Осада иерусалима 1099

У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима.

Осада Иерусалима (70)
Основной конфликт: Иудейские войны

Пленные евреи из Иудеи на внутренней стене Арки Тита
Дата

Март — сентябрь 70 (Иосиф Флавий)
14 апреля — 8 сентября 70 г. н.э.

(4 месяца, 3 недели и 4 дня) по другим данным

Место Иерусалим, Иудея
Итог Решающая победа римских войск
Захват Иерусалима и уничтожение Иерусалимского храма
Дальнейшая экспансия Рима в Левант
Изменения Иерусалим вернулся под подчинение Римской империи
Противники

Римская империя

Евреи Иудеи,
Временное правительство
Зелоты
Сикарии
Саддукеи
Фарисеи
Крестьяне Идумеи

Командующие

Тит Флавий Веспасиан

Симон Бар-Гиора
Иоханан из Гуш Халав
Элазар бен Шимон

Силы сторон

70 000

60 000

Потери

Неизвестно

60 000 — 1 100 000 (с жителями)

Медиафайлы на Викискладе

Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, стало одним их важнейших и решающим событием первой Иудейской войны. Римская армия, возглавляемая будущим императором Титом, с Тиберием Юлием Александром (в качестве его заместителя), осадила и завоевала город Иерусалим, который контролировался иудейскими повстанческими группировками после Иерусалимских беспорядков 66 года, в ходе которых было сформировано Иудейское Временное Правительство.

Осада города началась 14 апреля 70 года н. э., за три дня до начала Пасхи в этом году. Осада продолжалась более четырех месяцев, а битва за город продолжалась еще около недели после этого. Римляне ворвались в Иерусалим лишь 30 августа 70 года н. э.После захвата города был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь Иерусалим был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Разрушение Первого и Второго храмов до сих пор ежегодно оплакивается во время еврейского поста на Девятое ава. Арка Тита, прославляющая римское разграбление Иерусалима и храма, все еще стоит в Риме. Завоевание города было завершено 8 сентября 70 года н. э. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.

Осада Иерусалима была описана еврейским историком Иосифом Флавием в произведении Иудейская война.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:40 443 1 038 413
  • ✪ Осада Масады
  • ✪ Jerusalem in the Age of Crusades | Иерусалим эпохи крестоносцев
  • ✪ Урок 10 Разрушение Иерусалима

Субтитры

Римское вторжение 67 года едва не завершилось для восставших иудеев крахом, однако неожиданно они получили передышку, связанную со сменой правящего режима в центре империи. В преддверии приближающейся гражданской войны в Италии римляне на время оставили мятежников в покое. Вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью для укрепления обороны, восставшие тут же вступили в междоусобную борьбу друг с другом.

Падение правительства аристократов и переворот зелотов

Потеря Галилеи вызвала серьезный раскол в рядах иудейских повстанцев, обвинявших в этом провале правительство аристократов. На протяжении 67 года Иерусалим наполнился толпами беженцев из разоренных римлянами областей. При росте недовольства собравшихся в городе масс в наступление вновь перешли зелоты. Их лидер Элеазар бен Симон контролировал Храмовую гору и через своих сторонников сумел установить новый порядок замещения должности первосвященника. Отныне он должен был избираться по жребию из широкого круга претендентов. Первым на эту должность был избран Фанний, который был человеком самого простого происхождения.

Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе, III век

Аристократы не собирались сдаваться. Зимой 67 – 68 годов подстрекаемые ими горожане подняли восстание и оттеснили зелотов во внутренний двор Храма. Находясь в меньшинстве, те по совету Иоанна бен Леви из Гисхалы призвали на помощь идумеев, утверждая, что противная сторона готовит измену. Около 20 000 бойцов из Идумеи в скором времени прибыли в Иерусалим, но жители города, осведомленные о целях их прихода, заперли перед идумеями ворота. К их несчастью, в одну из ближайших ночей поднялась буря с ветром и дождем. Зелотам удалось незамеченными проскользнуть мимо охранявших Храмовую гору постов и впустить своих союзников в город.

Правительственные войска бежали, а победители устроили в городе резню, в которой погибли вожди аристократической партии, включая Анана бен Анана. После того, как волна убийств и грабежей спала, идумеи покинули Иерусалим, который находился теперь в безраздельной власти зелотов.

Весенняя кампания 68 года

Зимой 67 – 68 годов под римский контроль перешли приморские города Азот и Ямния. С наступлением весны Веспасиан продолжил сокращать территорию, находившуюся под контролем восставших. Армия под его командованием выступила из Цезареи на юг по направлению к Лидде и Ямнии. Овладев этими городами, Веспасиан направился в Эммаус, где для ведения осады оставил V Македонский легион. Сам он с оставшейся при нем частью армии направился далее на юг, в Идумею, где перебил множество повстанцев и разрушил их опорные пункты. Оставив здесь для завершения покорения южных районов страны достаточно войск, с остальными он возвратился к Эммаусу, который был к тому времени уже взят римскими войсками.

Повернув оттуда на север, он через Самарию с главными силами направился в Иерихон. С приближением армии большинство местных жителей покинуло свои дома и бежало в Иерусалим. Оставшиеся были истреблены солдатами. В Иерихоне войска получили небольшой отдых. Здесь к ним присоединились отряды, ранее посланные для покорения Заиорданья.

Военная кампания 68 года

Таким образом, к лету 68 года Веспасиан установил контроль над большей частью страны. Центр восстания, Иерусалим, был окружен цепью римских укреплений. Под контролем восставших остались лишь такие укрепленные пункты как Масада и Махерон, расположенные в пустынной труднодоступной местности. В середине лета Веспасиан вернулся в Кесарию, чтобы здесь предпринять последние приготовления к осаде Иерусалима.

Смерть Нерона и Гражданская война 68 – 69 годов в Италии

Тем временем в Кесарию пришла весть о восстании в Галлии и Испании и самоубийстве Нерона. Веспасиан отложил продолжение иудейской кампании на неопределенный срок и стал ожидать дальнейшего развития событий. Первоначально он признал права Гальбы и даже послал в Рим своего сына Тита для его поздравления. Однако убийство Гальбы и провозглашение императором Отона, а затем Вителлия подтолкнули Веспасиана выдвинуть собственные претензии на власть.

1 июля 69 года префект Египта Тиберий Юлий Александр первым провозгласил его императором, 3 июля за ним последовали легионы в Иудее, 5 или 6 июля к Веспасиану примкнул наместник Сирии Гай Лициний Муциан. На общем совещании в Берите 20 – 25 июля было решено послать в Италию армию под командованием Муциана. Сам Веспасиан в это время занял Египет, служивший житницей Рима.

Пока войска Муциана находились в пути, легионы, стоявшие в Мёзии и Паннонии, также примкнули к Веспасиану. Командовавший ими Гай Антоний Прим двинулся со своей армией прямо на Италию и в октябре разбил войска вителлианцев под Кремоной. 20 декабря его армия вступила в Рим, Вителлий был убит, а 22 декабря сенат признал Веспасиана императором.

Партийная борьба в Иерусалиме в 68 – 69 годах

Междоусобицы в Риме были как нельзя на руку повстанцам, но вместо того, чтобы воспользоваться передышкой и подготовить город к борьбе, зелоты начали воевать друг с другом. Элеазар бен Симон с 2400 своих сторонников контролировал Храмовую гору. Его противником выступал Иоанн Гисхальский, который привлек на свою сторону большинство более мелких лидеров, а также наводнивших Иерусалим беженцев из Галилеи. Число его сторонников в городе достигало 6000 человек. В свою очередь, против Иоанна боролись как умеренные из числа горожан и остатков прежней аристократической партии, так и радикалы-сикарии, многие из которых были выходцами из южных районов страны.

Последние, чтобы избавиться от Иоанна, призвали на помощь Симона бар-Гиору, лидера религиозных радикалов и крестьянской бедноты из Идумеи. В апреле 69 года Симон бар-Гиора с 10 000 своих сторонников и 5 000 идумеев вошел в Иерусалим и занял большую его часть, оттеснив Иоанна в Верхний город. Все три группировки вели жестокую борьбу друг с другом. Во время этих столкновений часть города была уничтожена пожарами. Здесь также сгорели зернохранилища, большая часть хранившегося в них продовольствия погибла.

Возобновление войны

В то время как в Иерусалиме продолжалась междоусобная борьба, римляне готовились к завершению кампании. Весной 70 года Тит, назначенный отцом главнокомандующим, выступил из Александрии с пополнениями, которые включали части III Галльского и XXII Дейотара легионов. Двигаясь вдоль побережья Леванта через Газу, Аскалон, Явнию и Иоппию, он в конечном итоге достиг Цезареи, где были собраны главные силы римской армии.

Тит, мраморный бюст из Британского музея, Лондон

К сражавшимся до сих пор под началом его отца V Македонскому, X Стремительному и XV Аполлона легионам присоединился XII Молниеносный легион, некогда столь неудачно сражавшийся в Иудее под командованием Цестия Галла, а также 3000 солдат римских гарнизонов на Евфрате. В состав армии входили и многочисленные вспомогательные войска, насчитывавшие 12 когорт пехоты и 8 кавалерийских ал, а также контингенты, предоставленные союзными царями Агриппой, Антиохом из Коммагены, Соэмом из Эмесы и Малхом из Набатейской Аравии. В общей сложности готовившаяся к наступлению армия насчитывала более 60 тысяч человек.

По пути к Иерусалиму армия была разделена на три колонны. Первая, находившаяся под командованием самого Титa, включала XII и XV легионы, вексилляции других легионов, а также вспомогательные войска и контингенты союзных царей. Выступив из Цезареи, она продвигалась к Иерусалиму через Самарию и Гофну.

Маршрут войск Тита на пути к Иерусалиму

Уже на подходе к городу Тит в сопровождении 600 всадников отправился на рекогносцировку местности. Увлекшись, он слишком приблизился к стене и был атакован иудеями, едва не захватившими римского полководца в плен. Вернувшись в расположение своих войск, Тит приказал разбить лагерь на горе Скопус примерно в трех четвертях мили северо-восточнее городских стен.

V легион, находившийся под командованием своего легата Секста Цереала в лагере у Эммауса, вечером того же дня подошел к Иерусалиму с западной стороны. Его лагерь находился немного далее от города. X легион, командиром которого являлся Ларций Лепид, прибыл из Иерихона и разбил лагерь на Елеонской горе.

Иерусалим накануне осады

Представший перед глазами римлян город был хорошо укреплен от природы. Он располагался на вершинах двух холмов и, кроме того, защищался тремя поясами крепостных стен. Самой высокой его точкой являлась Храмовая гора, гигантская платформа, на которой возвышалось здание Храма. На Западном холме еще во времена Хасмонеев возник Верхний город, где находился дворец Ирода и располагались особняки знати. Между обоими холмами лежала Тиропеонская долина и Нижний город. Верхний и Нижний город были окружены общей, или первой стеной. С северной стороны защита города была усилена еще двумя рядами стен. Вторая стена шла от примыкавшей к Храмовой горе крепости Антонии к Западным воротам. Третья стена охватывала плоскогорье Бецета, где находился Новый город.

Римские лагеря под Иерусалимом

Согласно Иосифу Флавию до войны в Иерусалиме проживало около полумиллиона человек и еще столько же паломников туда стекалось в канун праздника Пасхи. Более правдоподобные оценки говорят о числе жителей между 50 000 и 75 000 человек. Накануне осады город был также наполнен беженцами, которые стекались в него из разоренными римлянами областей; из них воинами были 23 400 человек.

Город по-прежнему терзала жестокая междоусобная борьба. Накануне Пасхи Иоанну Гисхальскому удалось под видом паломников провести своих воинов в Храм, где они напали на Элеазара и его людей с оружием в руках. Лишь с началом римской осады вожди противных партий пришли к соглашению о совместных действиях.

Начало осады

23 апреля римляне начали осадные работы. Тит решил начать штурм города с северо-западной стороны, где защита Иерусалима была максимально уязвима. В соответствии с этим планом он приказал воинам V легиона разбить новый лагерь напротив Западных ворот, а воинам XII и XV легионов – еще один лагерь напротив башни Псефина. Под его руководством воины стали энергично сооружать осадные насыпи, используя в качестве строительных материалов остатки домов городских предместий и деревья.

Когда подготовительные работы были окончены, римляне подтащили к стенам тараны и пустили их в ход. 7 мая, на 15-й день с начала работ, стена пала, римляне ворвались в пролом и захватили Новый город. Укрепившись на этих позициях, они следом повели атаку на вторую стену, которая тянулась между крепостью Антония и Западными воротами. Всего через четыре дня после начала атаки эта стена также пала.

Римские осадные работы под стенами Иерусалима и вылазка повстанцев. Реконструкция П. Коннолли

Не успели римляне по-настоящему закрепиться в захваченной ими части города, как осажденные устроили вылазку и отбросили их за стену. После этого они постарались заделать пролом и на протяжении трех дней выдерживали новый штурм. Вновь захватив вторую стену, Тит приказал расставить здесь сильные караулы и разрушить оставшиеся укрепления.

Военные действия, продолжавшиеся вот уже на протяжении 3 недель, порядком измотали силы обеих сторон. Осажденные страдали от голода, осаждавшие – от жажды. Чтобы деморализовать противника, Тит устроил военный парад, на котором римская армия выстроилась перед замершими в изумлении защитниками города. После этого последовало предложение сдаться, которое осажденным должен был передать Иосиф. Иудеи считали его погибшим при взятии Иотапаты и, увидев Иосифа в римском лагере, пришли в неописуемую ярость. На парламентера обрушился град оскорблений, полетели стрелы. Один камень ударил его по голове, Иосиф без чувств свалился на землю. Иудеи сделали вылазку, чтобы попытаться взять его живым, но их опередили римские солдаты, которые унесли Иосифа в свой лагерь.

Контратака повстанцев

Убедившись в нежелании иудеев добровольно сдать город, Тит приказал соорудить четыре насыпи: две против крепости Антония и еще две – против первой стены у Западных ворот. После 17-дневной непрерывной и напряженной работы сооружения были почти окончены. Иудеи терпеливо ожидали этого момента. Заблаговременно они провели подземный ход к тем насыпям, которые были воздвигнуты у крепости Антония. 29 мая повстанцы наполнили галерею горючими материалами и зажгли столбы, подпиравшие ее свод. Когда опоры сгорели, земля просела и осадные сооружения обрушились.

Два дня спустя вдохновленные этим успехом воины Симона бар-Гиоры предприняли стремительное нападение на насыпи, направленные против Верхнего города. Прорвавшись сквозь передовые посты противника и оттеснив солдат в их укреплённый лагерь, осаждённые подожгли насыпи и уничтожили стоявшие на них осадные орудия. Таким образом, всего за два дня иудеи уничтожили все плоды многодневного труда противника.

На состоявшемся вскоре военном совете Тит принял решение заново воздвигнуть осадные насыпи и полностью блокировать Иерусалим. В течении трех дней солдаты соорудили вокруг города стену длиной 7,2 км. Над восстановлением осадных насыпей римляне трудились 21 день. Окрестности города были полностью опустошены, и римским солдатам приходилось доставлять дерево и другие строительные материалы за 15 км.

Иерусалимский храм, вид с юго-западной стороны. Огромный храмовый двор опоясан колоннадой. В его центре возвышается 45-метровая громада Храма, обнесенного укреплениями внутреннего двора. В дальнем северо-западном углу виднеется крепость Антония

Римская блокада привела к тому, что в Иерусалиме разразился голод. Продовольствие выдавалось только воинам, старики и женщины были оставлены на произвол судьбы. Горожане, страдавшие от голода, стали массами убегать из города. Римляне охотно принимали у себя беглецов из верхушки имущественного класса, однако к беднякам относились совершенно иначе. Чтобы помешать им покидать город, Тит приказал распинать беглецов на крестах ввиду городских стен. Тысячи трупов, усеявших окрестности города, стали неотъемлемой частью пейзажа.

Захват Антонии

На этот раз основные силы римлян были направлены против Антонии, служившей оплотом защитникам Храмовой горы. В середине июня оборонявшийся в этой крепости Иоанн Гисхальский предпринял со своими сторонниками новую вылазку против римских осадных работ. На этот раз ему не удалось застать своего противника врасплох, нападающие потерпели поражение и оказались вынуждены вернуться ни с чем.

После этого римляне установили на насыпь таран и начали разрушать стену крепости. Защитники сверху забрасывали их стрелами и камнями. Кладка стены не поддавалась ударам тарана. Однако ночью стена внезапно рухнула сама в том месте, где ранее иудеи прорыли подземные ходы для разрушения прежних валов. Для римлян это оказалось полной неожиданностью. Когда они попытались вторгнуться в брешь, их ожидал ещё один сюрприз. В ожидании неизбежного падения стены иудеи наспех построили за ней вторую. И хотя эта стена не отличалась прочностью конструкции, первое нападение на нее было отбито.

Штурм храмовой горы. На переднем плане видны остатки снесенной римлянами крепости Антонии и осадные насыпи, подведенные к северо-западному углу укреплений. Внешний двор Храма является полем битвы между повстанцами и римскими солдатами

5 июля на рассвете двадцать дежуривших в это время римских солдат в сопровождении знаменосца, трубача и двух всадников бесшумно поднялись на стену и перебили спавшую здесь стражу. Трубач протрубил сигнал к атаке, после чего Тит с отборными войсками немедленно занял Антонию. Развивая успех, римляне вслед за отступавшими повстанцами ворвались на Храмовый двор. Здесь, понимая, что судьба города может решиться в ближайшие часы, иудеи остановились и дали бой. Сражение продолжалось несколько часов. В итоге римлянам пришлось отступить, удовлетворившись занятием Антонии.

Падение и гибель Храма

Чтобы открыть войскам широкую дорогу к Храму, Тит отдал приказ солдатам срыть до основания занятую крепость и подвести насыпи к северо-западной части укреплений Храмовой горы. На протяжении последующих пяти недель здесь происходили беспрестанные стычки между мелкими отрядами обеих сторон.

В начале августа римляне, наконец, предприняли решительный штурм. Тараны вновь начали бить в стены, но их кладка из огромных, плотно пригнанных друг к другу камней по нескольку тонн весом каждый, не поддавалась ударам. Тит приказал солдатам поджечь ворота, ведущие к наружным галереям Храма. Когда они сгорели, римляне ворвались в двор святилища, оттеснив повстанцев в само здание Храма. Ожесточенный бой здесь продолжился, защитники забаррикадировались внутри, постоянно контратакуя и забрасывая своих противников камнями с крыши здания. 10 августа по приказу Тита Храм был подожжен атакующими и сгорел дотла вместе укрывавшимися там людьми.

Осада и штурм римлянами Иерусалима

С падением Храма повстанцы Иоанна Гисхальского очистили Храмовую гору и отступили в Верхний город. Тит в последний раз предложил им сдаться, но это предложение, как и предыдущие, было отвергнуто. Без особого труда римляне заняли оставленный защитниками Нижний город и 20 августа начали готовиться к штурму цитадели восставших.

Против стен дворца Ирода были заложены четыре осадных насыпи. 7 сентября работы были окончены, в тот же день подведенный к стене таран сделал в ней пролом. После этого всякое сопротивление восставших прекратилось. Разбившись на небольшие группы, они пытались найти путь к бегству или место, где было можно спрятаться. Солдаты ворвались в город, устроив здесь массовую резню населения. Дома грабились, а затем поджигались. Так Иерусалим пал после 5-месячной осады, потребовавшей от победителей колоссальных усилий и жертв.

Потери побежденных

Иудея дорого заплатила за сопротивление. Иерусалим, крупнейший город и Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народы, были разрушены до основания. Нетронутыми по приказу Тита остались лишь три башни цитадели и западная часть обводной стены, чтобы потомки могли воочию убедиться, сколь велик был город и какими мощными укреплениями он был обнесен. Иосиф Флавий определяет число погибших в 1 100 000 человек, а число людей, проданных в рабство только при взятии Иерусалима, по его словам, составляло 97 000 человек. Сегодня эти цифры представляются сильно завышенными, более уместно говорить примерно о 350 000 погибших.

Многие из пленных были посланы на работу в египетские рудники или погибли во время игр, которые в ознаменование победы зимой 70 года Тит устраивал в Кесарии, Берите и Антиохии. Самые высокие и красивые юноши были отобраны для триумфа в Риме, который весной 71 года совместно праздновали Веспасиан и Тит. В триумфальном шествии несли захваченную при разграблении Иерусалима добычу и вели захваченных в плен вождей восстания. По окончании триумфа Симон бар-Гиора был казнен, а Иоханан Гисхальский брошен в тюрьму, где и умер.

Рельеф с триумфальной арки Тита в Риме с изображением иудейских трофеев и пленных

Завершение восстания

С падением Иерусалима Иудейская война не была окончена. В руках повстанцев все еще оставалось несколько труднодоступных крепостей на юге страны. Назначенный в 71 году наместником Иудеи Луциллий Басс получил под свое командование Х Стремительный легион, с которым продолжил военные действия против повстанцев. Хронология и последовательность событий этой кампании не ясны.

Иродион, расположенный на краю пустыни, в 10 милях от Иерусалима, скорее всего, был взят одним из первых в 71 или 72 годах. Затем пришла очередь Махерона, находившегося в землях восточнее Иордана. Луциллий Басс осадил крепость и начал сооружать насыпь, в то время как мятежники устраивали вылазки, чтобы помешать его работам. Во время такой вылазки был захвачен один из их командиров Элеазар. Римский командующий распорядился распять пленника прямо перед стенами крепости, и его ужасная судьба подтолкнула иудеев к капитуляции.

Махерон, современная реконструкция

Последней пала Масада, расположенная у юго-западного побережья Мёртвого моря. В крепости находилось несколько сот сикариев с семьями – всего около 1000 человек, которыми руководил Элеазар бен Яир. К тому моменту Луциллий Басс внезапно скончался, и командование осуществлял его преемник Луций Флавий Сильва. Зимой 72 – 73 годов он привел к стенам Масады Х легион и вспомогательные силы численностью до 15 000 человек. Римляне разбили вокруг крепости 8 лагерей и построили стену длиной более 3 км. У восточного склона горы, на вершине которой стояла Масада, римляне начали возводить насыпь, на которой установили осадную башню и таран. В ночь перед штурмом, назначенным на 15 апреля, все защитники крепости, положение которых было безнадежно, покончили с собой. С падением Масады закончилась история Иудейского восстания.

Продолжение следует

Литература:

Иерусалим – священный город трех крупнейших монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Иерусалим играет важное значение для мусульман. Он был первой кыблой мусульман, в ней находится третья по святости мечеть Аль-Акса, именно в этом городе было совершено возведение Пророка Мухаммада на небеса (Исра ва Мирадж). Более того, Иерусалим не раз упоминается в Коране. В свете последних событий, мы хотим взглянуть на непростую историю Иерусалима, пропитанную надеждой, страхом, верой, сопротивлением и борьбой.

Мирная передача Иерусалима мусульманам в 637 году

Впервые мусульмане вошли в Иерусалим в 637 году без войны и кровопролития. Сам патриарх Иерусалима, представитель византийского правителя Софроний мирно передал ключи от города халифу Умару ибн Аль-Хаттабу. Во время мирной сдачи города, был заключен договор, в котором оговаривали права и привилегии местного населения и мусульман.

Договор Умара обеспечил христианскому населению Иерусалима свободу вероисповедания, в соответствии с Кораном и высказываниями Мухаммада (мир ему и благословение). В истории человечества это был один из первых и самых значительных документов, гарантирующих религиозную свободу.

Халиф Умар немедленно принялся за то, чтобы сделать город видной мусульманской достопримечательностью. Он расчистил Храмовую гору, с которой Мухаммад (мир ему и благословение) взошел на небо. Во время правления византийцев христиане использовали это место под свалку, и Умар вместе со своими воинами и некоторыми евреями лично расчистили завалы и построили мечеть аль-Акса.

За время правления Умара и Омейядов Иерусалим стал крупным центром паломничества и торговли. В 691 году в дополнение к аль-Аксе была построена мечеть Купол скалы. По всему городу появилось множество мечетей и учреждений.

Очевидно, что завоевание Иерусалима халифом Умаром в 637 году было важным моментом в истории города. В следующие 462 года им правили мусульмане, и в городе царствовала свобода вероисповедания, в соответствии с договором Умара.

Копия договора, заключенного Умаром ибн Аль-Хатабом

Кровавое завоевание крестоносцами

Однако, к сожалению, расцвет и спокойствие Иерусалима было невечным. В 1099 году город жестоко был завоеван крестоносцами.

В мае 1097 года Папа Урбан II объявил первый крестовый поход, главной целью которого было завоевание Иерусалима. 7 июня 1099 г. 12 000 пеших и 1500 всадников подошли к стенам священного города. После 40-дневной осады крестоносцы завоевали город. В этот раз Иерусалим был завоеван жестокостью, массовыми убийствами невинных людей и поджогами святых мест.

Страшная резня описана разными летописцами, ставшими очевидцами событий. Один из них,

Фульхерий, рассказывает:

«Около десяти тысяч человек были обезглавлены в Храме. Если бы вы были там, ваши ноги по щиколотку окрасились бы кровью жертв. В живых не осталось никого. Не жалели ни женщин, ни детей»Захват Иерусалима крестоносцами в 1099. Художник Э. Синьоль, 1847

Подобным образом описывает происходящее Вильгельм Тирский:

«Не только зрелище обезглавленных тел и отрубленных членов, разбросанных повсюду, вызывало ужас у лицезревших их. Еще ужаснее был вид самих победителей: в крови с головы до ног – жуткое зрелище для тех, кто встречал их на своем пути».

Великий завоеватель Салахуддин

Тираны завоеватели не жалели даже маленьких детей. Но это деспотичное правление длилось не долго. В 1187 году Иерусалим вновь завоевали мусульмане. На этот раз с победой в город вошел великий воин Салахиддин Аюби. Жители Иерусалима все еще помнили тот ужас, который царил на улицах города во время завоевания крестоносцами. Поэтому, когда Салахиддин вошел в город людей охватил страх. Они боялись возмездья и жестокого убийства. Поэтому некоторые люди начали убегать, а некоторые и вовсе совершили самоубийство.

Однако, воины Салахуддина вошли в город с возгласами «Аллаху Акбар» и вместо крови врагов омыли улицы Иерусалима розовой водой. Мусульманские солдаты направили свою энергию на то, чтобы очистить святые места от царившей там нечисти и грязи. Он запретил месть, тем самым сохранив жизнь ста тысяч христиан, которым было разрешено паломничество в Иерусалим. И это на фоне того, что священный город Иерусалим до прихода крестоносцев свободно посещали и христиане, и иудеи. Но как только захватили город крестоносцы, было закрыт доступ мусульманам и иудеям.

Салахуддин умер в 1193 году в Дамаске

Салахуддин преподал крестоносцам урок. Пощадив жителей захваченного города, он показал им превосходство своей веры над верой врага.

Когда Салахуддин проходил по улицам освобождённого священного города, его остановил старец с большим золотым крестом на шее. «О великий полководец, позволь спросить тебя? – обратился к нему старец. – Тебе была дарована победа, ты взял Иерусалим. Так что же удержало тебя от мести и желания поступить с христианами так же, как они поступили с вами? Ведь они, завоевав город, зарезали ваших женщин, детей, стариков, не пощадив никого?»

«Религия меня удержала от этого, которая велит мне проявлять милосердие к слабым и запрещает убивать женщин, детей и стариков», – ответил Салахуддин.

Тогда старец, изумлённый, не веря услышанному, переспрашивает: «Ваша религия Вам запретила отомстить тем, которые вас безжалостно убивали?» «Да, о старец. Наша религия велит нам прощать и совершать добрые поступки и отвечать на зло только добром, исполнять договора и прощать, когда имеем возможность отомстить», – ответил Салахуддин.

«Как же прекрасна эта религия. Я воздаю хвалу Всевышнему за то, что он наставил меня на правильную дорогу в мои последние дни жизни. Что нужно сделать, чтобы принять вашу веру?» – спросил старец, и Салахуддин научил его формуле единобожия. Старец принял Ислам и до своей смерти жил красивой жизнью Ислама, за ним последовали многие его сородичи.

В 1517 году Палестина вошла в состав великой Османской империи. В ее составе Палестина находилось около 400 лет до самого ее разрушения в ходе первой мировой войны.

Британский мандат и начало арабо-израильского конфликта

В 1917 году английский генерал Алленби вступил в Иерусалим. На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций.

В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. Основной ее целью было создание в Палестине национального дома для еврейского народа. Принятие декларации привело к значительному росту иммиграции евреев. За период с 1919 по 1923 год в Палестину прибыло свыше 40 тыс. еврейских иммигрантов. С 1924 по 1929 гг в Палестину приехали 82 тыс., а в 1930-х годах иммигрировали около четверти миллиона еврейских беженцев.

Как менялась территория Палестины с 1946 по 2000 год

Рост иммиграции евреев в Палестину, их незаконное поселение на землях приводил к ухудшению отношений между арабами и евреями. Кроме того еврейские предприятия из националистических побуждений как правило не хотели брать на работу арабов, отдавая предпочтения при приёме на работу еврейским иммигрантам. Арабы также избегали нанимать евреев..

Великобритания, которая сама спровоцировала своей декларацией Бальфура арабо-еврейский конфликт, в 1947 году заявила о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что она не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев. Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла Резолюцию № 181 о плане раздела Палестины на арабское и еврейское государства с предоставлением особого статуса району Иерусалима. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины, так как согласно ему большая часть земли (56 %) отводилась под еврейское государство, хотя на тот момент евреи владели только 7 % подмандатной территории. При этом, на территории, которая отводилась под еврейское государство, находились 45 % арабов. Под арабское государство ООН выделяло только 45 %, большая часть этой территории не была пригодна для земледелия, кроме Яффы.

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между арабами и евреями.

14 мая 1948 года Великобритания вывела свои войска из Палестины, в тот же день Бен-Гурион провозгласил государство Израиль. На следующий день Лига арабских государств ввела войска в Палестину. С этого момента столкновения между еврейскими и арабскими формированиями превратились в войну между Лигой арабских государств и Израилем, которая получила в Израиле название «Война за независимость», а в арабских странах и среди палестинцев — «Накба» («Катастрофа»). Лига арабских государств проиграла эту войну, в итоге Израиль захватил почти 50% территории, выделенной ООН для Палестины. Десятки тысяч семей погибли, и сотни тысяч палестинцев были либо изгнаны из страны, либо бежали в попытке спастись. После этой войны началось массовое переселение евреев в Израиль. Они незаконно завладевали территориями, конфисковывали и разрушали дома и деревни палестинцев, на месте которых строили свои поселения.

Шестидневная война. Израильские танки

Судьба Иерусалима

Что касается Иерусалима, то после резолюции ООН 1948 года, он был разделен на две части: Западный и Восточный. Несмотря на то, что Восточный Иерусалим принадлежал Палестине, после поражения Арабских стран (Египет, Сирия, Иордания, Ирак и Алжир) в ходе шестидневной войны в 1967 году, Израиль начал оккупацию Восточного Иерусалима. Начались массовые строительства поселений для евреев, в итоге 35 % земель были заселены евреями, а 13% — палестинцами. При этом палестинцам без разрешения израильской власти не разрешалось строить свои дома, а в случае постройки, они были снесены. 30 ноября 1980 года был принят Закон об Иерусалиме, объявляющий Восточный Иерусалим суверенной территорией Израиля, а весь город — его «единой и неделимой столицей». Однако, ни одно государство до недавнего времени не признавало данного закона. Лишь 6 декабря президент США Трамп объявил о том, что признает Иерусалим столицей Израиля.

Стена раздора

На этом оккупация Палестины не прекратилась. В 2003 году началось строительство стены, разделяющий Израиль от Западного Берега Иордан. Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра. В более чем на 20 % своей протяжённости барьер не совпадает с «зелёной линией», а вдаётся на территорию, которую палестинцы считают своей, и «отгораживает» к израильской стороне более 10 % площади Западного берега.

Сейчас от Палестины осталась маленькая территория Сектора Газа и Западного Берега. Сектор Газа по-другому называют «Самой большой тюрьмой в мире», так как ее жители находятся в экономической блокаде со всех сторон. Они не могут свободно выезжать из страны, и каждый день живут под страхом обстрела со стороны Израиля. Сектор Газа пережил уже две крупные военные операции со стороны Израиля, в ходе которых были убиты тысячи палестинцев и десятки тысяч получили ранения.

Западный берег изолирован от Израиля огромной стеной и бесконечными блок-постами. Жители ежедневно живут под страхом незаконных арестов, убийств и конфискаций имущества.

Таким образом, палестинцы на своих родных землях ежедневно подвергаются дискриминации, преследованиям и жестокости.

Поделиться
Другие статьиКак ислам может решить мировой экономический кризис? Надо знать / 20 марта 2020 / Айкол Болотбекова Помощь уже начала поступать. Накорми и ты нуждающихся в Рамадан! О наболевшем / 8 мая 2020 / Умма Справедливое решение палестинской проблемы. Возможно ли? Надо знать / 19 июня 2020 / Айкөл Болотбекова Показать еще Особенный Рамадан: Без таравих намазов в мечети и коллективных разговений! Надо знать / 24 апреля 2020 / Айкөл Болотбекова Судный день — плата за нашу свободу! Что такое предопределение? Надо знать / 31 марта 2020 / «Ассаляму Алейкум” — приветствие мусульман Просвещение / 15 апреля 2020 / Таравих намаз: правила чтения! Ответы на самые важные вопросы. Просвещение / 27 апреля 2020 / За всю историю ислама хадж был отменен около 40 раз. Когда и почему? Просвещение / 8 апреля 2020 / Письма читателей: Азан в месяце Рамадан Надо знать / 21 мая 2020 / Кыргызский писатель Абибилла Пазылов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *