахасисе, который был любимцем бога Эйа. Когда боги на своем совете решили погубить слишком шумное и раздражавшее их человечество, они поклялись не выдавать никому из людей своих планов. Но Эйа не мог допустить гибели любимца, поэтому он явился ему и… обратился не к самому Атрахасису, а к его дому: «Внемли, о стена! Хижина, слушай! Разрушь свой дом, корабль выстрой!» Атрахасис понял намек, построил корабль и так спасся. Своих соседей он при этом нещадно обманывал, чтобы не могли спастись вместе с ним. Только после наводнения вавилонские боги осознали всю опрометчивость былого решения: ведь теперь было некому приносить им жертвы. И тут Атрахасис соорудил жертвенник. Боги были очень рады узнать, что, благодаря маленькой хитрости одного из них, человечество все-таки выжило, и потому Эйа никак не был наказан.

История Ноя, при всех совпадающих деталях, разительно отличается от вавилонского мифа. Среди людей своего времени только Ной «ходил пред Богом», то есть жил с постоянной памятью о Боге и вел себя так, чтобы Ему угодить. Потому Бог решил произвести новое человечество именно от Ноя. Он повелел Ною соорудить ковчег, то есть огромный плавающий дом. Ковчег был построен людьми, но когда люди и животные зашли внутрь, дверь ковчега затворил Сам Бог – так он добавил последний штрих к творению человека. В это время хлынул ливень, или, как говорит повествование, «открылись источники великой бездны» – ведь древние люди верили, что одна водная бездна лежит под поверхностью земли, а другая – над небесным сводом. Вода всё прибывала, и, наконец, покрыла даже верхушки гор. После того, как дождь прекратился и вода пошла на убыль, прошло еще немало времени, прежде чем обитатели ковчега смогли выйти на сушу. Чтобы узнать, появилась ли сухая земля, Ной выпускал ворона и голубя. Когда голубь вернулся к нему с листом маслины в клюве, Ной понял, что жизнь на суше возрождается – вот откуда у нас этот образ голубя с веточкой в клюве.

Выйдя из ковчега, Ной принес жертву Богу, и Тот пообещал, что больше не будет истреблять человечество за его грехи. Это было первое соглашение (говоря библейским языком, «завет») Бога с человечеством после грехопадения. Его знаком стала радуга – «лук» Бога (на древнееврейском языке радуга называется тем же словом, что и боевой лук). Но, чтобы сдержать зло, Бог установил первый принцип ветхозаветного законодательства: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольет человек. Ибо человек создан по образу Божьему». Впоследствии этот принцип ляжет в основу ветхозаветного законодательства, а со временем он станет основой и нашего правосознания.

Ною предстояло стать прародителем нового человечества. Его сыновей звали Сим, Хам и Иафет, и далее Библия подробно перечисляет потомков каждого из них. Но, с точки зрения Библии, это не просто отдельные люди – это родоначальники целых народов. По сути дела, здесь перед нами каталог всех народов, которые были известны древним евреям (конечно, среди них мы не найдем обитателей Дальнего Востока, Америки или Австралии). И все они – родственники в той или иной степени.

Интересно, что эта классификация не вполне совпадает с данными современной лингвистики и антропологии. Так, евреи во всех отношениях были достаточно близки хананеям, которые жили в Палестине до них и говорили на очень сходном языке. Тем не менее, Евер – потомок Сима, а Ханаан – сын Хама. Видимо, их классификация основывалась на каких-то других принципах, чем сегодняшняя наука. А на каких? Трудно сказать однозначно, но… пожалуй, на той роли, которую предстояло каждому народу сыграть в Священной истории. Да, эта роль не определялась происхождением каждого народа, но она бывала с ним связана каким-то особым, если не сказать таинственным образом.

Например, Ной был первым виноградарем и виноделом, и однажды, несколько переборщив с дегустацией, лежал голый в своем шатре. Хам, чье имя после этой истории стало нарицательным, рассказал об этом своим братьям. А братья накрыли плащом наготу своего отца, зайдя в шатер задом наперед – так, чтобы его не видеть. Протрезвев, Ной благословил Сима и Иафета и проклял почему-то не самого Хама, а его сына Ханаана, сказав: «раб рабов будет он у братьев своих». В дальнейшем мы читаем о потомках Ханаана, хананеях, которые почитали языческих богов и делали это самым отвратительным образом, вплоть до человеческих жертвоприношений. Он вводили в соблазн и израильтян, потому Ветхий Завет предписывает достаточно жесткое отношение к ним. Есть ли связь между непочтительностью к отцу далекого предка и непочитанием Бога со стороны потомков? Наверное, есть, просто нам она не открыта и мы не можем судить о судьбах народов по страницам этой книги. Но Бог может.

В последующие века европейские рабовладельцы, считавшие себя потомками Иафета, а негров – потомками Хама, очень любили эту историю. Нравилась она также евреям и арабам, потомкам Сима (семитам). Но на самом деле она, конечно, не оправдывает расового неравенства, а говорит о последствиях определенного отношения к родительским грехам. К тому же Новый Завет достаточно ясно говорит, что во Христе национальные границы преодолеваются и уже «нет ни эллина, ни иудея».

Грех

Ной проклинает Хама. Гравюра Гюстава Доре

Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт. 9:22). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство.

В Талмуде существует две трактовки описанного события. Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считает, что Хам кастрировал Ноя в ответ на то, что тот проклял его четвёртого сына, Ханаана. Таким образом, Хам якобы предотвратил появление четвёртого сына у самого Ноя. В свою очередь Раввин Самуэль полагает, что Хам содомизировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел»: «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Бытие 34:2)». Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой данного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя» (Левит 18:14).

Впрочем, большинство современных исследователей придерживаются традиционной версии, по которой фраза «увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связана с сексуальной сферой. Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу. Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идёт просто об обнажённом отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23). В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию. Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями. Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.

За грех Хама расплачиваться пришлось его сыну Ханаану, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование:

Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт. 9:25)

Косвенным подтверждением того, что проклятие Ноя распространялось не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана, является и пророчество пророка Исайи о Египте. Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.

И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит их; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Моё — Израиль (Ис. 19:21-25)

Родословная Хама и его потомков

И. Ксенофонтов. Ной проклинает Хама Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н. э.; сыны Хама показаны синим цветом

Род Хама

Согласно ветхозаветным преданиям, у Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт. 10:6—20).

  • Хуш: (эфиопы, кушиты, возможно, химьяриты и сабеи)
  • Мицраим: копты
  • Фут: берберы
  • Ханаан: доеврейское население Палестины

Потомки Хуша

Основная статья: Хуш

Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.

Потомки Мицраима

Основная статья: Мицраим

Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.

Потомки Фута

Основная статья: Фут, сын Хама

В Библии нет упоминания имён сынов Фута.

Потомки Ханаана

Основная статья: Ханаан, сын Хама

Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.

> Образ Хама в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Хама Нолан Гросс (в детстве), Логан Лерман (в молодости).

Примечания

  1. 32 // Книга Бытия
  2. 1 2 3 4 6 // Книга Бытия
  3. Книга Юбилеев, книга 7, абзац 2
  4. Тогда Ноах взял трех дочерей Елиакима, сына Матушлаха, в жены для его сыновей, как Господь повелел Ноаху.

    — Книга Яшера (Праведного), глава 5, абзац 35

  5. Сергей Курий. Откуда пошли ругательства «хам», «сволочь», «подонок», «ублюдок», «наглец»?
  6. John Sietze Bergsma, Scott Walker Hahn. Noah’s Nakedness and Curse on Canaan (Genesis 9:20–27) (англ.) // Journal of Biblical Literature. — 2005. — Spring (no. 124.1). — P. 25—40.
  7. H. Hirsch Cohen. The Drunkenness of Noah // Judaic Studies, 4. University of Alabama Press, 1974.
  8. Мы запутались в понимании книги Бытия: почему проклят Ханаан, сын Хама, если он там вообще не виноват? // Православие.Ru
  9. Книга 7, абзац 2
  10. Тогда Ноах взял трех дочерей Елиакима, сына Матушлаха, в жены для его сыновей, как Господь повелел Ноаху.

    — Книга Яшера (Праведного), глава 5, абзац 35

  11. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма Архивная копия от 2 августа 2009 на Wayback Machine // Знамя, 2000, № 6.
  12. Molly Myerowitz Levine. Review of: The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam // Bryn Mawr Classical Review. — 2004-02. — ISSN 1055-7660.
  • Библия
  • Книга Юбилеев
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 1. Гл. 6
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 тт. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
Потомки Хама
Хам
Хуш Мицраим Фут Ханаан

Это всеми известная история про Ноя и его ковчег, тайна спасения, которая сокрыта в Библии. История человечества от Адама до Ноя, которая, к сожалению, закончилась трагично для большинства людей.

Так кто же такой Ной? Что он сделал, что бы заслужить спасение? Какими качествами обладал? Особенный ли он или нет?

На все эти вопросы ответ мы можем найти, изучая Библию и смотря на всю картину в целом. Господь как художник рисует на холсте времени свой план — замысел относительно человека.

Библейская история Ноя

На 182 году жизни Ламех, отец Ноя, родил сына. Дали ему имя означающее «утешение» (Быт 5:29). О воспитании Ноя ничего не сказано, но можно предположить, что он рос в почтении и уважении к Богу, о Котором рассказывал его отец.

Об этом свидетельствует то, что Ной общался с Создателем. Господь предупредил его о том, что Он хочет сделать, как и каких размеров построить ковчег и т.д. Писание характеризует Ноя, как человека праведного и непорочного в роде своем, ходившего пред Богом (Быт 6:9).

Он был послушен слову Господа, не только в строительстве ковчега, но и по жизни, чем и угождал Богу. Удивительная стойкость характера, мужество и твердость Ноя говорят о его доверии Богу, любви и уважении к Творцу.

Руководствуясь здравым смыслом, Ной поступал правильно — это не значит, что он не делал ошибок, но жизнь, которую он прожил, говорит о стремлении всеми силами угодить Богу.

Что же окружало Ноя? Абсолютная противоположность. Люди, живущие в то время, не заботились в своем разуме иметь Бога, были непослушны Его заповедям, своевольны, злы, надменны, в них отсутствовала моральная чистота (Быт 6:5-7).

Строительство ковчега

Когда Ною исполнилось 600 лет, Бог проговорил к нему о том, что хочет уничтожить все живущее на земле, от людей до животных. Создатель заключил завет с Ноем, что он и его семья — его жена и сыновья с их женами — войдут в строение под названием ковчег (Быт 6:18).

Господь рассказал, как построить его и какого он должен быть размера. Ковчег напоминал трехэтажный корабль, в котором должны уместиться семья Ноя, все виды животных, птиц, млекопитающих, и запасы пропитания для всех. Ковчег являлся первым прототипом корабля (Быт 6:14-16).

Очень вероятно, что над Ноем смеялись и считали его ненормальным, но, несмотря на все унижения, он продолжал строить. Когда ковчег был готов, Сам Бог закрыл дверь корабля спасения (Быт. 7:16), после чего начался потоп.

Вода изливалась 40 суток, поднимаясь как из-под земли, так и потоками с неба, достигнув отметки выше вершин самых высоких гор (на 15 локтей= примерно 675 см). Никто не мог спастись (Быт 7:19-21).

После спасения Ноя и его семьи Бог заключил с ним завет, что никогда больше не наведет потоп на землю (Быт 8:21-22). Знамением этого завета явилась радуга на небе, появляющаяся по сегодняшний день после дождя.

План Божий продолжил свое исполнение в лице праведника Ноя и его семьи. Поэтому Ной стал отправной точкой для образования человечества — спасенные в ковчеге получили повеление плодиться и размножаться. Всех дней Ноя было 950 лет.

Хорошая, счастливая жизнь без Творца невозможна. Несмотря на это мы видим, что человек и сегодня выбирает жить без Бога.

Библия говорит, что как было во дни Ноя, так будет и в последние времена.

Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Матф.24:37-39).

Ковчег спасения Ветхого завета является прообразом Христа Нового завета. Грех сам по себе не уничтожить и не вылечить, это под силу только Богу. Господь хочет и всегда хотел общаться со своим творением, но вот человек не всегда, к сожалению, хочет общаться с Творцом.

Бог дал нам свободную волю и свободный выбор как жить и поступать. Но Христос — это единственная дверь в ковчег спасения (Иоан 3:16).

Ной

У этого термина существуют и другие значения, см. Ной (значения).

Ной

ивр. ‏נֹחַ‏‎, Но́ах

Ной выпускает голубя из ковчега

Пол

мужчина

Период жизни

1056—2006 от Сотворения мира

Толкование имени

успокаивающий, умиротворяющий

Имя на других языках

греч. Νώε
лат. Noe
церк.-слав. Нѡ́е

В иных культурах

араб. نوح‎, Нух

Местность

Арарат

Занятие

праведник, проповедник

Происхождение

потомок Адама в десятом поколении

Упоминания

Быт. 6:8 — 9:29

Отец

Ламех

Супруг(а)

Ноема и Naamah

Дети

Сим, Хам и Иафет

Связанные понятия

Ноев ковчег, Семь законов потомков Ноя, Сыновья Ноя

Связанные события

Всемирный потоп, Завет Бога с человечеством, Расселение народов

Характерные черты

Единобожие, праведность, непорочность

Медиафайлы на Викискладе

Ной (ивр. ‏נֹחַ‏‎, Но́ах — в Библии (Быт. 5:29) истолковано как «успокаивающий, умиротворяющий»; др.-греч. Νῶε, араб. نوح‎, Нух) — последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха (Лемеха), внук Мафусаила, отец Сима (Шема), Хама и Иафета (Яфета) (Быт. 5:28–32; 1Пар. 1:4).

Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт. 7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4), где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт. 9:1–17). На основании того, что название Арарат эквивалентно Урарту, местности и государству севернее Ассирии, считается, что Араратские горы находились в Урарту, в которой находится и гора Арарат. Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.

Под именем Нух почитается в качестве пророка в исламе.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:316 429 137 421 77 582
  • ✪ Ной и Великий потоп. (Библейские истории) читает Иннокентий Смоктуновский.
  • ✪ Ной евреем не был. (Ролик удалён со всех сайтов.)
  • ✪ КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ ПРАВИТЬ МИРОМ? — Юваль Ной Харари — TED на русском

Субтитры

  • 1 В Священных Писаниях
    • 1.1 В Пятикнижии
      • 1.1.1 До Потопа (Быт. 6:8—22)
      • 1.1.2 Потоп (Быт. 7:1 — 8:17)
      • 1.1.3 Завет с Богом (Быт. 8:18 — 9:17)
      • 1.1.4 После Потопа (Быт. 9:18—29)
        • 1.1.4.1 Дети и потомство Ноя (Быт. 10)
    • 1.2 В прочих текстах Ветхого Завета
      • 1.2.1 В апокрифах Ветхого Завета
    • 1.3 В Новом Завете
      • 1.3.1 В апокрифах Нового Завета
    • 1.4 В Коране
  • 2 Хронология
  • 3 Возможная связь с иными культурами
  • 4 Легенды и традиционные предания
    • 4.1 В еврейской традиции
      • 4.1.1 До Потопа
      • 4.1.2 Потоп
      • 4.1.3 После Потопа
    • 4.2 В христианских легендах и преданиях
      • 4.2.1 Армянские легенды о могиле Ноя
      • 4.2.2 Сирийские апокрифы
      • 4.2.3 В апокрифах гностиков
      • 4.2.4 Эфиопские легенды о рождении Ноя
      • 4.2.5 Славянские апокрифы
    • 4.3 В мусульманской традиции
  • 5 Почитание в религии
    • 5.1 В иудаизме
      • 5.1.1 Причины Потопа
      • 5.1.2 Праведность Ноя
      • 5.1.3 Потоп
      • 5.1.4 Завет с Богом
      • 5.1.5 Семь законов потомков Ноя
    • 5.2 В христианстве
      • 5.2.1 Толкование Оригена
      • 5.2.2 Толкование Августина
      • 5.2.3 Толкование Иоанна Златоуста
      • 5.2.4 Почитание в православии
      • 5.2.5 Почитание в католицизме
  • 6 Семья Ноя
  • 7 В искусстве и литературе
    • 7.1 В изобразительном искусстве
    • 7.2 В литературе
    • 7.3 Кинематограф
  • 8 См. также
  • 9 Сноски и источники
  • 10 Литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *