Отшельник, кто это?

Волею судьбы или просто жаждой приключений я стала отшельником на пару месяцев в позапрошлом году на курорте Боровое. Стоял февраль, хотелось уехать из города и подальше. Нашла на сайте объявлений квартиру на Боровом за небольшие деньги. Сдавалось жилье с осени и только до лета, летом эти самые квартиры сдаются посуточно за хорошие деньги. Я оказалась в изоляции, только муж приезжал на выходных и то не каждую неделю.

Отшельниками называют людей, которые живут уединенно и почти ни с кем не общаются, особо никуда не выходят.

Много людей, уставших от работы, уезжают в теплые края или поближе к природе и живут простой жизнью. Это называют дауншифтингом.

Современные отшельники уезжают туда, где дешевая жизнь, чтобы можно было долго жить на сбережения и не работать. Кто-то посвящает время творчеству или личным проектам. А кто-то создает экопоселения, родовые поместья или начинает спасать планету.

На курортах в не сезон много жилья пустует, цена аренды очень низкая. Так в селах есть дома или дачи, которые сдают на лето или на зиму. Такое жилье дешево или даже бесплатно, и там можно пожить, огромный минус — это отсутствие удобств.

Такой творческий отпуск подойдет любителям поскитаться, дауншифтерам, фрилансерам, любителям жизни на природе или творческим людям для работы в уединении.

Советы будущим отшельникам:

  1. Возьмите с собой побольше работы или придумайте план, чем хотите заняться. В селах не всегда есть интернет, это неудобство как раз хорошо для тех, кто хочет излечиться от сумасшествия этого мира, то есть от интернета.
  2. Первые несколько дней вы будете осваиваться и обживаться. Создавайте для себя нужные условия и обстановку. А потом уже можно приступать к делу.
  3. Можно приехать на 3-4 недели или же на весь не сезон. Можно представлять себя писателем, который приехал чтобы писать книгу. Или человеком, который достиг финансовой независимости, и ему нет нужды работать. Такое жилье намного дешевле офиса в городе плюс еще и жить там можно).
  4. Бытовые трудности конечно будут мешать, особенно с непривычки. Но надо положительно на них смотреть, как на приключение. Представляйте, что вы уехали на Тибет или в шаолиньский монастырь). Обстановка там как в казарме, ведь ничего не должно отвлекать от медитаций и тренировок.
  5. Очень советую приобрести рюкзак для путешествий или городской рюкзак. С ним очень удобно ездить в город за продуктами или бродить по лесу.
  6. В свободное время можно заниматься спортом. Для этого надо привезти с собой снаряжение, одежду или видеокурсы. Все что вам понадобится. Заниматься можно на улице во дворе, даже на природе, в крайнем случае дома под телевизор).
  7. Как в такой местности без прогулок Можно гулять по лесу или пойти на речку и черпать там вдохновение. Только надо иметь теплую одежду и подходящую обувь, особенно если зима. Даже не надейтесь на расчищенные тропы. Еще местное население будет удивляться вашим прогулкам. Люди в селах не привыкли к прогулкам, для них странно что кто-то просто гуляет. Понять это могут только городские).
  8. Вас будут спрашивать местные о работе и чем занимаетесь. Не могут понять, что вы вообще здесь потеряли. В современном мире не принято «просто жить», обязательно нужно работать. А о работе на дому или по интернету простые люди и не слыхивали. Мы говорили что просто отдыхаем, но все равно многие удивлялись, как можно отдыхать несколько месяцев подряд?!

Такой эксперимент подойдет не всем. Даже мне было трудно временами, хотя я выросла в деревне. Будет что-то вроде ломки без привычного комфорта и развлечений. Все будет не нравится и раздражать. Через несколько месяцев я вернулась в город и честно говоря была очень рада. Думала что напишу там книгу, но почему-то не получилось. Написала много статей, но ожидала что производительность будет выше. Это был такой странный и поучительный опыт. Я рада что сделала это, но поняла что долго не могу жить в такой сильной изоляции.

автор статьи Баукенова Динара

Наверное, большинству жителей крупных городов периодически приходит мысль о том, что было бы прекрасно поселиться в деревне и жить тем, что даёт природа. Суета и ежедневные гонки со временем истощают нервную систему. Правда, когда вспоминаешь, что в тайге не будет медицины, интернета и кофе, желание так радикально менять жизнь пропадает.

Тем не менее находятся люди, которые добровольно становятся отшельниками. При этом для жизни они выбирают не самые комфортные места. Отшельником на острове быть легко, а вот быть отшельником в северных широтах России гораздо сложнее. Ниже — истории о самых суровых Робинзонах современности.

Александр Рябинин

Жизнь Александра никогда не была лёгкой. Он вырос в детдоме, родителей не помнит. От государства ему досталась только комната в общежитии. В ней он жил до поры до времени. В какой-то момент государство решило его выселить. Человек оказался на улице, так как его работа не давала ему достаточно средств, чтобы снимать хоть какой-то угол. В отчаянии Александр буквально пошёл, куда глаза глядят. И дошёл до леса в Челябинской области.

Он решил, что одному на природе лучше, чем с бомжами на теплотрассе. Дело было летом, и Александр начал ускоренными темпами строить для себя землянку. Место он выбрал не очень далеко от населённого пункта, чтобы иметь возможность наведываться на свалку за одеждой и стройматериалами. О том, что в лесу завёлся отшельник, узнали полицейские. Они подожгли времянку Александра, а его забрали на 10 суток.

Когда Рябинина выпустили, он вернулся и построил новую, более основательную и неприметную землянку. Пропитание стал добывать себе охотой и рыбалкой. Из-за того, что он выловил два килограмма рыбы ценной породы ему дали год условно по статье браконьерство. Поэтому Александр решил с охотой быть аккуратнее и стал сажать картофель. Вечерами отшельник играл на детском аккордеоне, чтобы развлекать себя.

Летом жить в лесу просто замечательно, а вот зимой хуже. Однажды отшельник отморозил себе палец. Он почернел, и Александр был вынужден его отрезать. В 2012 году сообщалось, что отшельник прожил в лесу уже 10 зим. Как сейчас обстоят дела у этого несомненно заслуживающего уважения человека — неизвестно.

Юрий Алексеев

Юрию около 30 лет, у него дреды, кислотного цвета футболка и широкие штаны, а на стене висит спил дерева с нарисованным циферблатом. Сейчас Юрий — отшельник, но ещё в 2012 году он был юристом и снимал однушку в Москве. Однажды молодой специалист понял, что глубоко несчастен в предложенных условиях жизни. Тогда он вспомнил, что он не дерево, и может идти, куда захочет и быть тем, кем хочет.

Фото: englishrussia.com

Алексеев захотел быть хоббитом-отшельником. Он вырыл себе землянку на границе Московской и Владимирской областей. Вход в неё — круглый, как у Бильбо. На крыше жилища — солнечные батареи, а вдоль стен стоят книги до потолка. Речь у отшельника красивая и сложная — видно, что человек очень образованный и начитанный. Алексеев известен, у него свой профиль в Instagram и канал на YouTube, который так и называется — «Хоббит Отшельник». Он ежедневно записывает ролики, которые просматривают тысячи человек.

Фото: englishrussia.com

По всему видно, что Юрий сейчас действительно счастлив, у него есть всё, что нужно: кофе, интернет и свобода. О перспективах возвращения в город Юрий говорит так: «Коммунальные платежи или взносы за ипотеку упираются в необходимость работать, а это значит, что я буду вынужден делать то, что мне вернее всего будет не интересно. Поэтому я против.»

Несломленные фермеры Бойко

Тамара и Юрий Бойко в начале девяностых годов захотели организовать свой бизнес, связанный с сельским хозяйством. Им выдали 50 га земли, но чтобы начать, нужны были деньги. Юрий и Тамара продали квартиру в Ленинграде и дом в деревне. Тот, кто продавал квартиры в девяностые, знает, что это было одно из самых необдуманных решений в их жизни. Они стоили очень дёшево. На деньги от квартиры, которая сегодня стоит около двух миллионов, тогда можно было купить «Волгу», стиральную машину и пару ковров.

Фото: realt.onliner.by

Супруги погнали скотину из деревни, где раньше жили, самоходом на свою землю. Шли целый день. К вечеру дошли и уснули прямо под открытым небом под деревом. О себе думать некогда было, начали строить времянки для скота. Потом и себе вырыли земляночку. Тогда думалось, что это всё — не постоянное. А оказалось, что этими строениями придётся пользоваться более 20 лет. Супруги всё равно считают, что жить лучше во времянках на своей земле, чем быть кому-то что-то должными.

Фото: realt.onliner.by

В гости к дедушке и бабушке приезжает внучка, которую родила дочь отшельников. Дочь, в свою очередь, недолго смогла жить с родителями в их экстремальных условиях. Она вышла замуж и живёт в соседней деревне, регулярно навещая родителей. Обратно уезжает с полной машиной гостинцев, которые выросли на своей земле.

Олег Бородин, который искал себя на перевале Дятлова

Фото: ura.ru

Перевал у горы Отортен, на котором при странных обстоятельствах погибла группа Игоря Дятлова в 1959 году, притягивает к себе туристов и по сей день. Одним из них стал Олег Бородин, который бросил устроенную жизнь, жену, взрослого сына, работу и 4-комнатную квартиру в центре Челябинска, чтобы найти себя. Сначала он примкнул к анастасийцам, о которых мы писали ранее. Он строил с ними родовое поместье, чтобы питаться только тем, что выращено своими руками. Но тяга к одиночеству оказалась сильнее.

Олег стал уходить в горы в 2013 году, сначала на неделю, потом на месяц, потом на полгода. Сын даже в розыск подавал. Однажды на склоне одной из гор он соорудил себе небольшой домик, установил солнечную батарею на крыше и жил там какое-то время. Человеком он был очень доброжелательным, всегда отогревал туристов чаем, если они заходили к нему, и рассказывал интересные истории.

Избушка, в которой Олег жил. Фото: ura.ru

В январе 2016 года он замёрз на перевале у горы Отортен. Зима в Уральских горах очень сурова. И, видимо, она не пощадила даже туриста-отшельника, который хотел только жить в гармонии с природой и найти себя.

Пещерный человек Даниэль Суэлло

В 40 лет американец Даниэль Суэлло серьёзно захотел выпасть из капиталистических отношений. Он, как герой фильма «Выжить любой ценой», уничтожил свои сбережения и паспорт, права и медицинскую страховку. Последние $30 проговорил через телефон-автомат с родными. После этого он ушёл в каньоны в штате Юта и выбрал для себя пещерку по размеру.

Именно там он и живёт, купается в ручье, воду для питья берёт из родников. Питается, чем придётся, обычно семенами, а спит на высеченной в скале кровати. Для общения Даниэль открыт и рад любым гостям, с ним можно посидеть, поговорить, выпить кипяточка и закусить семечками. Никаких «подачек» от государства он не берёт — ни талонов на продукты, ни пособий по безработице.

О Даниэле написана книга «Человек, который плюнул на деньги». Её написал друг Даниэля Марк. Книга работает на популяризацию такого образа жизни, к которому, если и не к такому радикальному, обращаются люди по всему миру, уставшие от бесконечного зарабатывания денег.

Читайте также: «Русский Тарзан»: Михаил Фоменко прожил в австралийских джунглях 60 лет

Кто такие отшельники? Почему некоторые люди в современном обществе приходят к решению лишить себя благ цивилизации и удалиться подальше от социума? С какими трудностями сталкивается человек, пожелавший стать отшельником? Если вам это интересно, данная статья для вас.

Значение слова отшельник

Если воспользоваться словарем русского языка, можно узнать значение данного слова, которое заключается в следующем: отшельник — это человек, которые по религиозным или каким-либо другим причинам решил поселиться и жить вдали от людей. Синоним данного слова – это пустынник, нелюдим, затворник. Другими словами, отшельник – это человек, живущий в уединении и избегающий человеческого общества.

Отшельниками часто становятся монахи, уединившиеся от людей и ведущие аскетичный образ жизни.

Поэтому чаще всего слово «отшельник» ассоциируется именно с этой категорией людей. Однако в последнее время в связи с развитием цивилизации многие люди не выдерживают ускоряющегося ритма жизни, суеты и сознательно отказываются от общества себе подобных, становясь отшельниками.

Почему люди решают стать отшельниками

С монахами все более-менее ясно, их стремление посвятить свою жизнь служению Богу, отгородившись от окружающего мира с его соблазнами и грехами – это вполне объяснимо и понятно. Но почему люди, не связанные с религией, добровольно отказываются от благ цивилизации и ведут затворнический образ жизни? На это есть несколько причин.

Юношеский максимализм.

Часто молодые люди под влиянием гормонов решают, что все их проблемы, связанные с социумом, можно решить своеобразным способом – это уйти подальше от людей и цивилизации. Они не до конца осознают, что их ждет, и, как правило, чем больше они начинают вникать в суть отшельничества, тем больше убеждаются в ошибочности своего выбора.

Особенности личности.

Так как отшельник – это человек, сознательно выбирающий одиночество, к такому решению более склонны неуверенные в себе интроверты, которые тратят колоссальную энергию, общаясь с окружающими. Эти люди бегут от проблем и трудностей, с которыми в социуме, в силу своей замкнутости и слабохарактерности, им сложно бороться.

Желание быть поближе к природе.

В данном случае верх берут не юношеские гормоны и не желание сбежать от проблем, а осознанное решение отдалиться от цивилизации и приблизиться к природе.

Такие люди за все естественное – чистый воздух, натуральные продукты, выращенные своими руками, отсутствие вредных воздействий современной техники и т. д.

Отшельники в тайге

Места проживания для своего отшельничества люди выбирают самые разные. Наименее стрессовый для неподготовленных людей вариант – это поселиться в какой-то совсем маленькой деревушке с населением до 100 человек. При этом минимально комфортные условия сохраняются, но связь с цивилизацией очень слабеет, в отличие от связи с природой.

Однако есть отшельники, которые решаются на более кардинальный метод. Например, таежный отшельник – это человек, который уходить жить в тайгу. Электричество, водопровод, почтовое сообщение и т. д. – полностью отсутствуют.

Подготовка к отшельничеству

Жизнь в режиме отшельника достаточно непроста. К этому нужно основательно подготовиться. Для начала нужно правильно подобрать место обитания с учетом наличия растительности, водных ресурсов, живности и близлежащих населенных пунктов. Важен также вопрос строительства жилья. Для тайги больше всего подходит бревенчатый дом.

Процесс добывания пищи – это основная задача после того, как будет выбрано место жительства и построено жилище. Рыбалка, выращивание сельскохозяйственных культур, охота – это основные источники добычи пропитания в тайге.

Если правильно подготовиться к отшельничеству – есть все шансы на удачное проживание вдали от цивилизации на лоне природы. Очень важно ответственно подойти к данному вопросу и правильно оценить свои возможности, тщательно взвесив все «за» и «против» и глубоко изучив все особенности существования в таких условиях.

Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани чрез слух, от брани чрез язык и от брани чрез видение того, что может уязвлять сердце его (прп. Антоний Великий, 89, 95). Источник.

* * *

…Пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть (прп. Антоний Великий, 89, 95). Источник.

…Удаление от мира состоит не в том, чтоб телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать напечатлеваемое в сердце Божественным учением (свт. Василий Великий, 10, 9).

Посмотри на дикого осла в пустыне; никто не садится на хребте его. Посмотри на серну в пустыне, никто не стрижет ее волос. Источник.

Смотри на животных, и беги в пустыню, и не оставляй ее. Возьми для себя в пример пернатых и не нарушай обета отшельничества. Не ищи обитаемых мест, чтобы на душу свою не навлечь тебе смерти, не оставляй пещер и вертепов, чтобы не стали блаженнее тебя мертвые. Не люби городов и не пренебрегай дебрями (прп. Ефрем Сирин, 34, 294–295). Источник.

Пещеры, служившие убежищем тебе, уготовят для тебя чертог на небесах (прп. Ефрем Сирин, 34, 296–297). Источник.

…Жизнь пустынная, отшельническая, удаляющаяся и чуждающаяся общения с людьми, хотя сама по себе важна и высока, даже выше сил человеческих, однако же ограничивается только преуспевающими в оной, отрицается же от общительности и снисходительности – свойств любви, которая, как известно… есть одна из первых достохвальных добродетелей. Сверх того, такая жизнь, как не обнаруживающаяся в делах, не может быть поверяема и сравниваема с другими родами жизни. Напротив того, жизнь общественная, провождаемая в кругу других, кроме того, что служит испытанием добродетели, и распространяется на многих, и ближе подходит к Божию Домостроительству, которое и сотворило все, и связало все узами любви, и наш род, после того как он утратил свою доброту чрез прившедший грех, снова воззвало посредством соединения и обращения с нами (свт. Григорий Богослов, 13, 271–272).

Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не имеет общения с привязанными к земле, но обожил свой ум (свт. Григорий Богослов, 15, 273). Источник.

Высока жизнь целомудренных нестяжателей, привитающих в горах; но гордость и их низлагала неоднократно, потому что они, не измеряя своей добродетели другими совершеннейшими образцами, иногда в сердце своем именуют высотою, что невысоко, а нередко, при пламенеющем уме, ноги, как горячие кони, несут их далее цели. Посему или на легких крыл ах несись все выше и выше, или, оставаясь внизу, совершай безопасное течение, не страшась, что какая-нибудь тяжесть преклонит крылья твои к земле, и ты, вознесшись, падешь жалким падением (свт. Григорий Богослов, 15, 275). Источник.

…Жизнь пустынная освобождает избравшего оную от мирских треволнений и через молчание соделывает его собеседником Ангелов и, насколько возможно, возвышает ум до созерцаний Божественных (свт. Григорий Нисский, 25, 274). Источник.

Тело отделить от души может только сочетавший их, душу же от тела – и тот, кто стремится к добродетели (в отшельничестве). Ибо отшельничеством отцы наши называют память о смерти и бегство от тела (т. е. чтоб плотиугодия не творить в похоти) (авва Евагрий, 89, 576).

… гораздо выше и славнее самого царя. Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, – ты упал бы на землю, будучи не в состоянии вынести сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести (свт. Иоанн Златоуст, 50, 705).

…Пустыню искать должно совершенным, очищенным от всякого порока, и по совершенном очищении от пороков в обществе братий уходить в нее не по малодушию, а для Божественного созерцания, с желанием высшего ведения, которое может быть приобретено только в уединении и только совершенными. Ибо какие пороки не уврачеванные мы перенесем в пустыню, они будут скрыты в нас, но не истреблены. Ибо уединение как способно приводить чистых нравами к чистому созерцанию и ясным ведением открывать знание духовных тайн, так и пороки неочистившихся не только не очищает, но еще увеличивает. Отшельник дотоле кажется себе терпеливым и смиренным, пока не сталкивается в сношении ни с каким человеком. А когда встретится какой-нибудь случай к раздражению, то он тотчас возвращается к прежней страсти, ибо тотчас обнаруживаются пороки, которые скрывались, и как необузданные и от продолжительного покоя утучневише кони с рвением вырываются из своих затворов и с большим стремлением и неистовством влекут своего всадника к погибели. Ибо если страсти не будут прежде очищены, то более неистовствуют в нас, когда от людей не бывает повода обнаружить их на деле. По неупражнению, от беспечности мы погубляем и малое терпение, которое, казалось, имели, находясь вместе с братиями, ради стыда их и людского замечания. Как все ядовитые роды змей или звери, пока находятся в пустыне и своих логовищах, пребывают как бы безвредными; однако же из-за этого нельзя считать их безвредными, потому что некому вредить. Ибо это зависит не от доброты их, а от необходимости пустыни. А как улучат удобный случай укусить, они скрытый в них яд и злость души тотчас изливают и выказывают. Потому ищущим совершенства недостаточно не гневаться на человека. Ибо помним, что когда мы пребывали в пустыне, то сердились на писчую трость, когда не нравилась толстота или тонкость ее; так же на ножик, когда иступленным лезвием не скоро перерезывал; тоже на кремень, если не скоро вылетала искра огня из него, когда мы спешили к чтению, вспышка негодования простиралась до того, что возмущение духа не иначе мы могли подавить и успокоить, как произнесши проклятие на бесчувственные пещи или, по крайней мере, на дьявола. Посему к достижению совершенства недостаточно одного только отсутствия людей, чтобы не на кого было гневаться; если наперед не будет приобретено терпение, то страсть гнева также может устремляться на бездушные вещи и по малым поводам. Находясь в нашем сердце, она не допустит ни приобрести постоянное спокойствие, ни освободиться от прочих пороков; разве в том думаем приобрести какую-нибудь пользу, или врачевство нашим возмущениям, что бездушные, немые вещи не отвечают на проклятия или гнев наш и раздражительность нашего сердца не возбуждают к большему воспламенению безрассудной ярости (прп. Иоанн Кассиан, 56, 110–111).

…Поелику отвержение мира есть не что иное, как знак умерщвления и креста, то оно и не может начаться и созидаться на другом основании, как на признании себя духовно умершим для дел этого мира, и на уверенности, что он и телесно имеет умереть в каждый день… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 158).

…Совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, сколько дозволяет человеческая слабость (прп. Иоанн Кассиан, 56, 521).

Отшельничество хоть и хорошо, но мы не считаем его полезным для всех. Ибо для многих оно не только бесплодно, но и гибельно (прп. Иоанн Кассиан, 56, 612). Источник.

…Лучше приобретать малый плод в пустыне, нежели домогаться большой пользы в мире, которая хотя бы и была приобретена прибыльным обращением многих, но пребыванием в мире и ежедневным развлечением вовсе утрачивается (авва Авраам, 56, 617–618). Источник.

Удаление от городской молвы столько полезно в деле спасения, что Сын Божий, оставив города, на вершинах гор ублажил живущих в чистоте; тем самым, чему научал делами Своими, показывая, что не отрешившемуся от земного и не восшедшему на высоту добродетели невозможно удостоиться ублажения от Бога, или улучить будущие блага. Ибо кто мудрствует горняя, тот вселяется там, идеже есть Христос одесную Бога седя (ср.: Кол. 3, 1) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 55).

Немало сведений придало мне уединенное отшельничество. Ибо, кто остается среди мятежей и намерен познать небесное, тот забыл, что посеянное в тернии им и бывает подавляемо (см.: Мк. 4, 7). И кто не отрешился от всего, тот не может познать Бога (прп. Исидор Пелусиот, 60, 228). Источник.

Ничего не потеряешь ты из того, что оставил для Господа; ибо в свое время оно придет к тебе многократно (умноженно) (прп. Марк Подвижник, 89, 542). Источник.

…Умерщвление себя для мира состоит не только в удалении человека от общения в собеседовании с тем, что есть в мире; но и в том, чтобы в беседе ума своего не вожделевал мирских благ (прп. Исаак Сирин, 58, 168). Источник.

…Если не устрашит сердца страх геенны, и любовь не приведет к желанию блаженств, то не возбудится в сердце ненависти к миру сему (прп. Исаак Сирин, 58, 171–172). Источник.

Надежду… и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанная молитва (прп. Исаак Сирин, 58, 311).

Если мир и что в мире проходит все, а Бог нетленен и бессмертен, то радуйтесь все, которые ради Его оставили тленное. Тленно же не только богатство и деньги, но и всякое удовольствие и наслаждение греховное есть тля. Одни заповеди Божии свет суть и жизнь, – и тик всеми именуются (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 510–511). Источник.

Жил в миру юноша, желающий стать монахом. Он упрашивал отца отпустить его в монастырь, но тот не соглашался. Однако близкие друзья отца уговорили его, и он отпустил сына. Юноша, оставив родительский дом, поступил в монастырь.

Постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания и ежедневно поститься. Потом он стал принимать пищу раз в два дня, наконец, раз в неделю. Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за его воздержание и подвиг. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля, чтобы он отпустил его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: «Сын! Отвергни это помышление, ты не сможешь вынести тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же искушений и злохитросгей дьявола. Если последует искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от возмущений, которые нанесет тебе враг». Но монах еще настойчивее просил об уединении. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил.

Молодой монах пошел в пещеру и начал безмолвствовать, употребляя в пищу финики, воду пил из источника. Прожил он шесть лет отшельником, никого не видя. И вот приходит к нему дьявол в виде старца-аввы. Лицо у него было страшное. Брат, увидев его, испугался, пал ниц и начал молиться, потом встал. Дьявол сказал: «Помолимся, брат, еще». Они помолились, и, когда окончили молитву, дьявол спросил: «Сколько времени ты здесь живешь?» Он отвечал: «Шесть лет». Дьявол сказал: «Ты мой сосед! А я только четыре дня тому назад узнал, что ты живешь здесь. Моя келья недалеко отсюда, одиннадцать лет я не выходил из нее, вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал: схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе для наших душ. Скажу ему и о том, что отшельничество наше не приносит никакой пользы, так как мы не причащаемся Святых Тела и Крови Христовых, что я боюсь, как бы нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера, сходим туда в воскресный день или через две недели, причастимся Тела и Крови Христовых и возвратимся в наши кельи». Совет дьявола понравился брату.

Когда наступил воскресный день, дьявол опять пришел и позвал: «Пойдем, пора». Они отправились в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер. Войдя в церковь, потали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся и, не видя того, кто привел его, подумал: «Куда он ушел? За какой-либо нуждой?» И долго ждал его, но он не приходил. Не найдя, стал спрашивать у братии того монастыря: «Где тот авва, который вошел со мной в церковь?» Они отвечали: «Мы не видели никого, видели только тебя одного». Тогда брат понял, что это был демон, и сказал сам себе: «Смотри, с какой хитростью дьявол извлёк меня из моей кельи». Но что из того? Я пришел для доброго дела: причащусь Тела и Крови Христовых и вернусь в свою келью». По совершении Литургии, когда брат хотел возвращаться, его остановил авва того монастыря, сказав: «Не отпущу тебя! Прежде раздели трапезу с нами». По окончании трапезы брат возвратился в свою келью. Источник.

И вот опять пришел к нему дьявол в образе мирского молодого человека, осмотрел его с головы до ног и говорит: «Это – он самый!» Потом снова начал смотреть на него. Брат спросил его: «Почему ты так смотришь на меня?» Он отвечал: «Думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я – сосед твоего отца». Назвал по имени своего отца, а также отца монаха, сестры и его самого по его прежнему имени и сказал: «Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что и сделал тебя своим наследником и сказал: «Кому мне завещать имущество, как не сыну, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставлю все мои блага». Потом, обратись к нам, отец твой сказал: «Если кто из вас имеет страх Божий и знает, где находится мой сын, пусть известит его, чтоб он пришел сюда, принял имущество и раздал его нищим за свою душу и за мою». Многие отправились искать тебя, но не нашли, а я, придя сюда по своим делам, узнал тебя. Не медли! Пойди продай все и исполни волю отца». Брат отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Дьявол сказал: «Если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ перед Богом. Что плохого в том, что говорю: пойди и раздай имение нищим и сиротам как благой распорядитель, чтоб блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным? Что отяготительного в том, если ты пойдешь и, во исполнение воли отца, подашь милостыню ради спасения своей души? Потом возвратишься в келью». Обольстив брата, дьявол возвратил его в мир. Он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом своего отца как уже умершего, но сам отец вышел ему навстречу. Увидев сына, отец не узнал его и громким голосом спросил: «Ты кто?» Монах смутился и не мог ничего ответить. И начал отец его допрашивать, откуда он. Тогда монах в смущении сказал: «Я твой сын». Отец удивился: «По какой причине ты возвратился сюда?» Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: «Любовь к тебе заставила вернуться, потому что я очень жалел тебя». Он остался в отцовском доме. По прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от своего отца. Несчастный! Он не прибег к покаянию, остался в мире. По этой причине я говорю, братия, что монах ни при каких обстоятельствах не должен оставлять своей кельи, кто бы ни советовал ему это (106, 486–490).

Авва Аммун из Раифа пришел однажды в Клисму посетить авву Сисоя и, видя, что старец скорбит об удалении из пустыни, сказал ему: «Что ты скорбишь, авва? И что ты в такой старости мог бы сделать теперь в пустыне?» Старец, устремив на него печальный взор, сказал: «Что ты говоришь мне, Аммун? Разве не довольно для меня было бы в пустыне и одной свободы ума моего?» (97, 254).

Был в этих странах и другой отшельник, живший в окрестностях Сиены. В первое время своего поселения в пустыне, питаясь травами и кореньями трав – песчаная почва производит самые сладкие и благовонные травы – и будучи несведущ в выборе, он часто подвергался болезни желудка. Нелегко и было различать достоинство корней по запаху: одинаково были они сладки; но в некоторых из них таился смертоносный яд. От такой пищи у отшельника начала повреждаться внутренность, сделались во всем мучительные боли, он не смел уже ничего употребить в пищу, получив чувство опасения ко всем травам и корням. Источник.

Наступил седьмой день неядения, отшельник едва дышал, как приходит к нему птица, называемая казуар. Когда птица приблизилась, отшельник кинул ей связочку трав, собранных им прежде, но к которой он не смел прикоснуться. Птица, отбрасывая в сторону ядовитые травы, выбрала для своей трапезы безвредные. Таким образом святой муж, наставленный, что он может вкушать и что должен отвергать, избежал и опасности голодной смерти, и отравления ядовитыми травами (106, 170). Источник.

В пещерах Святого Иордана жил один отшельник по имени Варнава. Однажды он отправился утолить жажду из Иордана. В ногу его вонзилась спица, и он оставил ее в ноге, не допуская, чтобы врач осмотрел его. Нога начала гноиться, и он принужден был отправиться в лавру «Башен» и взять себе келью. Между тем нарыв в ноге увеличивался со дня на день, а старец говорил всем, навещавшим его: «Чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний». Источник.

Прошло несколько времени с той поры, как отшельник Варнава ушел из своей пещеры к «Башням». В оставленную пещеру пришел какой-то другой отшельник и, войдя внутрь, увидал Ангела Божия, стоявшего пред престолом, который воздвиг и освятил старец. Источник.

– Что ты здесь делаешь? – спросил отшельник Ангела. Источник.

– Я – Ангел Господень, – отвечал он, – и этот престол вверен моему смотрению от Бога с той поры, как был освящен (102, 17). Источник.

Фома из Эги рассказал нам: «Я вышел из Эги после праздника. Стояла страшная стужа. Я зашел в монастырь аввы Феодосия в Скопле. При мне произошло следующее. В той местности жил отшельник, питавшийся травою… По воскресным дням он приходил в монастырь и причащался Святых Тайн. Однажды отшельник, придя в соблазн, целых пять недель не являлся, вопреки своему обычаю, в монастырь. Иноки были этим опечалены. Во время моего пребывания в монастыре, в воскресный день, он, наконец, пришел туда. Увидав его, отцы монастыря возрадовались и, пав пред ним, просили прощения. Пал и он пред ними, и затем облобызались. Приняв Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник, будучи в полном здравии, лег посреди церкви и тотчас скончался. Отцы монастыря поняли тогда, что отшельник предузнал свою кончину. Потому то он и пришел в монастырь, чтобы «пойти ко Господу, примирившись со всеми» (102, 81–82). Источник.

Об авве отшельнике Марке, жившем близ монастыря Иентуклы, рассказывали, что он в течение шестидесяти девяти лет вел такой образ жизни: постился по целым неделям, так что некоторые считали его бесплотным. Трудился день и ночь по заповеди Христа и все раздавал бедным, не принимая за то никакого воздаяния. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли к нему, прося взять от них то, что принесли в знак своей любви к нему. «Не возьму, – сказал старец, – потому что труды рук моих питают меня и тех, кто во имя Божие приходят ко мне» (102, 19). Источник.

Рассказывали об одном отшельнике, жившем в ближайших горах. Он был велик в очах Божиих и много лет провел в уединении, питаясь растительностью. Скончался он в малой пещере, а мы, долгое время не видя его, полагали, что он просто удалился в другую пустыню.

Однажды ночью он явился во сне нашему настоятелю авве Юлиану и сказал: «Возьми несколько братии и ступай, перенеси меня сюда из того места, где я лежу на горе под названием «Олень». Авва Юлиан, взяв с собой братий, пошел на указанную гору. Долго проискали они останки отшельника, но не нашли: вход в пещеру со временем закрылся сучьями и снегом. После долгих поисков авва Юлиан сказал: «Пойдем, чада, сойдем с горы». Лишь только мы начали спускаться, как вдруг подошел олень и, остановившись недалеко от нас, начал рыть землю. Тогда авва воскликнул: «Поверьте мне, здесь лежит раб Божий!» Расчистив это место, мы нашли тело отшельника, принесли его в обитель и там предали земле (102, 79–80). Источник.

В мире встречаются люди, которые предпочитают быть в одиночестве, чем в компании с кем-либо. Зависимость, даже в мелочах от окружающих людей, для «отшельников” является невыносимой и, как следствие, таким людям трудно строить близкие отношения. Поэтому люди-одиночки стараются избегать всяческого взаимодействия с окружающими.

Если верить определениям, отшельники – это люди, которые выбирают аскетичный образ жизни без контактов с обществом и погружением в затворничество. В шумных городах люди с синдромом «отшельника” встречаются редко – они предпочитают уединение среди природы и вдали от цивилизации.

Что такое синдром «отшельника” у людей

Часто люди-одиночки избегают не только взаимодействия с обществом и цивилизацией. Отшельники ведут аскетичный образ жизни.

Аскетизм – образ жизни, который предполагает исключение бытовых удобств и отказ в удовлетворении потребностей, включая и некоторые физиологические.

Давайте разберемся кто же такие «отшельники” с точки зрения психологии.

Как выглядит «отшельник”

Глядя на «отшельника”, мы сразу замечаем его отсутствующий вид. Он избегает смотреть в глаза собеседнику. На его лице практически не отражаются эмоции, оно кажется застывшим, безжизненным и напоминает маску. Из-за бедности мимики на лице образуется мало морщин. Правда редко используемые лицевые мускулы теряют тонус, так что эффекта сохранения вечной молодости не возникает. Тем более, что признак молодости – горящие глаза. А его глаза говорят, что их хозяин где-то далеко. Они пустые, взгляд рассеянный или затравленный. Голову «отшельник” обычно держит немного наклоненной в сторону и часто жалуется на мигрени. Его рот обычно имеет небольшой перекос влево и выдает постоянное подавление эмоций. Челюсть «отшельника” соответствует всему его облику – она удлиненная и квадратная снизу. Шея соответствует – длинная тугая и часто тонкая.

Портрет «отшельника”

Одного взгляда на фигуру «отшельника” достаточно, чтобы определить, что перед нами человек, чья жизнь и физический труд несовместимы. Он не может похвастаться ни крепким телосложением, ни хорошей координацией движений. Его позвоночник обычно искривлен, а плечи узки. Пластикой «отшельник” слегка напоминает каракатицу. Его непропорционально длинные руки и ноги производят плохо согласованные негибкие и отрывистые движения. Руки вообще могут вяло болтаться по бокам. Приглядевшись к кистям рук, мы увидим слабые, часто красные и напряженные суставы. Стоит отметить, что когда бы вы ни пожали ему руку, ваша ладонь встретится с его холодными пальцами. Очень часто «отшельник” испытывает трудности при покупке обуви, так как его ступни имеют высокий подъем.

Добавляя последний штрих к портрету «отшельника”, заметим, что скорее всего он окажется худым, но не спортивным, с узкими бедрами и грудной клеткой. Правда иногда бывают и полные представители этого типа. Но их тоже легко распознать по ярко выраженной асимметрии в теле.

Особенности личности «отшельника”

«Отшельники” – это очень духовные и одаренные бесчисленными талантами люди. Беда только в том, что они боятся воплощать свои таланты в жизнь. У них богатое воображение и они блестящие мыслители, обладающие многими новаторскими идеями. Это очень чувствительные и восприимчивые натуры, обладающие сильной интуицией, поэтому среди них много творческих людей.

Личностные особенности людей-одиночек

Однако, их творчество далеко от реального мира. «Отшельники” не думают о чувствах, это для них слишком земное. Они стремятся уйти в себя и иногда вовсе теряют контакт с реальностью, путешествуя по вымышленным мирам. Поэтому, возвращаясь на бренную землю, им очень тяжело сразу оценить все изменения в окружающей обстановке, политической ситуации в стране, новых космических достижениях, чтобы принять решение сходить в магазин или вынести мусор. «Отшельники” вообще не приспособлены для домашних дел, они плохо справляются с простыми обязанностями – вбить в стену гвоздь для них целая драма в трех действиях: найти в доме гвоздь и молоток; определить место; сохранить целыми пальцы. О приготовлении пищи и говорить не приходится. Это процесс, из которого не стоит улетать в облака, иначе все подгорит или окажется недосоленным. Зная, что скорее всего получится неважно, «отшельники” чувствуют бессилие или неохоту делать что-либо и объясняют свое бездействие любыми причинами. Вплоть до того, что сейчас для действий самое плохое время и неблагоприятная астрологическая ситуация. Такое постоянное юление и выкручивание не способствует хорошему отношению к себе, поэтому самооценка у «отшельников” занижена.

«Отшельники” вроде и здесь, но мыслями очень далеко в своем мире

Карьера

Жизненное кредо «отшельников” – владение собой. Они пытаются сохранять лицо, достоинство и самообладание в любой ситуации. Для этого просто не отражают на нем эмоций и поэтому кажутся очень уравновешенными. Но сделать хорошую карьеру им мешает патологическая неспособность принимать решения. Однако, они часто имеют репутацию надежных, достойных, невозмутимых, рассудительных и порядочных людей-партнеров. Если от них не требовать лидерства, то они вполне могут применить свой интеллектуальный талант в бизнесе. А отстраненность и боязнь завязывать близкие отношения иногда тоже являются хорошими помощниками в деловой сфере.

Карьерой «отшельники” могут компенсировать неудачи в отношениях

Любовь и отношения с «отшельниками”

В личной жизни они похожи на точеную ледяную сосульку – желчны, язвительны, стараются обидеть первыми, чтобы не обидели их самих. Тому, кто рискнет связать с таким человеком свою судьбу, необходимо быть теплым, нежным и очень осторожным и терпеливым. Не стоит ждать от «отшельника” инициативы и помощи в быту. Огромных усилий будет стоить даже такая мелочь как вытащить его на вечеринку, если он не будет уверен, что встретит там такого же собеседника-философа. Однако, титанические усилия по приручению «отшельника” будут вознаграждены крепкими и очень глубокими отношениями, скорее всего на всю жизнь, если конечно вам хватит великодушия прощать его периодические колкости.

Секс с таким человеком похож на фейерверк и кажется, что именно в нем он самореализуется и раскрывается до конца. Единственная беда в том, что он занят в основном собой, а не партнером. Впрочем, это с лихвой компенсируется напором и разнообразием.

Дом «отшельника” – его убежище и крепость

«Отшельник” одержим домом. Это его мечта, цель и физиологическая потребность. Его дом – его крепость. Он готов обвешаться самыми надежными замками и сигнализациями, лишь бы заполучить чувство безопасности. Он готов сидеть в нем безвылазно, наслаждаясь долгожданным спокойствием. Поэтому, даже оказываясь в компании, «отшельник” обычно избегает близости с другими людьми.

Общение

Являясь людьми умными, талантливыми и философски настроенными, «отшельники” побуждают собеседника к интеллектуальным отношениям, предпочитая говорить о высоких материях. Тем увлеченнее они становятся, чем дальше забираются в какие-нибудь дебри. Но так как в речи «отшельники” используют безличные предложения и не употребляют местоимений, создается впечатление, что в этом разговоре их самих нет. Общаются они при помощи абсолютных терминов, не имеющих ничего общего с конкретными земными понятиями. Из всего сказанного нетрудно сделать вывод, что общение и «отшельник” – вещи плохо сочетаемые. Тем более, что «отшельники” очень ревностно относятся к личному пространству. Поэтому стараются не прикасаться к другим людям и избегать чужих прикосновений, довольствуясь общением на расстоянии. С ними практически невозможно наладить личные отношения, потому что сопереживание и обсуждение обычных жизненных тем лежат за пределами их интересов. Если такие отношения все-таки возникли, очень вероятно, что «отшельник”, боясь предательства, разочарования или чего-нибудь еще, поступит согласно принципа: «Я оставлю тебя первым и ты не успеешь сделать мне больно”.

Но это не единственная мера, принимаемая «отшельником” для обеспечения собственной безопасности и душевного комфорта.

Защита «отшельников”

Для комфортного существования в обществе «отшельник” часто применяет три вида защит:

  • «ракушка” – быстродействующая защита, безотказно спасающая вечно боящегося чего-то одиночки. Она позволяет просто перестать быть там, где не хочется, углубляясь в себя и отгораживаясь от внешнего мира стенками своей раковины. Ее действие можно описать так: во время беседы по какой-либо причине человека охватывает легкое чувство скуки и напряжения. Тогда в голове поднимается легкий туман и человек оказывается неизвестно где. Звуки в это время приглушаются, образ собеседника тускнеет. В это время глаза у человека становятся стеклянными, хотя сам он усиленно делает вид, что продолжает слушать и даже поддакивает.
  • «дом отдельно, я отдельно” – эта защита ставится человеком на дни и годы, формируется обычно в результате очень сильной травмы, не имеет значения психологической или физической. В этом случае человек выглядит так, будто он находится вне себя, не от мира сего.
  • «иголки” – этот вид защиты очень похож на «истерию подростка”. Для описания этой защиты очень хорошо подходит глагол «ощетинился”, стал колюч по всей поверхности тела. Всем своим видом, поведением, речью «отшельник” увеличивает дистанцию между собой и окружающими, которые явно чувствуют, что человек не хочет с ними беседовать и в его обществе становится неприятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *