Одежда для священников



Священнослужителей, как, впрочем, и монахов, не спутаешь ни с кем, настолько самобытен их внешний облик, на протяжении веков воплощающий традиции православной церкви. Создается впечатление, что лишь из стремления отличиться от обычных людей, от мирян, церковь сохраняет незыблемыми правила облачения диаконов, священников, епископов, монахов, не признает новаторства в этой области, благодаря чему современные представители православного духовенства выглядят почти в точности как их предшественники сто, двести, даже тысячу лет назад.

Повседневные одеяния

То, что веяния моды практически никак не затрагивают священнослужителей, не случайно. Дело не в том, что православные священнослужители не придают значения тому, во что облачаются – даже наоборот. Ношение каждого предмета строго регламентировано церковными нормами, как и порядок надевания, места, в которых полагается появляться в том или ином облачении. Сам процесс облачения сопровождается особенной молитвой – все, что носит священник, приближает его к Богу и одновременно отдаляет от обычного мира.
Традиции, связанные с облачением монахов и священнослужителей, возникли еще при апостолах, а какие-то – даже в ветхозаветные времена. Связь с теми далекими эпохами выражается во внешнем облике духовенства и в незыблемых правилах, которые касаются одевания.


Христос Пантократор. Икона VI века

Среди множества одеяний, предписываемых к ношению православной церковью, есть такие, которые надеваются лишь во время литургий и по особым случаям, а есть те, что носят постоянно – в том числе и дома или в келье, если речь идет о монахе. К повседневным одеждам священника относятся подрясник и ряса. Подрясник – нижнее облачение, он сшит из сукна, шерсти, сатина, льна или шелка и представляет собой длинное, до пят, одеяние с узкими рукавами. Монахам полагаются черные подрясники, священники могут также носить темно-синие, коричневые, серые или белые. Поверх подрясника надевается поясок.

Ряса XIX века

Сверху надевают рясу – это верхнее одеяние. Слово происходит от греческого «расон», то есть «поношенная одежда». Ряса тоже длинная, рукава ниже ладоней, широкие. Зимой носят утепленные рясы, похожие на пальто. До XVII века рясы были не обязательны. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, тот самый, что провозгласил борьбу с раскольниками, благословил для монахов и священнослужителей одеяния, которые носили на православном Востоке. А черный цвет рясы символизирует, по сути, отсутствие цвета, а вместе с ним – покой и отрешение от мира.
Подрясник и ряса представляют собой одеяния Христа – такую одежду, длиннополую с широкими рукавами, носили в Иудее начала эры.

Скуфья

Головной убор монаха и священника – скуфья. Когда-то это была небольшая круглая шапочка, ею прикрывали выстриженные на макушке волосы – гуменцо. Скуфья имеет четыре складки, которые образуют крест. Вместо скуфьи священники могут носить камилавку – в том случае, если были награждены ею. Это головной убор темно-синего, фиолетового или черного цвета, по форме напоминающий цилиндр. Черная камилавка, покрытая черной тканью, стала частью облачения монаха, этот головной убор называется клобук. Кстати, слово «нахлобучивать», то есть надвигать низко на лоб, уши, образовано именно от названия этого головного убора.


Из кинофильма «Остров»

Православные монахи носят мантию – длинную накидку без рукавов, с застежкой у ворота. Мантия покрывает подрясник и рясу, достает до земли. В первые века христианства мантия была обычным одеянием для всех верующих, отрекшихся от язычества, оставивших в прошлом свои звания и чины. Монашеская мантия всегда черного цвета, епископы носят фиолетовые, митрополиты – голубые, а патриарх – зеленую.

В каком одеянии полагается служить

Богослужебные облачения включают в себя дополнительные одеяния. Они называются ризы. Их нельзя носить в быту, за пределами церкви. После проведенного богослужения они остаются в храме. Традиции относительно ношения ризы уходят корнями еще во времена ветхозаветных священников, ризы носили апостолы. Сам канон сложился в VI веке.


Стихарь

Диаконам во время богослужения полагается лишь стихарь – он надевается на подрясник. Это длинное одеяние с широкими рукавами, белое – символизирующее чистоту души.
На левом плече носят орарь – широкую и длинную ленту. Священникам полагается носить двойной орарь, или епитрахиль – она символизирует две цели священника – служить церкви и совершать таинства. Без епитрахили священник не может проводить богослужение. В случае какой-то чрезвычайной ситуации он может благословить любой длинный кусок материи, веревки и использовать его как епитрахиль. Впоследствии следует либо сохранять за этим предметом облачения его функцию, либо уничтожить его.

Поручи носят в знак того, что через священнослужителя действует сам Господь

Дьяконам, священникам и епископам во время богослужений надлежит носить поручи. Это полосы плотной материи с изображением креста, их надевают на руки. Таким образом подчеркивается, что через священнослужителя действует сам Господь. Поручи также отсылают к узам на руках Христа.

Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам

Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит название «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения очень древний; согласно изображениям на старинных иконах, Христос тоже носит нечто похожее на фелонь, а кроме того, она напоминает багряницу, в которую был облачен Спаситель перед казнью.


Богослужение

Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос появился благодаря тому, что когда-то византийские императоры стали жаловать епископам предметы царского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани, на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа.
Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзади, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие награды, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие собой плат на длинной ленте.

Четырехугольный плат — палица на иконе V века

Головной убор епископов – митра. Это высокая твердая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве награды митру может получить и священник. Среди предметов облачения епископа – широкая длинная лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, другим – на спину или же обоими концами на грудь, сшита или закреплена пуговицами. С этим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.


Патриарх Московский Иоаким

Отличительный нагрудный знак епископа – панагия, на которой запечатлен образ Богоматери. Когда-то панагия содержала в себе ковчежец с мощами, сейчас это уже необязательно.
Гуменцо, выбривание волос на макушке, — вариант католической стрижки тонзура, а вот как выглядят другие мужские прически в разных конфессиях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Современный энциклопедический словарь:

РИЗА (фелонь), часть облачения христианского духовенства: накидка с разрезом для головы, которая укрывает грудь и спину священника, доходя до колен.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Риза
1. ж.
1) Верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.
2) Богатое, украшенное золотом — обычно царское — одеяние на Руси в XV-XVII вв. .
3) устар. Платье, одеяние.
2. ж.
Металлическая накладка на иконах, располагающаяся на тех местах, где изображена одежда; оклад.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

РИЗА ж. или ризы мн. церк. одежда, одеянье, платье вообще, особ. верхнее. | Верхняя одежда, облаченье священника, при богослужении. Ризы надеваются на рясы, на подризник. Народ различает священника в рясе, и священника в ризе, или в облачении. Без ризы и эпитрахили священник служить не может. Антипка низок, на нем сто ризок (кочан капусты)? | Оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая обронной работой всю доску, кроме тела. Ризицы ж. мн. короткие ризы, надеваемые на ставленников, рукополагаемых в причт церковный. Ризки ж. мн. в смол. произн. ряски, ткань, в которую восприемники принимают младенцев от купели; по обычаю, кум приносит крестик и платит попу, а кума — ребенку ризки и сорочку, а попу — утиральник или платок. Ризный, к ризам, ризковый, к ризкам относящ. Ризница ж. ризохранилище ср. место, покой при церкви, где хранятся ризы и вообще вся церковная утварь и драгоценности. Малая ризница обычно за иконостасом, а иногда есть еще большая, отдельная, особ. при соборах, монастырях. Ризничий, священник, заведующий церковным имуществом (Наум. ). Ризоположение ср. или праздник положения риз, праздник положения ризы Богоматерней в церкви Влахернской, в Царьграде, 2 июля. Ризоположенская церковь.

Примеры употребления слова салоп в литературе.

Два или три раза, когда я возвращался с этих прогулок, навстречу мне на нашей лестнице попадалась какая-то востроглазая черненькая девочка лет восемнадцати, одетая в темное шерстяное платье, фланелевый клетчатый салоп и красный терновый капор.

Узнавши, что Паша в тягости, она с негодованием прибежала к тетушке и сказала ей, что надо примерно наказать такую бесстыдницу, которая забыла, что в доме есть молодые барышни, забыла всю доброту Ольги Ивановны, два ситцевые платья, которые она давала ей в год, и даже старый мериносовый салоп!

Тем временем кое-кто из жильцов решились сделать торжественный прием беглецу: испортили задвижку и отодвинули ширмы от кровати пропавшего, немножко поизмяли постель, взяли известный сундук, поместили его на кровати в ногах, а на кровать положили золовку, то есть куклу, форму, сделанную из старого хозяйкина платка, чепца и салопа, но только совершенно наподобие золовки, так что можно было совсем обмануться.

В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий тий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою.

Ковыляют старушки, вперевалочку, в плисовых салопах, в тальмах с висюльками из стекляруса, и шелковых белых шалях, будто на Троицу.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *