Основные идеи Библии

Философские идеи Библии

Философские идеи Библии

Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку — интересуемся названием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Здесь каждое слово нуждается в пояснении, кроме, конечно же, «Книги». А вот имени автора ни на обложке, ни на титульном листе не найдем. Хотя все слышали, что Библия — это слово Божье, стало быть, Бог — ее Автор. Но как это понимать?
Перелистываем страницу, изучаем содержание. Находим много чего интересного: Книга Иова, Премудрость Соломонова, Евангелие от Марка… Сразу понимаем, что Библия — это собрание книг, написанных разными авторами. Греческое слово «Библия» как раз и означает — «книги». Чаще всего имена их авторов нам известны, иногда — например, в случае Книги Иова, Маккавейских книг, Книг Царств — мы не знаем, кто именно создал эти тексты.
Библия была написана Богом при помощи человеческих авторов. Второе Послание к Тимофею 3:16 говорит нам, что Библия была вдохновлена Богом. Не смотря на то, что использованные Богом люди владели различными стилями написания и личными качествами, под Его руководством они записывали точно то, что было Им предписано. Библия не была написана под диктовку Бога, но под Его чудесным руководством и полным вдохновением.
Выражаясь человеческими категориями, Библия писалась приблизительно 40 людьми различного происхождения на протяжении 1500 лет. Исаия был пророком, Ездра – священником, Матфей – сборщиком податей, Иоанн – рыбаком, Павел шил палатки, Моисей был пастухом, а Лука – медиком. Несмотря на это, в Библии нет противоречий между книгами и нет ни одной ошибки. Все авторы представляли различные перспективы, но все до одного провозглашали единого истинного Бога и единственный путь к спасению – через Иисуса Христа (Иоанна 14:6; Деяния 4:12). В некоторых книгах Библии конкретно указаны их авторы, в других – нет. Вот книги Библии с именами тех, кто, по мнению большинства теологов, мог быть их автором, а также приблизительные даты их написания:

• Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие – Моисей (1400 г. до н.э.)

• Псалтирь – несколько разных авторов, в основном Давид (1000-400 гг. до н.э.

• Евангелие от Матфея – Матфей (55 г. н.э.)

• Откровение – Иоанн (90 г. н.э.)

В Ветхом Завете Библии рассказывается история еврейского народа, раскрываются основы религии иудаизма. В Новом Завете Библии говорится о жизни и деятельности Иисуса Христа и его учеников, излагаются основы христианского вероучения.
Ветхий Завет называют еще «еврейской Библией». Эта часть составляет приблизительно три четверти объема всей Библии. Это ее наиболее древняя часть. В Ветхий Завет входят Пятикнижие Моисеево, исторические книги и Писания. Исторические книги составляют Книги пророков. Новый Завет состоит из 27 канонических книг: четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Книга Деяний апостольских, 21 Книги Посланий апостольских, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова).

Говоря о философском содержании Библии, нельзя представлять себе Библию законченным философским произведением, в котором идеи выстроены, как в классических философских трактатах. Совсем нет. Философские идеи разбросаны по всему тексту Библии в виде философской мозаики. Однако она дает ясное представление о том, как человек в те времена представлял мир, что он думал об обществе, о самом себе, какие философские проблемы его мучили, какие нравственные вопросы волновали.

Ни одна философия не обходится без определенного взгляда на сущность и устройство мира, определения места человека в нем.Не ушла от этого вопроса и Библия.

1. Одна из философских идей библии — монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотельназывали божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

2. Следующая философская идея — Креационизм (латинское созидание). Креационизм — учение о сотворении мира Богом из Ничто. В философии не считают, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Платона — мастеровой, но не творец. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.

3. Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии, Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мироздания в Библии фундаментально представлены в первой Книге «Бытие». Она была написана около V в. до н. э. В этой Книге используются два мифа о сотворении мира — вавилонский и шумерский. Древний человек, наблюдая причинно-следственную зависимость, пытался установить повторяющиеся закономерности, найти причину тех или иных явлений. Например: Кто вырастил хлеб? — Земледелец. — А вещи сделал? — Человек. — А мир кто создал? — Творец. И человек, согласно такой логике мыслей, делал вывод о том, что за каждым творением стоит творец. Следовательно, и у человека, и у Земли, и у Вселенной должен быть творец. Если повозку везет лошадь, то, стало быть, и весь движущийся мир кто-то должен «двигать», «заводить», «быть Перводвигателем Вселенной». В Книге «Бытие» раскрывается картина самого процесса сотворения мира Богом, последовательно, день за днем создающего свет, воду и небо, сушу, растения, небесные светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов и гадов» и зверей «земных». После пяти дней творения Бог создает человека по Своему подобию и только после этого на седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 1: 27). Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») — «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2: 21 — 23).По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все. Это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. Бог ввел только одно ограничение для человека: не есть яблоки с Дерева познания добра и зла. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не бояться запрета Бога и все-таки съесть это злосчастное яблоко. Он сказал:: «В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Любопытная Ева начала уговаривать Адама и уговорила: они съели яблоко с Дерева познания добра и зла и узнали истину: они были разными. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека, и начались многочисленные злоключения людей.

4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то время как в античности разум сводился к интеллекту, который считался враждебным вере. Вера —буквально означает «то, что обеспечивает истину». Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера — это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира. Именно средневековая философия впервые разработала проблематику веры.
5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские заветы, который обладает доброй волей, кто способен за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что моральный закон — это закон самой природы, который на стороне и Бога и человека выступает как добродетель. Христиане считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу этика долга перед Богом.
7. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».

8. Духовность человека. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. Т.е. человек –это дух ,у него есть душа и он живет в теле.

9. Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм — это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию. Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Адама и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вменяется в вину всем людям. Адам в символическом виде представлял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех.

Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христианстве философии? В развитии личностного начала. Она представила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история человечества конечна. Учение о конце мира — это тоже одна из главных идей христианства. Земной мир, земная жизнь людей — это их временное, неистинное пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников обречет на вечные мучения.

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать людям последний и окончательный Завет. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной жизни и истинного спасения — человек может спастись только тогда, когда он на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все Божественные заповеди. Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие. Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но Иисус не страшится ее, ибо знает и другое — телесные муки ничто, по сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в истинности своей веры. Бог назвал две главные заповеди, первой Он назвал любовь к Богу, а второй — любовь к ближним своим: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И продолжил: «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями, которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях античности. Христианство не только перевернуло представления человека о мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Греческое слово «Библиа» означает «книги», они составля-
ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом
человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично-
сти, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства
читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философ-
ской значимости.

1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз-
начает одно, единое). Античному признанию существования
многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только хри-

стианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка-
ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь
не случайно философия приобретает монотеистический вид.
В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего
в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари-
стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич-
ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо-
нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по-
нимания субъективного.

2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий
слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа-
ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв-
лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не те-
оцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом
опять же усиливает личностное начало.

3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — уче-
ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита-
ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо-
фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Плато-
на — мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво-
рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе
идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается
яркая жизнь.

4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре-
мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи-
тался враждебным вере. Вера — слово итальянских корней
и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы-
вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей-
час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость
их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то
считает истинным. Вера — это личностное самоопределение че-
ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне-
вековая философия впервые разработала проблематику веры.

5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за-
веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб-
ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали,
вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел-
лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо-
ральный закон — это закон самой природы, который и на сто-
роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане

считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен
перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти-
ка долга перед Богом.

7. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все-
го совесть. Совесть — это познание, сопровождающее связь че-
ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не
встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет-
хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. Мы
приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть — это но-
вое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре-
ховность, а значит, и пути ее преодоления.

8. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит,
тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве-
нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три
главные ценности христианства — веру, надежду и любовь,
но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где
символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато-
на любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга
к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога,
реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов
ваших».

9. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание,
упование на будущее, это переживание времени. В античности
время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории
нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо-
гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере-
ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес-
са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени-
ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как
осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе-
ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее,
чем античное.

10. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере-
ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности,
а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича-
стность к божественному посредством веры, надежды и любви.

11. Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм —
это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает
буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию.
Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Ада-
ма и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама

и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вме-
няется в вину всем людям. Адам в символическом виде представ-
лял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет
символическое значение, он заменил собой всех.

Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста-
точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате-
риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста-
новится широко распространенным способом постижения дейст-
вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем
самым он учился распознавать отношения. Действительно, если
А указывает на В, то это означает, что А и В находятся в опре-
деленном отношении.

Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи-
анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста-
вила новый образ человека, который во многих отношениях
превосходил античные представления.

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2135. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *