Обращение к священнику

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

…Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия…

В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что — не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые — на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Белое духовенство

Монаществующее духовенство

Форма обращения

Диакон, архидиакон, протодиакон

Иеродиакон

Отец (имя)

Иерей

Иеромонах

Ваше преподобие, отец (имя)

Протопресвитер, протоиерей

Игумен, архимандрит

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения

Досточтимая матушка (имя)

Епископ

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя)

Архиепископ, митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя)

Патриарх

Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя)

Монах, послушник

честной брат (отец) (имя)

Монахиня, послушница

сестра (имя)

Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.

К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»

В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни — «Христос Воскресе!», в дни предпразднств — «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых — «с праздником», на Страстной неделе — «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»

Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».

Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.

Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».

Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

будущ. прош. повелит.
Я обращу́сь обрати́лся
обрати́лась
Ты обрати́шься обрати́лся
обрати́лась
обрати́сь
Он
Она
Оно
обрати́тся обрати́лся
обрати́лась
обрати́лось
Мы обрати́мся обрати́лись обрати́мся
обрати́мтесь
Вы обрати́тесь обрати́лись обрати́тесь
Они обратя́тся обрати́лись
Пр. действ. прош. обрати́вшийся
Деепр. прош. обрати́вшись, обратя́сь

об-ра-ти́ть-ся

Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — обращаться.

Корень: -обрат-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. совершить движение вокруг чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. повернуться в направлении чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. высказать кому-либо устно или направить письменно предложение, просьбу, вопрос и т. п. ◆ Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски, и закружившаяся голова недоумевает, куда обратиться. Н. В. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», 1832 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. перен. то же, что превратиться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. обернуться
  2. повернуться
  3. адресоваться
  4. превратиться, обернуться (перен.); перевоплотиться

Антонимы

Гиперонимы

  1. переместиться, передвинуться

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: обращение, обратимость, оборот
  • прилагательные: обратный, оборотный, обращённый
  • глаголы: обратить; обращаться, обращать
  • наречия: обратно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • обратиться в бегство
  • разрешите обратиться!

Перевод

совершить вращение

повернуться

превратиться

Анаграммы

  • обтираться, отбираться
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Ответ священника:

В этической системе Православия по этому поводу сформировался следующий образ поведения мирянина по отношению к священнику или епископу. Не принято священнослужителя называть по имени и отчеству, но епископа – Владыкой, пресвитера (священника) и диакона – отцом (отец Владимир, например). Не принято так же, с Владыкой или батюшкой при встрече здороваться за руку (с диаконом, в принципе – можно) потому, что в Православии, в отличие от Протестантизма, существует четкое разделение верующих на клир (священство) и мирян. И для возведения человека во диакона, священника или епископа с апостольских времен установлено Таинство Священства (рукоположение), в котором лицу, возводимому в священную степень Бог через рукоположение епископское сообщает для совершения своего служения особые Дары Духа Святого. Епископ и пресвитер имеют право совершать Таинства и рукоблагословение. Диакон же — лишь помощник при совершении Таинств и рукой не благословляет. Потому у епископа и пресвитера при встрече принято брать благословение, складывая при этом на уровне груди правую ладонь на левую, со словами: «Благословите, Владыко!» или: «Благословите, батюшка!» и прикладываться (целовать) благословляющую руку. Так как благословение совершается именем Божиим, в этот момент священник или епископ являют собой живую икону Иисуса Христа (благословляют от Его Лица и Его Именем), а потому лобызая благословляющую руку, мы тем самым чтим Самого Спасителя, чьим Именем производится рукоблагословение. Благословение так — же берется, если есть такая возможность, при прощании с батюшкой или Владыкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *