Обновление католической церкви проблема цели действия участники

Католическое Харизматическое Обновление сегодня

Харизматический элемент в католической церкви рассматривается, как возвращение силы Святого Духа, которая имелась у первых христиан. Некоторые «обновленные» католические общины проводят служения исцелений и евангелизации, где, по их мнению, проявляются чудеса, исцеления и присутствие Святого Духа. Католики-харизматы рассматривают проявление даров Святого Духа как результат личных отношений с Иисусом Христом. Они учат, что следует обращаться непосредственно к Иисусу и исполнять то, что говорит Господь, а также пребывать в плодах Духа (Гал. 5:22-23).

Согласно данным 2013 года, Католическое Харизматическое Обновление насчитывает около 160 миллионов верующих в 230 странах мира. По наставлению Римско-католической церкви, члены католического харизматического обновления сотрудничают как с католическими, так и с некатолическими церковными общинами, с целью духовного экуменизма (сближения разных конфессий и их членов). Так, в католической церкви харизматический опыт крещения Святым Духом и практика харизм (или даров) Святого Духа некоторыми рассматривается как предназначенное Богом средство, призванное объединить все христианские деноминации в Единое Тело (Церковь).

Золотой юбилей Католического Харизматического Обновления в 2017 году

В ответ на приглашение Папы Франциска, Католическое Харизматическое Обновление и католическое братство организовали совместное мероприятие в честь золотого юбилея Католического Харизматического обновления (в 2017 году этому движению исполнилось 50 лет). Мероприятие началось 31 мая 2017, праздник продолжался до Пятидесятнической мессы 4 июня. Регистрация на мероприятие проводилась с июня 2016 года.

История движения

Харизматическое движение внутри католической церкви зародилось в католическом Дуквенском университете в городе Питтсбург (США, штат Пенсильвания). Весной 1966 года два профессора богословия, Ральф Кифер и Билл Стори, желая видеть личное и непосредственное участие Духа Святого в жизнедеятельности церкви (как, по их мнению, это изображено в Книге Деяний), принимают соглашение ежедневно молиться о большем излиянии Святого Духа в своих жизнях. В августе того же года они участвуют в съезде католического миссионерского движения Cursillo в городе Саут-Бенд, где организаторы встречи предлагают им к прочтению две популярные пятидесятнические книги — «Крест и нож» Дэвида Вилкерсона и «Они говорят на языках» Джона Шерилла. Обе книги повествуют об опыте того, что пятидесятнические авторы называли «крещения Святым Духом» и о благословениях, следующих из этим переживанием. Ознакомившись с этими трудами, Ральф Кифер и Билл Стори почувствовали неполноценность своей духовной жизни и нужду в переживании того «крещения Святым Духом». Поняв, за что именно им следует молиться Богу, они с новым воодушевлением изо дня в день просят Бога крестить их Духом Святым, и вскоре, желая получить больше разъяснений, они ищут контакта с пятидесятниками. Узнавая об этом, епископальный священник Уильям Льюис предлагает католическим профессорам посетить межконфессиональное харизматическое молитвенное собрание «Chapel Hill» («молитвенная гора») в доме пресвитерианки мисс Флоренс Додж. Получая приглашение на 13 января, четверо преподавателей Дуквенского университета — Ральф Кифер и его жена Бобби, Билл Стори и Патрик Буржуа — посещают молитвенное собрание с целью побольше разузнать из первых рук о переживании «личной Пятидесятницы».

В этот день, 13 января 1967 года, члены молитвенной группы предлагают католическим преподавателям совершить над ними молитву о принятии Святого Духа с возложением рук (по примеру Писания), однако никто из них не соглашается, так как для католических верующих оказывается чуждым представление о том, что на них могут возложить руки люди, которые не являются католиками и не имеют соответствующего духовного сана. Несмотря на то, что все четверо гостей отказались от возложения рук, профессор истории Ральф Кифер не желал смиряться с мыслью, что покинет собрание, так и не пережив крещения Святым Духом. Он сказал: «Я не уйду, пока не получу это».

Тогда члены молитвенной группы согласились молиться о духовном крещении Ральфа Кифера без возложения рук, однако внешнего признака крещения Святым Духом — говорения языками — за этим не последовало. В конечном итоге четверо католиков покинули встречу, так и не пережив ничего нового. Последующие дни Ральф Кифер и Патрик Буржуа провели в размышлении над состоявшейся встречей, будучи с одной стороны настороженными «нетрадиционностью» молитвенной группы, с другой стороны — впечатлёнными глубокой верой харизматических верующих и их буквальным толкованием Писания. Буржуа рассказывал, что он покинул первую встречу с осознанием того, что эти люди «попробовали на вкус нечто особенное из христианской жизни», и что всё это напомнило ему книгу «Крест и нож» Дэвида Вилкерсона. По словам Кифера, после встречи он испытал столкновение с неким психологическим барьером, но в конечном итоге перешагнул через него. Результатом продолжительных размышлений Ральфа Кифера и Патрика Буржуа становится то, что на следующей неделе они вдвоём наносят повторный визит на «молитвенную гору» в дом мисс Флоренс Додж, будучи на сей раз готовыми к тому, что на них возложат руки «рядовые» верующие из «чужих» деноминаций.

20 января 1967 года члены харизматической молитвенной группы, в ответ на просьбу католических верующих, возложили руки на каждого человека в отдельности с молитвой о принятии Святого Духа. Тогда наконец католические преподаватели пережили то, о чём, как они говорят, молились «весь год, каждый день». Оглядываясь на этот эпизод, Ральф Кифер вспоминает: «Они просто попросили меня совершить акт веры, чтобы сила Святого Духа работала во мне. Я молился на языках довольно быстро…. Я чувствовал некое умиротворение, в конце концов молитвенное умиротворение. И, по правде говоря, мне было любопытно, к чему это все приведёт. Я не мог понять, почему этот харизматичный феномен не встречается чаще, чем можно было бы ожидать. Кажется, что это и могло быть тем, что недоставало новозаветному христианству».

Вернувшись с харизматического собрания, «обновлённые» католики через возложение рук передают опыт крещения Святым Духом присутствовавшим на первой встрече Биллу Стори и Бобби Кифер, а затем и некоторым другим преподавателям Дуквенса. На тот момент предметом изучения в университете являлась Нагорная проповедь Иисуса Христа, однако, в связи с последними событиями, курс обучения был изменён, и студентам было поручено посвятить время молитве и изучению книги «Крест и нож» Дэвида Вилкерсона и первых четырёх глав Книги Деяний.

Спустя несколько недель, 17-19 февраля 1967 года, в истории католической церкви наступают дни, известные как «Дуквенские выходные». Известно, что 17 февраля около 25 студентов вместе с преподавателями уединяются для молитвы о сошествии Святого Духа. В субботу 18 февраля католических верующих навещает член харизматической группы «молитвенная гора» с проповедью на тему второй главы книги Деяний, и вечером того же дня студенты, независимо друг от друга, начали переживать крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках (позже также сообщалось о проявлении даров исцеления, пророчества и различения духов). В результате продолжающейся до конца выходных «Пятидесятницы», крещение Святым Духом пережили около 25 студентов Дуквенского университета, некоторые без возложения рук, другие — с возложением. Таким образом, именно в эти знаменитые «Дуквенские выходные» на свет родилось то, что известно сейчас как Католическое Харизматическое Обновление

Новости об этом событии распространялись со скоростью лесного пожара. Уже совсем скоро, 5 марта, из Дуквенского университета в Питтсбурге «пробуждение» было занесено в католический университет Нотр-Дам в городе Саусбенде (штат Индиана), который поддерживал дружеские связи с Дуквесном, а затем — в Мичиганский государственный университет. Из этих очагов «огонь» стремительно начал распространяться по разным штатам Америки и в Канаде. Спустя пять лет в США было зарегистрировано более пятисот католических харизматических молитвенных групп. В них присутствовали многие священники и члены монашеских орденов — иезуиты и францисканцы. Центром католиков-харизматов становится Нотр-Дам. В нём начинают ежегодно проходить встречи движения за харизматическое обновление Римско-католической Церкви. Так харизматическое движение зародилось и в среде римско-католической церкви.

Реакция со стороны церковной иерархии

Первоначальная реакция на движение со стороны церковной иерархии была настороженной и, в то же время, благосклонной. Некоторые первоначально поддерживали харизматическое движение, как предвестие экуменизма (духовного единства разных конфессий и их членов). Считалось, что харизматическая практика сблизит католические и протестантские общины друг с другом. Сегодня харизматическое движение в католической церкви пользуется поддержкой большинства в церковной иерархии, от Папы до епископов епархий в разных странах мира, как признанное церковное движение.

Католическое харизматическое обновление было признано четырьмя разными папами: Папа Павел VI, папа Иоанн Павел II, Бенедикт XVI, и Франциск. На четвёртой международной встрече католиков-харизматов, проходившей в мае 1981 года, папа Павел VI заявил: «Мы радуемся вместе с вами… возрождению духовной жизни, которая проявляется сегодня в Церкви в различной форме и различной среде». Следующий Папа, Иоанн Павел II, выразился: «В настоящий момент истории Христианства Харизматическое Обновление может сыграть значительную роль в продвижении необходимой защиты христианской жизни, в обществах, в которых секуляризм и материализм ослабили способность людей отвечать Святому Духу и узнавать любящий призыв Бога. Ваш вклад в повторную евангелизацию общества будет производиться, во-первых, личным свидетельством Духа, живущего внутри вас, а также путем демонстрации Его присутствия через дела святости и солидарности. … Что является более эффективным способом для привлечения тех, кто потерял духовную тягу к этой истине, которая одна может утолить жажду человеческого сердца, чем живой пример горячих Христиан?».

В 2008 году на встрече с католиками-харизматами Папа Бенедикт XVI сказал: «Ваши размышления о центральном месте Христа в проповеди и о важности „Харизм в жизни поместной церкви“ со ссылкой на теологию Павла, в Новом Завете и в опыте Харизматического Обновления очень интересны. То, что мы узнаем из Нового Завета о харизмах, которые появлялись как видимые знаки прихода Святого Духа, не является историческим событием, оставшимся в прошлом, а вечно живой реальностью. Это тот же Божественный Дух, душа Церкви, который действует в каждое время, и эти таинственные и эффективные вмешательства Святого Духа провиденциально проявляются в наши дни. Движения и Новые Общины подобны прорыву Святого Духа в Церкви и в современном обществе. Мы можем, таким образом, с полным правом сказать, что одним из положительных аспектов общин Католического Харизматического Обновления является именно акцент, который они делают на харизмах или дарах Святого Духа, и их заслуга заключается в том, что они напомнили Церкви об актуальности этих даров».

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово было синонимом муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах — коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению церковной иерархии и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию – это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.
Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает обет безбрачия (целибат). Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа Иоанн Павел II не поддержал проведения такой реформы.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники – люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Современное устройство католической церкви

Сохраняя традиции древней и средневековой церкви, наследницы Римской империи, современная католическая церковь в своем строении и управлении имеет отчетливый юридический характер. Нормой регулирования всех церковных дел является Кодекс канонического права, который содержит свод всех древних церковных постановлений и последовавших за ними нововведений.

II Ватиканский собор призвал к пересмотру вступившего в силу в 1918 г. Кодекса. Новый Кодекс, обнародованный в 1983 г. папой Иоанном Павлом II, сокращает число статей с 2412 до 1752. Воспроизводя основное содержание прежнего церковного права, новый кодекс уменьшает церковные наказания; так, причины отлучения от церкви сокращены с 37 до 7.

В католической церкви сложилась строгая централизация духовенства.

Па вершине иерархической пирамиды стоит папа как источник всей духовной власти. Он носит официальный титул «епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих».

Папа избирается пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов – конклавом. Конклав проводится с 16-го – самое позднее 19-го дня после смерти папы. Входные двери Сикстинской капеллы, где заседает конклав, замуровываются и открываются только при избрании нового папы. Обычно выборы проводятся посредством тайного голосования по подготовленным бюллетеням. Избранным считается набравший две трети голосов плюс один голос. После каждых двух туров голосования бюллетени сжигаются в специальной печи. Если избрание не состоялось, то к горящим бюллетеням подкладывают мокрую солому и паклю. Тогда из трубы над дворцом идет черный дым. Когда выбор сделан, к сжигаемым бюллетеням добавляется сухая солома и струйка белого дыма извещает о новом верховном понтифике. Избранный на престол св. Петра может и отказаться от власти. Если избрание им принимается, то с балкона св. Петра новый папа дает благословение Городу и Миру (Urbi et Orbi).

Папа как высший наставник, глава и судья церкви назначает высших церковных иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, возглавляющих соответствующие подразделения церкви (диоцезы).

Назначение кардиналов папа согласует с консисторией – собранием коллегии кардиналов. Принимать участие в конклаве могут только кардиналы до 80-летнего возраста.

От светской власти у папы римского сохраняется функция суверена теократического государства-города Ватикана, которое возникло в 1929 г. в итоге Латеранских договоров, заключенных Пием XI с правительством Муссолини. Цель существования церковного государства – обеспечить независимость папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственное его сношение с епископами и верующими всего мира. Папское государство (44 га на территории Рима) обладает символами политического суверенитета – своим флагом и гимном, жандармерией и т.п. Оно располагает мощной радиостанцией, вещающей на многих языках, ежедневной газетой «Osservatore Romano». Раз в две недели публикуется официальный орган Апостольской Столицы, журнал «Acta Apostolicae Sedis», содержащий документы и хронику церковных событий. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 странами и представлен в ООН.

Куриальная реформа была продолжена Иоанном Павлом II. В 1988 г. на кардинальской консистории (совещании) была опубликована Апостольская конституция «Pastor bonus», вступившая в силу в 1989 г. В этой конституции определяются в качестве важнейших ватиканских учреждений Государственный секретариат, 9 конгрегаций, 12 советов, 3 трибунала, 3 канцелярии. Конгрегациями руководят кардиналы-префекты. Наибольшим влиянием пользуется Конгрегация вероучения, которой принадлежит право контролировать все документы ватиканских учреждений.

Кардиналу, Государственному секретарю, подчиняются папские посланники, в том числе нунции, (от лат. nuntius – вестник) – постоянные представители папы при правительствах иностранных государств, которые имеют преимущество чести в дипломатическом корпусе. Все священники страны, куда направлен нунций, кроме кардиналов, подконтрольны ему, все церкви должны быть открыты для его пастырского назидания.

Епископы полностью подчинены папе, они не только назначаются им, но обязаны отчитываться перед ним и могут быть им в любое время приостановлены в полномочиях или смещены. Еще меньшую степень самостоятельности имеют руководители миссионерских областей – «апостолические викарии» с епископской властью и «апостолические префекты» без таковой.

В состав римской курии введен новый совещательный орган при папе – синод епископов – в него конференции национальных епископатов делегируют своих представителей. Клир католической церкви, включающий белое (светское, «секулярное») и черное («регулярное», монашествующее) духовенство, организован в сложную систему конгрегации и орденов, распределен по провинциям, диоцезам, приходам и общецерковным институтам.

В католицизме над тремя степенями священства: епископами, пресвитерами и диаконами надстраиваются кардиналы и примасы. Кардинал – высший после папы духовный сан в Католической Церкви. Примасами называются старшие епископы местных национальных церквей.

Патриархи, митрополиты, архиепископы возглавляют несколько диоцезов (епархий), которыми управляют епископы. Диоцезы разделяются на деканаты, которые объединяют приходы (парафин), управляемые приходскими священниками, в больших приходах им помогают викарные священники.

Подавляющее большинство в католической церкви составляют диоцезы латинского ритуала. Но есть и католики восточных обрядов, т.е. восточных церквей, вступивших в унию с католической церковью, признавших примат папы и вероучение Римской церкви. Они сохраняют свои патриархата, церковное право, богослужебный язык, литургию, женатое духовенство, причащение мирян под обоими видами.

Значительное внимание Ватикан уделяет распространению и укреплению позиций католицизма в России. Ныне на территории Российской Федерации насчитывается более двух миллионов католиков.

Ватикан назначил деятельных апостольских администраторов в европейской и азиатской частях РФ – во многом благодаря их активности здесь открывались в последнее десятилетие все новые приходы (по состоянию на январь 1998 г. их насчитывалось 223). Официальным органом апостольской администрации в Москве является газета «Свет Евангелия». Открываются католические учебные заведения: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве (основан в 1993 г., теперь Институт философии, теологии и истории св. Фомы), Духовная семинария «Пресвятая Дева – Царица Апостолов» в Москве (1993), семинария в Новосибирске (1991). С начала 1990 г. в РФ стали проявлять активность монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, салезианцев, иезуитов. Появились католические монахини: вслед за сестрами милосердия матери Терезы в РФ прибыли кармелитки, паулинки и члены других монашеских женских конгрегаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *