Новгородские иконы

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI — XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре.

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье, представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим». То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.

Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

Там же, с. 303.

Источник: Портал Слово

Ико­на эта про­сла­ви­лась в XII ве­ке в Нов­го­ро­де, ко­гда вла­ди­ми­ро-суз­даль­ский князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский всту­пил в со­юз с кня­зья­ми смо­лен­ским, по­лоц­ким, ря­зан­ским, му­ром­ским и дру­ги­ми и за­мыс­лил с их по­мо­щью по­ко­рить Ве­ли­кий Нов­го­род и для это­го по­слал сы­на сво­е­го Мсти­сла­ва. Со­ста­ви­лась гро­мад­ная рать, — по сло­вам ле­то­пис­ца «ма­ло не вся зем­ля рус­ская со­во­ку­пи­ся, еди­ных бо кня­зей то­гда бя­ше 72». Еще за­дол­го до Нов­го­ро­да лю­ди ста­ли гра­бить и жечь се­ла, из­би­вать муж­чин, а де­тей и жен­щин брать в плен, чтоб сде­лать из них сво­их ра­бов. Зи­мой 1170 го­да гро­мад­ное опол­че­ние это об­ло­жи­ло Нов­го­род, по­тре­бо­вав сда­чи. Не раз обе сто­ро­ны на­чи­на­ли пе­ре­го­во­ры, но не мог­ли прий­ти к со­гла­сию.

На­ча­лось сра­же­ние. Яс­но бы­ло, на чьей сто­роне прав­да, и нов­го­род­цы с чи­стым серд­цем мог­ли про­сить Бо­га о по­мо­щи и ждать небес­но­го за­ступ­ле­ния. Так они и по­сту­пи­ли. Хра­мы не за­тво­ря­лись ни днем ни но­чью, и пе­ние цер­ков­ное сме­ши­ва­лось с пла­чем на­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн с тех пор, как под Нов­го­род под­сту­пи­ли вра­ги, три дня и три но­чи неустан­но мо­лил­ся в со­бо­ре св. Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей о спа­се­нии го­ро­да. В тре­тью ночь, стоя пе­ред ико­ной Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, он вдруг по­чув­ство­вал свя­щен­ный тре­пет, и то­гда от ико­ны раз­дал­ся го­лос:

— Иди в цер­ковь Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, что на Ильин­ской ули­це, возь­ми там об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, воз­не­си его на го­род­ские сте­ны, и то­гда узришь спа­се­ние гра­да.

Чуд­ное успо­ко­е­ние про­ли­лось то­гда в ис­том­лен­ное серд­це свя­ти­те­ля. В го­ря­чей, уми­лен­ной мо­лит­ве без слов пал он ниц пе­ред ико­ной и про­вел в мо­лит­ве всю ночь. Утром со­брал он ду­хо­вен­ство и го­род­ских пред­ста­ви­те­лей и рас­ска­зал им о та­ин­ствен­ном го­ло­се. То­гда у скорб­ных нов­го­род­цев по­яви­лась на­деж­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн по­слал про­то­дья­ко­на и кли­ри­ков в цер­ковь Спа­са на Ильин­ской ули­це, чтоб при­не­сти от­ту­да ико­ну Бо­го­ма­те­ри, а сам стал петь со­борне мо­ле­бен. Но несмот­ря на все уси­лия по­слан­ных они ни­как не мог­ли сдви­нуть ико­ну с ее ме­ста, и с этим из­ве­сти­ем воз­вра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу. То­гда сам свя­ти­тель Иоанн во гла­ве крест­но­го хо­да, со­про­вож­да­е­мый на­ро­дом и ду­хо­вен­ством, по­шел в цер­ковь Спа­са. Там упал он на ко­ле­ни пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри и со сле­за­ми взы­вал:

— О Пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца Бо­го­ро­ди­ца, упо­ва­ние и за­ступ­ни­ца гра­ду на­ше­му, не пре­дай нас за гре­хи на­ши вра­гам на­шим. Но услышь плач наш и по­ща­ди лю­дей Тво­их.

Ста­ли слу­жить мо­ле­бен, и ко­гда за­пе­ли: «Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, хо­да­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, не пре­зри греш­ных мо­ле­ний гла­сы», ико­на са­ма за­ко­ле­ба­лась, как бы дви­га­ясь к ар­хи­епи­ско­пу. Ви­дя это чу­до, на­род и клир ра­дост­но взы­ва­ли: «Гос­по­ди, по­ми­луй!».

Ар­хи­епи­скоп при­нял на ру­ки чу­до­твор­ный об­раз, при­ло­жил­ся к нему, и за­тем ико­ну с тор­же­ством по­нес­ли на го­род­скую сте­ну и по­ста­ви­ли ее ли­цом к на­па­дав­шим. Но во­и­ны Мсти­сла­ва не смяг­чи­лись и пу­сти­ли на это ме­сто сте­ны це­лые ту­чи стрел. И вот од­на из них ра­ни­ла свя­щен­ный лик. То­гда со­вер­ши­лось но­вое чу­до: ико­на об­ра­ти­лась са­ма ли­ком к го­ро­ду, и из очей ее по­тек­ли сле­зы. В то же вре­мя на на­па­дав­ших на­пал ужас. У них по­мра­чи­лось зре­ние, и они ста­ли по­ра­жать друг дру­га. Нов­го­род­цы, обод­рен­ные зна­ме­ни­ем, от­во­ри­ли во­ро­та, бро­си­лись на вра­гов, раз­би­ли их на­го­ло­ву и мно­гих уве­ли в плен. Те же, ко­то­рые спас­лись бег­ством, не мог­ли най­ти се­бе про­пи­та­ния там, где рань­ше са­ми про­из­ве­ли без­жа­лост­ное опу­сто­ше­ние. Они гиб­ли от го­ло­да и бо­лез­ней, и как с ужа­сом го­во­рит ле­то­пи­сец, в Ве­ли­кий пост пи­та­лись мя­сом сво­их ло­ша­дей.

Ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­но­ва­ние в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния, ока­зан­но­го Бо­го­ма­те­рью Нов­го­ро­ду. Так как 25 фев­ра­ля — день, ко­гда со­вер­ши­лось это со­бы­тие — по­чти все­гда при­хо­дит­ся на мас­ле­ни­цу или Ве­ли­кий пост, то празд­ник пе­ре­но­сит­ся на 27 но­яб­ря.

По­чти два ве­ка чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри сто­я­ла на Ильин­ской ули­це, в де­ре­вян­ной церк­ви Спа­са. В 1357 го­ду ее пе­ре­нес­ли во вновь по­стро­ен­ную на той же Ильин­ской ули­це ка­мен­ную цер­ковь во имя Зна­ме­ния.

В 1566 го­ду в Нов­го­ро­де вспых­нул силь­ный по­жар, охва­тив­ший мно­го улиц. Ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми нель­зя бы­ло оста­но­вить гроз­ную сти­хию. То­гда мит­ро­по­лит Ма­ка­рий по­шел с крест­ным хо­дом в цер­ковь Зна­ме­ния и там, пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, мо­лил­ся о пре­кра­ще­нии бед­ствия. За­тем, под­няв ико­ну, он по­нес ее крест­ным хо­дом по бе­ре­гу Вол­хо­ва. Ско­ро ве­тер по­дул в сто­ро­ну ре­ки, и по­жар от это­го стал ути­хать.

В 1611 го­ду Нов­го­ро­дом овла­де­ли шве­ды. Из­би­вая нов­го­род­цев, они гра­би­ли до­ма и их хра­мы. Ико­ны они под­вер­га­ли по­ру­га­нию, а свя­щен­ную по­су­ду и утварь уно­си­ли. Как-то несколь­ко шве­дов по­до­шли к церк­ви Зна­ме­ния, где в то вре­мя со­вер­ша­лась служ­ба, и две­ри по­это­му бы­ли от­кры­ты. Они ри­ну­лись в цер­ковь, чтобы огра­бить ее, но неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла их на­зад. Они сно­ва бро­си­лись к две­рям и сно­ва бы­ли от­бро­ше­ны. Это ста­ло из­вест­но всем шве­дам, и ни­кто из них уж боль­ше не пы­тал­ся вой­ти в Зна­мен­скую цер­ковь.

В 1636 г. за­ду­мал обо­красть эту цер­ковь се­реб­ря­ных дел мас­тер Лу­ка Пла­виль­щи­ков. По окон­ча­нии ве­чер­ней служ­бы на 27 но­яб­ря он при­та­ил­ся в церк­ви, а но­чью во­шел в ал­тарь, со­брал се­реб­ря­ные со­су­ды с жерт­вен­ни­ка, вы­сы­пал день­ги из кру­жек и, на­ко­нец, стал под­хо­дить к чу­до­твор­ной иконе, чтобы со­рвать с нее дра­го­цен­ные укра­ше­ния. Но ед­ва он кос­нул­ся ри­зы, как был от­бро­шен от ико­ны и без чувств упал на пол. Пе­ред утре­ней явив­ший­ся в цер­ковь по­но­марь вы­вел его, по­ла­гая, что Лу­ка в пья­ном ви­де остал­ся в церк­ви. Он не за­ме­тил при этом, что при Пла­виль­щи­ко­ве бы­ли цер­ков­ные со­су­ды. Кра­жа об­на­ру­жи­лась, ко­гда ста­ли слу­жить утре­ню, и все на­шлось в до­ме Лу­ки. Вор на вре­мя по­те­рял рас­су­док и толь­ко впо­след­ствии рас­ска­зал о быв­шем от ико­ны чу­де.

Чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ро­ди­цы сто­ит в ико­но­ста­се Зна­мен­ско­го со­бо­ра, сле­ва от цар­ских врат. Она име­ет 13 1/2 верш­ков вы­ши­ны и 12 ши­ри­ны. Над ле­вым оком Бо­го­ма­те­ри остал­ся след от стре­лы. По сто­ро­нам ико­ны име­ют­ся изо­бра­же­ния ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­си­я­ни­на и пре­по­доб­ных Пет­ра и Онуф­рия Афон­ских. В 1565 го­ду ико­на воз­об­нов­ле­на мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. На иконе зо­ло­тая ри­за ве­сом свы­ше 71/2 фун­тов с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми.

Ико­на «Зна­ме­ние» пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с мо­лит­вен­но под­ня­ты­ми ру­ка­ми и яв­ля­е­мым на лоне ее Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем. Изо­бра­же­ние это по­ме­ща­лось на пе­ча­тях епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Оно весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния, так как в Ри­ме, в ка­та­ком­бах св. Аг­нии, есть изо­бра­же­ние IV в. Бо­го­ма­те­ри с мо­лит­вен­но рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. В Гре­ции та­ким изо­бра­же­ни­ем озна­ча­лось обык­но­вен­но Рож­де­ство Хри­сто­во, и толь­ко у нас, в Рос­сии, ико­ны по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «Зна­ме­ния», т. е. зна­ка ми­ло­сти Бо­го­ма­те­ри. На неко­то­рых го­род­ских ико­нах в трех де­я­ни­ях изо­бра­жа­ет­ся са­мо чу­дес­ное со­бы­тие 1170 го­да: ввер­ху — пе­ре­не­се­ние ико­ны из церк­ви Спа­са на го­род­скую сте­ну; ни­же — пе­ре­го­во­ры меж­ду обе­и­ми сто­ро­на­ми, а вни­зу — са­ма бит­ва, где нов­го­род­цам по­мо­га­ют ан­ге­лы с длин­ны­ми пи­ка­ми.

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Большое собрание древнерусских икон, которые находятся и в Третьяковской галерее в Москве и в собрании икон Кремлевского Успенского собора, поступило из Новгорода.

С чем связано то, что в Новгороде сохранилось действительно очень большое количество икон, написанных на дереве? Наверное, только с тем, что это был город, не подвергшийся монгольскому разорению, поэтому здесь древние иконы имели возможность выжить. Наверное, их врагами были только время, жестокости кризиса, пожары, но все-таки это было не так страшно, как разорение города захватчиками.

Вообще, новгородская иконопись, и византийская, и позднее написанная уже русскими, учениками первых византийских мастеров, связана со строительством в Новгороде в середине XI века храма Святой Софии. Предполагают, что его строила та же команда, что строила и Софию Киевскую. Однако, в связи с удаленностью от Константинополя, Византии, привозить сюда материалы для мозаик, столь любимых византийцами, было невозможно. Поэтому София Новгородская была изначально украшена фресками и иконами. Именно некоторые иконы из Святой Софии середины XI века, слава Богу, дошли до нас и сохранились.

Причем, хотя иконы писали на месте греческие мастера, они сразу заложили традицию, которой не было в самой Византии. Они писали очень большие иконы. В Византии на дереве больших икон не писали, потому что монументальные произведения живописи были связаны с мозаиками и фресками. Но здесь у них просто не было такой возможности.

От этого первого, древнего украшения иконами Софийского собора в Новгороде до нас дошло две иконы: Спас Златая риза и изображение апостолов Петра и Павла. Первая находится в Успенском соборе Московского Кремля, вторая – на своей родине, в Новгородском музее.

Сохранность иконы Спас Златая риза, конечно, очень плохая. Фактически о том, что это икона середины XI века говорит только факт изучения ее искусствоведами и нахождение слоев краски, которые относятся к этому времени. В целом это живопись XVII века, но учитывая, что иконописцы-поновители старались воспроизвести точную копию того, что было сделано раньше, по этой иконе мы можем предположить, как она в принципе выглядела.

Вторая гигантская икона апостолов Павла и Петра сохранилась гораздо лучше (кстати, сохранился и ее древний оклад), и мы можем представить, как она выглядела в те времена, когда первые новгородские христиане входили в стены этого нового Софийского собора.

Так же предполагают, что из Новгорода к нам пришла двусторонняя икона в аскетическом стиле времен Македонской византийской династии IX – первой половины XI века, то есть это икона очень древняя. Это икона Богоматерь Одигитрия, Путеводительница. Это была выносная икона. Древняя Русь не знала знамен, а древнерусское войско, выходя в поход, в качестве знамени несла выносную икону, у которой было изображение на лицевой и оборотной стороне. Как раз Одигитрия – Богоматерь Путеводительница, Которая, показывая на Младенца Христа, как бы указывает христианам путь: к чему они должны стремиться, в рамках какого учения воспитывать себя.

Сохранилась икона очень плохо, но сохранилось ее поновление XIV века, что для иконописи очень древний период. Напомню, что XIV век – это расцвет русской иконописи, поэтому уже хорошо, что это дошло до нас. Оборотная сторона этой иконы представляет святого Георгия, который хорошо сохранился именно в своей первоначальной живописи середины XI века и тем самым является очень важным и древним памятником византийского и древнерусского искусства. Я сказала, что эта икона принесена из Новгорода, но, вообще-то, есть версия, что она попала в московский Успенский собор из Киева, то есть среди искусствоведов идет спор.

Следующий этап развития новгородской иконописи – это уже XII век и связан с Георгиевским собором Юрьева монастыря. Отсюда произошла знаменитая икона, изводы которой будут регулярно писаться на Руси, это икона «Устюжское Благовещение». Название происходит от того, что в Москву она попала именно из Устюга, а не из собора, для которого была написана.

На этой иконе есть моменты, характерные для такого типа икон: Сама Мария стоит и слушает сообщение, которое Ей принес Архангел Гавриил, а сверху на Нее падает луч, изображая схождение Святого Духа, и на самой груди Марии в круге, медальоне появляется изображение Христа – как бы олицетворение непорочного зачатия. А наверху, откуда исходит луч, изображение Христа или одновременно Бога Отца – это Ветхий денми: изображение Бога в образе старца с белыми волосами. И восходит это изображение не к Новому Завету, а к Ветхому. Как выглядит Бог, не знает никто. Но некоторым из пророков он являлся в каких-то образах, которые мог изобразить христианский художник. Есть видение пророка Даниила, в котором он видел Бога именно в образе энергичного, полного сил старца, одежды которого были белы и светились неземным светом, и волосы его были как белая волна, и летел он в огненном шаре (шар или овал – символ Вселенной). И поддерживали его в этом полете ангелы высшего статуса – престолы и силы, которые изображались так же в соответствии с тем, как их описал Даниил: огненные колеса с глазами и крыльями. На иконах типа Иисус в силах мы видим ангелов как раз такими. И здесь как раз присутствует этот ветхий, предысторический Бог Христос и Бог Отец – святой Спас денми.

Если говорить еще о новгородских иконах, то надо остановиться на очень известной и любимой иконе, которая потом тоже копировалась изводами на Руси. Это двусторонняя икона примерно 1191 года написания Спас Нерукотворный. Спас находится на главной стороне и изображен в аскетическом, символическом смысле. А на другой стороне иконы, где очень хорошо сохранилась живопись XII века, в совершенной другой манере, стиле «комниновского маньеризма», то есть с изображением движения, порывов, бликов, находятся ангелы, поклоняющиеся Кресту. Поэтому икона с двух сторон представляет большой интерес, как почитается верующими, так и изучается и вызывает восхищение искусствоведов.

Если коротко обозначить другие знаменитые домонгольские иконы, пришедшие из Новгорода, то это «Ангел Златые власы» – изображение Иисуса Христа, но в образе ангела и в очень необычной для византийцев техники, что, скорее всего, говорит о том, что эту икону написали на Руси: золотые волоса сделаны из сусального золота, откуда, собственно, и происходит название иконы. И икона святителя Николая, находящаяся в Третьяковской галерее, которая, с одной стороны, является одной из самых византийских икон, и в то же время написанной русским человеком с уже отходом от византийских традиций. То есть мастер копировал аскетические образцы византийской живописи, но при этом придал и какие-то характерные черты, которые дальше пойдут в собственно новгородскую иконографию – это преувеличенно большой лоб и красные морщины, избороздившие впалые щеки и все лицо святого.

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

«Знамение,» икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» — возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием . В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

См. также

  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена:
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
    • — Ноябрь
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
  • «Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:

Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Происхождение. Обнаружена Г. Д. Филимоновым в 1849 г. в часовне Варлаама Хутынского, куда иконы поступали из близлежащих, упраздненных церквей Димитрия и Иакова в Кожевниках1. Р. Игнатьев и Макарий указывают, что «Молящиеся новгородцы» происходят из одной из этих церквей2. На основании надписи в центральной части иконы В. Л. Янин полагает, что изображенные на иконе бояре были прихожанами церкви Спаса на Ильине улице и Знаменского собора, откуда, по-видимому, происходит и икона3. Однако «рабами» Спаса и Богоматери назывались вообще христиане, и таким образом не обязательно связывать текст надписи с обозначением прихода. Из часовни Варлаама Хутынского икона попала в церковь Николы Кочанова4. В 1912 г. она передана в Новгородское епархиальное древлехранилище. Во время Великой Отечественной войны эвакуирована, в 1946 г. возвращена в музей.

1 П. Гусев. Три новгородские уничтоженные церкви. — «Вестник археологии и истории, издаваемый имп. Археологическим институтом», XXII. СПб., 1914, с. 83–90.

2

  • Р. Игнатьев. Николо-Кочановская церковь в Новгороде. — «Новгородские губернские ведомости», 1852, №№ 40, 41, с. 29;
  • Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860, 2, с. 80, прим. 153;
  • П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 176–177, 180.

3 В. Л. Янин. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерусских художественных произведений. — «Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура». Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, с. 268.

4 П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 176–177. М. Толстой, автор не очень надежный, указывал, что «Молящиеся новгородцы» находились во Власьевской церкви. См.: М. Толстой. Святыни и древности Великого Новагорода. М., 1862, с. 104.

Раскрыта в Новгороде в 1912–1913 гг. П. И. Юкиным5.

5 «Журнал Новгородского церковно-археологического общества». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1913, с. 1441; «Отчет за 1913 год» , с. 1386.

Доска липовая, из четырех частей, шпонки односторонние, несквозные. Ковчег, паволока.

Сохранность. Левый нижний угол и боковые поля в нижней части перелевкашены, написаны заново одежды и обувь двух бояр. Красная надпись поновлена Г. Д. Филимоновым на основании фрагментов первоначальной, прочитанной им как SЦОЕ — 6975–1467 г.6 Макарий предлагал другое прочтение SЦЧЕ — 6995 — 1487 г.7 Черная надпись на нижнем поле сохранилась незначительными фрагментами. Согласно свидетельству Г. Д. Филимонова и Макария, в ней читалось имя Антипы Кузьмина, заказавшего икону. Однако эта, а также все остальные черные надписи — поздние, и под ними видны фрагменты первоначальных киноварных букв. Сохранность нижней надписи в настоящее время плохая; за исключением некоторых слов и букв ничего нельзя прочесть. В нижнем регистре много тонированных утрат. В местах соединения досок трещины, также затонированы.

6 Г. Д. Филимонов. Иконные портреты русских царей. — «Вестник Общества древнерусского искусства». М., 1876, с. 62 и след.

Описание.

Композиция разделена на два регистра. Вверху деисусный чин: Спас на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, архангелы Гавриил и Михаил. Одежды зеленые, красные, желтые, оранжевые, коричневые, лиловые.

Внизу слева четыре мужские фигуры в рост. Впереди старец с широкой окладистой бородой. Его П. Л. Гусев считает Григорием, чье имя названо в надписи первым, отождествляет его с воеводой Григорием Богдановичем8. За ним следует темноволосый боярин с клинообразной бородой, светлый безбородый и темноволосый с небольшой округлой бородкой. Справа двое мужчин и женщина. Первого из них, седого с клинообразной бородой, П. Л. Гусев называет Иаковом, чье имя названо в надписи вторым из мужских имен, и отождествляет его с другим воеводой Яковом Степановичем, который вместе с Григорием участвовал в победоносной битве со шведами в 1411 г. Второй темноволосый с небольшой острой бородкой. Все мужчины в длиннорукавых голубых, зеленых, желтых, коричневых и красных шубах с широкими отложными воротниками, кафтанах с поперечными петлями. Волосы длинные, на ногах высокие сапоги. Женщина — вероятно, Марья — в коричневой шубе с оплечьем, красном платье с широкими рукавами, с черной каймой и «жемчужной» обнизью. На голове белый плат с длинными кистями. Дети в белых рубашках с красными орнаментами и кушаками.

8 П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 183.

Моделировка ликов в виде крупных пастозных пятен резко выделяется на коричневом санкире. Нос написан одним мазком светлой охры. На щеках, у носа, иногда на лбу положены яркие румяна и «оживки» белилами. Контуры темно-коричневые и черные.

Фон, нимбы золотые. Поземы светлые голубовато-зеленые с темными травами. На торцовых полях красная опушь. Нимбы с черной обводкой, нимб Христа крестчатый.

Надписи поздние, исполнены черной краской. Возможно, они в какой-то степени повторяют первоначальные. В верхнем регистре на Евангелии Христа;

(Матфей, 16, 24).

На свитке Петра: И/ТЫ//ЕСИ

(Матфей, 16, 16; Марк, 8, 29; Лука, 9, 20)

Над изображениями:

Во втором регистре в одну строку:

Видны фрагменты первоначальной киноварной надписи. На нижнем поле поздняя дата красной краской: «SЦОЕ» (6975–1467 г.).

Фрагменты черной надписи:

Иконография.

Своеобразен нижний регистр иконы, не раз привлекавший внимание исследователей. Эта композиция может быть ктиторской, представляющей строителей храма, как это считал П. Л. Гусев9. Однако более вероятно, что изображено предстояние умерших людей перед вышним престолом. Это предположение высказано В. Л. Яниным10. Оно соприкасается с рассуждениями А. И. Анисимова, который рассматривал композицию иконы как образ «Страшного суда»11. Эта мысль не противоречит гипотезе П. Л. Гусева об изображении известных новгородских воевод начала XV в.

9 П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 183–184.

10 В. Л. Янин. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерусских художественных произведений. — «Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура». Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, с. 269.

11 А. И. Анисимов. Этюды о новгородской иконописи, 1. Молящиеся новгородцы. — «София», 1914, № 3, I, с. 9–28.

Таким образом, икона, возможно, заказана потомками видных новгородских деятелей — Григория, Иакова и Стефана — для своего прихода, которым могла быть церковь Иакова в Кожевниках.

Деисусный чин и предстоящие. Икона XIII в. Монастырь св. Екатерины на Синае

Новгородская икона является вариантом особого рода композиций, известных в искусстве византийского круга, — двухъярусных деисусных чинов, где нижний ярус отведен фигурам земных заступников. Это могут быть местные святые, как на одной из синайских икон XIII–XIV вв. итало-византийского типа12 (илл. стр. 247) или на сербской иконе 1671 г. в Народном музее в Белграде13, причем почитание святых нижнего яруса может быть широким, национальным, но может быть и местным.

12 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 198; , II, p. 180–182.

Сохранились сведения о почитании некоторых новгородских семей, об их изображении в стенописях. Известно, что в новгородском Антониевом монастыре чтились пять братьев Алфановых (память 4 мая), мощи которых были перенесены туда из основанного ими приблизительно в конце XIV — начале XV в. и сгоревшего в 1775 г. Сокольницкого монастыря14. В церкви Вознесения на Прусской улице были изображения семнадцати ктиторов — членов нескольких поколений семьи Морозовых — бояр из рода Мишиничей15.

14 15

Тексты на Евангелии Христа и свитке апостола Петра взяты из тех строк Евангелия, которые касаются темы спасения души; тем самым тексты связаны с идейным замыслом «Молящихся новгородцев», с мыслью о заступничестве в загробном мире. (Относительно текста на Евангелии Христа следует также иметь в виду, что это может быть начало многих Евангельских чтений, где зачины «Рече Господь своим ученикам» чередуются с другими — «Во время оно».)

По наблюдению О. И. Подобедовой, композиция «Молящихся новгородцев» своим идейным содержанием родственна композициям с избранными святыми и «Богоматерью Знамение», широко распространенным в новгородской иконописи XV в.16 Святые, предстоящие за Новгород перед высшим миром, в иконе «Молящиеся новгородцы» заменены представителями новгородской семьи.

По своему идейному содержанию икона «Деисусный чин и молящиеся новгородцы» самым непосредственным образом связана с надгробными иконостасами. «Молящихся новгородцев» следует сопоставить и с иконами, изображающими умерших и их святых патронов в молении перед Христом. В Описи Иосифо-Волоколамского монастыря, 1545 г., упомянуты две такие иконы; на одной представлены Иоанн Богослов и князь Иван Борисович Рузский (ум. в 1503 г.), на другой — Феодор Стратилат и князь Федор Борисович Волоцкий (ум. в 1513 г.). См.: В. М. Сорокатый , с. 412.

  • В. М. Сорокатый = В. М. Сорокатый. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля. — «Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции». М., 1977

Датировка и атрибуция.

Несмотря на то, что на иконе имеется надпись, дата плохо читается, поэтому о времени создания памятника до сих пор нет единого мнения. У исследователей начала века была тенденция относить икону к раннему XV или даже к XIV в. Об этом прямо высказывался П. П. Муратов . А. В. Грищенко , сравнивая «Молящихся новгородцев» с «Битвой новгородцев с суздальцами», которую он относил к началу XV в., предлагал так же датировать «Молящихся новгородцев». И. Э. Грабарь , как бы ничего не зная о надписи, относил икону к XIV в.

Только Н. П. Кондаков (, IV) определил икону как памятник последней четверти XV в. В. Н. Лазарев (, ) принял прочтение, предложенное Г. Д. Филимоновым, и отнес икону к 1467 г. Поскольку не исключено, что дата в надписи воспроизведена при реставрационном поновлении неточно, в настоящем каталоге предлагается более широкая датировка иконы.

Типы старцев обнаруживают близкое сходство с «Власием и Спиридоном» из Власьевской церкви (ГИМ, кат. № 45), на что обратила внимание Л. М. Глащинская .

Выставки.

  • Новгород, 1911 г. = Выставка XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. Новгород, 1911 г

Литература.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *