Новый завет

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

Помимо признанных Церковью текстов Священного Писания существуют еще и так называемые апокрифические тексты. Быть может, суть веры и истинные свидетельства эпохи первого поколения христиан следует искать именно в них — к примеру, в нашумевшем недавно Евангелии от Иуды? Чем они хуже официальных текстов? О том, как формировался список текстов, вошедших в Новый Завет, и из чего следует, что он действительно отражает взгляд на евангельские события первых учеников Христа, мы попросили рассказать известного библеиста Андрея Десницкого.
Как появился канон

Открывая сегодня Новый Завет, читатель обнаруживает под его обложкой 27 книг. И действительно, если посмотреть на раннюю историю Церкви, у первых христиан такого списка канонических текстов не было. Не было даже самого понятия «канон» — применительно к Библии это слово обозначает закрытый список входящих в нее книг. Но в этом нет ничего удивительного: христианство не возникло сразу в готовом виде, как возникают порой тоталитарные секты, с полностью готовым списком правил и постановлений на все случаи жизни. Оно развивалось естественным путем, и далеко не сразу появился окончательный список книг Священного Писания.
Самые ранние дошедшие до нас списки встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II века.
Важно то, что во всех этих списках без исключения мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в них могут включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. Все эти тексты были написаны вскоре после новозаветных книг, и они дают нам много ценных сведений об истории ранней Церкви.
Тот канон, который мы знаем сегодня, равно как и само выражение «канонические книги», встречается впервые в Пасхальном послании святого Афанасия Александрийского 367 года. Тем не менее, небольшие расхождения в списках канонических книг встречались вплоть до V–VI веков, но это касалось в основном признания книги Откровения Иоанна Богослова, насыщенной мистическими образами и сложной для понимания.
Однако все эти расхождения никак не меняют общей картины — во что верили христиане, что рассказывали они об Иисусе.

В чем разница между каноническими текстами и апокрифами

Уже в первые века христианства появились книги о жизни Иисуса Христа, которые претендовали на абсолютную истинность и подлинность. Появлялись они и в более позднее время, вплоть до наших дней. Это «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины) — так сказать, «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.
Кроме этих книг, к новозаветным апокрифам часто причисляют и много других текстов, не противоречащих самому Новому Завету. Это деяния отдельных апостолов (Варнавы, Филиппа, Фомы), некоторые послания, в том числе приписываемые Павлу (к Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам), и те самые книги, которые в древности иногда включали в Новый Завет. Однако о них разумнее говорить как о послебиблейских произведениях в христианской традиции.
Трудно привести какие-то формальные критерии, по которым первые христиане принимали одни книги и отвергали другие. Но мы видим ясную преемственность традиции: на периферии списка могли быть какие-то колебания, но самые главные тексты, говорящие об основах христианской веры (такие, как четыре Евангелия или Послание к Римлянам), признавались всеми, сразу и безоговорочно, при этом никакие «альтернативные» версии не признавались никем из ранних христиан. Такие версии могли быть Писанием для гностиков или манихеев — но только для них.
При этом до нас дошли многочисленные рукописи канонических текстов Нового Завета, начиная с II века. Они тоже могут различаться в мелких деталях, но никаких сенсационных разоблачений из них вычитать невозможно.
Находки новых апокрифов продолжаются, и в этом нет никакой сенсации. Христиане всегда признавали, что, помимо их собственного Писания, существуют и другие тексты, почитаемые другими людьми. В конце концов, и в наше время люди продолжают записывать бывшие им «откровения» и присваивать им священный статус — именно так появилась, например, в 1830 году на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание. Что ж, это их дело.
Христиане настаивают лишь на том, что их Писание тождественно Писанию ранней Церкви, и у них действительно есть доказательства в пользу этого утверждения. Можно твердо сказать: существующий канонический текст отражает в себе то, во что верили свидетели земной жизни Христа — его ученики, первые проповедники христианства.

Синайский кодекс.

Первая страница Евангелия от Иоанна
Вторая по древности (после Ватиканского кодекса) и наиболее полная рукопись Библии. Время создания — конец IV века. В состав, помимо книг канона Священного Писания, входят также тексты Послания апостола Варнавы и «Пастырь» Ерма.
Кодекс является одним из основных источников по текстологии Священного Писания Ветхого и Нового Завета, так как он в наибольшей полноте — по сравнению с древнейшими манускриптами — сохранил текст греческой Библии.
Кодекс был найден в монастыре святой Екатерины на горе Синай в 1844 году немецким библеистом Константином фон Тишендорфом, который вывез несколько листов в родной Лейпциг. В конце 1850-х годов фон Тишендорф побывал на Синае в составе русской миссии и сумел выкупить у монахов основную часть кодекса, которая поступили в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах советские власти продали почти весь объем кодекса в Великобританию (сейчас в РНБ хранятся фрагменты только трех листов кодекса, найденых в начале XX века). В 1975 году в монастыре святой Екатерины было найдено еще несколько его фрагментов.
В 2005 году все четыре владельца листов кодекса — Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Британская библиотека, библиотека Лейпцигского университета и в монастырь святой Екатерины — договорились о высококачественном сканировании манускрипта с целью размещения полного текста в интернете. С 6 июля 2009 тексты доступны полностью на сайте www.codex-sinaiticus.net.

Новый Завет — Завет Бога и человека о том, что Сам Бог будет жить во плоти человека и действовать через человеческую плоть на земле. Однако Бог имеет ввиду не только человеческую плоть Иисуса Христа. Иисус был Первородным – с Него начался Новый Завет. Но через Иисуса Христа Бог заключил Завет со всем человечеством. Он спас нас, чтобы жить в каждом из нас и через каждого действовать на этой земле, утверждая на ней Свое Царство.
Что происходит, когда мы принимаем Иисуса Христа в свое сердце? Бог, живущий в Нем, начинает обитать и в нас. Теперь Он живет в вашей и моей плоти, чтобы через нас осуществлять Свои намерения и планы. Это и есть суть Нового Завета.
Богу больше не нужны жертвоприношения, повеления о которых Он давал людям в Ветхом Завете. Ему нужны наши тела, чтобы Он мог обитать в нас и действовать через нас на земле, утверждая принципы и истины Своего Царства. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне…» (Евр. 10:5).
Как известно, в Ветхом Завете Дух Святой пребывал на священниках, царях и пророках. Он пребывал на них, но не жил в них. С приходом на землю Иисуса Христа наступило время Нового Завета.
Жертвоприношения человека, его попытки ублажить Бога благоуханием всесожжений стали уже бесполезными. Все наши старания угодить Богу какими-то своими делами теперь просто бессмысленны. Ему нужно не это. Богу необходимы наши тела, через которые Он сможет действовать здесь, на земле, чтобы утвердить в жизни человеческого общества Свои справедливые законы и принципы.
Бог желает изменить жизнь людей на этой планете. Это Его мечта. Но, чтобы осуществить эту мечту, Он должен иметь возможность действовать на земле через тело человека. Вот почему Господь сказал, что тело человека – храм Божий. Говоря другими словами, Он хочет, чтобы каждый человек стал местом обитания Бога.
Творец желает, чтобы ваше тело, точно так же, как и мое, полностью принадлежало Ему. Он хочет прикасаться к людям, используя ваши руки. Он желает видеть нужды людей через ваши глаза. Он хочет, чтобы вы позволили Ему любить людей через ваше сердце. Он хочет говорить с людьми через ваши уста.
Богу не нужны больше жертвы! Ему не нужны наши приношения! Поэтому не пытайтесь угодить Ему своими жертвами! Не пытайтесь сами что-то для Него делать! Забудьте об этом! Уготовьте Ему свое тело, чтобы Он мог наполнить вас Собою. Тогда Он сможет действовать так, как Он Сам захочет. Бог хочет, чтобы вы полностью «сдались» Ему. Богу не нужна ваша воля! Он Сам желает быть вашей волей, вашим желанием, вашим хотением. Только тело уготовьте Ему…
Вот что отличает Новый Завет. Многие христиане, читая Новый Завет, абсолютно не понимают, что имел в виду Бог, когда заключал этот Завет. Они даже не догадываются, зачем Он заключил Его. Суть Нового Завета в том, что Бог решил являться на земле в человеческой плоти – в наших телах. Вот почему Он говорит нам: «Плоть свою уготовьте Мне. Дайте Мне только свое тело!».
Человек дает возможность Богу обитать в своем теле, принимая Иисуса Христа в свое сердце. Таким образом, Бог входит в человека, чтобы через него действовать на земле.
Пока вы не осознаете того, что уже не вы живете, а Бог живет в вас, вы еще не являетесь истинным христианином. Вы станете им только тогда, когда поймете, что в вас живет и действует Бог и жизнь в этом теле – уже не ваша жизнь, а Его.
Поэтому Павел и пишет в своем Послании о том, что мы теперь живем только для того, чтобы дать возможность Богу жить на земле. Мы живем только для того, чтобы позволить Ему действовать в нашем теле. Мы живем, чтобы познавать Его и быть похожими на Него во всех своих действиях – в характере, отношениях, словах. Мы живем, чтобы делать все так, как это делал бы Сам Бог.
Пастор Сандей Аделаджа
Источник

14. Что такое Библия

Основные части Библии. Библия является священной книгой двух религий — иудаизма и христианства. Само это слово взято из древнегреческого языка и означает “книги” (в древности книгой именовали свиток папируса, на котором помещался текст, примерно равный по объему современной книжной главе). Если мы раскроем современное издание Библии, то увидим, что в этом толстом томе находится несколько десятков разных произведений, каждое из которых имеет свое название.

Библия состоит из двух частей: первая из которых называется Ветхим Заветом, вторая — Новым Заветом. Слово “завет” означает здесь “союз” — речь идет о дружбе и союзе, который в глубокой древности заключил Бог с одним из народов — древними евреями. Ветхим Заветом, то есть “старым союзом”, христиане назвали ту часть Библии, в которой описываются события до прихода к людям Иисуса Христа, когда союз с Богом был заключен вновь. Поэтому вторая часть Библии, в которой рассказывается о Христе, именуется Новым Заветом.

Иудеи признают священный характер только Ветхого Завета, так как они не считают новозаветного Иисуса из Назарета подлинным Христом, т.е. Мессией, Спасителем. Разумеется, они не употребляют самого названия «Ветхий Завет», для них Бог заключил союз с избранным им народом раз и навсегда. Поэтому «свою» часть Библии они именуют просто Писанием. Христиане же, так как их религия возникла на основе древнееврейской, теперь именуемой иудаизмом, считают священными обе части Библии.

О чём рассказывает Ветхий Завет. Ветхий Завет повествует о том, как когда-то Бог создал небо и землю, растения и животных, и, наконец, людей. Затем в Библии идет речь о разных событиях в жизни древних евреев: как их предки жили в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, как они попали в рабство и освободились из него, как заключили союз с Богом и Он пообещал навсегда отдать им землю, такую богатую, что там в реках вместо воды текли молоко и мед.

В кровавой и беспощадной борьбе с народами, которые жили на этой земле, древние евреи создавали свое государство. Прошли столетия, царство евреев было уничтожено более сильными соседями, а их самих угнали в плен. Все это случилось, как уверяет Библия, из-за того, что евреи перестали слушаться Бога, изменяли ему и поклонялись чужим богам.

Однако наказавший их Бог пообещал, что со временем пришлет на землю своего посланника, который спасет еврейский народ и накажет его угнетателей. По-древнееврейски этот посланник Бога зовется Мессия, а в переводе на древнегреческий — Христос.

О чём рассказывает Новый Завет. Новый Завет, созданный уже христианами, повествует о земной жизни Иисуса из Назарета, который и есть Христос. Кроме того, в этой части Библии рассказано о деятельности общин первых христиан и приведены послания апостолов, учеников Иисуса. Завершается Новый Завет Откровением Иоанна, в котором рисуется грядущий конец света.

Библия и мифы. Таким образом, Библия является собранием самых разнообразных текстов, в которых содержатся мифы, легенды, повествование о реальных исторических событиях, своего рода предсказания будущего, лирические произведения религиозного и светского характера. Наибольшим богатством мифологических сюжетов отличается Ветхий Завет. Некоторые из них приводятся и анализируются ниже. Так как Библия сыграла особую роль в становлении мировой цивилизации, то библейские мифы, как и античные вошли в сокровищницу общечеловеческой культуры в большей степени, чем, допустим, китайские, японские или австралийские. Поэтому многие мифологические или легендарные сюжеты Библии нуждаются в комментировании для современного читателя. При необходимости пояснить или дополнить библейский рассказ комментарий к нему, как правило, дается курсивом и заключается в квадратные скобки.

► Читайте также другие темы главы III «Древнейшая история мира и человечества»:

  • 15. Сотворение мира и человека
  • 16. Грехопадение
  • 17. Каин и Авель
  • 18. Великий потоп
  • 19. Вавилонская башня

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *