Оповещения ударами в колокол

Когда звонили церковные колокола по древней русской традиции, мужики снимали шапки и крестились, будто уже вошли в храм божий. В колокольный звон словно вложена духовная сила и благозвучие. Их назначение — тревожить душу и призывать ее в храм.

Еще князь Владимир привез «сосуды звенящие» в русские города, как один из основных атрибутов христианской веры. В первую очередь их звон услышали киевляне, новгородцы, и прихожане полоцких и смоленских храмов. Об их существовании впервые упоминается в летописях 988 года.

Из истории колоколов

Конечно, звон колокольчиков был известен на Руси еще до принятия единой веры в Иисуса Христа. Простой люд часто пользовался бубенцами. Но церковные колокола канонической формы стали делать гораздо позже.

Мир услышал колокольный звон 4000 лет назад. По крайней мере, археологи этим временем датируют находки, сделанные ими в Китае. Поэтому первые христиане воспринимали колокольчики, как атрибут языческой веры. Но постепенно церковь стала использовать колокола, как средство борьбы с нечистой силой. Колокола стали голосом церкви.

Колокольная бронза – это сплав чистой меди и чистого олова без каких-либо примесей. Конечно, к такому составу пришли не сразу. Было много экспериментов. Когда-то считалось, что певучести металлу добавляет серебро, но вскоре убедились, что соотношение 80:20 меди и олова – самая «звонкая» пропорция. К тому же, начались эксперименты над размерами колоколов.

Этим занимались литейщики, которые приобретали в этом деле все больше опыта. Звучание церковные колокола теряли через 100-200 лет, поэтому их приходилось переплавлять. Как оказалось, переплавленные колокола становились почему-то тяжелее. Выгорало олово и медь теряла свои свойства, поэтому в литье приходилось добавлять еще 20% этих металлов в чистом виде.

Иногда церковные колокола раскалывались от непрофессионализма звонарей. Например, в зимнее время промёрзший металл становился более хрупким и требовал особого обращения. Но азартные звонари хотели побольше звона по округе, и лупили в колокола что было мочи.

Способы колокольного звона

Звонили в колокола двумя способами: раскачивая сам колокол, с помощью привязанной к нему веревки. Тогда свободный язык колокола сам ударялся о его стенки, извлекая звуки. Этот способ назывался очепной. Он был удобен для небольших колоколов с рычагом – очепом. Следующий способ язычный. Он применялся для больших колоколов, которые надо было крепить другим способом. В этом случае веревка вязалась к языку, и звонарю приходилось раскачивать сам язык, чтобы тот достал до стенок колокола.

Из колоколов огромных размеров трудно было извлечь звуки. Так, во время царствования Бориса Годунова изготовили колокол весом в 24 тонны. Чтобы его раскачать на звонницу забралось 100 человек.

Звонница и виды колокольного звона

Самые крупные и тяжелые колокола называют благовестниками. Управляют ими с помощью механизма с педалью. Иногда требуется второй звонарь, чтобы раскачивать язык колокола. Чуть поменьше колокола называют ползвонные. Их соединяют особым способом между собой, и приводят в движение левой рукой. В это время правая рука управляет зазвонными — совсем небольшими колоколами.

Известны четыре вида православного звона. Неспешные мощные удары в большой колокол называют благовестом. Бой во все колокола поочередно зовут перезвоном. А вот трезвон – это уже серия мелодичных ударов во все колокола, когда просматривается определенный ритм и композиция. Звон – мелодия попроще, где может быть использовано только несколько колоколов.

Благовест оповещает о скором начале службы и торопит мирян в церковь. После завершения службы можно услышать радостный трезвон. Перезвон, когда звонят вначале в большие колокола, а потом в малые, оповещает о потере сил Иисуса во время мук на кресте. Его можно услышать раз в году в Великий четверг, когда выносят плащаницу.

Существует еще и перебор, исполняемый во время похорон. В этом случае мелодия начинается с малых колоколов, символизирующих в этом случае детство, потом идет отрочество и взросление, и обрыв жизни, где уже звонят во все колокола.

Но не только церковная служба являлась поводом звонить в колокол. Колокольным звоном на Руси оповещали об опасности или пожаре, с его помощью собирали людей для оглашения какого-то указа или для совещания. Во время метели звонили, чтобы указать дорогу заплутавшему путнику или причал кораблю, если это был храм в приморском городе. Набатом сзывали народ на войну или на празднование победы.

Чудодейственная сила колокольного звона

Колокольный звон прочно вошел в жизнь народа, и, возможно, поэтому у самого колокола его части имеют почти одухотворенные названия: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). В других языках такого не наблюдается, там все части имеют более технические определения.

Колокольному звону приписывают и чудодейственную силу. Например, во время эпидемий холеры и чумы старались чаще бить в колокола. Так как было замечено, что звук ударов отгоняет от города болезни. Сегодня ученые предполагают, что в колокольном звоне есть частота, которая убивает патогенную микрофлору.

Также колокольный звон благотворно влияет на психику человека. Возможно, все дело в совпадении биоритмов, производимым звоном колокола и каждым органом человека. Замечено, что звук низкой частоты, издаваемый большим колоколом, успокаивает человека, а вот высокие частоты маленьких колоколов возбуждают нервную систему.

В наши дни даже появилась литература, где говорится о пользе звона для душевнобольных. К тому же, даются рекомендации для лечения этих больных особым сочетанием колокольного звона.

Стоит отметить, что рассказы о глухих звонарях тоже являются частью народного эпоса, связанного с церковью и ее атрибутами. Звонарем можно стать, получив благословение и пройдя обучение в любом из храмов, где есть разнообразие колоколов и хорошие специалисты своего дела. Священники говорят, что людям, жаждущим этих знаний, навряд ли откажут. Сегодня можно найти школы для звонарей, но это, скорей всего, коммерческие проекты — не совсем благочестивые.

Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего».

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

  • созывать верующих к Богослужению;
  • выражать торжество Церкви и ее Богослужений;
  • возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений;
  • звуком его, срастворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии;
  • кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч.

Как известно, колокола стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.

В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.

После прекращения гонений (в IV веке) более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии — это деревянные доски, а клепала — железные или медные полосы, согнутые в полукруг. Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению — это колокольный звон.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы — колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения.

На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется «кампан» — от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

  • точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом;
  • высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола;
  • толщиною стен колокола;
  • правильным подвешиванием колокола;
  • правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу и многим другим.

ВИДЫ КОЛОКОЛОВ

Как правило, колокола делятся на 3 группы:

1 группа — Большие или Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола. Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.
  • Воскресные колокола. Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.
  • Постные колокола. Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.
  • Полиелейные колокола. Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
  • Будничные (простодневные) колокола. Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.

В основном, благовестов в звонницах от одного до четырех

Вес Благовестников: от 150 кг.

2 группа — средние колокола или подзвонные

Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Они ведут основную мелодию в звоне. По возможности подбираются между собой с благозвучными интервалами звучания, позволяющими звонарю находить красивые музыкальные рисунки.

Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Минимальное количество — два колокола, максимально — не ограничено.

Вес подзвонных (средних колоколов) — 32 кг, 64 кг.

3 группа — малые колокола

К малым колоколам относятся зазвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Зазвонных колоколов в звонницах бывает от двух до четырех штук. Оптимальное количество — четыре колокола, что позволяет (при определенных навыках звонаря) исполнять наиболее разнообразные варианты звона на этой группе колоколов.

Вес зазвонных колоколов: 4 кг, 8кг, 12 кг, 18кг.

По материалам сайтов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *