Одержима

История одержимости

В большинстве древних мировых культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимости злыми духами, для избавления от которых проводились специальные обряды изгнания. В 1970-х годах австрийский профессор-антрополог Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488-ми социальных обществ из разных уголков планеты и обнаружила, что в 360-ти из них (74%) присутствовало верование в одержимость в той или иной форме. Сегодня существование данного явления признают многие религиозные течения, а некоторые их деятели даже выступают за то, чтобы церковь принимала активное участие в изгнании нечистых духов из людей. Уделяется внимание данной проблеме и в аюрведе, однако здесь одержимость рассматривается сквозь призму йогического знания.

Шумеры, жившие в Месопотамии около 4000 лет до н. э., первыми описали случаи экзорцизма. В те времена это была распространённая практика и изгнание демона из человека представлялось таким же обычным делом, как сегодня — лечение зубов. Каждый уважающий себя врачеватель, живший в то время, знал специальные заклинания и заговоры против злых духов.

Признаки одержимости человека

Понятие «одержимость» трактуется по-разному, но в общем одержимостью можно назвать полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.

Определить одержимость человека можно по нескольким признакам. Эти признаки в различных религиозных течениях могут как совпадать, так и быть различными.

Например, согласно христианским традициям, признаки одержимости таковы:

  • агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п.;
  • судороги, эпилептические припадки;
  • признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п.;
  • одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы;
  • беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п.;
  • непереносимость воды, особенно святой;
  • обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п.;
  • появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
  • навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве;
  • отсутствие чувства стыда, жалости, сочувствия.

Одержимость в разных религиях

Представления в исламе о признаках одержимости шайтанами или джиннами существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами одержимости являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии. При этом одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями. Считается, что джинны отличаются от христианских бесов. У них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, имеют свободную волю. Кроме того, иногда они исповедуют ислам. Предполагается, что джинны могут толпами вселяться в грешных людей, представителей другой веры или плохих мусульман. Избавление от одержимости такими сущностями происходит с помощью чтения Корана специально обученными людьми.

В иудаизме представления о том, что в человека может вселиться злой дух, были известны ещё со времён Второго Иерусалимского храма (516 год до н. э.) и имели место в талмудической литературе, мидрашах и т. д. В 16-17 вв. в каббалистической литературе под влиянием учения о переселении душ складывается концепция диббука — злого духа, который из-за своих грехов не может родиться заново и паразитирует на телах живых. Об этом писали Ицхака Лурии, Хаима Виталя и другие каббалисты. Позднее это учение ушло в хасидизм, где диббуков изгонял праведник во главе собрания верующих.

В буддизме изгнание всякого рода духов также имеет место. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода «народные» истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества Будды Амитабхи. В IX в., например, существовал обряд, в ходе которого учёные монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Также существовали всякого рода обереги, амулеты и т. д. Интереснее всего представлена «бесовщина» в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Однако встречаются и такие ритуалы, когда духов изгоняют откуда-либо насильно.

В аюрведе – традиционной системе индийской медицины – в отличие от различных религиозных течений, одержимость является не наивным суеверием, а отражением длительного изучения области сознания. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами — различными измерениями — происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в аюрведе выделяются различные виды одержимости.

Демонологии посвящён раздел аюрведы, называемый граха-чикитса. В нём рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными программами, или психическими вирусами. А лечение представляет собой процедуру изгнания духов, основанную на мантрах и молитвах.

Согласно аюрведе, общей причиной болезней, которые связаны с одержимостью духами (бхутами), являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление божеств-хранителей, святых писаний. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби. Кроме того, общими причинами одержимости можно назвать: упадок духа, напряжённую работу мысли, связанную с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов, алкоголя, наркотиков или воздействие на человека демонов.

В аюрведических текстах перечисляются более пятнадцати разновидностей демонов класса бхута. Человека, одержимого демонами, характеризуют изменения в поведении (физическом, речевом, ментальном), душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях.

Говоря об одержимости божествами, аюрведа имеет в виду божеств низшего порядка. Эти божества получают наслаждение от роскоши, празднеств, красоты и утончённых эстетических переживаний. Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием, творческой силой, талантом и вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.

Однако с точки зрения аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает вату (одну из трёх сил, управляющих телом человека), ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения ваты, как бессонница, мечтательность или преждевременное старение.

Согласно аюрведе, если в человека вселился дух дэва, его лицо приветливо, любезно. У него добрый взгляд, он не бывает злым, молчаливым,он равнодушен к еде, поклоняется богам и придерживается религиозных ритуалов, а также совершает много благочестивых поступков. От него исходит особая обворожительность. Он любит белые цветы и одежды, реки, горы и красивые здания, не оскорбляет и не пугает других людей. Его речи красивы, он мастер создания прекрасных иллюзий и соблазнов. Но в словах его нет духовной глубины и силы.

Одержимому гандхарвом нравится петь, танцевать, сочинять стихи, музицировать, он склонен делать подарки, меценатствовать, у него игривые глаза, быстрые ум и речь, он много шутит и смеётся, он хочет нравиться другим, он артистичен, ему по душе праздники и шумные пиры, он любит всё красивое: жильё, украшения, одежду. Его настроение всегда приподнято. Он легкомыслен, удачлив, обворожителен. Он без труда учится. Он предпочитает изысканную пищу, дорогие вина.

Человеческая жизнь описана в Ведах как битва между дэвами и асурами — божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на неё. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн — дело их рук. Цель асуров — воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь свою истинную духовную природу. С асурами связаны самые тяжёлые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян.

Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние питты, и лечат её так же, как психические расстройства питта-типа. Важную роль при этом играют любовь, терпимость и сострадание. Одержимый асуром пристрастен к мясу и вину, у него раздражительный характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, груб и безбожен в речах, склонен к тирании. Он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки. Он бесстрашен, горд, смел, но зол, находится в постоянном поиске удовлетворения своих амбиций.

У человека, в которого вселяется ракшас, злобный взгляд, сдвинутые брови, резкие движения; он гневлив, раздражителен, топает ногами, бросает предметы, кричит, угрожает, сжимает кулаки, стискивает зубы. Он жаждет подчинения, он запугивает, делает страшное выражение лица; он сильный, хотя ничего не ест; гнев и злоба, переполняющие его сердце, лишают его сна и покоя. Насилие даёт ему силы, распутство приносит ему удовлетворение, жестокость и бесстыдство порождают в нём радость. Преступления для него – хлеб. А отвратительная брань – поэзия. Он мстителен, непредсказуем и ревнив, говорит вызывающе и зло. Из пищи он любит больше всего кровавое мясо, он ест его и не наедается, он любит вино, но долго не пьянеет. Его страсть ненасытна.

Если в человека вселяется пишача, он то смеётся без повода, то плачет без всякой причины. Он не может контролировать ум и язык и поэтому высказывает сумбурные мысли, которые проходят через его ум. Он слезлив, истеричен, склонен к извращениям, постоянно почёсывается, строит гримасы, часто мигает, жалуется на сухость кожи, любит рассказывать о своих несчастьях; рассеян, злопамятен, хитёр, коварен; любит в уединении предаваться низким эротическим фантазиям, ему нравится обнажаться перед другими, общаться с порочными людьми, он ест много, ему нравится несвежая пища с душком и дешёвые крепкие вина. Он подобострастен, пресмыкается перед сильными и насильственен по отношению к слабым.

Если в человека вселяется дух нишада, он перестаёт следить за своим внешним видом, не моется, одевается в старьё, собирает на свалках тряпьё, ненужный хлам; часто его сопровождают грязные бездомные собаки; питается отбросами; предпочитает жить в заброшенных домах или в подвалах; ему нравится проводить время на кладбищах и свалках. Его речь груба и резка. Он агрессивен и труслив. Он может убить даже свою мать и при этом не будет испытывать никакого раскаяния. Чистота, просвещённость и радость других вызывают в нём дикую злобу. Он постоянно занят поисками еды в «мусорных баках» и наслаждается суррогатами алкоголя.

Как избавиться от одержимости?

Общая методика лечения всякой одержимости, согласно аюрведе – произнесение мантр и дхарани, огненные обряды очищения, чтение священных текстов, которые изгоняют демонов, а также лечебные процедуры и лекарственные средства.

А вот методами профилактики являются:

  • недопущение неправильных действий (телом, умом и речью) в стремлении нарушить законы жизни,
  • контроль чувств,
  • памятование о правилах праведной жизни (и следование им),
  • хорошее знание местности проживания и правильные привычки,
  • знание времени (сезона, возраста) и себя самого,
  • мораль и нравственность,
  • планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
  • невступление в контакт с бхутами (демонами).

У этого термина существуют и другие значения, см. Одержимость (фильм).

Одержимость

Жанр

триллер / мелодрама

Режиссёр

Энн Тёрнер

Продюсер

Билл Аллан
Элиза Ардженцио

Автор
сценария

Энн Тёрнер

В главных
ролях

Сьюзан Сарандон
Сэм Нилл
Эмили Блант

Оператор

Мартин МакГрат

Композитор

Дэвид Хиршфелдер

Кинокомпания

Baker Street

Длительность

103 мин

Страна

Австралия Австралия

Язык

английский

Год

IMDb

ID 0448564

«Одержимость» (англ. Irresistible) — психологический триллер с голливудскими звездами первой величины Сьюзан Сарандон, Сэмом Ниллом и Эмили Блант в главных ролях.

Сюжет

Софи и Крейг живут счастливой семейной жизнью в роскошном доме. Крейг занят на любимой работе, а Софи каждый вечер ждет его возвращения.

Софи не дает покоя одна мысль. Ей кажется, что кто-то её преследует, наблюдает за ней. У неё начинают пропадать вещи. Встретившаяся обаятельная коллега её мужа Мара вызывает подозрения после того, как заходит к ней в гости в том самом платье, которое у неё пропало. Для мужа её доводы кажутся неубедительными, и Софи начинает собственное расследование. Она проникает в дом Мары и находит там пропавшую игрушку её дочери, но Мара обнаруживает её и подает в суд. В результате Софи официально запрещено приближаться к Маре, но вскоре Мара «по работе» оказывается в доме Софи в отсутствие хозяйки, что ещё больше накаляет ситуацию. Все считают, что Софи сходит с ума.

После того, как у Софи пропадает кот, она находит его в доме Мары, но та запирает её в подвале, пытается соблазнить Крейга (их прерывает телефонный звонок), забирает девочек из школы и отвозит к себе домой. В подвале Софи обнаруживает доказательства своей правоты — свои пропавшие вещи, а также документы, из которых становится понятно, что Мара — дочь Софи, которую та (забеременев на выпускном) по настоянию своих родителей отдала в детский дом. Мара спускается в подвал, между ними происходит разговор, в конце которого Мара кидает бутылку со спиртным и поджигает. После небольшой драки Мара оказывается в огне. Софи спасает её, но приходит в себя уже в больнице и мирится с мужем. После разговора с Марой женщины помирились, и Софи обещает никогда больше не бросать дочь.

В последней сцене Мара приклеивает свою фотографию рядом с фотографией Софи и показывается сцена из её детства: уже погибшая подруга из детского дома Кейт клянется ей, что та может взять у неё все, что захочет. Примечательно, что Кейт — копия Софи, что наводит на мысль, что именно она, а не Мара, её дочь.

В ролях

Актёр Роль
Сьюзан Сарандон Софи
Сэм Нилл Крейг
Эмили Блант Мара
Джорджи Паркер Джен
Хезер Митчелл Рина

Интересные факты

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (30 августа 2017)
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 августа 2017 года.
  • Энн Тернер не только режиссёр, но и сценарист картины.
  • Оригинальное название переводится как «непреодолимость», но российские прокатчики дали фильму иной смысл названия.
  • Слоган фильма «Her twisted lies will become a deadly obsession». Имеется другой теглайн «Deep Secrets. Dark Obsession. Deadly Seduction», который можно перевести как «Глубокие секреты. Тёмная страсть. Смертельное обольщение».
  • Съёмки начались 15 марта 2005 года и проходили главным образом в Мельбурне, Австралия.
  • Премьера фильма состоялась 18 апреля 2006 года в США.
  • Детям до 17 лет просмотр разрешён в присутствии родителей.
  • В фильме звучит песня «Time After Time» Синди Лопер, исполненная Бернадетт Робинсон. Эта композиция является одной из самых известных песен певицы, часто звучала в различных фильмах и перепевалась другими исполнителями.
  • Сьюзан Сарандон поддерживала связь с режиссёром и сценаристом Энн Тернер в течение шести месяцев, чтобы заполучить сценарий картины.

Награды и премии

2007 год — номинация на премию «Australian Screen Sound Guild» в категории «Лучший саундтрек года»

Производство

Производством картины занимались три киностудии:

  • «Baker Street»
  • «Film Finance»
  • «Film Victoria», а также к работе привлекались другие студии, занимавшиеся цифровыми оптическими и визуальными эффектами

Мировой релиз

  • Греция Греция — 9 июля 2006 года — премьера на DVD
  • Португалия Португалия — 20 июля 2006 года
  • Австрия Австрия — 19 августа 2006 года
  • Германия Германия — 19 сентября 2006 года — премьера на DVD
  • Австралия Австралия — 12 октября 2006 года — ограниченный прокат
  • Испания Испания — 15 декабря 2006 года
  • Исландия Исландия — 28 декабря 2006 года — премьера на DVD
  • Аргентина Аргентина — 7 марта 2007 года — премьера на DVD
  • Великобритания Великобритания — 18 марта 2007 года, 11 июня 2007 года — премьера на DVD
  • Италия Италия — 11 мая 2007 года
  • Германия Германия — 1 февраля 2008 года — премьера на телевидении
  • Венгрия Венгрия — 12 сентября 2010 года — премьера на телевидении

Ссылки

  • «Одержимость» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Официальный сайт

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

«Не верь глазам своим»

Пришло как-то в голову режиссеру Полу Макгигану снять фильм про любовь, но не простую, а с приключениями. Взял он щепотку сюжета, завернул все как следует, попросив помочь сценаристов Жиля Мимуни и Брэндона Бойса, позвал на главные роли Джошуа Дэниела Хартнетта (запомнился зрителям по роли Дэнни Уолкера в военной драме «Перл Харбор», «30 дней ночи” и эпизодической роли в Городе грехов), Диану Крюгер (Елена в фильме Вольфганга Петерсена «Троя») и Роуз Бирн (также принимала участие в съемках «Трои»), смешал все и назвал свое творение «Wicker Park» (в русском прокате этот фильм прошел под названием «Одержимость»; на 2004 год это был уже третий по счету фильм с таким названием).

Для Макгигана этот фильм стал большой ступенью, спустя два года в его жизни появится еще одна – картина «Счастливое число Слевина».

Итак, жили-были парень Мэтью (Харнетт) и его девушка Лиза (Крюгер), которые любили друг друга и были вместе. Но случилось как-то бедняге Мэтью получить предложение поработать в большом городе Нью-Йорк, но Мэтью захотел взять Лизу с собой. А Лиза была девушка талантливая, занималась танцами и была у нее в тот день репетиция. Так они и разошлись.


В следующий раз на глаза Мэтью его девушка (как он думал) попадется лишь спустя 2 года. Завел себе Мэтью за это время невесту по имени Ребекка, собрались они в городок к Мэтью, но в самый неожиданный момент он опять получил предложение отправиться в деловую поездку и что еще более неожиданно – увидел Лизу. Тут-то у Мэтью голова и отключилась (на время :)). Решил он, во что бы то ни стало, найти девушку, находит визитку, выслеживает псевдо-Лизу и приходит к ней в гостиницу.


Далее он узнает, где живет девушка, едет к ней, но (!) видит там совсем другую Лизу, у которой только та же одежда, вещи, туфли. Девушка не растерялась и стала убеждать, что она и есть его девушка. Голову-то Мэтью так и не нашел, поэтому ночь они провели вместе, а на утро он пошел разбираться.
Вернувшись обратно, Мэтью видит, что квартира пуста – в ней только туфли Лизы. Мэтью проверяет «псевдо-его-бывшую-девушку» этими туфлями и понимает, что это не его Лиза.

Одновременно настоящая Лиза тоже ищет Мэтью, только у нее ничего не выходит. Позже становится понятно, что с самого начала их размолвка была спланирована и никем иным, как подругой Лизы – девушкой по имени Алекс. С Алекс встречался друг Мэтью, а сама она была тайно влюблена в Мэтью еще даже до знакомства его с Лизой.
В день, когда Лиза получила приглашение от Мэтью поехать с ним на работу, Лиза узнала, что ей тоже нужно уехать на гастроли. Она сообщает об этом Алекс, поручая ей передать ключи от квартиры и письмо для Мэтью, где дает согласие на поездку с любимым. Однако Алекс решает ничего не говорить и не передавать предмету своих мечтаний, а попросту развести молодых людей, солгав Лизе, что Мэтью встречается с другой девушкой, параллельно уничтожив все сообщения от Лизы на автоответчике Мэтью.

В день приезда Мэтью с Ребеккой Алекс случайно видит его и решает во что бы то ни стало заполучить его, влюбив в себя с помощью вещей Лизы.

Что это такое «Wicker Park»?

Оригинальное название фильма – «Wicker Park». Это район в Чикаго, где Мэтью назначает встречу в финале фильма. Wicker Park считается авангардом, сосредоточием ночной жизни, музыки и моды во всем Чикаго. Удивительно, но это место так же исторически заселялось иммигрантами из Польши, Украины, Греции, Италии и Чехии. Начиная с 1900 года – Wicker Park стал центром польской общины всей Америки. Затем пошла волна пуэрториканцев, дома стали сдавать за сравнительно небольшую арендную плату и это место полюбили начинающие музыканты и музыкальные студии. В последствии тут образовалась целая музыкальная мекка. Многие культовые музыкальные группы здесь записывали альбомы и даже снимали клипы.

Но вернемся к фильму…

Он признается Ребекке, что любит по-прежнему другую, в это время Лиза, настоящая Лиза выслушивает признание Алекс в содеянном. В конце концов, Метью случайно видит Лизу в толпе, они встречаются, найдя после нескольких лет друг друга.

Небольшой экскурс в историю Одержимостей…

– Самый первый фильм с названием «Одержимость» был снят в 1943 году. Это было дебютное творение режиссера Лукино Висконти, дебютное не только для режиссера, но и для итальянского кинематографа как первая картина, выдержанная в тонах итальянского неореализма.

– Следом, спустя 49 лет Нил Лабют решает экранизировать роман английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт «Обладать» и выпускает картину «Одержимость» с Гвинет Пэлтроу и Аароном Эдвардом Экхартом в главных ролях. Если первая история – хроника связи жены трактирщика и красавца-бродяги, которая перевернула итальянский кинематограф, то вторая картина – круто завернутый сюжет о двух исследователей, которые очень внимательно читали любовные письма 19 века, так что сами воспылали страстью друг к другу.
– После фильма Макгигана на экраны еще дважды вышли фильмы все с тем же названием: в 2006 – триллер режиссера Энн Тернер, а спустя 6 лет – другой триллер Стива Шила.

– История Мэтью и Лизы существенно отличается от своих тезок-картин –

во-первых, тем, что отсутствует типичная история «подружка уводит мужа/парня, параллельно пытаясь «прибить” саму героиню».

Во-вторых, фильм Одержимость 2004 года поставлен аккуратно, без лишних ужасов, да и линия поведения героев построена интересно – Мэтью все-таки догадывается о подмене. Однако разработка деталей несколько смазана, вследствие чего фильм иногда кажется «слепленным» из отдельных кусочков, без единой плоскости развития сюжета.
Что все же не мешает наслаждаться просмотром :).

История, рассказанная Макгиганом, напомнила другую картину о сложности отношений с участием Пенелопы Крус. В 2009 году испанский режиссер Педро Альмодовар (режиссер фильма «Женщины на грани нервного срыва», номинант Оскара 1989 года) завершает работу над испанской драмой «Разомкнутые объятия», повествующей о сильной, но противоречивой любви сценариста Матео Бланко и актрисы, любовь к которой стала для Матео и страстью, и жизнью, и одиночеством.
Почти такая же одержимость коснулась и героя картины Макгигана, только на этот раз она помогла распознать правду и ложь, превратившись в любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *