Оккультные практики

Термин оккультизм возник в XVI веке, до этого времени эзотерические учения обычно называли мистикой, мистицизмом . Современное оккультное мировоззрение оформилось в XIX веке в Европе , чему во многом способствовал французский оккультист Элифас Леви , который систематизировал оккультные знания, придав им стройную систему. С этого времени понятие оккультизм получило широкое распространение.

Современные ученые, не являющиеся приверженцами оккультной доктрины, так определяют оккультизм: «Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но доступных лишь посвященному. Цель ритуала посвящения – дать посвященному новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы могут им контролироваться. При этом мир представляется одухотворенным, а его силы находящимися в непрерывном динамическом взаимодействии» . В оккультизме распространено убеждение, что по-настоящему понять оккультизм может только тот, кто его практикует. Считается, что непосвященные видят лишь форму и не способны постичь суть . Поэтому практикующие оккультисты к любым неоккультным толкованиям своего учения относятся скептически.

Понятие оккультизм не является названием какого-то одного конкретного учения, а представляет собой общее обозначение целого класса учений, в основе которых лежат некие объединяющие их идеи: самосовершенствование собственными силами, безличный бог, наличие неких «высших сил», человекобожие. О многообразие оккультных учений говорят сами оккультисты: «… наука оккультизма произвела на свет различные доктрины и братства» ; «теория каббалы самым сложным образом переплетена с алхимией, герметизмом, розенкрейцерством и масонством. Слова Каббала и Герметизм сейчас рассматриваются как синонимы, объединяющие все тайны и эзотеризм древности» . Современный оккультизм имеет множество названий: «Оккультные Науки – науки тайн природы – физических, психических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На западе таковой можно назвать каббалу; на Востоке – мистицизм, магию и философию йоги… Эти науки сейчас, так же как и в течение веков, сокрыты от толп, по той основной причине, что они никогда не были бы оценены эгоистичными образованными классами, так же как не были бы поняты необразованными … Факты оккультной науки обладают настолько глубокой природой, что в большинстве случаев в европейских языках не существует слов для их выражения …Оккультист – это тот, кто изучает различные отрасли оккультной науки» .

Несмотря на наличие большого количества оккультных школ, философское ядро оккультизма едино: «Оккультизм представляет целую стройную философскую систему, имеющую целью синтезировать знания, чтобы установить законы, управляющие всеми явлениями видимого и, главным образом, невидимого мира» . Для познания невидимого мира и его проявлений в видимом мире оккультизм применяет «особый метод – аналогию » .
Сами оккультисты считают свое учение религиозным: «Оккультная наука по своей природе относится к области религии…. Оккультизм должен быть религиозен не только в теории и чувствах, но и на практике, и должен иметь свой культ…» .

Учение о Боге в оккультизме противоречиво: с одной стороны «Бог – есть абсолют (Бытие и Не-Бытие), проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака Не-Бытия» . Оккультизм исповедует монизм, в соответствии с этим учением Бог и Вселенная суть одно , вся Вселенная едина с Богом. Помимо того, оккультисты утверждают: «Вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем Божества …» ; «Бог присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм» . Эти заявления позволяют говорить о том, что оккультизму не чужд пантеизм . Пантеизм учит, что все есть Бог, вне Бога нет ничего, и все сущее отождествляется с Богом. Но наличие вышеприведенных утверждений не мешает оккультистам считать, что «…Бог, проявляющийся в двух великих космических началах: Природе и человеке, обладает собственным независимым существованием… первопричина всего сущего не вмешивается самолично в естественный ход явлений Природы, подобно тому, как человеческое сознание не вмешивается в действия сердца или печени» . Представление о Боге, не вмешивающимся в естественный ход природы, характеризует деизм. Деизм признает существование Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира и законов, управляющих миром, при этом Сам Бог трансцендентен ему, абсолютно непознаваем для человека и никакое общение между Богом и человеком невозможно. Каким образом в сознании оккультистов совмещаются взаимоисключающие идеи учений пантеистического монизма и деизма – загадка . Христианский апологет должен с самого начала осознать, что оккультизм и принципы формальной логики несовместимы.

Следствием пантеистического взгляда на мир является то, что «оккультизм решительно отрицает существование чего-нибудь сверхъестественного в мире… Явления, которые зовутся сверхъестественными, просто еще не поддаются объяснению, но таковых много и в области чисто материальной» . Фактически в рамках оккультизма Бог не нужен, так как человек постигает мир «постоянством своих независимых усилий» .

Одной из серьезных проблем пантеизма является относительность его нравственных принципов . Если все есть Бог и ничего нет вне Бога, значит, и зло является частным случаем проявления добра, просто не осознаваемом еще нами как добро: «Зло … неразрывно связано с добром, но это не значит, что оно равносильно добру. Зло есть фон, на котором проявляется добро, это тень сопровождающая Солнце, но и зависящее от него… Всюду в мире встречаются два противоположных начала; однако целью их является не антагонизм, а совместная продуктивная работа, которая приводит к разрешению их антагонизма и к их примирению в общем синтезе» . Отсюда логически следует идея, что зло необходимо и естественно, что оно есть лишь несовершенство. То, что мы считаем сейчас добром, на более высоком уровне нашего духовного развития может восприниматься нами как зло, и наоборот.

В оккультных школах широко развито учения о так называемых тонких мирах. Чаще всего оккультисты учат о существовании трех миров : «Оккультизм признает существование трех миров… трех планов существования: мир духовный, мир астральный и мир физический. Представителем первого является дух, второго – энергия или сила, третьего – материя. Второй мир служит посредником между первым и третьим, … все миры проникают друг в друга в большей или меньшей степени» . Эти три мира можно сравнить с тремя матрешками: духовный вмещает астральный мир и физический, астральный вмещает физический. Миры отличаются уровнями вибрации своей материальности. Оккультизм исповедует своеобразную форму духовного материализма: «Представление, что материя и дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно же, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и основополагающих доктрин оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в своих проявлениях, и причем только в ограниченных восприятиях чувственного мира» . Дух и материя едины по природе; часто делается аналогия соотношения материи и духа с водой в разных ее состояниях: пар, жидкость, лед. Оккультизм вводит понятие «вибрация материи», изменение вибрации материи ведет к изменению и ее самой, переходу, скажем, из духовного мира в астральный, из астрального в физический и наоборот, в том же порядке: «…соотношение между духом, астралом и физической материей определяется их вибрированием, как и в обыкновенной материи» . Тонкая материя, или астрал, является основой оккультного учения и магии: «Силы, изучаемые Оккультизмом, по природе своей, связаны с тонкой материей, совершенно отличной от нашей физической природы, и эта, находящаяся в нас, материя одинаково необходима как для наблюдения, так и для воспроизведения изучаемого явления. Вследствие этого исследование требует соблюдения совершенно особых условий; мы знакомимся с ними только при помощи исследования и должны им подчиняться (выделено нами. – В.П.)» . Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что оккультист должен подчиняться той силе, которую он изучает, с которой контактирует, однако, при этом оккультисты утверждают: «резюмируя всю практическую деятельность Оккультизма можно сказать, что посвященный повелевает природой» .

Главным инструментом, с помощью которого оккультист взаимодействует с астралом, является его мысль: «…мысль не только заставляет вибрировать астрал, но, благодаря его пластичности, в то же время конденсирует его в какую-нибудь форму» . Что же такое астрал? Астрал – это переходный мир между физическим и духовным мирами, как жидкое состояние воды является промежуточным между газообразным состоянием и льдом. Одна из главных задач оккультиста состоит в обучении влиянию на астральную материю, чему во многом способствует практика так называемых путешествий в астральном теле . Суть этих путешествий заключается в том, что оккультист сознательно выходит из физического тела и путешествует в астральном теле по астральному (тонкоматериальному) миру. По утверждению практикующих оккультистов, при выходе в астрал оккультист прежде всего видит толпу ужасных существ, которые бросаются на него и вызывают ужас. Оккультисты считают, что эти существа – так называемые элементали — духи стихий, опыт православных подвижников говорит нам, что это духи зла, бесы .

Согласно учению оккультизма, астрал является очень населенным местом. Как мы уже выяснили, в астрале обитают элементали: «Элементали – это духи стихий и природы… по отношению к человеку элементали… враждебны» . Элементали — это духи камней, воды, растений, деревьев. Враждебное отношение элементалей к человеку вызвано тем, что человек постоянно стремится их поработить, заставить работать на себя. Считается, что, «воздействуя на элементалей, человек может управлять стихиями» , т.е. фактически повелевать природой. Астральный мир отражает все мысли человека, которые в этом мире становятся некими полубессознательными энергетическими полями, астроидеями, почти что живыми существами, оказывающими воздействие на породившего их человека: «Астроидеи… — человеческие мысли в астрале… желания человека, ибо всякое желание принимает форму хотя бы неясной мысли, так и образы, вызываемые воображением человека в астрале… всякое желание представляет собой астральное существо, которое стремится реализоваться в материи…» . Каждая мысль как бы зарождает некое тонкое существо, астроидею. Это существо может как становиться сильнее, так и полностью исчезать. Чем более какая-то мысль захватывает человека, тем реальнее становится существо в тонком мире, и тем мощнее его влияние на своего создателя. На определенном уровне астроидея даже способна полностью подчинить себе своего творца, происходит своеобразная форма контроля его сознания. Если человек перестает подпитывать мысль, теряет к ней интерес, то она постепенно растворяется в астральной материи. Следующий класс существ тонкого мира называется эгрегоры: «Эгрегорами называются астральные существа, порожденные обществом людей, объединенных одной мыслью и волей, и представляющие дух сказанного общества… коллективные астроидеи, т.е. мысли, желания и образы» . Эгрегор – это те же астроидеи, которые объединяются в тонком мире в некие энергетические поля, основанием для объединения астроидей служит равенство вибраций их материальности. Разные мысли порождают разные вибрации в тонком мире: чем чище мысль, тем выше частота вибрации и тем выше ее мощность в астрале. Подобные мысли объединяются в общие энергетические поля, которые и называются эгрегорами. Сила влияния таких эгрегоров на людей, по сравнению с одиночной астроидеей, многократно возрастает. Все организации, все государства, все религии имеют свои эгрегоры. Желания человека, его страсти так же порождают в астрале неких живых существ, лярв: «… всякое желание человека живет в астрале. Астральные существа, называются лярвами. Будучи раз вызвана к жизни, лярва живет полусознательно, стремясь к удовлетворению породившего ее желания, … лярвы находятся в ауре человека, т.е. в астральном круге около его головы, … если желание, породившее лярву, погасло, то и лярва вскоре умирает… » . Лярвы постоянно стремятся овладеть волей человека, подтолкнуть его к совершению действий, которые вызывают необходимую для их дальнейшей жизни энергетическую подпитку, т.е. стимулируют развитие и усиление породивших их мыслей. Например, лярва зависти будет стремиться, чтобы человек постоянно завидовал, лярва жадности будет подталкивать его к нездоровому отношению к деньгам. Если человек не противостоит лярве, то она полностью порабощает его волю, делает человека одержимым страстью. Все то, что происходит в физическом мире, записывается в астральном мире, за счет чего создаются так называемые астральные клише . Фактически вся история человечества хранится записанной в этом астральном архиве .

Какова практика в оккультизме? Главная задача оккультиста заключается в самосовершенствовании, которое во многом достигается путем анализа своих психических состояний. Как утверждают сами оккультисты: «Наблюдение будет главным образом психическим…» . С точки зрения оккультизма, мир человеческой психики: мысли, чувства человека, являются отражением духовного и астрального миров, поэтому, наблюдая за своими внутренними состояниями, оккультист тем самым постигает их. Но нужно понимать, что понимание «психического» в оккультизме чрезвычайно отличается от того, которое предлагают современная медицина и психология.

Прежде всего оккультист должен помнить, что «техническое знание, долженствующее предшествовать всякому другому в практическом Оккультизме, есть знакомство со средою, образующей невидимое; с существами и силами, которые предстоит встретить экспериментатору. И потому при посвящении учитель заботится о том, чтобы познакомить с ними ученика, лично руководя им после его вступления в новый мир» . Контакт с существами астрального мира может приводить к печальным последствиям: «в Оккультизме недостаточное знание всегда бывает роковым» . Оккультизм механистичен, возможно, именно поэтому его так любят представители так называемой технической интеллигенции: «двойное проявление силы, в общем, выражается основным принципом нашей механической науки (выделено нами. – В.П.)…» . Манипулируя астральными силами или веря в то, что он ими манипулирует, оккультист должен помнить, что «самопроизвольности, которая управляет силами природы, мы (оккультисты. – В.П.) можем противопоставить сопротивление только частное и мгновенное,…человек действует против силы тяготения, сцепления и химического сродства. Но природа более или менее быстро окажет противодействие, ибо ясно, что космический порядок может быть нарушен нами только в ничтожных размерах (выделено нами. – В.П.)» .

Каково имя той силы, к которой оккультисты обращаются? «Немногим лучше известны столь существенные для оккультизма детали универсальной силы, движущей и оживляющей все существующее, от малейшего атома булыжника, заключающегося в глубине наших полей, до солнц и туманностей наших небес; эта сила одними называется «Душой мира» или «нетленным Огнем», «Дыханием жизни»; другими – «Природой созидающей», «Светом сотворенным, одушевляющим», «Вторичной причиной», «Руахом», а также «Люцифером», «Сатаной» и многими другими именами» . Заметим, что, по мнению одних оккультистов, «оккультизм не разделяет воззрения церкви на природу дьявола и злых духов и называет этим именем астрал и некоторых его обитателей…» , более того, «…дьявол сам по себе не существует, а является лишь отрицанием божества…» . Но при этом другие оккультисты, например Рерихи, утверждали существование сатаны как личности, в частности, в «Живой этике» сказано: «Не может быть договора с сатаною. Может быть лишь рабство у сатаны. Умолить сатану нельзя…» . Оставим подобные противоречия разных оккультных школ на совести их создателей.

Как оккультизм относится к науке? «Наука пытается повсюду установить причинную связь, оккультизм – аналогическую» . Как видим, сами оккультисты признают, что их подход к познанию мира отличается от научного . Отрицание логических законов, без которых никакая научная деятельность в принципе невозможна , также не позволяет нам считать оккультизм научной дисциплиной.

Как оккультизм относится к христианству ? На этот вопрос очень хорошо ответила Е.П. Блаватская: «… великий пророк-медиум (Моисей. – В.П.) выдал близкий ему дух, гневного «Иегову» за дух самого Бога, и тем обрел незаслуженные венки и почести» . Подобное отношение к Священному Писанию, равно как и полное противоречие оккультного учения вероучению Христианской Церкви, по мнению автора, позволяет утверждать, что между христианством и оккультизмом нет ничего общего.

Итак, оккультизм изучает мир духов с целью войти с ними в контакт и получить «тайные знания», которые позволят оккультисту управлять природой. Оккультизм изучает материю, имя которой сатана, хотя некоторые оккультные школы не признают сатану личностью. Бог для духовного самосовершенствования оккультистам не нужен. Священник Николай Карасев пишет: «Христианство расценивает оккультизм как особого рода извращенную религию или, точнее, антирелигию, корни которой уходят в глубины ада и главнейшая цель которой – превратить человека в духовного раба древнего змия, которого почитают оккультисты, но которого отвергает христианство как диавола и сатану» . Оккультизм способствует развитию высокомерия, властолюбия, непримиримости, ревности и иных пороков, что является губительным для нравственного здоровья человека. Оккультизм не имеет никакого отношения к науке и христианской религии. Учение оккультизма имеет внутренние противоречия, а также противоречит законам логики. Никаких доказательств истинности утверждаемых оккультистами идей нет и быть не может, так как оккультизм базируется на личном опыте собственных учителей .

Ссылки

1. Свящ. Николай Карасев. Путь оккультизма. М., Пренса. 2003. С.31.

2. Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., Академический проект. 2002.С.9.

3. Элифас Леви (настоящее имя — Андре Шарль Леви) – закончил семинарию Св. Николая в Шардонне. Затем поступил в высшую сульпицинскую семинарию в Исси. Во время своего обучения в ней увлекся магией. Сложил сан из любви к оккультизму. Леви предлагал объединить все оккультные науки и сделать из них «оружие свободы» — философию, способную объяснить «метаполитический» и «метапоэтический» мир одновременно. Был практикующим магом. См.: Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., Академический проект. 2002.С.213-215.

4. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.394.

5. Это основополагающая идея эзотерики. Тот, кто не посвящен, является профаном, и его мнение для оккультиста неавторитетно, даже если речь идет об академике РАН.

6. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., Сфера. 1993. С.20-21.

7. Холл Менли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической и розенкрейцеровской философии. Новосибирск. Наука. 1992. С.416.

8. Смирение чуждо оккультистам, в отличие от гордыни. Каждый оккультист стремится к «тайным знаниям», считая себя достойным их.

9. Но судя по обилию оккультной литературы на прилавках книжных магазинов, это отнюдь не мешает оккультистам находить слова для выражения «фактов оккультной науки».

10. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.325.

11. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.3.

12. О принципе аналогии, мы подробно будем говорить ниже, в разделе посвященном магии.

13. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.172.

14. Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991. С.15.

15. Там же. С.30.

16. Гайслер Норман.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех.2004. С.580.

17. Папюс. Черная и белая магия. М., Клышников, Комаров и К. 1994. С.26.

18. Там же. С.26.

19. Гайслер Норман.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех.2004. С.700.

20. Папюс. Черная и белая магия. М., Клышников, Комаров и К. 1994. С.26.

21. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд.: Сретенского монастыря. 2002. С.108.

22. Приведенный пример явно нарушает принцип непротиворечия, известный формальной логике, что немало говорит о степени последовательности мышления оккультистов. Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.33.

23. Пантеизм противоречит данным современной науки, например второму началу термодинамики. См.: Гайслер Норман.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.413.

24. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.29.

25. Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991. С.49.

26. Гайслер Норман.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех.2004. С.701.

27. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.65.

28. Например, в агни-йоге эти миры называются физический, тонкий и огненный.

29. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.35.

30. Письма Махатм. Чаша Востока. Рига-Москва-Минск. Лигатма. 1995. С195.

31. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.39.

32. Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991. С.10.

33. Там же. С.85.

34. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.39.

35. Папюс. Черная и белая магия. М., Клышников, Комаров и К. 1994. С.193.

36. Свящ. Карасев Н. Путь оккультизма. М., Пренса. 2003. С.43.

37. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.40.

38. Там же. С.41.

39. Там же. С.41.

40. Там же. С.42.

41. Там же. С.43.

42. Там же. С.42.

43. Однако те, кто читают эти астральные клише или, как их еще называют, «Хроники Акаши», почему-то часто сообщают взаимоисключающую информацию об одних и тех же исторических событиях. См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики // Путешествовал ли Иисус в Индию?

44. Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991. С.11.

45. Там же. С.77.

46. Там же. С.86.

47. Там же. С.19.

48. Там же. С.13.

49. Там же. С.51.

50. Оккультизм и магия. М., Клышников, Комаров и К. 1993. С.73.

51. Там же. С.49.

52. Живая этика. АУМ.39.

53. Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., Академический проект. 2001. С.67.

54. Здесь нужно отметить, что найдется немало тех оккультистов, которые будут утверждать прямо противоположное. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов.

55. См.: Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005.

56. Подробнее об этом см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Теософия: факты против мифов.

57. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., Сфера. 1993. С.24.

58. Свящ. Николай Карасев. Путь оккультизма. М., Пренса. 2003. С.34.

59. Там же. С.192.

60. См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики // Возможно ли познание Бога с помощью чувств?

Элифас Леви — популяризатор термина «оккультизм», один из первых авторов, использовавших его в своих книгах.

Оккульти́зм (фр. Occultisme от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (алхимия, астрология, магия, теургия, онейрокритика, некромантия, гомеопатия), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, термин «оккультные науки» (фр. sciences occultes) восходит к названию книги Эзеба де Сальверта, а термин «оккультизм» был введён в широкое употребление Элифа́сом Леви́ в 1856 году. К 1884 году Жозеф Пеладан под «оккультизмом» подразумевал все «оккультные науки».

Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»; также это учение о «скрытых способностях человека» и «незримых силах природы». Некорректно используется как синоним эзотеризма. Иногда называется герметизмом, по имени одного из мифических персонажей, Гермеса Трисмегиста, обозначает традиции ритуальных магических практик, тайных (англ. arcane) знаний. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как «паранормальные верования».

Энциклопедичный YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *