Очарованный странник

1) «Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным».

2) «Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин, начал свою повесть…».

3) «…ты разве не знаешь, что это моя кошка и ее сама графиня ласкала, — да с этим ручкою хвать меня по щеке, а я, как сам тоже с детства был скор на руку, долго не думая, схватил от дверей грязную метлу, да ее метлою по талии…».

4) «…ты должен мне сейчас из барской конюшни пару коней вывести, да бери коней таких, самых наилучших, чтобы мы на них до утра далеко могли ускакать».

5) «…Возьми же, ваше сиятельство, свои деньги подбери, на прогоны годится!».

6) «Некто из слушателей заметил по поводу этого подщетиниванья, что ведь это, должно быть, из рук вон неловко ходить на щиколотках».

7) «Как Агашимолова татарва пригонили со мной на становище, так и гайда на другое, на новое место пошли и уже не выпустили меня».

8) «…мы просили его прежде всего рассказать, какими необыкновенными средствами он избавился от своей щетинки и ушел из плена? Он поведал об этом следующее сказание…»

9) «Позабрались мы с женами и с детьми под ставки рано и ждем…».

10) «Так и так, ваше сиятельство, извольте принять от меня деньги, а я пропаду…».

11) «У нас была куплена с завода кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая, для офицерского седла…».

12) «Слышу только что он что-то по-французски лопочет: «ди-ка-ти-ли-ка-ти-пе», а я в том ничего не понимаю…».

13) «Но только вдруг вслушиваюсь, и слышу, что из-за этой циновочной двери льется песня…».

14) «Ну, тут мне стало понятно, что она его в этот час пожалела и теперь сейчас успокоит и исцелит всю тоску души его пламенной, и я встал потихоньку, незаметно, и вышел».

15) «Таких денег, какие табор за Грушу назначил, у князя тогда налицо не было, и он сделал для того долг и уже служить больше не мог».

16) «Надавал князь мне доверенностей и свидетельств…».

17) «Я от страха даже мало на землю не упал, но чувств совсем не лишился, и ощущаю, что около меня что-то живое и легкое, точно как подстреленный журавль, бьется и вздыхает, а ничего не молвит».

18) «Рассказала Груша мне, что как ты, говорит, уехал да пропал…».

19) «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты, и дали мне на дорогу монетою двадцать пять рублей, а еще обещались во всю жизнь помогать».

20) «Так как наш странник доплыл в своем рассказе до последней житейской пристани — до монастыря…».

Задания из открытого банка ФИПИ.

Легче определить слова, в которых происходит чередование в корне. Потом определяйте слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
    безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. Задание из Demo — 2020

1) сжигать -ЧГ, орбитальный — орбита = ПГ, полемический — полемика =ПГ
2) вызволить — воля ПГ, напоминание — ЧГ, представительный — предстать =ПГ
3) экзаменовать — экзамен ПГ, асфальтированный — асфальт ПГ, издавать — издать
4) разгореться ЧГ, уклониться ЧГ, за́росли (раст/рос) — ЧГ в безударных корнях гар/гор, клан/клон пишем «О»
5) выбирающий ЧГ (корень «бир», «и» перед суфф.»а»), зарница ЧГ («а» — в безударном корне), выложить ЧГ (лаг/лож)

Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в правую часть экрана. Найдите ее в ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях Там же список исключений.

1)кОрмилец ПГ-корм, невмОготу ПГ- мочь, обмАнуться ПГ-обман
2) наистрожайший, оробеть, перегоревший ЧГ — гар/гор
3) пробираться ЧГ— бер/бир, разгоняя, невыразительный
4) сравнительный ЧГ-равн/ровн, тропинка, агроном
5) абстрАгироваться ПГ- абстракция, возврАщение ПГ- возврат, блАгословение ПГ- благо
Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

14
1) запоздалый ПГ — поздно, представление ПГ -представил, сторожевой ПГ- сторож
2) колыхаясь НГ, отгородиться, ополчение
3) благоухать, пловец, расположение — лаг/лож
4) неиссякаемый ПГ – иссяк, оказаться ПГ-кажется, огорчение ПГ- горе
5) горячий ЧГ- гор/гар, припасённый, папоротник

1) конвоировать НГ, крокодил НГ, менеджмент НГ
2) водоросли ЧГ – рас/рос, впечатление, неохотно
3) поджигатель ЧГ – жег/жиг, приоритетный, щебетать
4) постАмент НГ, пАлисадник НГ, цЕремония НГ
5) погАсить ПГ, вЕрхушка ПГ, сблИжаясь

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) схематический, компонент, предлагается ЧГ
2) обновленный, составление, пробираться ЧГ
3) систематизация ПГ, формулировка ПГ, умолчать ПГ
4) обогащение, слагаемое ЧГ, дальнейшая
5) теоретический ПГ, построение ПГ, дисциплинировать ПГ

Задания до 2019 г.:

. 1. Проверочные слова: экзАмен, парадОкс, лАска
2) авангард, утрамбовать, возгорание — гар/гор
3) филармония, реставрировать, безотлагательный — лаг/лож
4) церемония, загорелый, неприкосновенность — гар/гор Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 2. Проверочные слова: глОтка, богАтство, вИна

пробираться — ЧГ ( бер/бир)
2) поглОщать, обогАщать, извИниться
3) восхищение, занимать — ЧГ (занять)
4) обоняние, наваждение, загорелый — ЧГ Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 3 Проверочные слова: вИна, вАрит, блИзь

. 4 Проверочные слова: мЯгко, увлЕк, прОсто

1) соберутся бер/бир, загрелый, коммерсант
2) периодика, копошится НГ, предварительный
3) ситуация нг, сражаться, беседующий
4) смЯгчение, увлЕкательный, упрОстить Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 3 Проверочные слова: систЕма, фОрмула, мОлча (но не умалчивать — корневую гласную «о» глагола нельзя проверить глаголом несовершенного вида с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-)). См. 8. Проверяемые безударные гласные.

1) схематический, компонент, предлагается лаг/лож
2) обновленный, составление, пробираться бер/бир
3) систЕматизация, фОрмулировка, умОлчать
4) обогащение, слагаемое, дальнейшая лаг\лож

. 2 Проверочные слова: теОрия, стрОить, дисциплИна

1) выявление, затемнённый, стараться
2) теОретический, пострОение, дисциплИнировать
3) удовольствие, коммуникабельный, блестеть блест/блист
4) отличительный, компетентность, решить

. 4 Проверочные слова: сатИра, блАго (корни: благ, слов), окАжется

4 Проверочные слова: прАктический, оцЕнить, едИноличный – практика, оценка, единый

. 3 Проверочные слова: эконОмия, бОдрый, готОво, изготОвить, а не изготавливать

. 3 Проверочные слова: возврат, греть, лира. Возвращение — корень: вращ — чередования гласных нет. «Возвращать» и «выращивать»/»расти» — не однокоренные слова.

оз..рять зар/зор — ЧГ
заниматься — заняться я/им — ЧГ Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 3 осмЕлеть, пЕстроватый, разлИнованный= смелый, пестрый, линия

пон..мание — ЧГ
2) выт..реть — ЧГ
4) бл..снуть -ЧГ

. 3 сопостАвление, увлЕкаться, устАревший = сопоставить, увлечь, старый прилОжение — ЧГ

. 3 экзАменовать, асфАльтированный, издАвать = экзамен, асфальт, издать. Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 1 вл..стелин, пок..рать, препод..ватель= влАсть, кАра, преподАть

. 2

влАстелин, покАрать, провозглАшать = власть, кара, возглас, глас

. 4

одрЯхлеть, разрЯдить (обстановку), освЕтить = дряхлый, разрядка, свет Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 1

вОрсистый, утОпический, мЕрзлота = ворс, утопия, мерз

. 4.

обогАщение, перенОсить, пАхучий = богат, перенос, пахнет

вожатый, отторгать, напрягаясь = водит, отторгнуть, напряг

. 4 зеркАло, пренебрЕгать, прогрАммировать = зеркальный, небрежно, программа

. 1 сопостАвление, раздЕлять, обнОвить — сопоставить, делит, новый

. 1 извЕщение, гОстиная, издАлека = весть, гость, даль

. 3 = харАктер, отлИчие, лОгика

. 3 = харАктер, стОроны, гОтика

2. = вЕрх, вЕтвь, шЕпчет

Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 4 = принадлЕжность, Явь, серИйный

. 3. = стОроны, орнАмент, стЕпень Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 3 = иссЯк, брОдит, постИг

. 4. = абстрАкция, изнемОг, пропОлка Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 2 = профЕссия, дИчь, бЕдный

. 4 = мЕсто, мИр, вЕшать

. 1. = снАсть, дрОжь, аргумЕнт Правила см. ТЕОРИЯ ЕГЭ № 9. Чередование гласных в корнях

. 3

ж..стикулировать, экз..менатор, разб..влять = жЕст, экзАмен, разбАвить

. 2

2) впл..тнyю, ч..рующий, г..рдиться = плОтный, чАры, гОрдый

. 2.

2) ут..шение, раскр..снеться, д..лёкий = утешил, красный, даль

Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 4 од..чать, п..стух, осл..пительный = дичь, пас, ослеп

. 2. энциклоп..дист, фант..стичный, перекл..каться = энциклопедия, фантастика,перекличка

Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 4 б..снописец, изд..вать, сбал..нсированный = басня, издать, баланс

. 1. прив..заться, скр..пучий, ог..рчение = привязан, скрип, горе

Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

. 3 препод..вать, нап..дение, осл..бев = преподать, напал, слаб

. 3. умн..жать, напр..вление, фин..нсист = умножь, направь, финансы

Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

гористый — горы

экология – эколог

вдалеке — вдаль. Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

63. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
63)неразб..риха
д..фференцировать
см..риться
ун..кальный
пр..тендовать

неразбериха – не разбираю

гордиться — гордость

взрастить – вырос ( раст, ращ, рос).

смириться — мир ПГ. Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

прикасаясь –прикоснусь

разгореться – га’рь (гор/гар)

коллекционный — коллекция. Правила см. ТЕОРИЯ. ЕГЭ №8. Чередование гласных в корнях

69. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
69)корр..ктировать
прил..гательное
заж..гает
ав..нтюра п..радокс

Корректировать — корректор

прилагательное лаг/лож, зажигает жег/жиг

Очень, очень неторопливо и осторожно вела меня дорожка к этому великому автору. Помню же, не давался он мне в школе. Совершенно. Тяжёлый язык, непонятные темы. Ну кто в конце 80-х — начале 90-х думал о Боге, да и о духовности в целом? Редкие люди и ещё более редкие дети. Это казалось ненужным, неинтересным. Сначала подобные материи необходимо было пережить, попробовать на язык, осмыслить. Узнать об этом побольше, с разных ракурсов. И даже сейчас не пришло ещё время для полноценного восприятия творчества Николая Лескова. Хотя «Очарованный странник» безусловно очаровал меня, мало разбирающуюся в теме и не особенно верующую.

Лесковский Странник — Иван Северьянович Флягин, в миру Голован. Ещё не принявший постриг монах путешествует через Ладожское озеро. Внезапно его замечают попутчики и просят этого необычного инока, а то, что он необычный видно сразу, поведать им историю своей жизни. Странник охотно соглашается, и вся повесть выливается в его жизнеописание. Простой русский мужик из семьи крепостных, а какая судьба! О да, ему есть что рассказать. Где только не носило этого странного человека, что он только не делал: война, киргизский плен, служба у князей, и ребёнка он нянчил, и за лошадьми ходил, и выпивал, и убивал, и любил. Страсть вела его всю дорогу.

Давно зная из видений, что он предназначен Богу, Голован сопротивлялся этому до последнего, считая себя недостойным, сражался с собственными демонами и грешил. Поначалу его рассказ страшен своими подробностями, иногда просто до дрожи. Кажется, что монашеский клобук действительно не для Странника. Но постепенно характер героя раскрывается, появляются другие его черты, он становится ближе слушателю, и его нехитрый жизненный устав начинает играть другими красками. Нет, он не становится добрее, чем был, но понятнее, объёмнее. А то единственное, что в нём вечно и сильно — это любовь к родине и всепоглощающая душевная тоска. Будучи в плену в степях, его поддерживают лишь мысли о родной земле и боге:

…в одну сторону и в другую — всё одинаково… Змеиный вид, жестокий; простор — краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несёт: овцой пахнет, а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет… Зришь сама не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь.

И как ни странно, настоящее потрясение у меня вызвал язык. Если в детстве, я прекрасно это помню, через него приходилось продираться, то теперь Лесковский текст буквально качает на волнах удовольствия. Какая же сочная речь у Странника! Характеризуя бывшую возлюбленную графа, у которого служил Голован, он говорит:

Известная она была во всём городе большая на фортепьянах игрица.

А вот его интерпретация диалога графа с этой же дамой:

Та было ему что-то по французскому, дескать, зачем и пуркуа, но он ей тоже вроде того, что, дескать, «непременно надобно»…

Но восхитителен не только язык Странника. Каждому своему персонажу, будь то табунщик-киргиз или цыганка или тот же граф, Лесков дарует достоверный и очень точный словарь, который вкупе с чётким построением предложений и интонациями делает диалоги воистину живыми. И это так увлекательно, несмотря на творящиеся порой страшные вещи, что оторваться от текста невозможно. Так и прочитался залпом, за один заход.

Что до финала, то его, как следует из жанра, просто нет. Закончена рассказанная Странником история, но жизнь продолжается. И продолжается его личная борьба, его путь к Богу. Всё через те же внутренние сражения. Опять манит Странника дорога.

— Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Напременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
— Как же вы: в клобуке и в рясе пойдёте воевать?
— Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.

Николай Лесков

Очарованный странник

Глава первая

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском посёлке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдалённые места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

— Я уверен, — сказал этот путник, — что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

— Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошёл и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить».

— Какая же на это последовала резолюция?

— М… н… не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

— И прекрасно сделал, — откликнулся философ.

— Прекрасно? — переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

— А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

— Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ремённым поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет тёмный бор».

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

— Это все ничего не значит, — начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. — Я, что вы насчёт того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться — это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым лёгким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти?

— А вот кто-с, — отвечал богатырь-черноризец, — есть в московской епархии в одном селе попик — прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, — так он ими орудует.

— Как же вам это известно?

— А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

— Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

— Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, — пьёт вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довёл, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьёю и дочери жениха дадут, чтобы он на моё место заступил семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, — куда потом моя душа пойдёт?» И стал он от этого часу ещё больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» — потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришёл; ан, вместо служки, смотрят — входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий.

Владыка и говорят:

«Ты ли это, пресвятой отче Сергие?»

А угодник отвечает:

«Я, раб божий Филарет».

Владыко спрашивают:

«Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?»

А святой Сергий отвечает:

«Милости хощу».

«Кому же повелишь явить её?»

А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишён, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки ещё в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот… такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить… Скачут… числа им нет, сколько рыцарей… несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх в таком же уборе, и куда помахнет тёмным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыка не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, — говорит, — их: теперь нет их молитвенника», — и проскакал мимо; а за сим стратопедархом его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и все кивают владыке грустно и жалостно, и все сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! — он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, — говорит, — в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь…» Ну, тут владыка и поняли, что то за тени пред ним в сидении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай — изволили сказать, — и к тому не согрешай, а за кого молился — молись», — и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.

Учебник для 10-11 классов

Русский язык

Частица ни усилительная. Она прежде всего употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания: Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами. (П.)

Иногда слово с отрицанием может только подразумеваться: На высоком голубом небе ни облачка. (Стан.)

Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с двойным отрицанием — в первой и во второй частях составного сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т. е. должен знать). 2) Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл.

Часто частица ни входит в состав повторяющегося соединительного союза ни…ни, например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (П.)

Союз ни—ни может быть или заменён союзом и, или вообще опущен, причём основной смысл предложения не изменится (Казак… не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дубраве, и при опасной переправе или: Казак… не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе).Частица не не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть).

Примечания:

  1. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др.
  2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). 2) Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (совсем, никогда не были).

Частица ни также употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение, например: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы… (П.); 2) Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч… (П.) (Куда (бы) ни = в любую сторону, где ни = всюду.)

Во всех указанных выше случаях ни пишется со словами раздельно.

От рассмотренных предложений с частицей ни следует отличать:

б) сложноподчинённые предложения, в которых главные и придаточные являются отрицательными, например: Нет таких дел, которые не одолел бы человек. (Посл.) Ср.: Всякое дело он одолевал, за какое бы ни брался;

370. Прочитайте примеры и проанализируйте употребление частицы ни. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова и где в них стоит ударение. Объясните написание не и ни.

371. Спишите. Объясните (устно) написание не или ни.

372. Спишите. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Объясните написание не или ни.

373. Спишите, составьте схемы выделенных предложений.

374. Спишите. Составьте план текста, а затем схему выделенного сложного предложения.

Писарев о романе «Отцы и дети»

II. Я этим (н..)хочу сказать, что(бы) в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отр..зились так, как пон..мает их само молодое поколение; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти (н..)когда (н..)сходятся между собою в убеждениях и с..мпатиях. Но если вы подойдёте к зеркалу, которое, отр..жая предметы, изменяет (н..)много их цвета, то вы узнаете свою физиономию, (н..)смотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём типы настоящей минуты и в то(же) время отдаём себе отчёт в тех изменениях, которые и..пытали явления действительности, проходя через сознание художника.

Роман Тургенева, кроме своей художестве..ой красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе (н..)разрешает (н..)какого вопроса и даже осв..щает ярким светом (н..)столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно (по)тому, что весь (на)сквозь проникнут самой полной, самой трогательной искре..остью. Всё, что написано в последн.. романе Тургенева, прочувствовало до последней строчки.

375. Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.

376. Спишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное написание.

377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *