Одиночество православие

В редакцию «Правмира» пришло письмо: Я не могу понять замысел Бога о cебе. Кому нужно мое несчастье? Мне скоро будет сорок лет, живу в небольшой квартире с мамой. У меня интересная работа, много друзей, пою на клиросе, преподаю в воскресной школе. Внешность у меня обычная, синим чулком в черном платке никогда не была – участвую в мероприятиях компании и т.д. Но я не замужем, даже жениха никогда не было, как и детей. И, наверное, уже не будет…. Читать далее…

Также предлагаем читателям ответ священника Сергия Круглова

На письмо читательницы, в котором она рассказывает о том, что страдает из-за отсутствия семьи, детей и спрашивает, как же принять это, как принять волю Божью о себе, отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.

Протоиерей Александр Ильяшенко

– Здравствуйте, дорогая Елена!

Вы задаете вопрос очень и очень трудный. Думаю, это один из самых трудных вопросов, существующих на белом свете.

Есть трудные вопросы теоретического характера, требующие философско-богословского анализа. Но, как известно, «суха теория, мой друг». А ведь у вас – вопрос практический, и нужен ответ, который помог бы Вам принять то, с чем вы столкнулись на своем жизненном пути.

Сделать это непросто. Ведь желание иметь семью, ребенка – естественная, врожденная, сильная и благородная сторона женской природы. Спросите, например, у юноши: «Хочешь детей иметь?» Он на тебя посмотрит с некоторым удивлением. А девушка сразу ответит: «Конечно, хочу!» И когда девушка отвечает, мимолетная улыбка обязательно тронет ее губы, потому что это – глубокое, сокровенное и благороднейшее стремление нормальной, здоровой женской души.

И когда это нормальное, благородное стремление девушки, женщины никак не находит реализации, конечно, она страдает от этого. Но нельзя свое страдание делать чем-то абсолютным, полностью сосредотачиваясь лишь на нем. Там, где трудно – там трудно. Значит, нельзя расслабляться. Когда ты идешь по скользкой дороге, ты не можешь позволить себе смотреть по сторонам и любоваться красотами природы.

Если зазеваешься, расслабишься – поскользнешься, упадешь, можешь получить ушибы, а порой – и сломать руку, ногу, или получить сотрясение мозга. Ты должен, даже против воли, нести по жизни такое испытание, а расслабиться-то хочется. Но нельзя расслабляться там, где трудно.

А вот почему трудно – это снова вопрос, на который нет рационального ответа. Как и на многие другие. Почему существует зло? Почему любящий и всемогущий Бог попускает его существование? На этот вопрос рационального ответа нет. Все ответы, которые давали Святые Отцы, в конечном итоге, лежат в области веры. То есть при помощи только интеллектуального напряжения ответов ты не найдешь, лишь при помощи напряжения духовного. С верой в то, что если Господь так сотворил, значит, так тому и быть, хотя нам этого не понять. Ну, не понятно, почему мать должна хоронить своего ребенка. Разве можно ей сказать: «Ты хоронишь своего ребенка потому, ты такая грешная, а я не хороню потому, что я, значит, безгрешный»?! Это же будет абсолютно неправильно и прозвучит просто ужасно безжалостно.

Как можно принять подобную скорбь, совершенно несоизмеримую с нашими грехами? Только верой. Только сказав честно и искренне Богу: «Я не понимаю, это за пределами моего разума. Господи, дай мне силы принять». И, повторяю, здесь невозможно получить рациональный ответ. Человек – существо духовное. И вот своей духовной составляющей он может ответ от самого Бога услышать в своей душе и принять его.

Если, пытаясь разрешить проблему: «почему подруги воспитывают детишек, а у меня до сих пор нет ни мужа, ни детей», стоять на рациональных позициях, то можно просто дойти до умопомрачения, или прямого сумасшествия. Никто не может сказать, почему. Не потому, что они лучше Вас, не потому, что Вы хуже кого-то. Потому, что это – тайна.

Еще один момент: все мы друг с другом связаны, хотим мы этого, или не хотим. Мы живем в «постхристианском мире», когда многие понятия извращены и перевернуты. И это на фоне того, что природа человека подвержена греху. Причем мужская природа подвержена греховным наклонностям сильнее, чем женская. Например, если брать уголовную преступность, то соотношение находящихся в заключении мужчин и женщин – шесть-семь мужчин на одну женщину. Также как и алкоголизм. Женский алкоголизм есть, это ужасное явление, однако он встречается гораздо реже, чем мужской. То есть мужскую природу, как показывает практика, изменить, извратить легче, чем женскую.

Воспитать настоящего мужчину труднее, чем воспитать настоящую женщину. С этой трудной задачей наше общество (а составляем его мы) не справляется. Вместо того чтобы воспитывать настоящих мужчин, мы воспитываем развратников, бабников, преступников, трусов, кого угодно. Я не говорю, что все мужчины такие, не надо мои слова воспринимать как обобщающие, но я говорю о степени разложения мужского и женского начала в современном человечестве.

Однако можно вопрос задать по-другому: а кто воспитывает наших мужчин? Очень часто – матери-одиночки. А почему появляются матери-одиночки? В том числе и потому, что несчастные, бедные, хорошие, прекрасные наши женщины почему-то готовы вступать в определенные отношения с мужчинами, не заключая брака. Сколько у нас подобного разврата! Вот здесь как раз оба пола – равны и равно виноваты. Ведь каждой женщине дана прекрасная добродетель – целомудрие. Если бы все женщины хранили бы эту добродетель и были бы неприступными, мужчины из бабников превратились бы в рыцарей.

Многие женщины нарушают заповедь «не прелюбодействуй». Но, как я уже сказал, мы все связаны. Грешат одни, а страдают другие. Грех – это в какой-то мере космическая катастрофа. Грешишь ты, а отвечать и страдать будет кто-то другой. Живет, например, прекрасная, молодая женщина, но не попадается ей мужчина, которого она могла бы назвать мужем. В силу того, что мужская природа разлагается легче, а воспитывали его женщины, которые позволяли себе то, чего позволять недопустимо, другие женщины оказываются без мужа.

Получается, что очень многие страдают не потому, что они виноваты, а потому, что так безнравственно развивается наше общество. Но, не знаю, легче от этого или нет, тем, кто, подобно Лене, задавшей нам этот вопрос, остаются лишенными такой естественной радости, как создание семьи, рождение детей. Речь идет о том, что нужно просить у Господа смирения, чтобы принять жизнь так, как она складывается. Здесь нельзя впадать ни в крайности, ни в комплексы неполноценности, ни в уныние и тоску.

Да, вопрос, на который нет рационального ответа, сидит глубоко в сознании. Не надо искать на него ответа, а нужно молиться Господу, чтобы Он дал силы принять действительность, принять Его волю. Еще раз подчеркиваю – рационального ответа нет. Есть только ответ веры.

Да, это крест, и тяжелый крест. Но иметь семью подчас бывает еще тяжелее. Конечно, семья – это желанный крест, но когда дети болеют, заметьте, перед родителями встает тот же вопрос: «Почему? Что, я хуже других? Разве я не люблю своего ребенка?» И на него тоже нет рационального ответа. В семейной жизни могут быть тяжелейшие испытания: болезнь или смерть детей, супругов… Есть путь монашеский, и это тоже тяжелый крест. Некоторые, вставшие на этот путь, не выдерживают его, ломаются под его тяжестью. У них не хватает чего-то очень значительного: веры, молитвы, стойкости, постоянства. И это трагедия.

Каждому, несущему свой крест, нужно искать выход из, казалось бы, безвыходного положения. Можно сконцентрировать всю свою волю, чтобы верить и верить так, чтобы по вере произошло чудо. Не обязательно во внешней жизни – в твоей душе. И оно произойдет, если человек верит и всем своим существом взывает к Милосердному Господу: «Господи, помилуй». Возьмите примеры знаменитых стариц, например, Матронушка Московская – слепая, Матронушка Рязанская, – современницы, и какие страдания они испытывали. Если принимать с верой, то Господь творит невероятные чудеса. Многие святые вслед за царем Давидом имели силы искренне сказать: «Благо мне, яко смирил мя еси Господи!»

Вера же обретается подвигом духовным. Нужно приложить огромное духовное усилие. Все мы хотим жить нормально, особо не грешить и радоваться простой, обыкновенной человеческой радостью. А Господь зовет нас к другому: Господь призывает нас к подвигу. Почему, допустим, так высоко почитается воинский подвиг? Потому что он действительно требует беззаветной самоотдачи и жертвы до крови и до смерти. А подвиг преподобных, которые сами себя обрекают, причем добровольно, на невыносимые лишения!

Мы должны взирать на Господа нашего, Иисуса Христа, который, будучи невиновным, добровольно пострадал за виновных. И Он указывает нам путь самоотверженной любви.

Быть избранником Божьим очень тяжело. И несение этого креста избранничества требует колоссальных духовных усилий. А мы привыкли к расслабленной жизни. Но Господь желает, чтобы ты сосредоточился, чтобы ты напрягся, чтобы ты поднял на себя подвиг. Еще раз повторю, что мы таинственно связаны друг с другом. Так же как грех распространяется на многих, так и твой подвиг окажется спасительным для кого-то.

Несомненно, твой подвиг, который ты несешь со смирением и любовью ко Христу, будет спасительным для тех людей, которых ты, может быть, и не знаешь, но которых Господь, так же как и тебя, желает спасти. Кажется, это – несправедливо, ведь тебя не спрашивают, хочешь ли ты сам кого-то спасать.

Но наша земная жизнь – дар, который вручил тебе Господь, с тем, чтобы ты наследовал жизнь вечную. То благо, которое Господь уготовал любящим Его, столь велико, и радость общения с Ним столь светозарна, что забудутся все земные тяготы и лишения.


Фото из открытого источника Интернета

Артем Александрович, сегодня тема нашей программы — одиночество. Давайте для начала постараемся выяснить, откуда появляется это чувство?

Одиночество как состояние человека может возникать у разных людей. Наиболее частая причина в том, что человек живёт вне любви, вне старания любить другого.
Японская средневековая писательница Сей-Сёнагон говорила – самое страшное на свете – это никому не быть нужным. И самое дорогое – это быть нужным.
Современная культура и цивилизация приводят к отчуждению людей друг от друга. По современному представлению человек человеку – бревно. Это вообще особенность навязываемой нам и принимаемой многими западной культуры – отчуждение и неродность, в следствии утраты людьми чувства родности Бога.
Одна русская девушка, живёт в Америке. У неё умерла мама и она поделилась горем со своими американскими подругами. Те, выслушав её, спросили: «а больше у тебя ничего не случилось?»
Или история о Евгении Евтушенко, который, попав в американскую больницу, ужаснулся тому, что медсёстры не имеют никакого сочувствия к больным, а смотрят на них просто как на объект своей работы.
Такое отношение – не просто какие-то случайные моменты, оно пронизывает всю западную цивилизацию и все страны, которые, хотя и не принадлежат к западной культуре, пытаются строить жизнь по её образцу.
Один из идеологов западной культуры, Дейл Карнеги, прямо предлагает манипулировать собеседником, играя на его страстях, особенно на страсти тщеславия. Это, действительно, удаётся, потому что люди всё-таки ждут человечности от другого, а в результате многие лицемерят по отношению друг к другу. Это происходит потому, что к другому часто относятся только с точки зренья своей личной выгоды. Но такое отношение неродности у людей в следствии того, что Бог, источник любви, для них неродной.

Почему говорят, если человек одинок, значит он жил только для себя?

Это бывает далеко не всегда. Одиноким может себя чувствовать и человек много лет ходящий в храм. Дело в том, что каждый из нас создан так, что полноту блаженства может испытывать только когда его любит Христос или люди стараются любить в полную силу своей души. Душу человека не насытить малым. Она всегда скучает о Христе и любви божественной. Поэтому и христианин сталкиваясь с неподлинным отношением может страдать от одиночества. И всё таки христианину легче, потому, что у него есть хоть несколько человек, которые любят его так, как будто они – его мамы.

Что делает человека одиноким, отделяет его от Бога и ближних?

Сергей Довлатов и пишет: «Самое большое одиночество – в толпе». Множество людей в городе – но все равнодушны друг к другу. Каждый ищет только своей минутной пользы и не переступает пределов своего эгоизма. Ко всему этому примешиваются ещё и страсти, этот момент совершенно неизвестен современной цивилизации, страсти ей кажутся и всегда казались естественными желаниями человеческой природы, но на самом деле они ввергают человека в одиночество оторванности от Бога, Источника жизни. Это – самое мучительное из одиночеств, но даже сформулировать его современное общество не может, потому что не знает ни о Боге, ни о богообщении. Одиночество касается многих – и семейных людей тоже, потому что большинство семей сложилось по страсти, не брак как таинство, но брак как сожительство тел, а души не раскрываются и даже боятся раскрыться, потому что боятся встретить непонимание.
Преодолеть одиночество может тот, кто ступит за стену своего эгоизма. Проблема одиночества – внутренняя и не связана с наличием друзей напрямую. Но большинство людей ищут своего, и, именно поэтому и не находят своего.

Недавно я прочитала, что одной из серьезных причин внутреннего одиночества является привычка осуждать. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Но как бороться с такой привычкой?

Каждый человек, если он только будет внимателен к своей жизни, заметит множество неправд, которые он допускает по отношению к самым близким и дорогим людям. Самое трудное на земле – по настоящему любить то, что любишь. Если человек это поймёт – ему меньше будет хотеться осуждать. Святые люди, которые, казалось бы, имеют право осуждать остальных, этого никогда не делают.
Когда к старцу Виталию Сидоренко обратилась одна женщина и сказала: «от меня потом воняет», он поправил: «не воняет – пахнет».
Чтобы избавиться от осуждения нужно понуждать свою душу жалеть тех, кого мы хотим осудить. И, при этом, молиться Богу, чтобы избавил от осуждения. И исповедовать грех осуждения на исповеди в храме.
Женщина, взятая в прелюбодеянии и Христос. «В тебе есть боголикая душа. Она больше, чем твой грех. Ты и грех – не одно и то же. Иди и больше не греши.

Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение и своеволие. Что же это за качества, которых стоит остерегаться?

Самомнение и своеволие происходят от гордости. А гордый человек не будет доволен даже в раю, потому, что он не желает преклониться перед высшим.
Гордый не ощущает себя виноватым, а других не ощущает лучшими. Поэтому гордый не любит – ведь, чтобы любить, надо увидеть другого лучшим, чем ты сам. А без любви не бывает радости.
Татьяна Горичева: «Кубинский поэт Хорхес Вальс, просидевший 25 лет в тюрьме, на вопрос папы «Вы страдали?» ответил «Нет. Только Господь страдал, наши страдания ничто перед Его страданиями». Еще он сказал: «Если бы я 5 лет провел в тюрьме, я бы мог еще думать, что осужден невинно. Но я сидел 25 лет, и я знаю, что я виноват». Как противоположна эта истина о человеческой душе современной западной установке — повсюду находить неудобства, быть вечно недовольным и постоянно обвинять кого-то: общество, капитализм, бюрократию, только не самих себя.

Есть такие люди, которые, казалось бы, совершенно не созданы для одиночества. Они успешны во всем, умны, общительны. И все же они остаются одинокими.Почему?

У Рея Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту» есть такой эпизод:
«Но больше всего… я все-таки люблю наблюдать за людьми. Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут. Иногда я подслушиваю разговоры в метро. И знаете что?
— Что?
— Люди ни о чем не говорят.
— Ну как это может быть!
— Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же…;».
Одиночество чаще всего рождается в человеке, потому, что он пуст, и внешние обстоятельсва здесь роли не играют. Человек очень часто трудится, чтобы не задавать себе вопроса — зачем он живёт? Помните знаменитый вопрос экзестенциалистов: «что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой».
Я помню, что до прихода в Церковь у многих думающих людей было чувство, что каждый день проходит напрасно. И это чувство нельзя было ничем сгладить, убрать, изменить. Оно свидетельствовало о том, что жизнь не причастна вечности. И после прихода в Церковь это чувство проходило, сменялось ощущением ненапрасности каждого дня.
Блаженный Августин так говорил об этом: «Ты создал нас для Себя, и беспокойно мятется сердце наше, пока не упокоится в Тебе».

Как преодолеть одиночество, какие первые шаги необходимо сделать?

Один человек смущался тем, что в храме, куда он ходил, почти никто никому не был нужен. Люди практически не общались, не дружили и были равнодушны, а иногда и враждебны к нему. Он стал ходить в другой храм, потом в третий, но везде было то же самое – почти полное и всеобщее равнодушье. Тогда он решил помочь кому-то, кто в храме так же одинок, как и он. Для этого он выбрал старушку, и стал ей помогать. Носил продукты, готовил, общался. Через некоторое время он стал замечать, что в храме всё же есть люди, которые добры и полны любви к другим. Но, чтобы это увидеть, он должен был сам начать делать добро, первым протянуть к другим руки через пустоту…

Иногда, даже когда все хорошо, окружают близкие люди, которые тебя любят, и которых любишь ты, в жизни все, казалось бы, благополучно, но на душе какая-то пустота, одиночество, почему так происходит?

Об этом можно говорить много, но я скажу коротко – так происходит потому, что человек не молится. Молясь, человеческая душа дышит Богом, чего не бывает без храма и без молитвы.
Одна девушка, недавно пришедшая в православие, заметила, что, когда она по утрам читает молитвенное правило, то свой день она ощущает как причастный вечности. И, когда не читает, ничего подобного она не испытывает.

В Евангелие сказано, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. Но для чего? Какая польза от одиночества?

Сейчас я скажу нечто, что покажется странным. Святые, уходившие в пустыню, не искали одиночества никогда. Быть одиноким не свойственно человеку. Господь говорит, что нехорошо человеку быть одному. И всё же некоторые святые уходили из мира. Для чего? Чтобы наедине с Богом покаянием исцелить свою душу от зла. Чтобы полюбить всех людей Христовой любовью. Чтобы каждый человек стал дорог, как бог после Бога.
Среди святых есть такая семейная пара – Галактион и Епистимия. Они жили в 250 году в Римской империи. Они были молоды и любили друг друга. И они видели, что в их отношениях много страсти, и слишком мало того, что зовётся любовью Евангельской, которая не мысли ближнему никакого зла и ни в чём не огорчает его. И тогда они ушли в монахи, она в женский, а он в мужской. И они решили всю жизнь на земле учиться любить, ради того, чтобы в раю любить друг друга чистыми сердцами. Оба они погибли от варваров, но сама их мысль поразительна.
Наша жизнь не оканчивается со смертью, и человек на земле должен научиться любви, которая не желает обладать и владеть другим. В начале, человеку кажется, что в мире много боли и страданий, но с Богом всё оборачивается радостью, а страдания становятся испытанием.
И Бог не только Сам радует нас, — Он посылает в нашу жизнь людей, которым мы нужны. Это – Церковь, где люди друг другу нужны, где люди в любви Христа и лице любимого человека, которым становится каждый. А любимый для человека – это рай. И это рай – единственный подлинный, верный и необманный.

Испытание одиночеством в течение жизни выпадает человеку множество раз. Это очень важно и необходимо, и, в конечном счете, может быть благотворным, если приобщает нас к движению в направлении Вечности.

В детстве мать или кто-либо иной могут наказывать ребенка одиночеством, отстраняя его от себя, лишая общения, прекращая какие-либо коммуникации с ним, например, молчать и делать вид, что ребенка нет. Это пугает ребенка и в гипертрофированной форме может даже тормозить его развитие, что им, конечно же, чувствуется и вызывает отрицательные эмоции.

Одиночество выбрасывает человека за пределы времени во вневременное пространство жизни. Вневременность, атемпоральность, можно разделить на безвременье и вечность. Первое отличается от второго тем, что не содержит в себе вечных образов-сущностей, которые приобщают нас к смыслам вечной жизни.

Одиночество для ребенка сродни ощущению безвременья, так как во взаимодействии с образами вечности человек не может быть одинок. В безвременье же он лишен этого взаимодействия, как по причине внешних обстоятельств, так и по собственной причине, поскольку не может осознать образы вечности, дать этим образам начало в своей душе.

В ритуальном действе многих культур и религиозных направлений участники, присоединяясь к утвердившимся образам вечности, отождествляя себя с ними, делают усилия, и часто не без результата, в направлении развития этих образов согласно со своими потребностями. Например, в молитве, люди просят бога помиловать их грешных.

Почему так важно испытание одиночеством, то есть безвременьем? Оно дает возможность при жизни найти путь к вечности, что неминуемо скажется в период умирания и смерти, когда душа будет искать этот путь. Древняя «Книга мертвых» дает пример такого путеводителя, а исследования околосмертных переживаний Р.Моуди дает нам материал для размышлений.

Таким образом, нахождение пути к вечности возможно только в одиночестве (безвременьи), и это есть приобщение к жизни вечной.

Затворничество и отшельничество использовали как условия поиска и нахождения пути к вечным образам, силам и мудрости еще до нашей эры и до зарождения мировых религий. Для примера можно сослаться на жизнь Пифагора, и его добровольно заточение в подвал на пару месяцев в зрелом возрасте.

Испытание себя одиночеством, прохождение сквозь пустыню безвременья является необходимым испытанием для роста личности и поиска пути в вечность.

Чувство безвременья, коллективного одиночества испытывают все ведомые люди, когда теряют своего поводыря, лидера, руководителя или вождя.

Одиночество отсутствует у человека даже в период умирания, если он приобщился к вечности при жизни и знает путь к жизни вечной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *