Обучение иконописи в Москве

Иконописный факультет готовит иконописцев и мастеров лицевого шитья.

Условия поступления:

  • Православный / православная;
  • Среднее общее образование (минимум);
  • Возраст до 35 лет;
  • Холостой / не замужем или в первом браке;
  • Желательно художественное образование.

Система образования на Иконописном факультете состоит их двух ступеней. Первая ступень – три года обучения. По окончании выпускники получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения – два года обучения, не обязательна. На вторую ступень зачисляют тех, кто окончил первую ступень с наилучшими результатами. Обучение на Иконописном факультете бесплатное. Предоставляется бесплатное общежитие и бесплатное питание.

Иконописный факультет состоит из двух подразделений: иконописи и лицевого шитья.

Чтобы поступить, вам необходимо подать документы и пройти вступительные испытания.

Документы подаются в канцелярию Академии.

1. Документы

  • Рекомендация. Обратитесь к своему духовнику. Попросите его написать вашу характеристику: кто вы, какие послушания несли на приходе, почему хотите поступать и кем он видит вас после окончания обучения. Напечатайте ее на официальном бланке прихода. Подпишите ее у духовника, поставьте печать прихода. Затем обратитесь к епархиальному архиерею с просьбой заверить рекомендацию. Или: вы можете сразу обратиться к епархиальному архиерею с просьбой написать рекомендацию. Абитуриенту из Московской городской епархии, чтобы заверить рекомендацию, следует обратиться в Московскую Патриархию. Абитуриенту из Московской областной епархии — в Московское Епархиальное управление.
  • Заявление. Когда приедете в Академию, поднимитесь в канцелярию на второй этаж и напишите его.
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство. Иностранным гражданам: если в документе нет информации на русском языке, предоставьте нотариально заверенный перевод.
  • Иностранным гражданам: заграничный паспорт.
  • Документ об уровне образования установленного образца, а также документы о художественном образовании. Иностранным гражданам: если в документе нет информации на русском языке, предоставьте нотариально заверенный перевод.
  • Анкету можно распечатать и заполнить дома, или приехать в Академию и заполнить при подаче документов. В любом случае, ознакомьтесь с анкетой заранее.
  • Автобиографию напишите и распечатайте дома.
  • Свидетельство о рождении, копия.
  • Свидетельство о Крещении, копия.
  • Свидетельство о регистрации брака, копия. Для женатых / замужних.
  • Свидетельство о Венчании, копия. Для женатых / замужних.
  • Удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов), удостоверение о постриге (для монашествующих), удостоверение о рукоположении в сан иерея (диакона) и копия последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей).
  • 6 цветных фотографий формата 6×8. При наличии священного сана фотографируйтесь в одежде, соответствующей сану.
  • Медицинская справка по форме 086/у с данными флюорографического обследования и профилактическими прививками, а также заключения психиатра и нарколога.
  • Страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания. Для граждан РФ.
  • Военный билет или приписное свидетельство с отметкой о постановке на воинский учет. Для граждан РФ.
  • Копии документов, которые подтверждают индивидуальные достижения поступающего. Результаты этих достижений учитываются при приёме на обучение, если соответствуют Правилам приёма.

Для того чтобы подать документы, вам надо будет зайти на внутренний портал МДА : https://home.mpda.ru/login/index.php, зарегистрироваться там, а потом загрузить все необходимые отсканированные документы.

В случае возникновения технических проблем, обращайтесь в техподдержку: home@mpda.ru. После регистрации в вашем Личном кабинете будет доступен чат, где, в случае возникновения сложностей с подачей документов, можно будет задать вопросы.

2. Вступительные испытания

Право на приём в Академию без вступительных испытаний не предоставляется. Вступительные испытания следующие:

  • Написание фрагмента или образца иконы: за шесть часов надо выполнить в цвете на бумаге (30×20 см) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. Задача:

01) грамотное расположение на листе бумаги;

02) передача характера и пропорций изображения;

03) соблюдение цветовых и тональных отношений.

Поступающие не обеспечиваются необходимым материалом.

Рекомендации по выбору образца для выполнения экзаменационного задания «Фрагмент иконы» при поступлении на Иконописный факультет МДА в 2020 году.

Данное задание является частью вступительных испытаний и в 2020 году выполняется абитуриентами самостоятельно за 6 часов. Можно воспользоваться предложенными образцами или найти подобный фрагмент самостоятельно.

Поскольку специфика нашей школы предполагает изучение древней иконы, то при выборе образца необходимо ориентироваться на иконы русской классической иконописной традиции 15 – 16 веков, а также классические византийские иконы 12 — 14 веков. Следует обратить внимание на то, чтобы выбранный фрагмент был хорошо сохранившимся, с минимальными утратами красочного слоя по возможности без грубых реставрационных записей и тонировок. Фотография фрагмента должна быть в хорошем разрешении и гармоничной цветопередаче.

Работа выполняется на бумаге в пределах формата А3 акварелью, акварелью с белилами. В некоторых случаях допустимо использовать темперу.

  • Просмотр работ: на экзамен нужно представить свои живописные и графические творческие работы. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (если есть – по 2-3 работы). Оформите все свои работы в паспарту. Если есть, представьте иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии. Часть из них можно показать на фотографиях.
  • Собеседования. Чтобы их пройти, нужно:

Знать наизусть молитвы

a. Начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», «Приидите, поклонимся…»;

b. Утренние: «От сна востав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», «Святый Ангеле…»;

c. Вечерние: «Боже вечный…», «Вседержителю, Слово Отчее…», «Благаго Царя Благая Мати…», «Ангеле Христов…»;

d. Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «Милосердия двери…», «Не имамы иныя помощи…»;

e. А также: Символ веры, молитву преподобного Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую…», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Знать основы вероучения Православной Церкви, православное богослужение и библейскую историю;

Уметь читать по-церковнославянски, знать церковнославянские буквы, надстрочные знаки и сокращения;

Знать церковнославянские цифры.

  • Медицинский осмотр (обязателен для всех).

По всем вопросам обращайтесь в любое время:

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

  • Икона святой Марии Магдалины
  • Икона 40 севастийских мучеников
  • Икона святого Григория Богослова

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности

  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души. Иконопись. Секреты написания иконы

Иконопись – это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.

После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье – горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних – более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» – тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны – темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.

При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда – одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку – это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы – нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество – чесночный сок, винилик – синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком «goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Процесс написания иконы

Икона «Воскресение Христово»

Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8
Икона «Спаситель»

Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
Икона «свт. Геннадий Новгородский»

Процесс написания
1
2
3
4
5
Икона «Свт. Григорий Богослов»

Процесс написания
1

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2

Процарапывание контура

3

Нанесение полимента

4

Продавливание узора

5

Нанесение золота на нимб

6

Частичная располировка

7

Позолота основного фона на полимент без располировки

8

Нанесение основных цветов

9
10

Моделировка лика

11

Моделировка лика

12

Моделировка лика

13

Моделировка лика

14

Моделировка лика

15

Моделировка лика

16

Моделировка лика

17

Написание рук святого

18
19

Нанесение ассиста

20

Компонование надписи

21

Передавливание надписи

22

Законченная икона

Икона «прп. Сергий Радонежский»

Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее иконописи. При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов — это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества Андрея Рублева. Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона — это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото — буду очень благодарна!».

Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации «Femen» — из той, что спиливают кресты, — как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?

Яичный желток, вода и уксус. На такой эмульсии замешивают все краски для икон. Процесс творения красок – долгий и кропотливый. Сейчас, как и много веков назад, иконы пишут натуральными пигментами. Это перетертая земля или глина. Для цвета брали минералы. Например, на знаменитой Троице Рублева голубой цвет – это лазурит. Уральская охра в зависимости от температуры прокаливания может приобретать все оттенки — от белого до черного.

Все будущие иконописцы на первом уроке пишут пальму. Это один из символов праздника — Входа Господня в Иерусалим. На Руси – верба, во всех остальных православных странах — это пальма.

Сначала краску наносят на промасленную кальку. Потом переводят рисунок на доску и заливают шунгитом. Краски стоили дорого. На Русь они попадали торговыми путями – из Японии, Китая, Италии и Мексики.

Сегодня писать плавью умеет далеко не каждый иконописец. В такой манере творили Рублев и Дионисий. Это очень тонкое нанесение красочного слоя — так чтобы слой накладывался на слой и через верхние слои просвечивали нижние. Иконописец наносит больше десяти полупрозрачных слоев. Благодаря технике плави иконы светятся даже в полумраке храма.

Каждый мастер должен на «отлично» знать агиографию – науку об описании святых. Ведь иконописец не может отступать от строгих канонов. Существует девять положений рук, восемь строений глаз, около шести вариантов изображения носа, три поворота головы. По сути, иконописец не пишет икону, а делает списки – копии – с работ великих древних художников. Но все равно, одна и та же икона у разных мастеров получается по-разному. Создавать ее они могут от пары дней до нескольких лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *