О завтрашнем дне

Не заботьтесь о завтрашнем дне

Протоиерей
Александр Шаргунов

Господь говорит в Евангелии о тайне простой жизни — о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

«Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» — вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, — говорит Господь, — то все тело твое будет темно». Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь.

Какие сегодня нечистые, темные глаза у многих людей! Такая же у них темная жизнь и темные пути, и они не видят ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи, у нас есть тела, земная жизнь, и о ней нужно позаботиться».

Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно приводит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина любить, а другогоненавидеть: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» — мамону — бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они — в полной безопасности.

Когда жизнь уходит из-под власти человека, на кого ему надеяться? Только на Бога, обретая другую безопасность — реальную, непоколебимую, истинную — в Самом Господе.

Господь не говорит, что богатство само по себе плохо. Он спрашивает: «О чем ты заботишься?» — то есть какими путями хочешь приобрести богатство. Может быть, такими, какими обычно сейчас обогащаются люди? Но «от трудов праведных не построишь палат каменных». Есть рассказ об одном человеке, как он обогатился. Он занимался торговлей, обмеривая и обманывая других людей. Юродивый сказал ему, что всякий раз, когда он совершает обман, он берет от своей души. Умножая свое богатство и радуясь его прибавлению, он всякий раз отнимал от своей души.

Неправедные богатства бывают нажиты, как правило, за счет какого-нибудь преступления — убийства, воровства или ограбления. Например, ограбления целого народа. За счет растления народа. На этом можно заработать большие деньги.

По тому, как тратится богатство, видно, какими путями, какой заботой оно было приобретено. Богатство может никак не тратиться. Просто человек ничего не тратит, как скупой рыцарь. Для него богатство — как некий бог, на которого можно положиться, опереться, душу свою отдавать ему. А может тратить только для себя: приобретать машины, особняки, еще что-то, и все — для себя, для своего греха. В безумии своем человек может тратить богатство для того, чтобы и других людей соблазнять к поклонению маммоне, ко всякому греху. С помощью богатства он может покупать и продавать страну, растлевать детей и весь народ.

Будем молиться о том, чтобы нам — тем, кому Господь открыл истинное богатство жизни, — Он дал узнать, что есть наше сокровище. Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде.

Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва — молитвой, а дела — делами». Именно в этом случае величайшая религия — вера истины — превращается в суеверие. Оттого что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

Христос говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на птиц небесных, — говорит Он, — они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?».

«Ну да, — скажут некоторые, — птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? Посмотрите на воробьев или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!» Но Господь говорит о другом — не о том, что они не трудятся, а о том, что не заботятся. У них нет никакой заботы. Они живут абсолютно беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми.

Праздность есть искушение Бога. Подобно тому как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: «Ибо ангелам Своим заповесть о Тебе, на руках возмут Тя да не когда преткнеши о камень ногу Твоею», так и здесь. Вместо доверия Богу — гордость. Вместо радости и мудрости — безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться, — безграничное доверие Богу.

Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий Промысл, есть Отец Небесный, Который бесконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.

Почему без конца мы готовы слушать птиц и смотреть на цветы полевые? Из какого мрака и холода цветы вырастают и каким сиянием и радостью облекает их Господь, так что никакие цари земные во всей славе своей не имеют такой праздничной одежды! Цветы существуют для того, чтобы напоминать нам, что жизнь — это праздник. Преддверие вечного праздника, для которого создан человек. И птицы, не заботясь ни о чем, живут самой веселой жизнью. Они поют среди ветвей и хвалят Господа. Если мы будем ни о чем не заботиться, как они, мы будем петь, как они, всегда радуясь, всегда благодаря Бога.

Толкование Евангелия на каждый день года.Понедельник 2-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 19 зач., 6, 31–34; 7, 9–11

Сказал Господь: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Все слова Спасителя, призывающие «не заботиться» о завтрашнем дне, опираются на непоколебимость веры Церкви – «Отец ваш Небесный знает». О молитве Христос говорит: «Молясь, не говорите лишнего как язычники», «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» (Мф. 6, 7–8). Два различных представления о Боге противостоят друг другу – магический бог язычников и Бог Отец, любящий Своих детей. Человек, живущий по Евангелию, – вовсе не «не заботящийся» ни о чем. Это тот, чья забота о ином. Он весь поглощен заботой о Царстве Божием. «Ищите Царства Божия!» Служить маммоне – практически означает заботу только о себе. Служить Богу – значит посвятить себя служению любви и обрести истинную свободу.

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Господь знает, о чем говорит. Он Сам, восходя ко Кресту, живет такой жизнью. Для чего прибавлять заботы завтрашнего дня к сегодняшним? Бог дал нам жизнь, и Он дает нам жизнь вечную – неужели Он не даст меньшего, того, что потребно для нашего тела, – одежды и пищи на каждый день? Многозаботливость – болезнь мира, отпавшего от Бога. Она не только бесполезна, она – разрушительна. Как часто люди проводят дни в ожидании бед, которые, может быть, никогда не случатся! Господь хочет научить нас всецелому доверию Богу – искусству жить одним днем. Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что вы не знаете, что принесет вам сегодняшний. Может быть, вы уже не будете живыми, и что будет значить ваша тревога о том, что никогда не случится! Когда придут новые заботы, Бог даст новую помощь и силу для их преодоления.

Господь показывает это на примере земных родителей. Внутренне они всегда готовы дать своим детям то, чего те у них просят. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Мы должны приходить к Богу как дети к Отцу Небесному. Сколь естественно для ребенка, когда он в нужде или в беде, бежать с жалобами к родителям. Мы должны приходить к Богу в надежде получить благие дары от Него, ибо Он дает просящим у Него. Он знает, что есть благо для нас, потому мы должны все предоставить Ему: «Да будет воля Твоя». Мы часто просим у Бога то, что оказалось бы неполезным для нас. Он знает это, и потому не дает нам просимого. Отказ, продиктованный любовью, лучше всех даров без любви.

Мы знаем, что нам не дадут камень вместо хлеба, чтобы сокрушить наши зубы, ни змею, которая может смертельно ужалить нас, вместо рыбы. Бог вместил в сердца родителей сострадательную заботу о детях. Не требуется никакого закона, чтобы обязать родителей содержать детей. Хотя мы уже дожили до таких времен, когда при живых родителях – дети сироты. Господь сравнивает Свою заботу о Своем народе с заботой отца о своих детях. Но на самом деле Его любовь, Его доброта несравненно превосходит любовь земных родителей. Святые отцы говорят, что Божие милосердие по сравнению с нашим – как солнце перед свечей, как океан перед каплей воды. Богатство Божиих даров, Его готовность ничего не пожалеть для нас – несопоставимы с тем, что родители по плоти могут дать своим детям.

Бог никогда не отвергает наши молитвы. Но Он отвечает на них в Божественной мудрости и любви. Жизнь испытывает, насколько истинно то, о чем мы молимся и насколько искренни мы в наших молитвах.

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.6:31. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Мф.6:32. Потому что всего этого ищут язычники
Есть не запрещает, но запрещает говорить: «что будем есть?» Богатые с вечера говорят: «что будем есть завтра?». Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь.
и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Мф.6:33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.

Царствие Божие есть вкушение благ. Оно дается за жизнь по правде. Итак, кто ищет духовного, тому по щедрости Божией прилагается и телесное.

Мф.6:34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Под заботой дня разумеет сокрушение и грусть. Достаточно для тебя, что ты сокрушался о нынешнем дне. Если же станешь заботиться и о завтрашнем, то, непрерывно заботясь о себе самом из-за телесного, когда будешь иметь досуг для Бога?

34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Иоанн Златоуст объясняет эти слова так: «не сказал — не заботьтесь, но не заботьтесь о завтрашнем дне». Если принять это толкование отдельно и без связи с другими толкованиями, то получается некоторая двусмысленность. О завтрашнем дне не следует заботиться; но зато следует заботиться о других, дальнейших днях. Можно думать, что Спаситель вообще дает здесь наставление не заботиться о будущем, что ясно из контекста. Поэтому о завтрашнем дне сказано в общем смысле и, может быть, потому, что он бывает обыкновенно предметом наших ближайших и особенных забот. Сам будет заботиться о своем ?????????? ??????; — в греческом довольно грубая конструкция, обязанная переводу с арамейского. По-видимому, для того, чтобы придать некоторый классический вид этому выражению, в некоторых кодексах поставлено ?? ?????? или ?? ???? ?????. Второе предложение служит доказательством первого. Мы и обыкновенно в действительности заботимся только о нынешнем дне. Распространять свои заботы на завтрашний и несколько дней — не в наших силах. Наше так называемое «предвидение» часто не оправдывается в будущем. Смысл выражения, след., таков. Заботьтесь — можете заботиться только о нынешнем дне, как вы и обыкновенно это делаете. В завтрашний день наступят свои особенные заботы, свойственные только этому дню. И это доказывается тем, что довольно для каждого дня своей заботы. Довольно как в русском так и в греческом — средний род буквально: довольно для дня злоба (вм. забота). Такое сочетание невозможно на русском, но на греческом допустимо, встречается в других местах Нового Завета, (напр., 2 Кор. 2:6; Лк. 22:38), хотя и не может быть подведено под общее правило. Злоба (?????) имеет много значений, по смыслу вообще противоположно слову добродетель (?????), а здесь употреблено в смысле тягость, бедствие, зло (как у Сир. 19:6; Амос. 3:6; 1 Мак. 7:23 и друг.). К обычной, ежедневной деятельности человека всегда примешивается «элемент зла» в виде различных огорчений, неудач, неприятностей, разочарований, усталости, изнеможения, болезней и т.п. В Новом Завете слово это поставляется иногда рядом с перечислением различных пороков (Рим. 1:29; Кол. 3:8; Тит. 3:3).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Нагорная проповедь

Продолжая излагать понятия Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34). Как нужно понимать эти слова?

Как и в предыдущих текстах, так и в разбираемых словах Иисуса Христа фигурирует слово «не заботьтесь». Но на этот раз оно употреблено несколько в ином смысле. Если раньше это слово употреблялось для того, чтобы указать человеку на то, чтобы он не заботился (в смысле чрезмерно не переусердствовал) о приобретении питья, еды, одежды, а прежде всего в жизни искал Царства Божьего и правды Его, то в данном разбираемом случае Иисус Христос рекомендует не заботиться о завтрашнем дне. Слово «итак» указывает на то, что Иисус Христос делает вывод из предыдущих высказываний. В предыдущем тексте Спаситель говорил о язычниках, жизнь которых отягощена заботами о питье, еде, одежде. В погоне за вкусной едой, сладким питьем, роскошной одеждой язычники строят планы к приобретению мирских благ и удовольствий. Язычники, одержимые стремлением к накопительству и роскоши, власти, почестям, богатству и удовольствиям, целые дни проводили в заботах о том, как перещеголять соседа и приумножить свои богатства, какие новые развлечения изобрести и попробовать.

В отличии от язычников, Иисус Христос рекомендует Своим последователям отрешиться от мирских забот, не стремясь ни к богатству, ни к власти, славе и удовольствиям, а жить просто и скромно, смиренно и покорно, ища правду Царства Божьего и служа своей жизнью Богу. Главным девизом жизни каждого христианина должны стать слова Спасителя о том, что прежде всего в жизни человек должен искать Царства Божьего и правды Его. А потом уже заботиться о еде, питье, одежде, то есть обо всём мирском. Поэтому человек, живущий согласно этому совету Иисуса Христа, не будет стремиться перещеголять своего соседа в роскоши, приумножать свои богатства, обходить своего конкурента по службе или в бизнесе. То есть такой человек не строит планы, связанные с приобретением мирских благ и удовольствий, а живет тихо, мирно и смиренно, совершая добрые поступки, заботясь о спасении своей души.

Такой человек воспринимает события каждого дня не с позиций корысти, наживы и приумножения своих почестей и богатств, а с позиций развития своего морально-нравственного совершенства. То есть такой человек живет событиями каждого нового дня, участвуя в них так, чтобы не запятнать свою душу и совесть, чтобы не свернуть с пути спасения души в каждый конкретный прожитый им день. Для такого человека не нужно опережать время и стремиться в завтрашний день. Истинный христианин понимает, что каждый новый день несет человеку свои испытания в отношении его веры и совести. И поэтому истинный христианин сосредоточенно и спокойно воспринимает события каждого дня, вдумчиво разбираясь в них, чтобы не впасть в грех, не совершить богопротивный поступок.

Истинный христианин каждый день начинает с обращения к Богу через молитву в которой просит о том, чтобы Господь Бог Своей силой оградил человека от искушений и неприятностей и Своей мудростью направил человека на совершение правильных поступков, из которых и складывается каждый прожитый день. Поэтому истинному христианину не надо беспокоиться о завтрашнем дне, потому что Господь дал ему сегодняшний день, во время которого человек за совершение дел и несет ответственность перед Богом.

Слова Иисуса Христа о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне, целенаправляют человека на то, чтобы каждый свой день человек прожил достойно. А для этого человек всё внимание, усердие, заботы и старания должен посвящать сегодняшнему дню, во время которого должен стремиться не нарушить заповедей Божьих и не впасть в грех. И тогда из таких достойно прожитых дней и будет складываться благочестивая жизнь истинного христианина, превращенная им в усердное служение Богу.

Таким образом призыв Иисуса Христа к тому, что люди не должны заботиться о завтрашнем дне, говорит о том, что каждый человек должен уметь достойно разобраться в событиях настоящего дня и прожить его без греха.

Свое утверждение о том, почему не нужно заботиться о завтрашнем дне, Иисус Христос поясняет тем аргументом, что «завтрашний (день) сам будет заботиться о своем». Как нужно понимать эти слова?

Эти слова указывают на то, что каждый день в жизни любого человека не случаен, а наполнен определенными, целесообразно возникающими событиями, проявляющимися в этот день по воле Божьей. События каждого дня человеческой жизни возникают не просто так, а представляют собой определенные испытания, ниспосланные Богом для укрепления и проверки совести и веры человека, его чести и достоинства. Наряду с этим враг рода человеческого каждый день строит против человека козни и измышляет искушения, чтобы толкнуть человека на совершение греха. И поскольку каждый день в жизни человека наполнен не случайными, а целенаправленными событиями, несущими для человека испытания, то и нужно в этих событиях разбираться человеку именно в тот день, в который эти события дал человеку Господь. И прожить этот день достойно, разобравшись в кознях сатаны и не попав в сети греха. А проблемы и заботы следующего дня человек будет решать в тот день, когда они наступят, потому что каждое событие возникает не случайно, а по воле Божьей, в определенный, отведенный для этого события Богом день. Вот в этот день и нужно разбираться с каждым конкретным событием и заботиться о нём в пределах возможностей данного дня.

Иными словами высказывания Иисуса Христа о том, что «завтрашний (день) сам будет заботиться о своем» нужно понимать в том смысле, что события каждого дня в жизни человека не случайны, а строго целенаправленны и регламентированы Богом, и нужно заниматься заботами, связанными с событиями каждого дня тогда, когда эти события произошли.

Зная о том, на что способен человек, Господь посылает человеку в определенный день те дела и заботы, с которыми человек в состоянии справиться именно в этот день, имея к этому все необходимые условия. А произойдут эти события, согласно воле Божьей, в тот день, когда человек будет готов к заботам о них. Поэтому Господь Бог посылает человеку только те заботы, которые человек способен решить, наполняя день каждого человека не только событиями определенного характера, но и строго определенным количеством событий, приходящихся на каждый день жизни каждого человека. Эта мысль подтверждается далее идущими словами Иисуса Христа: «довольно для каждого дня своей заботы». Как нужно понимать эти слова Спасителя?

Эти слова говорят о том, что коль Бог, как Всемогущая сверхъестественная Сущность, наполняет строго определенными событиями каждый день жизни каждого человека, то Бог и посылает человеку в конкретно определенный день такое количество забот и событий, с которыми и может справиться данный человек. Поэтому Иисус Христос и говорит что «довольно для каждого дня своей заботы». То есть каждый человек должен решать лишь то количество проблем (забот), которые послал ему Господь в конкретный определенный день, согласно условиям и обстоятельствам и не выполнять те дела и заботы, которые лучше решить в другой день. Тем, что человек не будет брать на себя решение забот и проблем дня завтрашнего, он покажет, что доверился Господу Богу в формировании каждого своего дня, в наполнении каждого дня заботами определенного характера и количества и поручил заботе Божьей и попечительству Божьему каждый свой день. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54:23).

Такой формой поведения человек выражает свою преданность Богу, свое доверие Богу, вручая в руки Господни всю свою жизнь и выбирая Господа своим Защитником, Заступником, Наставником и Отцом Небесным.

В последней разбираемой фразе слово «забота» в современном переводе Библии не совсем точно переведена. В древнеславянском тексте Библии вместо слова «заботьтесь» стоит слово «злоба», потому что именно это слово более всего соответствует греческому слову «kakia», стоящему в этом тексте. В древнеславянском тексте Библии эта фраза звучит так: «Давлеет дневи злоба его». Смысл этой фразы можно перевести так. Зачем человеку отягощать заботами настоящий день больше того, чем это положено Богом? Зачем человеку предаваться злостраданию, злиться и страдать от тягот будущего дня, когда можно ограничиться решением проблем дня сегодняшнего, а заботы завтрашние оставить завтрашнему дню.

Святой Иоанн Златоуст это место пояснял так: «Не довольно ли для тебя есть хлеб твой в поте лица твоего? Для чего подвергаешь себя и другого злостраданию? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тяготы? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня?» (Беседы на Матфея, 22-я глава).

И в древнеславянском и в современном варианте Библии Иисус Христос в этих словах говорит Своим последователям о том, чтобы они выполняли заботы, и решали проблемы, наполняющие собой конкретно определенный день, потому что Господь Бог посылает человеку определенные заботы в конкретный день. Причем именно те заботы и проблемы, в которых человек, в силу своего развития, может разобраться. И эти проблемы и заботы посланы Богом человеку именно в тот день, в который данный человек может их решить.

Поэтому человеку не надо допускать того, чтобы над каждым днем довлела злоба дня завтрашнего, то есть не нужно перегружать свой день заботами следующего дня. Потому что не только сам человек, но и Господь Бог формирует жизнь человека, и знает какому человеку в какой день и какие заботы надлежит послать для их решения.

Согласно раннехристианской точке зрения, имеющей место и в современном богословии, человек и его душа является объектом борьбы между сверхъестественными силами добра и зла. А ареной (местом действия) этой борьбы является разум и сердце человека, так как от разума и сердца зависят те поступки, какие совершает человек в своей жизни. Борьба за душу человека между силами добра и зла ведется искушениями и соблазнами с одной стороны, и просвещением и вразумлением с другой стороны. И от этой борьбы зависит то, кому будет принадлежать эта душа, силам добра или зла, Богу или сатане. А это зависит от поступков, которые совершает сам человек. Потому что человек не является пассивным созерцателем этой борьбы между добром и злом за его душу, а становится активным участником в ней, являясь соавтором вместе с Богом в построении своей судьбы, выбирающим своими поступками сторону добра или зла. Поэтому две указанные противоборствующие силы стараются повлиять на поведение человека, чтобы приобщить его к своему лагерю. Силы добра стараются просветить разум человека, наделить его правдивыми понятиями, наставить на совершение разумных и правильных поступков, связанных со служением Богу. Силы зла стараются соблазнить и обмануть человека, чтобы уловить его в сети греха и погубить его душу.

Согласно вышеизложенным понятиям, каждый день в жизни человека, наполненный заботами и событиями, представляет собой испытание для человеческой души. А события любого дня представляют собой разнообразные предлоги для того чтобы заставить человека служить Богу или сатане, совершать добрые или злые поступки. Ведь каждый новый день сатана придумывает для человека все новые соблазны и искушения, пытаясь через обиду, месть, сребролюбие, властолюбие, гордыню, вызвать человека на совершение злых поступков, всевозможным путем добиться грехопадения человека. Поэтому согласно вышеизложенным понятиям, каждый новый день таит в себе для христианина опасность грехопадения или возможность подтверждения стойкого, искреннего и преданного служения Богу, что в обоих указанных случаях проявляется через поступки человека, добрые или злые.

Поэтому, зная об опасности грехопадения, человек каждый новый день должен прожить достойно, через молитву заручившись помощью и поддержкой Бога. И в каждом новом дне человек должен усмотреть замаскированные козни дьявола, разгадать их и не поддаться их искушающему злому воздействию. Об этом и говорит древнеславянский текст этой разбираемой фразы: «Давлеет дневи злоба его». То есть над каждым днем давлеет злоба этого дня. Поэтому человек и должен внимательно, вдумчиво и осторожно разбираться в хитросплетении проблем и забот конкретного настоящего дня. И таких забот для каждого дня будет предостаточно. О чем и говорится в разбираемой фразе «Довольно для каждого дня своей заботы», в которой нужно разобраться, чтобы прожить этот день достойно и не совершить грехопадения. А завтрашний день «сам будет заботиться о своем». То есть завтрашний день принесет человеку свои события и проблемы, над разрешением которых именно завтра и будет заботиться человек.

Таким образом в разбираемых словах Иисуса Христа говорится не об отказе от планирования каких-либо добрых дел и поступков, совершить которые можно не за один день, а за более длительное время, а о внимательном отношении к проблемам и событиям каждого дня, чтобы разобраться в них и не допустить грехопадения. Потому что под видом любого события может таиться искушение и прельщение к совершению греха. А для того чтобы более внимательно и бдительно относиться к замаскированным греховным соблазнам, Иисус Христос и советует человеку всё своё внимание сосредотачивать на событиях настоящего дня, чтобы в них разумно разобраться и не заботиться о завтрашнем дне, «ибо завтрашний сам будет заботиться о своём». То есть с проблемами и заботами завтрашнего дня человек должен разбираться не сегодня, а завтра, тогда, когда придет завтрашний день и принесет свои проблемы или подскажет окончательное решение старых проблем, возникших раньше.

Таким образом, разбираемые слова Иисуса Христа нужно понимать в том смысле, что события, наполняющие каждый день, находятся под воздействием сил добра и зла, даются человеку не случайно, а для испытания его совести и стойкости в вере. Для того чтобы избежать грехопадения, человек должен не заботиться о завтрашнем дне, а всё свое внимание и бдительность сосредоточить на проблемах и заботах дня сегодняшнего, чтобы достойно прожить этот день и не допустить совершения греха. Потому что каждый день по воле Божьей имеет предназначенное этому дню количество дел и забот. «Довольно для каждого дня своей заботы». А завтрашний день «сам будет заботиться о своем». То есть завтрашний день принесет человеку свои заботы, разрешение которых по воле Божьей лучше осуществится с приходом завтрашнего дня. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне» – говорит Иисус Христос для того, чтобы человек сумел вдумчиво и внимательно разобраться в событиях и проблемах дня сегодняшнего, не поддаться искушению и не совершить греха, а достойно и богоугодно прожить сегодняшний день.

Иными словами Иисус Христос призывает людей бороться за каждый благочестиво прожитый день, который как день, посвященный Богу, отвоеван у зла и греха. Подтверждая эту мысль великий Гёте в своем знаменитом произведении «Фауст» писал о каждом честно и достойно прожитом дне человека так: «Конечный вывод мудрости земной: лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Как из капель воды состоит река, так из достойно прожитых дней слагается праведная жизнь человека. Постоянно думайте об этом, стремясь не заботиться о завтрашнем дне, но зато все силы и энергию отдавать на то, чтобы благочестиво прожить день сегодняшний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *