Отлучение от церкви

Примеры употребления слова анафема в литературе.

На улицах и площадях бесприходные священники, затаившиеся схизматики и монофизисты, несториане, яковиты, манихеи и другие возглашали анафему Юстиниану и призывали верующих низвергнуть базилевса-демона.

Такая предосторожность связана, видимо, с тем, что Бранкович здесь, в частности, рассматривает и различные ереси, не только христианские, но и еврейские, и магометанские, и наш патриарх из Печской патриархии, который каждый август на день успения святой Анны перечисляет все анафемы, безусловно, одну из них предназначил бы киру Авраму, знай он, что тот задумал.

Анафема же, полагавшая, что иногда она способна мыслить, как Агнесса, лично для себя решила, что причиной этому было то, что Агнесса была просто врединой с отвратительным чувством юмора.

Пелевинский шарж соответствует не православию, а именно этой его чисто формальной, знаковой, языческой версии, где главное место занимает не духовная жизнь личности, а анафемы растленному Западу и выстаивание со свечкой.

Потом же, после многих заушений болвану, везут подобие убийцы пророка в поле и сожигают всенародно, — уже не подобно ли сие анафеме?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Принято считать, что отлучение от Церкви – это одна из самых страшных кар, которая может постигнуть верующего за поступки несовместимые с образом жизни порядочного христианина.

Но так ли это на самом деле, и какие интересные факты известны об отлучении от Церкви в Православии?

Немного истории: Православная Церковь различает епитимью, одной из форм которой является отлучение от Святого Причастия и анафему (собственно отлучение от Церкви). Эти понятия часто путают, однако во время епитемьи человек по-прежнему остается православным христианином, несмотря не то, что его участие в жизни Церкви значительно огранивается. Те же, кто был предан анафеме, считаются полностью оторванными (отлученными) от Церкви.

I. Основными причинами, в связи с которыми человек может быть анафематизирован (отлучен от Церкви), являются ересь и раскол, однако истории известны и более интересные случаи: оскорбление царя, почитание «не тех икон», слишком усердное поклонение определенным святым.

II. Считается, что снятие анафемы зависит исключительно от покаяния осужденного, однако за всю историю не было ни одного человека раскаявшегося в содеянном столь убедительно, чтобы анафема была снята.

«Крестный ход». Илларион Прянишников, 1893 год.

III. Особо примечательно, что в Православии анафема не является некой окончательной формой осуждения греховности жизни. Считается, что лишь Бог истинный судья и принести покаяние всегда возможно.

IV. В практическом плане сам смысл наложения анафемы двояк:

— Предостеречь осужденного и призвать его принести покаяние.

— Предостеречь других от впадения в подобные заблуждения.

Сама цель подобных действий — спасение души.

VI. За всю историю Русской православной церкви снятие анафемы происходило лишь однажды — в 1971 году и касалось старообрядцев (противников церковной реформы патриарха Никона приведшей к расколу самой Русской православной церкви в 1650х годах).

«Спор о вере». Никита Пустосвят, 1880-81 год.

VII. Звучит удивительно, но столь известный по победе в Куликовской битве князь Дмитрий Донской был отлучен от православной церкви за антицерковную деятельность, что, однако, абсолютно не помешало прославить его в лике святых в 1988 году (даже без снятия самой анафемы).

VIII. В России вплоть до XVIII века была весьма распространена практика отлучения от Церкви не только еретиков с богохульствующими, но и абсолютно не имеющих никакого отношения к Церкви государственных преступников.

IX. Святой Иоанн Дамаскин в период византийского иконоборчества (750е годы) был аж четырежды отлучен от церкви за свои учения, однако Второй Никейский Собор полностью восстановил его в правах.

Святой Иоанн Дамаскин. Иллюстрация из греческого Псалтыря XVI века.

X. Во времена предшествующие Великой схизме (окончательному расколу Церкви на восточную и западную) Папы Римские и Патриархи Константинопольские с завидной регулярностью налагали друг на друга анафему на фоне не только религиозных, но и личных противоречий.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.

• (греческое anathema — проклятие) церковное проклятие, отлучение от церкви

• рассказ А. Куприна

• то, чем наградила церковь Льва Толстого

• церковное проклятие, осуждение на вечную гибель, произносимое в храме против еретиков и грешников, изгнание из церкви

• повесть Куприна

• скажите по-гречески «проклятие»

• какому проклятию был подвергнут Лев Толстой?

• одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных

• проклятие, отлучение от церкви

• отлучение от церкви

• «прочь» из церкви

• изгнание попа

• изгнание из церкви

• отлучение христианина

• «проклятие» по-гречески

• церковный «импичмент»

• проклятие за грехи против церкви

• проклятие на Льва Толстого

• гнев церкви на Льва Толстого

• церковное забвение для грешника

• «награда», ждущая еретика

• церковь и Лев Толстой

• бранное слово церковников

• церковная опала

• наложена на гетмана Мазепу

• высшая мера церковного наказания

• высшая церковная кара

• немилость церкви

• решение синода по еретику

• проклятие церкви

• Отлучение от церкви, проклятие

• Рассказ А. Куприна (1913)

• Одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных

• «Награда», ждущая еретика

• «Проклятие» по-гречески

• ‘Прочь’ из церкви

• ж. греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик м. анафемщица ж. ругатель, проклинатель, сквернослов

• какому проклятию был подвергнут Лев Толстой

• проклятье

• скажите по-гречески «проклятие»

• церковный «импичмент»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *