О левше

История персонажа

Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

История создания персонажа

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.

Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.

Биография и образ Левши

Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император Александр I посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».

Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club

Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел Николай I, в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.

После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху —– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.

За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.

Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.

Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

View this post on Instagram

A post shared by ????_??????_??? (@leka_beauty_mom) on Aug 29, 2017 at 11:37am PDT

Левша подковывает Блоху

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, — остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы. Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля — английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя снедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить. Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который потерял документы еще в Туле, оставили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю, — секрет английских ружей. Левша просил передать императору, что ружья нельзя чистить кирпичом. Но просьба мастера не дошла до императора. Возможно, поэтому у Крымской войны был такой исход.

Левша в культуре

На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер Дмитрий Журавлев.

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил Родион Щедрин. Партию главного героя писали специально для тенора Андрея Попова.

Цитаты

А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может. Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Библиография

  • 1881 — «Левша»

Фильмография

  • 1964 — «Левша»
  • 1986 — «Левша»

писал про Левшу

Альтернативные описания

• Николай (1831—1895) русский писатель, романы «Некуда», «На ножах», «Соборяне», «Захудалый род», повести «Очарованный странник», «Однодум», «Левша»

• русский писатель, последователь Пушкина, прославившийся рассказом о тульском умельце

• русский писатель, придумавший тульского умельца, сумевшего подковать блоху

• русский писатель XIX века, автор повести «Левша»

• русский писатель XIX века, автор повести «Очарованный странник»

• автор повести «Левша»

• написал о Левше

• «Очарованный странник» (писатель)

• автор «Левши»

• написал повесть «Левша»

• автор истории о Левше

• русский писатель с «удочкиной» фамилией

• русский писатель

• описал «подвиги» Левши

• «родитель» меценской леди Макбет

• известный русский писатель

• творец повести «Левша»

• кто придумал Левшу?

• кто создал Мценскую леди Макбет?

• кто придумал Левшу с его блохой?

• «родитель» уездной леди Макбет

• Русский писатель (1831-1895, »Левша», »Некуда», »Однодум», »Захудалый род», »Леди Макбет Мценского уезда»)

«Машину должно исправить на англинский манер…»

«Милостивый государь мой Михайло Никитич!

Отправя в Англию присланных от Вашего превосходительства Тульских художников, покорнейше Вас прошу выбрать на Тульских заводах еще четырех мастеров, которые были бы искусны, один в бронзовой работе, другой в воронении, третий в шпажной и прочих слесарных и четвертый в мелочной работе.

Я буду стараться довести их до совершенства в своем деле посредством искуснаго здесь художника, дабы увидеть, здешние ли лучший получат успех или отправленные в Англию.

Вашего превосходительства покорный слуга Григорий Александрович Потемкин»1.

Историк И.Х. Гамель в «Описании Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении» (1826 год):

«В том же году (1785-м — Авт.), по предложению генерал-фельдмаршала князя Потемкина, отправлены в Англию для усовершенствования в своем мастерстве два оружейника: Алексей Михайлов Сурнин и Яков Леонтьев. Первый поступил к лондонскому мастеру Ноку (Knock), а второй к Еггу (Egg)».

Посол России в Англии граф С.Р. Воронцов — князю Г.А. Потемкину (8 августа 1791 года):

«Милостивый государь князь Григорий Александрович!

Отправляя отсели обратно в Россию тульского мастерового Алексея Сурнина, за справедливое почитаю рекомендовать его в высокое и милостивое ваше покровительство. Честное его поведение с самого прибытия в Англию, трезвость и ревностное старание в приобретении своего мастерства, заслуживают всякую похвалу и одобрение. И я никак не сумлеваюсь, что как скоро г. Сурнин получит случай показать на деле опыты своих успехов, приобретенных в Англии, то Ваша светлость не оставите удостоить его надлежащего одобрения.

< >

Нередко посылал я Сурнина в разные здешние города и заводы для примечания машин, разных инструментов и всего к заводам принадлежащего, и нашел, что в сих местах сделал он таковые приобретения, которых от неусыпного старания и усерднейшей токмо ревности ожидать можно.

При сем честь имею приложить реестр машин приобретенных г. Сурниным в Англии. Посредством сих машин и инструментов он может делать все разные части замков с такою точностью, что сколько бы тысяч оных ни заказано было, то все разные части годны будут ко всякому замку. Выучился также он делать новоизобретенный здесь замок, коего все разные части скрепляются одним токмо винтом, так что солдат может оной разобрать, вычистить и опять собрать без трудности и в неприметное время.

< >

Он столь искусен в своем ремесле, что есть ли бы захотел остаться в Англии, то весьма легко мог бы выработать двести гиней, и что, по нынешнему курсу, составляет 1600 рублей. Чувствуя сие и оставить таковые приманки, конечно, должно иметь доброе сердце и чувствовать ревность и усердную любовь к отечеству.

Вашей светлости

покорнейший слуга С.Р. Воронцов.

Реестр приобретенных Сурниным машин и рисунков оных

Машина для скоропоспешного отделания замков всякого роду.

Тоже для делания всякого роду инструментов, принадлежащих к ружьям.

» точить колеса к замкам весьма способная для скорости и верности.

» для делания разных винтов.

» для делания всяких инструментов, то есть: пил, резцов, Сверлов больших и малых.

Рисунки

Рисунок машины новоизобретенной для точения полок у замков.

Тоже печки для делания отливной стали.

» печки для делания простой стали, употребляемой на пружины и проч.

» машины плющить железные полосы и резать оные в прутья.

» машины для полирования разных стальных штук.

» для сверления стволов, что у нас винтовки называются.

» для палировки ефесов твердою щеткою»2.

Посол России в Англии граф С.Р. Воронцов — генерал-губернатору М.Н. Кречетникову (январь 1792 года):

«Милостивый государь Михайло Никитич!

Якова Леонтьева хвалить не буду. Сей бездельник бегал во Францию и вообще ведет жизнь беспорядочную. Жизнь же Алексея Сурнина с самого его прибытия в Англию заслуживает всякаго одобрения, всегда трезв, честен и неутомим в приобретении успехов для пользы России.

Одним словом, я не могу довольно нарекомендовать Сурнина милости Вашего превосходительства, а прошу токмо, как вы любите отечество и неусыпно стараетесь в пользу онаго не упустить сего случая доставить Сурнину способ привести в действие его знания, чем и ваше патриотическое расположение прославлено будет навсегда и отечество приобретет несказанную пользу. Прошу покорно определить Сурнину несколько мастеров и помощников, поручить их ему в команду и дать ему способы и волю привести в достоинство свое знание, из чего и плоды его вам видны будут. Прошу также взять его в особливое ваше покровительство, дать ему награждение таковое, которое могло бы послужить примером для тех, кто, будучи посланы вне отечества, ведут себя порядочно, стараются о приобретении успеха и охотно возвращаются в отечество.

< >

Если г. Сурнин по милости Вашего превосходительства удостоен будет надлежащего одобрения, то ни за какие деньги того купить нельзя будет, что от него в короткое время оружейники приобретут.

Вашего превосходительства

покорный слуга С.Р. Воронцов»3.

Оружейник Алексей Сурнин — генерал-фельдцейхмейстеру графу П.А. Зубову (20 сентября 1793 года):

«Сиятельнейший граф Платон Александрович,

Милостивый государь!

< >… дабы показать самоважнейший опыт как моего искусства так и моей ревности, просил я позволения отправиться в Тулу для делания образцовых армейских ружей, признанных в Англии наилучшими, из которых я имею счастие представить Вашему сиятельству пять разнокалиберных.

Сверх того успел я в заводе (Тульском оружейном — Авт.) зделать более тысячи штук нужных инструментов; также заприметить некоторые недостатки в Тульском оружейном заводе, которые, по моим опытам, можно поправить следующим образом.

< >

В рассуждении хороших ружей надо бы завесть формы для всего изделия, через что они бы были зделаны исправно, скоропоспешно и прочно. Я нашел также великий недостаток вообще в мастерских инструментах, которыми если что можно сделать в неделю, то я, посредством моих инструментов, могу сделать в три дня, что составляет великую важность в мастерстве.

< >

Для замочных отдельщиков должно бы зделать, называемый по англицки джигарс (шаблон, матрица. — Авт.), для того чтобы всякий замок годился ко всякой ложе. Потребно бы сделать точки, сверловки и вертикально для лучшего поспешествования в работе. Все сие может быть учинено за ту же сумму, получаемую за работу оружейную.

< >

Казенный шуруп должен быть закален для того, чтобы он не ржавел. Шонпел должен стальной равного с пружиною закалу, дабы не повредить казенного шурупа.

< >

Нужно бы завесть для заводу 40 калибров пуль, чтобы одна другой была бы меньше четвертью золотника, дабы какого бы калибра не потребовали из полков могли оныя быть в готовности. Потребно также 40 калибров сверлаков соответствующих оным пулям.

< >

Стволы должны быть толстостенные, как для того, что они могут стрелять далее и вернее в цель бить и от частого стреляния не так скоро разгораются, так и для того, что во время сражения на штыках они не так скоро могут от усилия погнуться.

< >

Дерево для ружей должно заготовлять лет за семь дабы могло высохнуть прежде нежели пойдет в дело.

< >

Машину точильную должно исправить на аглинский манер, чтобы стволы точились равностенные; у нас случаются совсем одностенные, которых с одного боку протачивают более, нежели с другого; и сии стволы, поелику никуда не годятся, то их бросают, что весьма обидно заварным мастерам.. .

Все это с достодолжным уважением подвергаю благоусмотрению Вашего сиятельства с глубочайшим почтением по жизнь пребуду.

Сиятельнейший граф

Милостивый государь!

Вашего сиятельства

Нижайший и преданнейший слуга

АЛЕКСЕЙ СУРНИН»4.

Предписание Екатерины II — наместнику Тульскому и Калужскому, генерал-аншефу Е.П. Кашкину (10 февраля 1794 года):

«Евгений Петрович, тульского оружейного мастера Алексея Сурнина, обучавшегося с успехом в Англии и показавшего на опыте искусство свое в делании разнаго рода огнестрельнаго оружия, повелеваем определить мастером оружейнаго дела и надзирателем всего, до делания ружья касающегося, дав ему для обучения потребное число учеников, жалования же производить ему по пятьсот руб. в год.

Пребываем вам благосклонными
Екатерина»5.

ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ

«… И пошли они Левшу водить»

Англичане еще больше стали удивляться — и начали накачивать вином и левшу и курьера и так целые три дня обходилися, а потом говорят: «Теперь довольно».

Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут.

… и пошли они левшу водить и все ему показывать. Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания.

Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой предмет, что англичане очень удивлялись. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят.

— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

Шурупы Сурнина и гвоздочки Левши

Скупы сведения о личной жизни Алексея Михайловича Сурнина. Известно, что происходил он из старинной оружейной семьи, был женат на дочери отставного писца Ефросинии Ивановне Соколовой, имел трех дочерей, трех сыновей и небольшой дом в Чулковской слободе. Умер 17 августа 1811 года в возрасте всего лишь 44-х лет — скорее всего, здоровье подорвала напряженная работа. Похоронен на Чулковском кладбище. Портрет до наших дней не дошел…

Общеизвестно высказывание Н.С. Лескова, что главный герой «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» — лицо выдуманное. Но еще в 1905 году историк и организатор оборонного производства С.А. Зыбин, изучая историю Тульского оружейного завода, усмотрел несомненные совпадения в судьбах реального и вымышленного умельцев. И утверждал в статье «Оружейного сборника», что одним из прототипов Левши несомненно является оружейник Сурнин, а вторым — приехавший с ним на учебу в Англию бездельник и пьяница Яков Леонтьев; писатель свел два характера воедино, потому так органичен Левша, гениальный мастер и не дурак выпить…

С Зыбиным не был согласен обнаруживший его записи доктор исторических наук, туляк В.Н. Ашурков. Он полагал, что замысел лесковского сказа идет от пословицы «Туляк — стальная душа, туляки блоху подковали и на цепь посадили» и традиций народного творчества. Тем более, что Лескову не могли быть известны документы о Сурнине — они были выявлены почти через четверть века после появления «Левши». Но никуда не уйдешь от первоисточников: уже слишком похожи английские «командировки» двух мастеров. Читаешь дотошную, до самого маленького шурупа и гвоздя записку Сурнина — и перед глазами мгновенно встает Левша, ковавший гвоздочки для блошиных подков…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *