Опросники для родителей

Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

  • Вариант для подростков и их родителей;
  • Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Описание шкал теста диагностики взаимодействия родителя и ребенка И.М.Марковской

Шкалы опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР)
В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М.Марковской. Подростковый вариант

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
  4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
  14. Он(а) меня редко ругает.
  15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
  18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
  28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он(а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется он(а) меня понимает.
  31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
  32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
  37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он(а) мягкий человек.
  39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
  40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
  49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
  52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
  54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
  56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М.Марковской. Вариант для родителей подростков

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
  3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
  27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
  41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
  49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) повеление.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Опросник И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей гак же, как я его (ее).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки
  16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, лаже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом, правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) гулять одному (одной) во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Дума, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка, и т.п.) специально говорит наоборот.
  60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк теста отношений родителя и ребенка И.М.Марковской

Обработка результатов методики диагностики отношений родителя и ребенка И.М.Марковской

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:
ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей
1. Нетребовательность — требовательность
2. Мягкость — строгость
3. Автономность — контроль
4. Эмоциональная дистанция — близость
5. Отвержение — принятие
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество
7. Несогласие — согласие
8. Непоследовательность — последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)

Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников
1. Нетребовательность — требовательность
2. Мягкость — строгость
3. Автономность — контроль
4. Эмоциональная дистанция — близость
5. Отвержение — принятие
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество
7. Тревожность за ребенка
8. Непоследовательность — последовательность
9. Воспитательная конфронтация в семье
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Источник: Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150с.

Назначение: для анализа детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия. Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют аналогичную структуру.

Подростковый вариант.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1 — нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.
  4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как як нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.
  14. Он (а) меня редко ругает.
  15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).
  18. Он (а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он (а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).
  28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он (а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется, он (а) меня понимает.
  31. Он (а) хотела бы многое во мне изменить.
  32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.
  37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он (а) мягкий человек.
  39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.
  40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.
  52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он (а) — самый близкий мне человек.
  54. Он (а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.
  56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1- нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (ним).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1 — нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.)
    начинает упрекать меня в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг — оградить его (ее) от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
  60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И.О.____________________________ возраст________________________ класс

М — оценка матери; О — оценка отца

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР.

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в балы таким образом:

ответы 1 2 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками, поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).
Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37, 49;
к 10-й шкале — 12, 24, 36, 48, 60;
к 3-й шкале — 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Ключ к опросникам ВРР для подростков и их родителей

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

  1. Нетребовательность — требовательность.
  2. Мягкость — строгость.
  3. Автономность — контроль.
  4. Эмоциональная дистанция — близость.
  5. Отвержение — принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
  7. Несогласие — согласие.
  8. Непоследовательность — последовательность.
  9. Авторитетность родителя.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).

Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

  1. Нетребовательность — требовательность.
  2. 2.Мягкость — строгость.
  3. Автономность — контроль.
  4. Эмоциональная дистанция — близость.
  5. Отвержение — принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
  7. Тревожность за ребенка.
  8. Непоследовательность — последовательность.
  9. Воспитательная конфронтация в семье.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

15,5

16,5

Таблица 2.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

12,5

12,5

13,5

14,5

15,5

14,5

16,5

15,5

22,5

19,5

Таблица 3.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

10,5

12,5

14,5

16,5

15,5

17,5

19,5

21,5

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей,представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»

Скачать готовый расчет по данной методике Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Данный тест выявляет наличие того или иного типов неправильного воспитания детей. Эти типы воспитания имеют названия отражающие и особенности отношений родителей к детям, и преобладающий стиль родительского поведения.

Каждый тип описывает более менее устойчивую и последовательную линию поведения родителей по отношению к детям.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное — неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.

Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).

Цель опросника — изучить особенности мотивации здорового об­раза жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и на­выках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направ­лениям (разделам): «Здоровый человек», «Знания о человеческом ор­ганизме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод — ин­дивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопро­сов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуман­ных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуа­ций, воспроизведения дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводится по разделам! Так, например, один блок во­просов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, — в вечерние. Беседа может проводиться в те­чение нескольких дней.

Раздел 1. «Здоровый человек»

Цель — изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здо­ровье человека.

Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый че­ловек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?

А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь.

Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так проис­ходит, как ты думаешь?

Раздел 2. «Знания о человеческом организме» Цель — изучить особенности знаний детей о человеческом орга­низме.

Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?

Ребенку предлагается из отдельных составляющих частей тела че­ловека собрать целостную фигуру (дидактическая игра «Собери чело­века»). По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные во­просы: «Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человечес­кого тела? Для чего она нужна человеку?» и др.

Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

Как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

Зачем человеку мышцы?

Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

Зачем организму человека нужна кровь?

Если бы ты перестал дышать, то что бы с тобой произошло?

Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (Можно использовать наглядное средство — схему-таблицу «Внутреннее строение человека».)

Где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

Как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

А что есть общего у человека, животного, растения? (Можно ис­пользовать наглядное средство — три картинки с изображениями че­ловека, животного и растения, например дерева.)

Как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?

Раздел 3. «Ребенок в безопасном мире»

Цель — изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведе­ния в окружающей среде.

Вопросы для собеседования:

Безопасность в доме

Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варит­ся суп или кипит чайник? Почему?

Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасным?

Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? По­кажи.

Безопасность на улице

Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести? А если тебя укусит собака или поцарапает кошка, какими будут твои действия?

Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Почему, объясни.

Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты будешь себя вести?

Умеешь ли ты плавать? Какие правила поведения на воде ты зна­ешь?

Знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

Безопасность в детском саду

Представь: мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Как ты будешь это делать?

Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правиль­но открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом?

Раздел 4. «Я и другие люди»

Цель — изучить особенности знаний детей о социально благопри­ятных (здоровых) взаимоотношениях людей. Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом, разгова­ривают? А что было бы, если бы люди не общались?

Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь «здравствуй», а кому — «здравствуйте»? Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому? А к незнакомому взрослому?

Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему.

Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? По­чему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игро­вое упражнение «Хорошее — плохое настроение»: ребенку предлага­ется разложить карточки с различными эмоциональными состояниями человека на две группы и объяснить свои действия.

У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь, назови?

Игровая ситуация «Два сердитых мальчика»: ребенку предлагаются картинки с изображениями мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: «Как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?»

Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как по­могал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабуш­ке, братику и т.д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки:

^ наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диа­гностических игровых и проблемных ситуаций;

^ адекватность детских ответов и решений;

^ полнота и глубина ответов, здоровьесберегающая эрудированность ребенка;

^ перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение про­блемных и имитационных ситуаций;

^ активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный: ребенок уверенно владеет здоровьесберегающим со­держанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекват­ные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегаю-щую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на во­просы позволяют ребенку продемонстрировать использование знаний, умений и навыков в реальной практике в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Представления ребенка носят целостный ха­рактер.

Высокий:

ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием бе­седы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом от­вечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесбе-регающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкрет­ных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний:

ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержа­нием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики ребенок дает аде­кватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть от­ветов все же сопровождается детскими исчерпывающими коммента­риями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здо­ровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий:

ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по четырем направлениям диагностики ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избиратель­ность ребенка, разрозненность здоровьесберегающих представлений. У ребенка не оформлена здоровьесберегающая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных здоровьесберегающих задач. Ребе­нок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здорово­му образу жизни, не задумывается об этом.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ре­бенком здоровьесберегающих знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в есте­ственных условиях пребывания в детском саду и в специально орга­низованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или про­блемной ситуации). Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитан­ников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *