Новоиерусалимский монастырь

Новый Иерусалим – мужская обитель, которая была основана по указанию патриарха Никона в середине XVII столетия, точная копия святых мест Земли Обетованной. Она была создана, как один из центров православия и паломничества на Руси. Монастырь был и остается одним из красивейших храмовых комплексов, красоту которого стоит увидеть своими глазами.

Содержание

Расположение Нового Иерусалима в Подмосковье

Новый Иерусалим расположен в западной части Московской области, в городе Истра. GPS-координаты: 55°55’16.8″N 36°50’50.2″E. Своим великолепным внешним видом он украшает набережную реки Истра. Его золотые купола служат прекрасным ориентиром для паломников, гостей и жителей районного центра.

Новый Иерусалим в Подмосковье с высоты птичьего полета

Как добраться до Нового Иерусалима

  • Пригородных поездах, которые курсируют с Курского вокзала, через станцию «Тушино» к остановкам «Истра» или «Новоиерусалимская». А также на электричках, которые ходят от станций «Москва Рижская», «Серпухов», «Волоколамск», «Румянцево», «Шаховская». От «Новоиерусалимской» или «Истры» к обители нужно идти пешком около 2 км. Это расстояние можно преодолеть на местной маршрутке;
  • Автобусах №372, которые ходят от станции метро «Тушино» в Истру. Выходить из транспорта необходимо на остановке «Почта». На автовокзале города Истра останавливаются автобусы, которые идут из Павловского и Касимова;
  • Автомобиле, нужно двигаться по Волоколамскому шоссе до улицы Московской в городе Истра, а также по улицам Первомайская и Советская. Парковка для машин построена возле стен обители.

Время в пути из Москвы на электричках составляет около полутора часов, на автобусах – 1 час. Цена проезда из столицы России в поездах – 143,5 рублей, в автобусах – 97 рублей 65 копеек (по карте «Стрелка»).

Создание точного храма Гроба Господня патриархом Никоном

Новый Иерусалим задумывался, как комплекс-копия святых мест, которые расположены в Палестине. Автором идеи такого повторения выступил Патриарх Никон – глава русской православной церкви в 1652-1666 годах, друг царя Алексея Михайловича Романова.

Внутреннее убранство Нового Иерусалима в Подмосковье

Холм, на котором построен главный храм обители был подсыпан и назван Сион. Соседняя горка, на которой возводилась небольшая часовня, была переименована в Елеон, а речка Истра – в Иордан, ручей – в Кедронский поток. Близлежащие поселки получили наименования Капернаум, Преображенское, Назарет.

Для обители патриарх Никон приобретал земли у бояр и стольников. На участках вырубались леса, и местность делалась полупустынной. Все это было сделано для того, чтобы достичь максимального сходства с реальными сооружениями, которые стоят на Святой Земле.

Воскресенский собор

Воскресенский собор – сооружение, которое полностью повторяет храм Гроба Господня. Он относится к зданиям византийского типа – с четырьмя большими столпами и позолоченным куполом. Последний расположен над алтарем и имеет 12 ярусов. На внутренних сторонах стен купола сделано множество окон. Между ними вставлены пояса с иконами. Когда свет проходит через оконные отверстия шатра, кажется, что весь монастырь взмывает в небо и хочет подняться как можно выше.

Внутреннее убранство молельни поражает паломников великолепием. В соборе поставлен огромный 12-ярусный иконостас высотой 24 метра. Он украшен позолотой. На иконах, которые вставлены в сооружение, изображены дева Мария с маленьким Иисусом, 12 апостолов и наиболее почитаемые святые. Возле иконостаса сделано двое сеней: одна – зеленая для патриарха, вторая – красная для царя.

Воскресенский собор

Основное святое место Воскресенского собора – кувуклия – точная копия места захоронения и воскресения Иисуса Христа. Она сооружена точно под главным куполом молельни, напротив алтаря. После пожара 1802 года в Иерусалиме, когда оригинальная кувуклия сгорела, именно по образцу монастырского памятника делали новую кувуклию в Палестине. Также под куполом, на стене висит лепной герб Русской Православной Церкви с короной патриарха, которая изготовлена из белой глины.

Во время строительства собора, оригинальный проект, взятый с деревянной модели храма Гроба Господня, был переработан в стиле барокко. На сооружении появились характерные элементы этого стиля: нагромождение объемов, которые последовательно уменьшаются, узкие и высокие окна, украшенные орнаментом, множество лепнины, украшающей экстерьер и интерьер храма.

Воскресенский собор

С восточной стороны молельня соединена с подземным храмом Константина и Елены, основание которого находится на глубине 6 метров. Южнее храма стоит высокая колокольня, которая имеет 7 ярусов и верхушку в виде луковичного купола.

Воскресенский собор является главным сооружением Новоиерусалимского монастыря. Его купола хорошо видны из любой точки города Истра и соседних поселков. В будние дни в храме в 8:00 проводятся богослужения. По выходным и в праздники литургии начинаются в 7:00.

Копия Иерусалимской часовни

Идеей и основой для строительства монастырского комплекса послужила модель реально существующего храма, которую патриарх Иерусалима Паисий подарил Никону в 1649 году. Макет был выполнен из дерева. Он до сих пор хранится в музее «Новый Иерусалим». Учреждение расположено по соседству с обителью. Также при строительстве использовались гравюры чертежей, сделанные с рисунков итальянского путешественника Бернардино Амико, и воспоминания русского верующего монаха Арсения – «Проскинитарий».

Часовня включает в себя 2 части:

  • Западного здания, в котором сохраняется копия Гроба Господнего. Это сооружение имеет длину 2,07 метра, ширину 1,93 метра. По форме является 6-угольником;
  • Восточного здания длиной 3,9 и шириной 3,4 метра с приделом Ангела и частичкой камня, который был убран ангелом для выхода Иисуса из пещеры.

Точно посредине часовни стоит пьедестал с частью вышеозначенного камня. Вход в оба здания открыт для всех желающих во время, когда не проводится божественная литургия.

Подземная часть комплекса

Подземная церковь Константина и Елены находится у восточной стены Воскресенского собора. Молельня соединена с основным зданием подземным проходом. Она построена по образцу подобного храма, который есть в Иерусалиме. Только на святой земле он вырублен в скале, а не выкопан в земле.

Церковь углублена в почву на 6 метров. Над землей она возвышается всего на 1,5 метра. Молельня была сооружена в 1658 году и первоначально являлась простым прямоугольным зданием с одной главой, декорированной изразцами. В середине XVIII столетия, во время ремонта всего комплекса Новоиерусалимского собора в ее убранство была добавлена лепнина. Сейчас сооружение имеет 5 глав. Только одна из них украшена крестом.

Вход в церковь – массивные двери из дерева. Из Воскресенского собора в храм ведут 33 ступени, которые символизируют 33 года жизни Иисуса Христа. Галерея, которая ведет в молельню очень широкая. По лестнице одновременно могут идти более 10 человек. Наружный вход в церковь, по состоянию на октябрь 2017 года, реставрируется. Точная дата его открытия неизвестна. Здание храма окружено рвом со специальной трубой для отвода воды. Стены углубления облицованы камнем. Сверху ров окружен оградой, которая сделана из известняковых блоков.

Внутри церкви стоит уникальный трехъярусный иконостас, выкованный из меди. Также в здании расположены могилы жены и сына выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова. Супруга генералиссимуса много жертвовала на Новоиерусалимский монастырь и по этой причине удостоилась чести быть похороненной в обители. Узнать места вечного покоя можно по специальным плитам с погребальными надписями.

Воскресенский собор

История Воскресенского собора

С момента основания до 1919 года.

Воскресенский собор является красивейшим образцом русской архитектуры XVII века. Работы по его строительству стартовали одновременно с основанием Новоиерусалимского монастыря – в 1656 году. На возведении, в качестве обычного рабочего, трудился патриарх Никон. До отправления его царем Алексеем Михайловичем в ссылку в 1666 году были полностью сделаны стены, внешние и внутренние их стороны декорированы изразцами.

Глава которая укрывает основной иконостас

После низложения патриарха все работы над храмом были временно прекращены. Но уже в 1679 году строительство продолжилось. Всего за 6 лет зодчие и рабочие сумели соорудить главу, которая укрывает основной иконостас и шатер над гробницей Иисуса. 18 января 1685 состоялось торжественное открытие Воскресенского собора, на котором присутствовали цари Иван и Петр (будущий Петр I), а также регентша царевна Софья.

Но в целости собор простоял недолго – только до 1723 года. Тогда рухнул купол, который укрывал кувуклию. В 1726 в Новом Иерусалиме произошел пожар. Все разрушения постепенно ликвидировались в 30е-60е годы XVIII столетия. В восстановлении деятельно помогал знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Он добавил бароковых черт в интерьер молельни. Тогда же, чтобы избежать разложения стен церкви Константина и Елены от влаги вокруг молельни был вырыт ров. Проверять ход работ приезжала императрица Елизавета Петровна.

В 1941 году:

В обновленном виде собор оставался до декабря 1941 года. В 1919 он вошел в состав музея. 26 ноября 1941 город Истра (бывший Воскресенск) на 14 дней был занят немецкими войсками. Отступая под натиском Красной Армии, саперы вермахта взорвали часть храма (2 колонны, которые держали главный купол и один из пилонов, а также колокольню). Фото разрушенной молельни использовались советскими представителями, в качестве доказательств зверств немецких варваров на земле СССР, на Нюрнбергском процессе в 1945 году.

Вечерний вид Новый Иерусалим в Подмосковье

Восстановление

Восстановление храма началось уже в 1942 году. Тогда здания комплекса были обследованы зодчими из мастерской Алексея Щусева. Тогда же были созданы чертежи для реставрации собора. Но реальные работы начались только в 1950. С 1957 по 1984 они продолжались с максимальной интенсивностью. После развала СССР, в 1994 весь комплекс Новоиерусалимского монастыря был передан Православной Церкви. С этого времени в обители начали проводиться богослужения.

В 2008 году в собор нанес визит президент России Дмитрий Медведев. После этого, 6 марта 2009 он подписал указ о принятии мер по окончательному восстановлению молельни. 8 мая 2016 храм освятил патриарх Кирилл. Сейчас, в октябре 2017 года, в соборе продолжаются последние отделочные работы. Их завершение планируется на 2018 год. Но храм уже возвышается над холмом Сион во всей своей красе.

Судьба Патриарха Никона

Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.

Патриарх Никон

В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.

В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.

Капелла

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Подземная церковь

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Церковь Входа Господня

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

Символизирует вход Иисуса в Иерусалим и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феофилакт и фамилией Безукладников.

Архимандрит Феофилакт

Наместник Новоиерусалимского монастыря

c 23 июня 2008 года

Предшественник

Никита (Латушко)

Имя при рождении

Григорий Александрович Безукладников

Рождение

1 декабря 1963 (56 лет)

  • Оса, Пермская область, РСФСР, СССР

Диаконская хиротония

16 июля 1987 года

Пресвитерская хиротония

30 мая 1988 года

Принятие монашества

3 июля 1987 года

Награды

Медиафайлы на Викискладе

Архимандри́т Феофила́кт (в миру Григо́рий Алекса́ндрович Безукла́дников; 1 декабря 1963, Оса, Пермская область, РСФСР) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, наместник Новоиерусалимского монастыря.

Биография

Ранние годы

Родился 1 декабря 1963 года в городе Оса Пермской области в семье священника. Был пятым из двенадцати детей.

В 1971—1981 года учился в средней школе имени Героя Советского Союза В. Е. Ершова города Чёрмоз. После окончания средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию. По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены».

В 1982—1984 годы проходил действительную срочную службу в рядах Советской армии в военно-строительных войсках в звании рядового.

Отслужив в армии в 1984 году, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию. Параллельно проходил обучение в регентском классе при Московских духовных школах.

Служение в 1987—1991 годы

В марте 1987 года принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где исполнял общие монастырские послушания. 3 июля того же года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

16 июля 1987 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры митрополитом Кишинёвским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) рукоположен в сан иеродиакона. В том же году, по окончании курса в Московской духовной семинарии, продолжил обучение в Московской духовной академии.

30 мая 1988 года в Успенском соборе лавры архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком) рукоположен в сан иеромонаха после чего, отслужив в Лавре одну литургию, был направлен вместе с иеромонахом Мелхиседеком (Артюхиным), иеродиаконом Панхарием и иеродиаконом Иннокентием возрождать Оптину пустынь. В связи с этим перевёлся на сектор заочного обучения МДА.

Служение в Москве (1991—2008)

Троицкая церковь в Останкине. 2007 год.

Когда перед монастырём встал вопрос об открытии подворья в городе Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. В марте 1991 года при храме Живоначальной Троицы в Останкине было организовано подворье Оптиной пустыни, настоятелем которого стал иеромонах Феофилакт. В декабре 1999 года Останкинский храм утратил статус подворья Оптиной пустыни, став патриаршим подворьем.

В марте 2003 года одновременно назначен настоятелем храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и благочинным Всехсвятского округа города Москвы.

В 2004 года назначен духовным попечителем негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине».

15 декабря 2004 года был избран членом Епархиального совета Московской городской епархии.

Продолжал работать руководить восстановительными работами в Троицком храме «мы получили в пользование здание храма и территорию вокруг него площадью более одного гектара, а также смогли восстановить три флигеля, которые исторически существовали на этой территории. В прошлом году к празднику Святой Пасхи удалось завершить восстановление наружной части стен храма. Отреставрирован его интерьер. Осталось провести реставрацию иконостаса и закончить отделку на некоторых других участках <…> Во флигелях разместились учебные аудитории воскресной школы и библиотека духовной литературы для прихожан и всех желающих».

12 декабря 2008 года указами временно управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности настоятеля храма «Отрада и Утешение» на Ходынском поле и приписных к нему храмов и часовен, должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы. В 2009 году освобождён от настоятельства в Троицком храме в Останкине.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря

Воскресенский собор в строительных лесах. 2012 год.

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. 23 июня 2008 года Священный Синод утвердил игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

На период его наместничества пришлась самая большая за всю историю реконструкция и реставрация монастыря. В 2008 году после посещения Новоиерусалимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания исторического облика и восстановления святой обители был создан Благотворительный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого стали Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Анатольевич Медведев.

25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игуменом Феофилактом и вручил ему игуменский жезл.

14 августа 2015 года освятил новое здание, построенное для музея «Новый Иерусалим»

К январю 2016 года был впервые за всё время существования монастыря полностью отреставрирован Воскресенский собор. 8 мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря и на малом входе возвёл игумена Феофилакта в сан архимандрита.

Награды

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

Примечания

  • Феофилакт, архимандрит (Безукладников Григорий Александрович) на сайте patriarchia.ru
  • Архимандрит Феофилакт (Безукладников) на сайте Новоиерусалимского монастыря
  • Архимандрит Феофилакт (Безукладников) на сайте телеканала «Союз»

интервью

  • Дорога к храму. В Новом Иерусалиме начались восстановительные работы // «Российская газета», 20 марта 2009 года
  • ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Интервью с наместником Ново-Иерусалимского монастыря игуменом Феофилактом (Безукладниковым) // Журнал «Русский инок»: июль-август 2009
  • Наместник Ново-Иерусалимского монастыря: дар вовремя — это двойной дар // ria.ru, 22 апреля 2011
  • Наместник Ново-Иерусалимского монастыря дал интервью соцсети «Елицы» // elitsy.ru, 23 марта 2015
  • Как Оптина преображала людские души // pravoslavie.ru, 4 июня 2018
  • Интервью архимандрита Феофилакта (Безукладникова) порталу «Монастырский вестник» на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях // сайт Ново-Иерусалимского монастыря, 14 февраля 2019

Фотографии Новоиерусалимского монастыря

Расписание электричек Тушино — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Тушино

Расписание электричек Курский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Курский вокзал

Расписание электричек Рижский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Рижский вокзал

Новоиерусалимский монастырь — это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Адрес Новоиерусалимского монастыря

Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2

Как добраться до Новоирусалимского монастыря

  • На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Режим работы Новоиерусалимского монастыря — лето 2020

С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и прочих.

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.

Стоимость билетов в Новоиерусалимский монастырь — лето 2020

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Телефон

Что нужно знать

Если бы мы не попали в Новый Иерусалим, и если бы я не стала искать информацию о его истории, то, наверное, так и думала бы о патриархе Никоне — основателе этого монастыря — шаблонными описаниями: «недалёкий, капризный, жадненький, упёртый, виновник Раскола». Но ко мне пришли очень интересные материалы, читая которые, понимаешь, насколько неоднозначна наша (вообще вся) история, и насколько стерилизована русская история в учебниках, которая потом и является чуть ли не основным источником знаний в жизни о том или ином времени/персонаже для человека. И если сам потом в будущем не поинтересуешься историческими неясностями или не будешь профессионально связан с историей, то так и останешься напичканным сочинённым кем-то кастрированным стандартом.
Историческая иллюстрация или Путь к Русской Палестине
Идейная подоплека

В Европе помимо видимых атрибутов высшей власти (трон, корона, подчинение), существовала тайная сакральная идея наследования христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Иными словами — Римская империя есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Византия её преемница и хранительница православия. И для всего православного народа византийский император — верховный глава, а патриарх константинопольский — представитель вселенской церкви.
Суть и цели идеи «Рим — Константинополь» (Второй Рим) заключалась в следующем: сохранение чистоты православия, противостояние натиску иноверцев, борьба с ересями, защита православной веры.
В 17 веке в наследственной властной цепочке появляется ещё одно звено — Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? — Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии.
Первые шаги на этом поприще совершает… Иван IV Грозный. Звучит странно. Но это так. Из разрозненного княжества, раздираемого на части боярами княжества, он создаёт царство, «и не просто одно из европейских королевств, а единственный Третий Рим — Новый Иерусалим». Цена решения этой задачи страшная, но… Грозный «достигает того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера!», правда по ходу дела слишком входит в роль великого римского императора.
И, тем не менее — уже «при Иване Грозном центр Москвы (соборы Кремля, Красная площадь, храм Покрова на Рву (Василий Блаженный) имеют неслучайную (!) Иерусалимскую смысловую символику».
Москва должна стать — «преемницей всех духовно-культурных сокровищ человечества, наследницей великих монархий древности». И действительно, Москва — становится преемницей исчезающей столицы православия Константинополя. (Двуглавые орлы с герба Византии переходят на знамена, башни, монеты и пр. Кремль, стена Китай-города, 14 храмов, Ново-Спасский монастырь и Богоявленский монастырь — несут «третьеримскую символику»).
Москва должна стать Третьим Римом (а рядом с ней, следовательно, должен находиться Третий Иерусалим).
Это означает, что:
Москва — духовная столица мира.
Русь — единственная могучая православная держава мира.
Свою лепту в это сакральное дело вносят все последующие после Грозного монархи — Михаил Романов и его сын Алексей Романов (Тишайший).
И Никон — Патриарх Москвы и Всея Руси.

Патриарх Никон (1605–1681, 76 лет).
Человек сложной судьбы.
Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный.
Место рождения — Нижний Новгород. Национальность — мордвин. Родители — крестьяне. Мирское имя — Никита Минов. Был женат, но в результате семейной драмы он и его жена ушли в монастыри. Она — в Алексеевский женский, он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит. Там был подстрижен в монахи под именем Никон. Вот его портрет: «В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Он ушёл из скита, вернее, рассорился с основателем скита и всей братией, в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. На материке стал настоятелем захудалого монастыря в Кожеозерской пустыни. Будучи в Москве по делам, произведёт сильное впечатление на молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Получит сан Новгородского митрополита. А в 1652 (47 лет) — Никон станет 6-м патриархом Московским и Всея Руси.
Никон построит три крупных монастыря: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кийостровский монастырь в устье Онеги и Воскресенский монастырь Нового Иерусалима под Москвой на реке Истре
С его именем будет ассоциироваться причина Раскола — ему поставят в вину провокационную «книжную справу» — переписку древнеславянских книг-оригиналов по греческим канонам, отказ от старорусских правил, вопиющую смену крестного знамени двумя перстами на «щепоть» — приведшее к старообрядческим бунтам.
Но… только историки вам скажут, что церковные книги стали переписывать ещё задолго до патриаршества Никона. По велению царя. А казни старообрядцев начались ровно после низложения и опалы Никона. «Все было умело списано на Патриарха Никона, но являлось полностью делом рук светской власти».
Создание Русской Палестины — мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа — было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни (1658/53 года — 1667/62 года).
Божественный промысел.
Никон долго идёт к Русской Палестине.
Сначала он примеряется — строит два монастыря на Валдае и на Севере — в них тоже закладывается символичность и Никон набирается опыта.
Иерусалимский Патриарх Паисий дарит ему в это время очень знаковые вещи:
— кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
— книгу «Скрижаль», которая подробно объясняет символику храма, а также других образов и символов церкви. А также ему привозят с Востока книгу «Проскинитарий», дающую подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и его обмеры.
Книга потрясает Никона, а кипарисовая модель храма Христова Воскресения наводит на мысль о создании подобного на Руси. Размеры есть. Теперь — нужно найти, «увидеть» правильное место. И оно приходит. Боярин Бобарыкин продаёт земли на реке Истры у села Воскресенское.

Архитектурный замысел.
Никон решает создать два главных топографических образа на Земле Русской из Земли Обетованной. Новый Иерусалим и Русскую Палестину.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ:
Главный вход в монастырь делают с Востока — или как бы со стороны Елеонской горы. Над воротами входа ставят церковь Входа Господня в Иерусалим.
Воскресенский собор — почти точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме или «евангельская поэма в камне». Он построен на символической Сионской горе.
В нём находятся:
в ю-в части — место казни Христа или пещерная Голгофская церковь; под ней — придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
на западе, в ротонде (под куполом) — место погребения и воскресения Христа или часовня Гроба Господня или Кувуклия (греч. «царская опочивальня»);
на востоке (с внешней стороны примыкает к собору) — место обретения Креста Господня или церковь св. Елены и Константина с источником;
на севере — придел-темница с церковью во имя Божией Матери с каменными Узами Христа;
в с-в части — придел Успения Пресвятой Богородицы
а также копии — Камня, отваленного от Гроба, Камня повития (или миропомазания), Плиты «середина Вселенной», приделов: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей, «Жалостного пути» и Голгофы (о ней читай выше) и мн.др.
У Воскресенского собора — 9 глав: 2 главные над ротондой Гроба Господня — символы Вседержителя, остальные — 7 светильников перед ним.
Монастырь окружают деревянной стеной с 8-ю башнями, что соответствует 8-ми воротам древнего Иерусалима времен земной жизни Иисуса Христа. Башни получили библейские наименования: Дамасская, Ефремова, Варуха, Давидова, Сионская, Гефсиманская.
Рядом с монастырем Никон построит себе скит — символ отшельничества. Это небольшой двухэтажный дом с 2-мя церквями: Богоявления Господня и святых апостолов Петра и Павла. Раньше скит стоял на искусственном острове, который обвивался ручьём, который назвали Кедроном — также искусственном притоком Истры-Иордана.
Голгофская Церковь или место казни христа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *