От Матфея глава 7

Мф.7:1. Не суди́те, да не судимы будете,

Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только один Бог.

Мф.7:2. ибо, каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Мф.7:3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Мф.7:4. Или, как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно?

Мф.7:5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Тому, кто желает укорять других, должно быть безупречным, ибо если он, имея в своем глазу бревно, то есть большой брус, или грех, будет укорять другого, имеющего сучок, то сделает его несовестливым. Но Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего, ибо каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот, кто сам имеет бревно в глазу?

Мф.7:6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

«Псы» – это неверные, а «свиньи» – это те, кто хотя и верует, но, тем не менее, ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно.

Мф.7:7. Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Мф.7:8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно – при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал «просите», вместо «просите всегда», но не сказал «просите один раз». Затем подтверждает сказанное примером человеческим.

Мф.7:9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

Мф.7:10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Здесь Господь учит нас, что должно и сильно просить полезного. «Ибо вы, – говорит, – видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского».

Мф.7:11. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Лукавыми называет людей, сравнивая их с Богом: природа наша, как создание Божие, добра, лукавыми же мы делаемся по собственной воле.

Мф.7:12. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.

Показывает краткий путь к добродетели, ибо мы – люди и поэтому уже знаем должное. Если хочешь, чтобы тебе благодетельствовали, благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби и ты сам врагов. Ибо и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Мф.7:13. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

Под узкими вратами разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их вратами и путем. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее.

Мф.7:14. потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Слово «потому что» означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: «бремя Мое легко?» (Мф.11:30) По причине будущих воздаяний.

Мф.7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

Мф.7:16. По плодам их узнаете их.

Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.

Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Мф.7:17. Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Лицемеры – это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево – это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Мф.7:18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Пока оно худо – не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.

Мф.7:19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

Мф.7:20. Итак, по плодам их узнаете их.

Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели.

Мф.7:21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но – «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.

Мф.7:22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

Мф.7:23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников; и Иуда делал чудеса, и сыновья Скевы. Слова: «Я никогда не знал вас» сказаны вместо: «И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас». Под знанием здесь разумеется любовь.

Мф.7:24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

Мф.7:25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

Помимо Бога не может быть добродетели; поэтому Господь говорит: «уподоблю мужу благоразумному». Камень – это Христос, а дом – душа. Итак, кто устрояет душу свою в исполнении заповедей Христа, того не могут разрушить ни дождь – разумею дьявола, спадшего с неба, ни реки – вредные люди, число которых возрастает от этого дождя, ни ветры – духи злобы, ни какие бы то ни было искушения.

Мф.7:26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

Мф.7:27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Не сказал: «уподоблю его», но «уподобится», то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает. Итак, такой человек созидает на песке, из гнилого материала, поэтому и падает от искушений дьявола. Когда потерпит неудачу, то есть обрушится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, ибо они всегда лежат на земле; верующий, этот падает. Поэтому падение и бывает великим, что падает христианин.

Мф.7:28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

Мф.7:29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Удивлялись не начальники, ибо как могли удивляться завидующие Ему? – но незлобивая масса: удивлялись же не оборотам речи, но ее свободе, ибо Господь показывал Себя превыше пророков. Те говорили: «это говорит Господь», а Христос, как Бог, говорил: «Я говорю Вам».

Матф. 7:1-6 (Лук. 6:41-42). В качестве последней иллюстрации лицемерия фарисеев Иисус приводит их манеру осуждать других людей. Фарисеи осуждали тогда и Самого Христа, находя Его «неподходящим» для себя. Ведь Он предлагал им не такое царство, какого им хотелось, и призывал не к той праведности, которой они хвалились. Потому они и отвергли Его. Осуждение и отвержение их свидетельствовали об их лицемерии, об опасности которого и предупреждал их Иисус.

Здесь не подразумевается, что вообще никогда и никого не следует осуждать; в Матф. 7:5 как раз говорится о необходимости вынуть сучек из глаза брата. Господь имеет, однако, в виду, что человеку не следует с легкостью и привычно осуждать других за сучек у них в глазе, не замечая бревна в своем собственном. Ибо это и есть лицемерие (сравните лицемер в стихе 5 с «лицемерами» в 6:2,5,16).

Хотя осуждение порой и необходимо, тем, кто осуждают, прежде надо задуматься о собственном состоянии, о своем образе жизни. И далее. Пытающийся помочь другому должен позаботиться о том, чтобы помощь его была принята с признательностью и оказала благотворное воздействие. Именно в этом смысле сказано, что никто не должен вверять святыни нечестивым людям (псам; сравните Фил. 3:2), ни бросать жемчуга… пред свиньями.

4. ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ (7:7-29)

Никакой отец не даст своему сыну камень, вместо хлеба, или змею, вместо рыбы. И если земные отцы, которые греховны по своей природе (злы), радуются, удовлетворяя нужды своих детей, тем более Отец Небесный вознаградит земных Своих детей за их постоянство в молитве. Вознаградит «благами» духовными и земными.

Матф. 7:12. Этот стих часто называют «золотым правилом». Оно состоит в том, что люди так должны относиться к другим, как хотели бы они, чтобы другие относились к ним. Принцип этот вобрал в себя самое существенное из того, чему учили закон и пророки. Но обычный человек не в состоянии всегда жить в согласии с этим правилом.

Лишь праведный способен держаться его и тем демонстрировать духовную перемену, происшедшую в его жизни. Такой человек несомненно праведен Иисусовой праведностью. И пусть дела его (5:20) не спасают его; они имеют практическое значение для окружающих и потому, что, получив освобождение от греха, последователь Иисуса способен являть им истинную праведность на деле.

Матф. 7:13-14 (Лук. 13:24). Объясняя «золотое правило», Иисус ясно показал путь, ведущий к праведности. Праведности, которой требовал Он (5:20), «ориентирующиеся» на широкие врата и следующие пространным путем — не достигнут. К ней ведут лишь тесные врата и узкий путь. В свете всей проповеди очевидно, что, говоря о «широких вратах и пространном пути», Иисус имел в виду образ жизни фарисеев и их «внешнюю» праведность.

И если те, кто слушали Его, все-таки последовали бы «путем» фарисеев, это привело бы их к погибели. «Тесные врата и узкий путь», напротив, ассоциируются с учением Иисуса Христа, Который призывает не к соблюдению «буквы и формы», а к внутреннему преображению. В то же время Он Сам заметил с сожалением, что немногие находят истинный путь, который ведет в жизнь вечную, т. е. к небесному блаженству, а не к мукам в преисподней.

Матф. 7:15-23 (Лук. 6:43-44; 13:25-27). Указав на путь, ведущий в Его Царство, Иисус предупредил о лжепророках. Он назвал этих любителей «широкого пути» хищными волками, которые прикидываются безобидными овцами. Но как можно определить, не лжеучитель ли пред тобою? Для этого нужно взглянуть на плоды деятельности человека, претендующего на звание учителя или «пророка». Ведь с терновника не собирают виноград и с репейника смоквы.

Но всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. По оценке Иисуса фарисеи, конечно же, приносили «худые плоды»; они, следовательно, подобны были «худому дереву», а такое дерево… срубают и бросают в огонь. Все, что не оправдывает своего предназначения, подлежит уничтожению.

У тех, кто слушали проповедь Иисуса, не могло не возникнуть сомнения относительно их религиозных вождей, которые казались достойными людьми — ведь они учили других духовным истинам о Мессии и Его Царстве. Но вот из проповеди Иисуса ясно следовало, что они вовсе не были «хорошими», потому что, напротив, уводили людей в сторону от истины.

И даже если бы они творили сверхъестественные дела — пророчествуя от имени Его и именем Его изгоняя бесов и совершая многие чудеса, Отцу Небесному они не покорялись и волю Его не исполняли (Матф. 7:21). Личных, непосредственных, отношений с Богом у них не было, а, значит, и доступ в Царство Небесное будет им закрыт (стихи 21,23).

Матф. 7:24-27 (Лук. 6:47-49). В заключение Иисус предложил Своим слушателям две возможности. На выслушавших то, что Он сказал, ложится ответственность в вопросе личного выбора. Впредь они могут строить свою жизнь на одном из двух оснований. Первое уподоблено Иисусом камню или скале, а второе — песку.

От «основания» или фундамента зависит устойчивость всего строения, его способность выдержать напор стихий (дождя и ветров). Камень — это Сам Иисус Христос и те истины, которые Он проповедал, в первую очередь, истина о внутреннем преображении человека. Песок — олицетворение фарисейской праведности, хорошо знакомой народу, на которую многие возлагали свои надежды. При натиске любых «бурь» (житейских невзгод и испытаний) построенное на первом основании устоит, а построенное на втором — рухнет.

А потому слушающего Его и исполняющего Его слова Иисус называет мужем благоразумным, а слушающего, но не исполняющего — безрассудным. Лишь один из двух образов жизни (мыслей, чувств) возможен, и уподоблены эти «пары» — «пространному» или узкому пути, широким или «тесным» вратам (7:13-14), доброму или худому плоду (соответственно и деревьям — доброму или худому; стихи 15-20); наконец — двум видам оснований и двум типам «строителей» (стихи 24-27).

Матф. 7:28-29. Изложив «Нагорную проповедь», Матфей написал: И когда Иисус окончил слова сии… Пять раз употребляет Матфей такое же или схожее выражение — каждый раз завершая им те или иные наставления Христа (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1). В плане повествования они всегда служат поворотным пунктом. Так, выслушав эту проповедь, народ дивился учению Его. Переведенное как «дивился», греческое слово «ексеплессонто» буквально означает «был потрясен»; оно предполагает сильное внезапное удивление (в значении просто «удивляться» скорее было бы употреблено «таумазоо»). К слову ексеплессонто Матфей прибегает четыре раза — в 7:28; 13:54; 19:25; 22:22.

Иисус только что показал народу всю несостоятельность фарисейской религиозной системы. Оказывается, их праведности вовсе недостаточно, чтобы войти в Царство Божие. Кроме того, народ был изумлен той властностью, с которой учил Иисус, ибо Он говорил, как Представитель Бога, а не как книжники и фарисеи, говорившие от имени закона. Контраст между ними и Иисусом был разительным.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

От Матфея святое благовествование

Глава 7.

1Не суди’те, да не судимы будете, 2ибо каким судом су’дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7Проси’те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та’к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

13Входите тесными вратами, потому что широки’ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14потому что тесны’ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16По плодам их узна’ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17Та’к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20Итак по плодам их узна’ете их.

21Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Комментарии из Женевской Библии: От Матфея 7 глава

7:1 не судите. Иисус запрещает один вид суда, но поощряет другой. Осуждать других за ошибки, значит отказывать в прощении (6,14.15); допустим лишь кроткий и смиренный укор – мы должны признать сначала, что сами грешим больше. Существует и необходимый, благой суд, который не осуждает, но отличает веру от неверия (ст. 6). Об их различии сказано в ст. 16.

7:6 Не давайте святыни. Под святыней подразумевается проповедь, благовествование о Царстве. Не следует проповедовать тем, кто со злостью и глумлением отвергает Благую Весть (10,14; 15,14). Книга Деяний апостолов иллюстрирует этот принцип практическими примерами (Деян. 13,44-51; 18,5.6; 28,17-28).

7:11 если вы, будучи злы. Подразумевается, что человечество вообще греховно, поскольку даже те, кто зовет Бога Отцом, названы злыми. даяния благие. Это те дары, которые, по слову Иисуса, отличают Его учеников: праведность, искренность, чистота, смирение, мудрость. Тот, кто знает, что ему нужно, будет просить об этом Бога. Параллельное место у Луки (11,13) ставит во главу угла самое главное даяние – Духа Святого.

7:12 поступайте и вы с ними. Так называемое «золотое правило» многие древние мыслители выражали в отрицательной форме («не делайте другому…» и т.п.). Иисус же сделал его положительной обязанностью. Эта обязанность появляется в контексте разговора о благости Божией и о том, как охотно Он дает ее.

7:14 узок путь. Описывающие в розовых тонах христианскую жизнь и скрывающие, сколько в ней скорбей и трудностей, не следуют за нашим Господом (Деян. 14,22). Возможно, «лжепророки» (ст. 15) – именно те, кто отрицает, что путь этот узок и труден.

7:21 Господи! Господи! Удвоение имени означало дружескую близость (Быт. 22,11; 1 Цар. 3,10; 2 Цар. 18,33; Лк. 22,31). Эта близость не основывается на субъективных ощущениях, не опирается на добрые дела и не подтверждается даже чудотворством. Она обретается только исполнением воли Божией. Для близости к Богу необходимо знать Его и быть познанным Им (1 Кор. 8,2.3).

7:25 и пошел дождь. Дом благоразумного и дом безрассудного могут казаться одинаково прочными, но только до первой грозы (ср. Ис. 28,14-18). Аналогично и в жизни: испытание показывает, на каком «основании» человек строит свою жизнь.29 не как книжники. Книжники, как позже – раввины, учили, ссылаясь на то, что говорили прежние «учители». Авторитет их и власть опирались на традицию. Иисус учил по Писанию, опираясь на Собственный авторитет. См. статью «Учение Иисуса».

← От Матфея 6 • →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *