Отличие еврея от иудея

Чем отличается «еврей» от «иудея»?

Здравствуйте, Таль!

Простой ответ на Ваш вопрос — нет различия.

В современном русском языке слово «еврей» обычно понимается как обозначение представителя национальности, то есть речь о крови, этнической принадлежности, а «иудей» — обозначение приверженца иудаизма как религии.

По идее, этническая принадлежность и религия — разные вещи: этническая принадлежность — биологическая данность, то, что мы наследуем и что невозможно изменить. Религия — идея и вера, которую можно принимать или отвергать и которая по наследству не передается (дети религиозных обычно сами религиозны в силу воспитания, а не генетики). Но в еврействе эти два момента как раз интересным образом совпадают.

Первым евреем стал Авраам — именно в силу того, что отверг господствующую тогда идею поклонения идолам и открыл для себя Единого Б-га, Стоящего над всеми силами, которых другие принимали за богов. Но потомки Авраама стали евреями уже «по наследству» — хотя Б-г и сказал, что они евреи потому, что будут воспитаны в духе идей Авраама. Также они были обязаны продолжать нести физический «знак» еврейской принадлежности на своем теле — обрезание. Хотя и тот, кто не сделал его, остается евреем.

В то же время, любому человеку была предоставлена возможность присоединиться к еврейскому народу, пройдя гиюр: физически — сделав обрезание, идейно — приняв еврейскую веру в Единого Б-га и все остальные данные Им принципы.

Обычную этническую принадлежность изменить невозможно. Англичанин не может стать французом, тем более — китайцем или чернокожим, операция по изменению формы глаз или цвета кожи в этом не поможет. Но он может стать евреем — и китаец тоже может!

Значит, еврейство — не физическая этническая принадлежность, а религия и идея. Ведь понятно, что и англичанин, и китаец могут стать христианами или коммунистами. Однако, став евреем, этот бывший англичанин или китаец передаст свое еврейство по наследству — хотя никуда не исчезает английская кровь или китайский разрез глаз. Что же такое еврейство?

Ответ таков: еврейство — это тип души. Авраам не просто выдвинул идею Единого Б-га и отверг идолопоклонство. Суть идолопоклонства — в отдалении человеческой души от Б-га до такой степени, что человек теряет с Ним прямую связь и начинает нуждаться в посредниках — ангелах, «звездах».

Именно до такого уровня опустилось человечество к тому времени, когда появился Авраам — и повернул процесс вспять: открыл для себя Б-га и приблизился к Нему настолько, что посредникам уже не было места. Так он связал свою душу с Б-гом напрямую. Эта непосредственная связь с Б-гом делает саму человеческую душу иной, и это ее свойство передается по наследству.

Ведь на самом деле и этнические признаки передается по наследству потому, что передается душа: мир создан Б-гом так, что физическое отражает духовное. Поэтому и представители других народов могут стать евреями, а затем передать еврейство по наследству: гиюр помогает изменить душу, связать ее с Б-гом, а затем эта связь уже передается по наследству.

Поэтому «иудей» и «еврей» — это одно и то же. Даже если считать, что «иудей» означает «приверженец религиозной веры», иудаизма, одной веры в единого Б-га недостаточно для того, чтобы присоединиться к Его народу, к духовным потомкам Авраама — для этого надо пройти гиюр, а тогда человек уже становится евреем в том плане, что передает это свойство души по наследству.

В любом случае, такое «удвоение» терминов существует далеко не во всех языках. В русском — да, но вот, например, в английском — нет. Там есть только одно слово — Jew, означающее и «еврей» и «иудей». Причем в англоязычном мире оно скорее понимается как обозначение религиозной принадлежности. («Национальность» — nationality — там и вовсе означает «гражданство». В знакомой мне религиозной еврейской семье из Англии, мать которой выросла в Дании, на вопрос: «Кто Вы по национальности?» она отвечала: «Датчанка», Danish, а по вероисповеданию — «иудейка», Jewish).

Поэтому на Западе у людей, недостаточно разбирающихся в теме, недоумение вызывает не то, что религиозные евреи дают возможность человеку любой национальности стать евреем с помощью гиюра, а, наоборот — что без правильного гиюра евреем может стать не кто угодно по собственному выбору, а только тот, кто родился от еврейской матери. Мол, как же так: ведь кто угодно может решить, что он христианин, почему же он не может решить, что он иудей? Но мы здесь и на этот вопрос дали ответ, см. выше.

Если же говорить об этимологии этих двух слов, «еврей» и «иудей», то они действительно различны:

Слово «еврей» — эквивалент слова иври на святом языке. Это слово означало » по ту сторону » и было, в свою очередь, образовано от слова авар — «перешел «. Этим словом, иври, назван Авраам (Берешит 14:13), который отверг господствовавшее в мире идолопоклонство и приблизился к Единому Б-гу (см. выше): весь мир стоял на «одной стороне реки», а Авраам — на другой (мидраш Берешит Рабба 42). Так что это слово с самого начала означало идейный и душевный переход на «другую сторону», который совершил Авраам.

Но в дальнейшем еврейство передавалось по наследству, см. выше, и словом иври называются также потомки Авраама — представители произошедшего от него народа. Например, Йосеф говорит: «Ибо я был похищен из страны иврим» (Берешит 40:15), имея в виду Землю Израиля. Или, излагая законы о слугах, Тора называет нееврейского слугу кнаани — «кнаанским», а еврейского — иври.

Слово «иудей» же образовано от имени Йеуды, сына нашего праотца Яакова. Как и каждый из двенадцати сыновей Яакова, Йеуда стал родоначальником своего колена, и его потомки стали называться йеуди — то есть потомок Йеуды, представитель колена Йеуды. А представители других колен стали называться, соответственно, по именам их родоначальников, братьев Йеуды. Например, потомок Биньямина, представитель его колена назывался йемини.

Но со временем значение терминов несколько изменилось. После смерти царя Шломо единое еврейское царство раскололось: от колена Йеуды, к которому принадлежала династия Давида, откололись недовольные ее правлением десять других колен во главе с коленом Эфраима, потомками одного из сыновей Йосефа. Они образовали Израильское царство, а с коленом Йеуды осталось только колено Биньямина, и они образовали Иудею. Впоследствии Израильское царство первым пало под натиском врагов, и десять колен были уведены в изгнание ассирийским царем, в результате чего основная их масса пропала без вести.

А путь еврейского народа по истории продолжили оставшиеся в Иудее колена Йеуды, Биньямина и находившиеся среди них потомки их брата Леви — левиты и коэны.

До изгнания десяти колен весь народ Израиля иногда назывался «Эфраим» (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен. Но после их изгнания ведущим становится колено Йеуды и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея.

Так, уже после того, как пала и Иудея и еврейский народ оказался в изгнании, его ведущий мудрец Мордехай, происходивший из колена Биньямина и потому называвшийся йемини (Эстер 2:5), называется также йеуди (там же). Талмуд (Мегила 12 б) спрашивает: если он был йемини, то есть выходцем из колена Биньямина, почему он в то же время называется йеуди, то есть выходцем из колена Йеуды? И отвечает сначала, что его отец был из колена Биньямина, а мать — из колена Йеуды. Но потом дает другой ответ (там же 13а): Мордехай отказался поклоняться идолу — Аману. А всякий, кто отвергает идолопоклонство, называется йеуди — «иудеем», как написано о Ханании, Мишаэле и Азарии (Даниэль 3:12): «Есть мужи из иудеев, твоим богам они не служат и золотому идолу, которого ты поставил, не поклоняются».

Так слово йеуди — «иудей» — тоже стало обозначать не только происхождение из конкретного колена, но и вообще приверженность к еврейской вере в Единого Б-га и душевную связь с Ним. И, если в современном русском языке основным словом, обозначающим представителей нашего народа, является «еврей», произошедшее от иври, то во многих других языках преобладают слова, произошедшие от йеуди: немецкое jude, французское juif, английское Jew, ну и польское żyd — жид, которое только в русском обрело негативную коннотацию, а там было обычным обозначением еврея.

Так что все мы, представители нашего народа, и евреи, и иудеи, и жиды!

С уважением, Меир Мучник

Ассоциация «евреи-жадность»

Причина первая. Религиозная. И снова Иуда, и снова подпортил своему народу жизнь. Предатель Искариот продал Иисуса именно за деньги, за тридцать серебряников (что, вообще-то, не так уж и много), следовательно, его погубила жадность. Скупой персонаж ассоциируется с иудеями, а ведь, между прочим, они пошли совсем от другого Иуды. Не зря в начале статьи было уточнение: с Искариотом евреев связывают православные, но это не значит, что они правы. Потому что на самом деле — нет, совсем нет. Иудой звался также и один из последователей Христа, ни в чем повинном не замеченный.

Причина вторая. Сугубо исторически сложившаяся. По существу, и эта причина несколько связана с христианством. Церковь в Средние века запрещала практически все виды денежных отношений. Кредит, однако, важен не только в экономике, но и в сельском хозяйстве, которым уже занимались христианские крестьяне. Что делать евреям, которым нечем больше заняться? Правильно — осесть в нише кредита. А дальше все, как по маслу: естественно, каждый кредитор работает, прежде всего, себе в выгоду, а то, что евреи стали ассоциироваться с этой скупой и жадной областью деятельности, — вопрос времени, не более. В современном же мире эта нация реализует себя и в других сферах, а не только в торговле и банковском деле.

Итоги и выводы

Итак, к чему можно прийти в заключение? Пробежимся по всему написанному чуть выше:

  1. Тайна происхождения слова «жид» возносится к имени Иуда.
  2. Православные веруют, что Иуда-прародитель иудеев — это Иуда Искариот, предавший Христа. Потому для христиан ответ на вопрос, кто такой жид, — это любой иудей, поскольку это вера предателей, отвернувшихся от Бога в пользу Дьявола (Сатаны).
  3. «Жид» — давнее название евреев.
  4. Начиная с определенного момента, «жид» стал носить отрицательную эмоциональную окраску. Из официальных документов слово стали удалять, перезаписывать, стыдиться.
  5. Толкование слова «жид» — скупой, жадный.
  6. Евреев называют жадными, поскольку Иуда Искариот предал Иисуса из-за денег.
  7. Кроме того, ассоциация с жадностью происходит от того, что жиды мира Средневекового в основном занимались торговлей, банковским делом, кредитами и экономикой.
  8. Вопросом, почему евреи жиды, задаются только на постсоветском пространстве, поскольку на иностранных языках перевод у этих слов один.
  9. Существует теория, по которой отрицательная окраска слова «жид» является одним из пунктов плана искусственно вызвать антисемитизм среди россиян.

Как видно, неточности все еще имеют место быть. К сожалению, это не та тема, по которой можно сделать ясный вывод. Процесс укоренения стереотипов в мышлении, ненависти к отдельным нациям со стороны представителей других — дело долгое и исторически сложившееся. А ведь «жиды», фото которых иногда используются для насмешек и нелицеприятных подписей, — всего лишь люди, которые, как известно, не бывают только хорошими или только плохими.

Почему сегодня все евреи называются Иудеями?

Уважаемый N.,

Как известно, после смерти царя Шломо еврейское царство разделилось и возникло государство десяти колен — Исраэль — и государство двух колен — Йеуды и Биньямина, которое называлось царством Йеуда. Дело в том, что там царствовал дом Давида из колена Йеуды, да и вообще колено Йеуды было более многочисленным, чем Биньямина.

Царство десяти колен — Исраэль — было разрушено, а жители его — изгнаны ассирийским царем Санхеривом, и мы до сих пор теряемся в догадках, где они сейчас. Жители царства Йеуда были изгнаны позже, они вернулись в конце периода Первого Храма и воссоздали царство. Как мы уже писали, в настоящее время неизвестно, где находятся десять колен, а оставшиеся евреи — в основном потомки жителей царства Йеуда. Поэтому мы и называемся йеудим — иудеи, по имени царства, а не по имени колена. Т. е., мы большей частью принадлежим к коленам Йеуды и Биньямина.

После разрушения Второго Храма мы рассеялись по всему миру, но носим название царства Йеуды.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Сходство и различие

Термин «еврей» впервые зафиксирован в Ветхом Завете, который у последователей иудаизма носит название «Танах». Прародитель евреев Авраам назван там «Авраам ха-иври». Слово «иудей» также впервые встречается в Танахе –Ветхом Завете. Происходит оно от имени четвертого сына Яакова – Иегуды, что значит «лев». Имя клана Иегуды после разрушения Первого храма (6 век до н. э.) и увода в рабство десяти колен (родов) Израилевых было перенесено на всех евреев, так как потомки Иегуды стали количественно преобладать.

Потом, когда Ближний Восток стал частью Римской империи, евреи расселились по ее просторам, положив начала «диаспоре» – то есть рассеянию или расселению, по дословному переводу с греческого. В то время отличие иудея от еврея было еще неактуально, поскольку значения этих слов тесно переплетались; пожалуй, даже можно сказать, что тогда они были синонимами. Казалось бы – сравнительно малочисленные группы евреев, живущие далеко друг от друга и от исторической Родины в окружении других народов, неизбежно должны быть ассимилированы. Однако этого не произошло. Почему?

Во-первых, в еврейской религии – иудаизме – заложен постулат о богоизбранности народа. Согласитесь, этот фактор дисциплинирует человека и укрепляет национальную идентичность. Кроме того, в традиционном еврейском праве – Танахе – заложены четкие критерии, кого можно считать евреем, а кого нет. Например, стать евреем можно, пройдя специальный обряд – гиюр.

Реклама к содержанию

Сравнение

Еврейская диаспора издавна существовала во многих странах. Учитывая, что в древности и в Средние века отношения между странами нередко были затруднены – по причине отдаленности, из-за непрекращающихся войн или из-за религиозных разногласий титульных наций, –общины долгое время существовали замкнуто, забывая язык предков и создавая новые языки (например, когда при образовании государства Израиль в конце 1940-х годов туда приехали евреи со всего мира, оказалось, что они являются носителями нескольких десятков языков). Часто менялся даже антропологический тип: например, внешне евреи Северной Африки и Европы различаются, так как последние веками жили в окружении германцев и славян и вследствие смешивания с ними приобрели несколько иной облик. Хотя количество смешанных браков было все же невелико из-за предубеждения к евреям и из-за их замкнутости.

Интересно, что с точки зрения ортодоксальных (то есть религиозных) евреев разницы между евреями и иудеями не существует. Людей, незнакомых с еврейской культурой, сбивает с толку, что у тех не существует разницы между национальностью и религией. Например, еврей-атеист является полноправным евреем, а вот еврей, искренне принявший христианство или ислам – нет. Потому что с точки зрения иудейской религии Христос не является мессией, а Мухаммед – пророком, и человек, утверждающий обратное, не может являться евреем (или иудеем, что для них одно и то же). Такая вот еврейская логика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *