Отличие православия от старообрядчества

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Старообрядцы считают, что истинно православной является именно их вера, а всех принявших никонианскую реформу называют нововерцами, никонианами. Долгое время и сам термин «старообрядчество» не использовался, закрепился он только в конце XIX века.

Староверы который век продолжают жить бок о бок с РПЦ, несмотря на непримиримость. Но далеко не все знают, в чём же заключаются их разногласия. Приведём самые важные.

«Никита Пустосвят. Спор о вере». В. Перов

Два и три перста

Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека. Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.

Cтарообрядческий нательный крест

Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.

Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.

Церковная служба

Олонецкий старообрядец

В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).

После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.

Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».

Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Староверы

Внешний вид чёток

Старообрядчество отличается от православия и молитвенными чётками. Православные чётки могут состоять из разного количества бусин. Чаще всего используются чётки с 33 бусинами — по числу земных лет жизни Иисуса Христа, либо с количеством, кратным 10 или 12. Старообрядческие чётки представляют из себя ленту со 109 «бобочками», то есть «ступенями», разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу с земли на небеса.

Символ веры, Исус или Иисус

Старообрядческая икона с изображением Христа

Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».

Кроме того, в церковные книги было внесено порядка 10 изменений в Символ веры, что старообрядцы не приняли категорически. Например, в словах о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна» был убран союз «а», и стало «рождённого, не сотворённого». Староверы назвали это произволом и были готовы «за единый аз», то есть всего за одну эту букву «а» идти на страдание и смерть, отстаивая каноны своей веры.

Читайте также: Нательный и крестильный крестики — в чём разница?

Они молятся Христу, носят нательные кресты, посещают храм. Тем не менее, официальная православная церковь отлична от старообрядцев. Почему? И чем отличается это христианское течение?

Кто такие старообрядцы?

Христианство пришло на Русь в 10 веке из Византии. И уставные церковные тексты, и богослужения полностью переняли у Константинополя, переведя на язык того времени. Кроме обрядов и книг, сюда пришла и константинопольская иконописная школа.

Но за 6 веков на русских землях возникло много обрядовых нововведений, да и некоторые церковные книги стали толковать по-иному. А когда в Российскую империю привезли новые переводы греческих христианских книг, их приняли за основу новых церковных текстов. Также российские церковные соборы унифицировали (а, говоря по-простому, собрали и систематизировали) все существующие в стране книги, обряды и иконы.

Но нововведения приняли не все — часть православных решила проводить богослужения так, как и раньше. Их и назвали старообрядцами.

Откуда они появились?

Они появились в Российской империи в середине 17 века вследствие реформы православной церкви, которую провел патриарх Никон. Точный год проведения этой реформы — 1653.

Староверами оказались православные, не принявшие реформу и решившие проводить религиозные обряды по старым канонам. Таким образом, в церкви произошел раскол, разделивший православных на «консерваторов» (старообрядцев) и новаторов (приверженцев реформы, к числу которых причислялась практически вся знать, большинство батюшек).

Протестное движение возглавил Аввакум, протопоп (глава благочиннического округа, то есть прихода — это то же, что сейчас протоиерей).

Естественно, официальная церковь не приняла консерваторов, и довольно жестко: собор 1666 года признал староверие «хулой на Бога» и проклял всех приверженцев этой религии. Их стали давить налогами, пороть и даже убивать. Староверы стали прятаться в глухих местах Заволжья, Урала и Севера, основывая скиты.

Кстати: сам этот термин («старообрядчество») стал употребляться только с начала 19 века.

Наши дни

В 1929 году РПЦ прекратила проклинать староверов и отменила запрет на это ответвление религии.

Сегодня православное духовенство ставит старообрядцев выше иноверцев. Существует церковная комиссия по диалогу между этими конфессиями. Инициатором создания комиссии выступила РПЦ.

Кстати: старообрядческие церкви существуют не только в России, но и в Украине, Беларуси и Прибалтике.

Отличие староверов от православных (нововеров)

Общие принципы веры

  • Крестятся. Православные — сложив три перста, староверы — два.
  • Пение «Аллилуйя». Православные поют это слово трижды, староверы — дважды.
  • Поклоны. Православные совершают поясной поклон, староверы — земной.
  • Крестный ход вокруг алтаря. Православные при богослужении обходят алтарь в церкви, двигаясь навстречу солнцу (против солнца), а староверы — посолонь (так, чтобы небесное светило оказывалось сзади).
  • Написание имени Христа. Православные пишут «Иисус», а староверы — «Исус».
  • Церковные книги, надписи на иконах. Православные 17 века исправили их по греческому образцу (а неисправленные уничтожили), староверы же продолжали пользоваться старинными славянскими переводами.
  • Обряд крещения. Православные могут как частично обливать крестящегося водой, так и погружать его в купель полностью. Староверы погружают крестящихся целиком, обязательно три раза.
  • Название веры. Православные называют себя именно этим словом. Интересно, что и старообрядцы считают себя не староверами, а православными (встречаются термины правоверы и древлеправославные), а своих оппонентов — нововерами или никонианами.
  • Церковная служба. Православные практикуют многоголосое пение (еще и учредили собственную систему записи нот). Староверы придерживаются только крюкового, знаменного пения. При этом все верующие складывают руки на груди крестом.

Пример крюкового (монодического) пения показан в видео:

Старообрядцы считают, что новый, греческий образец богослужений — неправильный, чуждый Руси. Верный — только старинный, пришедший еще с Кириллом и Мефодием.

Крест

Староверы признают только восьмиконечный крест. Это относится как к ритуальным изображениям, так и к нательным крестикам. На табличке пишется не «ІНЦІ» (Иисус Христос Царь иудейский), а «Царь Славы». Нательные кресты изготавливают без изображения Христа.

Православные начали признавать четырехконечный и шестиконечный кресты.

Кстати, четки (которые используются в некоторых ритуалах) тоже стали различаться. У православных они из 33 бусин (каждая напоминает о земном годе жизни Иисуса), у староверов это кожаная лента «лестовка» («лестница») из 109 «ступеней».

Храмы

Сегодня старообрядцы строят церкви. Часто они оказываются настолько похожими на обычные православные, что люди не местные их даже путают.

Но есть и особые безпоповские храмы, внутри которых нет алтаря, а часто — и диаконских, царских дверей.

Важно: если в новообрядческих (никонианских) храмах принято целовать иконы, то в староверских святынях этого не делают.

Подытожим

  • В 17 веке российская православная церковь приняла много нововведений, касающихся обрядов, вида креста, икон. Людей, не принявших этих новшеств, стали называть старообрядцами.
  • У староверов и нововеров имеются различия в написании имени Христа (Исус и Иисус соответственно), способе крещения (двумя и тремя перстами), глубине обрядового поклона и так далее.
  • Староверы признают только 8-конечный крест, православные — шестиконечный и восьмиконечный.

А не получается ли, что православные старообрядцы отличаются от современной РПЦ больше, чем католическая церковь? Узнать об основных 12 различиях классической православной веры и католицизма можно из этого видео:

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *