Отношения византии и Руси

Замечание 1

Византия – это государство со столицей в Константинополе в разные периоды занимавшее больше или меньше территорий по побережью Черного и Средиземного моря.

В силу географических обстоятельств восточные славяне и Византия контактировали еще до появления на Руси государственности. Источники сообщают о походах, которые были совершены восточнославянскими племенами, на малоазиатское побережье Черного моря и на Крым в VIII-IX вв. В 860 г. была проведена попытка нападения на Константинополь, но закончилась она недельной осадой города и заключением мира.

Русско-византийские отношения при первых русских князьях X века

Замечание 2

Первые задокументированные договоры Руси с Византией были заключены князем Олегом.

В 907 г. Олег выступает в поход на Константинополь, снарядив большое пешее и морское войско. Лев VI, византийский император, опасаясь штурма, закрыл ворота и загородил цепями гавань. В этом случае Олег принял оригинальное решение: он приказал воинам вытащить корабли на сушу и поставить их на колеса. Таким образом, когда подул ветер, на поднятых парусах корабли поехали к городу. Это зрелище так впечатлило византийцев, что они тут же предложили русскому князю мир.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Отношения Киевской Руси с Византией 420 руб.
  • Реферат Отношения Киевской Руси с Византией 230 руб.
  • Контрольная работа Отношения Киевской Руси с Византией 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По договору Византия обязывалась платить Руси дань и устанавливала упрощенные правила торговли для русских купцов. В знак своей победы Олег прибил русские щиты на ворота Константинополя.

Некоторые исследователи считают, что этого похода на самом деле не было. Дело в том, что сведения о нем имеются только в русских источниках, а вот византийские про это ничего не рассказывают, при том, что описывали походы русских до и после этого события. Текст же договора представляет собой компиляцию договоров 911 г. и 944 г. Впрочем, поход мог быть, но без осады Константинополя.

В 911 г. Олег направил послов в Византию для подтверждения этого договора. Согласно новым положениям, условия оставались прежние, однако, пропадает упоминание о беспошлинной торговле. Соглашение 911 г. признается подлинным, поскольку сведения о нем имеются и в русских, и в византийских источниках.

При следующем князе – Игоре, были продолжены походы на Византию. В 941 г. Игорь снарядил большое войско, однако, флот был почти полностью уничтожен греками при помощи так называемого «греческого огня» (горючей смеси неизвестного сегодня состава). Множество кораблей было разрушено, а выжившие воины были взяты в плен.

Через несколько лет, в 944 году Игорь собрал новое войско, состоявшее из варягов, славян (ильменских словен, полян, тиверцев, кривичей) и наемных печенегов. Основную часть войска составлял флот. Византийский император Роман I Лакапин, заранее зная о походе, послал навстречу русскому войску посольство с богатыми дарам. Игорь счел это удовлетворительным и принял дары, а позже подписал военно-торговое соглашение с Византией.

После Игоря княжение приняла его жена Ольга как регент при малолетнем сыне Святославе. При ней боевых действий с византийцами не велось, а вот дипломатические визиты Ольга в Константинополь совершала:

  • в 955 г. в столице Византии она приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Это было ее личное побуждение, не имевшее влияния на общую религиозную ситуацию на Руси. Известно, что она пыталась приобщить к христианству своего сына Святослава, однако, он оказался, мотивировав это тем, что его дружина станет над ним смеяться. Это означало, что позиции христианства на Руси были не крепки, но и не отторгались, поскольку обратиться в эту веру могла себе позволить мать князя.
  • в 957 г. Ольга с посольством нанесла визит византийскому императору Константину Багрянородному. В византийских документах она называется правительницей Руси при том, что Святослав упоминается без титула. По всей вероятности, этот визит не принес ожидаемых результатов, так как в летописи сообщается о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве после этой поездки.

Воинственный Святослав вновь вернул русско-византийские отношения в военное русло.

В 967 г. византийский император Никифор Фока заключил договор со Святославом, чтобы тот оказал ему военную помощь в конфликте с Болгарией. Возможно, Византия хотела нанести удар по Болгарии чужими руками, а заодно и ослабить Киевскую Русь. В 968 г. Святослав разгромил болгар в битве под Доростолом и взял множество городов, в том числе и важный Переяславец. Таким образом, Болгария осталась под контролем Святослава.

В 970 г. он вместе с болгарами, печенегами и венграми напал на земли Византии во Фракции, а затем дошел до Аркадиополя, который находился недалеко от Константинополя, где и произошло генеральное сражение. В результате были перебиты печенеги и разгромлены главные силы русского войска. Однако по сообщению русского источника, Святослав одержал победу в этом сражении, дошел до Константинополя, но отступил, получив дань.

Однако контроль Святослава над Болгарией не давал покоя Византии, в которой в 970-971 гг. начали готовиться к военному походу. Русское войско со Святославом тогда находилось в Переславяце, штурм которого византийцы вели в течение трех месяцев. В силу истощения ресурсов Святослав запросил мир. Согласно договору, Святослав покидал Переяславец, а также возобновлялся старый мир, по которому русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли.

Святослав с войском двинулись в Киев, но во время зимовки на днепровских порогах подосланный византийским императором Иоанном Цимисхием печенежский отряд во главе с Курей убил Святослава и его дружину.

Русско-византийские отношения в конце X века – XI веке

Новый поворот в русско-византийских отношениях начался при Владимире Великом. В 988 г. император Василий II попросил у русского князя военную помощь в подавлении восстания. В обмен на это Владимир потребовал руку сестры императора Анны. Вынужденный пойти на эти условия, Василий согласился, однако, обещания своего не выполнил. Тогда Владимир осаждает византийский город Корсунь и, после трехмесячной осады, берет его, что угрожало дальнейшим продвижением русского войска к столице Византии.

Согласно летописи, Василий соглашается отдать Анну, если Владимир примет крещение, что русский князь и делает прямо в Корсуни. Однако, эта история носит, вероятнее всего, легендарный характер, так же, как и легенда о «выборе веры», когда Владимир принял решение о необходимости введения на Руси новой религии. Это решение было принято под влиянием множества факторов, в том числе нужды народа в объединительной силе и улучшении отношений Руси с Византией.

Замечание 3

В любом случае примерно в 988 г. в нескольких центрах, в том числе в Киеве и Новгороде, проходят массовые мероприятия по принятию новой веры. В них активно принимают участие византийские священники.

Принятие Русью христианства по православному обряду оказывает огромное влияние на последующее развитие страны:

  • Русь встала в ряд других христианских государств, что укрепляло ее международное положение;
  • развитие архитектуры, живописи, письменности и т.д. под влиянием Византии;
  • изменение быта и сознания людей.

Это лишь некоторые факторы. Византия теперь действительно играла большую роль в культуре Руси. В русские города начали прибывать византийские мастера, которые строили и создавали тут свои шедевры (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке и т.д.) и основывали школы, также хлынул поток произведений византийского искусства (многочисленные иконы). Богослужения поначалу велись на греческом, а это означало, что и основная часть священников тоже из Византии. Письменность также была создана греческим филологом и миссионером Кириллом, который адаптировал греческую азбуку под славянские языки.

До 1043 г. отношения Руси и Византии развивались довольно мирно, пока Ярослав Мудрый не послал своего сына Владимира в поход на Византию. Повод был следующий – убийство знатного русского в Константинополе. Этот поход завершился в 1046 г. с подписанием мирного договора, в закрепление которого византийская царевна выходила за сына Ярослава Всеволода. Также, в течение этого периода русские войска принимали участие на стороне Византии в нескольких военных кампаниях.

С началом на Руси удельного периода международные отношения перестали иметь общерусский характер: теперь политика зависела от конкретного княжества. В 1050-1070-х гг. русские наемники еще были в византийском войске. До 1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись хорошие отношения, развивалось паломничество и заключались династические браки.

В 1116 г. Владимир Мономах принял участие в походе против Византии, однако вскоре мирные отношения были восстановлены. Несмотря на мелкие региональные конфликты в целом отношения между Русью и Византией были дружественными.

Таким образом, за период IX-XII вв. между Русью и Византией сложились определенные отношения, которые начинались с постоянных военных столкновений и завершились мощным культурным влиянием, которое оказала Византия на русские земли. Именно в этот период сложились и укрепились культурные русско-византийские связи.

Византийско – древнерусские связи.

Ближайшим южным соседом Древнерусского госу­дарства являлась Византия. Мирные отношения сме­нялись военными конфликтами. В 860 г. Русь впервые «пошла» на Константинополь. Но император Михаил III был занят совсем другим — войной с арабами, поэтому результа­том похода стало мирное соглашение. В 907 г. киевский князь Олег собрал многочисленное войско и отправился к столице Византии. Итогом этого похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 г. Русь заключила выгодный для себя мирный договор, предусматривавший существование постоянных колоний русских купцов в столице Византии. В 941 г. в ответ на нарушение византийцами договора князь Игорь отправился на Константинополь, однако потерпел не­удачу. В 944 г. он предпринял новый поход, во время которо­го откликнулся на предложение греков и подписал с ними до­говор о мире. Его жена княгиня Ольга укрепила отношения между двумя странами, совершив в 955 г. дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство.

Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава — сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II Фока решил столкнуть между собой Русь и Ду­найскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить. По­этому Никифор предложил Святославу совершить поход на Балканы. Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которыми Визан­тия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого по­ворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болга­рии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз с бол­гарским царем Борисом против Византии. Началась война.

Военные действия проходили с переменным успехом. В итоге Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. византийский император Иоанн Цимисхий начал наступление. Он занял столицу Болгарии и разгро­мил войско Святослава. Киевскому князю пришлось согласить­ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по­лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени­ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

При Владимире отношения с Византией вступили в но­вый этап, ознаменованный

принятием Русью хрис­тианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за­хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им­ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им­ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.

Предыдущие статьи: Следующие статьи:

  • Особенности социального строя Древней Руси.
  • Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
  • Принятие христианства.
  • Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
  • Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.

Вопросы и задания.

Икона – символическое изображение Бога и святых.
Иконопочитатели – сторонники почитания икон.
Иконоборцы — противники почитания икон.
Базилика – прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько помещений (здание храма, первоначально были зданиями суда и место проведения торговли).
Крестово-купольный – тип храма, где купол устанавливается на барабан, который опирался на столбы (такие храмы имели форму креста).
Глаголица – первая славянская азбука.
Кириллица – новый вид славянской письменности.

2. Чем вы можете объяснить тот факт, что Византия унаследовала черты древневосточной и античной культур?

Это можно объяснить тем, что Византия унаследовала традиции древневосточной и античной культуры. Она унаследовала от предшественников, применяла и развила знания, накопленные в античный период. Также, Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. В Византии тесно переплелись античность и христианство. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности, а в византийских школах сохранились античные традиции.

3. Объясните, почему на территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры, а на террарии Западной Европы подобного расцвета не было.

На территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры, а на территории западной Европы подобного расцвета не было потому, что в раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Тогда как на Западе многие достижения античности были уничтожены, Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. В Византии тесно переплелись античность и христианство. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. В византийских школах сохранились античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние школы в Византии были частными и государственными , а в Западной Европе церковными и монастырскими. Сохранились и развивались античные знания в математике. Было введено буквенное обозначение в алгебре. Эти знания нашли применение в астрономии, строительстве, исчислении сборов налогов. В течение раннего средневековья города Византии оставались очагами образованности, где на основе достижений античности продолжали развиваться науки и ремесла, изобразительное искусство и архитектура. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции. А на территории Западной Римской империи в то время была феодальная раздробленность, в стране шли постоянные междоусобные войны.

4. В честь победы иконопочитателей в православии отмечается день Торжества Православия. Объясните, почему эта победа имеет такое большое значение для православных. В чем ценность иконы для людей, не исповедующих христианство?

Иконопочитание, которое основано на Священном Писании, т. е. Библии, и являлось обычаем у первых христиан, вплоть до VIII века оставалось неприкосновенным. Но в 730 году византийский император Лев III Исавр запретил его. Православные почитатели икон, в особенности монахи, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых и молиться перед ними, подвергались серьёзнейшим гонениям. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Тысячи икон, равно как и фресок, мозаик, изваяний святых, были уничтожены. Считается, что по своей жестокости эти гонения были сравнимы с гонениями на христиан языческих императоров Диоклетиана и Нерона. Только в 843 году в Константинополе по инициативе царицы Феодоры был созван Собор для восстановления почитания икон в Церкви. Собор осудил иконоборцев как еретиков. А после завершения Собора, в первое воскресенье Великого поста – 19 февраля в 843 году, состоялось особое торжество. Патриарх Константинопольский Мефодий установил праздничное богослужение – так и появился особый чин, называемый «Торжество Православия». Именно в честь этого события Церковь и празднует Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста. Эта победа имеет такое большое значение для православных потому, что чин Торжества Православия символизирует победу и торжество Православной церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами – проводится своего рода чёткое разделение истины и лжи.

Для людей, не исповедующих христианство, ценность икон состоит в том, что иконы всегда были интересны художникам, реставраторам, коллекционерам как предмет искусства и истории.

5. Какие выводы вы можете сделать об истории и культуре славян?

Византия оказала огромное влияние на развитие культуры и истории всех славянских народов, которые в этот период только начинали создавать свою самобытную культуру. Например, благодаря деятельности Кирилла и Мефодия у славянских народов начала развиваться письменность и литература. Они создали новый вид письменности — кириллицу. Также, славяне заимствовали у Византии искусство построения храмов и иконописи.

6. На какие славянские страны оказала влияние Западная Европа?

Византия оказала огромное влияние на развитие культуры и истории всех славянских народов. Западная Европа оказала влияние на Чехию и Польшу, которые приняли христианство западноримского образца и, таким образом, вошли в западнохристианский мир.

• Сложный план § 13. Культура Византии и славянских государств.
• Конспект § 13. Культура Византии и славянских государств.

Ответы на выборочные вопросы учебного издания выполнены в удобном для чтения формате PDF.

Также вы можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

О Византии и Руси вкратце

Византия и Русь, кратко говоря, имели непростые отношения. Эти два государства за свою историю часто воевали, и не реже заключали договоры. В первые годы после основания Киевской Руси правители Киева пытались добиться от Византии более выгодных торговых взаимоотношений. В 907 году был осуществлен поход князя Олега на Царьград, после которого Византия выплатила Руси значительную сумму, обязалась выплачивать дань каждый год, и обеспечить русским торговцам беспошлинный доступ на византийские рынки.

Новые походы Руси, осуществленные в 941-944 году были неудачными для Киева. Князь Игорь вернулся ни с чем, и потерял поддержку населения в собственном государстве. Беспошлинная торговля была отменена, однако Византия не стала отнимать у Руси ее территории в устье Днепра и Тамани. Новый князь Святослав захватил Подунавье, и вступил в новый конфликт с Византией в 970 году. В следующем году от территориальных притязаний Святославу пришлось отказаться. Наиболее близкие отношения Византия и Русь, кратко описанные в данном разделе, наблюдались при правлении Владимира Великого. Постоянные путешествия русских торговцев в Византию способствовали распространению ее культуры на Русь.

Вместе с ними, а также дружинниками распространилась и новая вера – Христианство, которая была принята Владимиром в качестве государственной религии. Кроме того, это было условием для заключения династического союза – сестра византийского императора была выдана замуж за Владимира.
Византия оказала огромное влияние на развитие Киевской Руси. Оттуда в страну пришла не только новая вера, но и новые архитектурные традиции. Вместо деревянного строительства, в котором на Руси мастера достигли мастерства, началось развиваться каменное. Первыми каменными постройками стали церкви и часовни, наиболее значимым архитектурным достижением стало возведение Десятинной церкви и Софии Киевской. Также благодаря византийцам стало распространенным образование, которое могли получить как знатные, так и простые граждане.

Со временем отношения между двумя великими государствами снова охладели. В 1043-1046 году в Константинополе была учинена расправа над русскими купцами, и это вылилось в войну, которую удалось завершить при помощи династического брака. Это был последний военный конфликт между Русью и Византией. В 1116 году Владимир Мономах предпринял новый поход в Византию, однако та откупилась.

К началу X века отношения Древнерусского государства с Византийской империей представляли собой урегулированное состояние «мира и любви».

В 907 году князь Олег во главе большого войска выступил в поход на Царьград. Он задумал мечом утвердить на византийских границах свои политические и торговые притязания. Собрав в своем войске силы всех подчиненных Киеву племен и заручившись поддержкой союзников — варягов и тиверцев, князь двинулся против греков «на конях и на кораблях». Неизвестно, какой по размеру была его конная дружина, но в морском переходе участвовало 2000 судов. Когда русские ладьи приблизились к Константинополю, оказалось, что вход в залив Золотой Рог перегорожен толстой цепью: в случае опасности ее поднимали со дна моря. Не сумев войти в гавань, Олег велел поставить свои корабли на деревянные колеса и поднять на них паруса. Как сообщает предание, русские ладьи по суше, как по морю, подошли к стенам Константинополя.

Древняя Русь и Византийская Империя на карте.

Переговоры с Царьградом. Греки выслали к Олегу парламентариев, которые сказали: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». Олег прекратил военные действия. Далее в «Повести временных лет» говорится, что «вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено». Прозорливость правителя руссов поразила и испугала византийцев. Они начали «мира просить», умоляя Олега «не воевать Грецкие земли». Князь потребовал от Константинополя восстановить ежегодную выплату дани Руси, а для войска — огромную контрибуцию: по 12 гривен на человека на 2000 кораблей, «а в корабле по 40 мужей».

Договор 907 года между Русью и Византией. Договор 907 года восстановил мирные отношения между Византией и Русью и определил порядок взаимоотношений в области дипломатическихотношений и торговли двух стран. Византийцы обязались выплачивать ежегодную дань Руси как своему союзнику. Отныне русские послы брались в империи на полное содержание: им предоставлялись кров, транспорт, пища, провожатые на пути в Константинополь и обратно, возможность пользоваться банями. Русским купцам, ведущим торговые операции, давалась «месячина»: в течение 6 месяцев они могли бесплатно получать хлеб, мясо, рыбу, вино и овощи. При этом местные власти определили им местожительство в предместье Константинополя у церкви Святого Мамонта и проводили перепись купцов, дабы под видом них в город не проникли враги.

Заключение договора между Русью и Византией.

Возвращение в Киев. Император Лев VI и его сановники, утверждая договор, целовали крест, а Олег «с мужами его» «клялись своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота». И так «утвердили мир». Олег в знак победы повесил свой щит на воротах Константинополя, а затем пустился в обратный путь, обремененный богатой добычей: золотом и серебром, дорогими тканями, предметами искусства и драгоценными сосудами. Народ дивился, видя его богатство и славу, предполагая, что князь наделен счастливым даром предвидеть воинскую удачу. С этого времени Олега стали называть Вещим.

Удержание «бывшей любви». Весной 911 года Олег отправил в Константинополь послов для составления письменного соглашения с империей. 2 сентября они заключили договор, текст которого вошел в «Повесть временных лет». Посланцы князя Олега выступили «от роду русского» по воле верховного правителя и «всех сущих» под рукою Олега, вновь подтвердив «мир и любовь» Руси и Византии. Договор был составлен «о двух хартиях» — на греческом и славянском языках.

Русская земля, которой правил Вещий Олег, представляла собой огромную территорию Восточно-Европейской равнины, заселенную многими славянскими племенами. В некоторых местностях они взаимодействовали с другими этносами. С созданием киевской Руси сотни первобытных племен стали выступать как единое государство признанное в мире. Объединение страны способствовало развитию торговых и культурных связей между городовыми областями разных земель. Установление прочных контактов с Востоком и Византией имело большое значение для экономики страны. В Киевской Руси возникли новые города, динамичнее стал происходить процесс освоения земель, ремесла и искусства получили мощный толчок для своего развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *