Нью эйдж

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Julia_Ma Движение Нью эйдж. Православный взгляд

«New Age» («Нью-Эйдж») в переводе с английского означает «Новое время», «Новый век» или наиболее точно — «Новая эра» (НЭ). Это самая известная и самая широко рекламируемая современная религия, в которую вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей НЭ, но при этом не входить ни в одну из организаций. Движение «Нью-Эйдж» широко распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для пропаганды своих идей активно используются структуры ООН, а из них, в особенности, ЮНЕСКО.

Это оккультное неоязыческое движение сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии. Приверженцы движения никогда не говорят о нем, как о религии, а только как о «духовности». Первая и основная характеристика движения НЭ — это вера в то, что современное человечество живет в переходный период вступления земли в новую эру — эру Водолея. Также очень распространена вера в новое пришествие Господа (естественно, их Господа), которого они называют Майтрейя, но иногда именуют и Христом, или же говорят «Христос-Майтрейя». Ньюэйджеры считают, что их мировоззрение синтезирует весь религиозный опыт мира. Такие идеи делаются удобным орудием для объединения всех религий, что в результате должно, по мнению основателей «НЭ» привести (и это — одна из главных целей) к уничтожению христианства как учения.

В основе движения лежат спиритизм, теософия и наркотическая молодежная контркультура 60-х годов. Спиритизм — это вера в то, что мы можем установить контакт с потусторонним миром, который населен духами, и принудить этих духов к общению с нами. Существует он с давних времен и присущ самым примитивным религиям. Теософия основана Е. П. Блаватской и объединяет элементы спиритизма, гипнотизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии, эзотерической антропологии. Молодежная контркультура принесла в движение НЭ различные эксперименты по «расширению сознания», предпринимаемые с помощью гашиша, ЛСД, галлюциногенных грибов и т. д. Позднее, после разочарования в различных наркотиках, стала широко пропагандироваться восточная техника медитации (как дающая эффект, аналогичный применению наркотиков).

Как и во всяком тоталитарном движении у НЭ есть свой язык. Приведем несколько излюбленных терминов: холистический (т.е. целостный), древняя мудрость, космический корабль Земля, наш дом Земля, земной организм, экология духа, духовные наставники, посвященные, трасцендентность, новое сознание, паранормальные явления, новое видение, глобальная угроза, сценарий, новый мировой порядок, карма, чакры и т. д.

Одним из самых характерных признаков движения НЭ является ченнелинг (англ. сhanneling), которое в буквальном переводе на русский означает «канализация» — в том смысле, что некто является каналом для духовных существ, которые вселяются в него и через него говорят. Сейчас это слово часто переводится как «контактерство». На самом деле это одна из разновидностей спиритизма — дух подселяется к человеку и через него говорит. При этом у человека, как правило, меняется тембр голоса, поведение, часто он впадает в транс и потом не помнит происходившего. В христианстве такое явление называется одержимостью.

Другая характерная черта движения — вера во внутренние голоса. Авторы большинства книг по мышлению НЭ утверждают, что писали их под непосредственным влиянием духов, диктовавшим им тексты через внутренние голоса. (Например: «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова, «Остров» Олдоса Хаксли, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.) Любой православный христианин сразу скажет, чьи это голоса.

Еще одно важное понятие НЭ — «внутреннее пространство», «внутреннее Я». По учению движения, все беды человека происходят, потому, что он утерял контакт со своим «внутренним Я», и, следовательно, необходимо этот контакт найти и открыть свое внутреннее пространство. Для этого предлагается множество самых разных упражнений — от якобы «нерелигиозного» «нейролингвистического программирования» до оккультного «Метода Сильвы по контролированию сознания».

Следующий элемент НЭ — визуализация. Она основана на идее «позитивного мышления» о творческой силе человеческой мысли: если вы правильно пользуетесь своими мыслями, то они могут материализовываться. Способ достичь желаемого — это его вообразить; вы должны представить себе все, что вы хотите, — и у вас это будет. Например, толстяк хочет стать худым — ему нужно сесть в кресло и как следует представить себя таковым, а чтобы сделаться богатым, нужно только «правильно» этого захотеть. Визуализация уже тысячелетиями практиковалась колдунами, шаманами и знахарями. В своем воображении они представляли себе картины, которые затем направляли на других людей, веря в то, что смогут принести им воображенное ими благо или, наоборот, несчастье. В этом нет ничего удивительного, достойно изумления то, что в это верят современные образованные люди.

Следующий важный элемент мировоззрения НЭ — вера в реинкарнацию, переселение душ. Эту идею можно найти в буддизме, индуизме, джайнизме (по их учению человек бесконечно умирает и возрождается к жизни, а также несет ответственность в будущей жизни за то, что сделал в этой; этот закон называется кармой). Однако идеологи движения НЭ вложили в это учение свой особый смысл: вместо бесконечных перевоплощений появилось «эволюционное движение наверх» — человек накапливает заслуги, набирается полезных знаний и в следующем воплощении оказывается в более выгодных условиях. Иными словами, во время жизни человек может сделать выгодную инвестицию, а в следующих жизнях получать проценты с капитала. Вот такая религиозная банковская система. Ужасно то, что вера в реинкарнацию оправдывает любую безнравственность и даже убийства. «Каждый, кто голодает или страдает, сам выбрал свой опыт (по закону кармы), оставьте их одних…» ; «Итак, ты утверждаешь, что убийца, по сути, не делает ничего страшного? — Это верно…Убитый вернется вновь (благодаря переселению душ).

Следующий элемент НЭ — увлечение кристаллами и драгоценными камнями. Ньюэйджеры верят в особую кристаллическую магию и считают, что кристаллы обладают целительными свойствами и открывают внутренний мир. Это не единственные священные предметы, которые используются в НЭ. Список этих предметов включает в себя тибетские колокольчики, экзотические травяные чаи, скандинавские руны, солнечную энергию, цветные свечи, а также пирамиды. Есть целая ньюэйджеровская лженаука — пирамидология (пирамида используется для усиления медитативных вибраций).

Существует и ньюэйджеровская музыка. Она медитативная, тягучая, сонная, сочетающаяся с пением птиц, мычанием китов, воем волков, стрекотанием сверчков, воем ветра и т. п. Большинство слушающих её не являются поклонниками НЭ, но сами ньюэйджеры относятся к ней очень серьезно, считая её религиозным действом.

Слушая это произведение, вы переноситесь из глубин моря в отдаленные уголки солнечной системы. Пение и разговоры дельфинов удивительно гармонируют со звуками планет и лун. (!) Некоторые из записей, сделанных космическими кораблями NASA Вояджер-1 и Вояджер-2 вблизи самого маленького спутника Юпитера Ио поразительно напоминают пение дельфинов. Исследования показали, что эти звуки оказывают глубокое воздействие на подсознание, порождая в нем трансперсональные переживания чего-то одновременно далекого и близкого.
Звуки человеческого тела – дыхание, сердцебиение и т.п.; звуки природы – дельфины, ветер, вода и т.п.; тибетские чаши, колокольчики, гонги; японская флейта; звуки планет Солнечной системы. (!) Многие из этих звуков обработаны таким образом, что воспринимаются только на подсознательном уровне. Это вызывает отклик в виде глубокого расслабления и восстановления организма. Последняя композиция (LOUISE 1990) написана специально для организованной Луизой Хэй конференции “Целительство в 90-х”.

Как уже сказано выше, ньюэйждеры ожидают пришествия «Господа Майтрейи», однако не все — некоторые из них считают, что мессия находится внутри каждого из нас, и мы просто должны его в себе открыть. С этим связаны два главных постулата НЭ. Первый из них — это ньюэйджеровский монизм: вера в то, что все является единым. Всякие различия между отдельными сущностями — кажущиеся различия, а на самом деле их нет. Из этого вытекает другой постулат НЭ: вне человека нет Бога, потому, что сам человек и есть Бог.

И вот, при такой теоретической базе НЭ очень любит «примазываться» к христианству. Не случайно идеологи движения используют мнимо христианские термины, такие, как Христо-сознание, а Майтрейя провозглашается идентичным со Христом. Отечественные ньюэйджеры любят ссылаться на «единомысленных с ними», как они говорят преп. Сергия Радонежского, «мага» Серафима Саровского. Книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» стала пользоваться большой популярностью — совершенно неправильно понимая и толкуя её, ньюэйджеры открыли для себя «интересную медитативную технику». Не замедлили и «чудеса» — вышла книга «Учебное пособие по чудесам», которая стала бестселлером. Её автор, нью-йоркский психолог Хелен Шукман, утверждает, что ей эту книгу надиктовал сам «Иисус Христос». А вот Ева Даулинг написала «Евангелие Иисуса Христа Эры Водолея». Содержание книги получено от «ангела» в 1922 г. При этом все забывают, что голоса, которые звучат внутри и приказывают что-то сделать — признак психического заболевания или одержимости.

Однако в культе НЭ существует и обратное движение — возрождение языческих религий. Это ведьмовство (так называемая религия «викка»), шаманизм, сатанизм и астрология. Ведьмовство (поклонение Верховной Богине) приобрело особую популярность среди феминисток, которые яростно борются против образа мужского Бога в традиционных религиях и считают, что возрождают древние традиции вавилонской религии. Шаманизм — это изучение и разработка шаманистических практик. Его главным идеологом является Карлос Кастанеда. Шаманы утверждают, что у каждого из них в услужении есть как минимум один дух (а то и больше). Каждому хоть мало-мальски образованному христианину ясно, что это — падшие духи, т. е. бесы. Что такое сатанизм (люциферианство) понятно и без объяснений. Астрология — это давно осужденное (ещё в Ветхом Завете) учение о том, что нашей жизнью и характером управляет не Бог и наша свободная воля, а какие-то звезды, являющиеся физическими телами и находящиеся за миллионы световых лет от Земли.

Существует также ньюэйджевская медицина. Она прежде всего фокусируется на общем ощущении благополучия, а не на предотвращении или лечении болезни. Популярна «аюрведическая медицина», построенная на определенных индийских философских принципах. Однако самой известной псевдомедицинской практикой является рэйки — оккультно-религиозная практика, включающая в себя языческие ритуалы и элементы оккультизма. Рейкисты считают, что миром управляет некая безликая динамичная субстанция, а рэйки — это исходящая из нее «невидимая вибрирующая духовная энергия».

В бывший СССР (а потом в Россию и Украину) сознание НЭ проникло уже давно — с учением Рерихов («Живая этика» и «Агни-йога»). Это учение сразу стало давать ядовитые ростки: «Белое Братство», секта Виссариона, секта «Радастея», отчасти «Богородичный центр» и секта «бажовцев» на Урале. А вот сибирский предприниматель Владимир Пузаков, избравший себе псевдоним «Мегре» создает новый культ «Анастасии».

Используя модную экологическую тему, Пузаков выдвигает Анастасию в учителя человечества и даже провозглашает «Мессией»…

Элементы (характерные признаки) НЭ можно найти в учении многих тоталитарных сект. Визуализация используется в сектах неопятидесятников «Движение веры» и «Слово жизни», учение о реинкарнации — в «Обществе сознания Кришны», в секте «Брахма Кумарис»…

К сожалению, сейчас «Нью-эйдж» окружает нас со всех сторон. Ньюэйджевские передачи транслируются по всем телеканалам, издаются журналы «Путь к себе» и «Наука и религия» (некогда атеистический), открываются магазины.

То же самое происходит на обиходном уровне, например все разговоры об энергии и энергетике — вполне ньюэйджевские: внутренние энергии, обмен энергии, энертические вампиры, энергетические доноры, деревья и животные-энергоносители. Широка популярность различных экстрасенсов, могущих «доходчиво» объяснить энергетические принципы оказываемой ими помощи. И весь этот ньюэйджевский язык определяет мышление большинства населения. Именно поэтому множество людей делается добычей тоталитарных сект. Не обошло «НЭ» своим вниманием и детские организации — всевозможные «школы раннего развития» и т.п.

Загляните в школьный учебник по валеологии — казалось бы,вполне невинную книгу. И там вы найдете вполне соответствующие «Нью Эйдж» названия тем: «Заговоры», «Освященность и чудодейственность воды в песенном обрядовом кругу» (4 класс!); «Астрология и здоровье» (9 класс); «Чакра, аура, карма…» (11 класс)… Темы, которые в последние годы у всех на слуху, преподносимые с экранов телевизоров, афиш, со страниц газет. Но при чем здесь наука?

Дорогие братья и сестры! Хотим предупредить вас, что увлечение вышеперечисленными занятиями, якобы ведущими к постижению «тайных знаний», «самосовершенствованию», «открытию своего внутреннего Я» и так далее не только несовместимо с Православием и отлучает вас от Бога, но и просто опасно для вашего душевного и психического здоровья. Спасение — только в Православной Церкви.

История нью-эйджа

Понятие «Нью-эйдж» вновь проявилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке «Нью-эйдж» уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками «Нью-эйдж» были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, антропософия, сакральная геометрия и паранормальные явления.

Предпосылки возникновения «нью-эйджа»

Зарождение «Нью-эйдж» связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:

  • Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
  • Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
  • Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
  • Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

Развитие ранних идей «нью-эйджа»

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин New Age ввела Алиса Бейли. Крупное международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).

В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.

В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.

Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев

Массовое развитие «нью-эйджа» в 1980-е годы

В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:

  • гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками;
  • методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
  • бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства;
  • мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
  • психоделические практики;
  • астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
  • бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания;
  • новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.

Положения мировоззрения нью-эйдж

Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.

  • Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений.
  • Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
  • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
  • Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
  • Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
  • Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени.
  • Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
  • Представление о единстве науки, мистики и религии.
  • Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы.
  • Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности.

В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):

  • Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
  • Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
  • Общегуманные ценности (любовь, ощущение духовного единения).
  • Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро, соблюдение ритуальной правильности и т. п.).
  • Ценность избранности, посвящения, приобщённости к тайне и входа в замкнутое духовное братство.

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации и секты, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в вульгаризованном виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
  • Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками.
  • Японская новая религия оомото-кё подвигла создателя айкидо Морихэя Уэсибу базировать это боевое искусство на постулатах новой религии ненасилия.
  • Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.

Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

  • Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.
  • Религия Бахаи возникла в Персии ешё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей нью-эйджа. Сейчас насчитывает миллионы сторонников
  • Японское движение оомото-кё, корейский Нуль-буддизм сочетают традицию с боевыми искусствами и положениями нью-эйдж
  • Болгарское Белое братство
  • Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.

Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.

  • Так последователь Нью-Эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.

Нью-эйдж и медицина

См. также: Нетрадиционная медицина

Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности, как в легальной так и в нелегальной форме.

Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения:

  • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;
  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.

В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.

Критика нью-эйджа

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций.

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения методов в науку, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой.

Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных представлений.

Традиционные ветви христианства относятся резко отрицательно к нью-эйдж и считают, что адепты нью-эйдж подвергают себя большой опасности духовного самообмана.

Несмотря на утверждения критиков, в рамках нью-эйджа возникают и серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и способов мышления, выработка общегуманной философии и соединения религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность.

> См. также

  • Альтернативная медицина
  • Псевдонаука
  • Музыка нью-эйдж

> Примечания

ДВИЖЕНИЕ «NEW AGE»

Движение
Неогностическое, Синкретическое

Движение также известно под названием «Новая эра». Многие из примыкающих к движению групп не используют применительно к себе названия «New Age» или переводов этого названия.

I. Основные данные

1. Основатель:

Единого основателя нет. В разное время идеологами движения «New Age» или предшествовавших ему родственных учений были:

На Западе: Элис Бейли, Сёстры Фокс, Р.У. Эмерсон, Г. Спенсер Льюис, Р. Штейнер, и другие.
На Востоке: Свами Вивекананда, Дж. Кришнамурти.
В России: семья Рерихов, Е. П. Блаватская, Даниил Андреев.

В настоящее время наиболее активными пропагандистами движения «New Age» являются: Фритьоф Капра, Дж. З. Найт, Дэвид Спенглер, Хосе Сильва, Дэвид Ик, Бенджамин Крим, Альберт Гор, Ширли МакЛейн.

2. Время основания:

Точной даты основания не существует. Временем непосредственного формирования движения считается конец 60-х – середина 70-х гг. ХХ века. Первая представительная встреча последователей «New Age» состоялась в Лондоне в 1977 году.

3. Место основания:

Западная Европа, США.

4. Регион распространения:

В настоящее время движение распространено по всему миру. Наибольшее число последователей в США и Западной Европе. О количестве последователей статистических данных нет.

5. Местонахождение руководящего центра:

Единого руководящего центра не существует. По всему миру разбросана сеть т. н. «холистических центров», как правило, не связанных между собой административно. Эти центры являются основными пунктами распространения идей «New Age».

В России: Москва — Холистический центр «Путь к себе»
Санкт-Петербург — Книжный магазин «Роза Мира» на Садовой ул.; магазин «Логос» на улице Мира.

6. Базовая литература:

Общие авторитетные книги и тексты отсутствуют. В большей или меньшей степени используются книги индуизма и буддизма, апокрифические гностические книги эпохи раннего христианства, спиритическая и оккультно-эзотерическая литература, книги «проповедников» и «пророков» «New Age».

7. Периодические издания:

Журналы «Путь к себе» (Москва), «Цвета радуги» (Курган). Идеи «New Age» провозглашаются на страницах множества газет и журналов во всех странах мира.

8. Учебные заведения:

Об общих для всего движения учебных центрах данных нет. Существует тайный курс, проводимый заочно, под названием «Арканская школа». При каждом холистическом центре работает множество различных курсов.

II. Учение

1. Истоки учения.

Различные группы ньюэйджеров в большей или меньшей мере подвержены влиянию самых разнообразных религиозных систем. Однако неоспоримым остаётся факт влияния индуизма на всех приверженцев движения. Непосредственным истоком учения «New Age» многие исследователи считают неоиндуизм конца XIX – начала XX вв. (учения Вивекананды и Рамакришны).

На идеологию движения «New Age» оказали влияние следующие религиозные и философские учения:

  • неоиндуизм
  • гностицизм
  • теософия
  • антропософия
  • агни-йога
  • астрология
  • спиритизм
  • магия и мантика, другие оккультные дисциплины
  • буддизм
  • даосизм
  • розенкрейцерство и масонство
  • шаманизм
  • христианство (из христианства заимствуется в основном только терминология)

2. Краткое изложение учения:

Движение «New Age» не является монолитным ни с точки зрения организации, ни с точки зрения учения и культа. Впрочем, все группы и отдельные люди, примыкающие к движению и, так или иначе, отождествляющие себя с ним, разделяют некоторые общие принципы.

Основные варианты систематизации доктрины «New Age»:

По Дугласу Р. Грутуису:

  • Всё в мире есть единое целое (монизм);
  • Всё есть Бог (пантеизм);
  • Человечество есть Бог;
  • Все изменения происходят только в сознании;
  • Все религии – части единой «всемирной» религии;
  • Существует космическая макроэволюция ведущая к торжеству положительного начала.

По Норману Л.Гейслеру:

Все ньюэйджеры признают:

  • Безличного бога (Сила или Абсолют);
  • Вечное существование Вселенной;
  • Иллюзорность материи;
  • Цикличность бытия;
  • Существование реинкарнации (перевоплощения);
  • Возможность эволюции от человека к божеству;
  • Откровения внеземных существ (духов) и возможность некоторых людей быть проводниками (каналами) этих откровений;
  • Конечное тождество человека и Бога;
  • Необходимость «изменения сознания» (при помощи медитации, наркотиков или каких-либо других приёмов);
  • Необходимость оккультных практик (астрология, магия, мантика, спиритизм и т.п.);
  • Необходимость вегетарианства и «холистических» методов оздоровления;
  • Пацифизм как несомненную ценность;
  • Необходимость установления единого глобального порядка, во главе которого должен стоять единый мироправитель (Мессия);
  • Единство и равенство всех религий и сект.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Отдельные элементы мировоззрения «New Age» встречаются у большинства современных сект, в т. ч., псевдохристианских. В настоящее время элементы этого мировоззрения активно проникают и в церковные круги традиционных конфессий.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Историю движения «New Age» правильнее всего было бы отсчитывать приблизительно с 1971 года. К этому времени восточные религии и психология, затрагивающая вопросы изменения личности, – новые ключевые элементы, необходимые для синтезирования «New Age», – приобрели популярность, и лидеры-метафизики могли приступить к формированию взглядов «New Age». «Восточно-западный журнал» стал первым периодическим изданием, отражающим проблемы нового движения. Первые национальные справочники и руководства были изданы к 1972 г.

В конце 70-х г проходят представительные встречи последователей «New Age». Первая встреча была организована в Лондоне в 1977 г. Грэмом Вильсоном. Затем аналогичные конференции прошли в городах Европы и Северной Америки.

В 1980 г. была издана, ставшая в последствии культовой, книга Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея». В том же году, по некоторым данным, в армии США было создано элитное подразделение под названием «Первый земной батальон». Необычность этого батальона состоит в том, что, наряду с обычной военной подготовкой, военнослужащие подразделения обязаны участвовать в ритуалах поклонения «Матери-Земле», медитации и контактах с «духами-руководителями». По мнению инструкторов «Первого земного батальона», этот опыт является началом формирования нового типа армии, где солдаты достигают положения «богов».

В России движение «New Age» стало набирать силу с началом перестройки. Сегодня центры «New Age» существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ново-Кузнецке и других городах. Первый российский холистический центр «Путь к себе» был основан в Москве в сентябре 1991 года. С тех пор по всей стране проходят конференции, конгрессы, фестивали и семинары ньюэйджеров.

2. Современная деятельность

В настоящее время движени е «New Age» – это международная сеть групп, работающих ради общих целей. Первичная цель «New Age» – индивидуальная трансформация личности. Это личное преобразование происходит с помощью любого из сотни приёмов практикуемых в сектах движения «New Age». На втором месте стоит глобальная трансформация, включающая установление единого мирового порядка, создание объединённого правительства и единой мировой религии.

Группы «New Age» можно условно разделить на 4 типа:

1. Религиозные секты

По некоторым данным существует более 5000 религиозных сект принадлежащих к движению «New Age». Крупнейшие из них перечислены в п. IV.

2. Политические группы

Политические группы движения «New Age» работают как на государственном, так и на международном уровнях. В здании ООН в Нью-Йорке расположен ньюэйджерский центр «Lucis-Trust». Существует целый ряд общественно-политических объединений, действующих в интересах «NewAge», но, как правило, не афиширующих свою принадлежность к движению. Примером может служить такая организация как «Граждане Планеты», выступающая за объединённое правительство.

3. Социально-активные группы

К социально-активным относятся группы, пытающиеся воздействовать на население через скрытое привлечение людей к учению и практикам движения «New Age». Наиболее заметными среди таких организаций являются «Green Peace» и «World Goodwill» («Всемирная добрая воля»). К мировоззрению «New Age» склоняются многие экологические движения.

В последнее время большое количество коммерческих предприятий вводит для персонала специальные курсы по «раскрытию резервных и скрытых возможностей человека». Так, например, компания «Пасифик Белл» затратила 173 миллиона долларов на подобные курсы для своих сотрудников, надеясь таким образом увеличить производительность, а, следовательно, и доходы.

Движение «New Age» активно внедряется в медицину и психологию. Повсеместно предлагаются курсы «психического развития», «управления разумом» и т. п.

4. Видные представители движения и их окружение.

Видные представители «New Age» (политики, люди искусства) играют роль пророков-ораторов движения. Они знакомят широкую общественность с мышлением «New Age» и пользуются безусловным авторитетом у последователей движения.

Американская актриса Ширли МакЛейн одна из самых известных личностей в движении. Она проповедует идеи «New Age» в своих книгах и фильмах, в которых снимается.

Дэвид Спенглер написал несколько популярных книг о движении «New Age», в которых пытался направить людей к их «высшему внутреннему самосознанию».

Бенджамин Крим является основателем организации Тара-центр. Благодаря ему, весь мир узнал, что «Христос здесь». Именно так гласили объявления в 17 крупнейших газетах мира от 25 апреля 1982 г. и 12 января 1987 г. Суть их сводилась к тому, что второе пришествие Христа, а одновременно, и пришествие Будды-Майтрейи и иудейского Мессии уже состоялось.

IV. Ответвления

Краткий список сект и течений, входящих в движение «New Age» или идейно примыкающих к нему.

  1. Сеть центров «Форум» или «Обучающие Семинары Эрхарда» (ОСЭ). Основатель: Вернер Эрхард (Джон П. Розенберг);
  2. «Церковь Всеобщая и Торжествующая» или «Высший дом света». Основатель: Элизабет Клер Профет;
  3. «Всемирное Белое Братство». Основатель: Омраам Микаэль Айванхов;
  4. «Ассоциация исследования и просвещения». Основатель: Эдгар Кейси;
  5. «Религиозная наука» «Наука разума». Основатель: Эрнст Холмс
  6. «Я есмь». Основатель: Гай Баллард;
  7. «Этериус». Основатель: Джордж Кинг;
  8. «Экканкар. Основатель: Джон Пол Твитчел;
  9. «Человеческий потенциал» «Надличностная психология»;
  10. «Проникновение» Основатель: Джон-Роджер Хинкинс;
  11. «Рейки»;
  12. «Агни-йога» «Живая этика». Основатели: Николай и Елена Рерих;
  13. «Школа сознательной эволюции»;
  14. «Тайное знание индейцев яки». Основатель: Карлос Кастанеда;
  15. «Психическое развитие» / «Умственный контроль Сильвы». Основатель: Хосе Сильва;
  16. «Центр Санне». Основатель: Короткова О.В.;
  17. «Юнивер»;
  18. «Центр «Антикос»;
  19. «Мир через культуру». Основатель: Валентин Сидоров;
  20. «Храм Мира». Основатель: Виктор Прус;
  21. «Крита-йога». Основатель: Юрий Линник;
  22. «За духовное единение человечества». Основатель: Альберт Игнатенко;
  23. «Ноокосмология». Основатель: Станислав Поддубный;
  24. «Золотой век»;
  25. «Общество ведической культуры»;
  26. «Цвета радуги». Основатель: Ирина Козлова;
  27. «Анастасия» – последователи Владимира Мегре;
  28. «Огненный цветок». Основатель: И. Н. Калинаускас;
  29. «Новый Акрополь»;
  30. «Зелёное братство Акадан».

V. Библиография

  1. Алексеев Вячеслав, Григорьев Андрей «Религия антихриста», Изд-во «Посох», Новосибирск, 1994;
  2. Боа Кеннет «Лабиринты веры», Изд-во SGA, 1992;
  3. Кураев Андрей, диакон «Соблазн неоязычества», М., 1997;
  4. Маршалл Дэвид «Новый Век против Евангелия», Изд-во «Источник жизни» Заокский, 1995;
  5. Стеффон Джеффри, свящ. «Сатанизм и новое язычество», Изд-во Францисканцев-Братьев Меньших Конвентуальных, М., 1997;
  6. Шлинк Базилея «Нью-Эйдж с точки зрения Библии», Evangelische Marienschwesternschaft Darmstadt-Eberstadt, sine loco;
  7. Ankerberg John and Weldon John, «Encyclopedia of New Age Beliefs», 1996;
  8. Clark David K. and Geisler Normal L., «Apologetics in the New Age: A Christian Critique of Pantheism», 1990;
  9. Daneels Gotfried, kard. «Nowy ład, nowa ludskość, nowa wiara – NEW AGE», Wydawnictwo «M», Krakow, 1992;
  10. Groothuis Douglas R. «NEW AGE u progu nowej ery», «Misja», Lublin, 1991;
  11. Dobrzanowski Stefan, ks. «NEW AGE – pogaństwo w nowych szatach», UNUM, Krakow, 1994;
  12. Pod red. ks. Stefana Dobrzanowskiego. «NEW AGE: pseudoreligia», UNUM, Krakow, 1994;
  13. Pacwa Mitch SJ»Katolicy wobec NEW AGE», Wydawnictwo WAM, Ks. Jezuici, Krakow, 1994;
  14. Tucker Ruth A. «Another Gospel: Alternative Religions and the New Age Movement», 1989.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *