Обязательно ли исповедоваться перед венчанием

Советы венчающимся

(17 голосов: 4.9 из 5)

протоиерей Александр Авдюгин

— По вашему мнению, венчаться могут только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям, которые еще не укрепились в своей вере, правильно подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?
— Я бы не стал какие-то определенные критерии устанавливать для тех, кто может и не может прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие. Иногда вполне достаточно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак», в других же случаях я настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.
Если и жених, и невеста крещены, то вполне достаточно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор. 7:14). Подобные браки не редки и в большинстве случаев через некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на венчании и считался «более верующим».
Готовиться же к Таинству надо также, как мы готовимся к любому значительному событию в своей жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же определяется не только внешним красивым и торжественным видом, но и чистотою душевной. Если под модным и оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается друг от друга или недоговаривается, то начало будущих семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей «и будут двое — одна плоть» (Еф. 5:25-28). Вот и представьте себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?
Совет один перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божье благословение лишь сильнее объединит любящие сердца.
— О чем должны думать и на что обращать внимание жених и невеста во время обряда?
— Тут легче сказать, о чем думать не надо.
Не имеет значения, кто первый станет на расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное кольцо или упавший платок. Все эти «приметы» имеют один источник происхождения и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка сказала».
Внимательно вслушивайтесь в молитвы произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что читается священником и поется хором, имеет значимость и действительно необходимо для многих лет совместной жизни. Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались «в брака общение» и наши далекие предки, именно после этих священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?
— Надо ли молодоженам приходить в храм в день венчания к началу службы?
— Сегодня, большей частью, венчаются на второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу? Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же отдохнуть, до времени венчания…
Исповедоваться же и причаститься Тайн Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.
В верующих воцерковленных семьях венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е. плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали долгую и счастливую жизнь?
— Правда ли, что венцы, которые держат над головами молодых во время обряда, – это символы мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.
— Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога «претерпеть» и «остаться верным».
Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. «враги человеку – домашние его» (Матф. 10:36).
Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять, единение прекратится и семья останется лишь юридическим фактом.
Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда – духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.
Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего «я» не получится..
Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших».
— Что вы можете сказать тем, кто считает венчание неким новым модным обрядом?
— Знаете, как мы называем тех представителей власти, которые нынче в силу своих должностей и ими же придуманных «обязанностей» приходят на церковное богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами выстаивают службы? Очень просто – подсвечниками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль бесчувственного приспособления для держания свечи?
Если венчание это не просьба к Богу освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье и т. д., то пользы от него не будет никакого…
— Как меняется жизнь молодоженов после венчания? Что они должны и чего не должны делать.
— Любить друг друга. Всё остальное приложится. Один из богословов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно перефразировать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить…
Советов молодым дают много и как то готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за разом повторяю, когда благословляю молодых:
1). Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2). Никогда не кричите на друг друга (за исключением, когда пожар в доме);
3). Если кому-то из двух необходимо одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4). Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5). Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8). Старайтесь, по крайней мере раз в день, сказать другому ласковое слово;
9). Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши признать свою ошибку и попросить прощения;
10). Двое участвуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда говорит больше.
— Если же касаться церковных запретов и канонических правил в семейной жизни, то тут все индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием, то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.
— Насколько серьезную ответственность берут на себя венчающиеся, и что означает понятие «развод» в Православной церкви?
— Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.
Чина «развода» как такового в Церкви не существует. Есть благословение на повторный брак.
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям…
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа…
В любом случае – развод есть грех.

Русская Неделя

Возможно ли венчание без предварительных исповеди и причащения супругов

Во время таинства венчания верующие православные люди дают обет перед Богом любить друг друга. Во время этого священнодействия священник в особых молитвах испрашивает благословения Господа на совместную семейную жизнь, рождение и воспитание детей в православной вере. Таинство венчания в церковной традиции именуют созданием «малой Церкви», то есть семьи.

Исторически венчание совершалось вместе с божественной литургией (до Х столетия). Поэтому верующие люди предварительно перед таинством венчания причащались святых Христовых Таин на литургии. После соединения с Богом супруги уже приступали к таинству венчания.

В период с X по XV век таинство венчания начинает отделяться от богослужения литургии. Церковное благословение на брак постепенно формируется в отдельное чинопоследование. Однако историческая память о необходимости исповеди и причастия перед таинством венчания осталась.

В настоящее время многие священнослужители Русской Православной Церкви советуют перед таинством венчания очистить свою душу от грехов на исповеди и приступить к таинству причащения. Это благочестивая традиция, которая благотворно сказывается на духовной жизни человека. Важность таинства венчания обуславливает определенный осознанный подход, духовную подготовку к будущему священнодействию. Именно поэтому полезно следовать традиции исповеди и причастия перед венчанием.

Однако в настоящее время таинство венчания может быть совершено и без предварительной исповеди и причастия супругов. Такая практика наблюдается в крупных городах и многочисленных приходах (необходимо понимать, что венчание, исповедь и причастие являются в настоящий момент отдельными таинствами). Таким образом, исповедь и причастие перед таинством венчания является полезной и желаемой практикой, но отнюдь не основополагающей. Каждый человек волен сам решить для себя насколько важно соединиться со Христом в таинстве евхаристии непосредственно перед созданием семьи.

Шаг 1: Собеседование

Чтобы убедиться, осознают ли потенциальные супруги всю серьёзность возлагаемых на себя обетов, и разъяснить им некоторые стороны жизни в христианском браке, в храмах заведена традиция проводить с женихом и невестой короткое собеседование перед венчанием. Занимает оно от 30 минут до 2-3 часов в зависимости от степени ответственности священника и готовности будущих мужа и жены к созданию крепкого союза и происходит за 1-2 недели до знаменательного события.

Что спрашивают на собеседовании перед венчанием?

  1. Священник может поговорить о духовной жизни брачующихся: спросить, как часто они посещают храм, регулярно ли исповедуются, давно ли причащались, а заодно дать влюблённым наставление о том, как строить отношения с Церковью, чтобы жить в соответствии с Божьими заповедями и православными традициями.
  2. Немало времени будет уделено вопросам семейной жизни. Иногда батюшка, обладающий богатым житейским опытом, сам рассказывает паре о смысле христианского брака, о том, как строить семейные отношения, сглаживать конфликты, с честью выходить из трудных ситуаций, сохраняя мир и взаимоуважение между супругами; иногда – рекомендует к прочтению подходящую литературу. Беседа призвана заставить мужчину и женщину задуматься о серьёзности предстоящих им перемен в жизни и собственной готовности к ним. Если в результате пара испугается ответственности и решит повременить с венчанием, это, конечно, печально. Но лучше, чем если бы двое соединились по легкомыслию или в порыве страсти, а через год принялись подавать прошения о снятии венцов.
  3. Под конец священник расскажет о порядке свершения грядущего таинства и подготовке к нему: говении, исповеди, причастии.

Шаг 2: Говение

Что значит говеть перед венчанием? Главный смысл освящения брака заключается в получении молодожёнами Божьей благодати для создания дружной семьи. Но такой дар нельзя обрести, лишь отстояв определённое количество минут у алтаря! Принять его способны только те, кто провёл подготовительную работу над своей душой.

  1. Выдержал строгий пост перед венчанием (или не строгий, если кто — то из новобрачных занят на тяжёлой работе или отличается слабым здоровьем). Обычно он длится от 3 дней до недели, но при желании вы можете назначить себе и испытание посложнее – например, сообща пройти через Великий пост, если торжество назначено на весну, и ли Петров пост летом.
  2. Воздерживался от пустых увеселений, курения, употребления алкогольных напитков. К слову, если будущие муж и жена живут вместе, им придётся отказаться и от интимных отношений.
  3. Посещал церковные богослужения и не забывал молиться дома. Желательно делать это вдвоём, чтобы не просто настроиться на нужный лад, но и стать ближе друг к другу. А вот читать перед венчанием молитвы-заговоры на счастливую супружескую жизнь и избавление от бед, коими полнится интернет, не стоит. Освящая союз в церкви и добросовестно готовясь к этому событию, вы уже обращаетесь к помощи Бога и полагаетесь на его защиту, так что прочие действия, а тем более, явно отдающие суевериями, не имеют смысла.

Все эти действия и называются говением, а конечной их целью являются исповедь и причащение перед венчанием, которые позволят молодым стоять у алтаря очистившимися телом и духом, освободившимися от суетных мирских помыслов и открытыми для принятия Божьей благодати.

Шаг 3: Исповедь и причащение

Исповедь перед венчанием ничем принципиальным не отличается от покаяния в других обстоятельствах. Разве что священники советуют лишний раз поразмыслить о том, чем вы могли обидеть будущую «половинку» и раскаяться в этом грехе, чтобы боле его не повторять. В остальном всё происходит, традиционно: жених и невеста, как и остальные прихожане, приходят в храм к началу Божественной Литургии, исповедуются, читают молитвы и получают причастие перед венчанием. После у молодых останется около часа на то, чтобы переодеться к венчанию, пока в церкви идут молебны и панихиды.

Совет: заранее выясните у священника или служителей, есть ли в храме соответствующее помещение, где вы сможете спокойно и без спешки подготовиться к предстоящему таинству.

Обязательно ли исповедоваться перед венчанием? Да. Без покаяния нельзя причаститься Святых Даров, а без них не будет и венчания. Если вы идёте на исповедь впервые и смущаетесь, предупредите об этом священника. Наводящими вопросами он поможет вам достойно пройти через испытание, очистившись от тяжести грехов. Кстати, плохо знакомые с церковными правилами новобрачные побаиваются, что исповедоваться им придётся совместно. Это не так! Покаяние – дело глубоко личное, и присутствовать на нём будут лишь трое: вы, принимающий исповедь священник и Бог.

А когда все три шага будут пройдены, чистыми и обновлёнными отправляйтесь к алтарю, выбросив их головы посторонние мысли и настроившись на счастье. Тем супругам, которые будут готовы бороться за свою семью, любить, беречь, уважать друг друга и не бояться время от времени жертвовать своими интересами ради другого, Бог обязательно его дарует.

Автор статьи: Светлана Роженко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *