От Матфея 23

Евангелие в стихах
—————————
И говорит Иисус народу,
И всем ученикам Своим:
Все эти книжники, что сели
На Моисеево седалище*,
Все эти фарисеи – лживы.
Всё, что велят вам соблюдать –
Вы соблюдайте, исполняйте!
Но как они – не поступайте!
Ведь говорить-то говорят,
А делают всё по-другому!
Они связуют бремена
Тяжелые и возлагают
На плечи людям, не себе!
А сами – и перстом не двинут,
Чтоб эти бремена нести.
А если делают дела,
То так, чтоб люди увидали:
Хранилища свои всё шире
И больше делают они,
Воскрилия одежд** своих
Все увеличивать стремятся,
На пиршествах предвозлежанья,
И председанья в синагогах —
Вот это очень они любят!
Приветствия в собраньях любят,
Чтоб люди звали их: «Учитель!»
Нельзя их звать учителями:
Один Учитель есть – Христос,
И все вы – братья меж собой.
Отцом себе не называйте
Вы никого на сей земле:
Один у вас всего Отец,
Который там, на небесах.
Наставниками не зовите.
Вы никого на сей земле:
Наставник тоже лишь один,
Которого зовут Христос.
И тот из вас, кто самый больший,
Пусть будет вам потом слуга.
Ведь кто себя так возвышает,
Униженным тот будет впредь.
А тот, себя кто унижает,
Возвышенным тот будет впредь.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Что человекам затворяя
Небесно Царствие сейчас,
Не входите туда и сами,
И не пускаете хотящих.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Ведь поедая домы вдов,
Вы долго молитесь при этом.
Тем больше будет осужденье.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Обходите моря и сушу,
Чтоб обратить хоть одного.
Когда ж случается такое,
Вы делаете его сыном
Геенны, вдвое худшим вас.
И горе вам, вожди слепые,
Что вы такое говорите:
«А если кто клянется храмом –
То это, вроде, ничего.
Кто ж храма золотом клянется –
Тот будет, стало быть, повинен».
Да вы – безумные, слепые!
Что больше: золото иль храм,
Что золото все освящает?
И горе вам, вожди слепые,
Что вы такое говорите:
«Кто жертвенником поклянется –
То это, вроде, ничего.
Кто ж даром, что на нем, клянется –
Тот будет, стало быть, повинен».
Да вы безумные, слепые!
Что больше: дар иль жертвенник,
Который дар тот освящает?
Итак, кто жертвенником клялся,
Тот клялся всем, что есть на нем.
А тот, кто храмом всем клянется —
Клянется и Живущим в нем.
А если небом кто клянется —
Клянется Божиим Престолом
И Богом, что сидит на нем.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Что вы даете десятину
С аниса, мяты или тмина,
Но вы оставили в законе
Наиважнейшие дела:
А это – милость, суд и вера.
Сие вам надлежало делать,
И этого не оставлять.
Вожди слепые! Комара
Оцеживать*** всегда способны,
Верблюда ж – поглотить готовы.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Что внешность чаши очищая,
Вы оставляете внутри
Полно хищений и неправды.
Очисти прежде, фарисей,
Слепец – ты внутренность у чаши,
И будет чистой внешность их.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Уподобляетесь гробам,
Окрашенным весьма красиво
Снаружи. Но внутри они –
Полны костей и нечистот.
Вы по наружности своей
Вот также праведны, красивы,
Внутри же – только лицемерье
И беззаконие у вас.
О, книжники и фарисеи!
Вам горе будет, лицемеры!
Гробницы строите пророкам,
И памятники украшая
Для праведных, вы говорите:
«Коль были б мы во дни отцов,
То кровь пророков не пролили».
Вот и свидетельство от вас,
Что вы есть сыновья всех тех,
Что так пророков избивали.
Так дополняйте же ту меру,
Отцами начатую в прошлом.
О, порождения ехидны!
О, змеи! Как вы убежите
От осуждения в геенну?
Я посылал вам и пророков,
И мудрых книжников. А вы –
Иных убили и распяли,
Других же вы жестоко били
По синагогам и гоняли
Из града в град их неустанно.
Да пусть падет на вас за это
Вся праведная кровь, пролита
Веками на земле от вас.
От крови Авеля – начало,
И до Захарии, кто сыном
Варахииновым родился,
Который пал от вас, жестоких,
У храма с жертвенником зря.
Я истинно вам говорю,
Что все сие падет на род сей.
Мой город, Мой Иерусалим!
Ты, избивающий пророков,
И побивающий камнями
Всех посланных к тебе с небес!
Я сколько раз хотел собрать
Детей твоих, подобно птице,
Собравшей всех птенцов под крылья!
Но вы не захотели, нет!
Се, дом ваш пуст – оставлен Мною.
И говорю теперь Я вам:
«Вы не увидите отныне
Меня дотоле, как вскричите:
«Благословен Грядый во имя
Господне!» – И да будет так».
———————————
*) Седалише – здесь: кресло, трон, а также вообще место для сидения (стар. и шутл.).
**) Воскрилия одежд – состояли из пурпурно-голубых кистей на четырех концах верхней одежды по предписанию закона Моисеева (Числа 15:37); они должны были напоминать заповеди Господни. Фарисеи думали, что чем шире их воскрилия, тем виднее для народа их благочестие. Прикосновение с верою к этим кистям одежды Иисусовой кровоточивой женщины исцелило ее болезнь (Мф 9:20). –
***) Оцеживать – оцедить что; очистить, процедив.

Активисты штаба опубликовали в соцсетях фотографии заявлений, которые медработники должны написать для того, чтобы у них из зарплаты удержали сумму однодневного заработки и перечислили эти деньги в фонд «Иман-Башкортостан». Ранее сообщалось, что именно этот фонд будет собирать деньги на строительство в Уфе хосписа с отделениями для взрослых и детей.


Ранее портал Ufa1.ru сообщал о том, что в редакцию обратился сотрудник Республиканской клинической психиатрической больницы №1, который рассказал, что сотрудникам предлагают сдать свой однодневный заработок в фонд. Тогда заместитель главного врача Инесса Ахмерова поясняла изданию, что речь о принудительном сборе денег не идет, а сотрудники больницы проголосовали за то, чтобы сдать средства на хоспис.

Вместе с тем, источник «Эха» в структуре здравоохранения сообщил, что «Единая Россия» рассылает своим первичным организациям письма с призывом к бюджетникам переводить на счет фонда «Иман-Башкортостан» деньги на строительство хосписа.
Руководитель регионального отделения «Единой России» Рустем Ахмадинуров в разговоре с журналистом «Эха» заявил, что никаких писем партия не рассылала. По его словам, было селекторное совещание с членами партии, но никто не требовал обязательно участвовать в сборе средств, а просто предложили поддержать инициативу. Речи о том, что деньги требуют с бюджетников, подчеркивает Ахмадинуров, не идет.
Отметим, что по данным СПАРК-Интерфакс, фонд «Иман-Башкортостан» был зарегистрирован в налоговой 18 июня 2019 года. Основным видом деятельности указано «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировк». Организация расположена по адресу Цюрупы, 17 — в этом же здании находится офис регионального отделения «Единой России».
Учредителям фонда «Иман-Башкортостан» является Фонд социальных целевых программ, который финансирует социальные некоммерческие проекты. Директором фонда стал актер Хурматулла Утяшев.
Напомним, о строительстве в Уфе хосписа в начале августа заявил Радий Хабиров. В соцсетях он опубликовал призыв к «успешным людям» республики и попросил их «скинуться» на строительство.
Эхо Москвы
Оригинал публикации
***
Максим Забелин – и.о. министра здравоохранения РБ
Из facebook.
Про благотворительность… Вижу, что в СМИ и соцсетях появляются образцы заявлений об удержании заработной платы на строительство хосписа с медицинских работников и с сотрудников Минздрава. Хотел бы озвучить позицию.
Во-первых, о самом факте заявления. Есть такой порядок – никто не имеет права снимать с зарплатного счета деньги просто так, исключительно только по личному заявлению работника.
Во-вторых, это сугубо добровольное мероприятие. Да, я предложил своим коллегам в Минздраве и медицинскому сообществу принять участие в таком нужном для всех нас проекте. Но ни в одном из своих выступлений я не говорил о том, что это директива.

В сердце каждого человека живет доброта, бОльшая часть которой достаётся нашим близким людям. Но иногда, на пути нам попадаются шансы подарить эту ценность совершенно незнакомому человеку или людям. В республике планируется построить хоспис. Может быть это один из шансов.
Не буду сейчас обсуждать высказывания «так было всегда», «врачей всегда заставляют» — сейчас не всегда, и уж точно БЛАГОтворительность не должна строиться на негативе, на «обязаловке» и прочих моментах. Никаких списков-кто сдал или не сдал. Никаких выговоров и медалей. Вы можете принять это важное решение сами. Только веление Вашего сердца-не более и не менее. Берегите себя!
Эхо Москвы
Оригинал публикации

Мф.23:1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

Мф.23:2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

Мф.23:3. итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают:

Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители – люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее – Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с «Моисеева седалища», то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему.

Мф.23:4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

Мф.23:5. все́ же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих.

Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей выполнять мелочные и трудно выполнимые предписания закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они «не двигали и перстом своим», то есть ничего сами не делали, даже и не приближались к этим тяжким бременам. Когда учитель и сам делает то, чему учит, то он вместе с тем является и учеником: несет бремя наряду с научаемыми. Но когда учитель, налагая на ученика бремя, сам не действует, то он этим самым еще более отягощает бремя для ученика, своим бездействием показывая невозможность исполнить, что он говорит. Итак, Господь обличает фарисеев в том, что они не хотят принять участие в несении бремени, то есть не хотят сами действовать. Но, не делая добра, они в то же время притворяются делающими его. Так как и то, что они когда-либо делали, делали напоказ, то награда у них отнята. Что же они делают? Они «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Это состояло в следующем. В законе было предписано: «навяжите… на руке вашей, и да будет непоколебимо пред очами вашими» (Втор.11:18). Согласно с этим иудеи вырезывали десять заповедей закона на двух хартиях, и одну из этих хартий прикрепляли к челу, а другую привешивали на правой руке. Воскрилиями же называлась вышивка из темно-красных или багряных нитей в виде узора, который устраивался на краях верхней одежды. Так делали фарисеи потому, что это предписано было в законе. Предписано же было для того, чтобы, видя это, иудеи не уклонились от заповедей Божиих. Но Бог хотел не такого буквального исполнения: нет, иметь хранилища значило исполнять заповеди; а красные нашивки предызображали, что мы, люди, должны быть некогда запечатлены кровью Христовою. Фарисеи же делали хранилища и воскрилия большие, чтобы для всех, кому оныя бросятся в глаза, показаться блюстителями закона.

Мф.23:6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

Мф.23:7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Увы! Что говорит Господь! Подлежат осуждению за то уже только, что любят предвозлежания на пирах и председания в синагогах. Чего же достоин тот, кто сверх этого делает все дурное? «Любят председания в синагогах». Там, где фарисеи должны бы были и других учить смиренномудрию, там они проявляют свою порочность: все делают для славы и, делая с такими побуждениями, не стыдятся, а, напротив, хотят, чтобы их называли: равви, равви, то есть учители!

Мф.23:8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

Мф.23:9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах;

Мф.23:10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

Мф.23:11. Больший из вас да будет вам слуга:

Мф.23:12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен.

Мф.23:14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то́ примете тем большее осуждение.

Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время «поедают домы вдовиц». Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела – молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает.

Мф.23:13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

Мало того, – говорит Господь, – что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными к злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре.

Мф.23:15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обхо́дите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, – так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. «Сын геенны» – это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство.

Мф.23:16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

Мф.23:17. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?

Мф.23:18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

Мф.23:19. Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?

Мф.23:20. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

Мф.23:21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

Мф.23:22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Называет фарисеев слепыми за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, пренебрегают важнейшим. Они предпочитают в храме золото, херувимов и золотую стамну самому храму. Потому и народ они учили, что не имеет большой важности поклясться храмом, а важна клятва золотом, украшающим храм. Между тем это золото потому только и досточтимо, что находится в храме. Подобно этому они говорили: дары, положенные на жертвенник, досточтимее самого жертвенника. Вследствие этого, по учению фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость того, чем клялся. А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой от жертв. Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною. Христос не позволяет жертву ветхозаветную считать выше жертвенника. И у нас, христиан, алтарь освящается дарами; Божественною благодатью хлеб прелагается в самое Тело Господне, которым и освящается жертвенник, или алтарь.

Мф.23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Мф.23:24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

И здесь порицает фарисеев, как безумных, за то, что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. Если же кто порицал их за такую мелочность, они выставляли на вид, что того требует закон. Но было бы лучше и угоднее Богу, если бы они требовали от народа суда, милости и веры. Что же такое суд? Соблюдать суд – значит не делать ничего несправедливо, безрассудно, но все делать со справедливым рассуждением. Из такого суда прямо вытекает милость. Поступающий во всем справедливо знает и то, кого нужно помиловать. За милостью же следует вера. Милостивый человек, конечно, верует, что он ничего даром не потеряет, но за все получит награду. Будучи милостивыми, мы должны вместе с тем и веровать в истинного Бога. И из язычников многие были милостивы, но, не веруя в Бога живого, они не имели милосердия истинного, свойственного вере, и потому милосердие их бесплодно. Итак, каждый учитель должен требовать от народа десятину, то есть требовать от десяти чувств (пяти телесных и пяти душевных) суда, милости и веры. «Сие надлежало делать», – говорит Господь, не повелевая этим давать десятину от овощей, но, устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву. Слепыми вождями называет их за то, что они, хвалясь ученостью и знанием всего, для всех были бесполезны, даже губили людей, повергая в ров неверия. Они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду всякие преступления.

Мф.23:25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Мф.23:26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Соблюдая предания старцев, фарисеи заботились об омовении чаш и блюд, в которых подается пища. Однако кушанья и вина, которые они ели и пили, были приобретены хищничеством и духовно оскверняли их. Не приобретай же, учит Господь, вино неправдою, тогда и сосуд будет чист. Иносказательно понимая, не о чашах и блюдах говорит Спаситель, но о внешней – телесной и внутренней – духовной сторонах существа человеческого. Ты, – как бы так говорит Господь,– стараешься сделать благолепным свое внешнее состояние, но твоя внутренность, душа, полна скверны, ибо ты похищаешь и обижаешь. Должно омыть внутреннее, то есть душу, и вместе с чистотой душевной просияет и внешнее, телесное состояние.

Мф.23:27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

Мф.23:28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

И это сравнение имеет такой же смысл, как и предыдущее. Фарисеи старались по внешнему поведению казаться благоприличными, как гробы окрашенные, то есть выбеленные известью и алебастром, но внутри были полны нечистоты, мертвых и гнилых дел.

Мф.23:29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

Мф.23:30. и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков.

Мф.23:31. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

Возвещает им горе не за то, что они созидают гробы для пророков, так как это угодно Богу, а за то, что делают это с лицемерием, за то, что, осуждая своих отцов, делали худшее, чем те, превосходили их порочностью и явно лгали, говоря: если бы мы были во дни отцов наших, то не стали бы убивать пророков, а между тем они хотели умертвить Самого Господа пророков. Посему Христос и прибавляет:

Мф.23:32. дополняйте же меру отцов ваших.

Мф.23:33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

Словами: «дополняйте меру отцов ваших» не повелевает, не поощряет их к убиению Его, но выражает такую мысль: так как вы – змии и дети подобных же отцов, так как вы по своей порочности не исцельны, то постарайтесь скорее превзойти своих отцов, это сделаете вы, когда Меня убьете. Вы исполните всю меру зла убийством, какого не достает отцам вашим. Но если вы столь злы, то как можете вы избегнуть кары?

Мф.23:34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город.

Обличает ложь их слов: «если бы мы были во дни отцов наших, не убивали бы пророков». Вот, говорит, Я посылаю пророков, мудрых и книжников, но и их вы убьете. Речь идет об апостолах; Святой Дух поставил их учителями, пророками, исполненными всякой мудрости. Словами: «Я посылаю» являет власть Своего Божества.

Мф.23:35. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

Мф.23:36. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

Вся кровь, неправедно пролитая, по словам Господа, должна прийти именно на тогдашних иудеев. Они будут наказаны тяжелее, чем отцы, так как не вразумились после стольких примеров; так некогда Ламех, живший после Каина, был наказан более его, хотя и не убил брата; наказан же тяжелее потому, что не вразумился примером кары Каина. Придет, согласно словам Господа, вся кровь от Авеля до Захарии. Не без основания упомянуто здесь об Авеле: он, как и Христос, убит, пострадав от зависти. Но о каком Захарии здесь упоминается? Одни говорят, что этот Захария один из числа двенадцати малых пророков, а по мнению других, это отец Предтечи. До нас дошло сказание, что в храме было особое место, где стояли девы. Захария, будучи первосвященником, поставил здесь с девами Богородицу после рождения от нее Христа; иудеи, негодуя, что он родившую поместил с девами, убили его. Нет ничего удивительного, если у отца Предтечи Захарии отца звали Варахиею, как и у Захарии-пророка отец назывался. Возможно, что как они сами были соплеменники, так совпали и имена отцов их.

Мф.23:37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели.

Мф.23:38. Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Мф.23:39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Повторяет имя Иерусалима, сожалея о нем и с состраданием призывая. Угрожая карами, Господь оправдывает пред ним Себя, как бы пред возлюбленной, которая пренебрегает любящим; а Иерусалим обвиняет в убийстве, в том, что когда Он Сам многократно хотел его помиловать, он не захотел. Иерусалим слушал дьявола, отвлекавшего его от истины, а не Господа, призывавшего к небу, ибо удаляет от Бога грех, соединяет же с Ним беспорочность совести. Свою любвеобильность Господь выражает образом птицы. Но, говорит Он, так как вы не хотели, то оставляю храм пустым. Отсюда уразумеем, что ради нас обитает Бог и в храмах, а когда мы делаемся безнадежными грешниками, Он оставляет и храмы. Итак, говорит Христос, вы не увидите Меня до второго пришествия. Тогда Иудеи и против воли поклонятся Ему и скажут: «Благословен Грядый». «Отныне» – должно разуметь: со времени распятия, а не от того часа, когда сказано это. Ибо после этого часа иудеи еще много раз видели Его, но после распятия они уж не видели Его и не увидят, пока не наступит время Его второго пришествия.

Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых — дело похвальное; ревновать им — спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».

Для того, чтобы от наших духовных трудов был толк, святые отцы советуют понять свою меру, узнать свои силы и после этого уже думать о духовном делании. В понимании своей меры важно наблюдать больше не за тем, что мы о себе думаем, или за тем, какими мы бы хотели стать, а за тем, как мы живем. С этого и нужно начинать.

Например, я замечаю, что день начинается с нежелания вставать с постели и с пререканий, например, с мамой. Тогда моим духовным подвигом будет: встать в положенное время, не поссорившись при этом с мамой, и поступать так дальше. «Как-то просто и неинтересно? Может быть. Но зато ведь это — обо мне».

Конечно же, при выборе своей меры важен совет священника.

Что нам делать?

В третьей главе Евангелия от Луки мы читаем, как Иоанн Предтеча учит народ, пришедший к нему для крещения в водах Иордана. Люди спрашивали его: «Что же нам делать?» Для меня в свое время было удивлением — какую меру определил святой пророк для каждого. Мытарям он сказал, чтобы они не брали более определенного им. Значит: не обманывали, не наживались, не обкрадывали. Воинам говорил, чтобы они никого не обижали, не клеветали и были довольны своим жалованьем. То есть: не злоупотребляли своей силой, не лгали и соизмеряли свои желания и возможности. Он не сказал воинам, например, любить и жалеть людей. Сказал «не обижать»… Казалось бы, какая простая мера. Но жить по этой мере некоторым очень сложно.

Очевидно, что мера апостолов более беспокоит наше воображение. Кому же хочется пользоваться советом для мытарей и воинов? Но готовы ли мы к апостольской мере: оставить все и следовать за Христом?..

«Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу», — писал Исаак Сирин. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, читая Евангелие, важно честно признаваться Христу, к чему мы готовы, а к чему — нет.

Действительно, готовы ли мы… к самоуничижению

Илия пришел на консультацию с жалобами на плохое настроение, отсутствие желаний, жизненную скуку. Такое депрессивное состояние было для него непонятно. Вроде бы все хорошо, в жизни никаких сложностей. Учился парень на «отлично», отношения с родителями устраивали, недавно отдохнули всей семьей на модном курорте.

— А какие у тебя отношения с самим собой? ― поинтересовалась я у него. — Как ты к себе относишься?

— Я себя самоуничижаю,— твердо ответил юный подвижник.

— И что ты для этого делаешь?

— Ну, я говорю себе, что я — полное ничтожество, самый глупый, что ничего у меня не получится.

— Откуда ты знаешь, что именно так надо себя самоуничижать? С духовником советовался?

— Нет. Я сам так решил. Но я ведь не очень сильно себя самоуничижаю.

Этого «не сильно» оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя тотально маленьким и ничтожным перед окружающим миром (одна из причин депрессии). Очевидно, что мы должны понимать свои слабые стороны, немощи, но внушение себе собственной абсолютной непригодности для жизни не приведет к духовной высоте. И важно все-таки обсуждать с духовником свои духовные делания.

Рассуждая о себе, важно оценивать свои действия. А категорическое определение себя затормозит развитие некоторых сил нашей души: «Ну все, я уже знаю, кто я и что из себя представляю. Дальше искать нечего!». Лучше говорить не «я добрый или злой», а «я злюсь» или «с Божией помощью испытываю радость за ближнего».

Говоря о себе «я — грешник», важно понимать, что это не ярлык. «Я — грешник, но есть что-то еще. Есть образ Божий, где-то сокрытый во мне, есть возможность очищения и обновления меня, каким задумал меня Господь!» «Я грешник» — не должно восприниматься, как мое определение, это — мое состояние. Поэтому лучше говорить: «Грешен! Грешу».

…к жизни с психически нездоровыми людьми

Зачастую особенно плачевно, с точки зрения психических состояний, заканчиваются попытки строить мирные и радостные отношения с родителями, которые больны или склонны к психическим заболеваниям. Такие люди иногда угрожают своим взрослым детям физической расправой, говорят им о том, что они — полные ничтожества и ничего из них толкового не вышло.

— У вашего отца есть своя квартира, несмотря на развивающуюся психическую болезнь, он может еще за собой ухаживать, но вы забрали его к себе. Он грозится нанести вам увечья, если вы не разведетесь с женой. Почему вы продолжаете с ним жить?

— Я спросил у батюшки: «Если двум людям вместе трудно, то как им жить?» Батюшка сказал: «Смиряйся!»

— Вы рассказывали священнику о том, что трудно вам именно с отцом, который психически болен и вам угрожает?

— Нет.

— По сути, вы получили совет для двух абстрактных людей, которых не существует. Вы изложили ситуацию так, что непонятно даже, о ком идет речь…

…слушаться всех

Следующая история — пример того, как мы вредим себе или другим, воспринимая вычитанное нами из духовных книг без рассуждения, не соизмеряя со своими силами и с реальностью.

«Я пришла в церковь недавно. Прочитав, что одной из главных добродетелей является послушание, а верхом совершенства — послушание всем, решила этому последовать. Я ходила в воскресную школу, у нас было пару бойких девушек. Они любили ездить в паломнические поездки. Они и занялись моим воцерковлением, я всегда их слушалась. Они запретили мне носить деловые костюмы, фактически ухаживать за собой. Я ездила с ними во все паломничества. И только потом поняла, что я даже не знаю — надо ли это мне? Сегодня, понимаю, что переложила на них ответственность. Как-то прочла в статье одного священника, что в Православии важно не только послушание, но свобода и ответственность. Я поняла, что моей вере надо развиться, что у меня свой жизненный график и сейчас мне важны люди, которые не заставляют меня, а подсказывают и при этом дают возможность свободно и самостоятельно идти по духовному пути. Насилия над собой я уже не хочу». Профессор-богослов Алексей Осипов, объясняя феномен старчества в контексте духовного руководства, подчеркивал, что истинный старец не требует себе беспрекословного подчинения.

…к оскорблениям и унижениям

Восприятие часто играет с людьми злую шутку.

— Моя мама говорит мне, что я неудачница. У меня опускаются руки и нет сил больше жить.

— И вы верите маме?

— Да.

— Почему?

— Не знаю. Мне еще батюшка сказал: «Терпи».

— А что для вас «терпи»?

— Терпи — значит, думай, что все нормально, что с этим можно жить, что мама права, она же — мама.

— Но батюшка этого не говорил, он просто сказал «терпи». На самом деле немногим известно, что такое христианское терпение. И это точно неискаженное восприятие добра и зла. В маме говорит раздражение, какая-то ее внутренняя боль, обида на жизнь. Не думаю, что в таком состоянии она может увидеть, какая вы. Она рисует словесный портрет человека, но вы ли это? Скорее это портрет девушки, которая заслуживает того, чтобы вылить на нее свое горе и боль…

Некоторые герои этих историй пытались получить помощь у священников, но так и не смогли изложить ситуацию в развернутом виде. Они объясняли это тем, что не хотели утруждать батюшек и занимать у них время, а в итоге навредили себе. Не потрудившись прояснить, что конкретно означает совет батюшки, мы часто берем на себя более положенного. Очевидно, что подробные беседы не могут быть во время исповеди, нужно находить время и возможность для духовного общения со священником.

Конечно, здесь остались неподнятыми многие вопросы. Но в этой небольшой статье мне хотелось проиллюстрировать один тезис: несоблюдение своей меры чревато серьезными последствиями.

Христианство не требует от человека подвигов выше его сил, однако понуждает к постепенному духовному укреплению. Православная духовная практика — своего рода хирургический инструмент: в руках опытного хирурга творит чудеса, а в руках дилетанта может искалечить. Авва Евагрий передал изречение одного старца: «Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно».

Церковная православная газета,
май 2010 №9 (259)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *