Нравственные понятия

Понятие нравственности

Понятия морали и нравственности нередко употребляют как синонимы. Это оправдано тем, что в их основе лежит одно и то же ощущение: ожидание от человека того или иного поведения, наряду с воздержанием его от другого поведения. Но существуют и различия в этих терминах.

1. Мораль устанавливает общие рамки поведения, преступать которые не следует, потому что иначе поведение человека станет аморальным. Таким образом, мораль — это регламентация поведения, устанавливающая границы и пределы, за которые выходить нельзя, но не предъявляющая детальных требований внутри этих границ. Мораль предостерегает от наиболее опасного в поведении, и поэтому она в большей мере согласуется с понятием закона и права.

2. Нравственность — более детальная и тонкая регуляция поведения, чем мораль. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию. Она требует соответствия каждого поступка Человека своим требованиям, это захватывает и сферу отношения к самому себе. Отсюда вытекает, что сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и нормативна. Нравственность можно представить в виде широкого поля стихийного формирования оценок Человеком своего поведения, в том числе и тех, которые не являются сферой действия норм морали. Некоторые из этих оценок с течением времени закрепляются нормативно и принимают форму закона. Пока этого не произошло, будет существовать большое число безнравственных людей, умело действующих у всех на виду, не преступая рамок закона.

3. За нарушение норм морали и права следуют общественные санкции, нарушение же требований нравственности должно пробуждать у человека угрызения совести.

4. Если нормы морали только со временем закрепляются в форме законов, то важнейшим требованием нравственности изначально является законопослушание.

Таким образом, можно сделать вывод. Мораль — это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для людей (все вместе для каждого). Нравственность — это совокупность этических требований, которые индивид должен предъявлять к себе сам.

Нравственность есть одна из высших ценностей общества, являясь регулятором отклонений сообществ людей. Нравственность предполагает добровольное принятие большинством членов общества правил существования в нем, обеспечивающих стабильность общества, сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей, заботу о своей перспективе.

История показывает, что во многих случаях крушение некогда процветающих государств начиналось с разрушения нравственного оплота общества. И, напротив, сохранить государство, а в нем самих себя со своими традициями, культурными ценностями удавалось тем народам, у кого нравственные начала составляли одну из доминант существования.

Осознание важности освоения членами общества нравственного сознания и поведения привело к созданию общественных институтов, формальных и неформальных организованностей людей, в задачу которых входило осознание, формулировка и передача всему сообществу норм общественного существования. Имена первых проповедников нравственности неизвестны, однако величие этих людей, внушивших соплеменникам, что поедать себе подобных нельзя, несомненно, поскольку с этих времен начинается отсчет человеческая цивилизация.

Многое в формировании нравственного сознания принадлежит религии. Вообще религиозные воззрения людей, как считают многие мыслители, возникли вовсе не от страха и беззащитности перед стихиями природы. Религиозная вера вошла в духовную жизнь людей в силу осознания членами общества своей нравственной ответственности перед другими людьми и последующими поколениями. Это состояние переживается одновременно и как тяжелое бремя, и как ощущение радости и силы, проистекающей от приобщенности к процессу жизни, необходимости стойкого преодоления трудностей, неизбежных в каждой человеческой судьбе. Помимо религии общество создало и другие институты, в задачи которых входила забота о нравственном состоянии своих граждан.

К их числу относится прежде всего сфера образования. В ее задачи входит осуществление учебно-воспитательного процесса. Достижение этой двуединой цели посвящены усилия коллективов образовательных и исследовательских учреждений, общественных и политических деятелей, попечительских советов, лучших представителей всех слоев населения.

Нравственное воспитание осуществляется не только благодаря официальным общественным институтам, но и в недрах самого общества: семье, ближайшем окружении человека, неформальных группах, коллективах, в повседневных контактах с множеством людей, через средства массовой информации. Каждая из перечисленных групп субъектов воспитательного процесса располагает своим арсеналом средств психологического воздействия на личность.

Основы нравственно сознания закладываются в детстве. Два фактора особенно значимы при его становлении. Во-первых, содержание нравственных категорий осваивается изначально не как абстрактные понятия, а посредством эмпирического обобщения некоторой совокупности конкретных явлений. Во-вторых, оценку этим явлениям дает ребенку взрослый, авторитетный для него человек. Как у В.В. Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое плохо?

Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации (В.А. Сластенин, Г.А. Чижакова и др.). Термин этот чаще всего понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости.

Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. Процесс формирования ценностных ориентаций представлен в виде модели:

Рис. 1 Модель становления ценностных ориентаций

Ценностно-ориентировочная

деятельность

Что примечательно: проблему формирования нравственных ценностных ориентаций исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX-XX столетий различных научных школ как зарубежных, так и отечественных особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Процесс становления ядра личности может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно и наиболее интенсивен именно в период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой чрезвычайно трудно устранить.

Исходя из того, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей необходимо ориентировать на благо человека — на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, семью и труд. Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами.

Для формирования нравственного сознания, усвоения моральных норм и правил как образцов и построения действия в соответствии с ними недостаточно рассказать или показать прекрасные образцы происшедшего или происходящего события. Необходимо так построить взаимоотношение ребенка с социальной средой, чтобы он реально жил в такой системе ориентаций, которые будут соответствовать нравственным требованиям.

Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций — любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научаться любить окружающих, заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между воспитанником и взрослым ограничивает развитие способности ребенка откликаться на эмоциональное состояние другого человека. Ведь неслучайно В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем» ..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *