О пророке

В исламской религии слово «пророчество» («нубувват») означает особую связь между Всевышним и человеком, при которой человек получает от Него откровение. Пророки, да будет мир над ними всеми, бывали разные: одни получали откровение и распространяли его лишь среди узкого круга лиц, другие же создавали целые великие общины на основе этих пророчеств, устанавливали законы по велению Всевышнего, выступали в роли судей.

Иным образом слово «пророчество» понимают христиане, или, по крайней мере, значительная их часть. Они считают, что под «пророчеством» следует понимать совершение предсказаний о будущих событиях. Например, они часто приводят из Ветхого завета предсказания о приходе Иисуса, да будет мир с ним, в роли Мессии, тем самым доказывая истинность их учения и Писания.

В качестве опровержения веры мусульман в пророчество Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, нередко они говорят, что «Мухаммад не изрекал пророчеств» в их понимании (то есть предсказаний), поэтому «мы не можем считать его Пророком».

В ответ хотелось бы сказать, что, даже если мы примем их понимание пророчества, они окажутся неправы. Пророк Мухаммад за свою жизнь совершил великое множество предсказаний, и все они сбылись! Проблема заключается в том, что противники ислама зачастую довольно плохо знакомы с мусульманскими преданиями.

Содержание

Предсказание в Священном Коране

Начнём с того, что в самом Коране, который является не словами Пророка, а откровением Всевышнего, есть ряд пророчеств. Самое явное из них присутствует в суре «Ар-Рум» («Римляне»).

Всевышний говорит:

«Побеждены римляне в ближайшей земле, и они после поражения своего вскоре победят — через несколько лет».

Священный Коран, 30:2—3

В аяте подразумеваются римляне Восточной империи, то есть византийцы. Персы одержали победу над римлянами, завоевав Алеппо, Антиохию, Дамаск, Иерусалим, Египет, Триполи и другие провинции в 616-м году. История показывает, что не прошло и девяти лет, как византийцы выиграли новую войну против персов в битве при Иссе (622 г.) и ещё через девять лет император Ираклий покорил Персию. Это является явным опровержением тех, кто утверждает, что Пророк сам сочинил Коран.

Пророк предсказывает смерть Аммара ибн Ясира, да будет доволен им Всевышний, от рук притеснителей

Было передано в многочисленных сборниках хадисов, что Пророк сказал своему сподвижнику Аммару ибн Ясиру:

«Горе Аммару, его убьёт группа притеснителей! Он будет призывать их к Раю, а они его — к Аду!»

Аль-Бухари, «Сахих», хадис 428

Из истории мы знаем, что Аммар ибн Ясир действительно был убит сторонниками Муавии при Сиффине. С тем, что Муавия и его сторонники в этой войне были притеснителями, согласны даже сунниты, тогда как Али и его сторонники были правы, ибо Пророк сказал об Али, что он— с истиной (в другой версии — с Кораном), а истина (Коран) — с ним.

Что касается части хадиса «Он будет призывать их к Раю, а они его — к Аду», то здесь у суннитов возникает проблема, поскольку они не могут принять, что Муавия со своими сторонниками был призывающим к Аду, ибо он, по их мнению, «сподвижник», и поэтому многие из числа их учёных писали, что эта часть хадиса сомнительна, несмотря на то, что передана в заслуживающих у них доверия книгах.

Важно здесь другое, а именно то, что Пророк предсказал смерть Аммара от рук угнетателей за десятки лет до того, как это произошло.

Пророк предсказывает, что Фатима, да будет мир с ней, будет первой из его семьи, кто покинет этот мир

Известно, что Фатима, дочь Пророка, прожила очень короткое время после смерти своего отца. Её горе от потери отца было очень велико, и в дополнение к этому она столкнулась с несправедливостью по отношению к себе со стороны Абу Бакра и Умара. Они отобрали её имущество, угрожали ей и членам её семьи, напали на её дом. Из-за всего этого Фатима, согласно многим преданиям, прожила всего полгода после Пророка и была похоронена Имамом Али втайне от угнетателей (местоположение её могилы до сих пор неизвестно).

Таким образом, Фатима стала первым членом семьи Пророка (Ахль аль-Бейт), ушедшим из этого мира, о чём Пророк сообщил незадолго до своей смерти.

Было передано, что он сказал Фатиме:

«Воистину, ты станешь первой из числа моего семейства (Ахль аль-Бейт), кто воссоединится со мной «. Фатима заплакала, и тогда Пророк сказал: «Разве ты не довольна тем, что ты — госпожа женщин Рая и жён верующих?» И тогда Фатима засмеялась.

Аль-Бухари, «Сахих», Книга достоинств, хадис 3353

Пророк предсказывает мученическую смерть своего внука Хусейна, да будет мир с ним, в Кербеле

Убийство Имама Хусейна является великой трагедией, которую ежегодно разделают шииты, а также многие непредвзятые сунниты вот уже более тысячи лет. Мусульманская община после Пророка настолько отошла от верного пути и последовала за заблуждениями и нововведениями, что допустила кровожадную и жестокую расправу над внуком Пророка, членами его семьи и верными сподвижниками. Так вот всё это было предсказано Пророком ещё тогда, как Хусейн был маленьким мальчиком. Джабраил принёс Пророку землю Кербелы, сообщил о том, что на ней будет убит Хусейн, и Пророк оплакал его убийство. Более подробно об этом вы можете прочитать в этой статье.

Предсказание об узурпации власти и воцарении Омейядов

Во время прощального паломничества Мухаммад, да благословит Аллах его и его семейство, объявил людям в Гадир Хуме о том, что Али является покровителем и повелителем каждого верующего после него, и многие «сподвижники», в том числе Абу Бакр и Умар принесли ему присягу. Однако, как только Пророк покинул этот мир, Абу Бакр и Умар поспешили к собравшимся в Сакифе (под навесом племени сынов Саида) ансарам, и так Умар выдвинул кандидатуру Абу Бакра на пост халифа, в то время как Имам Али и верные завету сподвижники занимались похоронами Пророка.

Было передано, что Пророк сказал Имаму:

«О Али, после меня ты столкнёшься с тяготами из-за курайшитов, которые восстанут против тебя, и их несправедливостью по отношению к тебе. Если найдёшь ты себе помощников, то сразись с теми, кто выступит против тебя. Если же ты не найдёшь их, то прояви терпение и не обнажай меч против них, дабы не навлёк ты на себя погибель. Поистине, твоё положение по отношению ко мне подобно положению Харуна (Аарона) по отношению к Мусе (Моисею). И лучший пример для тебя в том, что Харун сказал своему брату Мусе: «О сын матери моей! Поистине, люди сочли слабым меня и были близки убить меня» (7:150)».

Книга Сулейма ибн Кайса, хадис 1

Также существуют предания, в которых Пророк сообщает о двенадцати узурпаторах халифата.

Он сказал:

«Поистине, я видел двенадцать мужчин — имамов заблуждения, которые восходят на мой минбар и сходят с него, обращая мою общину вспять . Двое из них — курайшиты из родов сынов Тайма (Абу Бакр) и сынов Ади (Умар), трое — из Омейядов, семеро — из рода Хакама ибн Абу аль-Аса».

Книга Сулейма ибн Кайса, хадис 42

Подобных примеров — великое множество. По теме предсказаний Пророка, которые осуществились спустя многое время, можно написать отдельную книгу. Всё это указывает на истинность его пророчества даже в христианском смысле этого слова.

По преданию, однажды он замерзал в пещере на горе, названной после Горой света, и ему явился ангел Джабраил (Гавриил). Вначале Мухаммед решил, что он сошел с ума, но после того, как убедился, что он – пророк, начал декламировать то, в чем узнал Божественное Откровение!

Через три года после этого он начал пророчествовать и делал это до своей кончины. После его смерти все откровения были записаны в Ал—Куран, или Коран, что означает «чтение вслух». Мухаммед считал себя последним в ряду пророков, связывающим человека с Богом. Пророки стали появляться со времен сотворения мира, среди них: Ибрахим (Авраам), отец народа Мусса (Моисей), Иса (Иисус). Мусульмане считают, что Мухаммед – последний пророк.

Мусульмане не считают его божеством; ислам – религия без Бога, но его считают прекрасным государственным деятелем. Они равняются на него во всем. Уже через 100 лет после смерти пророка его последователи управляли территорией от Пиринейских гор до Индии. Успехом эта религия обязана «боговдохновению».

Слово «ислам» буквально в переводе с арабского означает «покорность», но часто трактуется как «мир». Мусульмане разделяют основополагающие принципы христианства и иудаизма. Они также верят, что есть лишь один Бог, создатель, опора, всеобщий судья. Они не верят в смерть как в конец существования, они верят в «слепой рок», или «кисмет». Мусульмане, как и евреи, не едят свинины, верят в универсальность божественных откровений, считая Ису не сыном Божиим, а пророком.

По преданию арабов, чудотворный ключ Земзем в бесплодных песках обязан рождением Исмаилу, сыну праотца Авраама. Жена его Сара родила сына Исаака, а рабыня Ходжар – Исмаила, который явился основоположником арабских племен. Однажды они оказались в пустыне. Мать – рабыня и ее сын умирали от жажды. Тогда Исмаил ударил ножкой, и источник забил во всю мощь. После Авраам возвратился в эти места и по указанию архангела Джебраила выстроил храм Каабы. После Джебраил предстанет и перед Мухаммедом. Архангел дал Аврааму камень, невесомо парящий в воздухе, благодаря чему строительство обошлось без строительных лесов, но понадобился еще один камень, знаменитый «черный камень» Каабы, обозначавший место, откуда следует обходить святилище. По сей день эта божественная реликвия, почитаемая всеми мусульманами мира, пребывает в Каабе.

Кааба – храм, называемый так за его кубическую форму. Слово «куб» заимствовано из арабского языка. Этот храм и стал Домом Единого Бога. Священные для мусульман места – Мекка с ее Каабой и источником Земзем почитались задолго до Мухаммеда. Еще за полтора века до рождения пророка вожди—жрецы управляли Меккой. Прадедом Мухаммеда был Хашим – родословная восходит к Исмаилу. Хашим занимался продовольствием, во время одной из поездок он умер, оставив малолетнего сына Шейбу. Мальчик вернулся на родину в зрелом возрасте, вначале его называли «рабом Мутталиба», своего дяди. После смерти дяди он стал старейшиной клана и получил ключи от Каабы. Его сын Абдаллах и был отцом Мухаммеда.

То, что Мухаммед – реальная фигура, вне сомнения. Существует по крайней мере три доказательства на сей счет: во—первых, Коран, записанный с его слов, во—вторых, «Жизнь посланника Аллаха». Работа уроженца Медины Ибн Искака и «Книга военных походов» автора Вакыди.

Коран повествует о детстве мальчика, о его сиротстве, нужде, сомнениях, обретенной с трудом истине. Он родился между 570 и 571 годом, этот год назван в легендах арабов «Годом Слона». Год рождения пророка связан с походом на Мекку йеменского правителя Абрахи, войско которого составляли слоны и эфиопы.

Невиданное животное поразило жителей Аравии, и они увековечили его в своих записях. Младенцем пророк обнаруживает склонность к визионерству, это и сны наяву, и загадочные образы этих снов.

На шестом году жизни мальчик потерял обоих родителей. Дядя приютил его, доверив пасти коз и овец. Пустыня, где он их пас, помогала ему сосредотачиваться и размышлять. Перемены в жизни принесла женитьба на богатой вдове. Он женился в 24 года на вдовушке 40 лет. Он очень любил ее. Став независимым, он оставил торговые дела и посвятил себя поискам смысла жизни. Сведений о его детях немного. Известно лишь о его дочери Фатиме, она пережила отца и имела многочисленное потомство.

Пророк в минуты размышлений видел, как открывается завеса чудес мира. У Мухаммеда возникла мысль, захватывающая его все больше, – он избранник! Он – пророк Аллаха! Ночь на 24 число месяца Рамадана принесла ему, уснувшему в пещере, удивительный сон. Он заснул на склонах горы Хиры. А может быть, это был не сон, а явь? Считалось, что Мухаммед не знает грамоты, а неизвестный посланник заставил его прочесть пять строк из дивного свитка, тяжесть которого давила ему грудь. Они впечатались в память, и, проснувшись, он повторил все. Под впечатлением пережитого он вернулся домой и рассказал обо всем верной жене. Она верила в его миссию очень горячо. Она—то и заставила его поверить, что он видел Джебраила, а может быть, и самого Аллаха? Он сам мало кому рассказывал об этом, не зная в точности, кто его посетил тогда, на склонах горы? Роковая неизвестность разрешилась, когда посланец явился прямо к нему домой, его видела и жена. И окончательно уверовал в то, что он пророк. Он понял, что его посещал Аллах. Он начал действовать как наставник веры в Аллаха и как политический деятель. Над ним смеялись, говоря, что и он, как все, «ходит по рынкам», на что он отвечал достойно. Об этом в Коране написано очень предметно. Не получив поддержки в Мекке, он перебрался в город матери Ястриб. Его переселение служит началом летоисчисления ислама. Мудрая жена умерла, он взял себе в год смерти еще девять жен. Всем последователям он разрешал иметь не более четырех. Он управлял первой общиной. Люди его общины были объединены верой в Аллаха. В 630–631 годах его люди подчинили себе Мекку, после – большую часть Аравии. Скончался пророк после недолгой болезни 8 июля 632 года. Его гробница – вторая после Каабы святыня ислама. Зеленое знамя ислама взвилось над Аравией.

Первые халифы (632–661) считаются преемниками пророка Мухаммеда. К началу IX века оформился могущественный арабский халифат, который распространил свою власть на Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Юго—Восточную Европу.

Пророчества Мухаммеда

В книгах о пророчествах он чаще упоминается под именем Магомет, не отойдем от этой традиции и мы. Предметом мусульманского богословия является учение об источниках ислама. Этих источников в основном два – Священный Коран (Слово Аллаха) и хадисы (изречения, образцы поведения) посланника Аллаха Магомета. Первым и важнейшим источником является Коран. Если речь идет о Коране как таковом, иногда используются другие названия его, как—то: Ал—Китаб – писание, завершенное в себе, Ал—Фуркан – то, что истину отличает ото лжи, правду от неправды, Ал—Джикр – напоминание или источник возвышения и славы человечества, Ал—Мауизах – увещание, наставление, Ал—Хукм – Суд, судебник и многие другие названия. Ночь Рамадана, в которую пророк получил первые строки Корана, названа в Слове Аллаха «ночью могущества». Коран – собрание слов Аллаха, указание для пророка. Собрание откровений Божиих, сообщенных посланнику. Магомет – не их автор и не их составитель.

За прошедшие века возрос объем знаний, коренным образом изменились условия жизни человека, но, несмотря ни на что, Коран играл и играет важную роль в судьбах миллионов людей, им продолжают руководствоваться более миллиарда человек земного шара. Источником ислама является Коран потому, что он есть «истинная несомненность», ниспосланная Аллахом через своего посредника Магомета. Коран стал для мусульманина Книгой, которая направляет его на жизненном пути, определяет и освещает его путь. Не только мусульмане, но и представители других религий, знакомых с Кораном, на родном (арабском) языке признают величайшее изящество слога и языка. Язык Корана – язык курешитского племени, к которому принадлежал пророк. Аллах же дал Магомету откровения на родном языке, «чистом», языке тех, кому он проповедовал. Однако Коран предназначен (и об этом в нем есть указания) всем другим народам, вот цитата: «О, люди! Я – посланник Аллаха к вам всем» (7:157). Суры расположены в Коране в хронологическом порядке. По общему мнению, первое откровение содержится в суре 96: 1–5, последнее – в суре 5.

Первая сура называется аль—Фатиха, или Открывающая. Некоторые суры именуются так или иначе по какому—либо событию, о котором повествуют. Названия иногда кажутся довольно странноватыми, например аль—Бакара, или Корова, а повествует сура о религиозных обязанностях для развода, о законных основаниях для него и о правилах ведения справедливых войн. Во времена возникновения Корана книги в целом были достоянием богатых людей, бедные же учили тексты наизусть. Знавших текст Корана наизусть называли «хафизами». Первый халиф Абу Бакр приказал сподвижнику пророка Зайду ибн Табиту составить полный письменный текст Корана в одной книге, этот текст был отдан вдове пророка Хафсе, дочери халифа Омара. Двадцать лет спустя после смерти пророка все письменные версии были изъяты и проверены на их полную согласованность, а те, которые отличались хотя бы в чем—то, были изъяты. Это было во времена правления халифа Османа.

Затем были созданы многочисленные копии подлинного Корана и разосланы во все главные центры ислама. С тех пор все копии одинаковы и священны. Самые ранние копии Корана хранятся ныне в Ташкенте и Стамбуле. Автор одной из книг об исламе Ф. Шюон заметил, что Священные Писания в целом не должны недвусмысленным образом высказываться о некоторых внешне парадоксальных аспектах бытия. Ведь и в самом деле, помимо информации, изложенной в ясной и доступной форме, и в Библии и в Коране содержится тайное, сокровенное знание.

Согласно религиозным учениям, оно сообщается людям через пророков, но не целиком, а фрагментарно – в притчах, намеках, аллегориях. Смысл их недоступен большинству, он открывается лишь отдельным провидцам. И это не случайно. Это необходимо и неизбежно. Ведь это предвосхищения, которые сбываются через века, иногда – ранее. А до того времени они не могут быть поняты людьми, так как на это время в языке отсутствует соответствующая терминология. Коран предупреждает, что аяты (изречения) «неясные, изложенные в иносказательной форме, содержащие сокрытые знания, не следует толковать, ибо толкование их «известно только Богу» (3:57). Людям неизвестно, как, например, записана информация в Небесной Скрижали. Но в Коране есть указания, где записываются деяния грешников и проповедников, они – в китабун маркумун, или в книге, написанной числами.

Природа сигналов, поступающих к людям из космического пространства «смыслового уровня», нам неизвестна; человек не может дешифровать эти сигналы. Большинству людей прием такой информации недоступен, словно бы в мозгу человека есть некий «затор», который, однако, может исчезнуть в результате чрезвычайных обстоятельств: сильных душевных потрясений (Ксения Петербуржская, например) либо в том случае, когда человек входит в медитативное состояние – в измененное психическое состояние, известное оракулам, жрецам, шаманам, поэтам, юродивым, пророкам. Бывает, что каналы с Космосом открываются людям во сне, вещие сны являлись и Магомету. После происходит «перекодировка» информации с небесного языка на человеческий. Смысл же эзотерической информации бывает часто не до конца понят самими пророками. Передатчиком информации Корана является Магомет, в Библии таковыми являются Моисей, Иисус, пророки. Без сомнения, с течением времени будут появляться новые сообщения о сокрытых в Священных Писаниях истинах. Сегодня многие ученые—мусульмане соотносят поразительные достижения науки с сурами Корана. Пример: в суре 55 они видят предсказание о полете человека в космос.

Пророк Магомет оставил после себя бесценное наследие: Божественное откровение и Сунну; его поступки, история его жизни и высказывания по тем или иным проблемам, которые он сделал на протяжении своего 23–летнего служения. Благодаря этому мусульмане смогли создать мировую систему ценностей, охватывающую все сферы деятельности человека. Одна из самых сложных задач – создание теоретической научной базы ислама, систематизация его положений. На протяжении 300–400 лет и после в этом направлении велись серьезные исследования, и задача была успешно решена.

На основании Корана были сформулированы теоретические и практические основы исламской религии: они неизменны и ныне. Это «Столпы веры». Основы практического ислама называются в его науке «Столпами ислама».

  1. Отношение мужчин мусульман к женщинам
    1. Ценить благие качества и прощать недостатки жены в характере
    2. Запрет на физическое насилие
    3. Забота о дочерях
    4. Помощь вдовам и сиротам
    5. Запретные отношения
  2. Какие женщины окажутся в раю
    1. Целомудренная и покорная
    2. Воспитывающая детей после смерти мужа
    3. Заботливая и щедрая
    4. Стремящаяся к знаниям
    5. Умершая во время беременности
  3. Выдуманные известные хадисы о женщинах
  4. Четыре наилучших блага для обоих миров
  5. Лучшие жены
  6. Как получить награду за благие дела своего мужа?
  7. Скверные женщины

Женщины сыграли важную роль в том, чтобы оказать поддержку Посланнику Аллаха ﷺ и поддержать Ислам на пути становления религии, и первым человеком, который выслушал Мухаммада ﷺ после явления к нему его пророческой миссии, поддержав его, была его супруга Хадиджа. Среди хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ приводится множество, которые посвящены теме женщин: жен, матерей и дочерей. Эти хадисы повествуют о том, что говорил о женщинах Посланник Аллаха ﷺ (Muhammad), поэтому каждый мужчина мусульманин должен обязательно читать хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о женщинах, для того, чтобы знать как относился к женщинам Посланник Аллаха ﷺ и требовал относиться к ним от мужчин своей уммы.

Отношение мужчин мусульман к женщинам

Всевышний Аллах предписал мужчинам жить с женщинами в мире и согласии и обходиться с ними достойно, быть добродетельными к ним, относиться с уважением, терпением и заботой к своим матерям, женам и дочерям. В хадисе (от Абдуллы ибн Амра переданым ибн Маджа) сказано: «Лучшие из вас – это те, кто лучше всех относится к своим женщинам».

Упоминая хадисы про женщин, приводят случай, когда Посланника Аллаха ﷺ посетил один человек, который задал ему такой вопрос: к кому из людей он должен относиться лучше всего? На это Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что лучше всего следует относиться к матери. Тогда человек задал вопрос, к кому после матери должен относиться он лучше всего. И Посланник Аллаха ﷺ ответил, что к матери. Когда же в третий раз человек задал ему такой вопрос, Посланник ﷺ снова ответил, что к матери и только на четвертый раз ответил, что к отцу. Этот хадис был рассказан Абу Хурайрой, передали Муслим и Бухари.

Особо можно выделить те хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, в которых он говорит о женщине-матери и о том, как мусульманин должен относиться к матери, которая родила его, чтобы заслужить довольство Всевышнего. В хадисе, переданном Муслимом и Бухари со слов Мугира ибн Шу‘ба, Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что мусульманам Всевышним Аллахом запрещено непочтительно относиться к матерям и отказывать им в том, что человек должен отдать своей матери. Также как запрещено убивать дочерей новорожденных.

Ценить благие качества и прощать недостатки жены в характере

По словам Посланника Аллаха ﷺ, если какие-то черты характера в жене мужу не нравятся, ненавидеть свою верующую супругу он не должен, а необходимо довольствоваться какой-то другой чертой ее характера, которая более приятна ему. Благодеянием для супруга будет помощь жене по хозяйству, домашним делам, в приготовлении блюда или починке своей одежды, ведь сам Пророк Мухаммад ﷺ штопал свою одежду, облегчая тем самым работу своим женам. Супруг должен всегда защищать свою жену, охранять и оберегать, как сказал Посланник Аллаха ﷺ, что женщина является человеком слабым и незащищенным, и шайтан подступается к ней, когда она выходит на улицу.

Пророк Мухаммед ﷺ все время напоминал мусульманам о том, что женщина сотворена из ребра, у которого наиболее искривлена верхняя часть, которая сопоставима с языком, поэтому исправлять в женщине то, что ей дано от рождения, не стоит пытаться – это так же опасно и бесполезно, как пытаться выпрямить ребро, которое просто может сломаться. Эти слова Мухаммеда ﷺ приведены в хадисе, который передан Муслимом и Бухари со слова Абу Хурайры.

Запрет на физическое насилие

Особое внимание уделял Посланник Аллаха ﷺ вопросу насилия над женщинами и физических взаимоотношений: по его словам, мужчинам не следует уподобляться тем, кто сначала бьет жен своих подобно рабам, а затем могут прийти и лечь с ними в постель – эти его слова приводятся в хадисе, рассказанном Абдуллой бин Зам‘а, переданном Муслимом и Бухари.

В хадисе от Табарани передается о том, что аль-Микдад ибн Ма‘дикариб слышал, как Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, (и никогда не бил её, оставляя следа на теле). И они умирали в старости, питая любовь друг к другу».

Когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос, какие следует мусульманам соблюдать права женщин, Мухаммад ﷺ ответил так: «Если сам ешь, то накорми и ее, если себе покупаешь одежду, то купи и ей. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не должен оставлять ее, кроме как в доме» (со слов Муавии ибн Хейда передал Абу Дауд).

После того, как по окончании сражения стали находить тела убитых детей и женщин, Посланник Аллаха ﷺ запретил убивать детей и женщин – об этом рассказывал ибн Умар в хадисе, который передал аль-Байхаки.

Забота о дочерях

Пророк Мухаммад ﷺ о рождении дочери в семье мусульман сказал в хадисе, который рассказал Анас ибн Малик и передал Табарани, что, когда рождается девочка, в эту семью посылает Всевышний Аллах ангела с благословением и говорит: «Как она слаба и как беспомощна, и из слабого тела вышла. Кто будет ее воспитывать, то до Судного дня ему будет оказана помощь».

Также в некоторых хадисах сообщается, что кто воспитает трех дочерей в исламе, тому будет обещан рай, сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ спросили о том у кого будет не три, а две дочери и Посланник Аллаха ﷺ также ответил утвердительно.

Джабир бин Абдулла передает от Посланника Аллаха ﷺ: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил (мир ему): «Даже если у него будет две дочери». (Ахмад, Бухари).

«Тот, кто имеет трех дочерей или сестер, кто хорошо относится к ним, воспитывает их должным образом, имеет терпение с ними, и боится Аллаха по отношению к ним, войдет в Рай» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

Помощь вдовам и сиротам

В своих наставлениях Мухаммад ﷺ уделял особое внимание отношению к вдовам, и приравнивал тех, кто помогает овдовевшим мусульманкам, к борцам на пути Аллаха или тем верующим, которые днем постятся, а ночью выстаивают молитвы, — такие его слова приводятся в хадисе, который со слов Абу Хурайры передал Бухари и Муслим.

От Абу Хурейры передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» (Ахмад и ибн Маджа). Имам ас-Синди так растолковал данные слова: «Смысл этого хадиса в том, что Пророк ﷺ призвал Аллаха в свидетели касательно того, что он довёл их положение до своей общины».

Запретные отношения

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщины муджахидов запретны для тех, кто не на джихаде также как запретно смотреть на своих матерей со страстью» (сборник Муслима, передано со слов Сулеймана ибн Язида).

Какие женщины окажутся в раю

Говоря о том, как следует жить и как следует строить свою жизнь женщине мусульманке, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что войдет в Рай та женщина, которой был доволен муж – об этом рассказано хадисе Умм Саляма, который был передан ат-Тирмизи.

В хадисе от Абу Умамы переданном в сборнике Ахмада, ибн Маджа и аль Байхаки рассказывается о женщине, которая пришла к Посланнику Аллаха ﷺ со своим сыном, и Пророк Мухаммед ﷺ сообщил ей, что женщины беременные, рожающие, и милосердные к детям, обязательно попадут в Рай, если будут выполнять молитвы и подчиняться мужу.

Целомудренная и покорная

Есть также хадис, в котором затрагивается тема женщин, который был рассказан Абдур-Рахманом ибн Ауфом, передан имамом Ахмадом. В этом хадисе приводятся слова Посланника Мухаммада ﷺ о том, что женщине следует обязательно выполнять пять молитв, в месяц Рамадан соблюдать пост, отдавать милостыню, хранить себя саму от чужих мужчин, а своему мужу быть покорной (в том, что разрешено Шариатом), такой будет сказано в вечном мире: «Войди в Рай через ту дверь, через которую хочешь сама!».

О том, какие права и какие обязанности существуют у женщин по отношению к их супругам, говорила и Аиша, которая однажды произнесла, обратившись к женщинам, такие слова: «О, женщины, если бы знали вы обязанности ваши перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего мужа» (передано ибн Абу Шейбой в «Мусаннафе»).

Воспитывающая детей после смерти мужа

О том какой образ жизни должна вести жена, после смерти своего супруга, передается в хадисе Ауфа ибн Малика в сборнике Абу Дауда. Посланник Аллаха ﷺ говорил, что красивая женщина, у которой происхождение из хорошей семьи, и которая после того, как муж ее покинет этот мир, не станет снова выходить замуж, украшать себя и не будет предаваться развлечением, а займется воспитанием своих детей до тех пор, пока дети не станут совершеннолетними, или до своей смерти, — такая женщина будет в Раю на одной степени с самим Пророком Мухаммадом ﷺ.

«Я первый, кому откроются двери Рая, но опередит меня женщина, и я спрошу у нее: «Кто ты?» И она ответит: «Я женщина, которая сидела со своими детьми, оставшимися без отца» (передано от Абу Я‘ля со слов Абу Хурайры).

Заботливая и щедрая

Об одном случае, связанном с женщинами, рассказала Аиша. По ее словам, ее однажды посетила с двумя дочерьми очень бедная женщина: она держала своих дочерей на руках и просила еды. Аиша каждой из них дала по финику, но, когда женщина попыталась съесть свой финик, ее дети попросили у нее этот финик, и тогда мать разделила финик на две половины и дала своим дочкам. Аиша была восхищена таким ее поступком и сообщила об этом Пророку Мохаммеду ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ сказал на это, что Всевышний Аллах освободит такую женщину от Ада и введет ее в Рай. Хадис передан имамом Муслимом.

Стремящаяся к знаниям

В одном из хадисов от Муслима со слов Айши сказано: «Лучшими женщинами являются женщины ансаров, потому что стеснительны они, и эта стеснительность не помешала им требовать Знания в религии».

Умершая во время беременности

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, в числе шахидов будет та женщина, которая умрёт во время беременности, то есть она будет приравнена к тем, кто пал смертью на пути Аллаха. Об этом сказано в хадисе от Убада ибн ас-Самита.

Выдуманные известные хадисы о женщинах

Приводятся также слова Пророка Мухаммеда ﷺ, с которыми он обратился к женщинам: «Разве не будет рада каждая из вас, когда забеременеет от мужа, и он будет доволен ею, тогда как за каждый день беременности ей будет записываться вознаграждение постящегося днем и выстаивающего ночью молитву на пути Аллаха» Затем он ﷺ сказал, что в момент, когда у женщины начинаются схватки и она готовится рожать, никто из обитателей небес или земли, даже ангелы не знают о том, какую награду приготовил Аллах для нее. В этом хадисе сказано, что, когда она родит, за каждый глоток, который выпил ребенок из ее груди во время кормления, она получает награду. Каждую минуту, когда мать не может спать, потому что плачет ее ребенок, ей Господь записывает такую награду, какая дается за освобождение семидесяти рабов на пути Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что имеет в виду тех женщин, которые «живут в подчинении Аллаху, своим мужьям, и которые забывают о своих совершенных делах». Однако, как бы красиво не звучали эти слова, этот хадис является выдуманным. Не разрешено верить в него, передавать и распространять.

Некоторые люди, зная трепетное отношение Посланника Аллаха ﷺ к матерям, выдумывали на эту тему хадисы, например, «Кто поцелует глаза своей матери, это будет преградой для него от Ада», передано от аль-Байхаки со слов ибн Аббаса. В иснаде этого хадиса присутствует передатчик, которого Кутайба считал очень слабым, а ибн Махди назвал его лжецом, согласно высказыванию аз-Захаби.

Передается очень слабый хадис в сборнике аль-Байхаки от Абу Хурейры о том, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил о природе женщин так: женщины гораздо чувственнее в наслаждениях, чем мужчины – чувствительнее мужчин в девяносто девять раз, но волей Всевышнего Аллаха они в этом были созданы стеснительными.

Четыре наилучших блага для обоих миров

Говоря о женщине, Посланник Аллаха ﷺ (передается от ибн Аббаса и передано Табарани), сказал, что существует четыре вещи, которые являются наилучшим благом как для земного мира, так и для мира вечного. К этим четырем вещам относится: благодарное сердце, язык, который поминает Всевышнего Аллаха, тело, которое терпеливо для бедствий, и супруга, которая не предает своего мужа ни своим телом, ни его имуществом.

Лучшие жены

В хадисе рассказанном Абу Хурейрой Посланник Аллаха ﷺ назвал лучшими женщинами тех, «глядя на которых радуешься, повелевая которым видишь послушание, которые в твое отсутствие хранят себя и твое имущество». После этих слов Посланник Аллаха ﷺ прочитал аят 34 из суры под названием «Женщины», в котором сказано, что «Мужчины над женами стоят за то, что Аллах одним дал преимущество перед другими, и за то, что расходуют они из своего имущества».

О том, к каким женщинам будет благосклонен Всевышний Аллах, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что женщина, которая встает ночью на молитву, и будит своего супруга, чтобы прочитать намаз вместе, а если муж ее не просыпается, брызгает водой в его лицо, чтобы разбудить его на молитву, будет в милости у Всевышнего Аллаха. Этот хадис рассказал Абу Хурайра, он был передан Абу Даудом.

По мнению Посланника Аллаха ﷺ, праведная жена – это лучшее, что можно получить в пользование в этом преходящем мире. Среди лучших женщин своей уммы он называл тех, которые не просят большое приданое и приветливы к своим мужчинам.

Пророк ﷺ особое внимание уделял довольству мужа своей женой. Сообщается, что Хусайн ибн Михсан, рассказывал о том, что его тётя со стороны отца поведала ему, что однажды она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ по какой-то нужде. Он спросил меня: «У тебя есть муж?» Я ответила: «Да». Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Я ответила: «Делаю для него все, что в моих силах». Посланник Аллаха ﷺ сказал на это: «Будь внимательней, куда тебе до него? Воистину, он для тебя Рай и Ад» (от Ахмада и аль-Хакима).

Как получить награду за благие дела своего мужа?

В хадисе переданным Аслям ибн Сахлем рассказывается случай, как к Пророку Мухаммаду ﷺ, который в этот момент находился в окружении своих сподвижников, подошла Асма, дочь Язида, которая сказала Посланнику Аллаха ﷺ, что он ей как мать и отец, и она пришла к Посланнику Всевышнего ﷺ от имени всех женщин с готовностью отдать за него душу, которые уверовали и признали истину его пророческой миссии. Асма представилась одной из тех женщин, которые сидят дома, носят детей своих мужчин и выполняют их желания. Асма от лица всех женщин признала, что мужчины совершают больше благих дел, потому что могут посещать пятничную молитву, посещать больных, провожать в последний путь покойников, совершать коллективные молитвы и ежегодно делать хадж, а также бороться на пути Аллаха. Когда же жена остается дома, в то время как ее мужчина отправляется в хадж, она хранит себя и имущество мужа, шьет ему одежду, однако в перечисленных благих делах принимать участие женщина не может.

В ответ на эту речь Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам с вопросом, слышали ли они в своей жизни более прекрасную речь от женщины, касающуюся вопросов религии. Посланник Всевышнего ﷺ сказал Асме, чтобы она возвращалась и передала остальным женщинам, что из них лучшей женщиной будет та, которая будет спрашивать у своего мужа, чем заслужить его довольство, станет выполнять то, что будет он просить, а с мнением его будет соглашаться. И если она будет выполнять это, то ей будет дано такое же вознаграждение, какое будет дано ее мужу за его деяние, в которых жена его принимать участие не может. Асма, услышав такие слова Пророка ﷺ, ушла в большой радости.

Скверные женщины

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, когда жена в земном мире совершает плохое, причиняя супругу своему страдания, его жена из гурий говорит: «Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только гость твой, который покинет тебя уже скоро» (от Му‘аза бин Джабаля в сборнике ат-Тирмизи).

В хадисе, рассказанном Сальманом ибн Ясаром и Абу Узейной переданном аль-Байхаки, Пророк Мухаммад ﷺ говорит, что худшими из жен мусульман следует называть тех, кто ходит высокомерными и полураздетыми. Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал, что в Рай никогда не войдут лицемерки, и что среди всех женщин будет очень мало достойных, как белых ворон.

©В.Ю. Питанов

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя

Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Ин.14:26

Знакомясь с Кораном в переводе Валерии Пороховой «Коран. Перевод смыслов» , автору статьи бросилась в глаза попытка переводчицы провести параллель между Кораном и Евангелием от Иоанна, а именно между сурой 61.6 и Ин.14:16; 15:26. Валерия Порохова, как и другие апологеты ислама , трактует Ин.14:16, 15:26 как предсказание прихода основателя ислама Мухаммада. По сути, Утешитель, о котором пророчествует Христос, апологетами ислама отождествляется с Мухаммадом. В данной статье мы поразмышляем над корректностью такого отождествления. Есть ли в Новом Завете пророчества, которые могут быть отнесены к Мухаммаду? Но для начала выясним, как Коран относится к Библии.

Изучая Коран, можно столкнуться со стихами, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о положительном отношении к Библии:

Скажите вы:

«Мы верим в Господа и откровение Его,

Что было нам ниспослано и Ибрахиму,

И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу ,

И всем двенадцати израильским коленам;

И то, что Мусе Бог послал,

И то, что даровал Он Исе,

И что другим пророкам снизошло –

Меж ними мы не делаем различий,

И лишь единому Ему мы предаемся (Сура. 2.136; 3.84).

Он тот, кто Книгу в истине тебе послал

В знак подтверждения ниспосланного прежде.

И до нее Он в руководство людям ниспослал Закон (Тора),

(За ним) Евангелие (с Исой)… (Сура.3.3).

Мы дали Мусе Книгу (откровений),

И вслед за ним отправили других пророков;

Мы дали Исе (Иисусу), сыну Марйам, знаменья ясные,

И Дух Святой для укрепления его» (Сура. 2.87).

Как видим, Коран признает ветхозаветных пророков: Авраама, Моисея, Исаака и т.д., причисляя к пророкам и Иисуса (Ису). Более того, в Коране не только признается, что Библия является Боговдохновенной книгой, но и утверждается, что те, кто отвергает Божие Откровение, «урон тяжелый понесут»:

Те, для которых Мы послали Книгу,

Читают ее чтением достойным –

Они есть те, кто верует в нее.

Но те, кто истину, что в ней, отвергнет,

Урон тяжелый понесут (Сура. 2.121).

Учитывая, что мусульмане признают Богооткровенность Библии и запрещают отвергать Откровения, данные Богом, попытаемся разобраться, искажен ли текст современной Библии по сравнению с ее оригиналами. Текст Ветхого Завета нами рассматриваться не будет, так как основной для раскрытия поставленного в статье вопроса фрагмент Библии позаимствован из Нового Завета. Но, говоря о Ветхом Завете, нам хотелось бы обратить внимание читателей на его текстологическую сохранность, которая поистине уникальна, что подтверждают и находки в районе Мертвого моря. Сверка обнаруженных древних библейских рукописей с современными изданиями Библии показала их тождественность . О Новом же Завете имеет смысл поговорить поподробнее.

В древности новозаветные рукописи наносились, в основном, на пергамент, который изготовлялся из кожи крупного рогатого скота, овец, коз, антилоп и т.д. Также для рукописей использовался папирус, изготовлявшийся из тростника. Древние книги, в основном, делались в форме свитков, длина среднего свитка составляла примерно десять метров, хотя встречались и большие и меньшие по длине свитки. Чем длиннее был свиток, тем сложнее с ним было работать, поэтому древние авторы старались не объединять в одном свитке несколько книг, так как это значительно усложняло их использование.

В начале второго века в Церкви начинают активно использовать так называемые кодексы. Кодекс состоял из сшитых вместе листов папируса. Эти кодексы по форме напоминают наши современные книги. Пользоваться кодексами было несравненно удобнее, чем свитками, поэтому постепенно они становятся главной формой книг, в том числе и новозаветных. Самый древний фрагмент Нового Завета, сохранившийся до наших дней, это фрагмент Евангелия от Марка (6:52-53): ряд ученых датирует этот фрагмент 45-50 годами от Р.Х. Наиболее полный список новозаветных книг, имеющихся в распоряжении современных исследователей Нового Завета, датируется концом второго века .

Текстологи, определяя аутентичность текста Нового Завета, пользуются следующими источниками: греческие рукописи, древние переводы на другие языки, новозаветные цитаты раннехристианских писателей. На сегодняшний день науке известны не менее пяти тысяч греческих рукописей Нового Завета. Имеются переводы фактически на все языки древнего мира , по новозаветным цитатам раннехристианских авторов можно собрать весь Новый Завет . В древности книги писались от руки, естественно, переписчики допускали ошибки. Но, учитывая поистине гигантский материал, по которому можно проверить точность рукописей, ученые высчитали процент погрешности Нового Завета и пришли к выводу, что чистота текста равняется 98,33 % .

Какие общие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Текст современного Нового Завета (имеется в виду сохранившийся до наших дней древнегреческий текст, а любой серьезный перевод Нового Завета на любой современный язык всегда осуществляется с древнегреческих оригиналов), фактически аутентичен древнему. Попытки доказать истинность или неистинность тех или иных фрагментов Нового Завета должны быть подкреплены не идеологическими восклицаниями, а древними рукописями. Иначе любые обвинения в искажении Нового Завета являются всего лишь домыслами. После небольшого экскурса в текстологию Нового Завета познакомимся с происхождением Корана.

Объем Корана примерно соответствует объему Нового Завета. Коран составлялся одним человеком, Мухаммадом, на протяжении двадцати трех лет его жизни. При этом нужно заметить, что при жизни Мухаммада Коран не систематизировался, систематизация была осуществлена уже после его смерти. При жизни Мухаммада его последователи записывали Коран на различных материалах: на кусках дерева, плоских камнях, пальмовых листах, многое из того, что вошло в Коран, представляет собой реконструкцию воспоминаний последователей Мухаммада, некоторые стихи вошли в Коран по памяти одного человека.

Мусульманское предание утверждает, что при жизни Мухаммада весь текст Корана целиком был известен только четырем его последователям, среди которых был Зейд ибн Табит, который в дальнейшем и составил имеющийся на сегодняшний день у мусульман текст Корана. Хотя, судя по всему, с учением Мухаммада было знакомо намного большее количество людей. После смерти Мухаммада текст Корана начал систематизироваться не сразу, к моменту его фактического составления значительная часть мусульман, слышавших Коран от самого Мухаммада, уже умерла. Новообращенные мусульмане уже не имели возможности проверить аутентичность Корана, опираясь на личное знакомство с Мухаммадом, поэтому им приходилось верить на слово своим учителям.

Текст Корана был составлен по приказу халифа Османа (644-656 гг. от Р.Х.) через двенадцать лет после смерти Мухаммада. Какими мотивами руководствовался Осман? Дело в том, что Зейд не был единственным систематизатором Корана, были и другие мусульмане, которые предприняли систематизацию. Например, до Зейда, еще при Мухаммаде, Коран систематизировал один из лучших чтецов Корана, Салим. Существовал текст Корана, составленный ближайшим подвижником Мухаммада, АбдАллахом ибн Масудом. Существование разных версий Корана создало предпосылки к разделению ислама на ряд враждующих между собой сект и поставило под вопрос власть самого халифа Османа. Тогда Осман приказывает Зейду составить Коран, а все иные его версии уничтожить. Есть свидетельства о том, что многие отрывки Корана из-за смерти ближайших сподвижников Мухаммада было утеряны: «Многие (отрывки) Корана, ниспосланные свыше, были известны тем, кто умер в день Йамама ,… но они были неизвестны (тем, кто) выжил, они не были записаны…» . Из этой истории следует, что, прежде всего, нет никаких оснований считать имеющийся сегодня текст Корана полностью аутентичным словам, произнесенным Мухаммадом. В противном случае зачем же было уничтожать иные версии Корана при Османе?

Судя по всему, версии Корана имели много разночтений, но в отличие от христиан, которые берегут древние рукописи, даже если находят в них разночтения, мусульмане поступили проще, уничтожив все древние рукописи, не соответствовавшие единственно «правильной», т.е. составленной Зейдом. Утверждение мусульман о том, что имеющийся у них Коран является рукописью, данной напрямую Богом, по меньшей мере, спорно: «Пусть никто из вас не говорит: «Я получил весь Коран». Откуда он может знать, что это весь Коран, когда значительная его часть исчезла? Пусть лучше он скажет: «Я получил то, что сохранилось»» . Кроме того факта, что после смерти Мухаммада было несколько Коранов, исследование самого текста данной книги показывает, что Коран имеет много заимствований из иудейских, христианских, зороастрийских и буддийских источников . При этом заимствования явно носят искаженный характер, что странно: трудно предположить, что Бог забыл то, что давал раньше, но легко предположить, что Мухаммад просто пересказывал в Коране то, что слышал от других. Естественно, его знания о других религиях носили поверхностный характер, отсюда и искажения, обнаруживаемые в Коране при пересказах сюжетов, позаимствованных из других религий. В наше время фактически нет рукописей Корана, которые были бы написаны ранее 150г. после смерти Мухаммада. Этот факт очень примечателен, особенно если сравнить сохранность рукописей Корана с сохранностью рукописей Нового Завета. И это притом, что христианство древнее ислама и в первые века своего существования было окружено враждебной языческой обстановкой. Мусульмане же не смогли уберечь Коран, даже имея собственное государство.

Могут ли христиане, с точки зрения мусульман, спастись? Коран говорит по этому поводу следующее:

Тех, кто уверовал (в Коран),

И тех, кто следует иудаизму,

И назаряне (христиане), и сабеи ,

Всех, кто уверил в Господа и в Судный день

И (на земле) творит добро,

Ждет (щедрая) награда у Аллаха.

На них не ляжет страх,

Печаль не отягчит (Сура.2.62).

Следуя логике вышеприведенного стиха, следует, что христиане спасутся. Однако далее читаем:

Тобой не будут никогда довольны

Ни иудеи, ни христиане,

Пока ты не последуешь их вере.

Скажи: «Путь праведный поистине лишь тот,

Что всем нам Господом указан».

Но если ты пойдешь дорогой их страстей,

Уже постигнув истинное знанье,

Тебе у Бога не найти

Ни покровительства и ни защиты (Сура. 2.120).

И говорят они: «Вы будьте иудеи или христиане,

Тогда пойдете праведной стезей».

Скажи им: «Нет!

(Последуем) мы вере Ибрахима – верного (Ханифа),

Кто к Богу никогда других божеств не измышлял» (Сура.2.135).

Как видим, отношение к христианам уже иное. Далее Коран приговаривает христиан к адским мучениям:

Но многобожники

И те из обладателей Писания (Библии. – В.П.) (святого),

Которые отвергли веру (ислам. – В.П.),

Гореть навечно будут в адовом Огне, –

Они – сквернейшие из всех созданий Бога! (Сура. 98.6).

Логика мусульман проста: истинные христиане – это мусульмане. Христианин, отвергающий Коран, не является истинным христианином. Мусульмане ставят христиан в сложное положение: с одной стороны, они призывают христиан следовать Библии и грозят им карами, если они этого не сделают (см.: Сура.3.3; 2.136; 3.84), но тут же угрожают, если следуя этому совету, христиане отвергнут Коран. Признав Коран, христиане будут вынуждены отказаться от Библии, конечно мусульмане могут заявить, что Библия искажена, но в этом случае хотелось бы узнать, какие конкретно фрагменты подверглись искажениям и на чем основано такое заявление? Объяснение наподобие следующего: Библия искажена, потому что не соответствует Корану, серьезным аргументом назвать нельзя. В ответ можно возразить, что Коран не является Откровением Божиим, потому что не соответствует Библии. В результате такой аргументации ничего достигнуть нельзя. Если Библия искажена, то почему мусульмане ищут в ней подтверждения пророческого статуса Мухаммада? Не логичнее ли в таком случае было бы вообще забыть о Библии? В общем, мусульмане, формально признавая истинность христианства и Библии, на практике не признают за ними права на спасительность. Такая двойственность, на взгляд автора, ни к чему хорошему привести не может, так как воспитывает в мусульманах лицемерие. Становится даже жаль мусульман, поставленных Кораном в нелепое положение. Если бы он изначально заявил о ложности Библии, отринул библейских пророков и Христа, то все было бы проще. Но Коран признает даже Богооткровенность Библии, а это создает для мусульман ряд проблем. Если они признают текст Библии, это будет означать, что Коран ложен, Мухаммад не был пророком, сам же ислам – лжерелигия, если заявят, что ложна Библия, встает вопрос об основаниях таких заявлений, сказать, что Библия ложна изначально, мусульмане не могут, так как Коран учит иначе, поэтому приходится утверждать, что христиане впоследствии извратили Библию, но библейская текстология очень развитая наука, и имеющиеся в наличии древние рукописи это заявление опровергают. Таким образом, мусульмане вынуждены пользоваться идеологическим приемом: мы правы, потому что мы правы! Более серьезных аргументов у них нет – поистине, такое положение мусульман, кроме жалости к ним, ничего не вызывает. Ну а теперь вернемся к главному вопросу нашей статьи: можно ли предсказание Иисуса о пришествии Утешителя отнести к Мухаммаду?

В нескольких словах суть проблемы сводится к следующему. Мусульмане стремятся найти предсказание из Нового Завета, которое можно было бы отнести к пришествию их «пророка» Мухаммада. В Новом Завете много говорится о лжепророках, которые придут после Христа: «…и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24:11), но там ничего не сказано о приходе пророка Мухаммада до второго пришествия Христа, конечно, если следовать тексту Нового Завета! И тогда исламские апологеты, чтобы подтвердить «пророческий» статус Мухаммада, опираясь на Новый Завет, прибегают к грубому обману своих последователей. Каким образом? Используя следующий стих Корана:

И вспомните, как Иса, сын Марйам, сказал:

«Сыны Исраила!

Я к вам посланник от Аллаха,

Чтоб истину Закона (Тора) утвердить,

Ниспосланного вам до моего прихода,

И сообщить вам благостную весть,

Что вслед за мной придет посланник Бога,

Имя которому Ахмад (Сура.61.6).

Комментируя данный стих Корана, Валерия Порохова пишет: «Евангелие от Иоанна, гл.14, ст. 16: «…и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Гл.15, ст.26 – «Утешитель» – старогреческое » Paracletos «, букв. перевод «Ахмад», «Мухаммед»». Другой апологет ислама утверждает: «Ахмад, или Мухаммад, что означает «восхваляемый» — это приблизительный перевод греческого слова Периклитос (а не paracletos, как пишет госпожа Порохова. – В.П.). В существующем сегодня Евангелии от Иоанна 14:16, 15:26, 16:7 слово «Утешитель» соответствует греческому слову Параклетос, означающему скорее «защитник», «призванный на помощь другому, доброму другу», нежели «Утешитель» (интересно было бы узнать основания для такого заявления – В.П.). Наши доктора заявляют , что слово Параклетос – это искаженный вариант слова Периклитос, которое в подлинных словах (хотелось бы увидеть древнегреческие рукописи этих «подлинных» слов. – В.П.) Иисуса было пророчеством об имени нашего святого пророка Ахмада» . Суть вопроса сводится к заявлению мусульман о том, что Ахмад, или Мухаммад, и древнегреческое periklytos значат одно и то же, а значит, Ахмад и есть Утешитель. В древнегреческом языке paracletos – призванный (на помощь), ходатай, адвокат, в Новом Завете – заступник, утешитель , periklytos – повсюду славный, весьма славный . Это два совершенно разных слова. И они отнюдь не являются искаженной формой друг друга. В противном случае автор будет рад, если мусульмане объяснят, на основании каких правил древнегреческого языка они преобразуют эти слова друг в друга. Что же касается заявления о том, что правильнее было бы использовать вместо paracletos совершенно другое слово, а именно periklytos, которое, как мы уже сказали, отнюдь не является искаженной формой paracletos, то данное заявление ничем не подтверждено, кроме попыток мусульман придумать собственные правила древнегреческого языка. Есть древние рукописи, в которых используется конкретное слово, и не мусульманам редактировать древние христианские тексты , подменяя в них слова теми, которые им более нравятся. Интересно, как бы мусульмане отнеслись к тому, если бы их подход к Библии взяли на вооружение христиане и стали разбирать, какие слова в Коране являются искаженными и как правильно их надо понимать? Может быть, христианам имеет смысл переписать Коран по собственному усмотрению? Если мусульмане сочли бы такие действия нечестными, то почему они позволяют себе такое в отношении Нового Завета? Но допустим на минуту, что жонглирование словами из Евангелия от Иоанна исламскими апологетами имеет под собой более серьезное основание, кроме их желания, чтобы это было именно так, – докажет ли это, что Утешитель есть Мухаммад? Отнюдь нет. Paracletos используется в Евангелии от Иоанна еще в одном месте, и это место звучит так: «Утешитель( Paracletos. – В.П.) же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Если уж мусульмане упоминают стихи, в которых используется слово » paracletos «, то пусть уж не делают это выборочно. Если же они не считают другие стихи истинными, пусть обоснуют свой подход. Также хотелось бы обратить внимание апологетов ислама, которые столь смело интерпретируют Новый Завет, что значение любого слова воспринимается в смысловом контексте всего отрывка. И даже тождественность перевода двух слов (а любой перевод – это всегда интерпретация текста), если бы она имела место, ничего бы не доказала, кроме неграмотности тех, кто счел бы ее весомым аргументом. Если обратить внимание на контекст, в котором используется слово «Утешитель» в Евангелии от Иоанна, то любой читатель без труда может узнать, что Утешитель пребудет с христианами вовек Ин.14:16. Далее, Утешитель является Духом истины, которого мир не видит и который пребывает внутри христиан, и христиане Его знают Ин.14:17. Как могли христиане первых веков знать Мухаммада, который, в таком случае должен был пребывать в них? Христос говорит, что Утешитель будет свидетельствовать о Нем, а не о Мухаммаде Ин.15:26. И главное: в Новом Завете прямо сказано, что Утешитель – не человек, а именно Дух (Ин. 14:26). Кстати, мусульмане неоригинальны в попытке отнести пророчество об Утешителе к основателю своей религии. Кроме них, к такому же приему прибегли и другие религиозные деятели. Например, бахаисты относят предсказание Христа об Утешителе к основателю своей секты Бахаулле , такие же претензии есть и у основательницы сахаджа-йоги госпожи Шриваставу: «Знайте, что Она есть воплощение пророчества Господа Иисуса Христа, когда Он сказал: «Я пошлю вам Утешителя, Советника и Спасителя – святой дух, который научит вас всей истине». Это знание не должно быть слепой верой, вы в этом можете убедиться сами» .

Итак, мусульмане не признают за христианами права оставаться христианами по той простой причине, что христианство и ислам несовместимы. Признание авторитета Библии мусульманами автоматически делает Коран лжеоткровением, именно поэтому мусульмане формально декларируют уважение к Библии, в реальности отвергая то, чему она учит. Пророчество о Параклите не может быть отнесено к Мухаммаду, так как для этого нет никаких серьезных оснований. Опираясь на Новый Завет, Мухаммаду можно присвоить лишь звание лжепророка, так как до Второго Пришествия Христа никаких иных пророков, согласно Новому Завету, не будет. Осознавая, что вывод статьи не понравится мусульманам, автор, тем не менее, не может обманывать читателей и говорить то, что противоречило бы приведенным выше фактам. Остается надеяться, что среди мусульман есть люди, которые честно признают тот факт, что Коран с Библией несовместимы и займутся их сопоставлением. Подчеркнем, что статья призывает не к очередному идеологическому спору, а к исследованию основ христианства и ислама.

1. Коран. Перевод смыслов. М., 1991.

2. По сути, рассматриваемый в статье вопрос стал уже классическим в полемике с апологетами ислама. См., напр., Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.594.

3. Ибрахим – Авраам, Исхак – Исаак, Муса – Моисей, Йакуб – Иаков, Иса – Иисус.

4. Учитывая поистине гигантское количество исследовательских работ, посвященных данной теме, всех интересующихся подробностями автор отсылает к исследованиям ученых. Например, см.: Кеннет Х. Свитки Мертвого моря. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005; Вайнгрин Д. Введение в текстологию Ветхого Завета. М., Библейский богословский институт. 2002; Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., Библейский богословский институт. 2001.

5. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., Библейски богословский институт. 1998. С.188.

6. См.: Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., Библейский богословский институт. 1996.

7. Мецгер Б.М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., Библейский богословский институт. 2004.

8. См.: Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., Библейский богословский институт. 1996.

9. Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.639.

10. Информация о Коране позаимствована из книги Гилкрист Д. Коран – священная книга мусульман. Казань. Заман. 2002.

11. Имеется в виду битва при Иамама, в которой погибло большое количество мусульман, слышавших Коран от самого Мухаммада.

12. Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с.23. / Гилкрист Д. Коран – священная книга мусульман. Казань. Заман. 2002. С.219.

13. Ас-Суйти, Ал-Иткан, с.524. / Гилкрист Д. Коран – священная книга мусульман. Казань. Заман. 2002. С.250.

14. См.: Гилкрист Д. Коран – священная книга мусульман. Казань. Заман. 2002.

15. Здесь Валерия Порохова дает такой комментарий: Сабеи – это «племя в Нижней Месопотамии, называемые Христианами св. Ионы; их писание (Джинза) дано на арамейском диалекте».

16. Вероятно, мусульмане считают, что знание арабского языка очень способствует знанию древнегреческого. Мнение же неисламских специалистов по древнегреческому языку мусульман, судя по всему, не волнует.

17. См.: Ахмад Дидат. Сборник лекций.

18. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. С.940.

19. Там же. С.982.

20. Лучше бы они позаботились о сохранении собственных древних рукописей, а не уничтожали их, как это сделал Осман.

21. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом. СПб, 2003. С.602.

22. Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 274

23. Сахаджа-йога. Советы и рекомендации искателям истины. ТО «Нирмала». 2000. С.31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *