Отношение православия к исламу

Дорогие мои братья и сестры, уважаемые единоверцы!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!
Хвала Всевышнему Аллаху, который повелел нам проявлять справедливость и добро по отношению к представителям других религий, — и сегодня наша проповедь будет посвящена отношению мусульман к людям Писания «ахлю аль-Китаб», т.е. христианам и иудеям. Это очень важная тема, она касается всех нас, проживая в России мы, мусульмане, ежедневно, ежечасно встречаемся и контактируем разными людьми и большинство из них не являются мусульманами. Стабильность в нашей стране и в мире в целом зависят от нашего правильного понимания законов Ислама и знания Исламской истории. Как мы прекрасно знаем, большинство конфликтов на религиозной почве, исламофобия, нападки на мусульман, призывы к войне с «неверными» берут начало от незнания собственной религии.
Добрые отношения мусульман России, христиан и иудеев укреплялись в течении многих веков. Врагам нашего государства хочется подорвать эти отношения. С одной стороны обстановку накаляют псевдо знатоки Ислама и «амиры»: в интернет пространстве создаются сайты и форумы, где они агитируют активную молодежь на «войну» против «кафиров» — неверных. С другой стороны в огонь подливают масло СМИ, — они день и ночь по всем информационным каналам запугивают граждан «воинственными исламистами». Получается у тех и у других одна цель, — раскачать межконфессиональную лодку в России. Мы не должны поддаваться подобным провокациям, Ислам всегда призывал верующих к мирному диалогу с «ахлю аль-Китаб», о чем сейчас и пойдет речь.
Некоторые братья утверждают, что нам нельзя сближаться с христианами и евреями. Откуда эта лживая информация? Разве наш благословенный Пророк Мухаммед * не общался с христианами и евреями? В Медине помимо мусульман проживали евреи и христиане, неужели они не общались друг другом? Они общались, заключали договора! Межрелигиозный диалог существовал! Во времена Пророка * христианский правитель Негус и его окруженные хорошо отнеслись к сподвижникам, выслушали их и предоставили им все условия для проживания:
«Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия». Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. (Сура «Трапеза», аяты 82-83)
Шариат не запрещает с ними общаться и торговать. Аллах разрешил вкушать их еду. При определенных условиях и я не стану сейчас заострять внимание на фетвах ученых, а говорю в общем, Аллах также разрешил вступать в браки с их женщинами:
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». (Сура «Трапеза», аят 5)
Мирная концепция Ислама по отношению к иноверцам заложена в следующих двух аятах Священного Корана:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками». (Сура «Испытуемая», аяты 8-9)
Всевышний повелевает проявлять справедливость и добро к тем иноверцам, кто не притесняет мусульман. Естественно, если нашему государству кто то объявит войну, будет угрожать нашим семьям, то мы будем обязаны защищать себя и свою страну. Хвала Господу, современная и прошлая Россия не угрожала Исламу, Ислам для России – это государствообразующая религия. В нашей стране проживают миллионы наших единоверцев, практический во всех крупных городах действуют мечети, на территории воинских частей и исправительных колоний открываются новые молельные комнаты «мусалля». В России имеются множество Исламских университетов и медресе, — руководство страны выстраивает хорошие отношения с исламским миром, поэтому мы обязаны сохранить мир и стабильность между конфессиями. Любые провокационные лозунги призывающие мусульман против России противоречат аятам Священного Корана. Вышеупомянутые аяты касались мекканских язычников, их духовно-нравственный статус по сравнению с людьми Писания намного ниже. Всемогущий Аллах в Коране обращается к христианам и иудеям совершенно по другому, со словами:
«Йа ахл аль-Китаб», либо «йа айюхаль лязиня уту аль-Китаб», — «О люди Писания» и «о те, кому было даровано Писание», что указывает на особый их статус. Все монистические религии имеют один корень и все пророки (мир им) проповедовали единобожие и учили народы законам Господа:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». (Сура «Совет», аят 13)
Религия Ислам повелевает нам веровать в существование ранее ниспосланных им Писаний:
Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (Сура «Корова», аят 136)
Мусульмане для взаимопонимания с христианами и иудеями должны общаться с друг другом, общение должно быть спокойным и мудрым. Часто нам имамам, православные и евреи задают разные вопросы, мы не должны отворачиваться от них и игнорировать их:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему». (Сура «Паук», аят 46)
К сожалению, находятся и такие, кто от имени своей религии проявляет ненависть к другим конфессиям. Наша задача найти общий язык со всеми разумными верующими.
В Исламских странах уже со времен благословенного Пророка* проживает большое количество христиан и иудеев. Их еще принято называть «ахл зимма» или «муахад» т.е. проживающие по договору, под покровительством Аллаха и Его Посланника*. Ислам разрешает им исповедовать свою религию. Незаконное их притеснение является преступлением, ибо сам Пророк* предупредил:
«Тот, кто убьет му‘ахада, не почувствует благоухания Рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути». (Сахих)
Удивительно, мусульмане вставали на защиту христиан и иудеев! Андалусский богослов, основатель захиритского мазхаба Ибн Хазм писал: «Если в наши страны вторглись враги, пришедшие воевать исключительно с «ахль-зимма», мы обязаны сражаться и погибнуть за них, охраняя того, кто находиться под покровительством Всевышнего Аллаха и покровительством Его посланника*».
Дорогие верующие! Ислам с самого своего зарождения призывал к мирному диалогу, Пророк* принимал делегации из разных стран, писал письма правителям различных государств. Мы должны быть открытыми для всех и заинтересованными в том, чтобы наши мечети посещали школьники и студенты. Неважно кто они по вероисповеданию, главное мы должны донести до них достоверную информацию об Исламе, чтобы они в будущем хорошо отзывались о нашей религии.
В конце проповеди просим Всевышнего ниспослать мир и спокойствие нашим народам. Да поможет Он нам сохранить нашу веру и не заблудиться!
«Веди нас прямой дорогой! Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших!». (Сура «Открывающая», аяты 6-7)
Мир вам, милость Аллаха и Его благословление!
Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов
Tags: проповедь

Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.

В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?

1. Близость по духу

В суре «Трапеза» Создатель обращается к нам со словами:

«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)

2. Дозволенность пищи христиан

В этой же суре сказано:

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)

3. Брачные узы

В пятой суре также говорится:

«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)

При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.

4. Достойный диалог

В суре «Паук» сказано:

«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями – прим.ред.), то ведите его наилучшим образом…» (29:46)

5. Прощение

В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:

«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)

6. Огорчение поражениями христиан

Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:

«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)

7. Запретность агрессии

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).

Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства – Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа Умара ибн Хаттаба в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам – религия добра, мира и любви.

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

8. Добрые взаимоотношения

Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» – Сподвижники ответили утвердительно. – «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», – пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).

Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.
Авлия
Вали (араб. ولي‎‎ — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء‎‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Алим
Уле́мы (араб. علماء‎‎ — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم‎‎ — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Ахун
Ахун, Ахунд (перс. آخوند‎) — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. Этим же словом «ахун» (кит. 阿訇, иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь: āhōng) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане (хуэйцзу, дунгане).
Аятолла
Основная статья: Аятолла
Аятолла (араб. آية الله‎‎, перс. آیت‌الله‎ — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.
Великий аятолла
Великий аятолла (араб. آية الله العظمى‎‎) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам
Имам (араб. إمام‎‎ — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Имам (шиизм)
Основная статья: Двенадцать имамов
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.
Ишаны
Ишан (узб. Эшон, чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Кади
Основная статья: Кади
Кади (араб. قاضٍ‎‎ — ) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.
Мавлави
Основная статья: Мавлави
Мавлави (перс. مولوی‎‎) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Молдо
Основная статья: Молдо
Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.
Муджаддид
Муджаддид (араб. مجدد‎‎ — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид
Основная статья: Моджахед
Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد‎‎ — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي‎‎) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид
Муджтахид (араб. المجتهد‎‎ — усердствующий) — учёный, достигший уровня иджтихада.
Мулла
Основная статья: Мулла
Мулла (араб. المُلَّا‎‎ — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
Мударрис
Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.
Муфассир
Муфассир (араб. مُفس‎‎ — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.
Муфтий
Основная статья: Муфтий
Муфтий (араб. مفتى‎‎ — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис
Мухаддис (араб. محدث‎‎ —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мухтасиб
Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками
Муэдзин
Основная статья: Муэдзин
Муэдзин (араб. مؤذن‎‎; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.
Наиб
Основная статья: Наиб
Наиб (араб. نائب‎‎ — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.
Праведные халифы
Основная статья: Праведные халифы
Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Повелитель правоверных
Амир аль-Мумин —
Повелитель мусульман
Амир уль-муслимин —
Факих
Факих (араб. فقيه‎‎ — юрист) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи
Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.
Хазрат
Хазрат — исламский религиозный статус. Соответствует среднеазитскому «таксыру», кавказскому — «эфенди» и турецкому — «ходжа».
Халиф
Халиф, Халифа (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа. Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины.
Хафиз
Хафиз (араб. حافظ‎‎ причастие «учащий наизусть», «охранитель») — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام‎‎) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид
Шахид (араб. شَهيد‎‎ — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.
Шейх
Основная статья: Шейх
Шейх (араб. شيخ‎‎) — почётное название видного богослова в Исламе.
Другие значения:
Духовный наставник, ишан, глава тариката.
Учитель, руководитель религиозной группы.
Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
Любой человек, являющийся Эмиром именуется Шейхом.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам
Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).

Как мусульманин должен относиться к христианину?

Как мусульмане должны относиться к христианам? С жестокостью? Злостью? Ненавистью? Нет. Примером для подражания для любого мусульманина должен быть наш Пророк (мир ему). И в вопросе отношения к христианам нам следует помнить Его заветы.
Сохранился уникальнейший документ, продиктованный Пророком Мухаммадом (мир ему), в котором перечисляются обязанности мусульман по защите христиан, живущих среди них. Это напоминание коллективной ответственности за своих соседей другой веры, послание милосердия и добра от Пророка (мир ему).
Во времена, когда напряжение между представителями мусульманской и христианской конфессий находится на своем пике, мы напоминаем нашим христианским друзьям, что истинный мусульманин не может причинить боли христианину ни физически, ни словесно.
Письмо, написанное Пророком (мир ему) – лишь подтверждение этого (оригинал письма храниться в музее Топкапы (Турция). Знание этого обещания может оказать огромное влияние на поведение мусульман в отношении христиан, и наоборот:

«Это послание от Мухаммада, сына Абдуллы, пусть будет соглашением с принявшими Христианство, далеко или близко, мы с ними.

Поистине я, помощники и мои последователи защищают их, потому что христиане – наши сограждане, и по воле Аллаха я выступаю против всего, что может их обидеть.

В их отношении не должно применяться никакого принуждения. Как их судьи не будут сняты со своих постов, так и их монахи не будут выдворены из монастырей. Никто не разрушит дом их религии и не повредит его и не унесет из него ни единой вещи в жилища мусульман.

Если же кто-то возьмет ту или иную вещь оттуда, он нарушит Божьи предписания и окажет неповиновение своему Пророку. Поистине они мои союзники, заручившиеся моей гарантией безопасности против всего, ненавистного им.

Никто не заставит их переезжать с места на место или участвовать в битвах. За них должны сражаться мусульмане. Если христианка выйдет замуж за мусульманина, это должно происходить только по ее согласию. Запрещается препятствовать ей посещать церковь для молитв. Их церкви следует уважать. Не нужно мешать им восстанавливать свои церкви и поддерживать святость их Заветов.

Никто из мусульман не должен нарушать это соглашение до самого Судного дня».

Таково было послание Пророка (мир ему). Это сообщение вечно и универсально и особенно актуально в наши дни, когда пропасть между мусульманами и христианами кажется непреодолимой. Пророк Мухаммад (мир ему) подчеркивает, что мусульмане – всегда рядом с христианами, далеко или близко, а дурное обращение с христианами приравняется к нарушению Божьих предписаний.

Ислам — это уникальные примеры религиозной терпимости. Они заставляют человека стремиться стать лучше. Подавляя в себе предрасположенность к добру, мы отрицаем фундаментальное свойство ислама.

Опубликовано в альманахе «Интертрадиционал», № 1
Как было отмечено в одной из статей, посвященных политической культуре Древнего Востока, императив, властвующий над умами европейцев на протяжении последних тысячелетий – «равенство людей» — стал почти непреодолимым препятствием в анализе феноменов древневосточной политики жизни . Это же вполне верно и в отношении изучения исламской цивилизации, которая выросла на базе предшествовавших ей цивилизаций Востока, а вовсе не была их отрицанием, как утверждают сторонники «чистого ислама». Пресловутое «равенство в Исламе» это миф, который одинаково рьяно защищают и некоторые мусульмане, подверженные влиянию духа современности с ее одержимостью «всеуравниванием», и некоторые востоковеды. Например Н.А. Иванов в капитальном труде «История Востока» утверждает: «В исламе все люди считались одинаковыми от рождения. Они не должны были иметь никаких преимуществ, связанных с их происхождением, даже фамилий. В идеале все мусульмане являлись рабами Аллаха, одинаковыми, как зубья одного гребня» . Однако подобные утверждения не имеют ничего общего с исторической действительностью. Сословное деление является неотъемлемой чертой любого традиционного общества, и мусульманское общество здесь не исключение. Отметим, что высокая, утонченная культура присуща только обществам с сословно-кастовой иерархией, нравится ли это сторонникам равенства или нет, но все выдающиеся культурные достижения были сделаны в эпоху господства аристократии. В Америке с ее «равенством» возможностей» никогда не было аристократии, и отсюда ее культурная бесплодность и голый техницизм. Отметим также, что в СССР после краха в 20- е годы попыток создания новой пролетарской культуры , в качестве эталона была принята дворянская культура 19 века. Но теперь вернемся непосредственно к теме статьи.
И мусульманские модернисты, и следующие за ними востоковеды ссылаются на Коран и Сунну в подтверждение своей правоты. Да, в Коране и Сунне осуждается родовая спесь, но сама дихотомия знатность/незнатность вовсе не отрицается, мишенью становится лишь абсолютизация знатного происхождения, характерная для арабов эпохи джахилийи. В одном из хадисов происхождение называется в числе четырех критериев выбора жены, наряду с богатством, красотой и религией, хотя предпочтение и отдается религии (Бухари 5090). Аналогичным образом осуждается алчность, привязанность к богатству, стремление к обладанию богатством – такасур (Коран 102.1–8), но не обладание богатством вообще, ибо сказано: «Богатство – благое для человека благого».
И напротив, Ислам весьма чтит родословную и знатность происхождения. Как пишет авторитетный исламский ученый Юсуф Кардави, «ребенок – это отпрыск отца, перенимающий его черты и особенности, а после его смерти являющийся его продолжателем и воплощением бессмертия рода. Ребенок унаследует черты характера и внешность, а также умственные качества и индивидуальные черты отца, как хорошие, так и плохие, благонравные и уродливые. Ребенок – это часть сердца своего отца и кусочек его плоти. Всевышний Аллах узаконил брак и запретил супружескую измену, чтобы исключить сомнения и двусмысленность в отцовстве, а также чтобы сохранить чистоту родословной». Именно поэтому в Исламе запрещено усыновление, ибо, по словам того же Юсуфа Кардави, «недопустимо, чтобы искусственно вживленный в семью мальчик становился ее полноценным членом и обладал теми же правами, что и остальные домочадцы…» . В аристократизме мусульманам не отказывали и европейцы. Интересно отметить, что уже в средневековом романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» мусульманский мир оказывается почти зеркальной копией христианского, и тут же есть свои рыцари и прекрасные дамы, и также царят воинская доблесть и возвышенная любовь .
Наивысшим почетом у мусульман пользуются потомки самого Пророка, именуемые сейидами. Практически во всех странах мусульманского мифа, от Марокко до Уйгуристана, сейиды составили привилегированное сословие.
Считается, что сейиды это потомки дочери Пророка – Фатимы и ее мужа Али. У Фатимы и Али было два сына: Хасан и Хусейн. Соответственно, есть два рода сейидов: сейиды Хасани, которых еще называют шерифами, и сейиды Хусейни. Помимо этого, у Али был еще сын от другой жены Мухаммед ибн ал-Ханафийя, но его потомков не признают сейидами, хотя, например, в Средней Азии они относятся к привилегированному сословию ходжа .
Само слово «сейид» имеет значение «влиятельное лицо, глава». Во многих текстах сам Пророк назывался сейидом. Например, он упоминается под именами «сеййидус-сагалейн» (господин этого мира и следующего), «сеййдус-анам» (величайший из созданных), «сеййдул-анбийя» (глава всех пророков). Сподвижники Пророка использовали это слово для восхваления отдельных людей, находящихся в их среде. Помимо этого, слово «сейид» в хадисах использовалось также в значениях главы или влиятельного лица племени, а пятница именовалась «сейидом всех дней» (Ибн Маджа, «Игама», 79). Слово «шериф» или «шариф» (мн. ч. – ашраф) в переводе с арабского значит «благородный». Впоследствии это слово стало титулом правителей.
Основы привилегированного положения родичей Пророка были заложены еще во время правления второго халифа Умара (634-644), который установил регулярную выплату жалованья заслуженным членам мусульманской общины. Наивысший размер жалованья был определен не для халифа и наместников-полководцев, а для восьми вдов Пророка (причем больше всего стала получать Аиша как самая знатная и самая любимая жена) и его внуков Хасана и Хусейна .
Но во время правления Омейядов у власти хоть и находилась старая арабская знать, потомки Пророка подвергались гонениям, так как Омейяды видели в них угрозу для своего положения. Достаточно вспомнить трагическую гибель внука Пророка Хусейна .
Положение изменилось в лучшую сторону после прихода к власти династии Аббасидов в 750 году. Аббасиды были потомками Аббаса, дяди Пророка и Али. Привилегии сейидов – потомков Али были закреплены на официальном уровне, как и привилегии членов рода Аббасидов. Вместе Алиды и Аббасиды именовались ахль ал-бейт, «люди дома Пророка», или просто «люди Дома». И те, и другие получали от правительства денежное довольствие, вместе с членами своих семей были освобождены от уплаты налога в пользу бедных, могли ходатайствовать за преступников и имели свою собственную юрисдикцию. Роль судьи в их отношении исполнял старейшина (накиб), имевшийся в каждом крупном городе и назначавшийся халифом. Первоначально Алиды и Аббасиды имели общих накибов, но потом каждый род стал иметь своих собственных. Проживающим в Багдаде потомкам Пророка при халифе ал-Мутамиде (870-892) ежемесячно выплачивалось по одному динару, на что вполне можно было прожить. Согласно источникам, в Багдаде в ту пору проживало 4 тыс. человек, имевших право на пособие . Но при этом к личности сейида, исходя из того, что он потомок Пророка, предъявлялись высокие моральные требования. Например, у шиитов дочери сейидов не могли вступать во временные браки (мута), так как положение жены мута считалось непочетным .
Свое высокое положение сейиды сохранили и в государствах, возникших на обломках Арабского халифата. В государстве Саманидов (819-999), располагавшемся в Средней Азии, земли, принадлежавшие сейидам, не облагались налогами. В Египте во время правления там династии Фатимидов (909-1171) было создано специальное ведомство Нигабатут-Талибиййн, функциями которого являлось изучение родословных сейидов и обеспечение их привилегий. Аналогичное ведомство было учреждено и в государстве Хулагуидов после принятия Ислама Ульджайту-ханом (1304-1316). В общественном сознании в тут пору особое благородство приписывалось не только непосредственным потомкам Пророков, но и племени курайшитов вообще. Согласно самому авторитетному труду по суннитскому государственному праву, сочинению ал-Маварди (974-1058) «Ал-ахкам ас-султанийа» («Законы правления»), халиф может происходить только из племени курайшитов, из которого был родом Пророк .
В Османском халифате сейиды пользовались не меньшим почетом и уважением. На страже их интересов стояло ведомство под названием Нагибул-ашрафлыг. В этом ведомстве составлялись родословные, именуемые шаджараи-мутайиба. Среди простого люда сейиды выделялись чалмами зеленого цвета. Впоследствие появилось немало своего рода «детей лейтенанта Шмидта», т.е. аферистов, которые выдавали себя за потомков Пророка и стремились получить положенные им привилегии, представляя поддельные документы в Нагибул-ашрафлыг.
Большое влияние сейиды сохраняют и в наши дни. Иорданией и Марокко правят королевские династии, принадлежащие к роду потомков Пророка. Руководителем (рахбаром) Исламской Республики Иран является Аятолла Сейид Али Хаменеи, сейидом был и основатель ИРИ Аятолла Хомейни. Претендовал на родство с Пророком (без реальных оснований) и казненный правитель Ирака Саддам Хусейн. Президентом крупнейшей арабской страны – Египта – является Мухаммед Хосни Сейид Мубарак.
Если сейидом можно стать только по рождению (хотя в прошлом многие светские правители стремились породниться с ними, женившись на дочерях сейидов), то для представителей еще одного важнейшего сословия, также возникшего в эпоху Аббасидов, сословия факихов, на первом месте стоит соответствующая квалификация, хотя и наследственность в этой среде, понятно, было обычным делом. Факихи – это профессиональные законоведы, на которых смотрели как на авторитетных знатоков и хранителей вероучения. Многие факихи были одновременно и сейидами. С религиозной точки зрения, факихи не тождественны христианским священникам: они не считаются посредниками между Богом и людьми и носителями божественной благодати, не имеют исключительного права совершать религиозные обряды, ни права отлучать от общины или отпускать грехи. Но в реальной жизни сословие факихов или улемов (алим, мн. ч. улама) стало играть ту же роль, которую у христиан играет духовенство . Сам институт факихов вызывает в наши дни особую неприязнь у приверженцев «чистого ислама», которые считают его греховным новшеством (бида) и сравнивают факихов с языческими жрецами. Однако, по моему мнению, появление сословия факихов было вызвано исторической необходимостью и поэтому было неизбежно. Халифат был обширной, протянувшейся от Испании до Индии многонациональной империей, где, помимо арабов, жили представители огромного количества других народов и племен, не знавших арабского языка, и следовательно не могущих воспринимать источники вероучения – Коран и Сунну. А там, где есть овцы, всегда появляются и пастухи.
Социальная иерархия, существовавшая в эпоху Аббасидов, нашла свое отражение в сочинении одного придворного, разделившего людей на четыре категории:
«1]. Цари (мулук), которых их права поставили первыми;
2]. Везиры, которые отличаются смышленостью и разумом;
3]. Высокопоставленные (илйа), которых возвысило богатство (йасар);
4]. Среднее сословие (аусат), которые приравнены к ним благодаря полученному образованию (тааддуб);
Весь же прочий люд – грязная пена, заболоченный ручей и низкие твари. Каждый думает лишь о еде и сне» . Таким образом, положение человека в обществе определяло в ту пору не только происхождение, но богатство и образование. Существовавшая система не была жестко кастовой и допускала перемещения из одной группы в другую, но и уравнительной она вовсе не была.
Ценным источником, свидетельствующим о существовании сословно-иерархических представлений уже в эпоху распада Арабского халифата, когда единое мусульманское государство превратилось в фикцию, является написанная в 12 в. знаменитым факихом Бурхануддином Маргинани, приверженцем ханафитского мазхаба, книга «Хидоя фи фуру ал-фикх». Эта книга до сих пор служит в качестве одного из основных учебных пособий в странах мусульманского Востока и изучается в медресе и университетах этих стран как правовое и нравственное руководство .
Во второй части «Хидои», посвященной браку, сказано, что необходимо «предохранить род от неприличных и неравных браков, а это охранение чести рода возложено на отцовскую родню, которая особенно обязана следить за тем, чтобы кровь их рода не была посрамлена худою или низкой примесью» . Устанавливается требование кафаата, или равенства между брачующимися сторонами, так как «женщина высокого рода и положения гнушалась бы соитием и общением с худородным мужчиною». Указывается, что необходимо равенство в отношении следующих критериев: племени или рода, веры, свободы, нравственности, состояний и знаний. Но при этом замечается, что мужчина все же может жениться на женщине, ниже его по роду и положению . Равным образом и согласно индуистским Законам Ману брак анулома , при котором мужчина был выше женщины по варне, считался допустимым, а брак пратилома , когда имело место быть обратное, осуждался.
Также в «Хидое» устанавливается неравенство в сфере применения уголовного права: чем более высокое положение занимает человек, тем более мягкая степень таазира (назидательного наказания за нарушение общественного порядка) к нему должна применяться. Так, таазир, применяемый к самым благородным (правителям и ученым), заключается в одном напоминании, к благородным (военачальникам и наместникам областей) – или в напоминании или в джирра (приведение нарушителя к дверям на посмешище], к среднему классу (купцам и лавочникам) – в джирре или лишении свободы, к низшему классу – в джирре, лишении свободы или телесном наказании . Еще устанавливается, что если кто-либо назовет человека, занимающего высокое положение, ослом или свиньею, он подлежит наказанию, а если же он таким образом оскорбил простолюдина, то наказание не налагается .
Андрей Игнатьев
Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *