Новорожденные

Голова новорожденного составляет ¼ длины его тела. Пропорции лица новорожденного и взрослого различны. Отмечается несоответствие между лицевым и мозговым отделами черепа. У новорожденного лицевой отдел значительно меньше мозгового и практически не выступает вперед (рис 18).

Костная ткань верхней челюсти мало насыщена минеральными веществами, короткая и широкая. Гайморова пазуха только начинает формироваться,её объем 0,15 см³ . Зачатки зубов располагаются прямо под глазницей и отделены от нее тонкой костной прослойкой. Альвеолярный отросток верхней и нижней челюстей недоразвит, выпуклость твердого нёба незначительно выражена, мягкое нёбо выглядит так, как будто образовывает с осно­ванием черепа угол, близкий к пря­мому. Слизистая оболочка полости рта нежная, богата кровеносными сосудами.

Нижняя челюсть состоит из 2-х половин, не сросшихся между собой. Соединение половин нижней челюсти осуществляется с помощью соединительной ткани. Нижнечелюстной канал почти прямолинейный и располагается по краю нижней челюсти. Ветвь практически не развита. Нижнечелюстной уголсоставляет150º-160º.

Каждая челюстьнасчитывает18 фолликулов зубов(10 временных и 8 постоянных – первые постоянные моляры, все резцы и клык). Зачатки временных зубов на обеих челюстях расположены вестибулярнее постоянных.

Подкожно жировая клетчатка распределена по лицу новорожденного равномерно и придает ему характерный вид округлости и полноты. В толще щек залегают жировые утолщения комочки Биша (рис.20, 4).

Жировое тело, как еще называют комочки Биша, имеет сложно дольчатое строение и заключено в собственную капсулу. Оно способствуют поддержанию отрицательного давления, создаваемого в полости рта при сосании.

Однако при возникновении воспалительных процессов челюстно – лицевой локализации комочки Биша играют отрицательную роль – способствуют молниеносному распространению процесса в подкожно-жировой клетчатке.

Все функции новорожденного направлены на поддержание его жизни путем качественного питания, выведения отработанных веществ и адаптации нервной системы.

Костная система новорожденного имеет относительно низкий уровень минерализации и больше органических веществ, поэтому кости податливы и пластичны (рис.18). Лицевые кости соединены плотно, а между черепными костями имеются щелевидный сагиттальный и ромбовидные швы. Для предотвращения травм костей черепа во время родов и для компенсации роста головного мозга имеется несколько родничков (рис.19). Позвоночник новорожденного не имеет изгибов, ребра расположены горизонтально, межреберные промежутки узкие. Состояние и развитие мышечной системы новорожденного взаимосвязано с развитием Ц.Н.С. Вследствие ее незрелости преобладает нервное возбуждение подкорковых центров. Поэтому конечности новорожденного флексируются (согнуты и приведены к туловищу), находясь в состоянии гипертонуса (рис.18). Мышцы языка и губ хорошо развиты, что обеспечивает рефлекс сосания.

Главным для новорожденного является акт сосания, поэтому структура полости рта такова, что позволяет облегчить прием жидкой пищи, не ущемляя параллельно дыхание.

Верхняя губа доминирует над нижней. Обе губы имеют хоботообразную форму, мягкие, пухлые. На внутренней поверхности губ имеются поперечные складки (валики Пфаундлера — Люшке), которые способствуют лучшему захвату и удержанию соска (рис. 21, 13). На верхней губе имеетсябугорок (рис. 21, 12) (сосательная подушечка) выполняющий ту же функцию, что и складчатость губ. Подбородок новорожденного скошен кзади, супраментальная складка резко выражена.

На гребне альвеолярных отростков имеется эластическая десневая мембрана (складка Робена — Мажито), представленная дубликатурой слизистой оболочки (рис. 21, 2). Она имеет на всем протяжении большое количество сосочковых бугорков.

Нижняя челюсть занимает дистальное положение и располагается на 12 – 14 мм от верхней (младенческая ретрогнатия нижней челюстиилимладенческая ретрогения). Такое положение нижней челюсти по отношению к верхней определено тем, что нижняя челюсть, единственная подвижная кость в черепе, блокируется верхней при прохождении ребенка по родовым путям для предотвращения ее травмирования (рис.25).

Вертикальное расстояние между вершинами альвеолярных отростков составляет 2,5 – 2,7 мм. Ее отсутствие может способствовать развитию в будущем глубокого прикуса. Дно полости рта, как и преддверие, мелкое.

Язык по сравнению с объемом всей полости рта большой и занимает практически всю полость рта (рис. 23). Это так же способствует акту сосания.

Ребенку достаточно лишь напрячь язык и он соприкасается с плоским небом, что способствует более быстрому созданию отрицательного давления в полости рта, необходимому для поступления молока. В то время как взрослому для этого понадобится поднять язык кверху и переместить дистально. На небеимеются около 6 парпоперечных складок. Эти образования создают рельефность слизистой неба и участвуют в удержании соска. На границе перехода твердого неба в мягкое определяются мелкие желтоватые слизистые утолщения в виде просяных зернышек –Боновские узелки (рис.21). Жевательные мышпы достаточно развиты с переходом ребенка на смешанное вскармливание.

Характер питания (консистенция пищи, движения нижней челюсти) определяют особенности височно-нижнечелюстного сустава.

  • головка нижней челюсти почти округлой формы,

  • суставная ямка плоская,

  • отсутствует внутри суставной бугорок,

  • глубина суставной ямки около 2 мм и вся ее поверхность функционирует при движениях нижней челюсти,

  • внутри суставной диск представлен толстым слоем рыхлой соединительной ткани,

  • отсутствуют ворсинки синовиальной оболочки суставной капсулы,

  • при акте сосания головка нижней челюсти новорожденного перемещается преимущественно в сагиттальной плоскости.

Высокий вход в гортань (над уровнем мягкого неба) и ее соединение только с полостью рта позволяет ребенку одновременно дышать, сосать и глотать.

Анатомо-физиологические особенности детей (афо) – это возрастные особенности строения, функций детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф.о.д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается 18 годами жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Наиболее интенсивное изменение всех параметров физического развития (масса, длина и площадь поверхности тела и др.) характерно Для первого года жизни. Так, если при рождении рост ребенка в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70-75 см. Масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются: масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2-3 кг. В период между 5-8, а также между 11-12 годами у детей проявляются т.н. ростовые скачки.

Первый меньший по интенсивности, т.н. полуростовой скачок, второй т.н. большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребенка значительно изменяются пропорции тела. У новорожденного по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки.

С возрастом в результате неравномерного роста отдельных частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается примерно в 5 раз, длина рук в 4, туловища в 3 раза, а высота головы в 2 раза), постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение округлости головы и физиономической высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.

С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, которые, однако, протекают не одновременно. В этой связи называют несколько типов роста. Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12-15 лет, а затем снова замедляется.

Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наиболее интенсивный рост этих тканей происходит впервые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются. Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов и функций.

Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной психической и психомоторной деятельности.

Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребенка ее пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к различным переменам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям.

Отличительная особенность нервной системы ребенка ее повышенная возбудимость, «обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе ребенок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутреннего торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются эндокринная и вегетативная нервная системы.

Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18-20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость.

Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитания и трудовому обучению. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в возрасте 7-9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.;

Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовые сдвиги основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регуляторной функции парасимпатической нервной системы.

С возрастом изменяется потребность ребенка в питательных веществах. Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребенка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребенку ежедневно необходимо 2-4 г белка на 1 кг массы тела, а взрослому 1, 1-1, Зг); меняется потребность в углеводах и жирах.

Приблизительно к 11-12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т.н. пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т.н. эндокринный взрыв, вызванный значительными изменениями в деятельности гипоталамо-гипофизарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь различны, что А.-ф.о.д. в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом.

Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией; чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудение или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т.п. Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, в детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, ив 18—20 лет организм, как правило, не достигает еще полной зрелости и реагирует на различные факторы внешней среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, которые определяются индивидуальной изменчивостью.

Возрастная норма развития диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. о. д., в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистические характеристики нормативы физиологических функций, но и на функциональную мобильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Мышечная система у детей

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 — 2728%, а к 15 — 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия. Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервномышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервномышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФазной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Особенности мышечной системы у детей

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних — в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Рост и развитие мышц у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее — мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.

Врождённые аномалии мышц

Наиболее распространённая врождённая аномалия мышц — недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящее к кривошее.

Часто возникают аномалии строения диафрагмы с образованием грыж.

Недоразвитие или отсутствие большой грудной или дельтовидной мышцы приводит к развитию деформаций плечевого пояса.

Мышечная система ребенка — осмотр, пальпация

Методика исследования мышечной системы у детей

Расспрос. Наиболее частые жалобы у детей при поражении мышечной системы — боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие факторы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребёнка, семейно-наследственный анамнез.

При осмотре и пальпации в первую очередь оценивают степень развития мышц. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы ребенка, как тонус, сила и двигательная активность мышц.

Степень развития мышц

У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц:

Хорошее — контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.

Среднее — мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.

Слабое — в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.

Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.

Крайняя степень слабого развития мышц — атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности.

Асимметрия мышц

Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях. Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.

При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.

Мышечный тонус у детей

Мышечный тонус — рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус — нормотонией мышц, высокий тонус — мышечной гипертонией.

Оценка мышечного тонуса

Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, например, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологического гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождённый лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловидным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.

Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).

Повышение мышечного тонуса

Повышение тонуса может быть двух видов:

Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма движений в суставах (например, переразгибание).

Исследование мышечного тонуса

Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей:

Симптом возврата — ножки новорождённого, лежащего на спине, разгибают, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного возврата не происходит.

Проба на тракцию — лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стараются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (первая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вторая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе — вторая фаза.

Симптом «верёвочки» — исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.

Симптом «дряблых плеч» — плечи ребёнка обхватывают сзади двумя руками и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.

Объем активных и пассивных движений

Оценивают объём как активных, так и пассивных движений:

Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.

Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3-4 мес жизни отмечают ограничение движений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Ограничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.

Сила мышц у детей

Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок выполняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кровати, одевание и раздевание и т.д. Мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по показаниям динамометра (ручного и станового).

Лабораторные и инструментальные исследования мышечной системы

При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови , определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц.

Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) — метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, например, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы. Мышечную возбудимость оценивают с помощью хронаксиметрии, мышечную работоспособность — эргографом и эргометром.

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:

  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.

Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:

  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.

Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины — физиологическая и психологическая.
Физиологические проявления — малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери — это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:

  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.

Если ребенка держать под руки и «ставить» на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Безусловные рефлексы новорожденного

Период младенчества (первый год жизни)

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:

  • 1 месяце — смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце — Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце — умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце — переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце — берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце — самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце — самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце — пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце — Хорошо «бегает» на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце — без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце — хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит — родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже.

Эмоциональное развитие

Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой «дай-дай», если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает «взрослую» пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения — научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.
За год ребенок из одного состояния переходит в другое — он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Периоды развития организма

Периоды развития организма — это отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функционирования организма идентичны, получил название возрастного периода. Одновременно это отрезок времени, необходимый для завершения определённого этапа развития организма и его готовности к определённой деятельности.

Такая закономерность роста и развития легла в основу возрастной периодизации — объединения формирующихся детей, подростков и взрослых по возрасту. Возрастная периодизация, объединяя специфические анатомические и функциональные особенности организма, имеет важное значение в медицинской, педагогической, социальной, спортивной, экономической и других отраслях деятельности человека.

Современная физиология рассматривает период созревания организма с момента оплодотворения яйцеклетки и подразделяет весь процесс развития на два этапа: внутриутробный (пренатальный) и внеутробный (постнатальный). Внутриутробный период длится от момента оплодотворения до рождения и состоит из двух периодов или фаз: эмбриональной (первые 2 мес.) и фетальной (3-9 мес.). Внеутробный период продолжается от рождения до смерти индивида.

Эмбриональный период развития характеризуется формированием органов и их гистологическим дифференцированием, фетальный период — последующим дифференцированием тканей, увеличением размеров тела и завершением органообразования. В связи с этим, по данным Международного симпозиума по возрастной периодизации (Москва, 1965), выделяют следующие возрастные периоды развития человеческого организма:

Новорожденные: 1-10 дней

Грудной возраст: 10 дней — 1 год

Раннее детство: 1-3 года

Первое детство: 4-7 тел

Другое детство: 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст: 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

Юношеский возраст: 17-21 (мальчики) 16-20 (девочки)

Зрелый возраст:

Первый период -22-35 лет (мужчины) -21-35 лет (женщины)

Второй период -36-60 лет (мужчины) -36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст: 61-74 года (мужчины) -56-74 года (женщины)

Старческий возраст: 75-90 лет

Долгожители: 90 лет и старше

Критерии периодизации — это признаки расцениваемые, как показатель биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Каждый возрастной период имеет особенности. Переход от одного периода к другому считается критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов изменяется. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем не является свидетельством неполноценности организма ребёнка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящий к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Одной из основных физиологических особенностей организма человека отличающего ребёнка от взрослого, является его рост.

Рост — это количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы тела, сопровождающийся изменением числа клеток организма или их размеров.

В одних органах и тканях (кости, лёгкие) рост осуществляется преимущественно за счёт увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Исключение составляют изменения массы за счёт жировых отложений или задержки воды. Более точный показатель роста — это повышение в нём общего количества белка и увеличение размеров костей.

2. Сердце, строение. Сердечный цикл. Свойства сердечной мышцы

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, который сокращается на протяжении всей жизни. Сплошной вертикальной перегородкой сердце делится на две половины: левую и правую. Вторая перегородка, идущая в горизонтальном направлении, образует в сердце четыре полости: верхние полости—предсердия, нижние—желудочки. Масса сердца новорожденных в среднем равна 20 г. Масса сердца взрослого человека составляет 0,425—0,570 кг. Длина сердца у взрослого человека достигает 12—15см, поперечный размер 8—10 см, переднезадний 5—8 см. Масса и размеры сердца увеличиваются при некоторых заболеваниях (пороки сердца), а также у людей, длительное время занимающихся напряженным физическим трудом или спортом.

Стенка сердца состоит из 3-ёх слоёв:

? внутренняя оболочка — эндокард (соединительно-тканная оболочка)

? средняя оболочка — миокард (мышечная)

? наружная — эпикард (соединительно-тканная оболочка)

Сердце расположено в соединительно-тканной сумке называется перикард.

Сердце у человека 4х камерное: 2 предсердия и 2 желудочка.

Правые и левые стороны не соединяются между собой. Между правым предсердием и правым желудочком располагается правое предсердное желудочковое отверстие, по краям которого расположен 3-х створчатый клапан (трискупидальный). Правый желудочек отделяется от лёгочного ствола 3-мя полулунными клапанами.

Между левым желудочком и левым предсердием располагается левое предсердное желудочковое отверстие, по его краям находится 2-х створчатый (митральный) клапан. Между левым желудочком и аортой также располагается три полулунных клапана аналогичного строения, что и в правых отделах сердца.

Строение сердца

Сердце является полым мышечным органом. Полости сердца (желудочки и предсердия) выстланы эндокардом. Снаружи мышечный слой сердца (миокард ) покрыт эпикардом. От других органов грудной полости сердце отделяется сердечной сорочкой (перикардом). Между эпи- и перикардом имеется перикардиальная полость с небольшим количеством серозной жидкости.

Сердце млекопитающих состоит из четырех камер: двух желудочков (левого и правого) и двух предсердий.

Желудочки и предсердия одной стороны сообщаются между собой левым и правым атриовентрикулярными отверстиями, которые закрываются створчатыми клапанами, открывающимися только в определенную фазу сердечного цикла и обеспечивающими ток крови только по направлению сверху вниз (из предсердия в желудочек). Левое атриовентрикулярное отверстие закрывает двухстворчатый, а правое атриовентрикулярное отверстие — трехстворчатый клапаны.

Из левого желудочка берет начало самый крупный артериальный сосуд — аорта, а из правого желудочка — легочная артерия. В устьях этих сосудов расположены полулунные клапаны, которые препятствуют обратному возвращению в сердце крови.

В левое предсердие входят легочные вены, а в правое — краниальная и каудальная полые вены.

Т.о. в сердце различают четыре крупных отверстия (правое и левое атриовентрикулярные, отверстие легочной артерии и отверстие аорты) и четыре клапана (трех- и двухстворчатые, полулунные клапаны легочной артерии и полулунные клапаны аорты).

Сердечный цикл

Сердечный цикл — это последовательные чередования сокращения (систола) и расслабления (диастола) полостей сердца, в результате чего осуществляется перекачивание крови из венозного русла в артериальное.

Началом каждого цикла является сокращение предсердий. Это 1 фаза. При систоле предсердий давление крови повышается в них до 5-8 мм.рт.ст. и кровь поступает из предсердий в желудочки, где давление ниже. Длится систола 0,1 с. Затем наступает систола желудочка. А предсердие в этот момент расслабляется и находится в этом состоянии 0,7 с. Весь цикл 0,8с.

2 фаза ЇСистола желудочков состоит из 2-х фаз: 1) фаза напряжения; 2) фаза изгнания.

В фазу напряжения в желудочках р продолжает повышаться, створчатые клапаны смыкаются, что препятствует обратному току крови, а когда р становится в желудочках выше, чем в аорте и легочном стволе, кровь под большим давлением выбрасывается в эти сосуды. При расслаблении желудочков р в аорте и лёгочном стволе становится выше, смыкаются полулунные клапаны и кровь движется по сосудам. Систола длится (желудочк) 0,3 сек, диаст — 0,5 сек. Диастола желудочков частично совпадает с диастолой предсердий. Полный сердечный цикл 0,8 сек.

Свойства сердечной мышцы

Сердечная мышца обладает возбудимостью, проводимостью, сократимостью (как и скелетная мышца) и автоматией. Автоматия — это способность клеток или тканей возбуждаться под влиянием импульсов возникающих в них самих без внешних раздражителей.

Возбудимость сердечной мышцы. Сердечная мышца менее возбудима, чем скелетная. Для возникновения возбуждения в сердечной мышце необходимо применить более сильный раздражитель, чем для скелетной. Установлено, что величина реакции сердечной мышцы не зависит от силы наносимых раздражений (электрических, механических, химических и т. д.). Сердечная мышца максимально сокращается и на пороговое, и на более сильное по величине раздражение.

Проводимость. Волны возбуждения проводятся по волокнам сердечной мышцы и так называемой специальной ткани сердца с неодинаковой скоростью. Возбуждение по волокнам мышц предсердий распространяется со скоростью 0,8—1,0 м/с, по волокнам мышц желудочков— 0,8—0,9 м/с, по специальной ткани сердца—2,0—4,2 м/с.

Сократимость. Сократимость сердечной мышцы имеет свои особенности. Первыми сокращаются мышцы предсердии, затем—папиллярные мышцы и субэндокардиальный слой мышц желудочков. В дальнейшем сокращение охватывает и внутренний слой желудочков, обеспечивая тем самым движение крови из полостей желудочков в аорту и легочный ствол.

В сердце импульсы возникают и распространяются по проводящей системе сердца. В состав проводящей системы входит:

1) синусный узел (располагается в устье падения полых вен). Это водитель ритмов 1го порядка. Он генерирует импульсы с частотой 60-80 в мин.

2) атриовентрикулярный узел, располагается на границе предсердий желудочками. Генерирует импульсы с частотой 40-60 в мин.

3) правые, левые ножки пучка Гисса. Проходят по межжелудочковой перегородке. Генерирует импульсы с частотой 15-30 в мин.

4) волокна Пуркинье. Располагаются в толще стенок желудочков. 5-10 в мин.

Скорость проведения возбуждений по миокарду предсердий и желудочков составляет 1 м/с. Возбуждение сердечной мышцы, как и др. возбудимых тканей сопровождается изменением разности электрических потенциалов между внутренней и наружной поверхностью мышечного волокна. Продолжительность потенциала действия изменяется в зависимости от ритма сокращений. После возбуждения сердечная мышца становится невозбудимой на раздражение любой силы. Это состояние не возбудимости называется абсолютной рефрактерностью.

3. Система мочевыделения, и её возрастные особенности

Мочевыделительная система представлена почками, мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

Главная функция мочевыделительной системы — поддержание гомеостаза путем удаления продуктов обмена из организма.

Почки — орган мочеобразования. Они забирают из крови продукты обмена. В этом и состоит суть процесса мочеобразования, который происходит в нефронах. Нефрон — структурно функциональная единица почки. Процесс образования мочи в нефроне идет непрерывно и состоит из 2-х этапов:

1. Этап образования первичной мочи, в основе которого лежит механизм фильтрации из плазмы крови в просвет нефрона воды, солей, мочевины, глюкозы и др. веществ. Количество первичной мочи — до 180 л/сутки;

2. Этап образования вторичной мочи, в основе которого лежит механизм реабсорбции (обратного всасывания) в кровь веществ, не подлежащих удалению из организма. На этом этапе в кровь возвращается большая часть воды, необходимое для поддержания осмотического давления количество солей, глюкоза, аминокислоты и др. вещества. При этом количество мочи уменьшается примерно до 1-1,5 л/сутки, она становится более концентрированной (за счет возврата в кровь воды).

Мочеточники за счет ритмичного сокращения мышечного слоя своих стенок выводят мочу из почек в мочевой пузырь.

Мочевой пузырь выполняет роль резервуара. Он имеет 2 сфинктера, т.е. 2 мышечных кольца, закрывающих выход из мочевого пузыря. Первый сфинктер непроизвольный, управляется спинным мозгом, в который поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в стенке мочевого пузыря. Этот сфинктер находится у выхода из мочевого пузыря и образован гладкими мышцами. Второй сфинктер располагается в начале мочеиспускательного канала, образован поперечно-полосатой мускулатурой, является произвольным, т.к. управляется корой больших полушарий. Именно благодаря этому сфинктеру возможны произвольные задержки и прерывание мочеиспускания. сердце мочевыделение спинной мозг

Мочеиспускательный канал необходим для освобождения мочевого пузыря и выведения продуктов обмена с мочой в окружающую среду.

Возрастные особенности.

В первые годы жизни количество выделяющейся мочи невелико, но частота мочеиспускания чаще. Функциональная деятельность почек у детей протекает более интенсивно, чем у взрослых. Устойчивый навык пользоваться горшком закрепляется на 2-3 году жизни.

По мере роста всего организма происходит увеличение и формирование почек. Наиболее интенсивный их рост наблюдается на первом году жизни, в период полового созревания и в 20-летнем возрасте. Мочевой пузырь также растет. У детей в возрасте одного года его емкость составляет примерно 200 мл, у 10-летних — 600 мл, что приближается к емкости мочевого пузыря взрослых, составляющей около 750 мл.

Количество мочи, выделяемой детским организмом, относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивным водным обменом, а также тем обстоятельством, что в пище ребенка обычно содержится много углеводов и воды. В связи с этим у детей мочеиспускание происходит чаще, чем у взрослых.

Чем меньше ребенок, тем:

— меньше размеры и объемы различных отделов мочевыделительной системы;

— меньше способность (эффективность) фильтрационно — реасорбционной деятельности почек;

— меньше выражена условно — рефлекторная регуляция образования и выделения мочи;

— менее выражена сосудистая сеть почек (поэтому меньшее количество нефронов);

— больше проявляется способность к образованию камней в результате кристаллизации;

— меньше выражена способность к противостоянию возмущающихся внешних агентов;

— чаще возможность появления в моче белков и некоторых солей.

4. Строение и функции спинного мозга и его возрастные особенности

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный, цилиндрической формы, уплощенный спереди назад тяж, с узким центральным каналом внутри. Снаружи спинной мозг имеет три оболочки — твердую, паутинную, и мягкую.

Он расположен в позвоночном канале и представляет собой слегка уплощенный в переднезаднем направлении белый тяж длиной 40—45 см и толщиной около 1 см. В верхней своей части он переходит в продолговатый мозг, а в нижней оканчивается на уровне 2-го поясничного позвонка.

Делится на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Спинной мозг продольными бороздками разделяется на зеркально симметричные правую и левую половины. В центре имеется полость — спинномозговой канал, заполненный жидкостью. Спинной мозг покрыт тремя оболочками: наружной —твердой, средней —паутинной, и внутренней — сосудистой. Твердая оболочка — плотная и прочная соединительнотканная оболочка мозга, состоящая из двух слоев. Наружный слой выстилает кости черепа и позвоночный канал, а внутренний, гладкий и блестящий, обращен к мозгу. Функция твердой оболочки — защитная. Паутинная оболочка представляет собой тонкую мембрану, отделяющую твердую оболочку от сосудистой. Внутренняя сосудистая оболочка богата кровеносными сосудами, проникающими внутрь мозгового вещества. Она плотно прилегает к мозгу, заходя в борозды на его поверхности. Между паутинной и сосудистой оболочками имеется пространство, заполненное спинномозговой жидкостью. Ее назначение — смягчать толчки и ушибы спинного мозга.

Спинной мозг связывает головной мозг с туловищем и конечностями. От кожи, мышц, сухожилий и суставов, а также от внутренних органов афферентные импульсы поступают в восходящем направлении в различные отделы головного мозга. В нисходящем направлении передаются регулирующие влияния головного мозга к рабочим органам и системам организма человека. Афферентные и эфферентные влияния передаются по спинно-мозговым корешкам. При повреждении спино-мозговых корешков возникает расстройство движений. Спинной мозг осуществляет регуляторную функцию как единое целое с головным мозгом. Он участвует в осуществлении всех сложных двигательных и вегетативных функций организма, которые могут быть результатом рефлекторной деятельности самого спинного мозга или вышележащих отделов головного мозга.

Функции спинного мозга — рефлекторная и проводниковая. В спинном мозге находятся нервные центры (двигательные центры скелетной мускулатуры, сосудодвигательные центры, центры потоотделения, мочеиспускания, дефекации, половой деятельности и др.), которые непосредственно связаны с рецепторами и исполнительными (рабочими) органами. Благодаря этим центрам осуществляются многие простые, не затрагивающие головного мозга рефлексы. Примером такого рефлекса может служить коленный: при легком ударе по сухожилию под коленной чашечкой возникает резкое разгибание согнутой ноги. Все спинномозговые рефлексы являются врожденными, безусловными. Они передаются по наследству и сохраняются в течение всей жизни.

Проводниковая функция спинного мозга заключается в проведении центростремительных импульсов к головному мозгу и центробежных импульсов от головного мозга ко всем частям тела. Деятельность спинного мозга контролируется головным мозгом, оказывающим регулирующее влияние на спинномозговые рефлексы.

Возрастные особенности спинного мозга касаются как его топографии, так и строения. Во 2-й половине внутриутробного периода рост спинного мозга отстает от роста позвоночного столба. В детском возрасте рост спинного мозга продолжает отставать. Длина спинного мозга за весь период роста увеличивается в 2.7 раза, преимущественно за счет грудных сегментов. Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. Нижняя граница находится на уровне II поясничного позвонка. К 2 годам длина спинного мозга увеличивается до 20 см, а к 10 годам — до 28 см.

Законченность строения наблюдается уже у плода до рождения. Это объясняется усиленной целенаправленной активностью конечностей новорожденного. Увеличение размеров нейронов спинного мозга наблюдается у детей в школьные годы. Следовательно, двигательная способность младшего школьника в значительной степени зависит от спинного мозга

Масса спинного мозга возрастает в 6-7 раз. Серое и белое вещество спинного мозга растут неравномерно, объем серого вещества увеличивается в 5 раз, а объем белого — в 14 раз. Масса спинного мозга у новорожденного составляет 5 г, в год — 10 г, в 3 года — 13 г, в 7 лет — 19 г, в 14 лет — 22 г.

5. Понятие об утомлении и переутомлении

Утомление — это снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Если в работе преобладает умственное напряжение, утомление характеризуется снижением внимания, продуктивности умственного труда, увеличением количества допускаемых ошибок, утомлением анализаторов. Если преобладают в работе физические усилия, утомление проявляется в снижении мышечной силы.

Нередко синонимом утомления служит термин «усталость», хотя эти понятия и неравнозначные. Усталость — субъективное переживание, чувство, отражающее утомление. Чувство усталости может возникать и без реального утомления, а утомление же — при любом виде деятельности, т. е. при физической и умственной работе. Умственное утомление характеризуется снижением интеллектуального труда, нарушением внимания и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости движений и др.

Чувство усталости служит предупреждающим сигналом, сила которого обычно не соответствует действительной степени утомления. В нормальных условиях организм всегда оставляет у себя «в запасе» силы, которые могут быть освобождены в чрезвычайной обстановке напряжением воли, эмоциональным взрывом (страх, гнев) или химическими веществами (например, кофеин).

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: оно наступает скорее при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц и т. д. Важную роль в появлении утомления играет отношение человека к работе. Известно, что в период эмоционального напряжения не возникает признаков утомления и чувства усталости. Обычно, когда необходимо продолжить интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение и др.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются. Утомленный человек работает менее точно. Продолжение работы на фоне возникающего утомления, физическое или умственное напряжение приводят к увеличению возможностей организма. Это трудовая тренировка. При крайнем утомлении продолжение работы может повредить здоровью. Трудоспособность восстанавливается постепенно, доходит до уровня, предшествующего работе, поднимается затем несколько выше него и после этого снова понижается до исходного.

Такая кривая восстановления трудоспособности показывает, что наиболее целесообразно вновь начинать работать в период наибольшей трудоспособности. Слишком короткое и слишком продолжительное время отдыха не способствует росту производительности труда.

Переутомление — это патологическое состояние, болезнь, которая не устраняется обычным отдыхом. Иногда и не помогает более продолжительный и хорошо организованный отдых, необходимы лекарственные препараты, регулирующие деятельность переутомленных нервных клеток.

Недостаточный по времени отдых или даже чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. Различают умственное и физическое переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов. Опасаться возникновения переутомления следует больше работникам умственного труда, ибо при интеллектуальной деятельности относительно легче по сравнению с физическим трудом игнорировать чувство усталости и утомления. Переутомление может возникнуть, когда человек перетрудился, однако оно может развиться и на фоне какого-либо малозаметного хронического заболевания, когда обычная нагрузка окажется не по силам.

Переутомление ослабляет механизмы защиты и приспособления организма. Если умеренное и даже сильное утомление сопровождается в общем приятным настроем, то спутниками переутомления являются угрюмость, капризы, нервозность. Работа начинает плохо спориться и наконец может стать и вовсе в тягость.

Возникают на первый взгляд беспричинные физические недомогания: головная боль, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца, чрезмерная потливость, дрожание пальцев и т. п. Все эти явления указывают на переутомление центральной нервной системы и функциональные расстройства. Переутомление сопровождается ухудшением течения хронических заболеваний (хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни).

Вызывают переутомление не столько большая нагрузка, сколько увеличивающие нервное напряжение дополнительные факторы: непланомерная (неритмичная) работа, плохой психологический микроклимат в рабочем коллективе или семье, нерегулярное чередование труда и отдыха, нерациональный отдых.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *