Нравственные идеалы примеры

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух» как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и cмыcлом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное

стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть — это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

Без совести нет нравственности. Совесть — внутренний суд, который человек вершит над самим собой. » Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие,

обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья — основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности. Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность — это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной.

Школа, и мы – учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал. А как мы это можем сделать в школе? В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество

Подлинное образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником вопросы: «Для чего человек живет?»,

«Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах пересекаются задачи Школы и Церкви.

Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия должен стоять Христос, Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек. Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего земного существования.

В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно восстановления в системе непрерывного образования традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре. Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

– ответственность человека — это ответственность перед Богом;

– терпимость к окружающим — это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

– отношение к Отечеству — это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

– цель жизни — это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей при сохранении верности идеалу;

– свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

– красота — это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

– счастье — это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;

– смерть — это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

– любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

– патриотизма и гражданского долга;

– человеческого достоинства и профессионализма;

– семейных традиций и социальных отношений и пр.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

Задача каждого преподавателя и воспитателя — дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Если мы хотим достичь поставленной цели, то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления. Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

Вполне понятно, что мы в школе имеем общие задачи воспитания подростков, которые решаются и Православной Церковью. Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому

так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова, воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и

яркий пример служения нравственному идеалу. Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов – героев, через встречи с ветеранами войн необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно — нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям. Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», — гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека.

Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна. А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни.

Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и

деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

В заключение следует сказать, что духовный мир личности — это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  5. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  6. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  7. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  8. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Библиографический список

Идеалом считается то исключительно совершенное, такое, что является высшей целью стремлений людей. Идеал является многозначным понятием. Идеальными считают совершенные, лишены недостатков, недостатков предметы, явления, процессы и т.д. о (идеальный слух, идеальная форма, идеальный выход из конфликтной ситуации). Иногда они могут только казаться такимими.

Философское понятие»идеал»охватывает эстетический идеал, моральный, религиозный и др.. Понятием морального сознания, категории этики являются»нравственный идеал»

Нравственный идеал (франц ideal, от греч idea — идея) — самый, безусловный, универсальный образец высоконравственной личности, обладающей всеми известными добродетелями, каждая из которых максимал но совершенныхла.

Одни этики выводят это понятие из представления о природе и сущности добра, а другие считают, что представления о добре и надлежащее ориентированы на нравственный идеал, то есть производными отношении него

Нравственный идеал основывается на всем лучшем, что аккумулировано в морали на конкретном этапе ее развития и соединяются в образе идеальной личности, на который нужно равняться

Актуальной философской проблемой является соотношение нравственного идеала и реальности. Тайна идеала причиной возникновения философского идеализма. Идеи-сущности. Платона и абсолютная идея. Г-В-Ф. Гегеля является аб бсолютизованим и онтологизованим, обожаемым идеалом, на светлом фоне которого меркнет любая реальность. В этом причина их презрительных эпитетов в адрес материального мир світу.

Нравственный идеал как образ идеального относится к сфере будущего, того, что объективно не существует, по крайней мере пока. Поскольку реальная жизнедеятельность людей ориентируется на идеал, то напрашивается виснов ок об определяющей роли идеального, сознания по отношению к бытию. Попытки вывести нравственный идеал с эмпирической реальности (природной, социальной), в частности путем обобщения моральных ценностей и норм, не убедительны, поскольку игнорируется системный характер цели нравственного бытия человека время они заземляющих унижают нравственный идеал. Отвергая такой подход, некоторые философы доказывают, что моральный ид еал раскрывает перед людьми гораздо более широкие перспективы, чем это кажется тем, кто считает, что он выводится из эмпирической реальности или настаивает на его полной обусловленности этой реальностью. Такое то чку зрения отстаивал французский философ, социолог. Эмиль. Дюркгейм (1858-1917), анализируя ценностно-нормативные системы обществьства.

По другой точке зрения, нравственный идеал считают независимым от реальности, данным человеку непосредственно в ее жизненном опыте как проявление божественного откровения, интуитивного прозрения или голосу совести. Т есть нравственный идеал как должное противопоставляют реальности. Однако эти попытки недостаточно аргументированнымині.

Нравственный идеал является ориентиром для самосовершенствования личности, благодаря ему человек оценивает поведение других людей. Стремясь самосовершенствоваться, личность не может обойтись без нравственного идеала, который и помогает ей ориентироваться в мире нравственных ценностей, выбирать оптимальную линию поведения, жизненную позицию. Идеал возвышает человека, способствует укреплению ее духовно-эмоциональных сил, необходимых для самореализации изациії.

Особенно эффективно он выполняет функцию образца, воплощаясь в жизнедеятельности исторических лиц (Сократ, Григорий. Сковорода,. Махатма. Ганди, мать. Тереза), или являясь как художественный образ. При этом доминирует и идеализированное представление исторических лиц, которые обычно делает невозможным реалистичное видение их характеров и действий. Художественные образы как воплощение нравственного идеала имеют определенные преимущества перед их прототипами, в сколько концентрируют многочисленные нравственные принципы в одной фигуре. Правда, принцип художественной правды заставляет художника наделять положительных героев некоторыми отрицательными чертами, отдаляет их от нравственного идеала, но делает психологически достоверными, правдоподобнымими.

Следовательно, моральный идеал бесконечным процессом поиска совершенства, его нельзя отождествлять с одной исторической личностью, с одним художественным героем

Идеалом считается то исключительно совершенное, такое, что является высшей целью стремлений людей. Идеал является многозначным понятием. Идеальными считают совершенные, лишены недостатков, недостатков предметы, явления, процессы и т.д. (идеальный слух, идеальная форма, идеальный выход из конфликтной ситуации). Иногда они могут только казаться таковыми.

Философское понятие «идеал» охватывает эстетический идеал, моральный, религиозный и др. Понятием морального сознания, категории этики «нравственный идеал».

Нравственный идеал (франц. Ideal, от греч. Idea — идея) — самый, безусловный, универсальный образец высоконравственной личности, которая обладает всеми известными добродетелями, каждая из которых максимально совершенна.

Одни этики выводят это понятие из представления о природе и сущности добра, а другие считают, что представления о добре и надлежащее ориентированные на нравственный идеал, то есть производными по отношению к нему.

Нравственный идеал основывается на всем лучшем, что аккумулировано в морали на конкретном этапе ее развития и объединены в образе идеальной личности, на который нужно равняться.

Актуальной философской проблемой является соотношение нравственного идеала и реальности. Тайна идеала повлекла возникновение философского идеализма. Идеи-сущности Платона и абсолютная идея Г.-В.-Ф. Гегеля является абсолютизированным и онтологизованим, обожаемым идеалом, на светлом фоне которого меркнет любая реальность. В этом причина их презрительных эпитетов в адрес материального мира.

Нравственный идеал как образ идеального относится к сфере будущего, того, что объективно не существует, по крайней мере пока. Поскольку реальная жизнедеятельность людей ориентируется на идеал, то напрашивается вывод об определяющей роли идеального, сознания по отношению к бытию. Попытки вывести нравственный идеал с эмпирической реальности (природной, социальной), в том числе путем обобщения моральных ценностей и норм, неубедительны, поскольку игнорируется системный характер цели нравственного бытия человека. В то же время они заземляющих унижают нравственный идеал. Отвергая такой подход, некоторые философы доказывают, что нравственный идеал раскрывает перед людьми гораздо более широкие перспективы, чем это кажется тем, кто считает, что он выводится с эмпирической реальности настаивает на его полной обусловленности этой реальностью. Такую точку зрения отстаивал французский философ, социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), анализируя ценностно-нормативные системы общества.

По другой точке зрения, нравственный идеал считают независимым от реальности, данным человеку непосредственно в ее жизненном опыте как проявление божественного откровения, интуитивного прозрения или голоса совести. То есть нравственный идеал как должное противопоставляют реальности. Однако эти попытки недостаточно аргументированы.

Нравственный идеал является ориентиром для самосовершенствования личности, благодаря ему человек оценивает поведение других людей. Стремясь самосовершенствоваться, личность не может обойтись без нравственного идеала, который помогает ей ориентироваться в мире нравственных ценностей, выбирать оптимальную линию поведения, жизненную позицию. Идеал возвышает человека, способствует укреплению его духовно-эмоциональных сил, необходимых для самореализации.

Особенно эффективно он выполняет функцию образца, воплощаясь в жизнедеятельности исторических лиц (Сократ, Григорий Сковорода, Махатма Ганди, мать Тереза), или являясь как художественный образ. При этом доминирует идеализированный взгляд на исторических лиц, который в основном делает невозможным реалистичное видение их характеров и действий. Художественные образы как воплощение нравственного идеала имеют определенные преимущества перед их прототипами, поскольку концентрируют многочисленные нравственные принципы в одной фигуры. Правда, принцип художественной правды заставляет художника наделять положительных героев некоторыми отрицательными чертами, отдаляет их от нравственного идеала, но делает психологически достоверными, правдоподобными.

Итак, нравственный идеал является бесконечным процессом поиска совершенства, его нельзя отождествлять ни с одной исторической личностью, с одним художественным героем.

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.

Понятие о нравственном идеале распространяется и на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности. Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *