Основные компоненты религии

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДНИЕ. РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

  1. Предмет и задачи курса. Место дисциплины в системе гуманитарных наук.
  2. Определение религии. Религия как форма общественного сознания.
  3. Психологические факторы религии.
  4. Основные функции религии.
  5. Классификация и основные формы религий.
  6. Религия и философия, вера и знание.
  7. Школы религиоведения.

1. Предмет и задачи курса. Место дисциплины в системе гуманитарных наук.

Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

Как самостоятельная отрасль знания эта наука складывалась с XIX в. на стыке философии, социологии, антропологии, психологии, истории, лингвистики, этнологии, этнографии и др. наук. Религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения.

Основные разделы религиоведения:

  • Философия религии — совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии. Подходы: материализм, экзистенциализм, феноменология, прагматизм, позитивизм и др.

  • Социология религии изучает общественную сторону религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, место роль и функции в общественной системе, взаимовлияние религии и общественной системы.

  • Феноменология религии дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

  • Психология религии изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

  • История религии изучает религию в историческом развитии и многообразии прошлого, воспроизводит прошлое религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

  • Иногда выделяют свободомыслие в отношении религии — атеизм.

Философия раскрывает глубинные сущностные свойства религии; социология, психология, феноменология, история позволяет увидеть как она предстает в различных ипостасях и на разных уровнях, как она проявляется в различных сферах жизни.

Методы исследований: общефилософские, теоретические и эмпирические методы (диалектика, анализ, синтез и т.д.), а также в соответствующих разделах — свои методы. Специальные методы: казуальный анализ — изучение причинно-следственных отношений; генетический — выведение последующих этапов из начальной фазы; актуализм — из современного состояния — модель, по которой явление в его предшествующих фазах; сравнительно-исторический метод, типологический метод — расчленение и группировка по каким-либо признакам; феноменологический метод — выясняет смысловую связь взаимодействия людей; структурно-функциональный анализ.

Среди учений о религии обычно выделяют конфессиональные и нерелигиозные. 1-е: в основе понимания религии должна лежать вера, присущая соответствующей конфессии; 2-е претендуют на объективность и стремятся восполнить отсутствие веры методами современной науки и фундаментальной образованностью.

Принципы изложения: строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты. Другой принцип — в контексте истории и культуры. Изложение на языке терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных представлений. В основе: свобода совести. Принципы и подходы: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Определение религии. Религия как форма общественного сознания.

Слово «религия» (religio) в переводе с латинского имеет 11 значений: совестливость, благочестие, набожность, богослужение, святость и святыня, сомнение, прегрешение, вина, суеверие, добросовестность, знамение.

Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

В философии религия это — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Теология определяет религию как отношение, связывающее человека с богом.

Wikipedia: Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире. В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного, непротяжного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.

Компоненты и структура религии:

1) Религиозное сознание.
Ему присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, а также соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью особой лексики и специальных знаков.

Важнейший элемент религиозного сознания — вера. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и конечном результате. Вера — ожидание осуществления желаемого. Если событие совершилось или стало ясно, что ожидаемое не может осуществиться, вера угасает.

Апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Религиозная вера — это вера:

  • в объективное существование объектов, свойств, связей, превращений;
  • в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
  • в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление таких событий и свою причастность к ним;
  • в истинность соответствующих взглядов, представлений, догматов, текстов и т.п.;
  • в религиозные авторитеты (отцы, святые, пророки и т.д.)

Религиозное сознание имеет 2 уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, чувств, чаяний, направленности воли, привычек и традиций людей, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Выступает во фрагментарном виде. Компоненты — консервативные и подвижные. На концептуальном уровне — специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций. В составе: 1) упорядоченное учение о боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, вероучение, теология, богословие; 2) интерпретация на основе религии экономики, политики, права, морали и т.п.; 3) религиозная философия.

2) Религиозная деятельность — внекультовая и культовая.

3) Религиозные отношения — внекультовые и культовые.

4) Религиозные организации — внекультовые и культовые.

В литературе также выделяют следующие компоненты религии:

  1. Верования и представления, составляющие систему догматов и мифологию данной религии.
  2. Культ — совокупность религиозно-магических действий, выполняемых в соответствии с канонами религии специальными лицами и верующими.
  3. Церковь как общественный институт, объединяющий на религиозной почве приверженцев религии, выступающий как средство упорядочения отношений внутри религиозного объединения и связей со светскими группами и организациями.
  4. Эмоциональные переживания, связанные с культом и вероучением религии.
  5. Нормы нравственности, освящаемые и поощряемые религией.

3. Психологические факторы религии.

Это — состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические доминанты.

Общественно-психологические факторы: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д. Превратный характер общения возникает в условиях отчуждения, опосредования вещными отношениями. Неосознанные явления общественной и групповой психологии проявляются в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, взаимовыражения, в общественном и групповом мнении, традиции, обычаях. Общественно-психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение безысходности кризисной ситуации, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. К ним также относится нужда в заботе окружающих и помощи в делах, которое сам человек выполнить не в состоянии, что вызывает потребность в утешении и переживания.

Психологическую почву религии составляет чувство страха перед разрушительными силами природы и общества. Страх ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание. Особо — страх смерти. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания оказывает сильное, гнетущее влияние на психику. Стремление освободиться от стараха, коррекция страха приводит к вере в бессмертие души.

Отношения бессилия, зависимости составляют психологический комплекс, который включает страх, отчаяние и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам духовного.

Также в индивидуальной психологии почву для религии составляют непроизвольные, неосознанные явления (интуиция, озарение, ясновидение).

4.Основные функции религии.

  1. Компенсирующая — в иллюзорно-мистической форме компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий, к бессмертию и т.п.
  2. Регулирующе-контролирующая — приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.п.
  3. Мировоззренческая — дает религиозную картину мира.
  4. Экзистенциальная — стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.
  5. Политическая — осуществляет освящение власти, обожествление правителей и государственных институтов.
  6. Коммуникативная — устанавливает прочные связи и регулярное общение между единоверцами.
  7. Интегрирующая — объединяя людей в рамках единого мировоззрения и системы ценностей, содействует социальной, идейной и политической интеграции.
  8. Сегрегирующая — отделяет единоверцев от приверженцев других религий.

5.Классификация и основные формы религий.

1. Генеалогическая классификация основывается на языкознании и делит религии в соответствии с принадлежностью их к языковым семьям: индоевропейские, семитические и т.д.

2. Морфологическая классификация основана на оценке признаков. Соответственно религии делятся на следующие классы:

  • «истинная» и ложные;
  • народные и личные;
  • естественно возникшие и установленные;
  • монотеистические и политеистические;
  • мифологические и догматические;
  • рационалистические, эстетические, этические (преобладают разум, чувство, воля);
  • относящиеся к миру положительно или отрицательно (аскетические);
  • религии одной страны и мировые религии;
  • религии природы, религии нравственности и религии спасения.

Классификация Гегеля:

I. Религия природы:

  1. Непосредственная религия (чародейство).
  2. Раздвоение сознания в самом себе: религии субстанции:

а) религия меры (Китай)
б) религия фантазии (браманизм)
в) религия-в-себе-бытия (буддизм)

  1. Переход от религии природы к религии свободы: борьба субъективности:

а) религия добра или света (Персия)
б) религия страдания (Сирия)
в) религия тайны (Египет)

II. Религия духовной индивидуальности

  1. Религия возвышенного (иудеи)
  2. Религия красоты (греки)
  3. Религия целесообразности и разума (римляне)

III. Абсолютная религия — христианство.

6. Религия и философия.

С точки зрения философии религия — это антифилософия, так как в ней отсутствует главное в философии как мыслительного мировоззрения — свобода мысли, антидогматизм, антиавторитаритаризм. Религиозная теология построена на догме, авторитетете священных текстов, богооткровении, нетерпимости к инакомыслию.

И в философии бывает теология. О боге размышляли многие великие философы, начиная с Платона и Аристотеля, но они размышляли о нем свободно, не будучи скованы никакими догматами, принимаемыми на веру, как это имеет место в религии. Многими религиями и философия признается в качестве относительного подхода к истине, полностью выраженной лишь в богооткровении. В средние века философию называли «служанкой теологии».

Религия (теология) и философия имеют много сходных черт. И та, и другая:

  • являются формой общественного сознания;
  • представляют учение об общих принципах бытия и познания;
  • учение об отношении человека к миру;
  • учение о всеобщих законах развития природы общества и мышления;
  • исследуют познавательные, ценностные, социально- политические, нравственные и эстетические отношения человека и мира;
  • включает в качестве дисциплин онтологию (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеологию (теорию познания), этику, эстетику.

Главное различие между религией и философией состоит в том, что первая основывается на приоритете веры над знаниями, а вторая — знаний над верой.

Еще в эпоху раннего христианства был сформулирован подход о гармонии веры и знания: знания являются фундаментом для веры (Климент Александрийский).

7. Школы религиоведения.

  1. Мифологическая (Ш.Дюпуи): все древние боги — олицетворение небесных явлений (Христос — астрально-мифологический образ).
  2. Антропологическая (Фейербах): богов создает сила фантазии, воображения человека, а религия — это продукт деятельности, мышления и эмоций людей.
  3. Марксистская (Маркс — Энгельс — Ленин):
  • «религиозное чувство — общественный продукт;
  • «религиозные представления принимают различные формы не сами по себе, а под воздействием определенных социальных условий и достигнутого уровня жизни общества («земные формы принимают форму неземных»);
  • «религия — средство угнетения человека власть имущими;
  • «религия — надстройка над базисом, социально-экономическими отношениями.
  1. Теологическая: религия — «божественное откровение»; это — либо врожденное религиозное чувство, либо инстинктивное тяготение к Богу; религиозное чувство непостижимо для разума, приобщение к религии — это акт мистического озарения.
  2. Феноменологическая (Шелер) — феноменология религии предлагает изучать «сущность святого», формы, в которых «святое» открывается человеку, а также сам акт веры, с помощью которого человек воспринимает содержание божественного откровения.
  3. Социологическая (Дюркгейм): религия — коллективное представление, которое общественная среда навязывает сознанию людей. Религия будет существовать пока существует человечество, т.к. в ней общество обожествляет само себя.

В последние десятилетия стали популярными биологические и психологические концепции: ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. Основу религии составляет «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое «примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы» и выступает как оружие в борьбе за жизнь; «ген религиозности». Религия — это «психо-физиологическая функция организма»; представляет «кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь».

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Поиски основы религии осуществляются в эмоциональной сфере (зависимость и страх, почитание и благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравственные чувства, чувство возвышенного и т.п. Некоторые теории выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.

У.Джеймс (1842-1910) выражал идеи функционального направления в психологии и объяснял религию из индивидуальной психики: «Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством». Прагматизм: «гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворению»; каждый индивид ищет свой путь к спасению; религиозный опыт человека имеет биологическую и практическую ценность.

Л.Леви-Брюль (1857-1939) интерпретировал религию на базе коллективной психологии. Различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Верования — коллективные представления, которые служат основанием религиозных институтов в силу следующих свойств: они носят императивный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят от отдельной личности…

З.Фрейд (1856-1939) (психоаналитическая школа) считал, что религия — следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления — это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия — это универсальный коллективный невроз.

Э.Фромм (1900-1980) (гуманистический психоанализ) предлагал широкое толкование религии: светские системы тоже религиозны (тоталитаризм). Религия — «любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения». Любой человек является религиозным. Различал авторитарную и гуманистическую религии.

Тестовые вопросы на повторение материала

На главную

Следующая лекция

1. Религия в структуре общественного сознания

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.

Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории сущего»), относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания (наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией), т. е. отображения мира в сознании человечества.

Если язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания (такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука).

Язык и религия: две семиотики, два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глубоких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой культуре.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. Термин семиотика (от греч. semeion – знак, признак) употребляется в двух основных значениях:

1) знаковая (семиотическая) система;

2) наука о знаках и знаковых системах, включая как системы связи в мире животных, так и разнообразные естественные и искусственные семиотики, используемые в человеческом обществе, например, этнические (естественные) языки, мимика, жесты; ритуал и этикет; музыка, танец, кино и другие виды искусства; специальная символика в математике, физике, химии, шахматах, на географических картах; язык («правила» построения и чтения) чертежей и схем; алгоритмические языки программирования; гербы, флаги, опознавательные знаки судов, знаки различия военных и других людей в униформе; знаки дорожного движения, морская сигнализация и др.

Семиотика позволяет увидеть в религии способ общения, т. е. коммуникативную систему, обладающую своим содержанием и своими возможностями передавать, сообщать это содержание.

В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное.

Познавательная ценность семиотического подхода состоит в следующем:

1) принимается во внимание существенный функциональный аспект соответствующих объектов – их коммуникативное назначение;

2) в каждом семиотическом объекте различаются план содержания и план выражения;

3) в каждой семиотической системе различаются два онтологических уровня:

а) набор семантических возможностей;

б) реализации возможностей в конкретных коммуникативных актах.

В процессах общения те достаточно общие семантические возможности, которые составляют содержание соответствующей семиотики, конкретизируются, т. е. обогащаются индивидуальными смыслами, связанными с конкретным коммуникативным актом (с психологией и взаимоотношениями участников, их актуальными целями и другими условиями коммуникации).

Семиотический подход к феномену религии находит все большее признание не только при исторических объяснениях отдельных ритуалов, словесных формул или изображений, но и в самой теории религии. Так, американский социолог Роберт Белла определяет религию в качестве особой системы коммуникации – «символической модели, формирующей человеческий опыт – как познавательный, так и эмоциональный» в решении самых главных проблем бытия.

Религия как система включает:

Религиозное мировоззрение — совокупность представлений о мире, связанных с верой в сверхъестественный абсолют, который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей, а также (либо) в существование духовных, «священных» объектов, сущностей, независимых от природного мира или человеческого сообщества и несводимых к ним, т.е. проще говоря — «вера в сверхъестественное». К религиозному мировоззрению могут быть отнесены как «наивная вера» простых людей, предполагающая наличие слабо согласованных и даже взаимно противоречивых представлений, так и сложные вероучительные религиозно-философские системы, детально описывающие и комментирующие религиозное учение, духовный опыт.

Религиозный культ объединяет в себе множество специфических (ритуальных, символических) действий и связанных с ними представлений. Выполнение культовых действий верующими отражает их отношение к предмету своего почитания, поклонение и служение ему, стремление к установлению связи с ним, либо попытки воздействовать на него.

Религиозные организации представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных удовлетворять религиозные потребности верующих определенной конфессии, регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать их поведение. Во многих религиях принято считать, что религиозная организация (церковь) является связующим звеном между Богом и верующими. Вообще для практики религиозных организаций на современном этапе характерна тенденция расширять свои функции за счет вне религиозной деятельности. При этом внешне — это вне религиозные формы, но, как правило, они наполняются религиозным содержанием и преследуют цель вовлечь человека в орбиту религиозного влияния либо усилить свое влияние на верующего человека.

Религиозные ценности (нормы) включают в себя все множество моральных ценностей и убеждений, представлений «о хорошем и плохом» для верующих соответствующей религии, религиозной группы. Подобные ценности могут, с одной стороны, отражать некоторые общие принципы приемлемого или неприемлемого поведения («не убий», «не укради», вегетарианство, необходимость заниматься благотворительностью и т. д.). С другой стороны, как правило, предписывается регулярное выполнение определенных действий, в том числе и культового характера: соблюдение поста в определенное время, регулярное посещение богослужения, даже конкретная регламентация стиля одежды, образа поведения и мыслей.

Формы религиозных верований

религия ритуал буддизм ислам

Существуют различные формы религиозных верований, среди которых выделяются культ природы, анимизм, шаманизм, тотемизм, культ предков, пантеизм, религиозный дуализм, политеизм, монотеизм.

Культ природы.

Это первичная форма религии. Все явления природы рассматриваются как влияющие на жизнь людей, они вызывают страх и поклонение. Чаще всего предметом поклонения становится безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Это высшая природная сила, приобщение к которой делает человека сильным, здоровым и счастливым.

В культе природы выделяются культы Неба и Земли. Небо населяется богами, которые управляют жизнью людей. Небесные божества персонифицированы и фигурируют в различных исторических и житейских ситуациях. Боги Земли также персонифицируются, они управляют разливами рек, плодородием.

Анимизм

Это вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах, способных помогать или мешать человеку. Все вещи и предметы, как и явления природы наделяются духовным началом. Анимиз был свойственен первобытному мышлению и его элементы сохранились сегодня у аборигенов Австралии в виде примитивных верований.

Шаманизм

Слово «шаман» переводится с тунгуско-манджурского языка как глагол — «знать». История шаманизма насчитывает тысячелетия. Шаманизм является особым способом восприятия мира, возник в палеолитической охотничьей культуре. Основа шаманизма — понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного Великим Духом. Шаманизм выражается в шаманской практике (обрядах, ритуалах, жертвоприношениях Великому Духу). Шаман выполнял также лечебную функцию, был жрецом, пророком, судьей, хозяином промысла животных, хранителем традиций.

Тотемизм

Такая форма верований, в которой человек рассматривается как имеющий родственную связь с тотемом. Тотем — это объект (животное или растение), которое служит эмблемой или символом рода или индивида.

Существовал групповой и индивидуальный тотемизм. Групповые тотемы являются символом клана или рода, индивидуальные — выражение близкого (родственного) отношения индивида с каким-то определенным животным или природным объектом, который дает человеку особую силу.

Культ предков

Это характеристика разнообразных верований и религиозной практики, связанная с поклонением духам умерших людей, предков. Некоторые из них являются мистическими или сверхъестественными личностями. Это вера в существование после смерти и в тесную взаимную связь между живыми и умершими, которые продолжают оказывать влияние на ход событий.

Пантеизм

Пантеизм — такое религиозное мировоззрение, согласно которому бог — это мир. Божественными качествами наделяется вся природы, все существующее. Бог растворен в мире и весь мир является его проявлением.

Религиозный дуализм

Это учение о том, что мир основывается на двух противоположных друг другу началах, которые пронизывают все существующее. Дуализм противоположен монизму и рассматривает мир как производное духа и материи. Эти начала не сводятся друг к другу и находятся в вечном конфликте (мир земной и мир божественный). Первый мир конечен, смертен, второй — вечен и бесконечен. Человек сам будучи двойственным началом (тело и душа) находится в вечном противоречии в стремлении получить телесные удовольствия и влечении к духовному.

Политеизм

Это вера во множество богов, которая характерна для многих религий. Обычно политеистические религии содержат в себе веру и множество потусторонних демонических сил, которые действуют наравне с богами. Часто политеистические религии имеют верховное божество, как, например, Зевс в религии Древней Греции. Остальные боги являются подчиненными ему, его детьми и родственниками.

Монотеизм

Монотеизм — это единобожие, вера в существование единого Бога. Бог монотеизма — единственный Бог, он имеет уникальные качества и сверхъестественную природу, ему присуща святость, высшая сила, мудрость, провидение. Любые сомнения в этом — ересь. Его трактуют как Творца, реальное начало мира, Господа, Царя Небесного. Он с помощью божественного Слова порождает мир.

Монотеизм непримирим к другим религиям, он является абсолютистской религией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *