Остромирово евангелие о чем

Скачать эту статью

В древние времена в Новгороде жил посадник Остромир. Тогда не только в новгородских землях, но и во всей Киевской Руси книги были только привозные, иностранные.

Это значительно осложняло богослужение в православных храмах, делало государство зависимым от поставки богослужебных книг из-за границы. Остромир начал бороться с этим.

Занимая высший пост в Новгороде, он способствовал изданию первой русской рукописной книги, которая получила название «Остромирово Евангелие». Сейчас эта книга — не только национальное достояние России, но и культурный памятник мирового значения.

Остромир правитель Нижнего Новогорода, перевел Евангелие на славянский язык

Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке

Остромирово Евангелие считается древнейшей рукописной книгой русского извода, написанной на церковно славянском языке. Написана она в период с 1056 по 1057 год в виде краткого апракоса.

Это означает, что это служебное Евангелие, предназначенное для использования во время богослужения. В быту оно не использовалось, так как содержащиеся в нём тексты были необходимы при отправлении различных религиозных обрядов священничеством.

Остромирово Евангелие, середина XI век

Остромирово Евангелие, середина XI век. Данное евангелие считается одной из первых русских рукописных книг. Остромирово Евангелие писалось с 1056 по 1057 год.

Оно содержит отрывки церковных текстов, предназначенных для ежедневного чтения начиная от Пасхи и заканчивая Пятидесятницей. Чтения — это фрагмент богослужения проходящего в храме.

Так же здесь можно найти чтения на субботы и воскресенья на весь год. Кроме того, имеется возможность читать по месяцеслову и исполнять различные требы, например, «за болящих».

Древнейшая русская книга XI века написана кириллицей крупным красивым уставом. Необходимо отметить, что к её концу размер букв увеличивается. Объём сочинения 294 страницы.

294 такое количество страниц содержит Остромирово Евангелие

Написано оно в два столбца по 18 строк каждый. Украшено Евангелие заставками и миниатюрами, которые занимают целый лист.

На них изображены святые евангелисты Иоанн, Лука и Марк, при этом тот лист, на котором должен был быть изображён евангелист Матфей, оставлен пустым.

Евангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056 — 1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме Матфея

И сам текст и миниатюры испытывают явное византийское влияние. Это неудивительно, ведь христианство пришло на Русь из Византии. Именно оттуда поступали на русские земли богослужебные книги и иные образцы церковного искусства.

Евангелие Остромира богато оформлено

Материал Евангелия — пергамент.

Буквица из Остромирова Евангелия

Имеющиеся в нём отверстия от укусов оводов зашиты. Начало каждого чтения отмечено заглавными буквами чтений или же крупными инициалами.

Украшена книга в стиле византийских рукописей X — XI веков. Ее автор использовал приемы, характерные для перегородочной эмали.

При оформлении Евангелия его автор широко использовал элементы, характерные для перегородочной эмали.

Инициалы, миниатюры и заставки оформлены красками с использованием накладного золота.

В самих инициалах применены элементы, которые указывают на влияние художественной традиции Западной Европы.

Это географический орнамент и антропо-зооморфические элементы.

Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него

Оформление евангелия завершал переплёт-оклад. Изготовили его в девятнадцатом веке по эскизу И.И. Горностаева. Туда вставили драгоценные камни, что привлекло людей со злыми замыслами.

В 1932 году переплет, который завершал оформление Евангелие вырвали и украли.

Злоумышленников задержали сразу же.

Оказывается, что по своему невежеству они решили взять только богатый оклад. Вырвав его, само Евангелие злоумышленники зашвырнули на шкаф.

После этого случая переплёт решили не восстанавливать, так как массивный оклад плохо влиял на состояние пергамента.

В настоящее время артефакт хранится в расплетённом виде в специально изготовленном из морёного дуба ларце. Его, в свою очередь, запирают в сейф.

Первый лист Остромирова Евангелия содержит надпись: «Еуа(г)e е Софэ йское апрако(с)».

Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово»

Она выполнена скорописью XVII века. Исследователи на основании этого факта считают, что книга принадлежала Софийскому собору Великого Новгорода, использовалась в богослужениях здесь и хранилась в нём.

Евангелие писалось в течение восьми месяцев

Автор Остромирова Евангелия писал его с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. На это указывает он сам в послесловии. Книга написана им по заказу новгородского посадника Остромира.

Именно по его имени она получила своё название. Позже, после крещения, Остромир принял имя Иосиф.

Автор Остромирова Евангелия окончил писать его 12 мая 1057 года.

Исследователи считают, что даты написания произведения автор избрал не случайно. Дело в том, что 21 октября Православная церковь чтит память палестинского подвижника третьего века Иллариона Великого.

При этом в то время на Руси широко чтился митрополит Киевский Илларион, написавший «Слово о законе и благодати». Вполне возможно, что его и имел в виду составитель, начиная свою книгу.

Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого

Интересна дата, когда автор закончил книгу. Дело в том, что 12 мая — это день основания Константинополя императором Константином.

Это будущий Византий, столица Византии. Отсюда христианство распространилось на Русь. Именно поэтому эта дата почитается среди православных христиан.

Авторов Остромирова евангелия было несколько

Дьякон Григорий именно этот человек считается автором Остромирова Евангелия

При этом необходимо отметить, что он адаптировал для восприятия на Руси тексты, имеющие югославянское происхождение.

Дьякон был каллиграфом, при этом ряд заставок и неповторяющиеся заглавные буквы выполнил также он. Миниатюры же, на которых изображены апостолы, принадлежат другому человеку. Скорее всего, это был приезжий живописец-грек.

Евангелист Иоанн с Прохором. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056-1057 года. Исследователи считают, что миниатюры, помещённые в Остромировом Евангелии, написаны не его автором Дьяком Григорием

Исследователи всего насчитывают трёх авторов евангелия.

Диакона Григория при этом признали вторым и основным переписчиком. Именно он выбрал для материла написания Евангелия высокосортный тонкий пергамент. Он имел белый цвет.

Кроме того, он определил пропорции текста и полей, а так же размер и рисунок букв.

Первые 23 страницы книги написал первый переписчик.

Он их выполнил в стиле заметно отличающимся от стиля всего Евангелия. Для них характерна разговорная русская речь. Другие части сочинения исполнены на церковнославянском языке.

Третий же переписчик выполнял надписи на миниатюрах. Для этого использован специальный почерк, не встречающийся в обычном тексте рукописи.

Остромирово Евангелие, лист 58 «а». Некоторые листы Евангелия содержат экофонетические значки, необходимые для интонирования священником произносимого им во время богослужения текста

На некоторых листах евангелия имеются экфонетические знаки необходимые для указания священнику на то, что при чтении необходимо интонирование.

Обычно они применяются, например, для обозначения пауз при богослужении. Дьякон Григорий в конце рукописи указал, что он писал Евангелие для новгородского посадника Остромира. Было это при киевском князе Изяславе Ярославиче.

Это прямое свидетельство его авторства, но учитывая короткий срок написания документа, вполне возможно, что для ускорения работы он привлекал к ней соавторов.

Заказчик евангелия — новгородский посадник Остромир

Древнейшая русская рукописная книга появилась на свет благодаря новгородскому посаднику Остромиру. Он заказал написать её дьякону Григорию. Об этом свидетельствует он сам в послесловии к ее тексту.

Остромир — четвёртый по счёту новгородский посадник, он заказал написать Евангелие.

Новгородский посадник — это одно из высших должностных лиц Новгорода. Он управлял городом в отсутствие князя.

Остромира (в крещение Иосифа) поставил в Новгород его свойственник князь Изяслав Ярославич. Посадник прославился двумя вещами:

  • когда заказал привезённому с собою из Киева диакону Григорию Евангелие; получившего его имя;
  • когда пошёл в 1055 году на чудь.

Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 год. Великий Новгород был боярской республикой, и князь в город призывался лишь по нужде. В его отсутствие городом управляли посадники, которым и был Остромир

По одним известиям в этом походе он был убит. По другим поход окончился благополучно и посадник не только остался жив, но и долгое время был владетелем чудского города Осек-Декипив. Позже он по указанию князя вернулся в Новгород.

Вид на Софийский Собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для того, чтобы преподнести в дар новгородский посадник Остромир заказал Евангелие

Что касается Евангелия, то, скорее всего, он заказал его для того, чтобы преподнести в дар Святой Софии. На это указывает не только соответствующая надпись, сделанная на книге, но и тот факт, что она длительное время хранилась в Софийском Соборе.

Стоит отметить, что Евангелие Остромира содержит богослужебные тексты и его нельзя использовать в быту.

Остромирово Евангелие — один из первых памятников старославянского языка русской редакции

Евангелие Остромира имеет отличия от остальных памятников литературы XI века. Так в нём отмечается верная передача редуцированных гласных звуков при помощи гласных букв ъ, ь.

Данная фонетическая особенность характерна как для старославянского, так и вообще для славянских языков. При этом необходимо отметить, что переписчик во время своей работы смешивал написание старославянских и русских слов.

Поэтому мы можем признать это Евангелие одним из первых памятников русской редакции старославянского языка.

Остромирово евангелие, середина XI века. Текст Евангелия написан в византийской традиции, язык — старославянский

Художественные же особенности текста Остромирова Евангелия заключаются в том, что написано оно в византийской традиции. Язык — старославянский, а регион, откуда пришёл этот текст, предположительно Югославия.

Рукопись — это уникальный памятник письменной славянской культуры, позволяющий правильно сопоставлять древнецерковнославянские, церковнославянские и русские тексты.

Кроме того, также стоит отметить, что издание в 1843 году текста евангелия послужило толчком к созданию такой науки как русская палеография.

Она занимается изучением древнерусских рукописных текстов. Что же касается богослужебной составляющей евангелия, что состав текстов, содержащихся в нём, сильно отличается от чтений поздних Апракосов.

Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 год

После обнаружения в 1843 году Остромирова Евангелия появился интерес к нему. Чтобы удовлетворить любопытство любителей истории выпускались литографии и фотокопии фолианта.

Это даже служило препятствием для его первого издания. Так начало каждого чтения здесь указывается по зачалам Аммония, Диакона Александрийской церкви.

Это указывает на то, что на Руси уже в 11 веке была сформирована высокая культура библейской текстологии.

Кроме того, переписчики того времени весьма внимательно относились к сложившейся в древности библейско-богословской традиции что говорит об их высоком культурном уровне.

Послесловие Остромирово евангелия — свидетельство высокой учености его автора

Диакон Григорий в конце написанного им евангелия оставил послесловие. Такое послесловие характерно для византийских авторов. В нём обычно автор текста делал исторические заметки или же рассуждал на религиозные темы.

Это свидетельствует о том, что Григорий был высокообразованным человеком, знакомым с византийскими текстами и порядок их написания.

Диакон Григорий в конце Евангелие оставил «приписк», где он рассказывает о том, когда Евангелие было составлено.

Кроме того, он говорит о том, кто заказал сочинение и перечисляет его родословную. Так же сообщается о том, какими областями владел князь Изяслав, поручивший своему свойственнику Остромыслу управлять Новгородом.

Остромирово Евангелие. Послесловие Дьякона Григория. Из него исследователи узнали, кто был заказчиком Евангелия и когда оно было написано

Практически все сведения о Евангелии Остромысла учёные взяли из текста этого предисловия. Именно поэтому оно имеет большую историческую ценность.

При этом стоит отметить, что в большинстве других религиозных текстов такие послесловия не встречаются, что свидетельствует о большом авторитете составителя Евангелия.

В послесловии не сказано где именно составлял свой труд Диакон Григорий. Это могло произойти как в Новгороде, так и в Киеве. Дело в том, что Остромысл прибыл в Новгород из Киева по приказу князя Изяслава. Оттуда он взял с собой Григория.

Таким образом, он мог трудиться над книгой в любом из этих городов, ведь и Великий Новгород и Киев в те времена считались центрами богословия и учёности.

В настоящее время памятник древнерусской литературы хранится в Российской национальной библиотеке

Остромирово Евангелие имеет интересную судьбу. Его несколько раз теряли, оно было украдено, его реставрировали и т.д. В настоящее время оно находится на хранении в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге

Драгоценнейший памятник мировой культуры хранится в условиях, исключающих доступ посторонних лиц к нему. Работать с ним могут только учёные, имеющие специальный допуск, и хранители музея.

При этом Российская национальная библиотека предлагает желающим поработать артефактом его качественное фото.

Факсимильное издание Остромыслова Евангелия было выпущено в 1988 году.

1988 в этом году выпущено факсимильное издание Остромыслова Евангелия

Кроме того, существуют интерактивные копии книги. Отдельно стоит отметить, что Евангелие постоянно изучается исследователями из разных стран мира.

Чтобы удовлетворить спрос на него в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси в свет выпустили его факсимильное издание. Его тираж составил 5000 экземпляров, что позволило насытить научный мир и удовлетворить любопытство любителей древнерусской литературы.

Остромирово Евангелие — древнейшая из сохранившихся русская рукописная книга.

Время написания:

1056-1057 гг.

Основная часть книги была создана за семь месяцев в период с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года.

Место написания: Новгород Великий.

Переписчик: диакон Григорий.

Заказчик:

Новгородский посадник Остромир.

Название книги происходит от имени заказчика — Остромира — новгородского посадника, близкого родственника великого князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого.

Древнерусский посадник — городской глава, княжеский наместник. В его ведении были оборона и суд.

Где находится:

Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

В 1806 году император Александр I передал найденную среди вещей Екатерины II рукопись Евангелия на хранение в Императорскую публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку, где она хранится до сих пор.

Благодаря послесловию рукописи ученые могут точно сказать где, когда, кем и при каких обстоятельствах было написано Остромирово Евангелие:

Слава тебе г(оспод)и ц(ар)ю н(е)б(е)сьныи яко подоби мя написати еу(ан)г(е)лие се почахъ же е писати. Въ лет(о) 6564. А оконьчахъ е въ лет(о) 6565. Написахъ же еу(ан)г(е)лие се рабоу б(о)жию нареченоу сущоу въ кр(е)щении иосифъ а мирьскы остромиръ близокоу сущоу изяславоу кънязоу. изяславоу же кънязоу тогда предрьжящоу обе власти и о(т)ца своего ярослава и брата своего володимира самъ же изяславъ кънязь правлааше столъ о(т)ца своего ярослава кыеве. А брата своего столъ поручи правити близокоу своемоу остромироу нове городе. <…>

Остромирово Евангелие — евангелие-апракос. Это богослужебная книга, в которой тексты разделены на отрывки и располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи.

Оно было богослужебным Евангелием Софийского собора Великого Новгорода. Рукописную книгу мог себе позволить только богатый человек. Новгородский посадник Остромир заказал богослужебное Евангелие «на оутешение мъногамъ душамъ крьстияньскамъ». Скорее всего, он пожерт­вовал его для главного храма города, где был посадником, — Святой Софии Новгородской.

Сдержанные пропорции фигур на миниатюрах, ярко выраженные жесты рук, стиль изображаемых событий напоминают росписи Софии Киевской, что подтверждает гипотезу о столичном происхождении мастеров Евангелия.

Месяцеслов Евангелия содержит имена святых как Западной, так и Восточной церкви. Рукопись была создана всего спустя два года после разделения Церквей на Православную и Католическую в 1054 году.

Отрывки из Остромирова Евангелия входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1843 году Остромирово Евангелие было издано с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста.

В 2011 году Остромирово Евангелие внесено ЮНЕСКО в реестр «Память мира», объединяющий наиболее значимые памятники мирового культурного наследия.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.

Остромирово Евангелие : . — Электронные текстовые данные (588 файлов). -(Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека , ). —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Оригинал рукописной книги из фонда Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург: Остромирово Евангелие. 1056-1057 гг. Старославянский. 294 л. 355 х 290 мм. Пергамен. Чернила, киноварь, краски, твореное золото. Шифр: F.п.I.5.
Содержание: Чтения краткого апракоса (л. 2а–204в): на 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы – преимущественно чтения Евангелия от Иоанна, 2 чтения от Луки, 1 чтение от Марка, 1 чтение от Матфея (л. 2а–56г); на субботы и воскресения от Пятидесятницы до «Нового лета» – Евангелие от Матфея (л. 58а–88б); на субботы и воскресения «Нового лета» – Евангелие от Луки (л. 89а–119в); в субботу и воскресение мясопустной и сыропустной недель – одно чтение Евангелия от Луки и три чтения от Матфея (л. 119в–124в); в субботы и воскресения великого поста – преимущественно чтения Евангелия от Марка, три чтения от Иоанна, одно чтение от Матфея (л. 127–143в); на каждый день страстной недели – преимущественно чтения Евангелий от Матфея и Иоанна, два чтения от Марка, одно чтение от Луки (л. 143в–204в). Евангельские чтения утренние воскресные – 11 чтений (л. 204в–210г). Евангельские чтения по Месяцеслову (л. 210г–288в). Евангельские чтения на разные случаи: «на священие церкви» – заглавие с отсылкой (л. 288в); «в память страху» (л. 288в–289в); «в победу царю на брани» – заглавие с отсылкой (л. 289в–289г); «над черноризцем» – заглавие с отсылкой (л. 289г); «за болящая мужа и жены» – заглавие с отсылкой (л. 289г); «над олеем» (л. 289г–120в); «над бесьнующиимися» – заглавие с отсылкой (л. 290в). Евангельские чтения на часах страстной пятницы (л. 290в–294в). — Цифровая копия предоставлена Российской национальной библиотекой (Санкт-Петербург) в 2009 г.
Остромирово Евангелие – памятник культуры мирового значения – хранится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке. Исключительное историко-культурное и научное значение Остромирова евангелия определяется тем, что это древнейшая из сохранившихся восточнославянская точно датированная рукописная книга. На последнем листе Остромирова Евангелия находится Послесловие, написанное рукой диакона Григория, выполнившего основную часть работы по переписыванию текста. В этом Послесловии диакон Григорий сообщает, что переписал это Евангелие по заказу именитого новгородского посадника Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава Ярославича (1024–1078 гг., сын Ярослава Мудрого), работа была начата 21 октября 1056 г. и закончена 12 мая 1057 г. Остромирово Евангелие написано на пергамене уставом. Книга замечательна богатым художественным оформлением, которое выполнено красками с применением золота в так называемом старовизантийском стиле, характерном для византийских рукописей X–XI вв. В Остромировом Евангелии три миниатюры (изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка), около двадцати изысканных заставок с орнаментом традиционного эмальерного типа, более 200 крупных инициалов, орнаментальный рисунок которых ни разу не повторяется. Уникальной особенностью инициалов Остромирова Евангелия являются необычные антропоморфные и зооморфные элементы, свидетельствующие о художественных связях памятника не только с византийской, но и с западноевропейской традицией. Остромирово Евангелие относится к богослужебному типу книг Священного писания. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели года. Вторая часть включает евангельские чтения по Месяцеслову, начиная с сентября, а также ряд дополнительных чтений «на разные случаи» (например, на освящение церкви, «в победу царю на брани», за болящих мужчин и женщин). Остромирово Евангелие поступило в Императорскую публичную библиотеку (ныне — Российская национальная библиотека) в 1806 г. Первоначальный переплет памятника не дошел до наших дней. С 1950-х гг. кодекс хранится в расплетенном виде без переплета в специальном дубовом ларце. Памятник был отреставрирован в 1955 г. — Использованы материалы сайта Российской национальной библиотеки, раздел «Выставки online» .

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке (шифр F.п. I.5.).

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 249
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

Описание рукописи

Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на участке страницы размером около 20×24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые имелись до написания текста.

Это интересно: О крещенской святой воде

Создание и датировка

Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 годах для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в конце неё переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:

Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангели сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски — Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь предержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде. Много же лет даруй приобретшему Евангелие сие на утешение многим душам христианским, да и ему Господь благословение святых евангелистов, Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, и Исаака, и Иакова, самому ему, и жене его Феофане и чадам его, и женам чад их. Здравствуйте же многие годы, соблюдая поучение свое. Аминь.

Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, но исправив, прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: «Благословите, а не проклинайте». Аминь.

Таким образом, Остромирово Евангелие — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка.

Согласно новейшим исследованиям, кодикологические характеристики, техника художественного оформления, уставные и календарные особенности Остромирова Евангелия полностью соответствуют времени создания кодекса, указанному дьяконом Григорием.

История обнаружения и издания рукописи

Остромирово Евангелие. Лист 2.

Остромирово Евангелие. Лист 271 об.

В 1701 году рукопись упомянута в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I евангелие было отослано, наряду с другими старыми книгами, в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в её покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин, который в 1806 году поднёс её в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека), где она хранится и поныне.

Рукопись была украшена переплётом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году её, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплёт, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям — на шкаф), где её вскоре нашли. Заново переплетать не стали.

С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые Остромирово Евангелие было издано А. X. Востоковым в 1843 г. с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого издания (не факсимильного, а наборного) был изготовлен специальный славянский шрифт, по возможности точно воспроизводящий почерк оригинала. (Существует репринт: Wiesbaden, 1964.) Позже вышли и факсимильные издания (чёрно-белое 1883 года; цветное подарочное в формате оригинала: Л.: Аврора, 1988). Неоднократно издавался текст памятника. Пространные его отрывки входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 г. Е. Х. Трей проводила реставрацию данной рукописи.

Во многом на основе его материала были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи, особенности её словаря по-прежнему требуют основательного изучения.

Это интересно: Как и когда правильно освятить крестик в церкви или дома — разбираем обстоятельно

Короткий ролик в общих чертах расскажет историю рукописи.

Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге

Драгоценнейший памятник мировой культуры хранится в условиях, исключающих доступ посторонних лиц к нему. Работать с ним могут только учёные, имеющие специальный допуск, и хранители музея.

При этом Российская национальная библиотека предлагает желающим поработать артефактом его качественное фото.

Факсимильное издание Остромыслова Евангелия было выпущено в 1988 году.

в этом году выпущено факсимильное издание Остромыслова Евангелия

Кроме того, существуют интерактивные копии книги. Отдельно стоит отметить, что Евангелие постоянно изучается исследователями из разных стран мира.

Чтобы удовлетворить спрос на него в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси в свет выпустили его факсимильное издание. Его тираж составил 5000 экземпляров, что позволило насытить научный мир и удовлетворить любопытство любителей древнерусской литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *