Одаренных детей

Доклад

на педагогическом совете

по теме:

«Развитие детской одарённости в инновационной образовательной среде в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Хрин А.В.,

учитель начальных классов,

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловных ценностей становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте — в игровые ситуации. В среднем и старшем звене — в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Сейчас одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;

  • детей с высоким уровнем творческих способностей;

  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителям среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся. Поэтому основная задача школы — создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому в своей работе нужно использовать такую систему обучения, инновационные технологии, методы и приёмы, которые оптимальны для каждого обучающегося в классе, а в особенности для одарённых детей.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:

  • Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов — само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

  • Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать.

  • Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

  • Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

  • Не сложно пронаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

  • Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие:

-психическая неустойчивость и стрессы;

-зависть со стороны других учащихся;

самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

-завышенная или заниженная самооценка;

-трудности в общении с другими детьми.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:

  • выявление одарённых детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Развитие детской одарённости в начальной школе происходит через следующие формы и методы работы:

  • ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

  • технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

  • методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а «группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

  • технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Для развития детской одарённости используются следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

  • групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальные марафоны;

  • деловые игры и путешествия;

  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант, но не всегда хватает времени на разработку заданий для одарённых детей.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей, фигур на координатной плоскости);

  • тестовые задания;

  • мини-проекты (например, «Проценты в моей семье», «Растительный и животный мир моего края»);

  • использование современных образовательных технологий и методов:

  • технологии развивающего и проблемного обучения,

  • технология критического мышления,

  • информационно-коммуникативные технологии,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

  • деятельностный метод,

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам;

  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

— проблемно-развивающее обучение,

— проектно-исследовательская деятельность,

— игровые технологии (деловые игры и путешествия),

— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

— творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение. Большинство учителей, работающих с одарёнными детьми, успешно реализует технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

Внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);

  • выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);

Участие в школьных и городских олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД)

  • активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах, («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Олимпусик»);

  • активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;

  • участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;

К ней относятся следующие виды деятельности:

— факультативы,

— предметные недели,

— театрализованные праздники,

— творческие мастерские,

— олимпиады и конкурсы по предметам,

— научно-практические конференции;

— работа по индивидуальным планам;

— сотрудничество с другими школами.

Принципы деятельности в работе с одаренными детьми, которыми руководствуется учитель:

  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • возрастания роли внеурочной деятельности;

  • индивидуализации и дифференциации обучения;

  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Нельзя не сказать об учителе.

А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.

Развивая детскую одарённость нельзя забывать о роли семьи, потому что общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством — ключевая идея нового стандарта. И психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребёнка, видеть его таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль — содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка, поэтому практическая задача педагогов оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей.

Работа с родителями ведётся по нескольким направлениям:

  • психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребёнка (обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. для эффективности этой работы проводятся анкетирования. индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей;

  • организация информационной среды для родителей (создание информационной среды, комплекса мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей);

  • совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и его родителей;

  • поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

  • Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);

  • Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации по запросам родителей и индивидуальные встречи с родителями;

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей);

  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

Дети поощряются грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для детей. Награды собираются в портфолио.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС

Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Однако, не смотря на это, у педагогов при обучении некоторых типов одарённых детей всё равно могут возникнуть трудности. Например, педагог может столкнуться с ситуациями, приведёнными в таблице ниже, которые необходимо будет решать исходя из понимания особенностей конкретного одарённого ребёнка.

Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

  • Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

  • Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.

  • Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.

  • Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.

  • Учащимся с интеллектуально — академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу можно не задавать домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся.

  • Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение.

  • Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей за — из соображений «воспитания зазнайства», одарённым дети, не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили.

  • основное требование к педагогам одарённого ребёнка — безусловное понимание и уважение к его личности. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребёнка.

Одарённые дети” — это особые дети. Задача педагогов — понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. «Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера — двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый — независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.
Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • «Все дети являются одаренными»
  • «Одаренные дети встречаются крайне редко».

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

«Исследование одаренности ребенка»

(Диагностические методики)

Составитель: Федорова Татьяна Васильевна,

методист, педагог дополнительного образования

Яя 2014

Пояснительная записка

Оценка одаренности ребенка – вопрос сложный для педагога, но важный. Если принять, что одаренные дети – это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.

Предлагаемая методика позволяет судить об уровне развития способностей ребенка в нескольких областях:

*способности к обучению

*лидерские способности

*способности к творческой деятельности

*литературные способности

Для оценки способностей в каждой из областей используются наиболее показательные поведенческие характеристики (критерии), отмеченные как значимые в большом числе литературных источников.

Данная методика дает возможность быстро оценить уровень развития способностей не только у тех детей, которые уже так или иначе проявили себя, но у всех учеников объединения. Это позволяет педагогу спланировать работу с одаренными и отслеживать их дальнейшее развитие, использовать полученные результаты в работе с родителями. Повторно проведенная оценка позволит оценить развитие способностей одаренных детей, т.е. осуществить мониторинг.

Каждая область одаренности имеет 10 критериев, выраженность каждого критерия оценивается по 5бальной системе. Баллы по всем критериям суммируются. Таким образом, каждый ребенок получает цифровую оценку выраженности какой-либо способности.

Критерии оценки детской одаренности

Способности к обучению

  • Имеет обширный словарный запас для своего возраста.
  • Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников).
  • Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
  • Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей.
  • Легко схватывает основное и может сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях.
  • Тонкий и проницательный наблюдатель, видит и извлекает больше из рассказа, фильма и т.д., чем остальные.
  • Много читает, в основном, по собственному выбору. Не избегает трудного материала, отдает предпочтение словарям, биографиям.
  • Пытается понять сложный материал, анализируя, делает собственные выводы.
  • Создает свои схемы, проекты в той области знаний, которая ему интересна.
  • Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.

Лидерские способности

1.Способен успешно нести бремя ответственности.

2.Чувствует себя уверенно, комфортно, спокойно, когда просят показать свою работу перед аудиторией.

3.Видно, что к нему хорошо относятся дети.

4.Сотрудничает с педагогом и учащимися; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.

5.Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита, его легко понять.

6.Готов адаптироваться е новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях.

7.Воодушивлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.

8.Стремится быть первым, превосходит окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.

9.Принимает активное участие в различных мероприятиях.

10.Выдиляется в различных видах деятельности.

Способности к творческой деятельности

1.Черезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает

вопросы о чем-либо и обо всем.

2.Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3.Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.

4.Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5.Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением, любит предлагать новые версии и изменять идеи.

6.Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе.

7.Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

8.Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.

9.Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть не похожим на других, индивидуалист.

10.Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Литературные способности

1.Рассказывает всегда логически и последовательно.

2.Имеет большой запас слов.

3.Ради удовольствия изобретает собственные слова.

4.Любит фантазировать, придумывать, сочинять.

5.Старается как можно шире использовать палитру языка .

6.Легко и точно пересказывает содержание фильма и др.

7.Любит читать стихи, выразительно, с удовольствием.

8. Много и с удовольствием читает.

9.Любит писать рассказы, стихи, дневники.

10.Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Инструкция по оценке уровня одаренности

Оцените, пожалуйста, выраженность способностей каждого ученика по 10 указанным критериям.

Выраженность каждого критерия(поведенческой характеристики) оценивается по 5 бальной системе:

0 баллов – совсем не выражено.

1 балл – очень редко проявляется.

2 балла – иногда проявляется.

3 балла — скорее да, чем нет.

4 балла – чаще всего проявляется.

5 баллов – всегда проявляется.

Таким образом, максимальное количество баллов будет равно 50 баллам, а минимальное – 0 баллов.

Бланк оценки способностей

Ф.И.О. педагога

Группа, год обучения

Область одаренности ______________________________

пп

Ф.И.О. ученика

Критерии

Общий балл

Итоговые показатели одаренности во всех областях

пп

Ф.И.О ученика

Способности к обучению

Лидерские способности

Способности к творческой деятельности

Литературные способности

Дети, наиболее одаренные по разным направлениям

пп

Ф.И.О ученика

Область одаренности

Литература

1.Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. –Спб.:Речь,2005.

2.Тэкакс К.,Карне М.М. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.

В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одаренными:

– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Н.С. Лейтес отмечает, что необходимым условием развития способностей является соответствующая деятельность учащихся (музыкальная, изобразительная, познавательная, учебная и т.д.). Для наиболее успешного проявления способностей в той или иной деятельности необходимо определенное сочетание качеств – положительного отношения к соответствующей деятельности, интереса к ней, наличия организованности, сосредоточенности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», есть несколько критериев выделения видов одаренности:

– вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

– степень сформированности;

– форма проявления;

– широта проявлений в различных ви­дах деятельности;

– особенности возрастного развития.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выде­ление видов одаренности осуществляется с уче­том разных психических сфер и степени участия определенных уров­ней психической организации. К основным видам деятельности относятся: практическая (одаренность в ре­меслах, спортивная и организационная), теоретическая, или познавательная (интеллектуальная одаренность), художественно-эстетическая (хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность), коммуникативная (лидерская и аттрактивная одаренность) и духовно-ценностная (одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям). Сферы психики представлены ин­теллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Неспроста литературно-поэтическая одаренность входит в группу художественно-эстетической деятельности. Очень важно, чтобы начинающие литераторы развивали не только художественное чутье, но и эстетическое чувство. Антон Павлович Чехов в пьесе «Иванов» пишет: «Стало быть, каким был бы <он> гениальным подлецом, если бы еще усвоил культуру, гуманитарные науки!». Иными словами, если безнравственного человека приобщить к культуре и искусству, мы получим безнравственного гения. Значит, одна из целей развития литературной одаренности – воспитание нравственной, высокодуховной личности.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

Вполне естественно ставить вопрос о структуре литературных способностей, чтобы можно было их дифференцировать в ряде иных художественных одаренностей.

Структуре литературных способностей посвящены исследования психолога В.П. Ягунковой, где речь идет о творческих способностях вообще. В течение ряда лет В.П. Ягункова изучала школьников, систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по специально разработанной методике, позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей. В своей статье «Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству» исследователь выделила такие основные компоненты литературных способностей:

– впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности;

– поэтическая зоркость;

– хорошая («цепкая») память;

– способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты;

– легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания;

– богатство словарного запаса и чувство языка;

– богатство словесных ассоциаций.

Вполне логично, что для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать компоненты литературной способности.

Итак, литературные способности – это не только способности к определенным школьным или вузовским предметам, а способность создавать «культурный продукт», то есть произведение искусства. Но если творчество крупного писателя имеет большое культурное и общественное значение, то творчество школьника нужно, прежде всего, ему самому для правильного развития своих духовных сил. Это помогает ему органически входить в процесс учения, освоения жизни и искусства, в частности, литературы. Однако годы учения сменяются годами мастерства далеко не у всех. Но зато все прошедшие это обучение, может быть, не став профессиональными писателями и поэтами, учатся лучше понимать литературу и искусство вообще.

Стать писателем непросто. В письме к другу С.В. Дежневу В.Г. Короленко указывает на три ступени, которые нужно пройти, чтобы стать писателем: «первая (самая легкая) – научиться писать грамотно, в смысле построения речи; вторая (труднее) – выработать слог литературный, то есть гибкий и свободный; третья (самая главная) – овладеть художественной формой – картиной, образом». Именно мышление художественными образами (художественной формой) лежит в основе словесного искусства.

Проблеме художественного образа и его восприятия читателем, в частности, ребенком, посвящены многие работы, в том числе работы О.И. Никифоровой «Исследования по психологии художественного творчества», Л.С. Выготского «Психология искусства», М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики», «Эстетика словесного искусства», Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста», «Анализ поэтического текста», Г.Н. Поспелова «К проблеме формы и содержания» и многих других. Поэтому отдельно останавливаться на этой теме не будем, отметим только, что слово, с помощью которого построен художественный образ, несет с собой уже известное обобщение, результат работы мысли многих поколений, является концептом, культурным кодом. Но художественный образ оживает в сознании читателя только тогда, когда соприкасается с жизненным опытом читателя, когда находит какой-либо отклик в его душе. Поэтому очень важно специально готовить юных писателей и читателей к правильному пониманию художественных образов – как культурных доминант, так и индивидуальных образов поэтической речи.

Очевидно, что без способности мыслить художественными образами невозможна творческая деятельность человека в области литературы. О.И. Никифорова отмечает, что синтетический характер способности мыслить художественными образами раскрывается, прежде всего, через ее связь с двумя сферами психической деятельности: художественным мышлением и речью. Однако прежде, чем продолжать, нужно отметить, что структура способности мыслить словесно-художественными образами еще ждет своего исследования, и прежде всего в психологическом плане.

Л.С. Выготский настойчиво утверждает единство мышления и речи: «Мысль не выражается, но совершается в слове». По Выготскому, человек мыслит не столько символами (образами, картинками предметов), сколько словами (например, при обозначении нематериальных предметов типа «любовь», «дружба», «творчество»). А творчески одаренный человек способен мыслить не только прямыми категориями слов, но и переносными. Ведь перед ним стоит задача не столько передать информацию (для этого есть учебники и энциклопедии), а сколько дать ей оценку, передать чувственное переживание, вызвать у читателя катарсис.

Это сложная задача. Для овладения художественным мышлением и речью требуется жизненный опыт, поэтому люди с литературно-поэтической одаренностью, как правило, проявляют себя позднее, чем люди, допустим, с изобразительной или музыкальной одаренностью.

Это подтверждается выводами ученых. Авторы «Рабочей концепции одаренности» отмечают, что дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Однако развитием литературно-поэтической одаренности следует заниматься с раннего возраста. Другой вопрос, когда юный автор достаточно созреет для того, чтобы его произведения имели значимость не только для него, но и для окружающих людей.

Наверное, практически каждый учитель-словесник или писатель не один раз сталкиваются в своей профессиональной деятельности с литературно одаренными детьми. Сами дети или их родственники приносят к людям, связанным с профессиональным творчеством, первые художественные опыты начинающих писателей и поэтов: стихотворения, статьи, заметки, рассказы, повести, романы. Их в первую очередь интересует вопрос: «Насколько хорошо получилось?» А педагогов и литераторов интересует иной аспект: «Есть ли у ребенка способности к литературному творчеству?»

Литературно-поэтическая одаренность, как и любая другая одаренность, вряд ли может развиваться «сама по себе». Для того, чтобы одаренный ребенок состоялся как зрелая личность, необходимо соблюдение многих факторов. Теме гармоничного развития ребенка посвящено немало работ таких исследователей, как Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, П.В. Тюленев и других. Общим в их работах является признание того, что на развитие одаренного ребенка во многом оказывают воздействие три социальные сферы: семья, сверстники, наставники.

Однако нужно отметить, что гармоническое развитие одаренного ребенка осуществлять достаточно сложно. При значительном опережении в умственном или художественно-эстетическом развитии другие психичес­кие сферы – эмоциональная, социальная и физическая – не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Неравномерность психологического развития приводит к ряду проблем.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» отмечают, что нередко у таких детей имеются про­блемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность. Так, напри­мер, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень ча­сто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к де­прессивным состояниям.

Стремление добиться совершенства (перфекционизм) может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что нега­тивно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Ребенок бесконечно переписывает один и тот же рассказ или стихотворение, замыкается на нем и не может написать ничего нового. В конце концов, это может привести к отказу от творчества: «Все равно у меня ничего не получается!».

Еще одной проблемой одаренных детей является проблема формирования волевых навыков. Ситуация часто складывается так, что одаренные дети занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом.

В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.

Развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. Однако, как пишет Н.С. Лейтес, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание развивать свои способности, помочь им совершенствоваться и состояться в жизни.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Если ребенок «живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект».

Как отмечают авторы «Рабочей концепции одаренности», «как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и вос­питания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи явля­ется решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, не­полная семья и т.д.) оказываются относи­тельно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления лич­ности одаренного ребенка прежде всего по­вышенное внимание родителей».

Неравномерность психического развития приводит и к определенным проблемам во взаимоотношениях со сверстниками. В силу неравномерности развития у части детей с резко повышенными интеллектуальными и/или художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших либо, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.

Учителя также неоднозначно относятся к одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий работать с одаренным детьми, эти дети вызовут у него уважение и понимание. В других случа­ях взаимоотношения с учителем характеризу­ются конфликтностью, неприятием друг дру­га. Некоторые особенности личности одаренных детей вызывают у учителей негодование, они считают таких детей крайними индивидуалистами.

При развитии одаренного ребенка педагогам очень важно знать о кризисах детской одаренности и по мере возможности избегать развития кризисов. Н.Ф. Дик выделяет несколько кризисов:

– кризис креативности – утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты;

– кризис интеллектуальности – снижение интеллектуальной активности ребенка, проявляющейся в исчезновении интеллектуальной продуктивности;

– кризис мотив достижений – снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда.

Для достижения положительных результатов очень важно развивать творческие способности ребенка.

Интересным с точки зрения развития способностей является такая форма работы с детьми, как менторство. «Ментор (греч.) – друг Одиссея, которому он поручил заботиться о своем доме, отправляясь в поход против Трои. Ментор воспитывал сына Одиссея, Телемаха. В переносном смысле ментор – советчик, руководитель, наставник юношества». В нашем языке термину «менторство» соответствует понятие «наставничество». Но вслед за Н.С. Лейтесом будем использовать слова «ментор» и «менторство» в том значении, которое они приобрели в практике работы с одаренными детьми в зарубежной педагогике. Н.С. Лейтес выделяет несколько видов менторства. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классический» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина – наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Как показывает практика, в условиях школы менторами могут быть: люди, ушедшие на пенсию с богатым профессиональным опытом и желанием им поделиться; работающие специалисты, которые заинтересованы в притоке одаренной молодежи; студенты с глубокими прочными увлечениями. В менторах особенно нуждаются старшеклассники, которые чаще всего сотрудничают с ними в их учреждении. От менторства много получают и школьники, и сами наставники, особенно если это студенты.

В литературном творчестве роль наставников очень важна. Как правило, творческая деятельность учащегося начинается с подражания какому-либо автору. Лишь со временем начинающий литератор вырабатывает свой стиль. Ментор может помочь автору реализоваться, направить его по верному пути, сформировать у него хороший литературный вкус.

В истории литературы немало примеров менторства. Например, Теофиль Готье был ментором группы «Парнасцы», Николай Гумилев – «Цеха поэтов». Э. Хемингуэй называл своим наставником Ш. Андерсена, А. Камю – Ж. Гренье, А. Пушкин – Г. Державина. Переводчик Эллис (Л. Кобылинский) был ментором группы «Мусагет». В свою очередь, в числе своих менторов Эллис называл Ш. Бодлера и Р. Штейнера. Организация союза писателей СССР, учрежденного в 1934 году, также несла в себе элементы менторства. Литературный институт им. Горького является наглядным примером литературного наставничества. Особенностью обучения в Литературном институте является то, что занятия с начинающими авторами ведут выдающиеся поэты, прозаики и теоретики литературного искусства.

Менторство выполняет положительную функцию, помогая росту авторского мастерства. Кружковые и индивидуальные занятия под руководством наставника оказывают неоценимую помощь на начальном этапе творческого пути.

К сожалению, в современных условиях не каждый школьный учитель-словесник может стать наставником для одаренного ребенка в силу разных причин: от нехватки времени до нежелания или неумения работать с одаренными детьми и т.д. Поэтому не удивительно, что чаще «литературными» менторами становятся не педагоги, а сами литераторы, которые, располагая знанием об особенностях развития одаренных детей, проводят с ними практические занятия литературным творчеством.

Исследования психологов показывают, что можно создать искусственную среду для развития литературно-поэтической одаренности. Этим достаточно активно пользуются системы дополнительного и школьного образования. Но, как отмечает педагог Николай Францевич Дик (род. 1954), при этом образовательная система развивает творческий потенциал одаренного ребенка всеми доступными ей средствами. «Эта практика широко распространена до сих пор, хотя по данным В.Н. Дружинина, В. Варда и многих других психологов, еще c 1980 года известно, что целенаправленное развитие креативности в специально организованных условиях невротизирует детей, делает их тревожными, агрессивными, приводит к хроническим психосоматическим заболеваниям, депрессии, перевозбудимости, вызывает внутри группы межличностные конфликты. Одним словом, играет деструктивную роль». Следовательно, для гармоничного развития литературно-поэтической (а равно и любой другой) одаренности следует создать такую среду, чтобы ребенок не ощущал, что его «развивают», выполнял задания добровольно, не в принудительном порядке.

Для решения данной проблемы Н.Ф. Дик предлагает следующие действия:

– сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;

– сместить акцент с педагогических проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;

– сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, внутри него и его одаренности.

Иными словами, одаренность ребенка не нужно развивать. Нужно лишь создать такие условия, в которых бы эта одаренность сама развилась.

Однако даже при равномерном распределении усилий по созданию комфортной творческой обстановки, при равномерном «вкладе» в каждого одаренного ребенка уровень развития способностей остается разным. Возможно, отчасти это можно объяснить тем, что у каждого человека изначально разные предпосылки для творческого развития и разный потенциал. С другой стороны, созданные условия могут оказаться для одних ребят более комфортными и располагающими к развитию способностей, чем для других.

Итак, литературные способности проявляются относительно поздно, поскольку для их формирования требуется овладение художественным мышлением и наличие жизненного опыта. Даже у выдающихся писателей в более или менее сформированном виде они обнаруживались в 17-18 лет. В школьном возрасте на них могут указывать повышенный интерес к литературе, склонность к литературной деятельности, но, как считают психологи, эти особенности не нужно рассматривать как признаки обязательно выдающихся способностей.

Способность мыслить словесно-художественными образами, лежащая в основе литературно-поэтической одаренности, – это способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания. Совершенно ясно, что без этой способности невозможна творческая деятельность человека в области литературы.

Литературно-поэтическая одаренность не может развиваться «сама по себе». Для того, чтобы одаренный ребенок развивался гармонично, необходимо соблюдение многих факторов. Три сферы – семья, наставники, сверстники – оказывают на одаренного ребенка наибольшее влияние. Семье и педагогу очень важно помочь одаренному ребенку с социализацией и с развитием его одаренностей.

Исследования ученых, в частности, В.П. Ягунковой, Н.Ф. Дика, Н.С. Лейтеса, показали, что, создав определенные психолого-педагогические условия, а не развивая насильственным путем литературные способности, можно добиться интенсивного развития способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях дети будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.

Таким образом, с одной стороны, все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-поэтических способностей. С другой – даже в благоприятных психолого-педагогическнх условиях уровень развития этих способностей продолжает оставаться разным.

Хорошее знание особенностей развития одаренных детей является базой для разработки специальных программ для них.

Лейтес Н.С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2003. – №3. – С. 3.

Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003.– С.12.

Чехов А.П. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 214.

Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. – 1964. – №4. – С. 183.

Цит. по: Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – С. 142.

Выготский Л.С.. Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1982. – С. 16.

Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С.20.

Имеется в виду, что «юный» не по возрасту, а по степени сформированности одаренности.

Лейтес Н.С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2003. – №3. – С. 9.

Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М.: ООО «АиФ» Принт, 2003. – С. 35.

Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003.– С. 20.

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская Энциклопедия, 1991. – С. 147.

Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000. – С. 214-215.

Дик, Н.Ф. Указ. соч. – С. 35.

1.1 Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:

1) ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в постижении представленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

2) но одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам; 3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей.

Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета — изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

Если еще 10 — 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере — в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6 — 7 лет). Когда и как может быть выявлена одаренность ребенка? В чем она проявляется? Как только мы начинаем над этим задумываться, обнаруживается целый ряд противоречий в ответах на эти вопросы.

Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Одаренность казалась мне раньше явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов. Это было так далеко от забот повседневной жизни, что не вызывало особенного желания изучать эту проблему. Хотелось действительно практически значимой работы. Как наивно и поверхностно все тогда виделось!

Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.

Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий.

Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны современные исследователи (А.М.Матюшкин, А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности — мозг человека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал».

Проблема способностей и одаренности все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов. Прежде всего необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем, несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристик личности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами и рассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или «врожденности-приобретенности».

Рассмотрим теперь более подробно поставленные задачи и определим сущность способностей и одаренности.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный». Наряду с понятием «способный» используются и другие — «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом, «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование — как способность, данная богом. Иными словами, согласно словарю, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в словаре иностранных слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *