Обет молчания

В наш век болтают все: мы сами, радио, телевидение, мобильники, даже звери и птицы, которых пытаются научить человеческому языку. Сегодня никто в большом городе не ценит тишину и молчание. А ведь в старину странствующие рыцари, монахи, да вообще любой человек мог дать обет молчания. И это считалось нормальным, правильным, нужным. Сегодня парапсихологи и психотерапевты раскрыли, наконец, тайну этого обета. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Все мы знаем пословицу: «Слово — серебро, а молчание — золото». Многие видят ее смысл в совете больше молчать, чтобы ненароком не выдать свои тайны и вообще говорить меньше глупостей. Это, конечно, верно в отношении того, как вести себя в жизни, но не в отношении пословицы. На самом деле эта поговорка дает лечебную рекомендацию об одном из способов восстановления душевного здоровья и гармонии с окружающим миром. С одной стороны, наш язык — полезное изобретение, поскольку позволяет человеку использовать уже имеющийся опыт и, как говорится, каждый раз самому не изобретать велосипед. Но с другой — слова, которые мы постоянно произносим в повседневной жизни, зачастую имеют мало общего с сутью происходящего. Мы оказываемся в мире иллюзий, который во многом отличается от реального. Ведь их для обозначения предметов, понятий, чувств и действий придумали люди, умершие задолго до нас, чья жизнь и представления о ней были совсем другими. Поэтому мы — люди вечно болтающей цивилизации — часто попадаем в ловушку слов. А вот молчуны, порой не способные связно объяснить что-либо, к нашему удивлению, ухватывают суть проблемы и действуют эффективнее нас. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Опираясь на этот опыт, московский психолог Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новое понятие — активное молчание, которое является действенным лечебным средством. Это подсказывает сам наш организм. Ведь неслучайно при ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни, даже гриппе человек предпочитает побольше молчать. По сути, любая болезнь зависит от состояния нашей психики и порождается ею. Следовательно, прежде всего нам самим нужно заняться приведением в норму нашего душевного состояния, то есть разрешением внутренних конфликтов. Вместо этого, когда у человека что-то болит, он идет к врачу и говорит: вылечите меня. То есть самоустраняется и перекладывает решение своих проблем на другого, потому что он эгоист и ему не хочется тратить силы на заведомо трудную работу. При этом еще и занимает этакую страдательную позицию, чтобы вызвать жалость и оправдать свою леность. Но такая страдательная позиция приемлема только при обращении к зубному врачу. Во всех остальных случаях человек должен брать на себя львиную долю труда по восстановлению собственного здоровья. Доктор Тимошенко убеждена, что молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, гипертонию, все виды головной боли, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, психопатию, даже эпилепсию и шизофрению. Что конкретно нужно делать каждому из нас? Всё достаточно просто. Для исцеления с помощью активного молчания лучше всего уехать в такое место, где не будет возможности с кем-либо разговаривать, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. В таких условиях человек вынужден заняться собой, своей душой, общаясь только с окружающей природой. При этом очень важно настраивать себя на добрые мысли и светлые чувства. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Недельный срок окажет еще более сильное целительное воздействие. Ну а месяц добровольного отшельничества поможет решить все проблемы, как внутренние, так и внешние. Сначала, в первые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует, но организм уже отдыхает. Затем, предупреждает доктор Тимошенко, возникает и нарастает тревога, хочется что-нибудь сказать вслух. Происходит как бы «ломка отказа от слов», когда они «мстят» за попытку от них отказаться. Но потом вдруг приходит состояние необыкновенного покоя и радости, а человек начинает с удовольствием обходиться без речи. Время наступления такого катарсиса, то есть очищения, зависит от «проблемной зашлакованности организма». При неладах в семье, постоянных ссорах и взаимных обидах активное молчание можно применять и дома. В таком варианте люди должны договориться, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом, делают то, что нужно, но только переводят язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений.

— Само по себе движение, жест не могут быть обидными, — говорит доктор Тимошенко, — а прикосновение — самая нежная вещь на свете. В данном случае прикасаться друг к другу придется особенно часто. И при этом исследовать себя и изобретать, то есть мобилизовать свои душевные силы. Например, как спросить на языке жеста и улыбки: «Ты хочешь есть? Тебе удобно сидеть? Принести тебе очки?» Или попросить: «Помоги мне убрать ковер. Постирай эту рубашку. Подогрей, пожалуйста, ужин», поделиться настроением: «Что-то мне тревожно. Я на тебя обижаюсь. Ты уделяешь мне мало внимания». В таком активном молчании возникает гармоническое единение близких людей, о котором говорят: они понимали друг друга без слов. Оно очень необходимо супругам, вечно выясняющим отношения и теряющим в бесплодных схватках последние силы, родителям, у которых возникают конфликты с повзрослевшим ребенком. Активное молчание поможет найти взаимопонимание и брюзжащим старикам, которым все не так, и молодым супругам, которые еще не «притерлись» друг к другу. Короче, оно нужно всем.
Михаил Самохвалов, парапсихолог

Обет молчания

Высоким подвигом, которым спасались не только монахи, но и многие подвижники, в миру, является молчание, но подвиг молчания такого рода, что делает внешнюю жизнь подвижника мало замечательною и не привлекает на него постороннего взора, оттого о молчальниках меньше сведений, чем о всех других святых.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы Покаянием, если бы он заставил себя помолчать какое-то время (несколько недель, месяцев…), и это настолько благотворно повлияло бы на его духовную природу, что вознаградило бы его с избытком за принесенный им ущерб.
Молчальник – человек, принявший обет молчания.
Обет молчания — один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий.
Основная цель обета — самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает, что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет. Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира.
К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Обет молчания
Хотел бы к душам прикоснуться в тишине
Чтоб ожил разум, дремлющий во мне
Чтоб догмами других не обмануться
В обитель вечную хотел бы окунуться.
От хрипов городских, от паутины быта
Уйти стремлюсь, моя мораль проста.
Средь говора людского только ложь зарыта
Что не приемлет чистого листа.
Ученье то, что дарит мне природа
Я с жадность внимаю не стыдясь
В потоках откровенья не ищу я брода
А в глубину ныряю, с бездною мирясь.
Тут души тех, кто в полной мере
Испил с источника наш бренный мир любя,
Создателю покорны в своей вере
Обет молчания избравши для себя.
Не в силах то молчание нарушить
Я ритмы мира научился слушать
Без слов я научился понимать
Что этот свет мне может рассказать.
И чтобы ложь не проникала в речь мою
То пенье душ в безмолвии заточу.
И разве, что у бездны на краю
Пусть голос мой заполнит пустоту.


Одним из символов молчания является рыба

Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязал себерот. Однажды он увидел на краю утеса ребенка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал свой рот, ребенок уже был унесен потоком.
«Молчание — молитва Ангелов».
Молчание сохраняет огромные душевные силы, эта энергия, которая вливается в слова молитвы и сохраняет мир в душе. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения, от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел… Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом. Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори.
«Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение».
«А когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло их воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе людей, но духа злобы» (Святитель Тихон Задонский).
«Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык».
Благоразумное молчание есть матерь молитвы. «Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».
Нет более чувствительного удара для души, как наглое оскорбление порицание и клевета, но сохраняя молчание, совершаем духовный подвиг ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. С благоговением вспоминая многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. «Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими» (прп. Ефрем Сирин, 30, 161).
Слово должно утешать, исполнять нетленной жизни и радости.
«Люби труд, нищету, странничество, злострадание и молчание, потому что они сделают тебя смиренным. За смирение же прощаются все грехи».

Твори в уме молитву, тогда через молчание обретешь любовь и смирение.
«Есть семь взаимно обусловленных деланий и расположении, вводящих и направляющих к богоданному смирению: молчание, смиренные мысли о себе, смиренные слова, смиренное одеяние, сокрушение, самоуничижение и желание во всем видеть себя последним. Молчание рождает смиренные мысли о себе. От смиренных мыслей о себе рождаются три вида смирения: смиренные слова, смиренные и бедные одежды и самоуничижение. Эти три вида рождают сокрушение, происходящее от попущения искушений и называемое промыслительным… Сокрушение легко заставляет душу чувствовать себя ниже всех, самой последней, превзойденной всеми. Два же эти вида приносят совершенное и богодарованное смирение, которое именуется силой и совершенством добродетелей. Оно-то и приписывает Богу добрые дела… Смирение приходит так: когда человек, предоставленный самому себе, бывает побежден и порабощен всякой страстью и помыслом, и, побеждаемый вражеским духом, не находит помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего другого и уже готов впасть в отчаяние, тогда он смиряется во всем, сокрушается, начинает считать себя хуже и ниже всех, даже хуже самих бесов, как подверженный их власти и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение…» (Преподобный Григорий Синаит).

Иван Молчальник
День Мировой Немоты и Тишины

16 декабря – один из самых «молчаливых» дней в природе. Народное название – Иван Молчальник.
Тихо в опустевшем зимнем лесу, только деревья от мороза потрескивают. Охотники определяют, продолжительно ли будет зимнее спокойное время, по тому, как рано бурундук начал собирать орех, высоко ли белка прячет на деревьях свой грибной запас.
В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Считалось, что тот, кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. В старину примечали: «Иван молчит, добрая молва дело растит», «От одного слова, да навек ссора», «Слово — закон».

Молчание полезно для души,
В молчании проблемы можно всякие решить,
В своей душе немного разобраться,
Покаяться в грехах с молитвой постараться.
Все схимники живут в молчанье,
Но то не значит,что они в печали,
В молчании душа вся радости полна,
В покое и в смиренье,очищается она.
И молча Православные у икон стоят,
Молитву Православную,душой своей творят,
Господь все слышит,и молча помогает,
Всех страждущих от хворей исцеляет,
И если искренна молитва,Господь грехи прощает.
© Copyright: Инесса Белобородько, 2011

В народе говорили: «Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет». Молчание — возможность побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать своё Единство с Божим Миром.
На Ивана Молчальника и писали мало. Считалось, что в этот день лучше лишних слов не говорить, а побыть наедине с собой и сосредоточиться, припасая красноречие для будущего года. Но всё-таки этот день кое-что оставил в истории русской словесности. 16 декабря 1869 года увидело свет первое издание романа «Война и мир» Льва Толстого, а два стиха, появившиеся на Ивана Молчальника – два голоса с вечных полюсов российского общества: лирических мечтаний одних и предчувствия бури других.

Преподобный Иоанн Молчальник

Православные 16-го декабря чтят память Преподобного Иоанна Молчальника.
Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. После смерти богатых родителей Иоанн часть своего богатства раздал бедным, часть — употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. С 18 лет Иоанн жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский назначил 28-летнего Иоанна епископом Колонийской Церкви.
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник. Новый правитель стал вмешиваться в духовные и церковные дела. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Иоанн прибыл в Лавру преподобного Саввы. Скрывший свое епископское достоинство, он был принят в число братии простым послушником и выполнял самые тяжелые работы. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве.
Желая ещё большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провёл более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника — свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве Иоанна во время его жизни в пустыне.
Святой игумен Савва уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн — епископ.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. По его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.
Наши предки верили, что молчание в этот день не только избавит от несчастий, но и привлечет удачу.
В день Ивана Молчальника не пели и не кричали. Потому что боялись: как бы нечистая сила не утащила голос. И даже семейный обед проходил в полной тишине.


Икона «Иоанн Богослов в молчании». Палехские письма, нач. XX в.

В этот день верующие молча стояли перед иконой Иоанна Безмолвного или перед иконой «Иоанн Богослов в молчании».
Молитвы к нему исцеляют душевнобольных.


Молчаливый колокол
Собор Иоанна, Варшава, Польша

«Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?» (Бэкон).
«Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).
«Молчи или говори что-нибудь получше молчания» (Пифагор).

↓↓↓↓
СМИРЕНИЕ

Виды подвижничества в Русской Земле (Оглавление)
Святость.

В психологии и обществе

См. также: Мутизм, Логофобия и Бойкот

Следует отличать описанные формы религиозного подвижничества от мутизма — выделяемого в психологии вида психомоторных расстройств, проявляющегося в отказе говорить. Мутизм обычно имеет причиной психотравмы, но может иметь и морально-религиозные или идейные причины: позорность личного события, решение считать жизнь греховной, классовые различия (подобно существующим в кастах Индии). Мутизм может перетекать в логофобию. Логофобия, как и обет молчания, может быть избирательной, — например, человек страдающий этим расстройством свободно общается с друзьями или соратниками по религиозной общине, но с другими людьми говорить не может.

В обществе отказ социума контактировать с каким-либо частным или юридическим лицом, или отказ этого лица контактировать с социумом, называется бойкот. Что тоже может иметь морально-религиозные причины, как например в иудаизме — херем.

В религиозных сообществах вопросу — пришёл человек к религии по вере и убеждениям, или сбежал от мира из-за социофобии и т. п. проблем, уделяется особое внимание.

> См. также

  • Вачамъяма
  • Мауна

> Примечания

  1. Философия: Драч Г.В.. Рождение античной философии и начало антропологической (недоступная ссылка). Дата обращения 1 мая 2014. Архивировано 2 мая 2014 года.

Обет молчания – что это?

Чтобы отречься от повседневной суеты, стать ближе к Богу и подтвердить свою веру с помощью реального действия, дают себе обещание или клятву не разговаривать совсем или не касаться какой-либо определенной темы. Обет молчания – это некая присяга, основной целью которой является «конфирмация», выражаемая в постоянном общении с Богом и духовными силами, обращение к ним для подтверждения своей веры в них. Такая практика была распространена среди пифагорейцев, а в истории православной церкви известность получила Вера Молчальница, которая хранила обет 23 года.

Обет молчания – христианство

Первым этот обет выполнил Захария, которому ангел возвестил о рождении Иоанна – крестителя Христа. Захария не поверил ангелу и за это Бог наложил на него данное обязательство, которое длилось до момента, пока младенец не появился на свет. Обет молчания в православии имеет большое значение. Преподобный Иссаак Сирин говорит о том, что слова являются сутью орудия мира сего, а молчание выступает тайной будущего века. И хотя язык и речь являются средством общения с Богом и миром, в них же сконцентрированы шум греховных страстей, мирской суеты, которые отдаляют человека от Бога.

Вот почему многие православные подвижники уходили в леса и пустыни для стяжания тишины, ведь только так можно прислушаться к Божьему ответу. По мере того, как человек приближается к познанию истины, его подверженность действию чувств уменьшается, а движение к рассудительному молчанию растет. Жизнь человека с Богом становится полной. Современные монахи-трапписты строго чтут устав преп. Бенедикта Нурсийского, дают обет молчания, который прерывается только на общих Богослужениях.

Обет молчания в буддизме

Основатель буддизма Сиддхартхи Гаутама в течении 7 лет жил в отшельническом созерцательном молчании, после чего стал просветленным Буддой Шакья-Муни. Надо сказать, что «муни» в Индии называли людей, достигших состояния внутреннего безмолвия и способных в совершенстве управлять собой. Практика — обет молчания, является неизменной составляющей йоги и медитаций. Отключившись от всего мира, человек легче и быстрее устанавливает связь с духовным началом и получает ответы на свои вопросы.

Мауна – практика молчания в иудаизме, преследующая цель устранить пустые разговоры и необдуманные слова, познать свое истинное «Я». Махатма Ганди практиковал однодневную мауну каждую неделю, размышляя, созерцая и записывая свои мысли. В Индии и Таиланде дали зарок хранить обет молчания жители местных монастырей – ретриты. Сегодня многие современники отправляются на паломничество в эти места и получают возможность на себе испытать действие этой практики и обрести ответы на мучившие их вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *