О троице

На 50-й день после Пасхи весь христианский мир отмечает второй большой праздник День Пятидесятницы. Более известен праздник как Троица. Это знаменательное событие славит Триединого Бога, восхваляя Его необыкновенную Личность, проявленную человечеству в трех лицах, как Отец, Сын и Дух Святой.

Таинственный и Всемогущий

В древние времена славяне, греки и другие народы поклонялись языческим идолам и божествам. Боги Войны, Огня, Солнца, Воды, Любви были существами эмоциональными, человекообразными, суровыми, и жестокими, но зато такими понятными… Когда человечество оборотилось в христианство, религиозный мир узнал о другом Боге. О Любящем Творце, создавшем землю и ее обитателей, о том, Кто из огромной и всепрощающей любви к людям послал на землю Своего Единородного Сына, который взял на себя грехи всего мира. Милостивый Бог еврейского происхождения завоевал миллионы сердец. Ведь таким и должен быть Господь: прощающим, справедливым и добрым. Только один факт не дает людям и скептикам покоя. Он селит разногласия среди различных конфессий, порождает массу споров и дискуссий — это личность Триединого Бога.

Отрицание Троицы

Учение Свидетелей Иеговы всячески отвергает триединство Творца. Они с насмешкой относятся к библейским стихам, указывающим на этот момент, и трактуют на собственный лад Священное Писание. В принципе, им это сделать несложно. Дабы уберечь разум прихожан от таких «сумасбродных мыслей», последователи Кальвина соорудили «свою» Библию, которая называется «Переводом Нового Мира». В ней отрицается триединая сущность Иеговы, что лишает Творца некой таинственности и божественности. Вседержитель Свидетелей Иеговы не обладает теми качествами, которые имеются у «Триединого» Творца. По их словам, Господь не обладает «вездесущностью». Для этого нужно иметь личность Святого Духа, которая, по их словам, отсутствует у Иеговы.

Триединство Бога вызывает язвительный смех у «кальвинистов», называющими Троицу «многобожием».

По их мнению, Всевышний не отличается ничем от человека, помимо «вечной плоти» и других чудес. Но что говорит Библия? Что Бог Триедин — Отец, Сын и Святой Дух.

Един или Триедин?

На протяжении многих веков человечество ломало голову, Един Бог или Триедин. Как Он при этом выглядит? Что чувствует? Кто из Них создал человека?

Некоторые художники изображали трехголовое божество, рассуждая, какой внешний вид может иметь Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. На этой иконе это хорошо видно.

Библейские упоминания о Триединой личности Творца

Если внимательно прочитывать и изучать тексты из Священного Писания, то можно обнаружить массу стихов, описывающих неповторимую личность Господа.

Первое упоминание о Триедином Боге написано в 1 главе книги Бытия. Выглядит оно следующим образом:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Триединая сущность Бога присутствовала при сотворении мира и человечества. И Отец, и Сын, и Дух Святой — неотделимая Личность одного целого.

Евангелие о Троице

В Новом Завете встречается много упоминаний Триединого Бога. В 1 главе Евангелие от Иоанна написаны такие слова:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Словом в Новом Завете называют Иисуса Христа. Эта фраза подтверждает личность Отца и Сына как единое целое.

Собственно, при рождении и зачатии проявился Бог в трех лицах: Отец послал Марии Святого Духа, и она зачала Сына.

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он начал свое служение среди людей. Однажды Он пришел крестится к Иоанну Крестителю. Во время водного крещения Святой Дух спустился на Христа в виде голубя и с неба раздался громоподобный голос, возвещающий людям: «Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

На фото — один из ярких примеров, представляющий каждый из ликов Триединого Бога.

Сила или Дух?

Свидетели Иеговы, желая материальным умом постичь личность Создателя, возводят теорию, по которой Дух Триединого Бога является не личностью, а силой. При создании мира Библия говорит о том, что Дух Божий носился над водой, на что «кальвинисты» выдвигают предположение, что «сила Божья распростерлась над гладью водяной».

Однако Иисус Христос еще много тысяч лет назад «не разделял» мнение Свидетелей Иеговы, рассказывая ученикам об особом «Утешителе», который будет дан им после Его вознесения.

Никто не мог понять о ком велась речь, а Христос говорил именно о третьей личности Бога — Святом Духе, который будет «наставлять, ободрять, утешать.»

Эти факты спустя столетия дают понять христианину, почему Бог Триедин.

Божественная личность Святого Духа

Последователи Христа в день Его вознесения долго смотрели в небо, ожидая, что вернется их любимый Учитель или появится Утешитель, но так никого и не увидели. Кроме мужей небесных — ангелов. Именно они повелели им последовать словам Христа, нести Его свет и учение людям.

А ровно через 10 дней будущие апостолы ощутили появление третьей личности Всевышнего — Утешителя, Святого Духа. Он «горел» в каждом из них языком пламени, наделяя учеников великой мудростью, способностью исцелять, воскрешать, понимать и разговаривать на незнакомом доселе наречии и языке. С первыми христианами стали происходить удивительные вещи. Они стали подобны своему Учителю! Сбылось произнесенное слово Создателем в день сотворения Адама: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Апостолы являли собой сверхлюдей, подобных своему Господу. С ними теперь был Утешитель, и Он продолжал творить чудеса Иисуса, пребывая в последователях Христа.

На протяжении всего существования Вселенной Триединый Бог являлся человечеству в трех ипостасях.

Вначале как Отец, Создатель, Вседержитель Сущий — Иегова. Он обращался к пророкам и определенным мужам в сновидениях, в горящем кусту, на горе Синай, через письмена и ангелов небесных. Его никто никогда не видел, но о Его могуществе и славе, справедливости и суровости слагали легенды, составляли собственное мнение о Вездесущем Творце. Господь невидимой рукой совершал чудеса, подтверждающие Его существование: кормил евреев небесной манной, воскресил сына вдовы, погасил огонь жертвенника Илии, послав дождь с небес, чем раздосадовал языческих пророков. Невидимая рука Создателя раздвинула Черное море на две половинки, проложив длинную и безопасную дорогу через дно морское для еврейского народа.

Невидимый Создатель совершал дивные дела и люди верили в Его существование. И боялись Его.

Иисус Христос явил человечеству Иегову как Любящего и Милостивого. О таком Господе говорят: «Бог есть Любовь».

Иисус кормил людей и совершал для них всевозможные чудеса: исцелял больных и хромых, давал зрение слепым. Он изгонял бесов и нечистую силу из «бесноватых» людей, демонстрировал прощение и безусловную любовь. Христос не отделял людей от богатых и бедных, святых и грешных. С пониманием и милостью отнесся к женщине, взятой в прелюбодеянии.

Спустя тысячи лет забавно наблюдать за библейскими персонажами, которые пытались поставить Иисуса Христа в неловкое положение, задав ему каверзный вопрос, не подозревая, что простой сын плотника, стоящий перед ними, обладает Высшим Разумом и Мудростью, являясь второй личностью Триединого Бога, Спаситель демонстрирует безусловную Божью любовь, всепрощение и принятие каждого грешника независимо от его злодеяний. Во время жестокой казни, превозмогая ужасную боль и муки, Христос взывает к небу: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.» Он испытывает страдания, но любящее сердце Господа замечает раскаявшегося разбойника и тут же ободряет его: «Сегодня же будешь со мною в раю».

В Евангелие от Луки описан один интересный момент, когда Иисус перед взятием под стражу молится в Гефсиманском саду. С небес спустился ангел и поддержал Его. Не голос Отца, не Дух Святой, а небесный слуга спустился с небес к Нему. Как величественно в своей простоте выглядит Сын Божий, добровольно отдавший себя на растерзание людей. Святость Бога сконцентрировалась на Сыне человеческом в момент Его пожертвования.

Воскресший Спаситель неузнаваем в новом теле. Он светится божественной славой и внутренним покоем. Он выполнил миссию, явив человечеству Любовь, Милость и Прощение грехов.

Изображение в трех лицах

Церковь Триединого Бога проповедует Троицу и объясняет суть значения Божественной личности. Творец, находясь в трех ипостасях, имеет «равное божественное сотрудничество». Каждая из личностей равна другой, нет среди них «ни наименьшей, ни наивысшей». Заблуждением считать, что личность Сына меньше личности Отца.

На многих рисунках и иконах изображают Иисуса молодым парнем, а Отца-Бога — древним старцем. Дух Святой нарисован в виде голубя. Такие картины не имеют нечего общего с библейским образом Отца, Сына и Святого Духа. В Откровении апостола Иоанна существует описание Бога-Отца, которое не имеет нечего общего с внешностью старца. По сути только у Сына человеческого — Иисуса Христа — существовал возраст и характерные мимические черты лица, так как Он был распят в 33 года. У Бога-Отца возраста не существует. На картине Его могли изобразить молодым, сияющим Царем, моложе Спасителя — и это было бы весьма правдоподобно.

Вот как описывает апостол Иоанн в откровении внешний вид Иеговы:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Господь говорит, что является «Альфой и омегой, началом и концом, был распятым и воскресшим».

Триединый Бог в христианстве имеет три равноправные ипостаси — и у каждой из них существует особая характеристика:

  • Отец — сотворение, создание;
  • Сын — спасение, прощение;
  • Дух святой — освящение, ободрение.

Все три Личности выполняют «свою функцию» во веки веков, являя собой Единственного Живого Любящего Творца.

Один протестантский миссионер описывает толкование «Бог Триедин», сопоставляя божественную личность с водой. Вода может переходить из одного состояния в другое.

Как три абсолютно разных по формуле и состоянию веществ находятся в «одном целом»? Демонстрируем пример с куском льда. Поставим кастрюлю на горячую плиту и положим в нее лед. При нагревании лед будет таять, образуя воду и пар. В кастрюльке представлены «три облика одного существа»: лед, вода, пар. К тому же показаны одновременно.

Иконы и Троица

Триединый Бог в православии — Личность единосущная и неразделимая. Догмат о троице Господа содержит сокровенность, непостижимую человеческим умом. Павел Флоренский говорил о Триединстве Сущего как о «кресте для людского разума».

Христианину следует отвергнуть сомнительные рассуждения о Святой Троице, отречься от человеческого разумения и с верой в сердце внимать Священному Писанию.

Название иконы Триединого Бога звучит как «Живоначальная Троица» преподобного Андрея Рублева. В произведении основными фигурами служат ангелы, сидящие в кругу, одинаковые по значимости и внешнему виду. Эта икона считается раскрытием духовной сути Троицы. На полотне каждый из ликов Триединого Бога не имеет никаких отличий в облике.

Ранее в Большом Московском соборе был внесен запрет на изображение Троицы, в частности Бога-Отца, которого «никто никогда не видел».

В XVI веке Стоглавый Собор принял решение, что писать иконы разрешается по греческим образцам, или подобно Рублеву — не отделяя равенство Троицы друг от друга.

Это символическая икона, в центре которой представлены три святые фигуры, молчаливо склоненные перед столом. На поверхности стола находится чаша, отображающая муки спасителя Христа, которые он готов понести за спасения человеческого рода. В емкости лежит голова тельца, указывающая на жертвенность поступка.

Икона Триединого Бога несет наставление человеку для праведного пути и отхода от грешных дел. «Святая Троица» помогает очистится от грехов, начать новую жизнь, полную благоговения и святости, добрых дел и милости Божьей. Образ поддерживает того, кто нуждается в помощи, помогает преодолеть переживания и неприятности.

Название икон с изображением Триединого Бога:

  • «Сопрестолие» — на иконе Бог-Отец изображен в виде мудрого седовласого старца, Сын Божий — прекрасным царственным мужчиной, а Дух Святой уподобился голубю.
  • «Отечество» — икона изображает старца Отца-Бога, на коленях которого восседает маленький Спаситель. В руках Христос держит голубя — Духа. Таким образом представлено Триединство Бога: Дух в Сыне, Сын в Отце. Головы Отца и Сына Божьего окружают нимбы с крестами, за троном находятся ангелы.
  • «Триипостасное Божество» — икона, выполненная императором Византии Львом Пятым.
  • «Саваоф» — икона изображает Справедливого Судью-Творца, в медальоне Его находится изображение Эммануила и голубя — Духа Святого.
  • «Шестоднев» — повествует о Создании Мира за шесть дней при участии Триединого Бога.
  • «Единородный Сын и Царство Божие» — представляет изображение христологии, показывает сущность человечества и роль Творца в сотворении и спасении людей. На картине нарисована Земля, Адам и Ева, изгоняемые из Рая во владения искушающего Змея, слева — Небесное Царство.

Молитва Триединому Богу

Для христианина огромное значение имеет молитва — разговор с Создателем. Обращаясь к Господу, человек славит Его Имя, раскрывает свое сердце и душу, приносит нужды, переживания в руки Божьи и благодарит за Его участие в своей жизни. Постигая Троицу, обращенный к Всевышнему человек задумывается над тем, какой должна быть молитва Триединому Богу.

Когда ученики обратились к Иисусу с пожеланием: «Учитель, научи нас молится!», Христос рассказал молитву, которую знает весь современный мир:» Отче наш».

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

В этой молитве не упоминался ни Сын Божий, ни Дух Святой. На тот момент Спаситель не раскрывал свою божественную Личность и не доносил информации о третьем лице Бога — Святом Духе. До распятия Иисуса много информации о планах и сущности Всевышнего оставалось в тайне.

В деяниях апостолов наблюдаются изменения в молитвах первых христиан. В конце обращения к Богу всегда добавляется: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В молитве Иисуса Христа идет прямое обращение к Отцу: «Отче наш», но несколько раз, проповедуя народу царствие Божие, Эммануил делает акцент на следующих моментах: «… о чем не попросите Отца Моего во Имя Мое: даст вам».

Учитывая тот факт, что три ипостаси являются равноправными в личности Триединого Бога, важно, к кому именно человек будет обращаться. Но так как Иисус показал пример обращения к Отцу, христиане молятся именно так:» Отец», «Отче наш». Многие молятся Творцу так: «Боже», «Господи», «Бог мой, Иисус Христос».

Заканчивают молитву словами:» Отец, Сын и Дух Святой».

Единственный Творец

Триединство Бога — тема интересная и загадочная. С одной стороны, Библия говорит, что Господь Един, с другой — Триедин. Разные понятия о личности Сущего порождают появление различных деноминаций. Бог Един или Триедин — вопрос, терзающий миллионы умов.

Если рассматривать синодальный перевод Библии, имеющий авторитет среди христианских конфессий, то в конце концов придется согласиться с непреложной истиной: Бог Един. Един, потому что единственный. Слово «Един» подразумевает единственного Творца, равному которому нет нигде. Не существует Зевсов, Ярило и остальных мифологических личностей и языческих кумиров, только Он — Единственный Господь и Создатель.

Но личность Божья необыкновенна. Также говорится в Библии — Бог Триедин. Со страниц Ветхого и Нового Завета проявляются деяния трех Божественных личностей.

У Господа три лица, три ипостаси, три «роли» в жизни человека: Создатель, Спаситель и Утешитель.

Возможно, это и является основным ответом на вопрос, почему Бог Триедин.

Праздник Святой Троицы

В православии Троица является одним из самых больших и значимых праздников. Ее отмечают на 5-й день после Пасхи. Накануне праздника, в пятницу, принято свершать генеральную уборку в домах, украшать помещения зелеными ветками, березой, кленом, букетами зеленых растений и трав.

В субботу посещают кладбища и совершают уборку на могилах усопших.

В воскресенье начинается торжественное богослужение. Начинают день с молитвы: «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас».

В храмах в этот день все тексты и молитвы читают в коленопреклоненном положении. Вначале обращаются в простой молитве к Богу, не отделяя Его личности, вознося благодарность Ему и славу, прося прощение и милости. Последними произносятся три молитвы, адресованные каждой личности Бога: Отцу Небесному, Сыну Божьему и Духу Святому.

Триединый Создатель, дарующий Любовь, Милость и Прощение; Творец огромной Вселенной, принявший человеческую плоть, чтобы явить Бога людям, подарив Святую Благодать, пребывающий в жизни христиан Духом Своим Святым.

Господь проявляется в жизни религиозного гражданина, являя три ипостаси и в современные дни: управляет планетой Земля и светилами как Творец, через образ Спасителя Христа люди имеют материальные представления о Боге, столь необходимые людскому разумению. Христиане обращаются к Вседержителю через Христа, а получают ответ на молитву через Духа Святого.

Бог Триедин: Отец, Сын и Дух Святой. Надеемся, что данная статья ответила на вопросы читателей.

Многие видели этот сразу привлекающий внимание старинный корабль в порту Аликанте, но что это за судно, чем знаменито? почему копия, и где оригинал?

Именно про это сегодня и пойдет речь.

Итак, перед вами — испанский линейный корабль первого класса, полное название которого звучит так: «Nuestra señora de Santísima Trinidad» — «Святая троица». Он был построен по проекту ирландца Мэтью Муллана и спущен на воду в Гаване (Куба) в 1769 году. В те времена корабль быль известен под именем «Эскориал морей» (слово «эскориал» является отсылкой к одноименному испанскому монастырю и королевской резиденции, строению величественному и прекрасному), благодаря своей пышности, а также тому факту, что на тот момент судно являлось самым крупным и наиболее вооруженным в мире. Оно обошлось испанской казне в 40.000 дукатов, а его строительство длилось 2 года. Использовались такие благородные сорта дерева, как кубинское красное дерево и мексиканская сосна.

«Святая троица» имела невероятные для своего времени параметры:

  • 63 м длины
  • 17 м ширины
  • 8 м высоты
  • вес 4950 тонн
  • водоизмещение 1900 тонн
  • 140 пушек
  • 1160 человек команды

Капитаном «Святой Троицы» был адмирал Baltasar Hidalgo Cisneros «Великолепный», и под его командованием корабль участвовал во многих решающих исторических сражениях:

  • этот корабль был символом испанского флота во время Североамериканской Войны за Независимость в 1779 году, когда Испания и Франция объявили войну Великобритании, в поддержку американских колоний.
  • участвовал в операциях перехвата английского конвоя на 55 кораблей в Ла Манше летом 1780.
  • 2 года спустя корабль стал частью Средиземноморской Эскадры и сражался в битве у мыса Espartel.

Во многом этот корабль знаменит и своим трагическим финалом в битве у Трафальгара. В тяжелейшем сражении «Святая троица» была захвачена англичанами в очень плохом состоянии, с множеством серьезных повреждений, с двумя сотнями погибших и сотней раненых на борту.

Англичане приложили все усилия, чтобы спасти корабль. Они пытались отбуксировать его в порт Гибралтара для дальнейшего ремонта, однако, эта затея провалилась: корабли попали в сильный шторм, и «Santisima Trinidad» затонул в 25 милях от Кадиса 24 октября 1805 года.

Его гибель была очень символична, обозначив таким образом конец испанского морского могущества.

Сегодня это самое величественное и мощное судно XVIII века по-прежнему находится на дне моря, хотя часть его артиллерии была поднята на поверхность и выставлена в Кадисе, в Морском Пантеоне (Panteon de Marinos Ilustres).

Сегодня единственная и точная копия корабля, создание которого стоило Испании 4 миллиона евро и 2 года (тот же срок, что и почти 250 лет назад), расположена в яхтенном порту Аликанте, отчетливо видна с набережной и из крепости «Санта Барбара».

(кстати, под площадью рядом располагается большая подземная парковка, а рядом — казино, рестораны, ночные клубы)

Внимание!

С лета 2016 года доступ на корабль был закрыт — владельцу не продлили лицензию на деятельность. А весной 2017-го его передвинули в дальний угол порта, доступа к нему пока нет, но можно увидеть с крепости. Вероятно, корабль вернется на свое место после ремонта, но никакой достоверной информации на этот счет или дат на данный момент нет.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.
Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: «Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях».
Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).
Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и, «ипостасью» как между общим и частным.
Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси «способами бытия» Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.
Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): «Вначале сотворил Бог небо и землю». Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает «боги».
Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». «Из Нас» – тоже множественное число.
Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их», слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».
XVIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе.
В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.
Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»).
Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах».
Указание на троичность Бога в Новом Завете — это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
2 Кор. 13, 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1, Ин. 5, 7: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Вы прочитали статью Святая Троица — учение Православной Церкви, обратите внимание на другие материалы:

Владимирская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Икона Богоматери «О тебе радуется»

Иерусалимская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость»

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Что такое молитва?

Молитвы от пьянства и наркомании

Молитвы от сглаза и порчи: существуют ли они?

Молитвы к Богородице

Акафист преподобному Серафиму Саровскому

Молитва Спиридону Тримифунтскому

Словарь Правмира — Святая Троица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *