Нравственное достоинство

Человеку присуще ценностное отношение к миру. В любом обществе складываются относительно устойчивые ценностные ориентации, которые приобретают характер общественных норм.

Сегодня, к сожалению, основополагающей в нашем обществе стала потребительская идеология.

Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

На уроках речь идет об общечеловеческих ценностях, а в реальной жизни дети видят совсем иное. Школьники понимают необходимость следовать нравственным нормам, однако их реальное поведение этим нормам не всегда соответствует.

Поэтому, все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

В этой ситуации роль школы, как никогда, велика.

Президент В.В.Путин в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это важный фактор стабильности общества и именно образованию отводится ключевая роль в формировании позитивных ценностей у учащихся».

Школа должна помочь сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.

Нравственно-этическая ориентация понимается как «выбор действия в условиях морального конфликта».

В соответствии с ФГОС нравственно-этическая ориентация является одной из составляющих личностных универсальных учебных действий наряду с самоопределением и смыслообразованием и включает в себя следующие характеристики личностного развития)

  • ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • формирование моральной самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В правилах нормативного поведения Э.Туриэль выделяет 3 типа норм:

Моральные нормы — это нормы, которые регулируют морально-нравственные отношения между людьми и служат основой оценки поступков. Выделяют 4 типа моральных норм:

  • физическая неприкосновенность личности;
  • сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления и нанесение обид другим людям);
  • законность слов и поступков и ответственность за них;

Конвенциональные нормы – это стандарты поведения в обществе, которые определяют, как поступать в разных ситуациях в бытовой и социальной жизни. К ним относятся: правила поведения в школе, выполнение школьного устава, соблюдение приличий внешнего вида, формы обращения детей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, а также нормы, связанные с гендерными различиями в поведении человека.

Персональные нормы представляют собой индивидуальные приоритеты и предпочтения личности в осуществлении своей жизнедеятельности, в том числе семейные правила, соблюдение режима дня, распределение финансовых средств и другое.

Моральные нормы обязательны для всех людей. Конвенциональные и персональные нормы определяются культурными и социальными различиями людей.

Критерии сформированности нравственно-этической ориентации:

  • структура ценностного сознания;
  • уровень развития морального сознания;
  • присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
  • полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Личностные результаты не поддаются оценке, они рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.

Формирование и диагностирование нравственно-этической ориентации можно осуществлять через нравственно-этическое оценивание в условиях морального выбора.

Основу нравственно-этической оценки составляет одобрение или осуждение действий и поступков конкретной личности или группы людей с учетом нравственных норм и требований, принятых в обществе. Проведение действия оценивания способствует расширению жизненного опыта.

Наиболее подходящими для формирования нравственно-этической ориентации являются учебные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык не исключение.

На уроках иностранного языка создаются оптимальные условия для нравственно-этического оценивания. Для этого используются тексты для чтения, несущие духовно-нравственный смысл, в которых нельзя пройти мимо нравственной оценки героев, а также темы для различных дискуссий и сочинений, которые обеспечивают развитие способности анализировать общепринятые этические и моральные нормы.

Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося?

Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

Следующим эффективным приемом работы, несомненно, является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации.

Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения.

Однако хотелось бы подробнее остановиться на использовании ПОПС-ФОРМУЛЫ как средства формирования действия нравственно-этического оценивания на уроках иностранного языка.

ПОПС-формула — интерактивный методический прием, инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся.

Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula.

Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение.

Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её.

Особенность детей такова, что они не всегда хотят высказываться, да и есть проблема с оформлением своих мыслей: даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога, чья работа ограничена строгими временными рамками урока, раздражение из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстро и кратко сформулировать мысль:>

  • П — Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
  • О — Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
  • П — Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
  • С — Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы четко заявляете свою позицию, приводите только один аргумент, но он корректно сформулирован и проиллюстрирован, а в выводе вы подтверждаете правильность своего суждения. При этом вы не имеете возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений.

Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа.

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе или короткого сочинения по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Использование ПОПС-формулы на уроках иностранного языка

  • П — позиция I think…, I don’t think…, I believe …, I strongly believe…
  • О — обоснование …because …,… as…
  • П — пример for example, for instance, such as
  • C — следствие So

Например, Тема «School Rules” (учебник «Rainbow English».4 класс,2 часть, стр. 4 №4)

Учащимся предлагается

  • составить правила поведения для учеников школы (что разрешается делать в школе, а что нельзя?);
  • задать вопросы своему однокласснику и выяснить, соблюдает ли он школьные правила;
  • дать оценку своему однокласснику, используя ПОПС-формулу (1,2 пункт-усеченная версия для начальной школы), например:

I think ____ is a good pupil because he always comes on time.
Or
I think ___ is a good pupil because he never sits on the windowsill.

Тема «Healthy ways” (рабочая тетрадь к учебнику «Rainbow English». 5 класс, стр. 49)

Учащимся предлагается

  • определить по картинке, кто из мальчиков спортсмен, кто лежебока;
  • просмотреть утверждения и определить, какие из них характеризуют их образ жизни;
  • дать оценку, используя ПОПС-формулу, образу жизни каждого мальчика:

1) William likes sport very much.

2)William is for healthy ways.

3) Charles has an unhealthy lifestyle.

Например,1) I think William likes sport very much because he is very active.

Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

  • проверки домашнего задания;
  • фронтального опроса на этапе повторения изученного;
  • подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
  • создания проекта по теме или целому блоку тем.

ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;
  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению, т.е. проверить реализацию воспитательной цели урока

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

  • формировать оценочное мышление у детей;
  • учит ребят лаконично выражать свои мысли;
  • структурировать идеи.

При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием данных критериев (Приложение)

Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.

Такое планомерное, целенаправленное формирование на уроках иностранного языка личностного универсального действия нравственно-этического ориентирования приводит к саморазвитию и самосовершенствованию личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта и к возрастанию моральной компетентности школьников.

Литература

2. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

3. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А.Каиров. — Москва, 2005. — 213с.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С.Паниной. М., 2007. 176 с.



В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная семья, неблагополучная семья

Проблемы нравственности и морали на протяжении очень долгого времени находились в центре человеческих размышлений. Потому как любое высокоразвитое общество хотело б видеть людей добрыми, отзывчивыми и заботливыми.

Анализ литературы показал, что проблемой морально — этической ориентации занимались многие авторы: Л. Колберг, Э. Туриель, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Т. В. Морозова, В. А. Караковский и другие. Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Э. Туриель выделяет три вида моральных норм: моральные, конвенциональные и персональные.Моральные нормы — вид норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми. Конвенциальные- это стандартные норм поведения в обществе. Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет. И персональные- те норм, которые охватывают индивидуальные предпочтения человека. Они предполагают семейные правила, режим дня.

В настоящее время вопрос морального развития и нравственного воспитания имеют решающее значение.

К. Д. Ушинский отмечает, что влияние нравственности выступает как основная задача воспитания. Нравственность рассматривается как составная часть комплексного подхода к воспитанию личности школьника. Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в навыки, умения, знания, привычки поведения личности. По мнению И.Ф, Харламова, понятие нравственности формируется на основании «нравов» .

И. П. Подласый понятие нравственного воспитания рассматривает как систематическое и целенаправленное воздействие на чувства, сознание и поведение школьников для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали .

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу . Это период интенсивного психического и физического развития.

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором происходит активная социализация личности. Поэтому изучение содержания морально — этической ориентации важно в этом возрасте. Попав в школу, младший школьник включается в коллективную деятельность, где и осуществляется усвоение моральных норм и правил, которые регулируют взаимоотношения со сверстниками и учителем. Формирование нравственности происходит на всех уроках, где главная роль принадлежит учителю. Ведь именно он отчасти развивает личность ученика с помощью художественных произведений, личного примера, проблемных ситуаций и многого другого.

Однако на формирование у младших школьников моральных норм и нравственных ценностей оказывает не только человеческий фактор. Одним из важных условий рассматривается учет нравственного содержания учебных предметов и учебного плана. Именно они создают определенный тип мышления и сознания учащихся. А также развивают мировоззрение, гражданскую позицию ученика, и его отношение к миру в целом.

Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте возрастает чувствительность к усвоению социальных норм и правил, что играет важную роль в том, чтобы заложить нравственную основу в развитие личности ребенка.

В младшем школьном возрасте преобладает важная тенденция «отвечать ожиданиям других». Ребенок старается вести себя правильно для того, чтобы окружающие вокруг думали о нем хорошо. Таким образом происходит формирование моральных чувств и морального сознания ребенка.

Цель нашего исследования: изучить и выявить особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

С целью выявления особенностей морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей были выбраны следующие методики:

1) Анкета «Оцени поступок»(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой).

2) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

По результатам анкеты «Оцени поступок», проведенной с детьми из благополучных семей было выявлено, что 3 человека (14 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 4 человека (18 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 15 человек (68 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

У детей же из неблагополучных семей было выявлено, что 5 человек (62 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 2 человека (25 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 1 человек (13 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

Для диагностики нравственных представлений детей младшего школьного возраста была использована методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

У детей из благополучных семей получилось, что большинство, а это 3 человека (14 %) имеют высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей. Средний уровень выявлен у 5 человек (24 %). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. И низкий уровень был выявлен у 14 человек (63 %). Такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, существуют особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

Можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста из благополучных семей уровень нравственных представлений высокий по сравнению с детьми из неблагополучных семей, у которых уровень нравственных представлений низкий. Для детей из благополучных семей недопустимо нарушение общепринятых норм и правил. Скорее всего, это связано с социальной ситуацией, воспитанием в семье, а также собственными представлениями учащихся о нормах морали и нравственности.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *