Определение великодушие

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Однажды в погребе дома Мария обнаружила раненого немецкого солдата. В тот же момент в глазах Марии запылал огонь, у нее появилось желание отомстить ему за смерть своих ближних, погибших из-за проделок фашистов. Она уже подняла вилы, чтобы лишить парня жизни, но тот в страхе лишь произнес слово «мама». В тот момент мысли об отмщении улетучились вместе с ненавистью к парнишке. Она почувствовала жалость к раненому, ей больше не хотелось сделать ему больно. Как оказалось позже, мальчик, только окончив школу, отправился на фронт, вдаль от родного дома, от мамы. Его отец погиб на полигоне, а сам парень за все военное время никого не убил. Отказавшись от мести, Мария проявила великодушие к немцу, ведь он такой же обычный человек, который нуждается в любви и заботе. До самой смерти парня Мария ухаживала за ним, как за родным сыном.

Пример сострадания можно проследить в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова не оставила Раскольникова в трудный жизненный для него период. Узнав о совершенном преступлении героя, Соня проявила сочувствие к нему, так как нашла в Родионе что-то схожее с ней, ведь сама она являлась небезгрешной. Именно похожие судьбы свели героев и уже до самого конца они не бросали друг друга, переживая все трудности вместе.

Таким образом, я делаю вывод, что великодушие и сострадание объединяет умение человека поставить себя на место другого, а также желание помочь окружающим в трудную минуту. Пока существуют великодушные и благородные люди, миром всегда будет заправлять добро и справедливость.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id40575

Обновлено: 2018-10-18 Опубликовал(а): sasha.kitikot

Добавить в избранное

Это способность мгновенно, не задумываясь, проявить свои лучшие качества человека, реализуя свое предназначение в Любви, Красоте и Счастье. Это способность абстрагироваться от суеты мира и собственного Эгоизма, понимать ценность и суть человека, свое предназначение, ценность других людей, смысл жизни.

Проявление Великодушия всегда одинаково – это отрешение от всего суетного, а затем реализация красоты и Любви к другому. Это истинная Любовь! Почет и уважение добываются способностью на Великодушный поступок и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Великодушие – это проявление лучших качеств личности, таких как, доброжелательность, бескорыстие, благородство, снисходительность, щедрость, уступчивость, альтруизм и прощение. Это пожарный спасает людей в огне, это врач скорой помощи искренне переживающий за больных, это человек оказавший помощь девочке упавшей с велосипеда…

В поступке или проявлении Великодушия, нет места для Злопамятства, Низости, Мелочности, Злобности, Мстительности и Гневливости.

Примеры великодушия можно обнаружить во всех духовных традициях, во всех расах и нациях, во всех социальных слоях общества.

В годы Великой Отечественной войны и после нее, когда люди массово брали в семьи чужих потерянных детей. Были случаи, когда к детскому дому подъезжали жители какого-либо села, детский дом оставался пустым и все дети разбирались по семьям.

Сами полуголодные, жители села, брали на воспитание чужих детей. Израненная страна выживала на великодушии своего народа.

Примеры Великодушия можно увидеть в наши дни. Вот сегодняшний пример великодушия из новостных рубрик:

Две взрослые собаки метрах в пяти от берега провалились под лед и тщетно пытались выкарабкаться из полыньи: тонкие ледяные края ломались и крошились под их лапами.

Вокруг взрослых собак по льду метались и жалобно скулили два небольших щенка, которых лед пока удерживал. «Спокойно смотреть на это было невозможно!» – рассказывала одна из свидетельниц. Вдруг она заметила машину «скорой» и в отчаянии бросилась к медикам.

Те посоветовали вызвать МЧС, но их помощь не понадобилась.

Молодой парень бросился в воду и помог собакам выбраться на берег. «Этот поступок меня просто сразил наповал. Мужчина разулся и пошел, ломая лед, в ледяную воду! – поделилась впечатлениями свидетельница событий. – Я действительно была впечатлена!» Впрочем, сам герой ничего сверхъестественного в своем поступке не видит и даже не рассказал о нем жене и сыну. «Я думаю, многие на моем месте поступили бы так же, видя, как гаснет надежда в чужих глазах.

Говорит молодой человек, проявивший подвиг и великодушный поступок:

Когда мы подошли к берегу, я понял, что самостоятельно собаки уже не выберутся. Одна уже обессилено сложила лапы на лед и вот-вот могла уйти под него. Раздумывать и ждать чьей-то еще помощи было просто некогда…», – рассказывал парень.

В ледяной воде он пробыл около пяти минут. Но, несмотря на то, что сам больше любит тепло и «моржеванием» никогда не занимался, заболеть не успел. Даже насморка не поймал. «Узнав обо всей этой истории, мои друзья и коллеги по работе практически единодушно высказали мне свои «респект и уважуху», – сказал молодой человек,

– Конечно, кто-то будет читать об этом и подумает: «Вот придурок! Чего он полез!? Пускай бы тонули!» А для меня нет существенной разницы в том, кого спасать – людей или пса. И те, и другие – живые существа».

Если гениальность — величие ума,
то великодушие — гениальность души.
Э. Севрус

Часто ли мы задумываемся над тем, что скрыто в корне слова? Речь даже не столько о морфеме, которую мы со школьных времен привыкли выделять округлым значком, сколько о сути, зерне, глубоком смысле, изначально в слове заложенном. Исконно русские слова именно в силу своей длительной истории существования в языке сначала «в привычку входят», а потом и «ветшают, как платье». Но что мешает нам увидеть и услышать их заново, приникнуть к источнику и ощутить радость обретения, прозрения?

Кого мы считаем великодушным человеком?

Чаще всего ответ такой: того, кто умеет прощать. Вот и в словаре Д.Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия». Однако в этом определении сквозит какая-то слабость человека великодушного. А слабых во все времена попирали. Что же, быть великодушным – это себе в ущерб? Как-то это не вяжется с самим словом ВЕЛИКОДУШИЕ.

Немного иной ракурс рассмотрения понятия у С.И. Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Отталкиваясь от двух корней в слове-источнике, Ожегов совершенно справедливо говорит о высоте души. Это куда ближе к истине. Но загадок еще остается много.

Обычно, стараясь дать чему-либо более точное определение, мы начинаем подбирать синонимы. Посмотрим, что за ряд тождественных или близких понятий у слова «великодушие» в различных словарях. Находим: бескорыстность, благородность, благородство, веледушие, великосердие, величие души, возвышенность, высокость, нравственное величие, рыцарство, щедрость. В этом ряду можно выявить несколько смысловых групп: бескорыстность – щедрость (великодушный человек не должен быть жадным во всех смыслах); великосердие – веледушие (у него открытое, сильное, щедрое, отзывчивое сердце); благородство – рыцарство (с этими понятиями связываются верность слову и делу, честь, честность, любовь, бесстрашие, служение великому делу, чувство долга, ответственность); возвышенность – высокость (это величие помыслов и чувств, отсутствие низменных качеств, интеллектуальность, способность к творчеству, тонкая организация, гуманность). Итак, благодаря синонимическому ряду в определении «великодушный человек» открылись новые грани, углубились смыслы, проявились сила и мощь.

«Доброжелательствовать и творить добро»

Мы <…>во всем являем себя, как служители Божии <…>
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости,
в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины…
Второе Послание к Коринфянам
Святого Апостола Павла

У Владимира Ивановича Даля в его словаре живого великорусского языка понятие «великодушие» обнаруживает новые, христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Такие качества, как смирение, кротость и терпение «в невзгодах, лишениях, обидах, огорчениях, неустройствах» выступают в этом определении на первый план. Но не менее значима концовка, в которой речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. Перешагивая порог своего дома и устремляясь мыслью к светлым силам, великодушный человек ежедневно просит благословения на добрые дела. Так проявляются созидательные ноты великодушия. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Это большой труд. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. Далеко не каждый на это способен. Зато те, у кого это получается, обретают какой-то особый свет, привлекающий людей. К великодушному человеку, как к теплому огню, все стремятся со своими печалями и радостями. А когда такие особенные люди уходят из жизни, в мире словно становится меньше света. Памятью о великодушном человеке люди еще долго живут, мысленно обращаясь к нему, словно сверяя свой внутренний компас.

В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.

Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.

Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», — строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, — отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

«Великодушие довольно точно определено своим названием»

Самый большой дар в жизни – великодушие.
Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.

Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно. Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.

Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.
Высказывания о величии души человеческой принадлежат разным временам, но суть у них одна.

  • Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ. Аристофан.
  • Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
  • Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца. Никола Себастиан Шамфор.
  • Победителю прилично великодушие. Александр Суворов.
  • Без великодушных идей человечество жить не может. Федор Михайлович Достоевский.

Менеджер проекта «Современный русский» Тамара Скок

Весомые аргументы по направлению «Месть и великодушие” легко подобрать в произведениях русских классиков. Литературные герои, как и реальные люди, очень часто выбирают между добром и злом, милосердием и жестокостью, прощением и наказанием.

Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.

Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени”

Неутолимая жажда мести может быть вызвана весьма незначительной для постороннего человека причиной. Яркий пример – поведение Казбича из «Героя нашего времени”. Чеченский разбойник настолько любил своего коня Карагеза, что поклялся мстить до конца его похитителям.

Казбич убил отца Бэлы и Азамата, хотя и не имел прямых доказательств его причастности к похищению. Автор не упоминает, состоялась ли встреча Казбича с самим Азаматом, но месть приобрела гораздо более страшный характер.

Казбич, вероятно, догадывался или узнал, что платой за Карагеза стала Бэла. Он похитил девушку, а когда его стали настигать преследователи, нанес ей смертельный удар кинжалом.

Очень характерно, что привыкший к чеченским обычаям Максим Максимыч, оправдывая убийство отца Бэлы Казбичем («по-ихнему… он был совершенно прав”), не может простить ему смерть девушки. Ведь Казбич мог просто сбежать. Однако жажда мести настолько завладела его душой, что он совершил недостойный для любого мужчины поступок, убив ни в чем не повинную, беззащитную женщину.

А. С. Пушкин «Выстрел”

Сильвио из повести «Выстрел” представляет собой символ хладнокровной, тщательно готовящейся и обдуманной мести. Поссорившись в молодости с богатым графом, Сильвио отказался от выстрела на дуэли, оставив за собой право возобновить поединок в любое время.

Сильвио долгое время ждал своего «звездного часа”. Всю свою жизнь он подчинил одному страстному желанию – жестоко отомстить сопернику. Слух о помолвке графа стал для Сильвио сигналом к действию. Момент был выбран самый подходящий: что для человека может быть ужаснее смерти в самый счастливый период жизни?

В кульминационный сцене Сильвио все же проявил великодушие, когда молодая графиня стала умолять его сжалиться над мужем. Хотя истинно великодушным этот поступок назвать нельзя. Жажда мести Сильвио была удовлетворена видом смертельного испуга соперника и его жены.

А. С. Пушкин «Пиковая дама”

Пример мистического возмездия представлен в повести «Пиковая дама”. Главный герой произведения страстно мечтает разбогатеть, причем добиться этого в короткий срок. Германну рассказывают, что графиня Анна Федоровна хранит беспроигрышный секрет трех карт. Он решает любой ценой узнать эту тайну.

Первым преступлением Германна становится настойчивое ухаживание за Лизаветой. Молодой человек жестоко обманывает девушку, надеясь с ее помощью проникнуть в дом графини. Когда Германну это удается, он совершает еще более ужасное преступление. Его угрозы доводят Анну Федоровну до смерти. Узнав об этом, Лизавета сразу же вспоминает слова Томского: «у этого человека по крайне мере три злодейства на душе!”.

Возмездие настигает главного героя в образе призрака графини. Она раскрывает секрет трех карт с непременным условием взять в жены Лизавету. Судя по всему, Германн вряд ли бы исполнил волю Анны Федоровны, поэтому во время решающей третьей игры к нему вместо туза приходит пиковая дама – символ справедливого возмездия. Проигрыш сводит главного героя с ума, что становится достойным наказанием за его алчность.

Несмотря на мистичность сюжета, следует признать, что и в реальной жизни негодяи достаточно часто подвергаются необъяснимой жестокой каре, напоминающей месть каких-то высших сил.

М. Горький «Детство”

В очень тяжелой для восприятия автобиографической повести Горького «Детство” представлено большое количество примеров, когда людей охватывает злобное чувство мести. Маленький Алексей заражается этой удушливой атмосферой и сам часто пытается отомстить за все зло деду и отчиму.

На этом фоне резко выделяются бабушка и отец Алексея. Акулина Ивановна никогда не держит на людей зла, прощает ругань и побои деда. Настоящим образцом великодушия является умерший Максим. Когда Михаил и Яков бросили отца Алексея в прорубь, ему лишь каким-то чудом удалось выбраться и остаться в живых. Максим не поддался чувству мести и скрыл от властей вину своих шуринов. Его великодушный поступок настолько поразил деда, что он впервые признал в нем достойного человека: «Ну, спасибо тебе, другой бы на твоем месте так не сделал…”.

Образы Акулины Ивановны и Максима призваны доказать, что не все люди злобны и мстительны от природы. Проявление великодушия – показатель силы и величия духа человека.

М. А. Шолохов «Судьба человека”

Судьба Андрея Соколова поражает количеством перенесенных страданий: война и разлука с семьей, невыносимый фашистский плен, гибель жены и дочерей и, наконец, смерть сына. Казалось бы, настолько тяжелый груз должен был испепелить все человеческое в Андрее и превратить его в жестокого, мечтающего только о мести зверя.

Несмотря ни на что, Соколов остается человеком. Для сравнения можно вспомнить другой рассказ Шолохова –”Наука ненависти”, главный герой которого «тяжко ненавидит фашистов” и ужасен в рукопашном бою даже для сослуживцев. Андрей, естественно, тоже не испытывает теплых чувств к врагу, но он сдерживает свой гнев и не дает чувству мести полностью завладеть собой.

Великодушие Андрея в полной мере раскрывается после войны. Человек, потерявший всю семью, изломанный физически и духовно, не знающий, для чего жить дальше, обращает внимание на беспризорного Ванюшку. Все страдания и лишения не смогли убить в нем жалость и доброту к людям. Усыновление несчастного мальчика – символ преодоления ужасных последствий войны благодаря многим великодушным сердцам.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка”

Подлинным образцом подлой мести можно считать Швабрина из романа «Капитанская дочка”. Этот персонаж на протяжении всего произведения пятнает честь офицера и дворянина низкими поступками, совершенными под влиянием мстительного чувства.

Швабрин порочит в глазах Гринева Машу из-за ее отказа принять его предложение. Намереваясь любой ценой отомстить сопернику, он совершает коварный удар на дуэли. Наконец, величайшей подлостью становится донос Швабрина на Петра Андреевича после подавления восстания Пугачева. Этой ложью Швабрин уже не мог смягчить свою участь, следовательно, действовал, исходя лишь из одной злобы.

Символом великодушия, как это ни странно, в романе является Емельян Пугачев. Пушкин не идеализирует кровавого самозванца, но именно в Пугачеве парадоксальным образом сочетаются жестокость и милость к побежденным.

Пугачев не только избавляет Гринева от неминуемой казни. Он прощает ему дерзкие речи («велят идти против тебя – пойду”); отпускает на свободу, зная, что молодой офицер примет участие в подавлении восстания; помогает освободить Машу.

Таким образом, Пугачев в романе предстает в образе «благородного разбойника”, очень часто склонного проявлять великодушие к своим непримиримым врагам.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник”

Склонность людей к мести или великодушию становится особенно заметна во время войны. В этом плане особого внимания заслуживают три образа представленные в рассказе «Кавказский пленник”.

Старик-чеченец, у которого русские убили семь сыновей, посвящает всю свою жизнь мести. Он не может простить измены своему последнему оставшемуся в живых сыну и убивает его, обманным образом перейдя на сторону врага. Старик настойчиво требует казнить пленников. Только таким образом он может хоть немного утолить свою жажду мести.

Промежуточное положение занимает хозяин пленников – Абдул. Он уже не стремится истреблять всех без исключения русских. Абдул держит их в плену с целью получить выкуп, а Ивана Жилина даже начинает уважать за его умелые руки. Поведение Абдула, конечно, нельзя считать великодушным, но оно гораздо человечнее неукротимой злобы старика.

Особый интерес представляет собой образ Дины. Чеченская девочка, никогда не покидавшая родной аул, имеет представление о русских только по рассказам старших. Дина, несомненно, воспитана в ненависти к поработителям ее народа. При первой встрече с плененным Жилиным она смотрит на него «как на зверя какого”.

Тем не менее, постепенно Дина проникается жалостью к пленникам и в конце концов помогает Жилину бежать. Причина заключается не только в забавных куклах, которые делает пленник для девочки. Жалость к врагу, способность увидеть в нем человека – признак изначально присущего всем людям великодушия.

Н. В. Гоголь «Страшная месть”

В фантастической повести «Страшная месть” изображен «такой злодей, какого еще и не бывало на свете”, подвергнувшийся жестокой божественной каре за великий грех своего далекого предка.

Когда-то давно Петро убил своего родного брата Ивана вместе с малолетним сыном. Бог сам предложил Ивану выбрать наказание для братоубийцы. Месть действительно оказалась изощренной.

Последний потомок в роде Петро – колдун и великий грешник. Он стал причиной гибели большого числа людей, предал свою Родину, зарезал родную дочь, а под конец убил святого старца. В наказание его будут вечно грызть умершие предки. Сам Петро обречен в бессилии наблюдать за этим и испытывать непереносимую боль. Апофеоз его страданий: «хотеть отмстить, и не мочь отмстить”.

В манере украинских исторических «дум” Гоголь высказывает мысль о том, что за самые страшные преступления виновник должен неизбежно понести самое страшное наказание. Месть должна свершится по воле самого Бога.

В повести ярко изображена и сила человеческого великодушия. Катерина осуждает и даже отрекается от своего грешного отца, но не может подавить в себе жалость к приговоренному к смерти. Поверив обещаниям колдуна, она выпускает его из подвала. Великодушная женщина не подозревает, что тем самым подписывает смертный приговор себе, своему мужу и ребенку.

Трагическая ошибка Катерины – пример ситуации, когда великодушие и доброта могут помешать свершиться правосудию и привести к тяжелым последствиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *