Оршин монастырь

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Михаил Феодорович Романов

Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, в судьбе Руси играет особую роль. Именно этой иконой благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович.

Его избрание состоялось в 1613 г. на Всероссийском Земском Соборе, специально для этого собравшемся в Москве. Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!»

Представители земского Собора от имени народа подписали документ, называемый Уложенная грамота, в котором дают новому государю и его наследникам клятву верности «на вечные времена».

Костромская Феодоровская икона Божией Матери

С воцарением Михаила Феодоровича кончилось на Руси Смутное время и началось созидание того великого и славного царства, ставшего оплотом всего православного мира.

С тех пор Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых. Стало принято представительницам царской династии, переходившим в православие и получавшим православные имена, давать отчество «Феодоровна». Сама Матерь Божия считалась восприемницей их от святой купели. В день отречения последнего императора Николая II от престола лик Пресвятой Богородицы на Костромской Феодоровской иконе потемнел. Этот образ сопровождал государя Николая Александровича Романова и его семью до самой их мученической кончины. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над ними была найдена копия Феодоровской иконы, с которой царица Александра Феодоровна никогда не расставалась.

Среди участников Земского Собора был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от него стали совершаться чудеса и исцеления. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду.

В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел.

После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось.

В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игуменьи Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Оршинская Феодоровская икона Божией Матери. XIX век Областная картинная галерея

После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. Существовала традиция, по которой прямо в музей, к Феодоровской иконе приезжали тверские молодожены после бракосочетания, для того чтобы получить благословение на предстоящую супружескую жизнь.

В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме.

В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной.

Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре

Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь остались следы половой краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Богомладенцем осеняют своими крылами Серафим и два Херувима. Внизу по обеим сторонам Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат и великомученик Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…»

На Оршу икона, пребывавшая сначала на екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза.

СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ОРШИНСКОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ

Весной 1997 года келья, в которой стояла икона, наполнилась дивным благоуханием.

На Рождество 1998 г. на службе икона сияла чудным светом, что заметили многие прихожане.

В июне 1998 г. перед иконой служили молебен о здравии молодой женщины, ждущей ребенка. На медицинском обследовании выяснили, что младенец идет ножками, что означало гибель ребенка и опасность для здоровья матери. После молебна с акафистом младенец чудесным образом развернулся и роды прошли благополучно.

В 1998 году рабе Божией Н. врачи также предвещали трудные роды и смертельный исход или для матери, или для младенца. После молебна роды прошли благополучно.

Одна из сестер обители страдала слабостью и сильными головными болями, и очень скорбела о том, что не может пойти на праздничную службу. Приложившись с молитвой к иконе, она заснула на час.
Когда проснулась, то поняла, что Матерь Божия дала ей облегчение.

Когда икона находилась на реставрации, в мастерской постоянно чувствовалось благоухание, словно кто-то кадил там ладаном.

Р. Б. Александр в течение 30 лет страдал от экземы на ногах. В периоды обострения (весной и осенью) он совсем не мог ходить и лежал иногда в больнице по 2 месяца. В один из таких периодов он оказался в монастыре, и ему пришлось одному переносить икону из келейного корпуса в храм (она довольно тяжелая из-за большого киота). Александр помолился усердно Божией Матери и понес чудотворный образ. Наутро даже все следы нарывов исчезли.

Воцерковленная супружеская чета Валерий и Лариса долго не имели детей. Начали ездить к Феодоровской иконе в Оршин монастырь. В 2001 году день памяти вмч. Феодора Стратилата у них родился мальчик, которого и назвали Феодором. Когда приехали в монастырь благодарить Матерь Божию, то увидели на иконе изображение Феодора Стратилата, которого раньше не замечали. Вскоре Валерий был рукоположен в дьякона, и сейчас продолжает служить Богу.

Рассказ Ларисы, послушницы Екатерининского монастыря г. Твери. В марте 2004 г. моя родная сестра Маргарита осталась ночевать у своей парализованной пациентки Марины (Московская обл., п. Красково). Утром Марина проснулась оттого, что услышала женский голос, говоривший: «Молись Феодоровской». Она не поняла и переспросила: «Что-что?» И снова услышала тихий, приятный голос: «Молись Феодоровской». Она спросила: «А кто это? Я не знаю». И в третий раз раздалось: «Молись Феодоровской». Тогда она разбудила Маргариту и рассказала об услышанном. Маргарита сказала, что у них в тверском монастыре есть престол, освященный в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Марина попросила приобрести ей икону и акафист и стала молиться за себя и за дочь Наталью, которая будучи замужем 9 лет, не имела детей. В Оршином монастыре заказали молебен Феодоровской иконе о здравии бол. Марины, Наталии и Сергия и молились дома сами. Через год, 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы, Наталья родила сына. Назвали его Александром.

3 августа 2009 г. в Оршин монастырь приехали из Москвы р. Б. Наталия и Светлана с супругом Владимиром. Наталия не могла забеременеть и молилась у «Феодоровской». Вскоре родился сын, назвали Михаилом, сейчас ему 8 месяцев. Вскоре Наталия приехала в монастырь благодарить за свою родную сестру Дину (в крещении Зинаиду), которая тоже не могла забеременеть, а сейчас уже беременна. Наталия за нее молилась у «Феодоровской».

Это лишь малая часть свидетельств о благодатной помощи Матери Божией по молитвам пред Ее Оршинским образом.

Мужской монастырь

Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII–XIV веках, монастырь был изначально мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV веку, времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня. Весьма обширный и значительный в то время монастырь в Тверской епархии издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни иноков. В монастырском Синодике среди имен почившей братии находится множество схимников.

В конце XIV века в 6 верстах от монастыря преподобный Савватий Тверской устроил себе маленькую пещерную келью. Преподобный был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему. В середине XVI века в монастыре построен каменный величественный соборный храм Вознесения Господня, который был освящен в 1567 году святителем Варсонофием Тверским.

Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI века Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного.

В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, и тот факт, что на Земский собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Тверской земли был послан настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.

В Смутное время XVII века монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков была убита вся братия во главе с настоятелем монастыря архимандритом Феодосием, а храм осквернен. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим, хозяйство обители приходит в упадок и в 1649 году Оршин монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому.

Немного поправились дела обители в XIX веке – к собору была пристроена колокольня, монастырскую территорию обнесли невысокой каменной оградой со стилизованными башенками, был выстроен игуменский корпус.

Женский монастырь

К началу XX века в монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 года архиепископом Тверским Димитрием преобразован в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала в монастырь с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря.

Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители — не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов.

В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Советский период

В 1919 году монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. Последняя игумения,

Виталия, уехала с сестрами в Тверь, на подворье при Успенской единоверческой церкви. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, но практически безуспешно. С нашей стороны потерь не было, но сами каменные здания обители сильно пострадали от снарядов, а от деревянных построек не осталось вовсе ничего.

Религиозная организация Вознесенский Оршин женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Древний Вознесенский монастырь, основанный не позднее XIV в. при впадении небольшой речки Орши в Волгу, был, первоначально, мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV в. — времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и мнихолюбивым (монахолюбивым)» князем. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня, во II половине XVI в. перестроенный в камне и освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским. В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, например, тот факт, что на Земский собор 1613 г. для избрания будущего Царя был послан представителем от Тверской земли архимандрит Оршина монастыря Иосиф.

Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей прп. Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.

В Смутное время нач. XVII в. монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем — архимандритом Феодосием погибли как священномученики за веру Христову. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим и в 1649 г. Оршин монастырь приписали к Тверскому Архиерейскому Дому.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить её, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью он составляет для Оршина монастыря уникальный устав поминовения — Синодик — в котором молитвенно объединялась вся Церковь, делая братию, по слову Апостола, воистину, молитвенниками «за вся человеки».

В нач. XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия назначенная игуменией обители. Под её мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже ок. 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой Мировой войны — приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.

Вознесенский Оршин женский монастырь основан в 14 веке, а ликвидирован в 1919 г. и вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна), которая назначена Указом правящего архиерея от 15.06.96 г.

В 1996 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя прп. Савватия Оршинского, уже начались богослужения в древней части Вознесенского собора, где чудом сохранились стенные росписи.

В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестрический корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями.

В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога).

При монастыре создан детский приют, в котором воспитываются девочки от 4-х до 17 лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной ср.школы.

За отсутствием приходского храма в селе Орша, монастырский священник осуществляет пастырское служение по обслуживанию местного населения.

Церкви монастыря:

  1. Вознесенская соборная, каменная, одноэтажная, престол один Вознесения Господня, когда построен неизвестно, освящен 2 ноября 1567 г. К церкви с запада пристроена теплая трапезная церковь с двумя престолами: южным Фёдоровской иконы Божией Матери, северным Святителя Варсонофия Епископа Тверского и Димитрия Митрополита Ростовского. Приделы освящены в 1862 г.
  2. Церковь в честь преподобного Савватия Тверского, деревянная, построена в 1996 г.

Часовни:

Подворье монастыря:

  1. Церковь в честь Троицы Живоначальной, что за Волгой в Твери
  2. Храм-часовня в честь Иоанна Кронштадтского г. Тверь

Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.
В Смутное время начала XVII в. монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем — архимандритом Феодосием погибли как священномученики за веру Христову. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим и в 1649 г. Оршин монастырь приписали к Тверскому Архиерейскому Дому.
Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить её, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью он составляет для Оршина монастыря уникальный устав поминовения — Синодик — в котором молитвенно объединялась вся Церковь, делая братию, по слову Апостола, воистину, молитвенниками «за вся человеки».
В нач. XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия назначенная игуменией обители. Под её мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже ок. 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой Мировой войны — приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).
Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.
В 70-е – начале 80-х годов ХХ века монастырь привлек внимание архитекторов-реставраторов как памятник древнерусской архитектуры. Была начата реставрация сначала собора, а затем настоятельского корпуса, стен и башен.
В годы перестройки финансирование этих работ было прекращено. Оставшийся без охраны монастырь был постепенно разграблен. Исчезли настланные реставраторами полы в храме и в настоятельском корпусе, окна и двери, металлическая кровля, кое-где начали разбирать на кирпич даже стены.
Монастырь вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна).
В конце июля 1996 года в Оршин монастырь возвратилась чтимая икона Божией Матери Феодоровская, бывшая в обители до ее закрытия. Образ был найден на чердаке умершей рабы Божией Марии в деревне Лисицкий Бор, недалеко от Оршина монастыря. Вероятно, эта икона оказалась там после разорения монастырского храма в 30-х годах. Специалисты датируют написание этой иконы началом XVIII в. Этот образ ныне является одной из главных святынь монастыря. Перед ней регулярно совершаются молебны, поются акафисты, ведется летопись событий чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед Ее чудотворным образом.

За годы восстановления возведено несколько жилых домов, создано подсобное хозяйство, посажен фруктовый сад. В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями. В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога). В монастыре есть свое подсобное хозяйство, поля и огороды. В конце 2006 — начале 2007 годов была построена часовня Иоанна Предтечи в пятистах метрах от села Орша, на берегу реки Орша, близ источника. В 2008 году была построена часовня святителя Николая Чудотворца в пятидесяти метрах от восточной стены монастыря, на реке Орша. С первых лет своего возрождения Вознесенский Оршин монастырь по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора взял на себя заботу о девочках с трудной судьбой. Первые воспитанницы появились в обители еще в 1999 году. Предметом особого попечения обители сегодня является Социально-реабилитационный центр «Родник» для девочек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *