О чистоте

(Энергетический философско-психологический анализ)
Мудрец Востока пояснил: «Чистая Душа — это река, чей Священный Источник — Самоконтроль , воды — Истина, берег — Праведность, а волны — Сострадание»!!!
Каждая душа подобна реке, имеющей множество притоков и огромную дельту, несущую в Мир то, что накоплено в душе. Важнейшая Задача по жизни у каждого человека — ОЧИСТИТЬ свою душу от всех вредоносных накоплений, которыми являются черные раджасично-тамасичные качества характера.
Мудрец Востока дает образный ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Из Его ответа следует, что для ОЧИЩЕНИЯ души необходимо следующее:
1. Обеспечить, прежде всего, работу Священного Источника, которым является Высшее Я человека. О Высшем Я обычно говорится, что это Источник Жизни, Источник Энергии Жизни. Чем лучше Он работает, тем лучше жизнь человека — лучше его Разумность и даже Мудрость.
Для обеспечения работы своего Священного Источника необходимо научиться Истинному Самоконтролю, который проявляется в человеке только в результате контроля за проявлениями личности, результатом чего должно быть ОБУЗДАНИЕ самости, или низшего, животного эго.
ОБУЗДАНИЕ же низшего эго означает — не давать низшему эго проявляться, так как при любом его проявлении происходит затемнение сознания человека вибрациями черного раджаса-тамаса, т.е. засорение Источника Жизни.
2. Обеспечить чистоту воды в реке Души. А для этого человек должен всегда следовать Истине и стараться изо всех сил избегать заблуждений и лжи. Очень трудно человеку в нашем мире неведения избегать заблуждений.
А вот что касается лжи, то не допускать её в любом виде — это по силам каждому человеку, который хотел бы обрести Чистую Душу. Один из Принципов Первой Ступени Йоги, Ямы, — Сатья (Правдивость, Честность, Искренность). И это качество характера является обязательным для всех людей независимо от социального положения, пола или расы.
3. Научиться удерживать себя в пределах берега Праведности, т.е. научиться жить так, чтобы любые проявления (поступки, слова, мысли, желания и даже побуждения) не выходили за пределы Праведности. Подобно тому как нормальная река не выходит за пределы своих берегов.
Соблюдать Праведность исключительно важно для того, кто хочет иметь чистую Душу. Однако это одновременно и очень трудно. Но возможно для человека, направляющего все свои усилия на искоренение любых эгоистичных и себялюбивых проявлений, т.е. искоренение любых проявлений качеств низшего «я» — раджаса и тамаса.
Например, если бизнесмен хотел бы стать Истинным Вайшьей (Предпринимателем, Купцом), находящимся на Высоких Ступенях Познания и двигающимся к Истинному Просветлению Ума (Сознания), то он должен в своей бизнес-деятельности стать способным реализовать Закон (Дхарму) Вайшьи: «Праведными средствами и на Правильные цели»!!!
И надо сказать в связи с этим, что сегодня среди бизнесменов, к сожалению, практически никто не может стать Истинным Вайшьей, ибо сегодня общепринято в бизнесе добиваться максимизации прибыли, которая зачастую добывается неправедными средствами, например, несправедливой оплатой труда работников, а сама прибыль часто расходуется на неправильные цели, например, на собственную роскошь.
4. Научиться реагировать на любые внешние проявления в окружающей среде с Искренним Состраданием и Истинной Любовью.
То есть необходимо научиться тому, чтобы любые волны в сознании были волнами Сострадания и Любви. Это, естественно, требует полного искоренения проявлений осуждения, претензий и недовольства, а уж тем более гнева, ненависти, хитрости, лукавства и коварства.
Таким образом, чтобы стать Чистой Душой, человеку необходимо осуществить Призыв Христа: «Отвергни себя, неси крест свой и следуй за Мной»!!! Потому что всё, что мешает человеку стать Чистой Душой, — это его низшее, животное эго, это его себялюбивые раджасичные и тамасичные качества характера.
Каждому человеку необходимо совершенно ясно понимать, что без искоренения всего накопленного черного (эгоистичного) раджаса-тамаса невозможно никакое Просветление сознания человека Высшими, или Божественными, или Саттвичными, вибрациями (энергиями) — Истинной Благодатью!!!
ДЕРЗАЙТЕ стать Чистой Душой, ибо это и есть Истинный Смысл Жизни каждого человека и прокладывание Пути к тому, чтобы стать когда-то Дваждырожденным (Неофитом, Чела на испытании, Агни-йогином), а затем стать Вставшим на Путь (Шротапатти, Меченосцем) и учеником Истинных Архатов!!!
ДЕРЗАЙТЕ, ибо в будущих воплощениях ученик Архатов может стать учеником Мудрецов-Махатм, а затем даже встать на Путь Бодхисаттв, Идущих к Полному Просветлению Будды!!!
ДЕРЗАЙТЕ, ибо любая самая длинная дорога начинается с Первого Шага по ней!!!

Вообще, чистота понимается как нечто божественное, как признак благочестия, а что-то ей противоположное оказывается, напротив, связанным со злом. Неслучайно китайцы, например, называют вора не иначе как «пара грязных рук», а у нас про него скажут: «нечист на руку».
Есть немало примеров и в произведениях искусства. Двум учёным – Чень-Бо Чжуну (Chen-Bo Zhong) из университета Торонто (University of Toronto) и Кати Лильенквист (Katie Liljenquist) из Северо-западного университета (Northwestern University) на ум частенько приходила шекспировская леди Макбет, безуспешно пытавшаяся смыть пятна крови с рук после убийства. Кстати то, что они решили изучить, так и называется – «эффект Макбет».
Но исследовали они совсем не английскую литературу, а самых обычных людей, точнее, студентов — кого же ещё?
Представление о виновности и чистоте, по-видимому, передаётся через культурные представления, которые усваиваются с самого детства.
В первом эксперименте шестидесяти студентам Северо-западного университета предложили вспомнить какой-нибудь этичный или неэтичный поступок, который они когда-нибудь совершили. Затем им сразу демонстрировали серию написанных слов без некоторых букв, которые можно было восстановить двояким способом.
К примеру, надпись W _ _ H можно дополнить до WASH («мыть») или до WISH («желание»). Так вот, оказалось, что испытуемые, которые вспоминали про свои нехорошие дела, чаще прибегали к словам с «очищающим» смыслом (в этом примере – WASH). Те же, что вспоминали о добрых поступках, как правило, придумывали любые другие слова.
В следующем эксперименте учёные немного поменяли условия. Участников опять просили вспомнить какое-нибудь этичное или неэтичное деяние, а после предлагали им на выбор бесплатную авторучку или антисептические салфетки. После воспоминания о нехорошем действии, как правило, испытуемые отдавали предпочтение салфеткам, тогда как у остальных в среднем никаких предпочтений не проявлялось.
Тенденция уже кажется понятной, но исследователи не остановились на этом и решили посмотреть на поведение студентов в других, менее похожих условиях.
Следующий опыт поначалу не требовал особенной активности. На этот раз никто не заставлял ничего вспоминать, им нужно было только просто переписать от руки текст. Одним студентам дали текст об адвокате, который помогал в работе своему сотруднику, а другим – тоже о юристе, но который коллеге вредил.
На этой диаграмме два столбца слева показывают оценки разных товаров студентами, переписавшими «хороший текст», справа – переписавшими «плохой». Оказалось, что ещё и «грязный» (иллюстрация Chen-Bo Zhong and Katie Liljenquist).
После этого их попросили просто «поставить оценку» товарам, среди которых были некоторые, связанные с мытьём и очищением (например, мыло или зубная паста). Как оказалось, те, кто переписывал «грязную» историю, значительно выше оценили разные моющие средства, чем это сделали остальные «подопытные».
И хотя эти эксперименты кажутся очень убедительными, Чжун и Лильенквист решили провести заключительное исследование, которое помогло бы избавиться от самых незначительных сомнений.
Теперь испытуемых попросили подумать только о случаях их неэтичного поведения и напечатать рассказ о них на компьютере. Затем одним из них предоставили салфетки, чтобы очистить руки после пользования общественной клавиатурой, а других оставили в «грязном» состоянии.
После этого «вдруг» пришёл студент, который попросил испытуемых помочь ему в каком-то исследовании для его дипломной. Но бесплатном — потому что он, дескать, обычный студент, средств для этого у него нет, но очень нужны данные для работы.
Согласились, конечно, не все. Но интересно то, что помочь захотело 74% «грязных» и всего 41% «чистых» студентов.
Вот этот эксперимент и помог учёные расставить последние точки над «I». По мнению исследователей, он особенно чётко продемонстрировал связь между моральной и физической чистотой. Студенты, очистившие руки, заодно «избавились» и от чувства вины, которая осталась после воспоминания о плохом поступке, и их участие в опыте уже тяготило. А те, которые остались с грязными руками, больше ощущали свою виновность и проявили больше желания сделать доброе, чтобы как-то искупить свой «грех».
Филипп Тетлок ( Philip Е. Tetlock) профессор из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkley), на принимавший участия в этой работе, прокомментировал исследование так:
«Когда ваше поведение связано с чем-то аморальным, и вы думаете, как себя очистить, то для этого есть два направления – одно касается нравственного поведения, а другое – физического очищения, — сказал он. – Мы можем говорить о грязных, скользких или гнилых делах. Как правило, к этому относятся как к метафорам, но, оказывается, что существует и буквальное их понимание».
Картина Маттиаса Стормера (Matthias Stomer) «Пилат, умывающий руки». Показать чистые руки – значит, убедить в безгрешности.
Но понимание это большей частью не рационально, а бессознательно. И человек, сам не думая о том, связывает свою вину с грязью.
Попытка же избавиться от виновности может приводить к парадоксальному поведению. Например, при навязчивых невротических расстройствах человек может мыть руки десятки (!) раз в день. Как показывает психотерапевтическая работа с такими людьми, дело и оказывается в ощущении какого-то давнего «прегрешения», которое человек пытается «смыть», вовсе не задумываясь о том, что он не избавляется от этой вины.
Да, как правило, он в это время думает не о виновности, а о мнимой грязи. А как показало новое исследование, на подсознательном уровне это практически одно и то же.
Но это довольно редкая проблема, и чтобы решить её, нужно разобраться с её психологической основой, а не отказываться от гигиены. Её психологи вовсе не думают отменять. Так что, даже если что-то вдруг не то, всё равно мойте руки перед едой, регулярно чистьте зубы. Ну, и так далее.

Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).

* * *

Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.

…Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).

Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом… (прп. Антоний Великий, 89, 51).

Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201). Источник.

Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498). Источник.

А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448). Источник.

…Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).

…Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума… все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).

Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).

…Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54). Источник.

…Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).

…Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84). Источник.

…Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).

…Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому́ с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).

…Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов… (прп. авва Моисей, 56, 171). Источник.

…Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242). Источник.

Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387). Источник.

Для усовершения чистоты… довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399). Источник.

…Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574). Источник.

…Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42). Источник.

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518). Источник.

Предел чистоты – чувство, непрестанно прилепленное к Богу (блж. Диадох. 91, 7).

Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом… (прп. Исаак Сирин, 58, 48). Источник.

Чистота есть забвение противоестественных способов ведения, изобретенных естеством в мире (прп. Исаак Сирин, 58, 104). Источник.

Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество (прп. Исаак Сирин, 58, 186). Источник.

Чистота взирает на Бога, воссиявает и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека (прп. Исаак Сирин, 58, 263). Источник.

Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (прп. Исаак Сирин, 58, 279). Источник.

Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту; а труд подкрепляют надежда и страх (прп. Исаак Сирин, 58, 311). Источник.

…Вера и милостыня содействуют ему скоро приблизиться к чистоте (прп. Исаак Сирин, 58, 314).

Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.

Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание… (прп. Иоанн Лествичник, 57, 201). Источник.

И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).

…Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем – крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт. 35, 11) (прп. Максим Исповедник, 91, 244–245).

Чистым же сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели – одни не могут сделать сердца чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа, все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 532–533). Источник.

Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто, в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562). Источник.

Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления, или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетало с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, – применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, но которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 563).

Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом (свт. Григорий Палама, 26, 127). Источник.

… не стяжавается никем никогда, иначе как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою в созерцании (свт. Григорий Палама, 93, 302).

Что такое чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 333). Источник.

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности ко Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 334). Источник.

Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд; но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных… (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 339). Источник.

…Чистота – дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 531).

Чистота сердца… зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 409). Источник.

От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 179).

Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел бы ил благ мира (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 5–6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *