О символика

В конце осени прошлого 2014 года нам поступил заказ написать точную копию иконы «Трех святителей», выполненную в стиле приблизительно начала 20 века.

Иконы подобного стиля и времени отличаются особо подробной декоративной проработкой, на ликах зачастую прописывают излишние подробности- как то, например, слезнячки и блики в глазах. Конкретно для этой иконы характерны сложные орнаменты на одеждах и детально проработанные складки золотопробельным письмом.

Мы в работе над иконами привыкли ориентироваться на более раннее время и стилистику в иконописи, у нас, казалось бы, выработались свои вкусы и взгляды на икону. И мы вначале хотели отказаться от заказа, так как считали всю без исключения позднюю иконопись упадочной. Но оказалось, что без исключений, наверное, ничего не бывает. Пристальней присматревшись к этой иконе, мы не нашли в ней ничего «криминального» или лишнего и приступили к работе.

Для иконы была заказана специально точно такого размера доска как у оригинала, поэтому заказчикам пришлось довольно долго ожидать выполнения заказа.

В процессе работы, постепенного проявления тонких декоративных орнаментов, мы «вошли во вкус» и икона стала нам родной, стала нравиться.

Вот так, один заказ, одна икона из другого временного отрезка способна несколько изменить отношение и даже «отредактировать» вкусы на иконопись после раскольного периода.

Как бы «пропустив» через себя этот образ, мы теперь с бо́льшим уважением относимся к иконописи поздних веков.

Фрагмент иконы

Икона эта в скором времени отправится в место своего обитания- храм Казанской иконы Божией Матери, села Большое Непряхино, Нижегородской области, прямо в руки заказчика, настоятеля отца Иоанна Заботина.

  • Богоматерь Христос Яннарас
  • Всесвятая В.Н. Лосский
  • О Божией Матери свящ. К. Пархоменко
  • Почитание Божией Матери свящ. В. Рубский
  • Миссионерские письма свт. Николай Сербский
  • Приснодева Богородица прот. Георгий Флоровский
  • Точное изложение православной веры свт. Иоанн Дамаскин
  • Богородица и святые игумен Иларион (Алфеев)
  • Богородица Дева Мария, родившая, Иисуса, Христа. Житие
  • Как святая Церковь чтила и чтит Божию Матерь свт. Иоанн (Максимович)
  • Изложение учения Церкви о Божией Матери свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Земная жизнь Богоматери Е. Поселянин
  • Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви
  • Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице прот. Геннадий Фаст
  • Полный список чудотворных икон Богородицы
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы
  • Заступница Усердная архим. Тихон (Агриков)
  • Царица моя Преблагая Илья Кабанов
  • Пресвятая Богородица в России Е.С. Полищук
  • Подражание Пресвятой Богородице
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей Николаев В.А.
  • Матерь Света архим. Тихон (Агриков)
  • Всех Скорбящих Радость митр. Вениамин (Федченков)
  • Величие Пречистой Девы Богородицы
  • Жизнь Пресвятой Девы Богородицы: по книгам Четьи-Минеям Глинка А.П.
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон Снессорева С.
  • Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице
  • Тест: Пресвятая Богородица
  • Молитвы ко Пресвятой Богородице

Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).

1) Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица — Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица (см.: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой.

2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.

Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви.

Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии (Мф. 1:23).

В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена (Ис. 29:11). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью (1Кор. 1:24).

Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11)), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа (Ин. 1:27), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).

При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» (Ис. 4:1)). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10).

3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина (Исх. 3:2), Лестница Иакова (Быт. 28:12), скиния (Исх. 26:1), ковчег (Исх. 25:10). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом (1Кор. 15:45,47)).

О Богородице в Библии

Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее:

  • Мф.1:16, 1:18-25, 2:11, 2:13-15, 2:19-23, 12:46-50, 13:55
  • Мк.3:31-35
  • Лк.1:26-56, 2:4-7, 2:16-52, 8:19-21
  • Ин.2:1-12, 19:25-27
  • Деян.1:14

Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях

На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными.

Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери.

Почему так много чудотворных икон Богородице

Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней.

Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44-45).
Список чудотворных икон Богородицы.

О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»

Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
В-третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
В-четвртых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: «Моли Сына Твоего и Бога нашего», моли о душах наших, «…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим».

Как совместить приснодевство Богородицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них говорится у всех евангелистов, например (Мк.6:3-4).

В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7).

Словом первенец переведено греческое слово прототокос, буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

Что такое «непорочное зачатие Богородицы»?

Учение католицизма о непорочном зачатии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъестественным образом изъята от уз первородного греха «с самого первого момента Своего Зачатия», распространилось (в Западной Церкви) во времена позднего средневековья, но было догматизировано лишь в середине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).
Православная Церковь, высоко оценивая достоинства Божьей Матери, тем не менее никогда не учила, что Она была изначально свободна от первородного греха. В святоотеческом богословии проводится чёткое утверждение, что Дева Мария была предочищена Святым Духом во время Благовещения, перед самым зачатием Господа Иисуса Христа (но не в момент Своего зачатия от Иоакима и Анны). Применительно к Спасителю не принято использовать выражение «непорочное зачатие», но принято: «бессеменное зачатие от Святого Духа».
Следует заметить, что относительно вопроса о времени очищения Богородицы собственно от первородного греха в православно-богословской литературе встречаются разные мнения. Согласно одним, предочищение Её Духом Святым (перед зачатием Мессии) было связано и с Её очищением от первородного повреждения; согласно другим, Богородица была очищена от первородного греха в момент Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы; наконец, третьи считают, что Её омытие от скверны первородного греха произошло через принятие Ею Крещения (совершённого Евангелистом Иоанном Богословом). Эти разногласия следует относить к частным богословским мнениям.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

  • Основные молитвы Молитвы ко Пресвятой Богородице (Богородице Дево, Достойно есть, Царице моя Преблагая)
  • Молитвы святых к Божией Матери
  • Акафист Пресвятой Богородице * Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
  • Акафисты, каноны, молитвы, тропари и кондаки пред чудотворными иконами
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день
  • Пяточисленные молитвы
  • Псалтирь Божией Матери святитель Димитрий Ростовский

Богородичные праздники

  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Память святых праведных Иоакима и Анны
  • Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • Успение праведной Анны
  • Собор Пресвятой Богородицы
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

См. МАРИОЛОГИЯ

Какие бывают иконы? Классификация икон. Школы иконописи, стилистические особенности икон. Иконописные каноны и традиции.

Существует огромное количество икон. Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:

  • по месту нахождения;
  • по сюжету;
  • по количеству изображаемых персонажей;
  • по количеству самостоятельных композиций;
  • по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
  • по стилистическим особенностям;
  • по технике исполнения;
  • по размеру;
  • по проявлению (сил и благодати Небесных)

По месту нахождения иконы делятся на:

  • домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
  • храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
  • путные (дорожные);
  • выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;
  • обетные – икона, написанная по особому обещанию.

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
  • иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
  • богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
  • иконы святых и сил бесплотных;
  • иконы праздников и событий священной истории;
  • символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:

  • ростовые иконы — изображающие персонажей в полный рост;
  • тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
  • поясные иконы — изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
  • огрудные иконы — изображение фигур в пределах линии пупа;
  • оплечные иконы — изображение фигур в пределах линии груди;
  • оглавные иконы — изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.

Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):

Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.

По технике исполнения выделяют:

  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
  • живописные иконы, среди которых можно назвать:
      • Энкаустические

Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

      • Темперные иконы.

Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

      • мозаические,
      • иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:

  • явленные (чудесно обретёнными),
  • мироточивые (выделяющими миро);
  • целительные и т. д.

Использован материал с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Икона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *