Остальное от лукавого

Мф., 14 зач., 5, 33–41

Сказал Господь: еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.

Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.

«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.

Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.

Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.

Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку – себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку – смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.

Вопрос: Насколько большим грехом является ложная клятва?

Ответ:

Ложная клятва подразумевает попытку человека представить истиной то, что на самом деле противоречит действительности. Поэтому человек, дающий ложную клятву именем Аллаха, клевещет на Всевышнего Аллаха, ибо пытается прикрыть ложь Его священным именем. Именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул ложную клятву в числе самых тяжких грехов.

От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ حَلَفَ عَلَى مَالِ امْرِئٍ مُسْلِمٍ بِغَيرِ حَقِّهِ، لَقِيَ اللهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ

«Человек, давший ложную клятву ради того, чтобы завладеть имуществом мусульманина, встретит Аллаха гневающимся на него». (Бухари; Муслим)

Этот хадис гласит о строгом запрете на заведомо ложную клятву и о немалом наказании за такое деяние. Если же дело касается присвоения чужого имущества посредством ложной клятвы, за это человеку запишется намного больше греха независимо от размера имущества.

Сообщается от Абу Умамы Ийас бин Са’ляба Аль-Хариси (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Того человека, который с помощью ложной клятвы присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину, Аллах обязательно ввергнет в Огонь Ада и сделает для него запретным Рай». Один человек спросил: «А если это будет что-нибудь незначительное, о Посланник Аллаха?», – и Пророк ﷺ сказал: «Даже если это будет прутик арака» (Муслим).

Также Всевышний Аллах в Коране сказал:

(смысл): «И не обращайте свои клятвы в средство обмана между собой ради того, чтобы завладеть мирским имуществом, чтобы не поскользнулась ваша нога после того, как стояла твёрдо, ибо вы уже в этом мире вкусите зло за то, что своим вероломством отклоняли людей от пути Аллаха, и вам на том Свете будет великое наказание в Аду». (сура Ан-Нахль: 94)

Ложная клятва, несомненно, является одним из самых больших и тяжких грехов, который ввергает человека в погибель. На арабском языке лжеклятва называется «ямин аль-гамус». Слово «гамус» происходит от слова «погружаться/опускаться», потому что ложная клятва погружает человека в Ад. Ложная клятва является одним из больших грехов и ещё по той причине, что она является защитницей лжи и приводит к несправедливости по отношению к невинному человеку, будь то его наказание, ущерб его имуществу и так далее.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые большие грехи: придание сотоварища Аллаху, убийство человека и ложная клятва (гамус)». (Бухари)

Человек, совершивший такой большой грех, должен искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, попросить у Него прощения и больше никогда впредь не совершать подобного греха. Если же посредством ложной клятвы человек вдобавок к этому ущемил и права других людей, то тем самым, как мы выше упомянули, он совершил двойной грех. Следовательно, до тех пор, пока он не возместит этим людям их права, он не сможет очиститься от совершённого греха только лишь покаянием.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!​

Нурмухаммад Изудинов

«Клянусь здоровьем своей матери!» «Клянусь здоровьем своего ребенка!» «Богом клянусь!»

Как часто мы даем клятвы, обещания, даже не подозревая какие последствия они за собой влекут, если мы их не выполняем? А ведь всем известно: за все надо платить, «закон бумеранга» никто не отменял. У моей мамы есть соседка, хорошая, но очень «громкая» женщина. Живут они на одной площадке сорок семь лет. Все соседи за такой срок все о всех знают, казалось ничем их уже не удивишь. Но то, что происходит с Нинкиным сыном – так ее все называют, не перестает подъезд удивлять до сих пор.

Юрка с детства ни с кем особо не дружил: то ему нос в песочнице расквасят, то ногу велосипедом переедут. Вечно в гипсе, в соплях, ангинах – словом из больницы она с ним не вылазила. Повзрослел. Думали перерастет, ан нет. То сердце прихватит, то давление шарахнет. На вид крепкий парень, а внутри развалюха.

А недавно его подрезали!

Шума было, ужас!

Целую неделю бабкам на лавочке было о чем судачить.

Я у мамы спросила: «Да, что же такое то, парню так не везет?» «Нинка сама виновата! Ленька покойный спьяну, когда ее гонял, все кричал: — поклянись, что мне не изменяла? – вот она здоровьем ребенка и поклялась, да видно сбрехала. А Юрке расплачиваться за ее грех!» Я предложила посоветовать тете Нине читать молитву «Живый в помощи», чтоб хоть как-то участь сыну облегчить. В таких случаях: при невыполнении обещаний, лживых клятвах, эта молитва очень помогает, но мама только отмахнулась, зная, что Нинка этого делать не будет.

Я всем советую, и сама так жить стараюсь, придерживайтесь «золотого» правила: не давайте обещаний, которые не сможете выполнить!

Дорогие мои читатели если вам нравятся статьи подписывайтесь пожалуйста на мой канал и ставьте лайки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *