Обитель милосердия саракташ

И все-таки о поездке в Саракташ:) Первым пунктом программы стала Саракташская Обитель.
Свято-Троицкая Симеонова обитель Милосердия (п.Саракташ) Оренбургской епархии РПЦ — вот полное ее название.


История ее началась в 1990 году, когда она, собственно, собственно и была основана на базе неприметного Покровского прихода, кое-как оправившегося от многих лет гонений в советские времена. В тот знаменательный для обители год случилось сразу несколько значимых событий. Во-первых, случилось чудо — обновление Казанской иконы Богородицы. Напечатанная на бумаге типографским способом в конце 19-нач.20 века, она потемнела настолько, что невозможно было различить, что на ней изображено. В апреле 1990 года принято было решение снять ее и убрать подальше в чулан. Однако, на несколько дней про то намерение забыли, а когда вспомнили, оказалось, что икона немного посветлела, так, что проступили лики Богородицы и младенца Иисуса. И продолжала светлеть. Конечно же, о чулане не могло быть и речи.
Во-вторых, после нескольких лет переписки с властями, в 1990 году, наконец, было принято решение о возвращении верующим бывшего здания храма Семеона Верхотурского, в котором долгое время находился детский сад.
В-третьих, архиепископом Оренбургским и Бузулукским Леонтием был направлен в п.Саракташ тогда молодой совсем священник Николай Стремский. Фигура неоднозначная и вызывающая много кривотолков и различных эмоций — от ненависти до обожания. Но даже ярые его противники не могут отрицать, что то, что сейчас представляет собой Саракташская обитель — дело его рук, результат его кипучей энергии. На момент его приезда в Саракташ все, что было у Покровского прихода, на базе которого возникла Саракташская обитель, небольшой молитвенный дом, украшенный простым железнным крестом на крыше. Внутренний интерьер тоже не впечатлял — темно-синие стены, с развешанными по ним потемневшими иконами-литографиями, походный престол для совершения службы… Сегодня на огромной территории обители нашлось место нескольким храмам, дому милосердия, православной гимназии и даже самолету, из которого сделали детское кафе:) Обитель живет и процветает. Как и многодетная семья отца Николая, в которой 72 приемных ребенка (самая большая семья России). Все это нам рассказала Наталья, администратор Обители, которая с удовольствием проводит экскурсии для всех желающих за символическую плату.
В ожидании экскурсовода ранним воскресным утром услышала колокольный звон с колокольни Свято-Троицкого храма. Объемный, казалось, идущий со всех сторон звук окутывал, пробирая до мурашек. Звонили не беспорядочно, вызванивали невероятно красивую мелодию. Наталья открыла тайну — то был «Христос Воскресе», а звуковой эффект создавался одновременным звоном колоколов не только самого Свято-Троицкого храма, но и стоящей рядом колокольни, построенной в честь 2000-летия со дня Рождества Христова. Заинтриговала, приглашая послушать пасхальный колокольный звон. Если уж этот, обычный воскресный меня покорил, представила праздничные масштабы…захотелось съездить, послушать.
Наслушившись колоколов, идем на экскурсию по территории Обители. От Свято-Троицкого храма, построенного в 2000-ых годах (на месте ветхого старого храма Семеона Верхотурского, который вынуждены были разобрать, ибо он одряхлел и разрушался от времени) и являющегося уменьшенной в полтора раза копией взорванного в 1932 году в Оренбурге Казанского собора:






Исторические сведения Наталья преподносит нам у небольшого кладбища, куда перезахоронены останки священников, пострадавших за веру — Феодота Безногова и Николая Логвинова:
Слова на могиле Н.Логвинова. В 30-ые годы, в период гонений на религию, он был сослан в с.Красногор, где тайком продолжал нести слово Божие в массы. Когда в 1935 году он умер, самопроизвольно зазвонили колокола красногорского храма, заставив людей уверовать в святость этого человека.
Все остальное — старые надгробные плиты для антуража. Их привозили в дар Обители с уничтожаемых старых кладбищ, откопанные при закладке фундаментов будущих домов, или наоборот, высвобожденные из стен разбираемых построек советских времен.
Утопая в зелени цветущих клумб, они лежат на аллее, ведущей к Покаянному кресту:
На основании его — таблички с именами пострадавших за веру в годы борьбы с религией:
Дальше Наталья проводит нас в церковь Святого Богоявления, где происходят обряды крещения:
Эта церковь стала последней, освященной владыкой Леонтием в декабре 1998 года:
Купели для маленьких и взрослых:
Заметив, что мы с интересом разглядываем росписи на стенах, Наталья с гордостью сообщает, что это работа местных иконописцев, живущих при монастыре:
Совсем рядом — православная гимназия, в которой учатся около 60 воспитанников:
Наталья рассказывает, что желающих обучаться гораздо больше, чем может вместить здание гимназии. Потому в планах есть строительство нового, более просторного. Обучение прводится небольших, всего по 4 человека, классах (представила, сколько преподавательского времени может быть потрачено на уроках на ребенка, в отличие от классических классов на 30 человек). Потому часто родители привозят сюда детей с особеностями развития. Не делая различия между ними и обычными детьми, учителя тем не менее могут уделять им достаточно много внимания, разъясняя подробно и по нескольку раз непонятные моменты. В итоге дети не чувствуют себя ущербными, обучаясь на равных с остальными. Изучаются как общеобразовательные предметы, так и Закон Божий. Кроме того, детей часто возят в детские дома, пансионаты, дома престарелых — такая своеобразная прививка доброты и милосердия. Отдельные классы для девочек и мальчиков. Школьная форма — не унылая, из советского детства, а очень даже симпатичная, пошитая для каждого ученика швейной мастерской при Обители. Совершенно бесплатная. Запрещены украшения, косметика, сотовые телефоны в стенах гимназии. Смотрю на эти лица на фотографиях — разве стали они несчастнее от таких ограничений? Нет, у них нормальное детство, не отягощенное благами цивилизации хотя бы по несколько часов в день:))
Несколько раз наш экскурсовод делает ударение на слове «милосердие», присутствующее в название Обители. Гимназия — один из его примеров. Перечисляет дальше: «Вон там, между зданием гимназии и Западными воротами у нас есть столовая, где мы бесплатно кормим бездомных. Часто приходят и матери с детьми, видимо, из многодетных семей. Мы не задаем им лишних вопросов, раз пришли — значит, им это нужно. Но если к нам обратятся за помощью, мы не откажем никому». Та самая столовая:
И Западные ворота:
На территории Обители есть Дом Милосердия, где проживают одинокие пожилые люди, а также матери с детьми, нуждающиеся в помощи и уходе. Наталья несколько раз повторяет: «Если видите бабушку, например, за которой некому ухаживать, или которой негде жить, позвоните нам. Мы поможем.» Рассказывает о бытовых условиях насельниц — у каждой отдельная комната с кухней, при Обители всегда есть врач и мед.сестра, которые следят за их здоровьем. Каждодневный уход осуществляют монахини и сестры милосердия. Ежедневно они могут посещать службу в храме, а к тем, кто по состоянию здоровья не могут этого сделать, священники приходят по первому зову.
Нуждающихся в помощи много, места катастрофически не хватает, потому в настоящий момент начато строительство нового пансионата. Таким он будет:
Обитель вообще находится в стадии постоянного строительства. Напротив пансионата возводится Храм в память о жестоко убитой семье последнего императора, а также всех невинноубиенных:
Достраивается фонтан, символизирующий Вифлеемскую звезду, в сквере, разбитом в честь покровителя Обители — Семеона Верхотурского:
Из уже построенного и интересного — баптистерий — крестильня, где имеется емкость для купания и погружения в полный рост при обряде крещения:
Колокольня, построенная к 2000-летию Рождества Христова:
Часы на колокольне каждый час проигрывают ту же мелодию, что мы слышали утром в исполнении колоколов. Красиво, но с колокольным звоном не сравнить:
Среди зелени прячется восхитительное деревянное строение — часовня-водосвятка. Здесь набирают святую воду на Крещение:
Рядом — утопающее в зелени не менее чудное здание администрации, украшенное искусной резьбой по дереву. Здесь находится администрация, кабинет Николая Стремского и отдел писем. «Если увидите, что кому-то нужна помощь, писать/звонить сюда,» — напоминает наш экскурсовод:
Главный вход на территорию Обители — Святые врата с Надвратной башней Христа Спасителя и храмом — исповедальней в честь Вадима Персидского (столь необычный выбор святого покровителя обусловлен тем, что строительство велось на деньги Павла Вадимовича Синявского в память об отце его Вадиме):
Ворота работы местных мастеров:
И роспись местных иконописцев украшают Святые Врата:
В годовщину победы над Наполеоном в войне 1812 года перед Вратами установили точные копии пушек времен наполеоновских войн:
Стерегут Врата грозные львы:
Похоже, львы здесь вообще в почете. Оказалось, не просто так. А в память о верном льве Иордане, друге святого Герасима. Легенда гласит, что однажды преподобный Герасим шел по Иорданской пустыне и увидел льва. Бедный зверь занозил лапу, она опухла и сильно болела. Глазами, полными слез, смиренно смотрел несчастный лев на Герасима, словно умоляя его о помощи. Святой отшельник не побоялся хищника и вылечил его. С тех пор благодарный лев подружился с преподобным Герасимом. Преподобный назвал льва Иорданом и кормил его с рук, как котенка. Многие монахи удивлялись, что грозный лев рядом со святым Герасимом становился кротким и послушным. Когда преподобный Герасим отошел ко Господу, лев очень грустил, скучал по доброму иноку. Лев Иордан перестал есть и пить. Он лежал на могиле преподобного Герасима, выл и плакал от горя. Там лев и умер, не в силах пережить потерю любимого хозяина, друга.Вскоре друзья встретились в небесных обителях Господа. На святой иконе они так и изображены: старец Герасим и рядом преданный ему лев Иордан. И стал лев символом верности и преданной дружбы:
Наталья ведет нас за стены Обители, чтобы показать то достопримечательное, что находится рядом:
Памятник Владимиру Крестителю:
Танк Т-62 -памятник землякам-танкистам, участникам войн и локальных конфликтов. Внизу, на пъедестале копия с фотографии времен Великой Отечественной, на которой запечатлен момент передачи танковой колонны «Дмитрий Донской», созданной по инициативе церкви на благотворительные пожертвования верующих:
Время от времени на пъедестале появляются новые таблички с именами, по ходу нахождения информации в архивах:
Раритетный отечественный автопром:
И самый настоящий ТУ-134, отслуживший свое и радующий нынче детишек на детской площадке:
Купола церкви Николая Чудотворца:
Далее экскурсия наша должна была продолжиться внутри Свято-Троицкого собора, но увы для нас… одна за другой приезжали на венчание пары. Потому послушать о внутренних богатствах храма не удалось, глянула одним глазком, заметила, что есть и старинные иконы, и современные, и узнаваемый уже стиль местных иконописцев. Зато в свободное время нагулялась по территории Обители, посидела на лавочке у баптистерия, побродила по дорожкам среди елочек и цветочных клумб. Несмотря на немалое количество народу, приезжающего в Обитель воскресным днем, удивила тишина, спокойствие и умиротворяющая атмосфера. В памяти Обитель осталось как место, где отдыхает душа…
А еще остался повод вернуться — до Музея, говорят, очень интересного, я так и не дошла. В следующий раз…

В настоящее время все больше повышается интерес людей к духовному аспекту жизни общества, происходит возрождение духовных и культурных ценностей. Православие становится актуальной темой для современного общества в России. На протяжении многих веков жители России не представляли свою жизнь без веры и, как следствие, храмов и монастырей.

На территории Оренбургской области находится поселок Саракташ, в котором расположился один из крупнейших в России храмовых комплексов – Православная Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия Оренбургской епархии Русской Православной Церкви. В этот поселок посетить храм едут не только верующие, живущие поблизости, но и люди со всей страны, а также из зарубежья. История обители в поселке Саракташ начинается с 1943 года, когда произошла регистрация общины верующих. В 1946 году местными жителями было подано прошение об открытии молитвенного дома, и уже в 1947 году общине была выдана земля под строительство здания храма. Но в установленные сроки здание храма не было готово несмотря на то, что люди вкладывали все свои деньги. В результате недострой администрацией поселка был передан под здание школы. Но жители не сдавались и добились разрешение на строительство храма в другом месте. Хотя в те тяжелые времена пропагандировалось гонение в адрес церквей и ужесточалась политика относительно религии, храм был построен. В конце 50-х годов XX века храм был освящен, но уже в 1961 году здание вновь было отобрано у общины верующих – храм был разграблен, купол сломали, а в помещении Алтаря поставили портрет Ленина. В том же году здание церкви было передано под детские ясли.

Переломный момент в истории храма в Саракташе пришелся на 1990 год. Тогда в поселок на служение приехал молодой священник Николай Стремский. Храм начали восстанавливать – вокруг него стали строиться новые здания — Дом Милосердия, часовня, школа, различные хозяйственные постройки. Прежде всего, при молитвенном доме была открыта воскресная школа, а позже для нее было построено новое здание. Свято-Троицкая Обитель разрасталась быстрыми темпами. В январе 1995 года принялись за строительство Православной гимназии имени Сергия Радонежского, а также на территории храма появился семейный детский жилой комплекс. С 1996 по 1998 года на территории комплекса строились крестильни в честь Святого Богоявления. В 1998 году была построена колокольня в честь Рождества Христова, а также построены административные здания. В августе 2001 года было демонтировано старое здание храма в связи с его ветхостью и частичным разрушением конструкции, и на его месте был заложен первый камень нового храма. Новое здание храм является уменьшенной копией Казанского кафедрального собора, который был разрушен в городе Оренбурге в 30-х годах XX века. В 2005 году был освящен и установлен самый большой колокол в Оренбургской епархии. Торжественное открытие нового здание церкви пришлось на декабрь 2009 года, когда и состоялось первое богослужение в новом храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *