Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге адрес метро

196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский просп., 100

+7 (812) 252-37-59; +7 (812) 369-30-98; +7 (812) 932-13-40

nov.dev-master@nullyandex.ru

Настоятель: игумения София (Силина)

  • Начало утренних Богослужений
    • на седмице в 7.00
    • в субботу в 9.00
    • в праздничные и воскресные дни в 9.40
  • Начало вечерних Богослужений в 17.00
  • Исповедь совершается ежедневно во время вечернего богослужения и перед литургией.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Монастырский комплекс, выполненный в псевдорусском архитектурном стиле и состоящий из Воскресенского собора, нескольких церквей и кладбищ, был построен в 1849-1912 годах по проекту Н. Е. Ефимова при участии К. И. Реймерса, Л. Л. Бонштедта и Н. А. Сычёва.

В советское время монастырь прекратил свое существование. Еще в 1928-1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских, но в конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − были закрыты церкви и арестованы почти все священнослужители. В это же время внешний облик монастырского ансамбля был изменен — для спрямления Московского проспекта пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Кроме того, были сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви, а в основном корпусе монастыря разместился оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения. Восстановление монашеской обители началось только в 1990 году.

Новодевичий монастырь, уже в современное время, неоднократно становился местом массового паломничества — в 2011 году здесь пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне, а в 2014 году в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. В обеих случаях верующие образовывали многокилометровые очереди, чтобы прикоснуться к святыне.

Среди прочих крупных храмов Санкт-Петербурга отдельным звеном выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Его изумительная архитектура и праздничные богослужения привлекают не столько местных жителей, сколько гостей города. Итак, чем же интересен Новодевичий монастырь?

История монастыря

Монастырь имеет непростую историю: он переезжал и отстраивался несколько раз.

Изначально в 1746 году императрицей Елизаветой Петровной был основан Смольный девичий монастырь (не путайте со Смольным собором!), дабы в старости она могла постричься в монахини. Однако позже императрица передумала, и монастырь был закрыт после смерти последней его монахини. Здесь же действовало первое женское учебное заведение для дворянства, а именно – Смольный институт.

Позже, уже в 1849 году, Николай I заложил первый кирпич для Воскресенского собора нового монастыря. Сначала он размещался на Васильевском острове, но позже для него были построены новые здания неподалеку от Московских ворот и Новодевичьего кладбища.

Архитектура храма Новодевичьего монастыря

Кельи монастыря выполнены в псевдорусском стиле и построены в виде буквы П. В центре находится сам Воскресенский собор, а по бокам – действующая Афонская церковь и закрытая Церковь Трёх Святителей (в данный момент там проводится реставрация). Здания монастыря выкрашены в нежный желто-розовый цвет, а их окна имеют форму стрельчатых арок, характерных для русского архитектурного типа.

Очень выделяется на фоне монастырских келий Воскресенский собор – двухэтажное здание, построенное в русско-византийском стиле. Вход в собор представляет собой высокий арочный портал и выходит прямо на Московский проспект. Венчает Воскресенский собор позолоченное пятиглавие, в четырех куполах которого находятся звонницы. Внутри храма соответственно расположены пять престолов.

Малые церкви храмового комплекса – Афонская и Трёх Святителей – внешне абсолютно одинаковы. Они располагаются по обе стороны Воскресенского собора и были построены в 1850 году по проекту архитекторов Ефимова и Сычёва. Афонская была названа в честь одноименной иконы Божьей матери (ее также называют Ватопедской, или «Отрада и утешение»). Церковь во имя Трёх Вселенских Святителей была построена на средства простого крестьянина Василия Чижова. Изначально она была предназначена для обслуживания монастырской больницы.

Кроме них, архитектурный ансамбль монастыря включает и другие церкви:

  • Церковь пророка Илии, расположенная на Новодевичьем кладбище;
  • кладбищенская Церковь иконы «Всех скорбящих Радосте»;
  • Казанская церковь, построенная вместо старого деревянного храма.

Ныне здания Новодевичьего монастыря постепенно отстраиваются и реставрируются. Здесь действуют больница, библиотека, различные ремесленные мастерские.

Как в Санкт-Петербурге доехать до Новодевичьего монастыря?

Монастырь расположен близ Московских ворот северной столицы. Его официальный почтовый адрес таков: Санкт-Петербург, Московский проспект, д.100, Новодевичий монастырь.

Как известно, добраться до Новодевичьего монастыря удобнее всего на метро: нужно ехать до станции «Московские ворота», а дальше пройти небольшое расстояние до храма пешком.

Часы работы Новодевичьего монастыря такие же, как и у большинства столичных православных храмов: с 8 до 17-30. При этом расписание ежедневных богослужений в Новодевичьем монастыре таково:

  • в будние дни утренняя служба начинается в 9-30, а вечерняя – в 17-00;
  • по субботам Божественная литургия проходит в 9-00, а всенощное бдение – также в 17-00;
  • а в воскресенье перед литургией, которая начинается в 9-30 утра, здесь читают также Акафист Иллариону Троицкому (в 8-40).

Эрмитаж, Кунсткамера, Петропавловская крепость… Достопримечательности Санкт-Петербурга можно перечислять бесконечно. Но в этой подборке мы решили рассказать вам о знакомых и не очень местах Северной столицы и блажиайших окрестностей, которые можно отнести к настоящим правослвным святыням города!

Часовня Святой Блаженной Ксении Петербуржской

Храм одной из самых уважаемых в Петербурге святых, Блаженной Ксении. После смерти мужа, который умер неотмоленным, в 26 лет молодая девушка выбрала путь скиталицы, облачилась в одежды супруга и отзывалась только на его имя. Она говорила, что Ксения умерла, а муж ее – жив. Все имущество семьи пожертвовала церкви. На месте ее захоронения была воздвигнута церковь в 1902 году по проекту архитектора А.А. Всеславина.
Место: Камская улица, 24

Казанский Собор

В соборе находится икона Казанской Божьей Матери, неофициальный духовный символ войны 1812 года, русского патриотизма и православной веры. Место имело огромное идеологическое значение еще при монархии.
Место: Казанская площадь, 2

Иоанновский монастырь

Изначально монастырь строился как подворье Иоанно-Богословской женской общины, а в 1901 году получил статус полноценной обители. Здесь упокоен святой Иоанн Кронштадский, грозный защитник веры начала XX века.
Место: Набережная реки Карповки, 45


Самый, пожалуй, известный храм Санкт-Петербурга, где находится множество разных святынь. Здесь покоятся мощи небесного покровителя города Александра Невского, икона Параскевы Пятницы, особо вызывавшая интерес у немцев, и другие реликвии.
Место: Набережная реки Монастырки, 1

Спасо-Преображенский собор

Здесь находится Образ Спаса Нерукотворного, который сопровождал Петра I и во времена основания Петербурга, и в битве под Полтавой. Икона покровительствовала основателю города, поэтому ее значение для петербуржцев понятно.
Место: Преображенская площадь, 1

Церковь Святого Праведного Иова Многострадального


Единственная на Северо-Западе церковь святого Иова, персонажа Ветхого Завета. Иов был богат, имел красавиц-дочерей, но Сатана потребовал у Бога испытать праведника. Тогда Бог забрал у Иова все и обрек на страдания и муки, после окончания которых вознаградил втройне. Интересный факт: этот храм не прекращал работать никогда, даже в дни блокады.
Место: Камчатская улица, дом 6, Волково православное кладбище

Святой источник в Сяберо

Здесь находится один из древнейших святых источников России и камень со следом явления матушки Парасеевы Пятницы, которая предсказала победу в Ледовом Побоище Александру Невскому.
Место: Ленинградская область, Лужский район, село Сяберо

Храм Святого Николая Чудотворца

Храм, где находится икона Николая Чудотворца. Николай Чудотворец – как уже следует из названия – творит чудеса, в том числе — помогает и в коммерческих сделках, поскольку очень добр к людям.
Место: Колпино, Лагерное шоссе, городское кладбище

Храм иконы Божьей Матери Милующая


Здесь находится икона «Милующая», одна из основных икон Божьей Матери, привезенная с Афона. «Милующей» молятся во отпущение самых тяжких грехов.
Место: Васильевский Остров, Большой проспект, 100

Санкт-Петербургский Симеоно-Аннинский храм

Икона «Троеручница» известна с VIII века, когда в Византии шла война между иконоборцами и сторонниками канонического обряда. По легенде, «Троеручница» помогала и сербам в войне с турками. Она была подарена патриарху Никону Хиландарским монастырем.
Место: Моховая улица, 48

Глава 1 Чудотворные иконы в Петербурге

Казанский Кафедральный собор

В самом сердце города, там, где канал Грибоедова пересекает Невский проспект, открывается величественный вид на Казанскую площадь. Прекрасный храм, раскинув широкую дугу колоннады, словно принимает в объятия и сквер с фонтаном, и весь Невский.

Построенный во имя чудотворной иконы Казанской Божией Матери, Казанский собор – один из крупнейших православных храмов в Петербурге и удивительный памятник русской архитектуры эпохи ампира. С первого взгляда кажется, что этот нетипичный для русской православной традиции однокупольный храм слишком древний для «юного» города и годится в младшие братья римскому Колизею или греческому Парфенону.

И действительно, Казанский собор, построенный за год до начала войны с Наполеоном, напоминает античное сооружение. Стены и девяносто шесть внешних колонн собора облицованы пудожским камнем, который добывается в деревне Пудость под Петербургом, недалеко от Гатчины. Камень этот удивителен: его пластичная мягкая структура позволяет создавать любые узоры, вертикальные линии, каннелюры , возносящие храм в поднебесье. Однако под воздействием воздуха и ветра пудожский камень становится прочным, как гранит, а его пористая структура создает ощущение древности – и смотрящему на Казанский собор кажется, будто стены храма вот уже много столетий выветривает время и опаляет южное солнце. И только серая петербургская пыль, добавившая за двести лет полутонов стенам собора, напоминает нам о величии и державной холодности Северного Рима.

Удивляющее зрителя сходство собора с античным храмом не случайно. Павел I, путешествуя по Европе, был необычайно поражен грандиозностью и красотой собора Святого Петра в Риме. Став императором, он пожелал возвести подобный храм в Петербурге – и в 1799 году был объявлен конкурс на разработку проекта нового собора. В этом конкурсе участвовали знаменитые архитекторы того времени; победил проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств – графа Строганова.

Казанский Кафедральный собор

Освящение храма состоялось в 1811 году, уже в правление нового императора, Александра I. Храм был посвящен Казанской иконе Божией Матери – одной из особо почитаемых в православии чудотворных икон. По легенде, ее написал сам евангелист Лука. Богоматерь держит на одной руке, словно на престоле, младенца Иисуса, а другая ее рука указывает на Сына как на путь Истины. В правой руке Иисуса, сложенной в благословляющем жесте, – свиток жизни.

История самой иконы уходит своими корнями в глубь веков, в эпоху Ивана Грозного. Казанское ханство было недавно присоединено к России, вековые традиции мусульманства в Казани были еще очень сильны. Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.

Но в 1612 году ополчение под руководством князя Д. И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д. И. Пожарского в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных – московских и казанских – стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице царя. Согласно последним исследованиям, она была списком (копией) с изначального казанского прототипа.

В самое тяжкое время икона поддерживала верующих. Во времена Петра I копию иконы привезли в новую столицу. Уже тогда икона считалась собственностью дома Романовых. Несколько раз она меняла место пребывания, прежде чем обрела свой дом. Сначала находилась в деревянной часовне на Посадской улице, затем в Троицком соборе на первой площади города, позднее – в церкви Рождества Богородицы, на месте, где сейчас бьет фонтан Казанской площади. Церковь так и называли – Казанский собор. Со временем любимая всеми горожанами скромная церковь стала казаться слишком простой, чтобы украсить собой центр города и считаться его Кафедральным собором. Тогда и возникла необходимость построить новый храм – нынешний Казанский.

Вновь икона послужила спасению России уже через год после освящения собора. Во время Отечественной войны 1812 года французы все ближе и ближе подступали к Москве, а русские войска отступали все дальше и дальше. Казалось, выхода нет. И у всех на устах было лишь одно имя – Кутузов. Только опальный князь мог противостоять непобедимому Наполеону. И царь Александр, забыв все обиды, назначил Кутузова главнокомандующим отступающей русской армии. Накануне отъезда из столицы князь молился перед чудотворной иконой, веря, что лишь она дарует победу России; в этом ли причина – неизвестно, но враг был изгнан за пределы Отечества.

Великому фельдмаршалу не суждено было принести благодарность чудесному образу. Кутузов скончался недалеко от города Бунцлау. По легенде, умирая, полководец сказал солдатам, что сердцем он остается с ними, и повелел захоронить свое сердце на дороге, по которой шли русские войска в Париж – и воины исполнили его завещание. А тело полководца привезли в Казанский собор, где оно находится до сих пор. Рядом с надгробием Кутузова лежат военные трофеи: французские штандарты и знамена, ключи от завоеванных городов.

Во второй половине двадцатого века специальная комиссия вскрыла склеп Кутузова и обнаружила серебряную банку с набальзамированным сердцем князя. Легенда оказалась романтической сказкой…

Вскоре на Казанской площади перед собором появились два памятника великим полководцам, спасшим Россию, двум Михаилам – Кутузову и Барклаю де Толли. Оба памятника работы скульптора Орловского органично вошли в архитектурный ансамбль площади. В истории храм неразрывно связан с памятью об Отечественной войне 1812 года. По традиции 7 января, в день изгнания Наполеона из России, в храме служится молебен.

Не раз чудесный Образ Казанской Богоматери избавлял от бед и спасал наш город и в дальнейшем. Была до Октябрьской революции прекрасная традиция, которая возвращается в наши дни, – вести от собора крестные ходы с Казанской иконой. Так, Крестный ход, свершавшийся 4 июля к Успенскому храму на Сенной площади, напоминает об избавлении города от холеры в 1849 году. 4 апреля верующие шли с иконой к часовне Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед Образом Заступницы Небесной.

В страшные годы блокады, когда жители города укрывали от снарядов и бомбежек архитектурные сооружения и скульптуры, Кутузов и Барклай стояли открытыми: «среди горожан существовало нечто вроде суеверия. Говорили, что пока бомба не заденет памятники, врагу не бывать в городе» . Солдаты, уходившие на фронт, отдавали честь великим полководцам, словно те вели войска в бой.

Сама же икона в годы блокады находилась в Князь-Владимирском соборе. Ее перенесли туда с приходом советской власти. На долгое время иконе вновь пришлось лишиться своего дома. Ее помещали и в церковь Смоленского кладбища, и во многих других небольших храмах города. Снова, как и когда-то, скиталась икона по городу, пока не нашла временное пристанище на Петроградской стороне.

Но даже и тогда икона явила чудо. В 1941 году Митрополиту Гор Ливанских было явление Богородицы, которая сказала ему, что осажденный Ленинград будет спасен, если чудотворный Образ с крестным ходом пронесут вокруг города. Митрополит сообщил о своем видении, икону вынесли из собора и пронесли по городу . Ленинград выстоял.

Пролетали годы и десятилетия, а купол Казанского собора, ставшего вместилищем экспонатов музея Истории религии и атеизма, вместо креста по-прежнему венчал шпиль. Икона Казанской Божией матери по-прежнему находилась в Князь-Владимирском соборе. Серебро алтаря, пожертвованное храму казачеством, было переправлено в слитки и вывезено за границу еще в первые годы советской власти; живописные полотна кисти величайших мастеров, украшавшие стены, а также иконы, ценности и интерьеры – изъяты и переданы в различные музеи. И только в 1994 году золотой крест вновь воссиял над куполом. Чудотворная икона вернулась в свой дом. Вскоре собор был освящен повторно после долгих лет осквернения и приобрел статус кафедрального.

Случилось так, что незадолго до этих событий в Казанском соборе произошло повторное обретение мощей Святого Серафима Саровского. В хранилище бывшего музея был найден предмет, не зарегистрированный ни в одном из документов; и удалось установить, что это – мощи великого чудотворца.

Благодаря стараниям прихожан-петербуржцев, митрополии и лично настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова и протодиакона Василия Маркова Казанский собор постепенно возвращается к жизни. К 300-летию города мастера Балтийского завода отлили четырехтонный колокол высотой более двух метров – самый крупный колокол собора. Он после освящения Владыкой Владимиром, митрополитом Петербургским и Ладожским, украсил колокольню и теперь сзывает прихожан на богослужения в главный храм Петербурга. В соборе проходят божественные литургии, свершаются таинства, во все православные праздники служатся молебны. Ежегодно,^ сентября, от собора движется вдоль Невского проспекта к Лавре торжественный крестный ход в честь святого покровителя города, Александра Невского. Раньше в этом крестном ходе участвовали члены императорской семьи и кавалеры ордена св. Александра Невского, а теперь к нему может присоединиться каждый желающий. Именно в Казанском соборе находят временное пребывание мощи святых и чудотворные иконы, например, Тихвинская икона, мощи Андрея Первозванного, преподобных Святых Елизаветы и Варвары…

Внутреннее убранство храма, хотя и не восстановлено еще до конца в изначальном великолепии, соответствует высокому рангу кафедрального собора. По-прежнему величавы и прекрасны три его нефа, разделенные двумя рядами колонн, высеченных из розового карельского гранита, который не уступает по плотности и красоте знаменитому египетскому. Стены собора прорезаны огромными окнами, поэтому храм до самого купола наполнен светом. Пол собора покрывает великолепная мраморная мозаика. Сияет сусальным серебром восстановленный иконостас.

С северной стороны в храм ведут изумительной красоты бронзовые двери, являющиеся копией «Райских дверей» баптистерия во Флоренции работы Лоренцо Гиберти. Отливку и чеканку дверей выполнил лучший литейный мастер России Василий Екимов. Он исполнил в бронзе и скульптурные образы, стоящие в нишах за внешними колоннами: статую святого князя Владимира – крестителя Руси, и святого князя Александра Невского – великого защитника земель русских (работа скульптора С. С. Пименова), апостола Андрея Первозванного (работа скульптора В. И. Демут-Малиновского), а также Иоанна Предтечи (работа скульптора И. П. Мартоса). Саму же колоннаду со стороны Невского проспекта, а также колонны внутри собора возводили рабочие артели Самсона Суханова, русского каменотеса, лучшего мастера каменных дел. Следует особо отметить, что храм был полностью построен из отечественного камня, а строили его простые русские люди, крепостные крестьяне. Не имея строительных навыков и знаний об архитектуре, неспособные даже читать чертежи, эти люди во всякое время суток, в жару и стужу, буквально голыми руками создавали храм, отдавая свои жизни на строительстве, окончания которого им не суждено было увидеть. При всей его европейской элегантности и царственности – это подлинно народный храм, в котором воплотился дух и величие русских.

Планировка собора тоже принадлежит русскому архитектору «из народа». Андрей Воронихин жил в семье графа А. Строганова и, хотя считался его крепостным, вниманием не был обделен. Поговаривали, что Андрей – внебрачный сын графа. Воронихин получил архитектурное образование, в Москве учился у знаменитых русских зодчих – В. Баженова и М. Казакова, а когда получил вольную, несколько лет провел во Франции и Швейцарии, изучая новый стиль – ампир . Поэтому его победа в конкурсе проектов Казанского собора заслуженна, хотя недоброжелатели и приписывали ее покровительству всемогущего президента Академии художеств. В проекте неизвестного тогда еще в России Воронихина учитывалось пожелание Павла – с одной стороны, и проявлялись индивидуальность и новаторство – с другой.

Да, Казанский собор напоминает античные храмы своей колоннадой; но если в Риме она замыкает собою площадь, то в Петербурге – не только эту площадь образует, создавая особый архитектурный ансамбль, но и помогает разрешить очень важную проблему – декорировать северный фасад, обращенный к Невскому проспекту, так, чтобы забывалось, что он не главный. По традиции храм обращен алтарем на восток. Его главный, западный, вход выходит не на парадный Невский проспект, а на прилегающую Казанскую улицу; поэтому дуга колоннады стала исключительной находкой.

С двух сторон колоннаду замыкают порталы сквозных проездов, параллельные каналу Грибоедова и Казанской улице. Эти проезды придают собору геометрическую четкость и изящество. По замыслу Воронихина, к южному фасаду храма также должна была примыкать дуга колоннады, но эта идея, к сожалению, не была осуществлена по ряду финансовых трудностей. Впрочем, великолепие собора от этого не становится меньше.

В плане Казанский храм имеет форму латинского креста, вытянутого с запада на восток на семьдесят с половиной метров. В собор ведут три входа, каждый из которых украшен шестиколонными портиками с треугольными фронтонами , где изображен барельеф «Всевидящее око».

Еще одним новаторским решением Воронихина явился металлический каркас купола. Это был первый в мире металлический купол, проект которого оказался технически надежным и художественно безупречным. Купол установлен на круглом барабане, и собор вместе с куполом и крестом имеет высоту семьдесят один с половиной метр. Таким образом, создается удивительная соразмерность и гармония храмовой постройки, сближающая Казанский собор с античными сооружениями.

Андрей Воронихин ненадолго пережил свое творение и был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры, а на его надгробии высечено изображение Казанского собора. Последним творением зодчего стала ажурная ограда изумительной красоты, обрамляющая сквер перед главным входом в храм. По замыслу архитектора эта изящная решетка должна была оградить полукруглую площадь, образуемую тремя фасадами собора. Чугунное кружево этой ограды не уступает по красоте знаменитым решеткам Летнего сада.

Главный храм города прекрасен и в пору белых ночей, и в осенний листопад, и заснеженным зимним вечером, когда зажигаются яркие огни современной подсветки, позволяющей эффектно выделить и подчеркнуть неповторимые архитектурные особенности собора.

Возле собора всегда многолюдно. Петербуржцы любовно называют храм «Казань», а площадь – «Казанский пятачок». Здесь назначают встречи, гуляют влюбленные, у фонтана резвится детвора, а на лавочках петербургские старики ведут неспешные разговоры. Казанский кафедральный собор и площадь – центр не только духовной, но и политической и светской жизни Петербурга.

Казанский кафедральный собор открыт ежедневно: по будням с 8.30 ч. до окончания вечерней службы, а в выходные дни – с 6.30 ч. до окончания вечерней службы.

Адрес: Казанская пл., д. 2.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор», «Невский проспект»

Автобусы: № 22, 3, 7

Троллейбусы: № 1,10, 22, 5, 7. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *